Реферат по предмету "Экономическая теория"


Предельная полезность австрийской школы, альтернатива концепций классической школы

Содержание: Введение 1. Теория предельной полезности 2. Теория производительных благ. 3. Психологическая теория процента Бем-Баверка.
Заключение Список литературы Введение Теория предельной полезности ведет свой отсчет с 70-х гг. XIX века, тогда то и появились первые работы теоретиков, которых позже стали называть основоположниками австрийской школы. Наиболее известные из работ австрийских экономистов – “Основания политической экономии” (1871г.) Карла Менгера (1840 – 1921), “Теория общественного хозяйства” Фридриха фон Визера (1851-1926), “Основы ценности хозяйственных благ” Ойгена Бём-Баверка (1851-1914). Родоначальником австрийской школы является К.Менгер. он сформулировал основные положения теории предельной полезности, описывая индивидуальные акты обмена. Визер уже использовал принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства, а Бём-Баверк, развивая идеи Менгера и Визера, дал наиболее развернутый вариант новой теории, дополнив ее субъективистской концепцией процента. Австрийская школа выдвинула субъективно-психологическую концепцию стоимости и цены товара. Австрийские экономисты считали, что каждый человек – лично сам –определяет ценность благ, исходя из степени желательности для него потребляемых вещей. Причем субъективная ценность всякого блага, а стало быть, и рыночная цена, считали они, зависит только от важности удовлетворения потребностей и степени их насыщения. Она определяется также количеством предметов и степени их насыщения. Люди не считают ценными для себя вещи, имеющиеся в безграничном количестве, и приписывают ценность только редким благам. В процессе потребления происходит закономерное убывание полезности. С каждой дополнительной единицей данного вида благ степень удовлетворения от их потребления уменьшается и достигает предельной величины (“точки насыщения”). 1. Теория предельной полезности При разработке теории предельной полезности представители австрийской школы использовали различные определения стоимости полезностью вещей (потребительской стоимостью), которые развивали еще Тюрго, Кондильяк, Германн, Сей, и в особенности так называемые законы Госсена, сформулированные немецким профессором в середине Х!Х в. Согласно этим законам, в ходе “постепенного насыщения потребностей” полезность вещи якобы падает с увеличением запасов благ. Герман Госсен (1810-1858) рассматривал полезность как субъективную категорию, потребление – как единственный объект исследования, заслуживающий внимания и подменял экономику психофизиологией. Именно он создал первый вариант экономико-математической теории полезности, только полезность он называл не предельной, а “ценностью последнего атома”. К.Менгер первым изложил теорию предельной полезности и предпринял попытку показать зависимость полезности от редкости предметов потребления. Он утверждал, что истинным исходным пунктом исследования являются человеческие потребности. Эти потребности Менгер определял как разновидность неудовлетворенных желаний или неприятных ощущений, которые проистекают из нарушения своеобразного физиологического равновесия. Потребности зависят от количества потребительских стоимостей, от их редкости, возможности их воспроизвести. Менгер утверждал, что при ограниченности ресурсов перед индивидом возникает проблема, как наилучшим способом распределить свои средства для удовлетворения потребностей. Для ответа на этот вопрос Менгер использовал схему, в которой римскими цифрами обозначал потребности человека в различных предметах от ! до Х в зависимости от их значения для благополучного субъекта, от насущной к наименее важной. Арабские цифры должны в этой таблице показывать, как хозяйственный субъект оценивает первую, вторую и т.д. единицы блага, удовлетворяющего ту или иную потребность. Таблица Менгера. I II III IV V VI VII VIII IX X 10 9 9 8 8 8 7 7 7 7 6 6 6 6 6 5 5 5 5 5 5 4 4 4 4 4 4 4 3 3 3 3 3 3 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Менгер, поясняя свою таблицу, сравнивал потребности ! и В. Потребность ! – в зерне, самая важная потребность. Потребность В – в напитках. Если человек имеет запас зерна в 3 мешка, то предельная полезность зерна по этой схеме будет равна 8 единицам, а предельная полезность вина при наличии трех бутылок у этого человека будет равна 4 единицам. Если человек имеет 5 мешков зерна, то его предельная полезность будет оцениваться ниже –в 6единиц, а пятая бутылка будет иметь предельную полезность в 2 единицы.
Для определения цены, которой он подменял стоимость, Менгер опирался на закон робинзонады и исследовал поведение индивида, поступки которого подчинены поиску наибольшей прибыли, или рациональной психологии. Предложение товаров на рынке он объявлял неизменным, считая, что в этих условиях ценность того или иного блага будет зависеть от спроса, а изменение последнего – от предельной полезности этих благ. Важным моментом в творчестве Менгера был сформулированный им принцип снижающейся полезности. Согласно этому принципу, стоимость одного блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса. В своей таблице К.Менгер абстрагировался от того факта, что субъективная оценка одного и того же блага разными людьми различна. Далее Менгер, ставя ценность благ в зависимость от редкости приходил к выводу, что она определяется размерами предложения. При увеличении или уменьшении количества благ изме6няется степень удовлетворения потребностью и соответственно ценность этих благ. Он считал, что ценность одинаковых благ определяется стоимостью наименее важной единицы или последней в запасе. К.Менгер, формулируя принцип предельной полезности, подчеркивал, что его теория посвящена рассмотрению отношения между благами и людьми, в которой важную роль играет вопрос о том, какое место внутри общей иерархии занимает данная вещь. Наиболее развернутое изложение теории предельной полезности дал О. Бем-Баверк. В работе "Основы теории ценности хозяйственных благ", используя "законы Госсена", он стремился доказать, что меновая ценность, как и потребительная, определяется "предельной полезностью" товаров на базе субъективных оценок. Бем-Баверк хотел уйти от противоречия Менгера. Он различал субъективную объективную стоимость, уверяя, что субъективная стоимость это личная оценка товара потребителем и продавцом. Объективная же ценность это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. Бем-Баверк подчеркивал, что стоимость – это суждение, которое имеют хозяйствующие люди о значении находящихся в их распоряжении хозяйственных благ, и вне сознания людей она не существует. Стоимость " измеряется величиной предельной пользы от этой вещи". Для иллюстрации этого утверждения Бем-Бааверк приводит следующий пример. Одинокий поселенец живет в лесу. Он собрал пять мешков зерна до следующей жатвы. Какова их значимость для этого человека? Один мешок хлеба нужен, чтобы не умереть с голода, другой – чтобы сохранить здоровье и силы, третий мешок – для откорма домашней птицы, четвертый – на изготовление спиртных напитков, пятый –на корм попугаю. Все мешки имеют одинаковую ценность. Но если их расположить по убывающей для поселенца ценности, то самую высокую ценность имеет первый мешок зерна: он необходим для сохранения жизни поселенца. Эту наивысшую ценность можно оценить в 10 баллов. Полезность второго мешка будет оценена несколько ниже, допустим, 8 баллов. Полезность (или ценность) остальных следует оценивать в 6,4 и, наконец, 1 балл. Таким образом, по мере понижения полезности убывает субъективная ценность мешков с зерном. Переход к насыщению к потребности в зерне происходит не сразу, а постепенно. Полезность каждой новой единицы блага (товара) убывает. Таким образом, предельная полезность зависит от количества имеющихся благ, интенсивности потребления индивида. Бем-Баверк рассматривал цену товара как результат столкновения на рынке различных субъективных оценок продавцов и покупателей. Теория предельной полезности объявлялась исходным пунктом теории цены, как равнодействующей субъективных оценок товара со стороны продавцов и покупателей. Сами же субъективные оценки ставились в зависимость от предельной полезности. Бем- Баверк, например, заявлял, что субъективная оценка любого товара со стороны покупателя определяет максимальную границу цены, а субъективная оценка со стороны продавца – минимальную. Кроме этого, чтобы субъективные оценки предпочтений потребителей сделать количественно соизмеримыми, "австрийцы" использовали стоимостные показатели (денежные цены). Однако субъективные оценки потребителей зависят от структуры цен на предметы потребления. Итак, субъективная стоимость (предельная полезность), которая призвана определять цены, сама зависит наряду с другими факторами от цен. Следует обратить внимание на то, что в теории предельной полезности с одной стороны, количество сопоставлялось с абсолютными потребностями в них, с другой – говорилось, о соотношении количественных благ с платежеспособным спросом. Во втором случае предельная полезность сама оказывалась производной от уровня цен. Бем-Баверк, пытаясь уйти от очевидных неувязок в теории предельной полезности, ввел понятие субституционной предельной полезности. Он заявлял, что предельная полезность какого-либо блага совпадает с той пользой, которую приносит последняя единица этого блага; причем последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. Сама же субститационная полезность вещи определяется предельной полезностью тех предметов потребления, которыми человек вынужден жертвовать, чтобы купить новую вещь. Однако сама субститационная полезность зависит от цен, что свидетельствует о невозможности вывести из полезности меновое отношение между товарами и дает основание сделать вывод о теоретической несостоятельности австрийского варианта концепции предельной полезности. Главным недостатком австрийской школы оказалось то, что при определении ценности она абстрагировалась от производства – решающего условия образования стоимости и от труда – единственного ее источника.(1) 2. Теория производительных благ. Австрийская школа при разработке теории предельной полезности игнорировала анализ процесса производства и труда. Однако буржуазная экономическая вынуждена все же исследовать издержки производства, которые должен учитывать каждый капиталистический предприниматель. Решая эту проблему, "австрийцы" разработали теории производительных благ, в которой предпринимается попытка психологизировать издержки производства и трактовать их как своеобразную полезность. Все блага были разделены на потребительные, удовлетворяющие личные потребности, и производственные, к которым отнесены средства производства и труд. При этом труд рассматривался не как живой творческий процесс, а как одно из многочисленных благ и отождествлялся со средствами производства. Чем же определяется стоимость этих благ? Визер, а вслед за ним и Бем-Баверк, заявляли: производительные блага своей стоимости не имеют, поскольку прямо не удовлетворяют человеческие потребности. Эти блага трактовались ими как будущие, или потенциальные, потребительные блага. Полезность производительных благ они определяли полезностью потребительных благ, которые могут быть полезны с их помощью. Из этого делался вывод, что стоимость издержек производства имеет производный характер и отражает только стоимость конечного продукта. Как писал Бем-Баверк, "не издержки производства дают ценность своим продуктам, а, наоборот, издержки производства получают ценность от своих продуктов".
Бем-Баверк пытался классифицировать все блага в зависимости от того, как близки они к удовлетворению человеческих потребностей. В первый разряд были включены сами потребительные блага, во второй - производительные, участвующие в непосредственном производстве потребительных благ, в третий – те, которые производстве благ второго разряда и т.д. По словам Бем-Баверка, "ценность единицы производительных средств определяется пользой и ценностью продукта, имеющего наименьшую предельную пользу среди всех продуктов, на производство которых хозяйственный расчет позволил бы употребить эту единицу производительных средств". Первооткрывателем этой идеи был Визер, который издержки производства связывал с предельной полезностью довольно сложным образом. Он утверждал, что ценность продуктов определяется ценностью издержек производства, а ценность последних – предельной полезностью предельного потребительного блага. Визер трактовал издержки как приносимую в жертву полезность. Это положение вошло в историю политической экономии под названием "закон издержек производства", или "закон Визера". Действие этого закона австрийская школа распространяла на все блага, исключались только "свободные блага", куда отнесены земля, воздух и так далее. Австрийцы утверждали, что стоимость издержек производства является производной величиной от стоимости конечного продукта, в то время как в действительности сама стоимость конечного продукта является воплощением общественно необходимых затрат труда в процессе его производства. Ошибкой австрийской школы было отождествление труда со средствами производства, в результате чего труд рассматривался не как процесс, совершающийся между человеком и природой, а как материальная вещь.
При определении производительного блага австрийская школа исходила из положения о том, что стоимость средств производства и стоимость предметов потребления, изготовленных при помощи этих средств производства, якобы равны между собой. В действительности не стоимость средств производства зависит от предметов потребления, а наоборот. Выдвигая теорию вменения, австрийские экономисты пытались замаскировать классовый характер распределения общественного продукта при капитализме. На вооружение была взята концепция Сэя о трех факторах производства и соединена с теорией предельной полезности. Ради апологии прибыли и ренты теория вменения доказывала, что каждому производительному фактору (земле, труду и капиталу) должна быть "вменена" соответствующая часть потребительных благ, которые произведены этими факторами. Однако Карл Менгер не выделял трех факторов производства и считал, что все производительные блага равнозначны, а распределение общей стоимости продукта происходит между всеми разнообразными производительными благами. Производить подсчет он предлагал путем использования "метода лишения". Визер же принимал трехфакторную концепцию. Он говорил, что начинать надо с изучения сочетания факторов (капитала, труда и земли), и далее определять, какая доля стоимости может вменяться каждому фактору. Кроме того, он предлагал сравнивать ценность данного предмета потребления с ценностью другого предмета, изготовленного из тех же материалов, но в других пропорциях. Этот метод получил название метода производительного вклада. Бем-Баверк придерживался метода альтернативных издержек, он говорил, что стоимость производительного блага, которое исключено из процесса производства, нужно подсчитывать, исходя не из его влияния на конечный продукт, а по стоимости производительного блага, которое заменило исключенное. 3. Психологическая теория процента Бем-Баверка. Представители австрийской школы предприняли попытку создать субъективно психологическую концепцию прибыли. Этой цели и была посвящена работа Бем-Баверка "Капитал и прибыль", где доказывалось право капиталиста на прибыль путем сведения ее к проценту. Используя субъективно-психологический метод исследования, он сконструировал такие категории, как "настоящее благо" (заработная плата) и "будущее благо" (средства производства и труд рабочих). Он, заявлял, что благо, которым человек пользуется сегодня, не равноценно тому благу, которым он будет пользоваться завтра, что ценность нынешних благ при равных условиях всегда больше ценности таких благ в будущем. Из этого делался вывод, что процент возникает в результате влияния фактора времени на стоимость благ. Источник процента в разнице оценок будущих и настоящих хозяйственных благ, а сам процент, объявлялся вечной и естественной категорией. Процент у Бем-Баверка – результат "ожидания" капиталиста. Прибыль сводиться к проценту. Согласно Бем-Баверку, труд – это "благо будущего", так как он создает продукт только через определенный период, а, следовательно, рабочий – владелец "будущего блага". Предприниматель же, нанимая рабочего, дает ему "настоящее благо" при выдаче заработной платы. Капиталист и рабочий обмениваются этими благами. Получается, что труд по истечении времени создает какие-то блага, и эти блага из-за более низкой оценки будущих благ по сравнению с настоящими будут по стоимости превышать заработную плату. Это превышение и составит процент, а вернее прибыль капиталиста. С точки зрения Бем-Баверка, эксплуатация здесь отсутствует, а более высокая стоимость продукта труда по сравнению с ценой труда (заработной платой) при добровольном обмене отражает равноценность и справедливость отношений капиталиста и рабочего. Теория процента Бем-Баверка внутренне противоречива и не отражает реального процесса образования дохода капиталиста, поскольку вся проблема процента сведена к "теории времени". Противоречивость теории процента, предложенной Бем-Баверком, видели его коллеги по школе. В частности, Визер дал свое объяснение прибыли, считая ее результатом производительности самого капитала, поскольку средства производства участвуют в создании потребительской стоимости. Заключение Теория придельных величин приобрела универсальный характер. Она явилась одним из отправных пунктов, своеобразным стимулом для последующей разработки положений и категорий, вошедших в арсенал экономической науки. От Менгера и Бём-Баверка пошли концепции, методологические подходы, нашедшие практическое применение в различных областях управления и хозяйственной деятельности. Австрийцы повернули теорию в сторону изучения интересов и мотивов действия потребителя. Тем самым они способствовали созданию теории потребительского поведения, формированию области знаний, получившей название экономической психологии. Классики проблемами личного потребления практически не интересовались, не включили их в предмет политической экономии. Они считали, что привычки и пристрастия потребителей непредсказуемы. А Менгер в отличие от них утверждал, что “человек со своими потребностями” и “своей властью над средствами удовлетворения последних” – исходный и конечный пункт всякого человеческого хозяйства.
Предельные величины – один из отправных параметров временной теории цен, анализа взаимной связи спроса и предложения. Уравновешивающая функция цены складывается из взаимодействия конечных величин. Анализ конкуренции, рыночных эффектов и парадоксов опирается на изучение потребностей человека и законов насыщения.
Без понимания мотивов экономического поведения различных социальных групп невозможна выработка сколько-нибудь результативной экономической политики. В современных условиях особенно важен “климат доверия”, понимание интересов и действий потребителей на рынке. Список литературы 1. Бартенев "Экономические теории и школы", М.-1996г. 2. Борисов "Хрестоматия по экономической теории", М.-1997г. 3. "Всемирная история экономической мысли", М.-1989г. 4. Майбурд "Введение в историю экономической мысли: от пророков до профессоров", М.–1996г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Коллективная материальная ответственность, как способ предотвращения потерь в магазинах розничной сети
Реферат Nra As An Interest Group Essay Research
Реферат Обучение гимнастическим упражнениям на основе их моделирования
Реферат Egypt And Mummification Essay Research Paper Ancient
Реферат Предпосылки государственности у восточных славян и основные этапы ее становления. Норманская и
Реферат Обучение математике по педагогической технологии Р.Г. Хазанкина
Реферат Методы расчета линейных электрических цепей при импульсном воздействии. Спектральный анализ сигналов
Реферат Социальная структура российского общества: итоги восьми лет реформ
Реферат Swift Essay Research Paper Swift
Реферат Bless The Beast And Children Essay Research
Реферат І навколишнє природне середовище, розглянувши заяву товариства з обмеженою відповідальністю «Еліта Ойл» вх від 30. 06. 2011 №0563, від 30. 06
Реферат Кроссворд
Реферат Безопасность Linux. Удаленные атаки
Реферат The Green Mile Essay Research Paper Stephen
Реферат Синдром Дауна проблеми інтелектуального розвитку