Реферат по предмету "Экономическая теория"


Налогово-бюджетная деятельность государства

Содержание Введение I. Налогово-бюджетная (фискальная) политика как главный инструмент экономической политики 1.1. Понятие фискальной политики
1.2. Цели фискальной политики 1.3. Виды фискальной политики 1.4. Дискреционная фискальная политика 1.4.1. Инструменты 1.4.2. Взгляды на роль налогов как регуляторов экономики 1.4.3. Анализ кривой Лаффера 1.4.4. Воздействие государственных расходов на объем национального производства 1.4.5. Сущность мультипликатора госрасходов 1.4.6. Влияние налогов на объем национального производства, потребление и сбережения 1.4.7. Сущность налогового мультипликатора 1.4.8. Способы проведения дискреционной фискальной политики в различные периоды экономического цикла 1.4.9. Негативные последствия дискреционной фискальной политики 1.5. Автоматическая фискальная политика 1.5.1. Сущность встроенных стабилизаторов 1.5.2. Виды встроенных стабилизаторов 1.5.3. Влияние прогрессивного налогообложения на состояние госбюджета 1.6. Дефицит госбюджета как отрицательное явление экономики 1.6.1. Виды дефицита 1.6.2. Источники покрытия дефицита 1.6.3. «Эффект вытеснения» частных инвестиций 1.7. Государственный долг, как следствие дефицита 1.7.1. Виды госдолга 1.7.2. Негативное воздействие госдолга на национальную экономику 1.7.3. Мероприятия по управлению госдолгом II. Фискальная политика России 2.1. Диспропорции между доходами экономики и налоговыми поступлениями 2.2. Недоимки в федеральный бюджет прошлых лет, как следствие этих диспропорций 2.3. Основные направления реформирования налоговой системы РФ 2.4. Мнения российских экономистов о необходимых направлениях проведения фискальной политики 2.5. Фискальная радость или состояние госбюджета на 2000 год 2.6. Основные задачи фискальной политики РФ на 2001 год и последующие годы III. Правила налогово-бюджетной политики IV. Проблемы, связанные с оценкой эффективности фискальной политики Заключение Список используемой литературы
Введение Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о налогово-бюджетной политике (сфере, системе, отношениях и т.п.). Иногда вместо термина «бюджетно-налоговый» используется его синоним «фискальный» (от лат. fiscus – государственная казна и fiscalis – относящийся к казне). Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач. Основными рычагами налогово-бюджетной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – задача законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета. Анализ налогово-бюджетной политики предполагает получение ответов на следующие вопросы: Во-первых, насколько широка степень государственного влияния в современной экономике. Во-вторых, каким образом изменение величины расходов и объема налогов влияют на экономическую конъюнктуру. В-третьих, какие используются принципы собственно бюджетной политики, должен ли быть бюджет сбалансированным или может исполняться с дефицитом или профицитом. Итак, целью данной курсовой работы является подробное описание типов и основных инструментов фискальной политики, раскрытие разных точек зрения на способы ее проведения, рассмотрение видов бюджетного дефицита и возможностей его покрытия. Большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике России, а именно: выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние годы. В работе также представлен прогноз на 2001-2010 годы, освещены проблемы, связанные с проведением и оценкой эффективности фискальной политики. Весь этот материал собран из массы всевозможной литературы по налогово-бюджетной деятельности государства, такой, как изданные конспекты лекций, учебные пособия, а также множество периодических изданий, например, «Эксперт», «Экономист», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал» и т.п. Причем, следует отметить, что во всех этих источниках подчеркивается актуальность фискальной политики, т.к. именно от нее зависят состояние госбюджета, объем производства, уровень благосостояния населения. Лишь хорошо продуманное и умелое использование ее механизмов может привести к процветанию экономики.
V. Налогово-бюджетная (фискальная) политика как главный инструмент экономической политики 1.1. Понятие фискальной политики Фискальная (бюджетно-налоговая)политика – разновидность государственной экономической политики, представляющей собой манипулирование государственным бюджетом, его доходами и расходами для достижения макроэкономического равновесия при полной занятости и отсутствия инфляции. Фискальная политика – это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Т.е. налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. 1.2. Цели фискальной политики Схема 1 1.3. Виды фискальной политики Экономическая наука выделяет следующие виды фискальной политики: Схема 2 Схема 3 1.4. Дискреционная фискальная политика 1.4.1. Инструменты Основными инструментами дискреционной фискальной политики являются: 1) общественные работы; 2) изменение трансфертных платежей; 3) манипулирование налоговыми ставками. Государственная программа занятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств государства и местных органов власти. Например, широкое применение в рыночной экономике в период кризиса 1929-1933 года нашла программа организации общественных работ. По этой программе государство за счет бюджетных средств организовывало разные виды работ для населения по принципу «лишь бы занять» - иногда одни копали ямы, другие их закапывали. Поэтому довольно часто, с точки зрения экономики, эти программы были малоэффективными. Их главная задача состояла в том, чтобы стимулировать совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях массового роста безработицы.
Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более эффективным инструментом в стремлении стабилизировать экономику. Введем понятие предельной и средней налоговой ставки. Предельная ставка налога – это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода. Средняя ставка налога – это отношение суммы налогов к сумме доходов.
Причем наиболее верное представление о налоговом бремени дает средняя налоговая ставка. В экономической теории выделяют три вида налоговых ставок: 1) прогрессивные, т.е. увеличивающие процент налоговых отчислений с увеличением дохода; 2) пропорциональные, т.е. процент налоговых отчислений не меняется от величины дохода; 3) твердые (фиксированные), устанавливаемые на объекты независимо от их стоимости. 1.4.2. Взгляды на роль налогов как регуляторов экономики Существуют разные точки зрения на роль налогов как регуляторов экономики: По Кейнсу, во время спада налоги снижаются для стимулирования производства. Во время подъема, наоборот, налоги возрастают, что позволяет затормозить рост инвестиций. Рост налоговых поступлений во время подъема позволит выплатить государственную задолженность, которая образовалась в депрессивный период для финансирования государственных расходов. По теории монетаристов и концепции экономики предложение о снижении налогов становится значительным стимулом эффективного производства. М. Фридмен – идеолог монетарной школы – рекомендует снижать налоговое бремя, когда экономический кризис пройдет свою низшую точку и оставит на рынке только эффективных производителей, разорив остальных. В этом случае более низкие ставки налогов для сильных производителей предоставят им большие возможности для инвестирования и позволяет стране перейти на высокую ступень эффективности производства. Теория предложения рекомендует поддерживать режим конкуренции, облегчая налоговое бремя, вплоть до применения налоговых каникул для массового бизнеса, или для тех, кто осуществляет выпуск товаров, в наибольшей степени отвечающих интересам общества. Теория предложения предполагает наличие оптимальной налоговой ставки, стимулирующей хозяйственных субъектов увеличивать доходы и, следовательно, их налоговые отчисления в бюджет. 1.4.3. Анализ кривой Лаффера Зависимость между объемом налоговых поступлений бюджета и ставкой налога показывает кривая Лаффера: При rT=0, государство никаких налогов не получит, при rT=100%, государство налогов также не получит. При любых других значениях rT, государство в том или ином размере получает налоги, при этом, при каком то значении rT (rT0) сумма налоговых поступлений становиться максимальной. Рост налоговой ставки только до определенного значения (rT0) ведет к увеличению налоговых поступлений, дальнейшее же ее повышение обуславливает их сокращение. Причем, одну и ту же величину налоговых поступлений (за исключением Tmax) можно получить при двух разных уровнях налоговой ставки. Однако эффекты применения разных ставок в экономике будут различны: 1) при rT1 создаются условия для стимулирования экономического роста и деловой предпринимательской активности; А. Поффер выявил троякое воздействие снижения налогов на экономику: А) налоговая база расширяется, благодаря увеличению производства. Б) труд и капитал будут перетекать из сфер высокого налогообложения в сферы с низким налогообложением, повышая общую эффективность экономики. С этим явлением связан принцип «Невидимой ноги». Он проявляется в способности потребителей и фирм голосовать ногами, переезжая в ту местность, которая обеспечивается оптимальной корзиной налогов и выгод. В) сокращается число участников экономического процесса, уклоняющихся от уплаты налогов. 2) при rT2 создаются условия для подавления деловой экономической активности, производство уменьшается и возрастает роль теневой экономики, наносящей большой урон экономике государства. Таким образом, кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережений и тем самым содействовать инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, т.к. количество налогоплательщиков при этом должно возрастать. 1.4.4. Воздействие государственных расходов на объем национального производства Таким образом, мы видим, что дискреционная фискальная политика влияет на объем национального производства, занятость и инфляцию. Проанализируем это воздействие. Для этого воспользуемся графиком 1.2. Примем некоторые допущения, упрощающие анализ воздействия налогово-бюджетной политики на совокупный спрос, а именно допустим, что фискальная политика влияет на совокупный спрос, государственные расходы, не влияет на потребление и инвестиции, чистый экспорт равен 0. Отложим по оси x величину ВНП, по оси y – совокупные расходы, которые состоят из расходов населения, предприятий и государства на приобретение материальных благ и услуг. Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т.е. будет равна их расходам, можно графически изобразить в виде прямой линии, идущей к оси x под углом 450. В любой точке этой прямой совокупные расходы равны ВНП в этой точке. Теперь введем график потребления C. Точка А показывает состояние, когда расходы населения равны его потреблению. В результате закупок предприятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций C+I. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В точке B достигается такое состояние, когда на весь произведенный ВНП будет предъявлен спрос населения и предприятий. Введение в экономический анализ государственных расходов (G ) сдвигает график совокупных расходов (C+I) вверх и вызывает рост валового национального продукта (Q2 ® Q3). Точка макроэкономичного равновесия смещается вверх по линии биссектрисы. Точка E показывает равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы равны объему производства. Исходя из данных рассуждений, можно записать, что ВНП = C + I + G. 1.4.5. Сущность мультипликатора госрасходов Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает, как изменяется объем ВНП в результате изменения государственных расходов:
KG = DВНП / DG, где G – государственные расходы; КG – мультипликатор государственных расходов Мультипликатор государственных расходов количественно можно выразить и через такие экономические категории, как предельная склонность к сбережению (MPS) и предельная склонность к потреблению (MPC):
KG = 1 / 1 – MPC = 1 / MPS Таким образом, DВНП = DG * KG 1.4.6. Влияние налогов на объем национального производства, потребление и сбережения Рассмотрим теперь влияние налогов на национальное производство и величину ВНП. Для упрощения анализа предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый налог, сумма которого не меняется при любой величине ВНП (налог постоянной величины). Введение этого налога приведет к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков (дохода после уплаты налогов), следовательно, сократятся и расходы. Это в свою очередь отразится на всей сумме совокупных расходов - она уменьшится.
При постоянных I и G график совокупных расходов (C+I+G) сдвинется вниз и вызовет сокращение объема ВНП. Точка макроэкономичного равновесия переместится вниз по линии в 45 градусов. Противоречивая картина складывается при сокращении налогов. Вместе с тем влияние налогов на объем ВНП имеет специфику по сравнению с воздействием инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что располагаемый доход используется не только на потребление, но и на сбережение. Следовательно, снижение располагаемого дохода уменьшает не только потребление, но и сбережения.
Каким будет при этом уменьшение потребления? Это зависит от предельной склонности к потреблению (MPC). Для определения сокращения потребления в результате введения налога необходимо умножить сумму налогового приращения (Т) на МРС или С=Т * МРС (аналогично этому умножение суммы налогового приращения на величину MPS покажет уменьшение сбережения в результате введения дополнительного налога или S= T * MPS). 1.4.7. Сущность налогового мультипликатора Действие налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Однако в отличие от государственных расходов, которые оказывают более сильное воздействие на совокупные расходы, налоги оказывают меньшее воздействие, т.к. государственные расходы - это одна из составляющих совокупных расходов, а налоги - фактор, влияющий на одну из переменных потребления, значит, налоговый мультипликатор оказывает меньшее воздействие на сокращение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Компенсационный эффект роста государственных расходов требует большего роста налогов, чем рост государственных расходов. Налоговый мультипликатор равен мультипликатору государственных расходов, взятому со знаком «-», умноженному на MPC. KT = ( - 1 / 1 – MPC ) * MPC = - MPC / MPS, где KT – налоговый мультипликатор. Налоговый мультипликатор имеет отрицательный знак, т.к. отражает процесс сжатие ВНП при росте налогов. Таким образом, влияние государственных расходов на национальную экономику осуществляется через совокупный спрос. При увеличении государственных расходов на закупку товаров и услуг соответственно возрастает величина совокупных расходов на рынке, стимулируя тем самым совокупный спрос и рост объема национального производства валового национального продукта (ВНП). Сокращение государственных расходов, соответственно, влечет за собой сокращение ВНП. В свою очередь, введение дополнительных налогов или увеличение ставок уже существующих приводит к уменьшению располагаемого дохода (дохода после уплаты налогов) налогоплательщиков, что отражается на всей сумме совокупных расходов (они уменьшаются). Следовательно, можно прогнозировать дискреционную фискальную политику государства в разные периоды экономического цикла. 1.4.8. Способы проведения дискреционной фискальной политики в различные периоды экономического цикла В период спада стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) складывается из: 1) увеличения государственных расходов; 2) снижения налогов; 3) сочетание роста государственных расходов со снижением налогов (с учетом того, что мультипликационный эффект увеличения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект снижения налогов). Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства. В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая (или стабилизационная, или рестрикционная) фискальная политика складывается из: 1) уменьшения государственных расходов; 2) увеличения налогов; 3) сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением (с учетом того, что мультипликационный эффект уменьшения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект роста налогов). Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета. Конечно, это абстрактная схема поведения правительства, и механизм фискальной политики далеко не так прост. 1.4.9. Негативные последствия дискреционной фискальной политики Эффективная же дискреционная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы. Однако узнать, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с запозданием. Запаздывание действия необходимых рычагов дискреционной политики связано также с обычными административными процедурами по организации мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики. Причем, эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, т.к. вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени. Ситуация осложняется и наличием: 1) лага распознавания – это промежуток времени между фактическим появлением безработицы или инфляции и моментом их фиксации; 2) административного лага (или лага осуществления) – это промежуток времени между фиксацией фактов безработицы или инфляции и принятием соответствующих мер воздействия; 3) функционального лага (или лага эффективности) - это промежуток времени между задействованием мер воздействия и достижением результатов. Эти лаги также ухудшают возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать. 1.5 . Автоматическая фискальная политика 1.5.1. Сущность встроенных стабилизаторов В русле проводимой фискальной политики государства есть вторая составляющая – автоматическая фискальная политика или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическими или встроенными стабилизаторами понимается экономический механизм, который автоматически (без вмешательства государства) реагирует на изменение экономической ситуации. Эти стабилизаторы служат для смягчения реакции экономической системы на изменение объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций. 1.5.2. Виды встроенных стабилизаторов К основным встроенным стабилизаторам относятся: 1) Социальные выплаты. Расходы на социальные программы включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи малоимущим слоям населения. Эти программы позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. При подъеме количество безработных и малоимущих сокращается, уменьшая социальные выплаты государства. Главным недостатком социальных программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме. 2) Потребление. При росте доходов потребление домашних хозяйств возрастает, но не в той мере, как доход.
3) Прогрессивное налогообложение. Сумма налогов зависит от величины доходов. Поэтому в период быстрого роста ВНП (в период подъема) налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. И, наоборот, в период экономического спада сумма изъятия доходов уменьшается, т.е. происходит постепенное увеличение покупательной способности, что формирует эффективный спрос и сдерживает спад. Иными словами, прогрессивное налогообложение в период инфляционного роста приводит к потере покупательной способности, и, наоборот, в период замедления экономического роста – обеспечивает минимальную потерю покупательной способности. И первое, и второе желательно с точки зрения экономической стабильности.
1.5.3. Влияние прогрессивного налогообложения на состояние госбюджета Кроме того, в период экономического подъема автоматический рост налоговых поступлений формирует тенденцию к сокращению или ликвидации бюджетного дефицита и появлению возможного бюджетного профицита, что, в свою очередь, содействует уменьшению возможной инфляции. На графике размеры государственных расходов (G) постоянны. На самом деле они меняются, но эти изменения зависят от решений парламента и правительства, а не от роста ВНП, поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ВНП. Налоговые поступления (T) во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема. В этот период налоговые поступления превышают государственные расходы (T > G). Возникает излишек – профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики. В точке E1(T-G) достигается сбалансированный государственный бюджет (точка равновесия). График отображает и падение налоговых поступлений в период, когда ВНП уменьшается, т.е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G > T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что сопровождало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства. 1.6. Дефицит госбюджета как отрицательное явление экономики Наличие дефицита государственного бюджета свидетельствует о расстройстве в той или иной мере финансовой системы государства, что чревато отрицательными последствиями как для денежно-кредитного хозяйства, так и для экономики в целом. 1.6.1 Виды дефицита По природе своего происхождения необходимо различать циклический и структурный бюджетный дефицит. Циклический дефицит – результат наступления фазы спада производства, который обуславливает сокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличения расходов на социальные нужды, поддержание общественно необходимых секторов экономики. Структурный дефицит – это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада или оживления экономики и вывода ее из депрессивного состояния. В период спада, когда уровень безработицы превышает естественный, появляется циклический дефицит, и общий дефицит определяется суммой циклического и структурного дефицитов. В период подъема общий дефицит определяется разностью между структурным и циклическим. В зависимости от характера проводимой государством финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным. Активный дефицит обусловлен финансовой политикой государства, направленной на увеличение его расходов и снижения налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности. Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности. 1.6.2. Источники покрытия дефицита При наличии бюджетного дефицита правительство вынуждено искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются резкое сокращение расходов, денежная эмиссия, включая кредитные деньги, государственные заимствования. Сокращение расходной части бюджета связано с урезанием или отказом от государственных социальных программ (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение), экономией средств, расходуемых на содержание государственного аппарата, армии и др. 1.6.3. «Эффект вытеснения» частных инвестиций Наиболее надежным источником покрытия дефицита государственного бюджета являются государственные займы, которые подразделяются на краткосрочные (до 1 года, в ряде случаев до 3-х лет), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). В случае займов у населения, государство выходит а денежный рынок с целью размещения своих займов и вступает в конкуренцию с частным сектором за получение финансовых средств. Дополнительный спрос со стороны государства приводит к росту процентной ставки на денежном рынке, что ведет к сокращению частных инвестиций и уменьшению потребительских расходов. В результате возникает так называемый «Эффект вытеснения» частных инвестиций. 1.7. Государственный долг, как следствие дефицита Политика решения проблем государственного дефицита или других социально-экономических проблем путем заимствований порождает государственный долг. Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. 1.7.1. Виды госдолга. В зависимости от рынка размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов. Внешний государственный долг возникает в результате размещения займов за рубежом и других форм задолженности иностранным физическим, юридическим лицам и государствам, а также международным финансовым организациям. 1.7.2. Негативное воздействие госдолга на национальную экономику Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики: 1) Поиски источников его погашения приводят к необходимости повышения налогов, что является антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережений). 2) Отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики. 3) Возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга. 4) Происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг. 5) В конечном счете происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.
1.7.3. Мероприятия по управлению госдолгом Возникновение и рост государственного долга вызвали к жизни необходимость управления ими. В целях управления государственным долгом государство проводит конверсию и консолидацию государственных займов. Конверсия предполагает изменение первоначальных условий займа (процента, срока и других условий погашения). Конверсия, как правило, осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки. Консолидация государственного долга происходит путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов.
Государственный долг может частично погашаться при бюджетном профиците, а также через дополнительную эмиссию денег, но ценой такого погашения будет увеличение темпов инфляции. Правительство каждой страны стремиться к такому экономическому положению, при котором будут отсутствовать государственный долг, а это, в свою очередь, напрямую зависит от способа проведения фискальной политики. VI. Фискальная политика России. 2.1. Диспропорции между доходами экономики и налоговыми поступлениями Отношения в бюджетно-налоговой сфере являются ключевым элементом финансовой системы и современной России, т.к. без полноценного решения проблемы сбора налогов и пополнения государственного бюджета практически не осуществим переход на траекторию быстрого экономического роста. За несколько последних лет появились следующие основные диспропорции между доходами экономики и налоговыми поступлениями: 1) уровень налогового бремени реального сектора (исключая экспортно-ориентированные сектора) не позволяет финансировать даже простое воспроизводство; 2) значительная часть экономики («теневой» сектор, сфера обращения и финансовый сектор) фактически выведены из-под налогообложения; 3) общая величина недоимок и неуплаченных санкций превысила все мыслимые пределы. Устранение вышеназванных диспропорций требует мер по снижению налогового бремени для производителей, упорядочению налоговых поступлений и расходов государства. 2.2. Недоимки в федеральный бюджет прошлых лет, как следствие этих диспропорций Особое значение для российской экономики имеет проведение конкретных мер по повышению собираемости налогов. Например, просроченные платежи в бюджеты всех уровней на 1 июля 1995 года составляет 37,7 трлн. руб., в том числе в федеральный бюджет – 20,3 трлн. руб. Недоимки по платежам в федеральный бюджет составляли за январь-сентябрь 1996 года – 72,0 трлн. руб.[1] В целях обеспечения взимания налогов и других обязательных платежей в объемах, необходимых для финансирования расходов федерального бюджета, Указом президента РФ от 11.10.1996 г. была создана Временная чрезвычайная комиссия по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины. Однако ее создание не устранило основных причин налоговых недопоступлений. Главными причинами недоимок являются: отсутствие средств на расчетных счетах налогоплательщиков, отвлечение средств в дебиторскую задолженность, осуществление расчетов между поставщиками и покупателями путем бартерных сделок, использование выручки от реализации продукции на нужды предприятий, рост числа убыточных предприятий. Недопоступления налогов, сборов и платежей по сравнению с запланированными объемами в сочетании с необходимостью крупных социальных выплат и ростом расходов на оборону обуславливают нарастание напряженности в бюджетной сфере. Консолидированный бюджет по итогам девяти месяцев 1996 года исполнен дефицитом в 4,7% от валового внутреннего продукта (ВВП), около 79% которого составил дефицит федерального бюджета (3,7% ВВП). Это в 2 раза превышает уровень предшествующего года1. 2.3. Основные направления реформирования налоговой системы РФ Для достижения финансовой стабилизации в стране Правительством РФ предполагается реализовать следующие изменения в сфере налоговой политики: 1) максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование; 2) оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствует о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов; 3) усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу; 4) проведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок начисления и уплаты налогов (в том числе, норм бухгалтерского учета); 5) сокращение налоговых льгот; 6) максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью; 7) совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработка гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса; 8) развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов. Надежды на решение указанных проблем принято связывать с Налоговым Кодексом РФ. Вступление в силу с 1.01.99 года его первой части способствовало укреплению самосознания налогоплательщиков, повышению их статуса в системе взаимоотношений с налоговыми органами. В связи с этим существенное значение имеет введение в налоговых отношениях презумпции невиновности налогоплательщиков, расширение их прав, толкование всех неустранимых противоречий в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщиков. Несмотря на отдельные недостатки части первой Налогового Кодекса РФ, его принятие стало важной вехой на пути создания системы цивилизованных налоговых отношений. Завершить начатое – задача второй (специальной) части Налогового Кодекса РФ. 2.4. Мнения российских экономистов о необходимых направлениях проведения фискальной политики. По мнению многих экономистов, необходимо в кратчайшие сроки начать снижение налогового бремени. Они считают, что грамотно проведенное уменьшение налоговых ставок может привести к увеличению налоговых поступлений не только в будущем (на основе наращивания объемов производства и увеличения его эффективности), но и в настоящем (в связи с уменьшением недоимок и сокращения неплатежей). По их мнению, нужны такие ставки по основным налогам и обязательным платежам, которые не подрывали бы собственную финансовую базу предприятий реального сектора для расширенного воспроизводства. Приблизительные оценки таких ставок поступлений (в бюджеты всех уровней): по НДС – не выше 10%; по налогу на прибыль – не выше 20%; по всем видам социальных отчислений – не выше 25% налогооблагаемой базы. Такой режим налогообложения целесообразно ввести на период не менее двух лет. Причем, на первом этапе такое снижение должно распространяться только на предприятия, которые не имели перед бюджетом просроченной задолженности, остальные же следует облагать по ранее действовавшим ставкам[2]
Таким образом, основным принципом достижения сбалансированного и ориентированного на экономический рост бюджета является .опережающий рост бюджетных доходов при эффективном контроле над расходными статьями. Источником роста доходов бюджета должны являться в первую очередь доходы, генерируемые хозяйствующими субъектами в результате экономического роста. Поэтому принципиальную значимость имеют налоговые стимулы поддержания экономической конъюнктуры, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса. Другие важные пополнения доходной части бюджета – доходы от реализации государством своей собственности, рентные доходы от использования природных богатств России, а также повышенные ставки налогообложения приобретаемых предметов роскоши, недвижимости, алкоголя. В случае выполнения этих мероприятий возможно будет достигнут экономический рост государственного бюджета.
2.5. Фискальная радость или состояние госбюджета на 2000 год. Оптимистический настрой придает и результат фискальной политики в 2000 году. Уже на 2000 год, благодаря общему снижению неплатежей и уменьшению доли бартера в российской экономике, был достигнут профицит государственного бюджета. По всем бюджетным статьям фискальные органы смогли добиться превышения запланированных объемов сборов. За первые три месяца 2000 года вместо запланированного дефицита в 1,46% бюджет получил профицит в 0,7% ВВП. На 3 млрд. долларов выросли золотовалютные резервы Центрального банка, к концу марта они достигли докризисной отметки в 15,5 млрд. долларов. Успешному пополнению доходной части бюджета не помешали даже президентские выборы[3]. Таким образом, прошедший 2000 год и с экономической, и с социально-политической точек зрения был самым стабильным за все последнее десятилетие. За прошедший год объем ВВП вырос на 7 %, рост промышленного производства составил около 10%. Сократилась безработица, а в ряде регионов (Москва, Пензенская область и др.) даже возник дефицит рабочей силы. Впервые после кризиса 1998 года рост доходов населения составил 9%, а федеральный бюджет был выполнен в полном объеме.[4] 2.6. Основные задачи фискальной политики РФ на 2001 год и последующие годы Уже разработан и подписан президентом РФ закон «О федеральном бюджете на 2001 год», в котором предусмотрены погашение кредиторской задолженности по инвестиционным проектам и полноценная оплата силовыми ведомствами, федеральными бюджетополучателями своих расходов по электроэнергии, теплу, по другим заказам, которые делаются на территориях. Безусловно это благоприятно скажется на положении в субъектах РФ. Впервые бюджет сформирован бездефицитным. Его доходы и расходы составят по 1’193 млрд. руб., или 15,45% ВВП. Прогнозируемый объем ВВП – 7’750 млрд. руб., инфляция – 12%4. Правительство РФ уверенно в реалистичности бюджета на 2001 г. и в решении всех задач на ближайшую перспективу. Такую уверенность вселяют итоги 2000 год. За этот год уровень в стране вырос на 10%. Это вполне достойный показатель, особенно на фоне предшествующих лет упадка экономики. Будущее нашей страны зависит от того, сумеем ли мы ограничить свои расходы, сумеем ли нормально существовать при стабильных, не самых высоких ценах на нефть. Проявляя осторожность, мы обеспечим определенный запас прочности нашей экономике. Пока мировые цены на нефть высокие, в стране накапливается много валюты, рубль укрепляется. А это невыгодно для отечественного производителя. Выгодным становиться импорт. Большое предложение рублей на рынке, кроме того, может усилить инфляцию, обеспечить текущие доходы. Поэтому расходовать все дополнительные доходы, которые получают в бюджет вследствие благоприятной мировой конъюнктуры на потребление, имея огромный внешний долг, было бы неправильно. Поэтому, разумней расходовать средства государственного бюджета на погашение долга, который еще в конце 1998г., превышал объем ВВП. На конец 2000 года объем государственного долга составил уже 82,4% ВВП, из которых 73,5% приходилось на внешний долг. Согласно проекту бюджета на 2001 год, общий объем государственного долга к концу года снизится на 10 процентных пунктов – до 72,4% ВВП, при этом большая часть сокращения придется на долю внешнего долга, который снизится до 64,4% ВВП[5]. «Размер государственного долга будет снижаться в первую очередь за счет сокращения номинального долга, поскольку объемы погашения будут превышать размеры внешнего финансирования, - отмечает Антон Силуанов. – Кроме того, за счет роста ВВП и, наконец, за счет укрепления курса рубля, которое планируется на следующий год.» Согласно планам правительства, в 2002 году уровень внешнего долга будет меньше 60% ВВП, что считается нормальным уровнем для цивилизованных стран. А в 2003 году Россия вернется к докризисному уровню государственного долга – около 50% ВВП5. «По нашим расчетам, достичь уровня государственного долга в размере 50% ВВП при наличии бюджетного дефицита в 1-2%, можно было бы только к 2010 году. – рассказывает Антон Силуанов. – Политика бездефицитного бюджета позволяет добиться этого гораздо раньше. Это снизит нагрузку как на бюджет, так и на экономику в целом, что важно для обеспечения роста. И если будут дополнительные доходы, мы направим их на погашение государственного долга Какого именно – внешнего или внутреннего, будет решать правительство». Еще один аргумент правительства при обосновании необходимости направлять все дополнительные доходы на погашение государственного долга – продолжение политики наращивания золотовалютных резервов, что вызывает необходимость мер по стерилизации избыточной ликвидности. В качестве одной из них в проекте бюджета предусмотрен выкуп за счет средств бюджета части портфеля государственных ценных бумаг, который находится у Центрального банка, на сумму 15 млрд. рублей[6]. Также часть дополнительных доходов в 2001 году предполагается направить на ряд дополнительных расходов, которые имеют важный социальный характер, укрепляют обороноспособность страны и законность. За счет дополнительных доходов, в случае их не получения, будут финансироваться дополнительные расходы по статьям – «национальная оборона», «правоохранительная деятельность», «образование», «судебная власть». Отдельной статьей за счет дополнительных доходов предполагается в этом году профинансировать увеличение заработной платы и денежного довольствия в вооруженных силах. Таким образом, через 4 года уровень жизни в стране, по прогнозам экономистов, вырастет на 25%6. Этот рост запланирован в экономической политике Правительства. Но осуществить это можно лишь только благодаря тщательно продуманной и умело проведенной фискальной политике. VII. Правила налогово-бюджетной политики. Существует множество споров о правилах выбора направлений бюджетно-налоговой политики. Наибольшее внимание привлекает к себе правило сбалансированности бюджета. Согласно ему, расходы государства не должны превышать налоговые поступления. Соответствующая статья внесена в Конституции многих штатов, и их правительства следует этому курсу в своей политике. Предметом длительных политических дебатов является вопрос о том, следует ли в Федеральную конституцию внести пункт, требующий от Федерального правительства сбалансированности бюджета. Большинство экономистов выступают против этого. Они считают, что в силу ряда причин иногда целесообразно поддерживать положительное или отрицательное сальдо бюджета.
Во-первых, несбалансированность бюджета может быть полезной с точки зрения стабилизации экономики. В сущности, его обязательная сбалансированность сводила бы на нет действие автоматических стабилизаторов, таких, как налоги и бюджетные выплаты. Когда в экономике начинается спад, первые автоматически уменьшаются, а вторые автоматически растут. Таким образом, стабилизация достигается ценой бюджетного дефицита. Наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада в экономике и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.
Во-вторых, наличие положительного или отрицательного сальдо бюджета может использоваться для минимизации отрицательного воздействия налогов на экономические стимулы. Высокие ставки налогов подрывают экономическую активность и, чем они выше, тем дороже это обходится обществу. Поддерживая ставки налогов в основном на стабильном уровне, а не повышая и не снижая их в разные годы, можно свести это бремя к минимуму Такую политику экономисты называют – сглаживание налогов. Она предполагает наличие дефицита в периоды необычно низких доходов (спады) и в периоды необычно высоких расходов (войны). В-третьих, бюджетный дефицит может быть использован для перекладывания части налогового бремени на плечи будущих поколений. Например, некоторые экономисты считают, что если сегодня ведется война за свободу, то будущие поколения будут пользоваться ее плодами и поэтому должны принять участие в военных расходах. Нынешнее поколение может финансировать ведение войны за счет бюджетного дефицита. Впоследствии правительство может себе позволить выплачивать долги военного времени путем налогообложения будущего поколения. В силу перечисленных соображений ряд экономистов выступает потив жесткого курса на сбалансированность бюджета. При выработке курса бюджетно-налоговой политики необходимо, по крайней мере, принимать во внимание особенности экономической ситуации, способные создать настоятельную потребность в бюджетном дефиците (война или экономический спад). Например, размеры федерального государственного долга на протяжении двухсотлетней истории США не раз претерпевали серьезные изменения. Так доля федерального долга в ВНП колебалась почти от 0 в 30-е годы XIX в. до 129% в 1946 году. Главной причиной роста государственного долга были войны. Во время крупных войн доля федерального долга в ВНП резко возрастала, а в мирное время постепенно сокращалась. Заметное исключение составили 80-е годы XXв., когда имел место значительный рост бюджетного дефицита в мирное время. Многие экономисты считают, что такой исторический опыт следует принять за образец правильной бюджетно-налоговой политики. Дефицитное финансирование военных расходов представляется оптимальным как с точки зрения сглаживания налогов, так и с точки зрения справедливости в отношении различных поколений. Вместе с тем, к дефициту 80-х годов нельзя относиться столь однозначно. Многие экономисты критиковали его, доказывая, что он возложил ничем не оправданное бремя на будущие поколения. VIII. Проблемы, связанные с оценкой эффективности фискальной политики. Таким образом, нельзя однозначно судить об эффективности проведенной фискальной политики. Ее оценка чрезвычайно проблематична. К основным проблемам относятся следующие: 1) Временной лаг. Это период, обусловленный реализацией фискальной политики, включающий этапы: осознания явления (спада или бума); административной задержки (от осознания до принятия мер); преодоление инерционности экономики (от принятия мер до получения эффекта). Проблема в том, что в течении этого времени экономическая ситуация может принципиально измениться, и принятые меры окажутся неадекватными. 2) Приоритеты и баланс целей государственной политики: А) У государства, как известно, много целей, и фискальная политика лишь одно из направлений его деятельности. Цели нередко противоречат друг другу. Так, например, задача сбалансирования госбюджета часто находится в конфликте с задачами макроэкономической стабилизации. Несогласованность целей порождает непредвиденные результаты, поэтому необходимо соотносить между собой приоритеты целей и их баланс. Б) Необходимо учитывать переплетение делового цикла экономической активности с избирательным циклом политической активности. Это ставит осуществление фискальной политики в зависимость от чисто внешних политических устремлений. Например, известно, что популярные меры проводятся, как правило, до выборов, а наиболее непопулярные – после. В) Фискальная политика в отличие от кредитно-денежной наиболее подвержена воздействию коррупции. 3) Эффект вытеснения расходов. Он обусловлен тем, что стимулирующая фискальная политика в тенденции показывает свою эффективность. Так, например, при спаде государство осуществляет программу роста государственных расходов. Для их финансирования оно выходит на финансовый рынок, предлагая ценные бумаги. В результате произойдет увеличение спроса на деньги, приводящее к повышению процентной ставки и , соответственно, сокращению частных инвестиционных и потребительских расходов. Происходящее вытеснение расходов снижает эффективность стимулирующей политики. Однако, по мнению экономистов, существуют факторы, противодействующие этому. Указывается на то, что: А) рост государственных расходов приводит к увеличению ожидаемой прибыли в частном секторе и стимулирует спрос на частные инвестиции; Б) можно увеличить денежное предложение и эффект вытеснения будет полностью скомпенсирован, поскольку произойдет стабилизация ставки процента; 4) Эффект инфляции. Он состоит в том, что рост цен существенно ослабляет эффективность стимулирующей политики. 5) Эффект чистого экспорта. Он обусловлен тем, что воздействия мировой конъюнктуры могут снизить и обесценить эффективность фискальной политики. Так при осуществлении стимулирующей политики государство в целях финансирования дефицита выходит на денежный рынок в качестве предъявителя дополнительного спроса. Увеличение спроса на деньги повышает процентную ставку, что понижает курс ценных бумаг и делает их привлекательными для покупателей из-за рубежа. Поэтому повышается внешний спрос на деньги и, соответственно, валютный курс рубля, что вызывает снижение чистого экспорта. Такие изменения не только обесценивают фискальную политику, но и негативно воздействуют на торговый баланс. 6) При проведении общей фискальной политики необходимо учитывать соотношение между дискреционной и недискреционной политикой, конкретный вклад каждой из них в макроэкономическую стабилизацию. Неучет этого ведет к нежелательным, нередко противоположным, результатам, нежели те, которые предполагались в качестве первоначальных целей. Заключение Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что эффективная фискальная политика должна опираться с одной стороны на механизмы саморегулирования, заложенные в экономическую систему, а с другой – на тщательное, осторожное дискреционное регулирование экономической системы со стороны государства и его органов управления. Следовательно, самоорганизующиеся регуляторы экономики должны функционировать согласованно с сознательным регулированием, организованным государством.
Эффективная фискальная политика должна учитывать реальное состояние экономики, а именно должна быть стимулирующей, т.е. увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги в период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она должна быть сдерживающей, т.е. повышать налоги и уменьшать государственные расходы.
Однако не во всех странах налогово-бюджетная политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в стране с развивающейся экономикой. Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов и экономической теории в целом. Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования. Также стоит отметить, что лишь рациональное использование государством своего бюджета ведет к повышению уровня жизни населения.
Список используемой литературы 1) Агапова Г.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / под общей ред. проф. д.э.н. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Изд-во «ДИС», 1997г. 2) Архипова А. И. и колл. Авторов. Экономика: Учебник. – М.: Изд-во «Проспект», 1998г. 3) Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. – М.: «Дело», 1999г. 4) Войтов А.Т. Экономика. Общий курс (Фундаментальная основа экономики): Учебник – 3-е перераб. изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999г. 5) Галиев А. П. Бюджетно-налоговая политика // Российский экономический журнал, №1, 2001г., с.24-26. 6) Дворкович А. Непривычный профицит // Эксперт, 12 июня 2000г., №22 с.8. 7) Добрынин А. И., Тарасевич Л. С. Экономическая теория. – Санкт-Петербург / Москва-Харьков-Минск, 1999г. 8) Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика: Учебник. – М.: «Проспект», 1996г. 9) Дорибуш Р., Фишер С. Макроэкономика / Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА – М., 1997г. 10) Нохин В. Я. Экономическая теория. – М.: «ЮРИСТЪ», 2000г. 11) Камаев В. Д. и колл. авторов. Экономическая теория: Учебник. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998г. 12) Кирьян П. Фискальная радость // Эксперт №14, 10 апреля 2000г., с.7. 13) Кирьян П. Бюджетный фокус // Эксперт №12, 26 марта 2001г., с.9. 14) Киселева Е. А., Чепурин М. Н. Курс экономической теории: Учебник. – Киров: «АСА», 1997г. 15) Ковалева А. М. Финансы. – М.: «Финансы и статистика», 2000г. 16) Кудрин А. Л. Федеральный бюджет 2001г. утвержден // Финансы №1, 2001г., с. 3-5. 17) Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс. – М.: «Республика», 1994г. 18) Мэнкью Н. Т. Макроэкономика. – М.: МГУ, 1994г. 19) Николаева И. П. Экономическая теория: Учебник. – М.: «Проспект», 1998г. 20) Райзберг Б. А. Курс экономики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1997г. 21) Рубченко М. Из долговой петли // Эксперт №32, 4 сентября 2000г., с.10-11. 22) Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996г. 23) Сакс Дж. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход / пер. с англ. – М.: «Дело», 1996г. 24) Фишер С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: «Дело ЛТД», 1997г. [1] Петр Кирьян, Состояние госбюджета на 1996 год // журнал «Эксперт», №30, 6 сентября 1996г., стр. 9-12. [2] Бюджетно-налоговая политика, «Российский экономический журнал» №1, 2001 год, стр. 24-26 [3] Петр Кирьян, Фискальная радость, журнал «Эксперт» №14, 10 апреля 2000 года, стр. 7. [4] А.А. Кудрин, Федеральный бюджет 2001г. утвержден, журнал «Финансы» №1, 2001г., стр. 3-4. [5] М. Рубченко, Из деловой петли, журнал «Эксперт» № 32, 4 сентября 2000г., с.10-13. [6] А.Л. Кудрин, Федеральный бюджет 2001г. Утвержден, журнал «Финансы» №1, 2001г. с.5.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.