Реферат по предмету "Экономическая теория"


Действие закона стоимости

Содержание: Введение. 1. Развитие теории стоимости. 1.1 Теория трудовой стоимости 1.2 Теория прибавочной стоимости
1.3 Теория издержек производства 1.4 Теория предельной полезности 2. Действие закон стоимости 2.1 Основные методы ценообразования. 2.2 Действие закона стоимости на примере производства шлакоблока. Заключение. Литература: Введение. Основная цель нашей работ определить действие закона стоимости в системе рыночных отношений. На функционирование рынка в его классическом виде влияет закон спроса и предложения и закон стоимости, которые неразрывно связан между собой. Наша задача проанализировать теоретическую составляющую данной темы и понять принципы влияния этих законов на рынок. Сам по себе рынок возник много тысячелетий назад, но экономическое обосновывать рынок как науку объяснять принцип его действия по историческим меркам началось совсем не давно, но своей актуальности он, ни как не потерял и в современном мире. В ходе работы мы изучим все основные теории стоимости по мере её развития. Организовывая нашу работу в таком порядке, нам удастся более глубоко изучить основные составляющие стоимости, и соответственно понять принцип её действия. Классическая экономическая школа в лице У. Петти, А. Смита, Д. Риккардо считали, что основной составляющей стоимости является труд. Далее развивая это направление, рассматривается теория прибавочной стоимости Карла Маркса, в своих трудах он впервые прибегает к социальному обоснованию образования стоимости, подразделяя общество на рабочий класс (пролетариат) и капиталистов при этом рабочие создавали прибыль капиталистов за счет прибавочного рабочего времени, во время которого они создают стоимость безвозмездно. Завершающим этапом в развития фундаментальных принципов закона стоимости рассмотрен принцип предельной полезности У. Джевонса, К. Менгера, Л. Вальраса, в основе теории лежит восприятие товара ощущения человеком полезности товара его необходимости. Во второй части работы рассмотрены принципы ценообразования под действием закона стоимости и конкретный пример формирования цены на отдельно взятом производстве. Анализ проведенной работы, в конечном счете, поможет выяснить, что в условиях товарного производства, основанного на частной собственности, на средства производства, когда в обществе господствует анархия и конкуренция, закон стоимости выступает, как стихийный регулятор всего общественного производства. 1. Развитие теории стоимости. Стоимость - это содержание рыночных отношений между участниками рынка, цена - форма этого содержания. Закон стоимости и внутриотраслевая конкуренция формируют отраслевые уровни рыночных цен. Индивидуальные цены могут не совпадать с отраслевым уровнем цен, поэтому товаропроизводители одной отрасли получают различные величины прибыли на единицу капитала. Закон стоимости и межотраслевая конкуренция формируют межотраслевые рыночные ценыпроизводства. Товаропроизводители различных отраслей получают на единицу капитала различные величины прибыли, что ведет к переливу капитала и формированию цен производства, которые обуславливают получение равной прибыли на равные капиталы. Сумма цен производства в масштабе общества равна сумме стоимостей, перераспределение стоимости в результате перелива капитала отражает учет затрат капитала, однако общий уровень цен производства и их изменение в конечном счете предопределяются уровнем и изменением рыночной стоимости, уровнем и изменением общественно необходимых затрат труда. Сущность закона стоимости состоит в том, что в товарном производстве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину которой, в свою очередь, предопределяют общественно необходимые затраты труда. Первым вопрос трудовой стоимости поднял Ульям Петти, затем продолжил разработку теории Адам Смит, потом Давид Рикардо, а Маркс окончательно оформил трудовую теорию стоимости. У. Петти установил, что в основе пропорции обмена лежит равенство труда, рабочего времени, которое затрачено на сопоставляемые товары. Но под стоимостью Петти подразумевает только труд, затраченный на производство денег и количество товара который можно за него получить. А. Смит, углубляя идеи Петти, пришел к самому широкому обобщению: “Труд является единственным всеобщим, равно как и единственным точным мерилом стоимости, или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собой стоимость различных товаров во все времена и во всех местах”. Но он считал, что эта теория справедлива лишь в простом товарном производстве. Другое его мнение в том, что стоимость, а значит и цена состоят из затрат труда, и прибавочной стоимости. Д. Рикардо построил более логичную теорию, чем у Смита. Он считал, что в стоимости товара следует учитывать не только, затраты труда на его производство, но и затраты труда на производство средств производства с помощью которых производится данный товар, а также затраты труда на производство материалов. После работ Смита и Рикардо в экономической науке господствующее положение занимали так называемые теории факторов производства. Основными представителями которых были французский экономист Сей и английский экономист Милль. Также важное место в экономической теории занимает учение Карла Маркса, в котором он развил теорию о создании прибавочной стоимости. Представители новой экономической концепции – теории предельной полезности – в качестве исходного явления избрали отношение человека к вещи, субъективную оценку индивидуумом полезности различных благ: «чем полезнее вещь, тем она дороже». Авторами теории предельной полезности являются представители австрийской школы. Это Менгер, Визер, Бем-Баверк. Они считали, что всякое благо полезно, причем полезность каждой следующей единицы блага не остается неизменной: она снижается по мере того, как потребность в данном благе насыщается. Английским профессором Альфредом Маршаллом был введен термин «предельной полезности». Предельная полезность – это наименьшая польза, ради которой эта вещь еще может рационально потребляться. Положительной стороной данной концепции явилось то, что были раскрыты принципы рационального поведения потребителей. Однако, представители данного направления полностью игнорировали проблемы издержек производства, что, конечно же, является отрицательной чертой теории предельной полезности. Все выше перечисленные теории стоимости более подробно мы рассмотрим в дальнейшем. 1.1 Теория трудовой стоимости Началом в развитие мировой экономической мысли и первыми попытками объяснить теорию стоимости можно считать Ульяма Петти он был первым из профессиональных экономистов, кто попытался выразить трудовую стоимость товаров. Основная его мысль в том, что он разделил стоимость на три составные части на примере зерна:
· Перваячасть должна пойти пойдет на воспроизводство зерна, т.е. на семена; · Вторая часть уйдет на удовлетворение собственных потребностей; · Третья же часть это чистый доход. Так же он обосновал трудовую стоимость в чистом виде на основе меновой стоимости, денег и товара. Основа его мысли разработана без учета наемной рабочей силы и других издержек, связанных с производством с которыми приходится считаться современным экономистам, Петти сам признавал, что это только основа и что развитие мысли от основы, которую он создал, очень сложна.
А. Смит, углубляя идеи Петти, пришел к самому широкому обобщению: “Труд является единственным всеобщим, равно как и единственным точным мерилом стоимости, или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собой стоимость различных товаров во все времена и во всех местах”. Но он считал, что эта теория справедлива лишь в простом товарном производстве. Другое его мнение в том, что стоимость, а значит и цена состоят из затрат труда, и прибавочной стоимости. Д. Рикардо построил более логичную теорию, чем у Смита. Он считал, что в стоимости товара следует учитывать не только, затраты труда на его производство, но и затраты труда на производство средств производства с помощью которых производится данный товар, а также затраты труда на производство материалов. Его заслуга в том, что он рассматривал закон стоимости как исходный пункт анализа всей системы капиталистической экономики и свел к этой основе все остальные категории экономической теории. Давид Рикардо отделил заработную плату, и прибыль как две части стоимости, созданной трудом. К. Маркс закончил формирование трудовой теории стоимости. Он учел при рассмотрении стоимости двойственный характер труда. Разрешил все противоречья, четко разделил меновую и потребительную стоимости и превратил трудовую теорию стоимости в целостную систему. Основное содержание трудовой теории стоимости можно кратко выразить в следующих положениях. Первое положение. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенной меновой пропорции. Второе положение. Стоимость всех товаров создается общественным трудом товаропроизводителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта работает не на себя, а создает полезную вещь для других членов общества. Стало быть, стоимость - воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда. Третье положение. Сам труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству. Можно выделить простой (требующий наименьшей подготовки) и сложный (квалифицированный) труд. На последний предварительно затрачиваются время, усилия человека, чтобы приобрести нужные трудовые навыки и знания. Поэтому 1 ч сложного труда непосредственно не равен 1 ч простого труда. Однако при рыночном обмене вещей происходит так называемая редукция труда: 1 ч сложного труда сводится к нескольким часам простого труда. Ведь на рынке изделия квалифицированной деятельности благодаря стоимости приравниваются к продуктам простого труда. К. Маркс дал такое толкование редукции труда: “Простой средний труд, хотя и носит различный характер в различных странах и в различные культурные эпохи, тем не менее, для каждого определенного общества есть нечто данное. Сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень, или, скорее, помноженный, простой труд … Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда”[1]. Четвертое положение. Труд имеет внутреннее мерило - рабочее время. Если труд является одинаковым по качеству, то он количественно измеряется протяженностью во времени. Очевидно, что рабочее время, приходящееся на единицу продукции, неодинаково по величине у разных производителей, выпускающих одни и те же конкретные блага. Как же в таком случае, - по какому экономическому закону - развивается товарное хозяйство? Таким является закон стоимости. Он выражает такую объективную потребность, чтобы стоимость товара определялась общественно необходимым рабочим временем. Это то рабочее время, которое затрачивается на изготовление продуктов при: а) общественно нормальным (господствующем) состояние производства; б) средней квалификации работников; в) средней интенсивности труда. Такое время обычно затрачивает при создании товара большинство производителей, т.е. среднее время. Но при ограниченных природных факторах (например, в сельском хозяйстве или в добывающих отраслях промышленности) общественно нормальными могут быть и худшие условия хозяйствования. Согласно теории стоимости К. Маркса, величина стоимости товара определяется общественно необходимыми затратами рабочего времени на его производство. Человеческий труд образует стоимость, но сам труд не есть стоимость. Стоимость может проявляться в общественном отношении одного товара к другому, т. е. в их меновом отношении или в обмене. На определенном этапе развития товарного производства товары обладают общей для всех формой стоимости, а именно денежной формой стоимости. Таким образом, цена есть денежное выражение стоимости товара. 1.2 Теория прибавочной стоимости Марксова теория прибавочной стоимости - пример решения од­ной из проблем рикардианской теории. При объяснении «естествен­ной» цены труда важнейшие для классической политэкономии прин­ципы: трудовой стоимости, с одной стороны, и эквивалентности об­мена — с другой, оказывались во взаимном противоречии. Если бо­гатство создается трудом, а труд обменивается по эквивалентной цене, то откуда взяться доходу капиталиста? Маркс решает проблему, вво­дя новое понятие — «товар рабочая сила». В отличие от классиков, которые полагали, что товаром выступает сам труд, Маркс утвержда­ет, что рабочий продает не труд, а рабочую силу, т.е. свою способность к труду. Как и всякий товар, рабочая сила, по Марксу, имеет потре­бительную стоимость и стоимость. Стоимость этого товара соответ­ствует стоимости жизненных средств, необходимых для воспроизвод­ства рабочей силы, а вот его потребительная стоимость для покупа­теля-капиталиста определяется способностью рабочей силы производить большую стоимость, чем составляет стоимость самой рабочей силы. Эта разница и образует, по Марксу, прибавочную стоимость - источник дохода капиталиста. Маркс детально прослеживает процесс создания прибавочной стоимости. Начинает он со структуры рабочего времени: если рабо­чий нанят на 10-часовой рабочий день, а чистый продукт, соответст­вующий своей заработной плате, он создает за 6 ч, то его рабочее вре­мя делится на 6 ч необходимого и 4 ч прибавочного труда, т.е. труда в пользу нанимателя. Продукт, создаваемый за необходимое и при­бавочное время - это, соответственно, необходимый и прибавочный продукт, а стоимость последнего - прибавочная стоимость. В итоге прибавочная стоимость рассматривается как неотъемлемая часть стоимости товара, которая формируется также с учетом приобретения средств производства и наем рабочей силы, учитывая эти затраты, стоимость товара можно представить в виде формулы:
W=C+V+m, где W - стоимость товара; C - затраты на постоянный капитал; V - затраты на переменный капитал; m - добавочная стоимость, или прибавочная стоимость.
Под постоянным капиталом (С) подразумевается та часть капитала, который затрачивается на приобретение средств производства и который в процессе производства не изменяет величины своей стоимости, т.е. остается неизменной. Под переменным (V) капиталом подразумевается такая часть капитала, которая затрачивается на приобретение рабочей силы (наем работника) и которая в процессе производства изменяет величину своей стоимости. В свою очередь стоимость рабочей силы определяется стоимостью жизненных материальных и нематериальных благ, необходимых для ее воспроизводства. Соответственно, для того, чтобы начать процесс производства, предприниматель должен авансировать капитал на средства производства (С), и наем рабочей силы (V). Значит, авансированный капитал будет состоять из постоянного и переменного капитала (Кав=С+V). По своей сущности прибавочная стоимость выражает отношения эксплуатации. Степень эксплуатации выражается различными по форме отношениями: Следовательно, исходя из структуры стоимости товара, степень эксплуатации, или норма прибавочной стоимости, может быть записана в виде формулы: m¢=m/V·100%, где m¢ - норма прибавочной стоимости; m – прибавочная стоимость; V – переменный капитал. Таким образом, если рабочий день равен 10 часам, а необходимое рабочее время – 6 часам и прибавочное рабочее время составляет 4 часа, то получаем, что норма прибавочной стоимости равна m¢=4 часа/10 часов·100%=40% Норма прибавочной стоимости характеризует степень эксплуатации работника, но не абсолютную величину эксплуатации. Так, норма прибавочной стоимости равная 50% означает, что работник половину рабочего дня работает на капиталиста. Если рабочий день составляет 10 часов, то 5 часа работник работает на капиталиста. Однако, при этом не известно, какую массу прибавочной стоимости будет получать капиталист. Если обозначить массу прибавочной стоимости М, переменный капитал, в виде оплаты труда работников V, то при m¢=m/V масса прибавочной стоимости равна: M= m¢·V=(m/V)·V. Следовательно, можно сказать, что на рост массы прибавочной стоимости влияет повышение степени эксплуатации рабочих и увеличение объема функционирующего переменного капитала (численности работающих). Одним из основных источников роста нормы прибавочной стоимости является повышение производительности труда. Она позволяет снижать затраты труда на производство необходимых работников жизненных средств, т. е. создает условия для снижения стоимости рабочей силы и необходимого рабочего времени. Далее Маркс переходит, с микроуровня на макроуровень: от индивидуального капитала к капиталу общественному. Формула кругооборота капитала как бы накладывается на все общественное производство, и каждая фаза кругооборота вы­ступает уже как специализированная форма общественного капита­ла: производительной форме капитала в формуле кругооборота соот­ветствует производственный капитал общества: фабрики, мануфакту­ры, другие предприятия и индивидуальные производители; товарной форме - торговый капитал: оптовые и розничные магазины вместе с их товарными запасами, склады и т.д.; наконец, денежной форме - банковский капитал. Рассматривая воспроизводство общественного капитала в един­стве всех его форм, Маркс последовательно ведет свою главную тему. Подобно тому, как на уровне индивидуального капитала прибавоч­ная стоимость создается только в фазе производительного капитала, точно так же на уровне общественного капитала ее создание локали­зовано там, где действует производственный капитал. Все другие ка­питалы рассматриваются как отпочковавшиеся от производственно­го капитала, а все формы дохода на капитал, такие, как торговая при­быль или банковский процент, - как превращенные формы прибавоч­ной стоимости. Тем самым Маркс предлагает свою разгадку еще одной проблемы: если прибавочная стоимость создается трудом производительного работника, то откуда берется прибыль у торговца или банкира? Со­гласно Марксу, речь идет о перераспределении прибавочной стоимости между капиталами разных специализаций. Так, производственный капитал может передать часть своих функций, например, сбыт про­дукции, специализированному торговому капиталу, при этом в каче­стве платы за услугу он уступает последнему часть полученной им прибавочной стоимости. В результате таких перераспределений у производственного капитала также остается только часть прибавоч­ной стоимости - предпринимательская прибыль. Тем самым прибыль оказывается еще одной из превращенных форм прибавочной стои­мости. Теория прибавочной стоимости не противоречит тому, что добавленная стоимость делится на две части - заработную плату работников и валовую прибыль (прибавочную стоимость). Но эта теория не соответствует в настоящее время многим условиям постиндустриальной экономики. Так, например, валовая прибыль на акционерных предприятиях достается не какому-нибудь одному частному собственнику, а всем акционерам, в том числе работникам, имеющим акции. С возникновением государственного сектора экономики значительная доля прибыли предприятий стала изыматься в виде государственных налогов, которые идут на удовлетворение разнообразных совместных общественных потребностей (бесплатное среднее образование, развитие науки, социальные нужды и т.п.). В связи с тем, что в высокоразвитых индустриальных странах в настоящее время возникла устойчивая тенденция к повышению жизненного уровня основной массы населения, происходит устранение былого острого противоречия между богатством немногих и бедностью большинства людей. Подводя итог анализу теории прибавочной стоимости. Можно сказать, что теория прибавочной стоимости проанализировала отношения между наемными работниками и предпринимателями, которые связаны с производством и распределением этой стоимости. Также теория прибавочной стоимости отразила исторически ограниченное пространство действия открытых ей тенденций и закономерностей. Она не соответствует качественно новым экономическим условиям, характерным для постиндустриального и посткапиталистического общества. 1.3 Теория издержек производства Согласно теории издержек производства, стоимость товара по своей величине равна издержкам на их производства. Издержки производства - это сумма затрат предприятия на производство товара. Согласно Марксу издержки состоят из затрат на материальные и трудовые ресурсы, участвующие в производстве данного товара. При этом если заработная плата включалась в издержки как затраты предпринимателя на наем труда, то прибыль и сопутствующие им доходы выходили за рамки издержек и рассматривались в качестве дополнительного дохода, превышающего всю совокупность издержек на производство данного вида товара, данное выражение отражается формулой:
TR - ТС = Õ, где TR (total revenue) — совокупная выручка (доход); ТС (total cost) — совокупные издержки; Õ (profit) — прибыль. В теории издержек производства особое место занимает фактор времени. Поэтому рассматривая издержки, вводится понятие долгосрочного и краткосрочного периодов времени.
Краткосрочный (или короткий) (snort-run) период - это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие - переменными. К постоянным факторам производства относятся такие ресурсы, как общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а также количество предприятий, функционирующих в отрасли. Предполагается, что возможности свободного доступа новых предприятий в отрасль в краткосрочном периоде весьма ограничены. В краткосрочный период предприятие имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей (путем изменения протяженности рабочего времени, количества использованного сырья и т. д.). Долгосрочный (длительный) (long-run) период - это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а отрасль - число функционирующих в ней фирм. Долгосрочный период - это период, в течение которого преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли. В отличие от кратчайшего периода, в котором все факторы производства постоянны, и краткосрочного, где часть факторов является постоянной, а часть переменной, в долгосрочном периоде фирма может изменять все параметры производства. Постоянные издержки (fixed cost) - это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы. Следует учесть, однако, что административные расходы и расходы по ремонту могут быть отнесены к постоянным издержкам с известной долей условности, так как они в некоторой степени зависят от размеров производства. Поскольку с увеличением объема производства растет общая выручка, то средние постоянные издержки представляют собой все меньшую и меньшую величину, приходящуюся на единицу изделий. Средние постоянные издержки обозначаются AFC (Average FixedCost): AFC = FC/Q, где Q — объем производства. Наряду с постоянными издержками выделяют переменные издержки, которые зависят от изменения объема производства. Переменные издержки (variable cost) - это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда. Они обозначаются VC. В отличие от постоянных издержек, величина которых не зависит от изменения производства, переменные издержки увеличиваются или уменьшаются пропорционально выпуску продукции Средние переменные издержки AVC (Average Variable Cost) определяются путем деления переменных издержек на объем продукции Q: AVC = VC/Q. Они достигают своего минимума, когда достигнут технологически оптимальный размер предприятия. Общие издержки (total cost)- совокупность постоянных и переменных издержек фирмы связанные с производством всего цикла продукции. Часть издержек, не изменяющаяся с увеличением или сокращением производства, называется постоянными издержками, другая часть, зависящая от размеров производства, - переменными. Общие издержки представляют собой их сумму: ТС = TFC+TVC, где ТС (Total Cost) – общие издержки; TFC (Total Fixed Cost) – общие постоянные издержки; TVC (Total Variable Cost) – общие переменные издержки. Средние общие издержки можно получить путем деления общих издержек на количество выпущенной продукции: АТС = TC/Q или путем сложения средних постоянных (AFC) и средних переменных издержек (AVC): АТС = AFC + AVC = (FC+VC) /Q. В заключении рассмотрим предельные издержки как основы анализа эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Предельные издержки (marginal cost) - это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Предельные издержки(MC) применяются для вычисления изменения общих издержек при производстве дополнительной единицы продукта. Рассчитывается по формуле: MC=ΔTC/ΔQ=TC1-TC0/Q1-Q0, Учитывая, что при производстве постоянные издержки не меняются, они не влияют на величину предельных издержек. Предельные издержки - производная функция только от переменных издержек: MC=ΔAVC/ΔQ Когда МС когда МС > АTС, производство новой единицы продукции увеличивает средние издержки; когда АTС = min, то МС ≤ АTС. В целом на издержки производства влияет ряд факторов, таких как научно технический прогресс (энергосберегающие технологии, автоматизация труда и т.д.), квалификация персонала, а также эффективность управления предприятием. Так же стоит отметить влияние экономической политики государства на предпринимательскую деятельность. 1.4 Теория предельной полезности В процессе своей жизнедеятельности человек приобретает товары и услуги. Целью подобного потребления является получение удовольствия и удовлетворения потребностей. В последней трети XIX века У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас независимо друг от друга создали количественную теорию полезности. Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер предложили альтернативную порядковую теорию, которая является более современной и превалирует в настоящий момент. В основе количественной теории потребления лежит понятие полезности. Полезность - это то удовлетворение, которое приносит благо потребителю. Процесс использования благ с целью удовлетворения потребностей называется потреблением. Понять правила, по которым покупаются те или иные блага, можно с помощью теории предельной полезности, главная идея которой состоит в том, что ценность товаров и услуг определяется их полезностью для потребителя. Полезность, которую потребитель извлек из каждой последующей единицы блага - предельная полезность. Так как полезность, которую приносит каждая следующая единица потребляемого блага меньше предыдущей, можно говорить о законе убывающей предельной полезности (первом законе Госсена). Общий принцип убывания предельной полезности можно изобразить на графике (рис.1). Рис 1. Кривая предельной полезности. Количественная теория предполагает, что полезность можно измерить в условных единицах - ютилах (от англ. utility). Но необходимо учитывать, что полезность - понятие чисто субъективное и разными людьми полезность одного и того же блага оценивается в разное количество ютилов.
Общая полезность благ определяется суммированием полезности каждого из них. Т. о., общая полезность с увеличением потребления благ сначала увеличивается, а затем начинает снижаться, тогда, как предельная полезность уменьшается уже со следующей единицей блага. Правило максимизации полезности заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продуктов, приносила бы одинаковую предельную полезность. Правило максимизации полезности может быть представлено в виде равенства:
MU1/P1 = MU2/P2= MUn/Pn ,где MU – предельная полезность; P – цена товара. Максимизация полезности происходит путем выбора такого набора благ, удовлетворяющего бюджетному ограничению, при котором отношение предельной полезности к цене одинаково для всех благ. Если взвешенные предельные полезности не равны, например, MU1/P1 >MU2/P2, следовательно, потребитель должен изменить количество данных благ в своем потреблении. Потребительский выбор может быть объяснен с помощью карты кривых безразличия и линии бюджетных возможностей. Карта кривых безразличия демонстрирует предпочтения потребителя при выборе из двух товаров, а линия бюджетных возможностей - ценовые и бюджетные ограничения потребителя. Рассмотрим построение кривой безразличия и карты кривых безразличия на следующем примере. Допустим, что потребитель располагает таким доходом, при котором он может позволить себе приобрести набор, состоящий из одежды и обуви (Табл. №1). Причем существует несколько наборов этих экономических благ, которые приносят ему одинаковую суммарную полезность: Табл. №1. одежда обувь Набор А 8 единиц 1 единица Набор Б 5 единиц 2 единицы Набор В 2 единицы 3 единицы Набор Г 1 единица 6 единиц С точки зрения суммарной полезности потребителю безразлично, какой из наборов выбрать. Если по одной оси откладывать количество одежды (Qод), а по другой - количество обуви (Qоб), то получатся точки, через которые можно провести кривую, называемую кривой безразличия. Рис№2 Кривая безразличия. Любая точка на данной кривой на рисунке№2 отражает разные количества двух товаров, но в то же время каждая точка отражает одинаковую суммарную полезность этих двух благ. Рис№3 Карта кривых безразличия.
Qоб Кривые, более удаленные от начала координат на рисунке№3, соответствуют большей общей полезности потребленных благ. Выбор потребителя связан не только с предпочтениями, которые можно выразить с помощью кривых безразличия, но с уровнем дохода потребителя, ценами товаров. Бюджетная линия показывает набор товаров, который потребитель способен приобрести при данном доходе и данных ценах. Рис№4 Бюджетная линия Любая точка ниже линии на рисунке№4 означает возможный для потребителя набор благ при заданных ограничениях, но при условии, что часть дохода сохраняется, например, точка С. Любая точка выше бюджетной линии означает, что данный набор благ не доступен потребителя, так как выходит за границы бюджетной линии, например точка D. Если доход увеличивается, то бюджетная линия сдвигается параллельно вправо, и наоборот. Если при неизменном доходе меняется соотношение цен, то меняется наклон линии бюджетного ограничения. Совмещение линии бюджетного ограничения и карты кривых безразличия позволяют определить равновесное положение потребителя. Точка Е - точка равновесия. Она обозначает наибольший по полезности набор товаров при полном израсходовании бюджета. Если доход потребителя растет, то точки равновесия смещаются вместе с бюджетной линией. Если потребитель замещает один товар другим, то он руководствуется предельной нормой замещения, от какого количества товара У отказался бы потребитель, чтобы получить дополнительную единицу товара Х. Если замещение осуществляется с учетом изменения цен товаров, то для покупателя возникает эффект замещения. Эффект замещения – это та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими. Если цена на набор товаров снизится, потребитель приобретает тот же товар, но у него остается некоторая сумма денег. Это равносильно реальному увеличению доходов, как если бы он стал получать эту сумму дополнительно. Так возникает эффект дохода. Эффект дохода состоит в адаптации объема спроса к соответствующему изменению реального дохода. Данную дополнительную сумму потребитель, скорее всего, потратит на покупку большего количества нормальных товаров. В заключение можно сказать, что суть теории предельной полезности заключается в следующем. Человек живет в мире экономических благ, цена на которые устанавливается на рынке не в зависимости от затрат труда на их производство, а в зависимости от субъективных определений потребителями ценности этих благ. Цена у представителей австрийской школы не имеет никакой объективной основы, а трудовая теория стоимости полностью отрицается. 2. Действие закон стоимости 2.1 Основные методы ценообразования. Законом стоимости называется экономический закон, согласно которому товары на рынке обмениваются в соответствии с количеством и качеством затраченного на их производство труда. Рынок своего рода поле боя, на котором сражаются продавец, и покупатель смысл их разногласия заключаются в выгоде, которую они хотят получить друг от друга. Продавцу необходимо продать по дороже свой товар, чтобы получить большую прибыль, покупатель же старается как можно дешевле приобрести интересующий его товар, дабы сэкономить!
Это противостояние является основой ценообразования, в условиях конкуренции у покупателя появляется выбор. И соответственно при наличии двух равнозначных товаров он приобретет тот, который дешевле ему обойдется, соответственно продавцы прибегают к ценовым уступкам, но до тех пор, пока цена покрывает издержки, т.е. спрос, определяет максимальную цену, которую фирма может запросить за свой товар. Это проявление эластичности спроса незначительное увеличение цены вызывает существенное снижение объемов продаж. Минимальная цена определяется издержками фирмы. Цена на товар должна полностью покрыть все издержки по его производству, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск.
Предприятие может поставить себе целью добиться, чтобы ее товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке для увеличения его ценности для покупателей. Обычно это требует установления на него высокой цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих научно технических исследований. Также можно выделить условие как неповторимость производства либо его уникальность, к примеру, картина талантливого известного художника, эксклюзивные ювелирные украшения, или автомобиль из ограниченной партии известной марки стоят больших денег, за них готовы платить за их неповторимость или за уверенность в надежности выбранного товара, либо за все в комплексе. При этом значительное повышение цен приведет к незначительному снижению объемов продаж, неэластичность спроса. Зависимость между ценой и уровнем спроса представлена кривой спроса. Чем выше цена, тем ниже спрос.
Цена P
Цена P
P1
P2

P1
P2 Рис. 5. Влияние цен на уровень спроса. Цены формируются по следующим схемам: 1. Расчет цены по методу "средние издержки плюс прибыль". Этот метод заключается в начислении определенной наценки на полную себестоимость товара. 2. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Метод ценообразования с расчетом на получение целевой прибыли основывается на графике безубыточности (рис. 6).
(Q×P)
P Рис. 6. График безубыточности для определения цены, обеспечивающей целевую прибыль. Независимо от объема продаж условно-постоянные издержки составляют 6 млн. руб. Валовые издержки (полная себестоимость) растут одновременно с ростом продаж. Линия выручки начинается с нижней точки. Угол ее наклона зависит от цены товара (P). В нашем примере цена товарной единицы равна 15 тыс. руб. (из расчета получения 12 млн. руб. за 800 шт. товара). При такой цене для обеспечения безубыточности, т.е. для покрытия полной себестоимости выручкой, фирма должна продать 600 товарных единиц. Если она стремится к получению валовой прибыли в размере 2 млн. руб., ей нужно продать 800 ед. товара по цене 15 тыс. руб. за штуку. Такой метод ценообразования требует от предприятия рассмотрения разных вариантов цен, их влияние на объем сбыта, необходимый для преодоления точки безубыточности и получения целевой прибыли. 3. Установление цены на основе ощущаемой ценности товара. В этом случае основным фактором ценообразования считается не издержки продавца, а покупательское восприятие. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара используются в комплексах маркетинга неценовые приемы воздействия. Цена в этом случае призвана соответствовать ощущаемой ценностной значимости товара. 4. Установление цены на основе уровня текущих цен. При установлении цен с учетом уровня текущих цен, фирма в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек и спроса. Цена назначается на уровне выше или ниже уровня цен основных конкурентов. Метод ценообразования на основе уровня текущих цен довольно популярен в случаях, когда эластичность спроса с трудом поддается замеру. Действие закона стоимости на примере производства шлакоблока. Учитывая приведенных выше фактов, рассчитаем точку безубыточности предприятия по производству шлакоблоков на основе щебня. Расчет себестоимости производства шлакоблока будет произведен по ГОСТу 6133-99 «Камни стеновые бетонные» пустотностью 30% с тремя круглыми пустотниками и размерами 188х190х390, масса готового изделия 26,3 кг, марка прочности 100 кг / см2. Условия расчета: 1. Состав смеси для шлакоблока: в качестве вяжущего применяется цемент марки М-400Д20 Серебряков цемент, в качестве заполнителя песок кварцевый и щебень гранитный 2. Оборудование для производства шлакоблоков - установка вибропресс МАСТЕК - Конвейер. Дозирование объемное. Вибропресс установлен в закрытом, отапливаемом помещении. Площадь помещения 350 м2. 3. Инертные и цемент для производства шлакоблоков, доставляются автотранспортом из ближайших карьеров и поставщиков. Готовая продукция складируется на открытой площадке без навеса. 4. Месячный фонд рабочего времени при односменной работе принят 22 смены. Нормой выпуска готовой продукции за одну смену (8 часов работы) принято 3 000 шт. шлакоблока. Обслуживающий персонал 6 человек.
Расчет: Укомплектованная линия на основе однобункерного стационарного вибровального пресса с двухвальным бетоносмесителем БП-2Г-375 с дозирующим комплексом.- 2 480 000 руб.[2] Таль электрическая ТЭ 320 грузоподъемность 3,2т максимальная высота подъема груза 6м. Цена - 92769.00 руб.[3]
Общая цена оборудования 2 572 769 руб., ежемесячная плата по кредиту 40 968,54 руб. в расчете на 10 лет.[4] Средняя арендная плата по г. Ленинску Волгоградской обл. 120 руб./месяц за 1м2 аренда необходимой площади в 350м2 обойдется в 42 000 руб. арендная плата включает в себя оплату за коммунальные услуги отопление, электроэнергия, вода. Стоимость технического обслуживания оборудования. Затраты на техническое обслуживание согласно заявке производителя оборудования по опыту предыдущих периодов эксплуатации на замену масла, фильтров, подшипников и т.п. ориентировочно требуется около 40 000 руб. в год. и соответственно 3 333,33 руб. в месяц. Расходы на спецодежду и инструмент. Расходы на спецодежду на одного сотрудника в год представлены в таблице №2.[5] Табл. №3 Расходы на спецодежду на одного сотрудника в год. Наименование Цена, руб. Бельё трикотаж. 250,28 Костюм стандарт, комплект "Мастер-2" 739,27 Ботинки кожаные, ПУ 551,00 Каска "Труд" 68,74 Перчатки хозяйствен (Лотос) "СОЛО" 162* Итого: 1771,29 *Из расчета 1 комплект в месяц. По расчетам на предприятии работает 6 человек 1 771,29 × 6 = 10 627,74 руб. Начисляемая амортизация в месяц: 10 627,74 / 12 = 885,65 руб. Инструмент: по опыту работы затраты на приобретение инструмента (лопаты, ведра, прочее) составляют 4000 руб. в год, 333,33 руб. в месяц. Итого по пункту: 885,65 + 333,33 = 1 218,98 руб. Зарплата обслуживающего персонала Расходы по зарплате сотрудников представлена в таблице №4 Табл. №4 Расходы по зарплате сотрудников. Должность Количество Затраты на зарплату, руб. Начальник участка 1 18 000 Контролер-кладовщик 1 12 000 Оператор смесителя 1 15 000 Оператор вибропресса 1 15 000 Вспомогательные рабочие 2 9 000 ИТОГО 6 78 000 Итого затраты по заработной плате на персонал из 6 человек обойдется в 78 000 руб. Стоимость расходных материалов. 1. Стоимость песка с доставкой из близлежащего карьера обходится в 125 руб. за 1 тонну, 1кг.- 0,125 руб.; 2. Стоимость цемент марки М-400Д20 Серебряков цемент 170 руб. за мешок 50кг. 1 кг - 3,4 руб.; 3. Стоимость щебня, 1 рейс КамАЗа общий пробег около 60 км., количество привезенного щебня 10 000 кг.(7м3). Для приготовления смеси, в качестве инертного, используется щебень стоимостью 850 рублей / м3 (цена с доставкой). Учитывая, что масса 1 м3 отсева составляет 1 400 кг, стоимость 1 кг отсева составит: 850 / 1400 = 0,607 руб. за килограмм. Состав смеси объема 1м3 для изготовления шлакоблока: · Цемент - 175 кг · Песок кварцевый - 850 кг · Щебень гранитный - 1000 кг · Вода - 90 .130 л (в зависимости от влажности компонентов) Из 1 м3 смеси получается примерно 76 стеновых камней, размером 390х190х188. Расчет себестоимости на 1 стеновой камень представлен в таблице №5. Табл. №5 Стоимость материалов на 1 (один) стеновой камень. Материал Расход, кг. Цена за единицу с доставкой, руб. Сумма, руб. Цемент ПЦ-400 Д20 2.3 3,4 7,82 Песок 11 0,125 1,375 Щебень 13 0,607 7,891 ИТОГО 26,3 4,132 17,086 Произведем расчет себестоимости месячного цикла производства: норма выработки шт. × количество смен × себестоимость 1 камня = 3000 × 22 × 17,086 = 1 127 676 руб. Затраты, связанные с эксплуатацией вспомогательного оборудования(вибропресс). Затраты на эксплуатацию автопогрузчика составляет 200 руб. / час. При средней загрузке 4 часа в смену = 800 руб. за смену. 17 600 руб. в месяц. Далее необходимо рассчитать общую себестоимость выпущенной продукции за 1 месяц таблица №6 Табл. №6 Себестоимости продукции за 1 месяц. Статьи затрат, при производстве шлакоблока Сумма, руб. Переменные затраты Материалы (цемент, инертные) 1 127 676 Эксплуатация вспомогательного оборудования 17 600 Итого: 1 145 276 Постоянные затраты Техническое обслуживание оборудования 3 333,33 Затраты на инструмент и спецодежду 1 218,98 Заработная плата 78 000 Отчисления с заработной платы (34%)[6] 26 520 Отчисления по оплате кредита 40 968,54 Арендная плата 42 000 Итого: 192 040,85 Итого общая себестоимость: 1 337 316,85 Себестоимость продукции рассчитывается путем сложения постоянных и переменных расходов = 1 145 276 + 192 040,85 = 1 337 316,85 руб. Месячный выпуск блоков = количество смен × норма выпуска в день = 3000×22 = 66 000 шт. Себестоимость 1 блока = общая себестоимость выпущенной продукции / количество выпущенной продукции = 1 337 316,85 / 66 000 = 20,26 руб.
Стоимость шлакоблока на основе щебня по Волгоградской области варьируется от 28 до 37 руб. рассчитаем сумму месячной выручки, ориентируясь на минимальную реализационную стоимость: Выручка = 28 × 66 000 = 1 848 000 руб. Прибыль = сумма выручки – себестоимость = 1 848 000 – 1 337 316,85 = 510 683,15руб. Используя полученные данные, рассчитаем точку безубыточности производства: Точка безубыточности в натуральном выражении = постоянные затраты / (Цена за шт. – переменные затраты на единицу продукции)=192 040,85/ (28 – 1 145 276 / 66 000) = 18 032 шт. Точка без убыточности в денежном обращении = выручка × постоянные затраты / (выручка – переменные расходы) = 1 848 000×192 040,85 / (1 848 000 - 1 145 276) = 505 022,58 руб. Точка безубыточности производства шлакоблоков представлена графиком на рис. № 7 Рис. №7 График точки безубыточности производства шлакоблоков. Вывод: производство рентабельно после выпуска 18 032 шт. шлакоблоков. Произведя расчет точки безубыточности предприятия нельзя гарантировать точно получение прибыли, на современном рынке большая конкуренция и ни факт что удастся реализовать полный объем выпущенной продукции. Перед финансированием данного производства необходимо изучить структуру рынка, сбытовую базу, сырьевую базу, учитывать факторы риска связанные с поведением арендодателя. Основные моменты производства, на которые следует обратить внимание, для поддержания рентабельного производства, необходимо исключить перерасход сырья, следить за выполнение норматива производства. Также для преодоления риска с отсутствием спроса на выпускаемую продукцию, необходимо рассмотреть вариант с расширением ассортимента производства, так на базе используемого оборудования при докупке дополнительных формовочных емкостей есть возможность производства тротуарной плитки различной конфигурации и дорожных бордюров. При этом при снижении спроса на шлакоблоки производственные мощности можно заполнить выпуском тротуарной плитки либо бордюров, или наоборот, что обеспечит стабильность предприятия и сохранении общей себестоимости на одном уровне. Заключение. В процессе написания курсовой работы были подробно изучено понятие стоимости, процесс его формирования, факторы влияющие на его величину. В том числе были рассмотрены основные этапы развития теории стоимости, что такое закон стоимости и какова её роль в экономической науке. Теперь подводя итоги необходимо сказать, что закон стоимости имеет большое теоретическое и практическое значение. Стоимость есть выражение стоимости труда вложенного в товар, то есть стоимость товара определяется количеством вложенного в него труда. В свое время количество труда измеряется рабочим временем – часами, днями и так далее. Поэтому стоимость товара есть стоимость рабочего времени, которое было направлено на его производство. Данная теория положила основу трудовой теории стоимости, разработанная английской классической школой. Яркими представителями которой являются Уильям Пети, Адам Смит, Давид Риккардо. При этом на стоимость товара влияли следующие факторы: · Уровень производительности труда. Чем больше производство тем меньше стоимость выпускаемой продукции; · Уровень интенсивности труда. Это есть количество затраченного труда на единицу времени. Чем больше интенсивность труда тем боль производительность за единицу времени; · Уровень сложности труда. Квалифицированный труд рождает большую стоимость, чем простой труд. Дальнейшее развитие теории трудовой стоимости получило в трудах Карла Маркса, он внес понятие прибавочной стоимости. Прибавочная стоимость это излишняя стоимость товара, которую создает наемный работник, работая определенную часть своего рабочего времени безвозмездно в счет прибыли работодателя. Возникшая после теория предельной полезности не много по другому трактуют формирование стоимости. По теории предельной полезности цена товара зависит от субъективной оценки потребителями полезности данного товара. Цена товара зависит только от отношения человека к нему, его ожиданий, предпочтений и знаний. Все эти теории являются фундаментальными и не везде их можно применить в чистом виде. В современной экономической среде выделяются следующие факторы влияющие на стоимость: · Труд - целесообразная деятельность людей, требующая приложения умственных и физических усилий, в ходе, которой они преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей. · Земля - как фактор производства является естественным ресурсом и включает все используемые в производственном процессе дарованные природой блага (земля, вода, полезные ископаемые и т.д.). · Капитал - все то, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. · Предпринимательские способности или предприимчивость. Способности предпринимателя проявляются в рациональном использовании труда, земли и капитала, умении находить и применять новые научные, технические, организационные, художественные, коммерческие идеи. Предпринимательская деятельность осуществляется в условиях значительной неопределенности, объективно обусловленной изменениями в потребностях людей и рыночной конъюнктурой. Все выше перечисленные пункты являются составляющей цены товара и разделяются на доходы: труд - заработная плата, земля - рента (доход владельца земли), капитал - процент (плата за использование чужих денег, средств производства), предпринимательские способности - прибыль. Таким образом, изучая вопрос о действии закона стоимости, о величине стоимости, можно сказать, что в процессе формирования стоимость подчиняется определенным правилам и принципам. В роли таких принципов и правил в экономической теории выступает закон стоимости. Закон стоимости является важнейшим действующим рычагом товарного производства. Он регулирует ценообразование, составляя его исходную основу. В реальной жизни в процессе формирования цен на рынке учитываются и такие условия, как соотношение спроса и предложения, соотношение цен на одноименные товары. Поэтому, можно сказать, что закон стоимости тесно связан с законом спроса и предложения. Они взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга. Благодаря воздействию этих законов цена на товары колеблется вокруг стоимости и приближается к тому уровню, при котором формируется равновесная цена. Также стоимость непосредственно влияет на развитие самого производства, это выражается во внедрение новых технологий повышение качества выпускаемой продукции дабы повысить спрос и увеличить производительность. Производитель, не подчинившийся действию закона стоимости, не пытающийся усовершенствовать свое производство повысить привлекательность своей продукции подвергается опасности быть вытесненными под натиском более выгодных предложений своих конкурентов.
Литература: 1. Бартенев, С.А. История экономических учений: Учеб. для вузов / С.А. Бартенев. – М.: Экономистъ, 2004. – 455 с. 2. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И., Микроэкономика В 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004
3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для ВУЗов. - 3-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 448 с. 4. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Конспект лекций, Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997 5. Нуриев Р., Авдашева С Базовые экономические понятия. Вопросы экономики № 11, 2004 год. 6. Сажина М. А., Чибриков Г. Г.Экономическая теория: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005. - 672 с.: 7. Салимжанов И.К. Ценообразование. М.: КНОРУС, 2007. - 304 с. 8. Салихов, Б.В. Экономическая теория: Учеб. для вузов / Б.В. Салихов. - М.: Дашков и К°, 2008. - 724 с. 9. Смит, А. Исследования о природе и причинах богатства народов. – М., 1993. 10. Ядгаров, Я.С. История экономических учений: Учеб. для вузов / Я.С. Ядгаров. - М.: Инфра-М, 2004. - 479 с. 11. http://www.rus-lib.ru/book/30/eb/01/192-207.html ; 12. 50 лекций по макроэкономике http://50.economicus.ru/. 13. Сайт по исторической мысли www.cepa.newschool.edu/het 14. Министерство РФ по налогам и сборам www.nalog.ru [1] К. Маркс, Ф. Энгельс. «Избранные сочинения», М., изд-во Полит. лит-ры, 1987, т.7, с.44. [2] Вибропресующее оборудование. http://tdonolit.ru/images/stories/usl/price/price.zip прайс-лист оборудования. [3] «Люкс- Строй». http://www.gruzpodem.ru/product/838/ прайс-лист оборудования. [4] Кредитный калькулятор. http://calculator-credit.ru/calculator.php [5] Компания арсенал С. О. http://arsenal-so.ru/d/64052/d/prays_iz_1s_11_marta_2009.rar прайс-лист спецодежды. [6] Статья 12. Тарифы страховых взносов Закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.