Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Экономическая география"


Северо-восточный социально-экономический район

П Л А Н 1. Введение 2. Раскрыть термин «производительные силы». 3. Дать характеристику Северо-восточного социально-экономического района. 4. Список использованной литературы.











Фундамент какой-либо науки составляет система четких однозначных понятий и категорий. Известно, что понятие – это форма (способ) обобщения предметов и явлений. Понятие имеет тем большее научное значение, чем существенные, содержательные признаки, по которым обобщаются предметы. Категория – это понятие, что отображает обобщенные свойства, существенные отношения и связи явлений материального мира, (время, простор, движение, форма, содержание и т.д.). Каждое понятие является определенным обобщением предмета, явления, процесса реальности, а соответствующая сфера действительности может быть отображена только системой понятий, категорий, законов. Возможность существования однородных понятий, определений, терминов, отсутствие их фиксированных значений приводят к многозначительному толкованию одних и тех же явлений, процессов и не способствуют познанию объективной действительности. В теории размещения производительных сил сложился весьма разнообразный понятийный аппарат, что в определенной мере отображает незавершенность формирования этой дисциплины в условиях становления рыночной экономики. Какое либо серьезное исследование в области размещения производительных сил требует изучения и упорядочения понятийного аппарата региональной экономики. Ключевыми понятиями, что требуют однозначного определения, являются «размещение производительных сил», «территориальная организация производительных сил». Размещение производительных сил предусматривает наличие объекта (производительной силы) и действия, направленного на этот объект (размещение). Как известно, производство всегда имеет общественный характер и содержит два уровня отношений: отношения людей и природы (система «общество - природа»), которые отображают содержание процесса производства и обобщаются в понятии производительной силы, отношения между людьми в процессе производства (система «общество – человек»), что характеризуются понятием «производственные отношения». Производительные силы – это система вещественных и личных элементов, в процессе объединения которых совершается производство. К вещественным элементам производства принадлежат: предметы труда – вещи, которые человек обрабатывает в процессе производства (лес, уголь, руда, металлы и т.д.), снаряжение и средства труда (производственные сооружения, станки, оборудование, железные дороги, каналы, шоссе и т.д.), то есть предметы и комплексы предметов, которые приспособлены человеком для влияния на предметы труда. Совокупность вещественных элементов производительных сил (предметы, орудия и средства труда) создают средства производства. Личные элементы – это люди, которые производят средства труда и приводят их в движение, владея для этого производственными навыками, опытом и знаниями. Человек – главная производственная сила. Производственные отношения – совокупность объективных материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Основой производственных отношений является отношение собственности, которая обуславливает распределение средств производства, а также система человеческих отношений в общественном производстве. Процесс общественного производства является функционированием определенного состава производственных отношений с целью получения продукта, необходимого для удовлетворения потребностей общества, то есть производству присущи лишь действующие производительные силы. Макрорайонирование страны осуществляется с учетом особенностей исторического развития, политико-административного устройства, природных условий, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, уровня развития и структуры хозяйства на ее территории. Разделение территории Украины на макрорегионы, которые характеризуются социальным и хозяйственным своеобразием, отличиями во внутрирегиональных и межрегиональных связях, дает возможность дифференцированно управлять процессами планирования и прогнозирования развития государства. Регионализация способствует рациональному развитию каждого региона, рациональному размещению производительных сил территории, и, в конечном итоге, ускоренном региональном развитии всей страны. Социально-экономический регион является частью территории страны, которая характеризуется определенной специализацией и комплексно-пропорциональным развитием человеческой деятельности. Социально-экономические макрорегионы Украины представлены в таблице 1 Таблица 1 Макрорегион
Центр
макрорегиона
Области, которые входят в состав макрорегиона Центральный Киев Винницкая, Житомирская, Киевская, Хмельницкая, Черкасская, Черниговская Донецкий Донецк Донецкая, Луганская Западный Львов Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Тернопольская, Черновицкая Приднепровский Днепропетровск Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская Причерноморский Одесса Николаевская, Одесская, Херсонская, АРК Харьковский Харьков Полтавская, Сумская, Харьковская Более подробно остановимся на характеристике северо-восточного или Харьковского экономического региона. В состав Харьковского региона входят три области: Харьковская, Сумская и Полтавская. Его площадь 84 тыс. км2 (13,9 % территории Украины) Общая численность населения на 1 января 1997 года – 6,2 млн. чел., что составляет 12,1% населения Украины. Густота населения – 74 чел./км2. В регионе насчитывается 47 городов и 102 поселка городского типа.
Важными факторами развития и функционирования Харьковского региона является его транспортно-географическое положение, трудовые и природные ресурсы. Особенности транспортно-географического положения региона определяются такими чертами: · близость к топливно-металлургической базе Украины – Приднепровью и Донбассу;
· перекресток трубопроводов, электропередач, железных дорог и автомагистралей; · выход к главной речной артерии Украины – Днепра; · соседство с Российской Федерацией. Выгодное транспортно-географическое положение Харьковского региона к источникам сырья и топлива, благоприятные экономические и природные условия создают высокие потенциальные возможности для комплексного развития его хозяйства. Под влиянием социальных, экономических и природных условий в регионе сложился индустриально-аграрный хозяйственный комплекс. Ведущее значение имеет промышленность, на которую припадает 3/4 валового продукта хозяйства региона. Высокая территориальная концентрация промышленности определяет значительные показатели объемов товарной продукции в расчете на одного жителя. На территории региона фактически приостановился прирост населения. Это объясняется оттоком с северной части региона сельского населения, преимущественно молодежи, в большие города, в другие регионы. Сложилась неблагоприятная возрастная структура населения, в которой свыше 1/5 составляют лица пенсионного возраста. Этим обусловлена острая потребность в обеспечении сельского хозяйства квалифицированными трудовыми ресурсами. В отдельных населенных пунктах развиты народные промыслы. Например, Королевец известен как центр изготовления декоративных полотенец, Опашня – художественной керамики. Центрами ковроткачества стали Решитиловка, Миргород, Новые Санжары, Диканька на Полтавщине. В городах есть значительные резервы трудовых ресурсов, которые образовались вследствие реструктуризации, закрытия нерентабельных предприятий. Большое значение в таких условиях приобретает создание и функционирование системы переподготовки и трудоустройства, регулирование процесса увольнения работников, территориально-отраслевое перераспределение их численности с учетом дифференциации производства, создание новых рабочих мест. Объединение равнинного рельефа, климатического режима, плодородных земель и полезных ископаемых является благоприятным для развития хозяйства в регионе. Что касается энергетических ресурсов, во всех областях региона есть месторождения горючих природных газов, основные промышленные запасы которых сосредоточены в Харьковской области (Шебелинское, Кристиновское, Муратовское, Ефремовское месторождения). Запасы нефти сконцентрированы в Полтавской (Глинско-Разбышевское, Радченковское, Сагайдацкое, Зачепиловское, Новогригорьевское месторождения) и Сумской (Качановское, Рыбальское месторождения) областях. В топливно-энергетическом комплексе наибольшее значение имеет добыча нефти и газа и переработка нефти в Кременчуге. Кроме того, используется привезенный уголь с Донбасса, торф и гидроэнергия Днепра. Большая часть электроэнергии производится на тепловых электростанциях. Наибольшие из них: Змеевская ГРЭС мощностью 2,4 млн. кВт и ряд ТЭЦ (Харьковская область), а также ТЭЦ в Сумах, Охтырке и Шостке. Действует Кременчугская ГЭС на Днепре. На Полтавщине залежи высококачественных железных руд сосредоточены в Кременчугском железорудном бассейне. Их разведанные запасы составляют 4,5 млрд. тонн и являются пригодными для открытой разработки и обогащения с получением концентратов с содержанием железа до 69 %. Черная металлургия представлена Полтавским горно-обогатительным комбинатом, который производит железорудный концентрат и окатыши. В Кременчуге работает сталелитейный, а в Полтаве литейно-механический заводы. Ведущей отраслью специализации промышленности региона является машиностроение и металлообработка. Только в Харьковской области сосредоточено около 1/5 машиностроения Украины, а Харьков – один из крупнейших машиностроительных центров страны. Харьков специализируется на выпуске оборудования для электроэнергетики, двигателей, тракторов, станков, инструментов, устройств. Здесь расположены большие производственные объединения: Харьковский тракторный завод, «Серп и молот», «Харьковтракторзапчасть», Харьковский трубный завод, «Укрэлектромаш» Харьковский электромеханический завод. Харьковские заводы «Электротяжмаш», «Электромашина», «Южкабель» производят турбины для тепловых, атомных, и гидроэлектростанций, генераторы, электродвигатели, кабель, электроаппаратуру и т.д. Развито и транспортное машиностроение: Харьковское производственное объединение «Завод им. В.О.Малышева», авиационное объединение, вагоноремонтный и велосипедный заводы. Производят также электрокраны, конвейеры для угольной промышленности, бульдозеры, транспортеры и ряд прочей машиностроительной продукции. Значительный машиностроительный центр – Сумы. К его крупным предприятиям принадлежат производственные объединения: машиностроительное им. М. В. Фрунзе, «Насосоэнергомаш», «Электрон», заводы: «Центролив», «Сумсельмаш», «Сумремстанок». В Полтаве размещены заводы газоразрядных ламп, искусственных алмазов и алмазного инструмента, «Электромотор», турбомеханический, тепловозоремонтный, а также производственные объединения «Продмаш» и «Укрхиммаш». В Кременчуге действуют производственное объединение «АвтоКрАЗ», крюковский вагоностроительный и колесный заводы, завод дорожных машин. Химическая промышленность региона производит лаки, краски, химические реактивы, химико-фармацевтические изделия (Харьков); синтетические моющие средства и ядохимикаты (Первомайский); химреактивы, кинопленки, и магнитные ленты (Шостка); минеральные удобрения, серную кислоту (Сумы). Развитие промышленности строительных материалов основывается на местной сырьевой базе: производство цемента и шифера на Балаклийском цементно-шиферном комбинате; асбестоцементных изделий, сборных железобетонных конструкций и деталей, кирпича, облицовочной плитки – в Харькове, Сумах, Конотопе; стекла – в Полтаве, Кременчуге, Мерефе; фарфорофаянсовых изделий – в Полтаве, Будах. Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность специализируется на производстве мебели (Харьков, Чугуев, Полтава, Сумы, Кременчуг, Ромны, Лубны), картона (Рогань) и бумаги (Змеев Харьковской области). Легкая промышленность региона производит хлопковые и шерстяные ткани, трикотажные, швейные, кожно-обувные и меховые изделия. Крупные центры производства – Харьков, Полтава, Сумы. Отдельные предприятия расположены в Лубнах, Кременчуге, Охтырке, Купянске, Лозовой, Богодухове и др. городах. Пищевая промышленность региона имеет разотрасленную структуру. Наиболее развита сахарная, спиртовая, мясная, маслосыродельная и молочная, мукомельно-крупяная, хлебопекарная, масложировая. Значительные мощности имеет сахарная промышленность, в составе которой действует 59 сахарных заводов. Мощнейший – Лохвицкий сахарный комбинат (Полтавская обл.). К большим сахарным предприятиям также принадлежат Купянский, Орильский (Харьковская область), сахарорафинадный завод в г. Дружба (Сумская обл.). В городах региона действуют многочисленные мясокомбинаты (Харьков, Полтава, Сумы, Лубны, Кременчуг, Конотоп и др.), молочные и молочно-консервные заводы (Харьков, Полтава, Сумы, Лубны, Богодухов и др.).
Харьковский регион характеризуется территориальным разнообразием размещения и высоким уровнем развития сельского хозяйства. Большинство сельскохозяйственных предприятий специализируются на производстве зерновых, сахарной свеклы, подсолнечника, и на мясомолочном животноводстве. Вокруг городов созданы овощемолочные хозяйства пригородного типа. Более половины посевной площади региона отводится под зерновые культуры: озимую пшеницу, ячмень, рожь, гречиху, кукурузу. Свыше 12 % посевных площадей в регионе занимают технические культуры. Сахарную свеклу выращивают практически на всей территории региона, а подсолнечник – преимущественно на юге и юго-востоке. В западной части региона распространены посевы табака и эфиромасличных культур. Повсеместно выращивают картофель и овощи. Хорошо развиты, особенно в пригородных зонах, садоводство.
Ведущие отрасли животноводства – скотоводство, свиноводство и птицеводство. Развивается также овцеводство, кролеводство, звероводство, пчеловодство и рыбоводство. Юг региона специализируется на мясомолочном животноводстве. Свиноводство имеет мясное направление. В регионе сформировались агропродуктовые специализированные комплексы: зернопродуктовый, свекольно-сахарный, масложировой, мясо- и молочно-продуктовый. Благоприятные климатические условия, живописные ландшафты, густая речная сеть (в Сумской и Полтавской областях) создают курортный потенциал региона. Особое значение имеют минеральные воды Полтавщины, в частности в Миргороде, Великой Багачце, Новосанжарске, Хороле. Около Харькова и прочих больших городов расположены пригородные зоны отдыха и оздоровления населения. В Харьковском регионе развиты все виды транспорта, но ведущее место принадлежит железнодорожному и автомобильному. Наибольшие железнодорожные узлы – Харьков, Лозовая, Ворожба, Конотоп, Сумы, Кременчуг, Гребенка, Полтава. Автомобильный транспорт используется в основном для внутриобластных перевозок. Через территорию региона проходят важные автомагистрали межгосударственного и межрегионального значения: Москва – Харьков – Симферополь, Киев – Ростов-на-Дону. Для межрегиональных транспортных связей используется Днепр, где расположен большой речной порт Кременчуг. Значительный объем пассажирских и грузовых перевозок осуществляется авиационным транспортом. Через территорию региона проходят трассы газопроводов от Шебелинки к Харькову, Полтаве, Кременчугу, Одессе, Киеву, Днепропетровску, Кишиневу, Орлу, Брянску, Москве; газопровод «Союз»; нефтепроводы Мичуринск – Кременчуг и пр. В регион ввозятся топливо, металл, строительные материалы, лес, а вывозится преимущественно готовая продукция оборонной промышленности – машины, инструменты, обувь, одежда, сахар, масло и т.д. Экономические связи наиболее развиты с соседними Приднепровским и Донецким регионами. Основные направления дальнейшего развития северо-восточного региона такие: · усовершенствование структуры инвестирования с целью реконструкции и создания новых, технически переоснащенных производств; · развитие средних и малых городов с целью более полного использования трудовых ресурсов; · более эффективное использование наличных ресурсов живого труда, механизация и автоматизация производства; · реорганизация сельскохозяйственных структур, создание фермерских хозяйств и сельскохозяйственных фирм, внедрение индустриальных методов в растениеводстве и животноводстве; · усовершенствование экономических связей с другими регионами Украины, а также между перерабатывающими предприятиями и производителями сельскохозяйственного сырья; · наращивание и развитие санаторно-курортного и туристического потенциала. Список использованной литературы 1. Дорогунцов С. И., Федорищева А. Методологические основы размещения и развития потенциально небезопасных предприятий // Экономика Украины. – 1996. - № 6. – С. 4 – 11. 2. Дорогунцов С. И., Федорищева А. Устойчивость развития эколого- экономического потенциала Украины и ее регионов // Экономика Украины. – 1996. - № 7. – С. 4 – 12. 3. Качан Е.П., Ковтонюк Н.А. и др. Размещение производительных сил Украины: Учебник / Под ред. Е.П. Качана. – К., 1997. 4. Стеченко Д.М. Розмiщення продуктивных сил i регионалистика.// Навчальний посiбник. – К., «Вiкар» - 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 15—31 мая проходит акция “Беларусь против табака”
Реферат Разработка системы мероприятий по созданию высокопродуктивных устойчивых агроэкосистем в хозяйстве
Реферат 2005 год: некоторые итоги и перспективы
Реферат Предмет политологии, ее функции
Реферат From Dirt To Duchess Essay Research Paper
Реферат Дослідження впливу інноваційного процесу на кінцеві результати діяльності підприємства ЗАТ "Інформаційні та технологічні системи" (венчурний інноваційний проект "WEB-технологія подання звітності платниками податків в податкові інспекції&quo
Реферат Summary Of The Book Through The Tunnel
Реферат Человек, антропогенез ,физиология, сознание, взаимодействие человека и биосферы
Реферат Высоцкий Владимир Семенович
Реферат Physics Lab Work And Friction Essay Research
Реферат Коммуникативный минимум менеджера
Реферат Статистическое изучение загрязнения окружающей среды
Реферат Aromatherapy Essay Research Paper AromatherapyAromatherapy is a
Реферат Понятие и основные правила квалификации преступлений. Конкуренция норм в уголовном праве и ее практическая реализация
Реферат Учетная политика предприятия 2 Теоретический порядок