Введение
§1 Различия в социально-экономическом развитии регионов РФ
§ 2 Критерии комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
§3 Региональные аспекты социальной политики.
§4 Место районов Дальнего Востока и Забайкалья в экономике России.
§5 Государственная поддержка Дальнего Востока и Забайкалья
Заключение
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы
Введение
Актуальной проблемой, создающей угрозу экономической безопасности и территориальной целостности страны, становится усиливающаяся неравномерность социально–экономического развития субъектов РФ. Так, из анализа социально–экономического развития субъектов РФ следует, что диапазон основных макроэкономических показателей весьма велик. Сгладить существующие различия и объективную разницу между уровнями экономического развития субъектов РФ призвана разумная государственная экономическая политика, стимулирующая развитие перспективных отраслей экономики, повышающая финансовую самодостаточность территорий, и приводящая в конечном итоге к сбережению народонаселения России.
Одной из первых задач реферата является анализ различий в развитии субъектов РФ по основным социально-экономическим показателям, которые в настоящее время достигли критического уровня. Возросло число отстающих регионов, к ним относятся: Сибирский, Дальневосточный и Южный федеральный округ. В Центральном, Северо-Западном, Приволжском округе наблюдаются тенденции к стабилизации социально-экономического развития.
Следующей задачей является рассмотрение использования критериев комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
В связи с этим необходима разработка эффективных, экономически обоснованных программ, постановлений по сокращению различий в уровне развития регионов. Таким образом, третьей задачей является обзор региональных аспектов социальной политики.
При написании работы особое внимание будет уделено Федеральной Целевой Программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ(2002-2010 годы и до 2015 года)», которая имеет очень важное социальное, экономическое, стратегическое значение. Именно благодаря ей возможно создание экономических условий для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации, а также развитие социальной сферы, достижение необходимых социальных нормативов, соответствующих специфике Дальнего Востока и Забайкалья. Таким образом, заключительными задачами реферата являются описание места регионов Дальнего Востока и Забайкалья в экономике РФ и анализ государственной поддержки для них.
§1 Различия в социально-экономическом развитии регионов РФ
Исторически сложившиеся различия в экономическом развитии регионов России оказывают значительное влияние на государственное устройство, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики.
Уменьшение различий в экономическом развитии создает благоприятные условия для развития внутреннего рынка, оптимизации социально-экономических преобразований, укрепления единства российского государства, в то время как усиление различий затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасность возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики и ослабления целостности государства.
С началом рыночных реформ различия в социально-экономическом развитии регионов стали усиливаться, что можно объяснить двумя причинами: наличием регионов с разной структурой экономики и значительным ослаблением регулирующей роли государства.
Оценка социально-экономического развития федеральных округов в 2000году показывает, что в каждом из них имеются неблагополучные регионы. В наихудшем положении находятся Сибирский, Дальневосточный и Южный федеральные округа.
Комплексная оценка динамики развития субъектов РФ, входящих в Центральный федеральный округ, позволяет сделать вывод о некоторой стабилизации социально-экономического положения в них.
Оценка социально-экономического развития Северо-западного федерального округа позволяет сделать вывод об улучшении ситуации. Вместе с тем ухудшились показатели развития отраслей социальной инфраструктуры и уменьшились объемы инвестиций в основной капитал на душу населения.
К неблагополучным относятся Архангельская и Псковская области.
В целом социально-экономическое развитие Южного федерального округа с 1998 по 2000 год остается гораздо ниже среднего уровня, в том числе по доле валового регионального продукта на душу населения, объему внешнеторгового оборота на душу населения и наличию основных фондов на душу населения.
В группу неблагополучных входят Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика и Волгоградская область[1].
Комплексная оценка социально-экономического развития Уральского федерального округа свидетельствует о стабилизации положения на уровне ниже среднероссийского по основным показателям после спада в 1999году. К группе наиболее неблагополучных можно отнести Курганскую область.
Результаты комплексной оценки социально-экономического положения Сибирского федерального округа свидетельствуют о спаде его развития в 1999-2000 годах. Наибольшее отклонение от среднего по России уровня наблюдается в отношении валового регионального продукта на душу населения, финансовой обеспеченности региона на душу населения, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, общего объема розничного товарооборота платных услуг на душу населения, наличия основных фондов на душу населения и коэффициента плотности дорог.
К неблагополучным относятся Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Эвенкийский автономный округ.[2]
По сравнению с 1999 годом социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, в 2000 году ухудшилось по уровню регистрируемой безработицы, отношению среднедушевых доходов к среднедушевому прожиточному минимуму, доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровню развития отраслей социальной инфраструктуры и уровню финансовой обеспеченности региона на душу населения.
К неблагополучным относятся Амурская область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область.
В каждом федеральном округе есть субъекты РФ, относящиеся к группе отстающих. В совокупности они составляют почти половину всех субъектов РФ. Абсолютное большинство этих регионов являются приграничными (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).
За последнее десятилетие усилились различия между субъектами РФ и по размеру финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов других уровней, что ведет к увеличению территориальных диспропорций в обеспечении населения социальными пособиями, услугами образования, здравоохранения, культуры и искусства. В результате увеличились различия в обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры.
Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов РФ. Первоочередной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах.
Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» базируется на Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы
В настоящее время финансовая помощь из федерального бюджета субъектам РФ предоставляется через Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Фонд регионального развития.
Программа предполагает проведение отбора регионов для оказания им государственной поддержки. Субъектами РФ, претендующими на государственную поддержку в рамках реализации Программы, будут признаны те, в которых темпы, масштаб и длительность спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости населения, демографического и экологического развития, предоставления социальных услуг ниже общероссийских показателей.
Программа рассчитана на долгосрочную перспективу.
Общий объем финансирования, необходимый для реализации мероприятий Программы в 2002-2010 годах, составляет 66323,3 млн. рублей, в том числе объем федерального финансирования – 12413,3 млн. рублей.
Структура источников финансирования Программы в процентном содержании следующая [3] : средства федерального бюджета - 18,7 процента; средства бюджетов субъектов Российской - 22,9 процента; Федерации внебюджетные источники - 58,4 процента.
Основными целями Программы являются сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов РФ, уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 году в 1,5 раза, а к 2015 году – в 2 раза.
На первом этапе реализации программы (2002-2010 годы) предполагается сократить в 2 раза различия в доходах на душу населения, уменьшить на 25 процентов число отстающих субъектов РФ и на 15% долю населения, живущего за чертой бедности (1).
На втором этапе (2011-2015 годы) намечается сократить межрегиональные различия в доходах на душу населения в 3 раза, число отстающих регионов – в 2 раза, а также уменьшить на 25% долю населения, живущего за чертой бедности, в субъектах РФ, являющихся получателями средств по Программе.
Министерство экономического развития и торговли РФ совместно с Министерством финансов РФ осуществляет отбор регионов и объектов для предоставления государственной поддержки на очередной финансовый год.
Ежегодный конкурсный отбор проектов для участия в Программе проводится по направлениям, предусмотренным бюджетным классификатором.
Социально-экономическое положение регионов по каждому направлению характеризуется следующими группами показателей[4] :
1) индикаторы обеспеченности населения субъектов Российской Федерации услугами соответствующей отрасли социальной или инженерной инфраструктуры;
2) степень внутрирегиональных различий в обеспеченности населения объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
3) доля бюджетных расходов по отрасли в консолидированном бюджете региона.
Реализация Программы позволит преодолеть кризисное состояние субъектов РФ, уровень развития которых ниже среднероссийского, и обеспечить:
·создание условий для ускорения их социально-экономического развития;
·уменьшение доли населения, живущего за чертой бедности, в отстающих регионах РФ;
·сокращение различий в доходах на душу населения, размере валового регионального продукта на душу населения, количестве объектов социальной и инженерной инфраструктуры между регионами, уровень социально-экономического которых ниже среднероссийского, и другими регионами РФ.
Выводы:
С началом рыночных реформ различия в социально-экономическом развитии регионов стали усиливаться, что оказывает негативное воздействие на эффективность экономики в целом, уровень жизни людей, повышает социальную напряженность в обществе.
Стратегически важным является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов России.
Главной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах.
Для этого разработана Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 годы и до 2015 года)». Целью программы является сокращение различий между развитыми и отстающими регионами в 2 раза.
§ 2 Критерии комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
Основной целью комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является определение возможности решения текущих и долгосрочных задач социального и хозяйственного развития на основе использования внутренних резервов и источников экономического роста и эффективности мер по реализации социально-экономической политики, предпринимаемых Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При проведении комплексной оценки уровня социально-экономического развития региона учитываются следующие основные принципы:
· комплексность оценки, обеспечивающая учет всех важнейших составляющих показателей уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
· системность оценки, предполагающая учет взаимосвязей базовых показателей и характеристик регионального развития;
· достоверность исходных данных при выборе базовых показателей регионального развития;
· соответствие системы индикаторов задачам ежегодного анализа и прогнозирования экономического и социального развития регионов;
· максимальная информативность результатов оценки уровня развития регионов, обеспечивающая возможность принятия оптимальных решений на федеральном и региональном уровнях государственного управления;
· сочетание общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению важнейших экономических и социальных проблем.[5]
Источниками информации, необходимой для проведения указанной оценки, являются:
· годовая статистическая отчетность Государственного комитета Российской Федерации по статистике;
· материалы, полученные от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.
На основании этих критериев разработана методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, предусматривающая пять групп регионов с уровнем развития выше среднего, средним, ниже среднего, низким и крайне низким уровнем развития. Регионы двух последних групп претендуют на государственную поддержку. К ним относятся субъекты Российской Федерации, нуждающиеся в развитии объектов социальной инфраструктуры.
Критерии распределения средств для регионов, указанных в перечне субъектов Российской Федерации, нуждающихся в развитии объектов инженерной инфраструктуры, должны быть другими. Здесь цель государственной поддержки - выравнивание показателей оснащенности объектами инженерной инфраструктуры и одновременно обеспечение преемственности ввода объектов инженерной инфраструктуры не только в отстающих, но и в относительно благополучных регионах Российской Федерации. В целях определения регионов, нуждающихся в получении помощи для развития объектов инженерной инфраструктуры, целесообразно из всех субъектов Российской Федерации, продемонстрировавших высокую инвестиционную активность в сооружении указанных объектов, отобрать те, в которых наиболее велико отклонение от среднероссийского уровня обеспеченности объектами инженерной инфраструктуры.
Третье направление инвестиционной политики Программы предусматривает поддержку проектов в приграничных субъектах Российской Федерации. Социальная и экономическая ситуация во многих из них значительно обострилась в последние годы. Возникли проблемы беженцев, вынужденных переселенцев, необходимо в экстренном порядке создавать новые таможенные посты и пункты временного размещения мигрантов. Нагрузка на социальную и инженерную инфраструктуру этих регионов значительно возрастает. Поэтому эта проблема рассматривается как третье приоритетное направление инвестирования средств по Программе.
Выводы:
На основании комплексной оценки уровня социально-экономического развития региона разработана методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, инженерной инфраструктуры и поддержки проектов в приграничных субъектах РФ.
§3 Региональные аспекты социальной политики
Экономические преобразования и структурная перестройка сопровождались усилением межрегиональных различий в уровне жизни и занятости населения, расслоением регионов по основным социально-экономическим параметрам. Нарастание межрегиональных контрастов и концентрация нерешенных социально-экономических проблем в отдельных регионах привели к обострению социальной напряженности, усилению региональных конфликтов.
Для преодоления возникших негативных тенденций предусматривается проводить социальные реформы с максимальным учетом объективных особенностей регионов.
Целью социальной региональной политики является сбалансированное региональное развитие, гарантирующее равные качество и условия жизни для населения вне зависимости от региона, в котором люди живут и работают.
Основными направлениями социальной региональной политики являются:
·выравнивание межрегиональных различий в доходах населения, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, коммуникациях, состоянии окружающей среды и т.п.;
·обеспечение на всей территории страны государственных стандартов и гарантий, дифференцированных с учетом объективных особенностей регионов;
·предоставление региональным органам власти и управления реальных возможностей по обеспечению минимальных государственных стандартов;
·выравнивание возможностей для проведения социальных реформ в регионах с различными стартовыми условиями.[6]
В региональной социальной политике должны также найти отражение вопросы, связанные с развитием и совершенствованием федеративных и национальных отношений с учетом интересов этноса и народностей, проживающих на данной территории.
При решении крупномасштабных и острых социальных проблем потребуется обеспечить взаимодействие федеральных органов государственной власти с органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Достижение этих целей будет обеспечено через реализацию трех основных механизмов:
·выравнивание условий бюджетного финансирования социально значимых расходов;
·поддержка социальных реформ и социального развития проблемных регионов;
·адаптация социальных реформ к условиям зоны Севера.
Бюджетное выравнивание является основным инструментом реализации региональной социальной политики. Его использование должно осуществляться в рамках общего механизма межбюджетных отношений на базе принципов бюджетного федерализма.
Особое внимание будет обращено на депрессивные регионы, территории, попавшие в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов, а также на регионы, принимающие нерегулируемые потоки беженцев и вынужденных переселенцев.
Предусматривается предоставлять этим регионам особый статус и оказывать помощь, как правило, в рамках специальных федеральных программ. Перечень регионов, нуждающихся в поддержке приведён в приложении.
Программы для депрессивных регионов, то есть регионов, в наибольшей степени пострадавших от кризисных процессов (прежде всего роста безработицы, спада производства и снижения реальных доходов населения) вследствие особенностей своей специализации и структуры хозяйства, будут направлены на ускорение процесса структурной перестройки экономики и смягчение неблагоприятных социальных последствий для населения.
Поддержка депрессивных регионов будет осуществляться через активизацию действующих рычагов и механизмов развития предпринимательства, диверсификации сферы приложения труда, привлечения частных (в том числе иностранных) инвестиций, реструктуризации предприятий, переподготовки кадров и других. В особой сложных ситуациях возможно введение более мягкого режима ликвидации государственных (казенных) предприятий, приоритетное распределение государственных заказов (особенно оборонных), оказание технической помощи предприятиям в проведении инвестиционных торгов, организации новых эмиссий акций, подготовке бизнес-планов.
Важнейшим является разработка программы для регионов социального неблагополучия, то есть территорий с низким уровнем жизни населения, слабым развитием социальной сферы или сосредоточением особо острых социальных проблем (попавшие в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов, а также на регионы, принимающие нерегулируемые потоки беженцев и вынужденных переселенцев).
Выводы:
Нарастание межрегиональных контрастов и концентрация нерешенных социально-экономических проблем в отдельных регионах привели к обострению социальной напряженности, усилению региональных конфликтов Целью социальной региональной политики является сбалансированное региональное развитие, гарантирующее равные качество и условия жизни для населения вне зависимости от региона, в котором люди живут и работают
§4 Место районов Дальнего Востока и Забайкалья в экономике России
Территория, занимаемая субъектами Российской Федерации на дальнем Востоке и в Забайкалье, составляет почти 40 процентов площади России (население – 6,5 процента). Объем валового регионального продукта составляет около 6 процентов общероссийского валового внутреннего продукта. Регион имеет протяженную границу с Китайской Народной Республикой и Монголией, незамерзающие морские порты на востоке, крупные транспортные артерии – Транссибирскую и Амурскую магистрали. Все это создает благоприятные условия для развития экономического сотрудничества с зарубежными странами, прежде всего со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Региона обладает значительными ресурсами минерального сырья, цветных и благородных металлов, железной руды, угля (более 20 млрд. тонн), нефти (9,6 млрд. тонн), природного газа (14 трлн. куб. метров), древесины, а также гидроэнергетическими ресурсами. В пределах 200-мильной зоны морская и океаническая акватория составляет 1,5 млн. кв. километров. По прогнозным оценкам, на шельфе дальневосточных морей содержится до 30 млрд. тонн углеводородов. Здесь добывается свыше 60 процентов рыбы и морепродуктов России.[7]
Условия хозяйствования и проживания населения резко дифференцированы. В южных районах большое развитие получили промышленность и сельское хозяйство. Северные и северо-восточные территории специализируются на развитии горнодобывающих отраслей промышленности.
Наряду с перечисленными благоприятными экономико-географическими условиями Дальний Восток и Забайкалье испытывают давление и негативных факторов. Это, прежде всего, сложные природно-климатические условия, слабая освоенность территории, низкая плотность населения, отдаленность региона от промышленных центров страны, труднодоступность большей части территории, отсутствие развитой сети дорог, отток населения.
Наличие серьезных проблем в различных отраслях экономики и социальной сферы вызвало необходимость принятия Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы. В осуществление этой программы в период 1996-2005 годов было инвестировано около 20 процентов средств, запланированных на реализацию программных мероприятий. Существенным недостатком этой программы являлось отсутствие увязки экономического и социального развития региона с реальными возможностями федерального бюджета и возможностями бюджетов субъектов Российской Федерации, вследствие чего цели и задачи в целом не были выполнены.
Север – это высокоширотная часть территории России, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями, обуславливающими повышенные затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения. К районам Севера относятся полностью или частично территории 6 республик, 3 краев, 10 областей и 8 автономных округов. Здесь проживает свыше 11,7 млн. человек, из них более 200 тыс. человек – представители 30 коренных малочисленных народов Севера.
Северные территории играют ключевую роль в национальной экономике, в обеспечении безопасности и геополитических интересов России. Здесь сосредоточены основные запасы углеводородного фосфорного и аллюминийсодержащего сырья, алмазов, редких, цветных и благородных металлов, добывается 93 процента природного газа, 75 процентов нефти, включая газовый конденсат, 100 процентов алмазов, кобальта, платиноидов, апатитового концентрата, 90 процентов меди, никеля, 2/3 золота, производится половина лесной и рыбной продукции .[8]
Районы севера имеют положительное сальдо в межбюджетных отношениях с федеральным центром и обеспечивают почти 60 процентов валютных поступлений страны. Здесь проживает всего 8 процентов населения России, а производится около 20 процентов ее валового внутреннего продукта. В регионе расположена национальная транспортная артерия – Северный морской путь.
В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года отмечается, что «в прогнозируемых на долгосрочную перспективу условиях экономического и социального развития страны большинство видов профильной продукции Севера безальтернативно с позиции их возможного производства в других районах страны и приобретения по импорту. Федеральная политика в отношении данного региона должна способствовать более полному и рациональному использованию природных богатств Севера для обеспечения внутренних потребностей производства и формирования валютных ресурсов страны».
Переход к рыночным отношениям, сопровождающийся резким ослаблением государственного регулирования, болезненно отразился на социальной ситуации в северных районах. Несмотря на то, что на северных территориях формируется значительная доля дохода федерального бюджета, состояние бюджетов субъектов Российской Федерации, имеющих в своем составе районы Севера, постоянно ухудшается. Хотя спад в промышленности за годы реформ здесь был меньше, чем в среднем по России, однако снижение реальных доходов северян и уровень безработицы значительно выше, чем у россиян в целом. Особенно резко снизился уровень жизни коренных малочисленных народов Севера.
Обстановка, сложившаяся в районах Севера, долговременные интересы экономики и населения страны, масштабный характер проблем этого региона требуют активного воздействия государства на процессы, протекающие здесь. Важно остановить снижение реальных доходов населения, спад производства в базовых отраслях экономики районов Севера и обеспечить в перспективе устойчивое развитие этих районов.
Откорректированная программа предусматривает объем финансирования в 5,6 раза меньший, чем прежняя (14,2 млрд.долл. против 80 млрд.долл. США). В том числе затраты федерального бюджета в откорректированной программе сокращены в 20 раз (1,05 млрд.долл. против 20 млрд.долл. США). Рассматривая финансирование мероприятий Программы из федерального бюджета на 2004 год в разрезе субъектов Федерации Дальнего Востока и Забайкалья, следует отметить, что уменьшение федерального финансирования коснулось всех территорий, кроме Еврейской автономной области и Корякского автономного округа ( ПРИЛОЖЕНИЕ, ТАБЛИЦА 5).
Выводы:
Дальний Восток и Забайкалье – территории с суровым природно-климатическими условиями, ослабленным государственным регулированием, низкодоходными бюджетами, спадом промышленности, низкими доходами граждан, безработицей, низким уровнем жизни.
Все эти негативные факторы имеют место при том, что данные территории являются богатейшими по природным запасам, обеспечивают более половины валютных поступлений страны, 6% ВВП, имеют крупные транспортные артерии, удобное географическое положение для сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
§5 Государственная поддержка Дальнего Востока и Забайкалья.
Действующая система государственной поддержки районов Севера включает в себя: федеральные целевые региональные и отраслевые программы, государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, систему завоза продукции в эти районы, меры государственной поддержки отдельных объектов, хозяйственных комплексов и населенных пунктов. Наряду с другими регионами северные территории получают трансферты из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, а также помощь из других специальных фондов. Правовым фундаментом государственной поддержки выступает Федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», а также федеральные законы «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».[9]
Сложившаяся система государственной поддержки вошла в противоречие с развивающимися экономическими и федеративными отношениями. Она недостаточно учитывает произошедшие изменения в экономике России, продолжает сохранять многие черты старой административно-командной модели.
Действующая система государственной поддержки районов Севера недостаточно эффективна и в силу общих для страны причин: трансфертного характера формирования бюджетных доходов большинства субъектов Российской Федерации, исполнения приватизированными предприятиями функций, связанных с содержанием объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, и др.
Меры государственной поддержки не обладают долговременным стабилизационным эффектом, обеспечивают лишь аккумуляцию финансовых ресурсов в бюджетной системе, но не препятствуют мощному оттоку финансовых ресурсов из районов Севера. Организационные механизмы ее несовершенны и подвержены частым изменениям.
Причины низкой эффективности действующей системы государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера имеют институциональный, нормативно-правовой и конъюнктурный характер.
Прежде всего, она неадекватно учитывает темпы и направления институциональных преобразований в базовых отраслях экономики северных районов (формы акционирования и создания экстерриториальных финансово-промышленных групп и вертикально-интегрированных компаний и др.), слабо взаимосвязана с законодательством Российской Федерации о недропользовании, о естественных монополиях, о конкуренции и антимонопольной деятельности, о корпорациях (в вопросах взаимоотношения между территориями и вертикально-интегрированными компаниями), об иностранных инвестициях. Отсутствуют взаимоувязанная система федеральных законов прямого действия, стабильные принципы и нормативы распределения средств финансовой поддержки, четкие приоритеты на текущий период и среднесрочную перспективу. К конъюнктурным факторам относятся сужающие финансовые возможности государства по выполнению в условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса принятых на себя обязательств по государственной поддержке.
Существующие подходы к решению экономических, демографических и социальных проблем не позволяют эффективно реализовать имеющийся природно-ресурсный и производственный потенциал этого жизненно важного для развития страны региона, создать условия для его устойчивого и динамичного развития.
Целью государственной поддержки районов Севера являются формирование внутренних факторов экономического развития северных территорий, обладающих необходимым природно-ресурсным потенциалом, и активное поощрение поиска новых возможностей экономического развития дотационными субъектами Российской Федерации.
Данная цель предполагает решение нескольких взаимосвязанных задач:
· обеспечение реструктуризации экономики районов Севера и повышение жизнеспособности базовых (градообразующих) предприятий.
· государственное регулирование северных рынков труда.
· трансформацию существующей системы гарантий и компенсаций для северян.
· создание эффективной системы социальной поддержки коренных малочисленных народов Севера.
· совершенствование механизма сезонного завоза продукции.
Усиление влияния федерального центра на социально-экономические процессы в арктической зоне, поддержание устойчивого и безопасного функционирования Северного морского пути.
Предусматривается решить эти задачи в 3 этапа в соответствии с разрабатываемой концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации[10] :
I этап (2000–2003 годы) – стабилизация социально-экономического развития и переход к устойчивому экономическому росту (прекращение спада во всех сферах экономики, стабилизация реальных доходов населения, появление тенденции к снижению уровня безработицы);
II этап (2004–2010 годы) – устойчивый рост экономики (достижение темпов развития на протяжении всего этапа на уровне 4–6 процентов прироста валового внутреннего продукта при последовательном повышении уровня и качества жизни населения, снижении безработицы, принципиальное решение экологических проблем);
III этап (2011–2015 годы) – сбалансированное социально-экономическое развитие, которой характеризуется устойчивыми темпами, определяемыми потребностями и возможностями народного хозяйства.
Реализация указанных мер потребует эффективно использовать природный, производственный, трудовой и интеллектуальный потенциал региона и результаты его участия в общероссийском и международном разделении труда.
На первом этапе стабилизации социально-экономического развития и перехода к устойчивому росту (2000–2003 годы) завершится процесс адаптации экономики северных территорий к рыночным условиям. Темпы ее развития будут выше, чем в целом по Российской Федерации.
За счет реализации ряда проектов освоения ресурсов углеводородного сырья возрастет число северных территорий, способных к саморазвитию. В районах золотороссыпного, лесо- и рыбопромышленного производства сохранятся нерентабельные, но стратегически значимые для страны производства. Усилится интеграция в региональную экономику конверсируемых предприятий военно-промышленного комплекса.
Реальные доходы жителей большинства районов Севера приблизятся к среднероссийским. В арктической зоне удастся не допустить опасные сбои в системе жизнеобеспечения. В то же время положение с безработицей по-прежнему будет значительно хуже, чем в целом по стране.
На втором этапе (2004-2010 годы) темпы роста экономики северных районов сравняются со среднероссийскими. Увеличится доля обрабатывающих производств, использующих высокотехнологичные процессы переработки сырья. Практически во всех северных районах РФ стабилизируется численность населения. Реальные доходы граждан, работающих на Севере, практически достигнут средних показателей по России. Однако ситуация с безработицей не изменится.
На третьем этапе (2011- 2015 годы) сохранится роль Севера России как главного источника топливно-энергетических ресурсов, алмазов, цветных, драгоценных и редких металлов, благодаря которому будут удовлетворяться экспортные нужды страны и растущий спрос на внутреннем рынке. В базовом секторе активно будут внедряться высокие технологии, бурное развитие получит сфера услуг. В то же время темпы роста экономики районов Севера начнут отставать от общероссийских, поскольку модернизированные производства в южных районах страны смогут значительно увеличить свою долю в валовом внутреннем продукте.
Реальные доходы работников государственного и рыночного секторов в районах Севера впервые станут выше, чем в среднем по России. Положение с безработицей практически не будет отличаться от ситуации в целом по стране.
В итоге развитие районов Севера приобретет устойчивый характер.
Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996–2005 и до 2010 года» представляет собой взаимоувязанный комплекс проектов и мероприятий, направленных на кардинальное улучшение социально-экономического положения региона.
Основные направления развития Дальнего Востока и Забайкалья определены исходя из общей концепции социально-экономического развития Российской Федерации, согласно которой территориальное социально-экономическое развитие Российской Федерации в значительной мере будет определятся мировыми экономическими, экологическими и геополитическими тенденциями.
Развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2010 года будет определяться следующими приоритетами:
· развитие топливно-энергетического комплекса;
· модернизация отраслей традиционной специализации (рыбохозяйственного комплекса, цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности);
· развитие транспортного комплекса;
· развитие минерально-сырьевого комплекса;
· развитие социальной инфраструктуры и закрепление населения на южных территориях региона;
интеграция Дальнего Востока и Забайкалья в экономическую систему Азиатско-Тихоокеанского региона.
Программа разработана для 13 субъектов РФ, расположенных на Дальнем Востоке и в Забайкалье, - Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края, Амурской, Камчатской, Магаданской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области, Корякского, Чукотского автономных округов, Республики Бурятия, Читинской области, Агинского Бурятского автономного округа.
Целями Программы являются:
создание экономических условий для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности РФ;
формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья и стимулирования программы проектов международного и приграничного сотрудничества;
обеспечение комплекса мер для снижения социальной напряженности в регионе;
обеспечение эффективного выполнения федеральных целевых программ, реализуемых в регионе.
Программные мероприятия определены по их значимости и сгруппированы по следующим разделам:
· обеспечение геостратегических приоритетов;
· решение задач федерального значения;
· мероприятия межрегионального значения;
· региональные мероприятия, требующие государственной поддержки;
· нормативно-правовое обеспечение Программы и необходимое институциональное преобразование.
В первую группу включены мероприятия, направленные на развитие межгосударственного сотрудничества и защиты геостратегических интересов на Дальнем Востоке и в Забайкалье.
Во вторую группу включены мероприятия и проекты федерального значения, связанные с развитием федеральных энергетических систем и объектов, освоением природных ресурсов, закреплением населения на Дальнем Востоке и в Забайкалье.
В третью группу включены мероприятия межрегионального значения, реализация которых отвечает интересам двух или нескольких субъектов РФ, расположенных на Дальнем Востоке и в Забайкалье. К ним относятся развитие межсубъектных транспортных сетей, переработка нефти и газоконденсата, строительство и реконструкция трубопроводов, развитие электроэнергетики, промышленных предприятий, выпускающих универсальную продукцию, освоение новых технологий в экономике.
В четвертую группу включены проекты субъектов РФ Дальнего Востока и Забайкалья, требующих государственной поддержки и имеющие важнейшее значение для развития экономики, социальной сферы, агропромышленного и промышленного производства, инженерной инфраструктуры, а также малого и среднего предпринимательства в регионе.
Главными направлениями при решении задач федерального значения в регионе являются:
· обеспечение эффективного и устойчивого энергоснабжения;
· развитие транспортной системы;
· развитие минерально-сырьевого комплекса;
· развитие горнодобывающего комплекса;
· развитие лесного комплекса;
· обеспечение занятости и закрепления населения в регионе;
· развитие приграничного сотрудничества.
Регион имеет слабо развитую транспортную сеть. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет всего лишь 13,8 % эксплуатационной длины железных дорог России, соответственно, протяженность автомобильных дорог (общего пользования и ведомственных) с твердым покрытием – 9,5 %, протяженность внутренних судоходных путей – 28,7 %.
В настоящее время морским транспортом Дальнего Востока выполняется 85% экспортных и 45% импортных грузовых перевозок, железнодорожным транспортом – соответственно 13% и 45%, речным – 2% и 5%.
Количество автомобильных дорог с твердым покрытием на Дальнем Востоке и Забайкалье значительно меньше, чем в европейской части страны. Дальний Восток пока оторван от единой дорожной сети страны, поскольку еще не закончено строительство дорог федерального значения на трассе Чита – Хабаровск – Находка.
Основными проблемами воздушного транспорта региона являются эксплуатация морально и физически устаревшего самолетно-вертолетного парка (степень износа – около 80%), несоответствие аэропортовых сооружений современным требованиям.
Региональными мероприятиями, требующими государственной поддержки являются:
· малое и среднее предпринимательство;
· новая экономика, связь и информатизация;
· инженерная инфраструктура;
· агропромышленный комплекс;
· промышленное производство;
· социальная сфера.
Основной акцент сделан на развитие прогрессивных механизмов привлечения внебюджетных ресурсов в сектор малого бизнеса.
Одной из важнейших и наиболее сложных задач, стоящих перед субъектами РФ, расположенными на Дальнем Востоке и в Забайкалье, являются формирование отраслей новой экономики – высокотехнологичных отраслей, основой которых служит информационные и телекоммуникационные технологии.
Особое значение в территориальной организации производств инновационного типа приобретает информационно-коммуникационная и специализированная (центры инноваций, фонды развития и др.) инфраструктура.
Формирование системы современных средств связи информационного обеспечения имеет исключительно важное значение для территории Дальнего Востока и Забайкалья, что обусловлено особенностями размещения производства и его территориальной организации, неравномерностью заселения региона, необходимостью повышения эффективности и оперативности всех уровней территориального управления.
Одним из приоритетных направлений в развитии социальной сферы Дальнего Востока и Забайкалья является поддержка системы здравоохранения. Для удовлетворения потребностей населения в медицинской помощи Программой предусмотрено строительство, реконструкция и переоборудование медицинских учреждений на территории региона.
Ряд проектов направлен на развитие детских лечебных и реабилитационных учреждений. Строительство и реконструкция учреждений для престарелых, инвалидов и людей, нуждающихся в психоневрологической помощи позволит улучшить медицинское обслуживание этой группы населения.
Реализация проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие объектов образования, будет способствовать укреплению материально-технической базы образовательных учреждений и организации Дальнего Востока и Забайкалья, достижению современного уровня образования подрастающего поколения, подготовке высококвалифицированных специалистов, улучшению научно-методического и организационного обеспечения учебного процесса.
Проекты и мероприятия по поддержке культуры нацелены на сохранение и развитие культур народов региона, более эффективное использование накопленного культурного потенциала, поддержку всех форм народного творчества, укрепление материальной базы учреждений культуры.
Общий объем средств, необходимых для реализации программных мероприятий в 2002-2010 годах, составляет 441202,4 млн. рублей (в ценах 2002 года), в том числе из федерального бюджета – 32659,4 млн. рублей (7,4% затрат на реализацию Программы). При этом учтены средства, выделяемые на реализацию в регионе мероприятий других федеральных целевых программ, в объеме 14385,3 млн. рублей.
Средства бюджетов субъектов РФ, расположенных на Дальнем Востоке и в Забайкалье, направляемые на реализацию Программы, составляет 26540,7 млн. рублей, или 6% общей суммы затрат. Средства местных бюджетов составляют 3826,9 млн. рублей.
За счет средств российских акционерных обществ на реализацию Программы предусмотрено израсходовать 111509,9 млн. рублей, или 26,92%.
Прочие внебюджетные источники (кредиты коммерческих банков, средства предприятий, организаций и другие источники) составляют 266665,5 млн. рублей (58,7%).
В результате реализации Программы объем годовых налоговых платежей в федеральный бюджет вырастет в 2002-2010 годах с 1,95 до 8,3 млрд. рублей, а объем платежей в бюджеты субъектов РФ – с 3,03 до 14,6 млрд. рублей.
Финансовые затраты на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета будут полностью возмещены (с учетом интегрального эффекта) к 2006 году. Затраты бюджетов субъектов РФ полностью возмещаются с 2004 года.
При общих вложениях бюджетных средств в реализацию Программы в сумме 63001млн. рублей их интегральный эффект за весь период реализации Программы составит 108657,1 млн. рублей (т.е. интегральный коэффициент бюджетной эффективности программы будет равен 1,83).
Динамика эффективности вложения бюджетных средств в реализацию
Программы представлена в таблице 1.
ТАБЛИЦА 1
Динамика эффективности вложения бюджетных средств в реализацию Программы [11]
-----------------------------------+-----+-----+----+----+------+
| |2002 |2003 |2004|2005|2006 -|
| | год | год |год |год | 2010 |
| | | | | | годы |
+-----------------------------------+-----+-----+----+----+------+
|Эффективность вложения средств фе- |-0,51|-0,25|0,07|0,6 | 2,5 |
|дерального бюджета в реализацию | | | | | |
|Программы | | | | | |
| | | | | | |
|Эффективность вложения средств бюд-|-0,21|-0,1 |0,59|1,3 | 4 |
|жетов субъектов Российской Федера- | | | | | |
|ции в реализацию Программы
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Важнейшим показателем социальной эффективности Программы является число рабочих мест (как сохраненных, так и новых, создаваемых в процессе реализации Программы). Реализация мероприятий Программы в 2002 - 2010 года позволит создать 600 тыс. новых рабочих мест и сохранить занятость примерно 200 тыс. человек (2).
ТАБЛИЦА 2
СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
+-------------------------------+--------------+-----------------+
| | Количество | В том числе |
| |рабочих мест -+-----+-----------+
| | всего (тыс.) |новых|сохраненных|
+-------------------------------+--------------+-----+-----------+
|Всего по Программе | 800 | 600 | 200 |
| в том числе: | | | |
| в топливно - энергетическом | 360 | 270 | 90 |
| комплексе | | | |
| на транспорте | 60 | 45 | 15 |
| в рыбном хозяйстве | 40 | 30 | 10 |
| в промышленности | 160 | 120 | 40 |
| в агропромышленном комплексе | 30 | 23 | 7 |
| в малом и среднем | 120 | 90 | 30 |
| предпринимательстве | | | |
| в социальной сфере | 30 | 22 | 8 |
+-------------------------------+--------------+-----+-----------+
Результатом реализации Программы должны стать экономическая стабилизация и увеличение объема валового регионального продукта в
2010 году в два раза по отношению к уровню 2001 года (ТАБЛИЦА 3)
ТАБЛИЦА 3
Динамика основных соц-экономических показателей Дальнего Востока и Забайкалья[12]
+---------------------------+-----+------+------+------+------+------+
| |1985 | 1991 | 1995 | 2000 | 2005 | 2010 |
| |год | год | год | год | год | год |
+---------------------------+-----+------+------+------+------+------+
|Общий объем инвестиций, | - | - | - | 49,1| 98,8| 129 |
|млрд. рублей | | | | | | |
|Валовой региональный про- | - | - | - | 43,3| 61,9| 87 |
|дукт, тыс. рублей на 1 че- | | | | | | |
|ловека | | | | | | |
|Экспорт, млрд. долларов США| - | - | - | 3,2| 7,2| 12 |
+---------------------------+-----+------+------+------+------+------+
| Топливно-энергетический комплекс |
| |
| Электроэнергетика |
+---------------------------+-----+------+------+------+------+------+
|Производство электрической | 46,9| 58,6| 46,4| 46,4| 55,3| 64,5|
|энергии, млрд. кВт.ч | | | | | | |
|Экспортные поставки элект- | - | - | - | - | 1 | 2 |
|рической энергии, млрд. | | | | | | |
|кВт.ч | | | | | | |
+---------------------------+-----+------+------+------+------+------+
| Добыча нефти и газа |
+---------------------------+-----+------+------+------+------+------+
|Добыча нефти, включая газо-| 2,6| 2 | 1,9| 2,1| 6 | 28,2|
|вый конденсат, млн. тонн | | | | | | |
|Добыча газа, млрд. куб. | - | - | - | 3,3| 6 | 32 |
|метров | | | | | | |
|Экспортные поставки нефти, | - | - | - | - | 3,3| 15,3|
|млн. тонн | | | | | | |
|Экспортные поставки газа, | - | - | - | - | - | 10 |
|млрд. куб. метров | | | | | | |
+---------------------------+-----+------+------+------+------+------+
| Транспортный комплекс |
+---------------------------+-----+------+------+------+------+------+
|Объем грузовых перевозок | | | | | | |
|(млн. тонн) | | | | | | |
| в том числе на: | | | | | | |
|железнодорожном транспорте | | 147 | 125 | 106 | 140 | 168 |
|морском транспорте | | 55 | 35 | 32 | 50 | 72 |
|(перевалка грузов в морских| | | | | | |
|портах) | | | | | | |
|внутреннем водном транспор-| | 43 | 10 | 8 | 10 | 12 |
|те | | | | | | |
|автомобильном транспорте | |1810 | 920 | 380 | 495 | 560 |
+---------------------------+-----+------+------+------+------+------+
| Рыбохозяйственный комплекс
+---------------------------+-----+------+------+------+------+------+
|Улов рыбы и нерыбных | - |4595 |2348 |2338,4|2900 |3250 |
|объектов промысла, тыс. | | | | | | |
|тонн | | | | | | |
+---------------------------+-----+------+------+------+------+------+
| Агропромышленный комплекс |
+---------------------------+-----+------+------+------+------+------+
|Продукция сельского хозяй- | - | - | - | 29,4| 34,3| 40,8|
|ства, млрд. рублей | | | | | | |
|Производство сои, тыс. тонн|580 | 394 | 230 | 237 | 333 | 440 |
+---------------------------+-----+------+------+------+------+------+
| Промышленность |
+---------------------------+-----+------+------+------+------+------+
|Объем промышленного произ- |502,6| 542,2| 256,4| 251,3| 377 | 475 |
|водства, млрд. рублей | | | | | | |
|Производство промышленной | 50,7| 51,9| 25,7| 26,6| 40,5| 50,1|
|продукции, тыс. рублей на | | | | | | |
|1 человека | | | | | | |
Выводы:
На Дальнем Востоке и Забайкалье первостепенное значение имеет проведение жесткой, своевременной, активной, экономически-обоснованной политики преобразования.
С этой целью разработаны и вступили в силу:
Федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ»;
Федеральный закон «О государственных гарантиях и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера»;
Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера».
Не менее важной является рассмотренное мной Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2010 года». Главной целью этой Программы является создание экономических условий для устойчивого развития данных территорий, формирования необходимой инфраструктуры, снижение социальной напряженности.
Выводы по реферату:
Итак, из моего реферата можно сделать следующие выводы:
С началом рыночных реформ различия в социально-экономическом развитии регионов стали усиливаться, что оказывает негативное воздействие на эффективность экономики в целом, уровень жизни людей, повышает социальную напряженность в обществе.
Стратегически важным является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов России.
Главной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах.
Для этого разработана Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 годы и до 2015 года)». Целью программы является сокращение различий между развитыми и отстающими регионами в 2 раза.
Для реализации будут привлечены средства федерального бюджета и бюджетов субъектов, внебюджетные источники.
Дальний Восток и Забайкалье – территории с суровым природно-климатическими условиями, ослабленным государственным регулированием, низкодоходными бюджетами, спадом промышленности, низкими доходами граждан, безработицей, низким уровнем жизни.
Все эти негативные факторы имеют место при том, что данные территории являются богатейшими по природным запасам, обеспечивают более половины валютных поступлений страны, 6% ВВП, имеют крупные транспортные артерии, удобное географическое положение для сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В связи с этим на данных территориях первостепенное значение имеет проведение жесткой, своевременной, активной, экономически-обоснованной политики преобразования.
С этой целью разработаны и вступили в силу:
Федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ»;
Федеральный закон «О государственных гарантиях и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера»;
Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера».
Не менее важной является рассмотренное мной Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2010 года». Главной целью этой Программы является создание экономических условий для устойчивого развития данных территорий, формирования необходимой инфраструктуры, снижение социальной напряженности.
Заключение
Таким образом, сегодня одной из ключевых проблем российской экономики является огромное различие в уровне социально-экономического развития регионов. Анализ данных Федеральная служба государственной статистики и Центрального банка РФ красноречиво свидетельствуют о том, что в последнее время появился ряд регионов-аутсайдеров, отстающих от остальных в несколько раз - Ингушетия, Дагестан, Кабардино- Балкария. Например, по объему производства на душу населения разрыв между Тюменской областью и Ингушетией составил в прошлом году 144 раза, по уровню привлеченных инвестиций на душу населения разница между Ямало-Ненецким автономным округом и Ингушетией была 219,5 раза. Чтобы как-то исправить эту ситуацию, разработали Федеральную целевую программу "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002- 2010 годы и до 2015 года)". Цель - уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между передовыми и отстающими регионами к 2010 году в 1,5 раза, а к 2015 году - в два раза. Деньги на выравнивание социально- экономического положения в российских регионах в настоящее время выделяет федеральный Фонд финансовой поддержки регионов РФ. Сейчас как один из важнейших путей по сокращению различий между регионами рассматривается укрупнение субъектов РФ. Недавно объединились Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, на очереди еще ряд регионов. Ликвидируются "матрешечные" регионы, они объединятся в более крупный субъект РФ, а финансирование из центра постепенно сократится. Слабых регионов не будет - вот главная цель административной реформы. Однако, следует заметить, что у "материнского" региона не будет явных стимулов развивать "дочерний" (пока территории остаются слаборазвитыми у властей объединенного субъекта будут все основания и дальше просить трансферты у федерального центра). Тяжелее всего "поднять" регион, не имеющий природных ресурсов: инвесторы не видят интереса вкладывать в него деньги. Поэтому надеяться, что в ближайшее время Дагестан или Ингушения догонят по уровню социально-экономического развития Тюменскую область или Ямало-Ненецкий автономный округ, просто бессмысленно. В настоящее время разрабатывается концепция реформирования административно-территориального устройства России, разработанную Советом по изучению производительных сил (СОПС). Главная цель концепции - поделить Россию на 28 губерний. И уже заметны недостатки: с одной стороны - предусмотрено объединение крупных регионов, которые могут спокойно обойтись без этого, а с другой - на слаборазвитые регионы взваливают еще более бедные субъекты РФ. По замыслу СОПС, Москва объединяется с Московской областью, а Санкт-Петербург - с Ленинградской, Калининградской, Новгородской и Псковской областями. Таким образом, в нашей стране создаются два мощных промышленных центра, которым может противостоять разве что Обско-Иртышская губерния, включающая в свой состав Тюменскую область, Ямало- Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что сегодня экономической необходимости в укрупнении нет. "Повесить на те немногие 10-15 сильных регионов, которые у нас есть, все остальные достаточно сложно, - отметила она в интервью информационному агентству REGNUM, - и эффект этого будет совершенно не тот, на который рассчитывает федеральная власть. Я думаю, что тут дело совсем в другом. Мы видим, как неадекватно реализуются плохо продуманные реформы - слишком жесткие, слишком примитивные. Возможно, этот возбуждающий пиар вокруг укрупнения - просто попытка переключить центр внимания на что-то новое. Чтобы общество сконцентрировало свое внимание на этом проекте, чтобы ушли на третий план не очень удавшиеся реформы . Мне самой не хотелось бы в это верить, потому что это чрезвычайно циничное заключение".
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТАБЛИЦА 4
Различия в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации в 2000 году[13] /-------------------------------+------------+---------------+----------\| Показатель | Субъект | Субъект | Различия || | Российской | Российской | || | Федерации, | Федерации, | || | имеющий | имеющий самый | || |самый низкий| высокий | || | показатель | показатель | |+-------------------------------+------------+---------------+----------+|Объем производства промышленной| Республика | Тюменская | 64 раза ||продукции на душу населения | Алтай | область | || | | | |+-------------------------------+------------+---------------+----------+|Оборот розничной торговли на | Республика | г. Москва | 34 раза ||душу населения | Калмыкия | | || | | | |+-------------------------------+------------+---------------+----------+|Собственные бюджетные доходы на| Республика | Тюменская | более 50 ||душу населения | Дагестан | область | раз || | | | |+-------------------------------+------------+---------------+----------+|Объем инвестиций в основной | Республика | Тюменская | более 30 ||капитал на душу населения | Дагестан | область | раз || | | | |+-------------------------------+------------+---------------+----------+|Соотношение денежных доходов на| Республика | г.Москва | более 8 ||душу населения и величины | Ингушетия | | раз ||прожиточного минимума | | | || | | | |+-------------------------------+------------+---------------+----------+|Объем внешнеторгового оборота |Карачаево- | Тюменская | 160 раз ||на душу населения | Черкесская | область | || | Республика | | |+-------------------------------+------------+---------------+----------+|Уровень зарегистрированной | Республика | Оренбургская | 29 раз ||безработицы | Ингушетия | область | |\-------------------------------+------------+---------------+----------/
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
Перечень субъектов Российской Федерации, нуждающихся в государственной поддержке развития объектов социальной инфраструктуры в 2002 году[14]
Регионы с низким уровнем развития Брянская область Чувашская Республика Кабардино-Балкарская Республика Республика Адыгея Республика Калмыкия Амурская область Омская область Республика Мордовия Алтайский край Курганская область Республика Алтай Ивановская область Кировская область Чукотский автономный округ Эвенкийский автономный округ Республика Бурятия Пензенская область Карачаево-Черкесская Республика Республика Марий Эл Еврейская автономная область Читинская область Корякский автономный округ
Регионы с крайне низким уровнем развития Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ Республика Дагестан Коми-Пермяцкий автономный округ Усть-Ордынский Бурятский автономный округ Республика Ингушетия Республика Тыва Агинский Бурятский автономный округ
Перечень субъектов Российской Федерации, нуждающихся в государственной поддержке развития объектов инженерной инфраструктуры в 2002 году Новгоpодская область Республика Коми Калужская область Московская область Тверская область Костромская область Оpловская область Рязанская область Смоленская область Тульская область Владимирская область Куpская область Тамбовская область Ульяновская область Кpаснодаpский кpай Ставpопольский кpай Ростовская область Республика Северная Осетия - Алания Удмуpтская Республика Оpенбуpгская область Кемеpовская область Новосибиpская область Тюменская область Республика Хакасия
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
Перечень приграничных регионов, нуждающихся в государственной поддержке в 2002году[15] /--------------------------------------+--------------------------------\| Субъект Российской Федерации- | Страна, с которой граничит || приграничный регион | субъект Российской Федерации |+--------------------------------------+--------------------------------+| Государственная поддержка направлена на развитие объектов социальной || инфраструктуры |+--------------------------------------+--------------------------------+|Брянская область |Белоруссия, Украина |+--------------------------------------+--------------------------------+|Карачаево-Черкесская Республика |Грузия |+--------------------------------------+--------------------------------+|Республика Дагестан |Грузия, Азербайджан |+--------------------------------------+--------------------------------+|Курганская область |Казахстан |+--------------------------------------+--------------------------------+|Омская область |Казахстан |+--------------------------------------+--------------------------------+|Алтайский край |Казахстан |+--------------------------------------+--------------------------------+|Республика Алтай |Казахстан |+--------------------------------------+--------------------------------+| Государственная поддержка направлена на развитие объектов инженерной || инфраструктуры |+--------------------------------------+--------------------------------+|Смоленская область |Белоруссия |+--------------------------------------+--------------------------------+|Курская область |Украина |+--------------------------------------+--------------------------------+|Воронежская область |Украина |+--------------------------------------+--------------------------------+|Ростовская область |Украина |+--------------------------------------+--------------------------------+|Кабардино-Балкарская Республика |Грузия |+--------------------------------------+--------------------------------+|Республика Северная Осетия - Алания |Грузия |+--------------------------------------+--------------------------------+|Астраханская область |Казахстан |+--------------------------------------+--------------------------------+|Волгоградская область |Казахстан |+--------------------------------------+--------------------------------+|Оренбургская область |Казахстан |+--------------------------------------+--------------------------------+|Тюменская область |Казахстан |+--------------------------------------+--------------------------------+|Новосибирская область |Казахстан |+--------------------------------------+--------------------------------+|Государственная поддержка направлена на развитие объектов социальной и || инженерной инфраструктур |+--------------------------------------+--------------------------------+|Ленинградская область |Эстония |+--------------------------------------+--------------------------------+|Белгородская область |Украина |+--------------------------------------+--------------------------------+|Челябинская область |Казахстан |+--------------------------------------+--------------------------------+|Псковская область |Эстония, Латвия, Белоруссия |+--------------------------------------+--------------------------------+|Саратовская область |Казахстан |+--------------------------------------+--------------------------------+|Астраханская область |Казахстан |+--------------------------------------+--------------------------------+
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
Сравнительная таблица финансирования мероприятий Программы после внесения изменений в разрезе субъектов РФ Дальнего Востока и Забайкалья[16] ТАБЛИЦА 5 (млн.рублей)
Общий объем финансовых ресурсов
до внесения изменений
после внесения изменений
отклонения, +, -
в %-ном отношении после изменений
Всего по Программе
441202,4
380308,6
-60893,8
86,2
в т.ч. Республика Саха (Якутия)
50077,9
84046,0
+33968,1
167,8
Приморский край
116542,3
44954,2
-71588,1
38,6
Хабаровский край
75532,9
73469,6
-2063,3
97,3
Амурская область
99391,3
97267,7
-2123,6
97,9
Камчатская область
9614,3
9048,3
-566,0
94,1
Магаданская область
19654,6
12566,9
-7087,7
63,9
Сахалинская область
19454,3
12699,3
-6755,0
65,3
Еврейская авт.область
2725,7
2660,6
-65,1
97,6
Корякский авт.округ
1809,4
1504,2
-305,2
83,1
Чукотский авт.округ
3679,2
4488,0
+808,8
122,0
Республика Бурятия
15401,7
14926,1
-475,6
96,9
Читинская область
26547,5
21889,6
-4657,9
82,5
Агинский Бурятский автономный округ
839,6
636,8
-202,8
75,8
Список литературы
1. Федеральная целевая программа «Сокращение различие в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 годы и до 2015 г.)»
2. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья, 1996–2002 годы и до 2010 г.» (утв. постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717)
3. Программа социально-экономического развития Читинской области на 2003-2005 годы
4. Гранберг А. Г., «Основы региональной экономики», Москва, 2001 г
5. Греханова М. Блеск возрождения//Эксперт-Сибирь – М.,2004, №35 (49)
6. Кузнецов Н. Г., Тяглов С. Г., «Региональная экономика», Ростов-на-Дону, 2001 г.
7. Морозова Т. Г., «Региональная экономика», Москва, 2001 г.
8. Смирнов В.Золото Сибири//Рынок ценных бумаг-М.,2003, №10
[1] Федеральная целевая программа «Сокращение различие в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 годы и до 2015 г.)»
[2] Федеральная целевая программа «Сокращение различие в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 годы и до 2015 г.)»
[3] Федеральная целевая программа «Сокращение различие в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 годы и до 2015 г.)»
[4] Морозова Т. Г., «Региональная экономика», Москва, 2001 г.
[5] Греханова М. Блеск возрождения//Эксперт-Сибирь – М.,2004, №35 (49)
[6] Гранберг А. Г., «Основы региональной экономики», Москва, 2001 г
[7] Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья, 1996–2002 годы и до 2010 г.» (утв. постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717)
[8] Программа социально-экономического развития Читинской области на 2003-2005 годы
[9] Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья, 1996–2002 годы и до 2010 г.» (утв. постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717)
[10] Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья, 1996–2002 годы и до 2010 г.» (утв. постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717)
[11] Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья, 1996–2002 годы и до 2010 г.» (утв. постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717)
[12] Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья, 1996–2002 годы и до 2010 г.» (утв. постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717)
[13] Федеральная целевая программа «Сокращение различие в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 годы и до 2015 г.)»
[14] Федеральная целевая программа «Сокращение различие в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 годы и до 2015 г.)»
1. [15] Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья, 1996–2002 годы и до 2010 г.» (утв. постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717)
[16] Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья, 1996–2002 годы и до 2010 г.» (утв. постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717)