ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
I. финансы предприятия.
1.1. финансы предприятия.
1.2 Затраты предприятий.
1.3 Финансовое планирование.
II. ДОЛГОСРОЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
III. ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
IV.РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОГО ПЛАНА
4.1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг).
4.2. План валютных доходов и расходов.
4.3 Составление финансового плана
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ
Оценка финансового состояния предприятия является в определенной мере новым явлением в отечественной экономической теории и практике. Эта необходимость обусловлена в первую очередь переходом нашей экономики на рыночные отношения.
Цель любой коммерческой организации – получение максимальной прибыли, но это «узкое» толкование цели. На наш взгляд, в более широком понимании под основной целью деятельности коммерческой организации следует понимать обеспечение ее устойчивого финансового состояния, а получение максимальной прибыли является основой для достижения этой цели. [7.с.12]
В современных условиях правильное определение реального финансового состояния предприятия имеет огромное значение не только для самих субъектов хозяйствования, но и для многочисленных акционеров, особенно будущих потенциальных инвесторов.
Финансовое состояние предприятия – очень емкое понятие, и вряд ли можно его охарактеризовать одним каким-то критерием. Поэтому для характеристики финансового состояния предприятия применяются такие критерии, как финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность баланса, кредитоспособность, рентабельность и др. [6 с.127]
Финансы предприятий занимают определяющее положение в структуре финансовой системы страны, так как именно на уровне предприятий формируется преобладающая масса финансовых ресурсов государства. В доходной части государственного бюджета России 80% составляют налоговые поступления. Финансовое планирование является важнейшей составной частью внутрифирменного планирования. Значение финансового планирования для внутренней среды организации определяется тем, что оно:
- облекает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
- устанавливает стандарты для организации финансовой информации;
- определяет приемлемые границы затрат, необходимых для реализации всей совокупности планов фирмы;
- в части оперативного финансового планирования дает очень полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной стратегии [1 с.152]
I. финансы предприятия
1.1. финансовые ресурсы предприятия.
Финансовые ресурсы – это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды.
Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставной капитал. Уставной капитал - это имущество предприятия, созданное за счет вкладов учредителей. Действующим законодательством установлены минимальные размеры уставного капитала:
- для предприятий с иностранными инвестициями, акционерных обществ открытого типа, государственных и муниципальных предприятий – 1000-кратный размер минимальной оплаты труда в месяц;
- для предприятий других организационно-правовых форм, в том числе акционерных обществ закрытого типа, 100- кратный размер минимальной оплаты труда в месяц; [7с.53]
Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности), а так же выручки от реализации выбывшего имущества, устойчивых пассивов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов членов трудового коллектива. Значительные финансовые ресурсы, особенно во вновь создаваемых и реконструируемых предприятиях, могут быть мобилизованы на финансовом рынке с помощью продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием; дивидендов и процентов по ценным бумагам других эмитентов; доходов от финансовых операций; кредитов. [9 c.27]
Использование финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим направлениям:
- текущие затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);
- инвестирование средств в капитальные вложения, связанные с расширением производства и его техническим обновлением, использованием нематериальных активов;
- инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги;
- платежи финансовой, банковской системам, взносы во внебюджетные фонды;
- образование различных денежных фондов и резервов;
- благотворительные цели, спонсорство.
1.2 Затраты предприятий.
Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др.
Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, то есть составляет производственную себестоимость продукции.
Себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются по следующим элементам:
- материальные затраты:
- затраты на оплату труда:
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных фондов:
- прочие затраты [4 с.221]
Материальные затраты – наиболее крупный элемент затрат на производство, доля которого в общей сумме затрат неоднороден и включает расходы на сырье и материалы. В стоимость сырья и материалов включаются комиссионные вознаграждения, оплаты брокерских и иных посреднических услуг[6 c.105]
Затраты на оплату труда – это затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.
В себестоимость продукции не включаются выплаты, не связанные непосредственно с оплатой труда: материальная помощь и подарки работникам, ссуды на улучшение жилищных условий, оплата отдыха.
Отчисления на социальные нужды – это отчисления во внебюджетные социальные фонды. Предприятия отчисляют в пенсионный фонд 28% от начисляемой суммы оплаты труда, в фонд обязательного медицинского страхования – 3,6%, в фонд социального страхования – 5,4%, в фонд занятости – 1,55.
Следующий элемент затрат – износ основных производственных фондов, равный сумме амортизационных отчислений, Сюда же относятся ускоренная амортизация основных фондов и ее индексация [9 с.300]
Прочие затраты в составе себестоимости продукции (работ, услуг) – это налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, платежи за предельно допустимые выбросы, обязательное страхование имущества предприятия, вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, затраты на командировки, плата сторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану, подготовку и переподготовку кадров, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, плата за аренду основных производственных фондов, износ по нематериальным активам. К затратам на производство относятся все виды расходов по поддержанию основных производственных фондов в рабочем состоянии – на капитальный, средний и текущий ремонт, уход, содержание и эксплуатацию машин и оборудования.
[5 с.240]
1.3 Финансовое планирование.
В современных условиях предприятие с помощью финансового плана само определяет направления использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов.
Цель составления финансового плана – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. Важным моментом финансового планирования является его стратегия, то есть определение центров доходов (прибыли) и центров расходов хозяйствующего субъекта – это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов – это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе.[2 с.396]
Финансовое планирование на предприятиях осуществляется на пять лет, год, квартал. В соответствии с этим существуют перспективные (стратегические, в том числе пятилетние), текущие оперативные планы. Перспективный финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Пятилетний план – это главная форма реализации целей и задач развития предприятий, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Перспективный финансовый план обычно является коммерческой тайной предприятия.
Текущее финансовое планирование включает в себя годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денежных средств; фонда оплаты труда; фонда средств, направляемых на развитие и совершенствование производства; фонда средств, направляемых на социальные нужды; резервных и других фондов. Текущие финансовые планы разрабатываются на основе перспективных планов путем их конкретизации и детализации. Производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования[5 с.247]
Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании платежного календаря – подробного финансового документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный, текущий, валютный и ссудный счета, то в нем представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию. Платежный календарь обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, фиксирует происходящие изменения платежеспособности предприятия, позволяет отслеживать состояние собственных средств, а также привлекать в необходимых случаях банковский или коммерческий кредит. Составление и использование платежного календаря является и реализацией распределительной и контрольной функцией финансов предприятия.[9 c.203]
При сравнении квартальных платежных календарей выявляются тенденции и проблемы в деятельности предприятия. Результаты анализа используются для разработки очередного текущего финансового плана.
Бюджетным видом финансового планирования на наших предприятиях стало бюджетирование. В общем виде бюджет представляет собой смету доходов и расходов всех хозяйственных подразделений предприятия. Составление финансовых бюджетов предприятия служит основой внутрихозяйственного оперативного планирования, соизмерение затрат и результатов.
Помесячное планирование бюджета дает более точные показатели размеров и структуру затрат, чем ныне действующая система бухгалтерского учета.[1 c.219]
В рамках утверждения бюджета подразделениям предоставляется большая самостоятельность в расходовании и экономии по бюджету ФОТ.
Минимизация количества контрольных параметров бюджета позволяет сократить непроизводительные расходы рабочего времени работников экономических служб. Осуществляется режим строгой экономии финансовых ресурсов, что особенно важно для выхода из финансового кризиса.
II. ДОЛГОСРОЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Целью долгосрочного планирования является составление прогноза баланса и отчетности о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах, организация разрабатывает оперативный бюджет.
Качество финансового планирования определяется уровнем бухгалтерского отчета и финансового контроля. Финансовые отчета организации должны включать такие ключевые позиции, как прибыльность, рыночная позиция, производительность, использование активов, инновации [6 c.201].
Для составления прогнозных финансовых документов применяются методы прогноза продаж, процента от продаж, регрессионный анализ.
Процесс финансового планирования обычно начинается с прогнозирования будущих продаж.
Период прогноза продаж должен быть увязан с общим плановым периодом. Обычно прогнозы продаж составляются на 1 год и на 5 лет. Годичные прогнозы продаж разбиты на квартальные и месячные. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация [2 с.97]
Величину будущих продаж можно определить при помощи следующих методов
1. Оценки торговыми работниками. Это очень ценный источник информации, поскольку торговые работники наиболее тесно соприкасаются с нуждами и потребностями покупателей.
2. Опросы потребителей. Они проводятся для определения их покупок в прогнозируемый период. Слабым местом этого метода является высокая вероятность неожиданных изменений рыночной конъюнктуры.
3. Анализ временных рядов. Необходим для учета временных колебаний величины продаж товара.
4. Экономические модели. С их помощью связывают размеры продаж с макроэкономическими переменными, а также с отраслевыми данными.[6 с.213]
Использование метода процента от продаж – следующий шаг в финансовом планировании. Этот метод позволяет вывести каждый элемент планового баланса и отчета о прибылях и убытках, исходя из запланированной величины продаж.
Суть метода заключается в том, что каждый из элементов документов рассчитывается как определенное процентное соотношение от установленной величины продаж.[3с.320]
Регрессионный анализ – еще один метод определения потребности в капитале.
Регрессионный анализ связывает продажи и потребность в капитале напрямую, исследует эту взаимосвязь в диалектике. Поэтому метод дает иногда более тесные и конкретные прогнозы, чем расчет процента от продаж.
Регрессионный анализ рассматривает потребности в финансировании как функции от объема продаж. В системе координат отмечаются соотношения между объемом продаж и потребностью в капитале в каждом из предыдущих годов хозяйствования фирмы. Точки объединяются в единую линию:
- она может быть прямой (линейная регрессия) – А;
- или кривой (нелинейная регрессия) – В.
Линейная регрессия строится легче, однако дает менее достоверные результаты.[9с.118]
Потребности в финансировании (тыс.руб.)
800
400
200
200 600 1000 1400 1800 2200
А – линейная регрессия;
В – нелинейная регрессия
Рис.1 Потребности в финансировании
III. ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Основные финансовые документы имеют важное значение для финансового планирования по следующим причинам:
1. они представляют данные для расчета и анализа финансовых показателей деятельности фирмы;
2. служат основой для составления финансовых прогнозов, так называемых proforma документов.
К основным финансовым документам фирмы относятся:
- баланс, или балансовая таблица;
- отчет о прибылях или убытках;
- отчет о движении наличности.[1 с.154]
Баланс фирмы – это сводная таблица, указывающая источники капитала и средства его размещения. В левой части балансовой таблицы размещены активы фирмы, то есть материально-денежные средства, которыми располагает предприятие и которые активно «заняты» в хозяйственной деятельности. Правая часть баланса – пассивы, они включают различные источники получения необходимых капитальных средств.
Активы баланса включают две основные части: оборотные средства и основные средства.
Оборотные средства иначе называют текущими активами, предполагается, что они превращаются в наличность в течение года. Основные средства, или фиксированные активы, как правило, оборачиваются через несколько лет, то есть служат фирме гораздо более длительное время. Пассивы включают обязательства фирмы перед своими кредиторами и собственный капитал фирмы.
Баланс фирмы входит в состав документов финансового планирования. Отчетный баланс служит основой для первой стадии финансового планирования – анализа финансовых показателей.[2с.370]
В отличие от баланса, который как бы отражает фиксированную, статическую картину финансового равновесия фирмы, отчет о прибылях и убытках показывает динамику ее финансовых операций.
В отчете о прибылях и убытках фирма сравнивает затраты и результаты своей деятельности, определяет величину чистого дохода и его распределение. Отчет о движении наличности – финансовый документ, получающий все большее признание в последние годы. Анализирует источники и использование наличности. Должен уметь ответить на три ключевых вопроса:
1. Какое количество наличности фирма генерировала за истекший год?
2. Каковы источники наличности?
3. Как фирма использовала свою наличность?
Обычно прогноз движения наличности составляется как краткосрочный период, часто на полгода, с разбивкой по месяцам. В прогноз вносятся как плановые, так и последующие фактические показатели.[4 с.321]
IV. РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОГО ПЛАНА
4.1 Выручка от реализации продукции (работ, услуг).
Реализация готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг позволяет определить финансовый результат деятельности предприятия.
Выручка от реализации продукции – сумма денежных средств, полученных предприятием за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. Это главный источник средств для возмещения затрат и образования доходов предприятий.[9 с.153]
Важным моментом в процессе поступления выручки является своевременность поступления средств. На размер выручки от реализации влияют объем выпускаемой продукции, ее ассортимент, качество, уровень цен, ритмичность отгрузки, формы расчетов.
Важный фактор, влияющий на величину выручки от реализации продукции (работ, услуг) – процесс ценообразования. В конечном счете цена товара определяется рынком; на нее большое влияние оказывает соотношение спроса и предложения, и она представляет собой компромисс между желанием продавца и возможностями покупателя. Однако исходным пунктом формирования продажной цены является калькуляция.
Таблица 1
Расчет себестоимости продукции по статьям калькуляции(в расчете на единицу продукции).
№ п.п
Статьи затрат и элементы цены
Сумма, руб.
Минимальная цена, руб
1.
Сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов)
14300
2.
Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты
640
3.
Топливо и энергия для технологических целей
1150
4.
Заработная плата производственных рабочих
4700
5.
Отчисления на социальные нужды
1833
6.
Итого прямые затраты
22623
7.
Общепроизводственные расходы
8144
8.
Общехозяйственные расходы
3846
9.
Итого производственная себестоимость
34613
10.
Коммерческие расходы
716
11.
Итого коммерческая себестоимость
35329
35329
12.
Прибыль (по принятому нормативу рентабельности – 25%, для минимальной цены – 9%)
8832
3180
13.
Оптовая цена
44161
38509
14,
НДС (20%)
8832
7702
15.
Отпускная цена
55993
46211
Пункты с 1 по 3 рассчитываются с помощью нормативного метода за счет норм.
Заработная плата рассчитывается с учетом тарифов.
Для определения нижнего предела рассчитывается минимальная цена при данном уровне коммерческой себестоимости единицы продукции(35329 руб.), которая отличается от предполагаемой продажной цены (52993 руб.), поскольку в нее закладывается минимальная прибыль, объективно необходимая для поддержания жизнеспособности предприятия. Всегда существуют объективно необходимые расходы, источником которых является прибыль: некоторые виды налогов, расходы на содержание социально-бытовых объектов. Предположим, коммерческая себестоимость всей продукции предприятия по расчета на предстоящий год равна 1178 тыс.руб., а минимально необходимые расходы из прибыли – 106 тыс.руб. Тогда минимальная рентабельность продукции составит не 25, а 9%. Рассчитывается по формуле:
(106*100) / 1178 =9 %, ( Прибыль * 100 %)/Себестоимость (1)
Соответственно минимальная отпускная цена единицы продукции будет равна 4624 руб.
Таким образом, если условия реализации требуют снижения цены по сравнению с предполагаемым уровнем, то диапазон для маневра составляет при реализации в оптовых ценах 5652 руб.(44161 – 38509), а при реализации по отпускным ценам ( с НДС) – 6782 руб. (52993 – 46211). Конечно, могут сложиться обстоятельства, вынуждающие предприятие продавать свою продукцию по себестоимости и даже дешевле.
4.2 План валютных доходов и расходов
План валютных доходов и расходов составляется с учетом предполагаемого объема валютной выручки от реализации товаров на экспорт в соответствии с заключенными контрактами, плановых поступлений валюты от реализации товаров, работ, услуг на внутреннем рынке, других поступлений валюты и предполагаемых расходов в валюте. При расчетах поступлений валютной выручки от экспорта товаров принимается во внимание обязательная продажа части ее (50%) за рубли.
Таблица № 2.
План валютных доходов и расходов пивзавода «Владовар (тыс. долларов США)
Поступления валюты
Расход валюты
Выручка от реализации товаров на экспорт, поступившая на текущий валютный счет
175
Затраты на приобретение материальных ценностей и на оплату текущих расходов
100
Выручка от реализации товаров, услуг на внутреннем валютном рынке
15
Затраты на модернизацию
80
Валютный резерв
10
Итого
190
Итого
190
Материал таблицы показывает, что данное предприятие при плане поступления валюты в сумме 140 тыс.долл. США планирует израсходовать 180 тыс.долл. США, В результате образуется валютный резерв в размере 10 тыс.долл. США.
4.3 Составление финансового плана
Финансовый план хозяйствующего субъекта представляет собой баланс его доходов и расходов. В состав доходов включаются прежде всего суммы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств, а при необходимости – за счет заемных средств. К устойчивым источникам собственных доходов относятся прибыль, амортизационные отступления, отчисления в ремонтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта.[5 с.113]
Цель составления финансового плана состоит в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств. Эти дополнительные финансовые средства могут быть получены за счет выпуска ценных бумаг, полученных кредитов или займов, благотворительных взносов и т.п. Если источник дополнительных финансовых средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их – в расходную часть финансового плана. Финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам. В условиях инфляции финансовый план хозяйствующего субъекта делается на квартал и корректируется с учетом индекса инфляции [6с.95].
Таблица №3
Финансовый план предприятия (баланс доходов и расходов)
№
Наименование показателя
Сумма, тыс. руб.
1
2
3
Доходы и поступления денежных средств
1.
Прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг
38600
2.
Прибыль от реализации прочих активов, включая материальные запасы и нематериальные активы.
2300
3.
Прибыль от реализации и прочего выбытия основных средств
7800
4.
Доходы от долевого участия в других предприятиях
2400
1
2
3
5.
Доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам
800
6.
Валютные курсовые разницы, доходы от продажи (покупки) валюты на аукционах
600
7.
Амортизационные отчисления
9420
8.
Долгосрочные ссуды банка
2700
9.
Арендная плата сверх стоимости имущества по лизингу
300
10.
Ссуды на прирост оборотных средств
5000
11.
Прочие доходы и поступления средств
5000
Итого доходы и поступления
71400
Расходы и отчисления средств
1.
Налог на прибыль предприятия
16100
2.
Налог на имущество предприятия
4000
3.
Дивиденды акционерам
8600
4.
Капитальные вложения (долгосрочные инвестиции)
10800
5.
Долгосрочные финансовые вложения
1300
6.
Погашение долгосрочных ссуд и уплата по ним процентов
870
7.
Прирост оборотных средств
3900
8.
Погашение ссуд на прирост оборотных средств
200
9.
Уценка товаров
180
10.
Резерв погашения безнадежных долгов
150
11.
Отчисления в фонд накопления
8720
12.
Отчисления в фонд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
5470
13.
Отчисления в фонд средств, направляемых на социальные нужды
1800
14.
Отчисления в фонд материальной помощи
450
15.
Страховой (резервный) фонд
3860
16.
Прочие расходы и отчисления
5000
Итого расходы и отчисления
71400
К финансовому плану предприятия составляется проверочная (шахматная) таблица. В данном случае вся прибыль планируется на год в сумме 51 900 тыс.руб.(сумма пп.1-5). Основная ее часть – это прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, составляющая 74,3%. Часть прибыли (15%0 должна быть получена от реализации и прочего выбытия основных средств. Предприятие выступает учредителем совместного предприятия и имеет доходы от долевого участия в его уставном капитале, составляющие по плану поступлений 4,6%. За реализацию нематериальных активов, в частности программной продукции, планируется получить 4,4% от общей прибыли. Оставшиеся 1,7% предполагается получить в виде доходов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам. Незначительная часть поступлений запланирована в виде доходов от продажи валюты на аукционе. Значительным по объему в доходной части финансового плана является начисление амортизации основных фондов. Это связано с проведенной переоценкой основных фондов и использованием метода ускоренной амортизации активной их части [9с.203].
Предприятие планирует привлечь для финансирования капитальных вложений долгосрочный кредит, который по режиму использования приравнен к финансовым ресурсам. Его доля в общем объеме поступлений составляет около 4%. К источникам финансирования отнесена арендная плата, получаемая по долгосрочной финансируемой аренде основных средств сверх их стоимости, отраженной в балансе предприятия. Предприятие привлекает ссуду на прирост оборотных средств, погашаемую за счет прибыли до уплаты налогов. Предприятие планирует также прочие доходы и поступления средств, составляющие 7% от общих доходов и поступлений.
Расходная часть финансового плана распределяет финансовые ресурсы и приравненные к ним средства. Налог на прибыль предприятия и налог на имущество в сумме составляют 97,72% от валовой прибыли. Эта доля прибыли будет изъята в бюджет, а на предприятии остается чистая прибыль в размере 31 800 тыс.руб. Налог взимается с прибыли от реализации прочих активов, включая материальные запасы и нематериальные активы; с прибыли от реализации и прочего выбытия основных средств по общей ставке. Ставка налога на прибыль от реализации продукции несколько ниже, так как предприятие имеет отдельные льготы, за счет чего налогооблагаемая база снижается. Налог с доходов от долевого участия в других предприятиях и с доходов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам взимается по ставке 15%. Доходы, полученные предприятием в иностранной валюте, облагаются налогом на прибыль по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом они пересчитываются в рубли по текущему курсу, котируемому Центральным банком Российской Федерации, действующему на день поступления средств на валютный счет или в кассу предприятия. Ставка налога – 32%. Налог на имущество предприятие уплачивает по ставке 1% от налогооблагаемой базы.
Имущество рассматриваемого предприятия составляет 400 000 руб. Предприятие планирует выплату дивидендов акционерам в сумме 8600 тыс.руб., или 27% от чистой прибыли. Основное внимание предприятие уделяет долгосрочным инвестициям и созданию для этого необходимых фондов денежных средств. Это означает, что доход инвесторы получат главным образом не за счет дивидентов, а за счет курсовых разниц в результате роста уставного капитала предприятия. Капитальные вложения планируются в сумме 10800 тыс.руб.
Предприятие планирует произвести долгосрочные финансовые вложения путем приобретения ценных бумаг государства и акционерных обществ. Большое внимание уделяется приросту оборотных средств, источниками которого служат прибыль от реализации продукции, ссуды банка и прирост устойчивых пассивов.
За счет прибыли предприятие планирует осуществить отчисления в следующие фонды денежных средств: развития и совершенствования производства, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; направляемых на социальные нужды; материальной помощи. Предприятие образует резерв погашения безнадежных долгов и страховой (резервный) фонд[2 с.319]
Проверочная ( шахматная ) таблица к балансу доходов и расходов
Прибыль от реализации
Прибыль от реализации прочих активов
Прибыль от реализации основных средств
Доходы от долевого участия
Доходы по ценным бумагам
Доходы от валюты
Амортизационные отчисления
Долгосрочные ссуды банка
Арендные платежи по лизингу
Ссуды на прирост оборотных средств
Прочие доходы
Итого расхода
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Налог на прибыль
12188
740
2500
3600
120
192
16100
Налог на имущество
4000
4000
Дивиденды акционерам
8600
8600
Капитальные вложения
6600
2700
300
10800
Финансовые вложения
408
1300
Погашение долгосрочных ссуд
870
870
Прирост оборотных средств
2420
1480
3900
Погашение ссуд под оборотные средства
200
200
Уценка товаров
180
180
Резерв погашения долгов
150
150
Фонд накопления
1080
2100
2040
680
2820
8720
Фонд социальных нужд
1800
1800
Фонд НИОКР
2802
668
2000
5470
Фонд материальной помощи
450
450
Страховой (резервный) фонд
3860
3860
Прочие расходы
5000
5000
Итого дохода
38600
2300
7800
2400
800
600
9420
2700
300
1480
5000
71400
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработка финансовых планов является одним из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость активов организации и возможность ее эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.
Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:
1. делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
2. проясняет возникающие проблемы;
3. стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейше работе;
4. улучшает координацию действий в организации4
5. создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
6. увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
7. способствует более рациональному распределению ресурсов;
8. улучшает контроль в организации [1 с.18.]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997.- 248с.
2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Изд. 2-е. – М.:Финансы и статистика, 1997 – 384с.
3. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия. Методическое пособие. -М.: ИНФРА-М.,1997.-334 с.
4. Деловое планирование. Учебное пособие \Под ред.В.М.Попова. – М.: Финансы и статистика, 1997 – 368 с.
5. Ильин А.И. Планирование на предприятии. Учебное пособие.- М.: ООО «Мисанта», 1998.-296с.
6. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие М.: Финансы и статистика, 1997 – 343с.
7. Шеремет А.Д. Финансы предприятия. – М.: ИНФРА –М, 1997 – 343с.
8. Экономика предприятия. Учебное пособие/Под ред.проф.В.П.Грузинова –М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 – 535 с.
9. Экономика предприятия: Учебное пособие /Под ред проф.О.И.Волкова – М.: ИНФРА-М, 2997-416 с