План
1. Налоги и налоговая политика.
2. Государственный бюджет.
3. Денежно-кредитные средства регулирования и контроль банковской сферы.
1. Налоговая политика.
Налоги - основная форма дохода госбюджета, представляют собой обязательные и принудительные сборы, устанавливаемые государством на основе законодательства и уплачиваемые хозяйствующими субъектами и населением.
Комплекс мероприятий, при помощи которых государство обеспечивает установление налогов и платежей, порядок их взыскания, размеры ставок и т.д., называется налоговой политикой.
Налоги как инструмент государственной политики выполняют три функции:
1) фискальную (обеспечение государственных расходов);
2) социальная (перераспределение национального дохода в зависимости от социально-политических приоритетов в пользу тех или иных групп населения;
3) регулирующая (государственное регулирование экономики).
Нет четкого разграничения последствий принимаемых в налоговой сфере решений.
Государство через налоги оказывает воздействие на процесс воспроизводства, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или сужая платежеспособный спрос, усиливая или ослабляя накопление капитала, поощряя или сдерживая использование новой технологии, современной техники.
Регулирующая функция налогов осуществляется по трем направлениям:
1. Выбор системы налогообложения. Три базовых варианта система налогообложения: а) ресурснорентная (земля, вода, ископаемые ресурсы); б) система, ориентированная на труд и капитал (налог на прибыль, налог с оборота и т.д.); в) от конечного потребления (налог на заработную плату, акцизы, на наследство).
Налоговые системы могут также различаться большей ориентацией на прямые налоги (подоходный, соц. взносы и т.д.) или косвенные (НДС, акцизы и т.д.), упором на налогообложение корпоративных или индивидуальных доходов.
Важной характеристикой систем налогообложения, особенно для федеративных государств, являются пропорции распределения налогов по различным бюджетным уровням (бюджетный центризм, федерализм).
Выбирая определенную систему налогообложения, государство может усиливать те тенденции в экономике, которые оно считает прогрессивными, а также учитывать простоту и доступность расчета и выплаты налогов, минимизацию затрат на их сбор.
С другой стороны на выбор модели налогообложения оказывают влияние особенности каждой отдельной стороны, специфика ее эконом., соц., полит. развития.
Однако смена модели не может быть частой. Это достаточно сложный процесс, тем более что для нормального функционирования экономики требуется стабильность налоговой системы.
2. Гораздо более гибкой является политика установления налоговых ставок. Опыт стран с развитыми рыночными отношениями показывает зависимость роста производства от уровня налогообложения. С одной стороны, слишком высокие ставки налогов искажают стимулы хозяйственной деятельности, создают неправильное распределение между функцией накопления и функцией потребления и фактически выступают экономическими антистимулами. С другой стороны, низкие налоговые ставки не обеспечивают пополнение доходной части бюджета в желательном для государства размере. Однако если повышение налоговых ставок сначала приводит к росту доходов бюджета, то затем, начиная с определенного уровня, повышение налоговых ставок сокращает государственные доходы, так как происходит сужение налоговой базы.
Государство, если существует необходимость стимулирования государственной конъюнктуры, проводит политику общего снижения налогов. Для недопущения перегрева конъюнктуры налоги повышаются. Еще больший простор для государственного регулирования предоставляет возможность дифференциации налоговых ставок.
3. Политика в области налоговых льгот. Налоговые льготы:
- необлагаемый минимум объекта налога;
- изъятие из обложения определенных элементов налога или снижение ставки налога;
- освобождение от уплаты налогов определенных лиц или категорий налогоплательщиков, определенных видов экономической деятельности;
- налоговый кредит (компенсационная или безвозмездная отсрочка налоговых платежей).
Необходимым условием стабильного функционирования налоговой системы является принцип обязательности уплаты налогов, в том числе, наличие системы государственного контроля и санкций в отношении юридических и физических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.
Служба внутренних расходов Министерства Финансов США насчитывает свыше 100 тыс. сотрудников. Ежегодно они обрабатывают более 100 млн. налоговых деклараций части лиц и около 1 млрд.- фирм и учреждений. Декларации заполняются самими налогоплательщиками и пересылаются в местное отделение налоговой службы. В ней указываются сведения обо всех доходах за предыдущий год, а также об убытках от предпринимательской деятельности и стихийных бедствий, сообщается о всех видах имущества, счетах в банках и имеющихся акциях и облигациях. За неверно заполненную налоговую декларацию полагается денежный штраф. Умышленное занижение размеров доходов карается штрафом и тюремным заключением до 5 лет. К тому же налогоплательщик обязан выплатить вновь начисленные налоги и неустойку в размере 50% от суммы налога.
2. Государственный бюджет.
Государственный бюджет - план доходов и расходов государства за год. Он разрабатывается и вносится на обсуждение в парламент правительством, где после внесения изменений принимается к исполнению. Неутверждение бюджета может послужить достаточной причиной отставки правительства. По завершению финансового года исполнительная власть отчитывается о выполнении бюджета. Кроме бюджета существует ряд фондов целевого назначения, формирующихся за счет специальных налоговых займов. Они не включаются в бюджет. В условиях рыночной экономики государственный бюджет становится одним из основных рычагов воздействия правительства на экономику. Это реализуется через бюджетную политику, которая включает в себя выработку концепций развития бюджета, принципов и форм его организации, а также эффективной системы мобилизации ресурсов и их распределения. В реальной экономической практике большое влияние на процесс принятия и реализации бюджета оказывает соотношение сил между различными политико-экономическими группами, действующими в обществе и стремящихся использовать политику в области доходов и расходов в своих целях (лобби).
Налоги дают до 90% всех доходов государственного бюджета, остальное составляют доходы от государственной собственности.
На уровне местных органов власти за счет налогов обеспечивается до 70% всех поступлений. Остальное - субсидии правительства, денежные штрафы, сборы. Государственный бюджет выполняет задачи социального, политического и хозяйственного регулирования через политику правительственных расходов.
Бюджетные расходы:
1. Социальные расходы.
2. Хозяйственная деятельность.
3. Прямые военные расходы и связанные с ними затраты.
4. Расходы на административно-управленческие функции.
В последние годы в связи с обострением проблемы бюджетного дефицита значительная доля расходов идет на покрытие государственного долга.
Расходы могут также делиться на текущие и инвестиционные.
Размеры структуры государственных расходов воздействуют на величину спроса и инвестиций, отраслевую и региональную структуру экономики, темпы НТП, развитие инфраструктуры.
Затраты из государственного бюджета направляются на поддержку некоммерческих организаций и учреждений.
Согласно теории антициклического регулирования, государственные расходы в период экономических трудностей должны увеличиваться с целью стимулирования спроса, а в периоды экономического подъема - уменьшаться, чтобы не допустить перегрева экономики. Государственные расходы выступают в форме правительственных закупок, субсидий, субвенций. Правительственные закупки (государственные заказы): государство, как правило, устраивает конкурсы на получение заказов. Существует целый ряд товаров и услуг, право закупок которых монопольно закреплено за государством (боевая техника, химическое и бактериологическое оружие и препараты).
Субсидии - часть средств государственного бюджета, передаваемая в безвозвратном порядке бюджетам вышестоящих органов власти, а также некоммерческим предприятиям и организациям для сбалансирования результатов их хозяйственной деятельности.
Субвенция - целевые платежи государственного бюджета нижестоящим бюджетам. Подразделяются на текущие и инвестиционные. В отличие от субсидий субвенции, не использованные в срок или использованные не по назначению, подлежат возврату.
Важная проблема государственного регулирования экономики - проблема бюджетного дефицита. В послевоенные годы при господстве кейнсианской экономической доктрины бюджетный дефицит не рассматривался как самостоятельная проблема и увязывался с вопросом достижения общего макроэкономического равновесия (50гг.- вторая половина 70-х).
В настоящий период в условиях господства неолиберальных концепций задача сокращения бюджетного дефицита становится самодостаточной и приоритетной. Добиться снижения дефицита можно только двумя путями: снижение расходов и увеличение доходов. Остальные меры ведут к инфляции или росту государственного долга (внутренние и внешние займы) - лишь изыскание средств для его покрытия. Поэтому в ряде стран введена система автоматического сиквестра расходов по незащищенным статьям при повышении законодательно установленного уровня дефицита бюджета к ВВП. На повышение доходов и сокращение расходов направлены также реформы в социально-инвестиционной политике, сокращение гос. аппарата, программы широкой приватизации госсобственности.
3. Денежно-кредитные средства регулирования.
Ключевое звено государственной макроэкономической политики в денежно-кредитной сфере - Центральный Банк РФ.
Задачи ЦБ РФ:
1. Сдерживание роста денежной массы и обеспечение стабильной покупательной способности национальной валюты.
2. Обеспечение достаточных гарантий от кредитных рисков.
3. Использование денежно-кредитных рычагов в антикризисном регулировании.
Функции ЦБ РФ:
1. Монопольное право на денежную эмиссию. В условиях современной системы безналичных расчетов и монополии ЦБ на выпуск только наличных банкнот этот механизм регулирования потерял свое былое значение.
2. Регулирование учетной ставки. Учетная ставка представляет собой плату за предоставление дополнительных резервов коммерческим банкам со стороны Центрального Банка.
3. Установление и изменение размеров обязательных резервов. Обязательные резервы - это финансовые ресурсы, которые обязаны хранить кредитные учреждения, как правило, на беспроцентных счетах в Центральном Банке. В некоторых странах обязательные резервы разрешается держать частично или полностью в виде вложений в государственные ценные бумаги. Это прямое ограничение кредитных возможностей коммерческих банков. Другая важная функция обязательных резервов - страхующая функция. В случае экономических затруднений коммерческий банк может получить часть средств с резервного счета для обеспечения текущих платежей на основе специального соглашения с Центральным Банком.
4. Операции на рынке государственных ценных бумаг. Этот метод, основанный на операциях с государственными ценными бумагами, характерен для довольно высокой степени развития денежной системы. Он предполагает эмиссию государственных обязательств, торговлю ими и погашение их. Особенно важны - для регулирования сумм наличных денег и банковских резервов со стороны Центрального Банка - операции по купле-продаже государственных обязательств. Приобретая ценные бумаги у коммерческих институтов, ЦБ увеличивает ресурсы в банковской сфере и стимулирует механизм экономического роста.
5. Регулирование валютного курса. Основной инструмент, который здесь использует ЦБ - это валютная интервенция.
Важной задачей ЦБ является контроль банковской сферы. Здесь ставится цель добиться стабильного функционирования кредитной системы и через это не допустить дестабилизации в целом.
Направления контроля:
1. Квалификация управленческого персонала. Способность четко и в срок выполнить обязательства перед клиентами.
2. Качество использования капиталов с т.з. риска и доходности.
3. Соотношение собственных и привлеченных средств.
4. Степень диверсификации выдаваемых кредитов.
5. ЦБ регулярно проводит ревизию коммерческих банков, постоянно анализирует значительный массив статистической информации, полученной в обязательном порядке от денежно-кредитных учреждений.
6. В определенных ситуациях ЦБ может давать официальные гарантии платежеспособности кредитных учреждений или оказывать им финансовую поддержку.
В ряде стран ЦБ имеет право отстранить от руководства попавшим в сложную экономическую ситуацию банком администрацию с последующим назначением своей администрации.
Обоснованием государственного регулирования денежно-кредитной сферы служит ряд законодательных актов (банковское право), в первую очередь “Закон о ЦБ”.