План.
1. Введение
2. Нормативное регулирование деятельности ФПГ
3. Основные принципы функционирования ФПГ
4. Финансовые аспекты деятельности ФПГ
5. Факторы и пути повышения эффективности работы отечественных финансово-промышленных групп
6. Результаты мониторинга деятельности ФПГ
7. Заключение
8. Список литературы
1. Введение
Сегодня можно считать установленным, что эффективно регулируемый государством крупнокорпоративный сектор призван выступить основой становящейся в России рыночной экономики современного типа. Разновидностью развивающихся российских корпоративных структур являются финансово-промышленные группы, способные решить ряд ключевых антикризисно - реформационных задач.
2.Нормативное регулирование деятельности ФПГ
Финансово-Промышленные Группы - активно растущая форма организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Согласно российскому законодательству, ФПГ - это “совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест”.[1]
Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы, либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ. В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной ФПГ не допускается.
Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.
Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием-учредителем).
В состав участников ФПГ могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.
Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы.
В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы.
Для участников межгосударственной финансово-промышленной группы национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.
Высшим органом управления ФПГ является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников.
Направление участником ФПГ представителя в состав совета управляющих ФПГ осуществляется решением компетентного органа управления участника ФПГ.
Компетенция совета управляющих ФПГ устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.
Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании ФПГ или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел ФПГ.
Центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.
Центральная компания финансово-промышленной группы в случаях, установленных законом или учредительным договором группы:
Þ выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленной группы;
Þ ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс ФПГ;
Þ готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы;
Þ выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с Законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.
Иные виды деятельности центральной компании ФПГ по ведению дел финансово-промышленной группы устанавливаются ее уставом, договором о создании ФПГ.
В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах, договором о создании ФПГ, участники ФПГ, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс ФПГ.
По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, участники ФПГ несут солидарную ответственность.
Особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании ФПГ.
Мерами государственной поддержки деятельности финансово-промышленных групп, устанавливаемыми по решению Правительства Российской Федерации, являются:
Þ зачет задолженности участника финансово-промышленной группы, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же финансово-промышленной группы;
Þ предоставление участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность ФПГ;
Þ передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой ФПГ;
Þ предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций;
Þ предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы.
Þ Центральным банком Российской Федерации могут быть предоставлены банкам - участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.
Не позднее 90 дней после окончания финансового года центральная компания финансово-промышленной группы представляет всем участникам финансово-промышленной группы, полномочному государственному органу отчет о деятельности ФПГ по форме, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, а также публикует указанный отчет. Отчет составляется по результатам проверки деятельности ФПГ независимым аудитором. Аудиторская проверка проводится за счет средств центральной компании ФПГ.
3. Основные принципы функционирования ФПГ
В общем случае ФПГ могут быть трех видов: вертикально интегрированные, горизонтально интегрированные и конгломератного типа. Так же подразделяются одно-банковые структуры и много банковые структуры.
Так же можно выделить и следующую тенденцию. Ныне ФПГ в России формируются в двух направлениях: товарном и отраслевом. Под первым понимается объединение с целью производства преимущественно одного определенного товара, под вторым - формирование по типу диверсифицированной отрасли (пол-отрасли)[2]. Первое объединение обладает неоспоримым минусом - его успех зависит от спроса на данный товар или однородную группу товаров. Вторая организация более устойчива в долгосрочной перспективе, однако, возникают дополнительные трудности с оптимизацией аллокации ресурсов.
С точки зрения структурной организации ФПГ цели и способ ее формирования определяют то, каким образом должны быть объединены активы участников и (как следствие) каким должен быть консолидированный баланс участников группы.
С исторической точки зрения инициатором создания ФПГ не всегда выступали банки. Часто причиной их создания является местное законодательство, запрещающее небанковским структурам заниматься некоторыми банковскими операциями.
Банки альянса в ФПГ должны выполнять следующие функции[3]:
Þ расчетно-кассовое обслуживание промышленных предприятий-участников группы: депозитарное обслуживание; гарантирование эмиссии ценных бумаг, выпускаемых ФПГ, и дилерские функции по их реализации; финансовый консалтинг: обеспечение реализации внешнеэкономических контрактов; проектное финансирование: трастовые операции:
Þ лизинговые операции в интересах участников группы:
Þ размещение и управление свободными средствами на наиболее рентабельных сегментах финансового рынка;
Þ поиск инвестиций под целевые программы ФПГ и их обслуживание; кредитование отдельных программ: финансовая проработка целевых программ: разработка финансовых схем, направленных на минимизацию издержек.
Объединение кредитных учреждений с промышленными предприятиями должно осуществляться на следующих принципах:
Þ добровольность и платность вхождения и возможность выхода при возмещении упущенной группой выгоды;
Þ открытость для приема новых членов, если их включение создает синергетический эффект;
Þ добровольность делегирования части управленческих функций центральной компании или холдингу;
Þ сохранение автономности каждого из членов объединения;
Þ обязательность проведения единой стратегической политики;
Þ наличие расчетных счетов предприятий только в банках, входящих в ФПГ:
Þ приоритетная ориентация банков альянса на обслуживание предприятий ФПГ и достижение целей ФПГ.
Использование ФПГ как формы сотрудничества финансовых и промышленных учреждений позволяет:
Þ восстановить разорванные ранее технологические связи в промышленности;
Þ создать финансовый механизм для развития производства;
Þ увеличить размеры (валюту баланса) банков альянса за счет привлечения в них дополнительной клиентуры;
Þ увеличить устойчивость как промышленных предприятий, так и банковской коалиции;
Þ повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции;
Þ проводить инновационную деятельность, новейшие научные разработки, внедрение которых повысит качество выходного продукта;
Þ аккумулировать получаемые финансовые средства только в банках ФПГ, предотвратив их распыление по другим кредитным учреждениям, что позволит организовать их работу исключительно в интересах целевых программ:
Þ получать иностранные инвестиции под гарантию правительства, что предусмотрено законом о ФПГ;
Þ всем членам ФПГ, включая банки, получать дополнительную прибыль от реализации продукции:
Þ использовать механизм внутренних цен и тем самым избегать многократного налогообложения;
Þ иметь консолидированный баланс, который при таком объединении может достигнуть значительных размеров, что во много раз облегчит как получение иностранных инвестиций, так и крупных кредитов;
Þ уменьшить трансакционные, технологические и информационные издержки:
Þ банкам коалиции участвовать в проектном финансировании, что позволит повысить рентабельность разрабатываемых проектов:
Þ выступать на рынке в двух ролях — как самостоятельная компания и как ФПГ, что даст дополнительные возможности по приобретению заказов и реализации продукции;
Þ использовать интегральный имидж преуспевающих компаний для получения дополнительного преимущества не только на российском, но и на мировом рынке:
Þ составить конкуренцию мощным иностранным компаниям, все в большей степени занимающим российский рынок и имеющим преимущество перед раздробленными российскими фирмами, практически лишенными инвестиций и внешнего финансирования, работающими в режиме самофинансирования, что в значительной степени ограничивает их развитие.
Þ Получать банку надежную кредитную клиентуру, имеющую ликвидное обеспечение, большой собственный капитал, мощный консолидированный баланс и тем самым решить задачу размещения больших активов. Кроме того, с успехами той или иной ФПГ будет расти и имидж крупного банка.
При формировании ФПГ используется и следующий метод. Он заключается в создании в структуре группы так называемых "финансовых бассейнов", в которые кроме банков должны входить страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании и фонды, ПИФы, брокерские конторы, фонды взаимного страхования и другие органы, аккумулирующие денежные средства, часть которых также может быть направлена на финансирование проектов ФПГ. Кроме того, создание силами групп или включение в состав уже действующих коммерческих, торговых и экспортно-ориентированных сырьевых компаний с большой нормой прибыли позволит "переливать" часть их доходов на развитие программ ФПГ.
Особо хотелось бы отметить, что функционирование ФПГ выгодно и государству (иначе в законе не было бы прописано столько поддерживающих мер). Во-первых, решается проблема направления банковского капитала в промышленность; во-вторых, увеличивается надежность банковской системы в целом, совершенствуется ее структура, становясь более гибкой и неоднородной; в-третьих, усиливается конкуренция: между банками внутри ФПГ за обслуживание наиболее выгодных участников группы, между ФПГ за привлечение новых крупных организаций.
4. Финансовые аспекты деятельности ФПГ.
Необходимость объединения финансовых и иных активов ставит перед ФПГ ряд вопросов в области финансовой отчетности. Высокая степень объединения активов участников вплоть до их слияния в конечном итоге приведет к тому, что консолидированный баланс группы будет полностью включать в себя балансы всех ее участников. Между тем структура баланса коммерческого банка совершенно отлична от структуры балансов иных участников финансового рынка, также имеющих право участия в ФПГ, например пенсионных фондов, не говоря уже о балансах торговых и промышленных предприятий. Следовательно, любой участник ФПГ должен вести отдельный от ФПГ баланс в отношении части собственных ресурсов, используемых вне деятельности ФПГ. Определение принципов ведения консолидированного баланса может иметь решающее значение для всей финансовой организации деятельности ФПГ, поскольку без консолидации баланса невозможно признание участников ФПГ консолидированной группой налогоплательщиков, открывающее значительные возможности по свободному маневрированию собственными ресурсами и снижению себестоимости конечного продукта.
Объединение активов участников ФПГ и ведение консолидированного баланса должны оказать значительное содействие в решении проблемы неплатежей как внутри ФПГ, так и по отношению к внешним контрагентам. Сводный баланс позволяет вести централизованный учет однородных групп расходов и усилить финансовый контроль за использованием финансовых ресурсов, что вместе с взаимозачетом неплатежей дает возможность избежать их неэффективного расходования.
Во-вторых, статус ФПГ как консолидированного налогоплательщика может оказаться действенным инструментом управления финансами. Его последовательное использование позволяет планировать себестоимость производства. Статус консолидированного налогоплательщика позволяет центральной компании ФПГ свободно распределять собственные и привлеченные ресурсы внутри группы. Эта свобода перемещения ресурсов выражается в том, что распределение средств в рамках группы может происходить между формально различными юридическими лицами. Такое перемещение средств не должно сопровождаться соответствующими изъятиями налогов в бюджет. Вне ФПГ любое перемещение средств от одного юридического лица к другому без налогового обложения, если это только не банковская ссуда, обязательно оформляется либо как авансовый платеж, либо как временная финансовая помощь. В обоих случаях в конечном итоге происходит отчисление в бюджет НДС и налога на прибыль.
Таким образом, право ведения консолидированного баланса предоставляет центральной компании беспрепятственно с точки зрения налогового законодательства распределять финансовые ресурсы между участниками ФПГ. Это, в свою очередь, дает возможность говорить о центральной компании как об институте формирования и распределения финансовых ресурсов внутри ФПГ и как об инвестиционном институте. Консолидированный баланс позволяет группе при осуществлении налогового планирования не ограничиваться определением сроков амортизации, но и использовать данные налоговые льготы.
Еще одно достоинство подобной формы финансовой отчетности заключается в том, что участники транснациональных финансовых групп, по крайней мере, в рамках СНГ, будут избавлены от двойного налогообложения: “одна из допускаемых законом России льгот для участников ФПГ исключает их “двойное” налогообложение”.[4]
Не следует, однако, рассматривать ФПГ как способ минимизации налогов. Консолидированный баланс и сокращение налогооблагаемой базы всего лишь исправляет в некоторой степени закрепившуюся в процессе приватизации практику дробления взаимозависимых финансово-хозяйственных структур на независимые хозяйствующие субъекты. Независимость хозяйствующих субъектов для целей налогообложения определяется формально по признаку обособления собственности, что приводит к увеличению налогооблагаемой базы внутри фактически неделимых производственных цепей. Вне этих производственных цепей производственные стадии продукта зачастую могут не иметь самостоятельного значения и ценности, но с точки зрения налогообложения они соответствуют формально независимым юридическим лицам. Это многократно увеличивает конечную цену реализации продукта, большая часть из которой взыскивается в бюджет, чтобы впоследствии возвратиться в производство в виде государственных дотаций и прочих льгот.
Поэтому с полной уверенностью можно говорить о том, что в настоящее время формирование налогооблагаемой базы в российской экономике происходит за счет ее многократного умножения в производственных цепях, а не в результате увеличения собственно производства. Тем самым мы имеем дело с ситуацией налоговой инфляции. В этой связи, в контексте отклонения Госдумой Налогового кодекса и его замены на ряд налоговых законов, связанных с исполнением бюджета, хотелось бы отметить, что России требуется не введение тех или иных налогов и пересмотр отдельных ставок, а комплексное формирование налоговой системы, существенной структурообразующей частью которой могло бы стать законодательство об ФПГ.
5. Факторы и пути повышения эффективности работы отечественных ФПГ
Анализ факторов экономического роста ФПГ
Вряд ли можно дать абсолютно однозначную оценку деятельности российских ФПГ, зарегистрированных в 1993 - 1996гг., хотя несомненны (если брать проблему в целом) определенные их успехи в деле стабилизации экономической ситуации и создания предпосылок для успешного решения приоритетных задач промышленной политики. Так, сопоставительный анализ деятельности пятнадцати ФПГ за 1994г. и за 1995г., прежде всего, показал: рост объемов промышленного производства в данных группах (в целом за эти два года 5,1%) объясняется начатой работой по структурной перестройке деятельности и наращиванию выпуска конкурентоспособных изделий. ФПГ “ Нижегородские автомобили “, обеспечила увеличение выпуска полуторатонных автомобилей: с 13,3 тыс. штук в 1994г. до 57,6 тыс. в 1995г. (предполагаемый объем в 1996г. - примерно 75,6 тыс. штук). Современные усилия АО “ ГАЗ “ и АО “ Заволжский моторный завод “ позволили увеличить выпуск новейших бензиновых двигателей с 40 штук в 1994г. до 2030 в 1995г. (намечен выпуск до 75 тыс. штук); источниками финансирования реализации проектов послужили собственные средства предприятий, меры государственной поддержки и, что особо важно, кредиты на приемлемых условиях АКБ “ Автобанк “, входящего в число участников ФПГ.
Значительный рост объемов реализации промышленной продукции по рассматриваемой совокупности групп (на 30,9%), заметно опережающий динамику объемов производства, вполне объясним тем, что в условиях отсутствия существенного стартового инвестиционного капитала многие группы определили своей приоритетной задачей активизацию сбытовой деятельности. При этом особенностью ФПГ является то, что в их составе около 10% участников представляют собой торгово-коммерческие структуры, обеспечивающие реализационные операции как с собственной промышленной продукцией, так и промышленной продукцией сторонних предприятий (в интересах ФПГ). Очевидно, в 1995г. ряду групп удалось найти возможности для реализации накопленных ранее запасов продукции.
Положительно следует оценить и такую особенность деятельности анализируемой совокупности ФПГ, как опережение динамикой общей прибыли предприятий-участников (рост в 1995г. на 48,3%) темпов увеличения объемов реализации промышленной продукции. Это связано: а) с относительным замедлением роста себестоимости продукции по сравнению с ростом объемов продаж; б) с активизацией использования внереализационных факторов увеличения общей прибыли (прежде всего, за счет операций с ценными бумагами).
Наконец, наблюдаемый значительный рост объемов инвестиций ФПГ в промышленные проекты в 1995г. (2,6 раза по сравнению с 1994г.) стал возможен в первую очередь вследствие работы центральных компаний и других участников групп по привлечению сторонних инвесторов. Кроме того, были мобилизованы дополнительные собственные возможности инвестирования за счет прибыли и амортизации.
В ходе анализа производственно-хозяйственной деятельности крупных корпораций важно попытаться выявить конкретные причинные зависимости, учитывающие специфику ресурсного или управленческого потенциала корпораций, их товарных рынков и т.д. С этой целью была проведена группировка пятнадцати ФПГ по динамике в 1994-1995гг. важнейших показателей их деятельности (см. табл. 1). Совокупность ФПГ с наиболее яркой динамикой экономического роста образовала группу А, в которую вошли корпорации, обеспечивающие существенный прирост объемов производства и реализации продукции. Отстают от лидеров те ФПГ (группы Б), у которых отмечается снижение уровня основных показателей или их стабилизация. По результатам анализа данных второй составленной таблицы (см. табл. 2), смысл которой отражен в ее названии, можно сделать два главных вывода.
Первый. Относительно высокие темпы экономической динамики в рассматриваемый период были присущи тем группам, которые: а) имели устойчивые экспортные позиции, надежные связи с поставщиками сырья и достаточно крупные размеры (четко просматривается успех в деятельности ФПГ металлургического профиля, а также в области автомобилестроения; основным типом интеграции в таких корпорациях является вертикальный; общие размеры и величина консолидированного капитала во много раз превышает соответствующие показатели по совокупности корпораций группы Б); б) обеспечивали активное участие в федеральных и региональных программах, используя при этом эффективные способы экономической интеграции и, добиваясь управляемости в группе (так, один из лидеров - ФПГ “ Приморье “ обеспечивает головную роль по реализации федеральной целевой программы защиты от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае; группа, кроме того, является участником ряда региональных программ); в) получали в той или иной форме реальную государственную поддержку деятельности (так, ФПГ “ Магнитогорская сталь “ с момента официальной регистрации была освобождена от обязательной продажи валютной выручки от экспорта продукции и услуг собственного производства при условии ее направления на финансирование основного инвестиционного проекта).
Второй. Наибольшие трудности в начальный период деятельности испытывали ФПГ машиностроительного профиля, а также группы с высокой многопрофильностью или с относительной экономической разобщенностью; негативным фактором здесь послужили прецеденты выхода из групп ключевых участников и случаи банкротства банков. Этим группам чаще всего не удавалось стать инвестиционно привлекательными для сторонних инвесторов, а характерная для них ставка на государственную поддержку тоже не сработала.
Возвращаясь к теме экономических особенностей лидирующих ФПГ, которые, очевидно, имеет смысл учитывать при проектировании новых групп, отметим, во-первых, позитивное влияние на результативность корпораций такого фактора, как сравнительно высокая доля вклада банков в уставной капитал центральных компаний. Существенная тенденция состоит в том, что размер активов и собственных средств коммерческих банков в успешно работающих ФПГ в 6-7 раз больше, чем в группах с относительно худшими показателями. Во-вторых, важным моментом, позволяющим взять хороший “ старт “, является проработанность инвестиционной программы. Это выражается и в соответствующих объемных показателях. Так, средний объем инвестиционной программы в ФПГ группы А в 2,3 раза выше, чем по остальным ФПГ. При этом привлекательность проектов ФПГ первой группы (судя по объему привлеченных внешних инвестиций) была вдвое выше.
6. Результаты мониторинга деятельности
финансово-промышленных групп.
Значительный интерес ученых и специалистов к тематике ФПГ не может быть удовлетворен без использования в исследования объективных показателей работы ФПГ. В этой связи следует признать безусловно полезной инициативу Госкомстата РФ, утвердившего специальную форму федерального государственного статистического наблюдения № 1-ФПГ “ Сведения о деятельности финансово-промышленных групп “. На основе анализа результатов этого наблюдения можно проследить некоторые важные тенденции функционирования групп в 1995 -1996 гг.
Динамика основных объемных показателей деятельности двенадцати ФПГ отражена в табл. 2. Объем продукции (работ услуг), произведенной их участниками в 1996 г. увеличился в сравнении с 1995 г. на 1,6% (данные приведены к сопоставимому виду), соответственно объем отгруженной промышленной продукции - 9,9%. Лучшими по динамике объемных показателей стали группы “ Нижегородские автомобили “ (автомобилестроение), “ Единство “ (АПК), Восточно-Сибирская группа (ТЭК и нефтехимия).
Если учесть, что общий спад промышленного производства в России составил в 1996 г. 5,5%, то результаты работы ФПГ в рассматриваемом аспекте можно считать положительными. Особо следует выделить вклад в промышленное развитие автомобилестроительных групп, усилиями которых в 1996 г. во многом был обеспечен четырехпроцентный рост выпуска легковых автомашин в стране.
Согласно приведенным в таблице данным, по анализируемой совокупности корпораций наблюдалось некоторое снижение объемов экспортируемой продукции (в сопоставимых ценах - на 7,4%). Что касается объема выручки (валового дохода) от реализации продукции участников двенадцати ФПГ, то он составил в 1996 г. 52,32 трлн.руб., что превысило уровень 1995 г. на 5 % (в сопоставимом виде). Однако показатель объема валового дохода на единицу затрат на производство и реализацию продукции ухудшился (упал с 1,17 до 1,05%), что свидетельствует об опережающих темпах роста затрат. А отсюда и снижение прибыли и рентабельности: с убытками завершили свою деятельность в 1996 г. такие группы, как “ Эксохим “, “ Объединенная промышленно-строительная компания “, “Тульский промышленник “, Восточно-Сибирская группа. Негативно следует оценить также тот факт, что по наблюдаемым группам выросло отношение кредиторской задолжности к дебиторской: в 1995 г. оно составляло 25%, а в 1996 г. - 66,2% (при этом роль самих участников ФПГ в образовании обоих видов задолженности оказалась относительно незначительной).
На общероссийском печальном фоне снижения объемов капиталовложений в промышленности инвестиционная деятельность ФПГ (табл. 4) может быть оценена позитивно. Размер капиталообразующих инвестиций в целом по группе наблюдаемых объединений в 1996 г. увеличился на 8,3%. Несколько улучшилась структура инвестиционного потока - в связи со снижением доли вложений в производственные запасы и их наращиванием в основные средства и нематериальные активы. Так, удельный вес вливаний в последние в общих объемах капиталообразующих инвестиций (без учета долгосрочных финансовых вложений) вырос с 3,5 до 6,0 процентных пунктов.
Безусловной нормой и критерием успешности деятельности ФПГ призвано стать ежегодное наращивание промышленных инвестиций, пока, к сожалению, достигаемое далеко не всегда . определенные предпосылки для этого, равно как и для повышения эффективности инвестиционной активности ФПГ складываются: принятие совместных инвестиционных программ стимулирует более рациональную политику использования собственных средств предприятий на эти цели; финансово-кредитные учреждения, хотя и с большим трудом, но изыскивают средства для поддержки производства. Так, предприятия ФПГ “ Промприбор “ в 1995 - 1996гг. завершили 10 инвестиционных проектов за счет собственных средств в рамках отраслевой программы “ Создание новых поколений приборов учета и контроля за расходованием энергоносителей и развитие их промышленного производства на 1995 - 1997гг.“ А в рамках не включенной в выборку ФПГ “ Донинвест “ (головное предприятие - АО “Красный Аксай “) наращивались мощности по сборке автомобилей южнокорейской модели “ДЭУ” (со 132 штук в 1995 г. до 350 в 1996 г.) - за счет как собственных средств предприятий, так и кредитных ресурсов участника группы КБ “ Донинвест “.
Дополнительная информация о тенденциях деятельности ФПГ в 1996 г. содержится в материалах обследования предприятий 28 групп, проведенном Центром экономической конъюнктуры. Данное обследование показало, что приоритетными задачами для участников ФПГ продолжают оставаться: 1) улучшение финансового состояния (69,4% участников), в том числе за счет роста кредитных источников (45,2); 2) рост прибыли (62,9); 3) улучшение технологических и кооперационных связей (54,8); 4) освоение выпуска новой продукции (45,2); 5) внедрение новых технологий (41,9%). Степень реализации этих задач по сравнению с намеченными планами является, по оценкам участников групп, неудовлетворительной.
Значительный интерес представляет собой, думается, деятельность групп, образованных на основе холдингов, в частности, на базе АО “ Алтайсельмашхолдинг “ (ФПГ “Сибагромаш “) и АО “Дальводстрой-холдинг “ (ФПГ “ Приморье “). Так, “ Приморье “, используя холдинговые возможности, успешно реализует федеральную целевую программу “Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае на 1995 - 2000 годы “ (объем бюджетного финансирования 1997 г. - 60 млрд.руб.).
7. Заключение
На основе всего вышеизложенного можно заключить, что ФПГ - бурно развивающаяся форма взаимодействия финансовых и промышленных структур, позволяющая финансовым учреждениям наиболее эффективно не только распределять свои ресурсы, но и некоторым образом управлять их использованием заемщиком. С другой стороны, промышленные структуры получают надежного и постоянного контрагента, осуществляющего гибкое и всестороннее финансирование и финансовое обслуживание его нужд.
Российское законодательство уже довольно четко определило механизм и правила функционирования ФПГ. Единственным крупным недостатком данного нормативного участка является запрещение банкам участвовать более чем в одной ФПГ. Данный вопрос спорен, но большинство экономистов не видят в участии банка в нескольких ФПГ ничего дурного[5].
Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость использования эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. Но нельзя забывать о горьком опыте международных финансово-промышленных групп, которые в течение последнего десятилетия были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться перестройкой как общей организационной структуры, так и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента. Многие мега корпорации сейчас следуют общей тенденции, давая дочерним предприятиям большую свободу деятельности, наделяя их отдельными бюджетами и т.д.[6]
Правомерен вывод о том, что создание не имеющих мощных банков универсальных ФПГ обуславливает трудности в их развитии и вынуждает их к поиску льгот и источников масштабных внешних взаимодействий.
Что же касается укрепления и повышения инвестиционной активности отечественных ФПГ, необходимо четкое понимание их инициаторами важности обеспечения организационных предпосылок усиления стратегических мотиваций деятельности групп.
Результаты усилий ФПГ по концентрации капитала для решения проблем стабилизации производства и его технологического обновления во многом будут зависеть от того, в какой мере удастся привлечь к такой модернизации ресурсы наиболее состоятельных в финансовом отношении отраслей отечественной экономики.
Итак, объединение и укрупнение - это хорошо, но во всем надо знать меру.
8.Список литературы
1. Закон Российской Федерации “О финансово-промышленных группах” от 30.11.95 г. № 190 - ФЗ
2. Рожков М., Балабаева Н., Международные финансово-промышленные группы в СНГ: проблемы создания. // Финансовая газета. Региональный выпуск. № 32, 1996 г
3. Рожков М., Попов И., Проблемы самофинансирования финансово-промышленнных групп и консолидированный баланс. // Финансовая газета. Региональный выпуск. №21, 1996 г
4. Результаты мониторинга деятельности ФПГ // РЭЖ. - 1997. - №10.
Факторы и пути повышения эффективности отечественных ФПГ//
РЭЖ. - 1996. - №7.
Самофинансирование ФПГ: возможности консолидарного баланса//
РЭЖ. - 1996. - № 7.
Опыт неформальной ФПГ холдингового типа: роль финансовых
институтов // РЭЖ. - 1997. - №10.
Таблица 1
Динамика важнейших показателей деятельности ФПГ в 1994 - 1995 гг., %
№№ п/п
Наименование
ФПГ
Объем
Производства
Промышленной продукции
Объем
реализации
Объем
поставок
на экспорт
Общая
прибыль
Группа А
1
“ Сибирь “
107,8
172,8
рост в 7,2 раза
155,0
2
“ ОГМК “
110,1
110,0
131,2
102,3
3
“Носта -Трубы - Газ”
108,6
120,7
105,7
93,1
4
“ Нижегородские автомобили “
113,3
рост в 2,6 раза
100,5
рост в 3,2 раза
5
“ Приморье “
141,2
130,8
130,0
160,0
6
“ Магнитогорская сталь “
121,6
рост в 2,8 раза
119,0
197,5
7
“Волжско - Камская
108,3
рост в 2,3 раза
106,7
190,0
8
Металлоиндустрия
115,2
116, 6
107,7
160,0
Итого по группе А
118,9
146,4
112,7
157,6
Группа Б
9
“ Драгоценности Урала “
64,7
64,1
107,0
41,5
10
“ Интеррос “
74,9
93,5
124,9
148,2
11
“ Восточно - сибирская группа “
100,1
102,0
рост в 3,7 раза
145,2
12
“Скоростной флот”
95,1
103,5
73,5
108,6
13
“ Эксохим “
101,0
95,2
160,0
49,6
14
“ Еврозолото “
71,0
65,5
6,2
44,0
15
“ Промприбор “
101,8
102,2
100,0
114,4
Итого по группе Б
87,4
93,1
рост в 2,1 раза
111,2
Таблица 2
Характеристики отдельных показателей (факторов) деятельности ФПГ
Факторы, влияющие на деятельность групп
№№
Наименование
срок работы
Тип
Количество участников, единиц
Уставной капитал ФПГ,.
млрд.руб
Объем инвестиционной
Численность
п/п
ФПГ
в составе
интеграции
Всего:
В том числе:
Участ
в том числе
программы,
работающих
ФПГ, месяцев
Промышл. предприят.
Коммерч. банков
ников
центральной компании
млрд.руб
тыс. человек
Группа А
1
“ Сибирь “
15
горизонтальный
16
5
5
25,0
15,75
1306,4
5,9
2
“ ОГМК “
13
вертикальный
9
5
1
14,3
3,0
2079,0
94,5
3
“ Носта - Трубы - Газ “
9
вертикальный
6
3
2
9,9
0,1
403,8
57,5
4
“ Нижегородские автомобили “
7
вертикальный
31
21
7
104,7
1,8
2437,5
215,7
5
“ Приморье “
6
вертикальный
21
10
4
10,2
1,0
1939,1
8,7
6
“ Магнитогорская сталь “
6
вертикальный
19
13
4
155,9
47,6
2603,4
152,0
7
“ Волжско-Камская “
4
горизонтальный
3
2
1
81,9
10,0
19693,0
198,2
8
“ Металлоиндустрия “
1
вертикальный
13
11
1
685,6
1,0
1128,1
170,5
В среднем по группе А
7,6
вертикальный-75% горизонтальный-25%
15
9
3
135,9
10,0
3948,8
112,8
Группа Б
9
“ Драгоценности Урала “
18
вертикальный
9
4
3
5,3
1,0
268,8
2,7
10
“ Интеррос “
12
горизонтальный
25
6
4
213,9
6,5
1986,0
21,9
11
“ Восточно-Сибирская группа ”
7
горизонтальный
25
16
2
283,3
100,0
1135,8
38,7
12
“ Скоростной флот “
12
вертикальный
18
6
3
155,5
1,2
629,1
100,5
13
“ Эксохим “
6
горизонтальный
22
15
1
49,8
0,45
50,4
45,5
14
“ Еврозолото “
4
вертикальный
8
3
2
3,1
1,2
7584,3
2,2
15
“ Промприбор “
1
горизонтальный
22
16
2
127,1
1,55
116,4
21,7
В среднем по группе Б
8,5
вертикальный-43% горизонтальный- 57%
18
9
2
113,2
16,0
1681,5
33,3
Таблица 3
Динамика объемных показателей деятельности ряда ФПГ в РФ
в 1995 - 1996 гг., млрд.руб.
Объем продукции (в фактических ценах года без НДС и акциза)
Наименование ФПГ
1995
1996
произведенной
отгруженной
произведенной
отгруженной
“ Русхим “
4667,1
4302,1
4967,1
4817,7
“ Эксохим “
1993,3
1957,0
2357,6
231,3
“ Промприбор “
402,6
387,1
471,9
428,1
“ Объединенная промышленно- строительная компания “
156,6
139,9
107,4
95,1
“ Тульский промышленник “
2380,9
1681,7
2579,8
2219,8
“ Нижегородские автомобили “
12642,4
11989,0
18241,5
19293,0
“ Союзагропром “
1167,9
1123,2
1456,9
1438,9
“ Уральские заводы “
1212,8
1160,1
1359,7
1357,1
“ Драгоценности Урала “
424,1
622,6
389,0
375,9
“ Единство “
1137,4
1121,0
1664,8
1610,7
“ Сибирь “
87,5
40,8
102,8
77,9
“ Восточно-Сибирская группа “
12394,3
12104,5
15637,5
16546,4
Итого:
38666,98
36629,05
49336,2
50579,5
Таблица 4
Инвестиционная деятельность ряда ФПГ в РФ в 1995 - 1996 гг., млрд.руб.
Размер капиталообразующих инвестиций (без долгосрочных вложений)
Наименование ФПГ
1995
1996
Всего
в том числе
Всего
в том числе
в основные средства
в оборотные средства
в основные средства
в оборотные средства
“ Русхим “
512,77
252,4
85,8
943,4
292,8
138,5
“ Эксохим “
205,4
133,9
71,2
196,7
168,4
27,8
“ Промприбор “
33,2
11,56
20,3
37,7
12,0
14,5
“ Объединенная промышленно- строительная компания “
234,3
119,5
113,9
204,6
34,8
169,3
“ Тульский промышленник “
146,2
109,2
137,6
158,9
83,8
74,6
“ Нижегородские автомобили “
2992,5
990,8
1992,2
5504,9
1688,5
3804,1
“ Союзагропром “
334,8
Д
334,4
434,8
53,3
380,8
“ Уральские заводы “
273,3
75,7
197,5
404,8
506,9
-102,1
“ Драгоценности Урала “
1290,6
292,9
997,6
1244,8
352,1
890,4
“ Единство “
226,2
160,3
65,0
167,6
59,2
106,7
“ Приморье “
44,7
0,8
18,2
67,4
2,0
24,2
Итого:
6293,9
2147,1
4033,7
9356,6
3253,8
5528,8
[1] Закон Российской Федерации “О финансово-промышленных группах” от 30.11.95 г. № 190 - ФЗ, ст. 2
[2] Рожков М., Попов И., Проблемы самофинансирования финансово-промышленнных групп и консолидированный баланс. // Финансовая газета. Региональный выпуск. №21, 1996 г.
[3] "Интеграция банковского капитала — необходимое условие развития современной экономики России"
А. Г. Мовсесян, председатель правления коммерческого банка "Паритет"
[4] Рожков М., Балабаева Н., Международные финансово-промышленные группы в СНГ: проблемы создания. // Финансовая газета. Региональный выпуск. № 32, 1996 г.
[5] O.Fisher "Transnational corporations. Eastern Europe" Internet resources.
[6] The Economist. "Survey of International corporations" 8 March 1996.