П л а н
1. Введение
2. Классификация нетарифных ограничений
1) Количественные ограничения и методы количественного регулирования внешней торговли:
· виды количественных ограничений;
· цели применения количественных ограничений.
2) Налоги и налоговая политика как средства «скрытого протекционизма»
3) Стандарты и требования, связанные со здравоохранением, промышленностью и техникой безопасности.
4) Внешнеторговое делопроизводство как средство торговой политики.
5) Торгово-политические методы расширения экспорта товаров
3. Заключение
Введение
Многие, происходящие в мировой экономике процессы, такие как неравномерность развития отдельных стран, экономические политические кризисы, расширение внешнеэкономических связей, расширение номенклатуры товаров, требуют жесткого регулирования. В то же время «Открытость» таможенно-тарифного регулирования приводит к тому, что любое одностороннее действие страны по изменению тарифных ставок немедленно выявляется и вызывает ответные аналогичные действия противоположной стороны, результатом чего становится потеря ожидаемых выигрышей. Взаимное повышение импортных тарифов, как это происходило в начале 30-х годов, может привести к общему спаду производства и началу «Великой депрессии».
Так, в условиях приближавшегося спада в США для защиты от конкурирующего импорта и стабилизации экономики был принят Закон Холи-Смута, по которому средний уровень таможенных пошлин был сначала поднят до 44,7%, а в 1932г. достиг 59,1%. За этим последовало значительное повышение ставок в тарифах большинства западных стран, что имело пагубные последствия для мировой экономики: за 1929-1932 гг. объем мировой торговли сократился почти на 60%.1
В связи с этим уменьшение уровня таможенного обложения, представляющее собой ведущее направление в развитии регулирования внешней торговли, ограничивает возможности таможенно-тарифного регулирования.
В этих условиях возник целый ряд средств внешнеэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. Они получили наименование – «нетарифные ограничения».
Классификация нетарифных ограничений
Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, разработанная Секретариатом ГАТТ. Она нашла широкое применение в рамках ЮНКТАД и других международных организаций, а также в ходе международных торговых переговоров. Она включает пять групп мероприятий:
- участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров, государственная торговля в странах с рыночной экономикой);
- таможенные, административные импортные формальности (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарная классификация тарифов);
- стандарты и требования, связанные со здравоохранением, промышленностью и техникой безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);
- количественные ограничения импорта и экспорта;
- ограничения, заложенные в механизме платежей (скользящие сборы, импортные депозиты, пограничный налоговый режим).
Количественные ограничения и методы количественного регулирования внешней торговли
Количественные ограничения экспорта и импорта – прямая административная форма государственного регулирования внешнеторгового оборота.
Виды количественных ограничений
Контингентирование (квотирование) представляет собой ограничение ввоза иностранных (вывоза национальных) товаров определенным количеством, объемом или суммой на установленный период времени.
график[2]
На графике показана ситуация, возникающая в связи с введением квоты. До количественных ограничений национальная потребность в товаре – линия DD1 при цене P, равной 100 единицам, удовлетворялась за счет национального производства OK1 и импорта K1K4. С введением квоты Q расположение линии национального производства SSd изменилось, она сместилась вправо.
Национальное потребление стало обеспечиваться за счет импорта квотированного количества иностранного товара K2K3 и национального производства OK2. Квота как бы “отсекла” иностранных поставщиков, отказавшихся поставлять товары. Часть товаров не была компенсирована национальными производителями K3K4 Частично иностранные товары были заменены национальными K1K2. Увеличение цены со 100 до 120 за единицу изделия свидетельствует о том, что импортная квота аналогична 20%-ному налогу.
На графике видны также часть ущерба для потребителей, связанного с уходом иностранных поставщиков и не возмещенного чьим бы то ни было выигрышем – треугольник «d», дополнительные расходы потребителей, полученные теми, кто имеет отношение к лицензиям – прямоугольник «c», и выигрыш производителей, начавших производство в связи с повышением цен – треугольник «b»
Глобальный контингент (квота) устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени (год, полугодие, квартал). Это наиболее распространенный метод современного контингентирования.
В этом случае величина допускаемого квотой импорта по странам не разбивается по странам – глобальный контингент ограничивает лишь общее количество товара, разрешенного к ввозу и оставляет за импортером право выбора страны, в которой производятся закупки в счет контингента. То же самое относится и к контингентированию экспорта.
Индивидуальный представляет собой контингент, распределенный по странам. Существуют следующие виды индивидуальных квот:
1. индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в им порте в предыдущий период;
2. часто предпочтение отдается тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из данной страны. Такие обязательства обычно закрепляются в соответствующих соглашениях. Эти квоты получили название двусторонних квот на договорной основе;
3. иногда предпочтение отдается так называемым традиционнымпоставщикам, в пользу которых выделяется большая часть квоты.
Механизм распределения контингентов по странам часто превращает индивидуальную квоту в инструмент дискриминационной политики, закрывающей дорогу на рынки данной страны большинству экспортеров, заинтересованных в вывозе контингентируемого товара.
В торгово-политической практике часто встречаются также так называемые сезонные квоты. Они распространяются, как правило, на сельскохозяйственные товары. Их суть в том, чтобы закрыть дорогу импортным товарам в сезон и предоставить право на ввоз в межсезонье. Цель этих квот – обеспечить рынками сбыта национальных производителей.
Тарифный контингент – это разрешение на ввоз в страну определенного количества товара по сниженным пошлинам или беспошлинно Товары, ввозимые сверх тарифного контингента, облагаются обычными пошлинами.
Иными словами - это сочетание количественных ограничений и таможенно-тарифной политики. Он открывается, как правило, по сырьевым товарам, в импорте которых по возможно более низким ценам заинтересованы национальные производители. При этом предполагается, что данный товар производится внутри страны, но в количествах недостаточных для покрытия внутреннего спроса.
Лицензионный порядок – это запрещение свободного ввоза или вывоза товаров. Импорт (экспорт) может производиться только по специальному разрешению – лицензии.
Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений, на него приходится почти половина случаев их применения. При этом более чем на 80% они затрагивают торговлю промышленными товарами.[3]
В настоящее время наиболее часто применяются следующие виды лицензий: индивидуальные, генеральные и автономные.
Индивидуальная лицензия – это разовое разрешение на импорт или экспорт товара. Она выдается компетентным органом государственной власти, контролирующим внешнюю торговлю, по заявлению национальной фирмы-экспортера или импортере. Лицензия является именной, то есть ее нельзя передавать.
Индивидуальная лицензия регламентирует все важнейшие стороны внешнеторговой сделки. В ней указывается:
- количество (не указывается в открытых индивидуальных лицензиях);
- стоимость товара, разрешенного к импорту (экспорту);
- страна происхождения (страна импорта) товара;
- фирма-экспортер (импортер);
- срок действия лицензии.
Генеральная импортная (экспортная) лицензия – это постоянно действующее разрешение, которое предоставляет право любому лицу или фирме импортировать перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости.
Генеральная импортная лицензия разрешает ввозить указанные в ней товары:
- либо из определенных, перечисленных в ней стран;
- либо из любых стран. В этом случае она называется глобальной или открытой генеральной лицензией
Автоматическая лицензия - импортер (экспортер) подает заявку на получение разрешения на импорт (экспорт) и автоматически получает разрешение на ввоз (вывоз) товара при условии, что он не получил официального отказа. Этот вид лицензирования значительно упрощает формальности получения лицензии, но в то же время является предварительным контролем.
Обострение конкурентной борьбы на мировом рынке вызвало появление нового вида количественных ограничений ставшего известным под названием «добровольных ограничений экспорта». Они появились в Японии и в странах Западной Европы в форме контингентов на экспорт в США и некоторых товаров. Причиной явилось требование импортеров «добровольно» снизить экспорт ряда товаров под угрозой введения количественных ограничений импорта, повышения существующих или введения дополнительных пошлин. В настоящее время «добровольное ограничение экспорта» получило довольно широкое распространение.
Цели применения количественных ограничений
Главная, основная цель применения количественных ограничений – защита позиций национальных производителей в тех случаях, когда другие торгово-политические средства оказываются недостаточно эффективными.
Не менее важная задача – поддержание цен на товары, а , следовательно, и прибылей производителей. Количественные ограничения импорта используются для вытеснения конкурентов с внутреннего рынка.
Так же количественный ограничение являются орудием экономического давления на другие станы с целью выторговывания уступок в конкурентной борьбе и на торговых переговорах.
Налоги и налоговая политика как средства «скрытого протекционизма»
Основной задачей налоговой политики является мобилизация государством финансовых ресурсов. Одновременно, налоги, воздействующие на цены, прибыли и доходы, широко применяются государством в качестве эффективного средство регулирования экономики, в том числе и внешней торговли.
Дифференцированные методы взимание внутренних налогов, различия в их величине и структуре превратили налоговую систему в мощный, хорошо замаскированный барьер, дополняющий и усиливающий таможенную систему, тесно переплетающийся с другими нетарифными барьерами.
Таможенная политика и налоги – это два важнейших инструмента прямого воздействия на цены импортных товаров. В связи с тем, что в последние годы произошло существенное снижение ставок таможенных пошлин, роль налогов как регулятора цен возросла. Взимаемые на границе налоги сборы можно разделить на две группы: уравнительные налоги и сборы, эквивалентные косвенным налогам и сборам, взимаемым с отечественных товаров в стране импортера, и специальные импортные налоги и сборы.
Специальным налогом облагаются только иностранные товары и по существу представляет собой замаскированное повышение таможенных пошлин.
К налогам и сборам, связанным с оформление грузов на таможне относятся: налог на таможенную очистку товара, статистические и гербовые сборы, фрахтовые и портовые сборы… Они уплачиваются лицом, подписывающим таможенную декларацию, в момент импорта. Их величина не превышает 1-2% от стоимости товара.
Большую роль во многих станах играет акцизный сбор – косвенный налог, которым товар облагается при продаже. Облагаемые им товары не могут быть допущены в торговую сеть до приобретения продавцом особых марок.
Существует два принципа налогообложения товаров при экспорте и импорте: в стране происхождения и в стране потребления. Применения одного из этих принципов позволяет избежать двойного налогообложения.
Стандарты и требования, связанные со здравоохранением, промышленностью и техникой безопасностью
Эта группа нетарифных ограничений возникла в силу того, что национальные технические, административные и другие нормы или правила их применения построены таким образом, что создают протекционистский барьер на пути импортного товара. АВ нее включаются препятствия на пути ввоза, возникающие в результате имеющихся различий между национальными промышленными стандартами, системами измерений и инспекций качества, требованиями техники безопасности, санитарно-ветеринарными нормами, правилами маркировки и упаковки товаров.
Такого рода ограничения внешнеторгового оборота могут действовать как на границе, так и внутри страны назначения товара. Они или вообще закрывают дорогу иностранному товару на внутренний рынок данной станы, или значительно поднимают его цену в результате необходимости существенной переработки или доработки.
В целях унификации стандартов и координации политики в области стандартизации был создан кодекс по стандартам в ходе «Токийского раунда» ГАТТ, в который были внесены новые соглашения по нетарифным метам, такие как:
Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам
Соглашением признается право его членов вводить защитные меры с целью защиты жизни и здоровья людей, животных и растение, в том числе в соответствии с более жесткими нормами, нежели существующие международные стандарты (если это оправдано). Целью является гармонизация существующих национальных мер и их применение на не дискриминационной основе.[4]
Соглашение по правилам происхождения
Целью соглашения является гармонизация его членами в течение трех лет правил происхождения товаров. Кроме того, участники обязуются применять правила происхождения таким образом, чтобы они не создавали дополнительных препятствий в торговле.[5]
Внешнеторговое делопроизводство как средство торговой политики
По имеющимся данным, в современной внешней торговле применяется более 600 типов различных документов. Это товаросопроводительные, транспортные и платежные документы, характеризующие товар, несущие данные о его происхождении, цене, качестве, количестве…
Требования к документам, сопровождающим экспортный товар, во многих странах построены таким образом, что образуют протекционистский барьер на пути экспортных товаров. Это заключается в
- отсутствии единых требований к товаросопроводительной документации;
- увеличении денежных расходов экспортера на осуществление торговой операции за счет подготовки дополнительного количества документов;
- необходимость предоставления консульской фактуры в некоторый странах, что требует дополнительного времени и расходов.
Соглашение по предотгрузочной инспекции
Предотгрузочная инспекция является процедурой по проверке отгрузочных документов (в том, что касается цены, количества, качества товаров), широко применяемой развивающимися странами с целью предотвращения мошенничества и утечки капитала. В соответствии с соглашением стороны обязуются не использовать данную процедуру для создания препятствий в торговле.[6]
Торгово-политические методы расширения экспорта товаров
Экспортные премии (Демпинг, субсидии) – это финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными организациями фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу. Они покрывают часть издержек национальных производителей и таким образом повышают их конкурентоспособность на внешних рынках.
Прямые экспортные субсидии (премии) – это определенные суммы, выплачиваемые экспортеру на вывоз товаров, в экспорте которых заинтересована данная страна. Они представляют собой дотации экспортеру для покрытия разницы между высокой внутренней ценой и низкой ценой на аналогичный товар на мировом рынке или для компенсации части расходов поставщиков.
Косвенное субсидирование экспорта является более распространенным, более изощренным и включает в себя целый ряд финансовых льгот отдельным отраслям народного хозяйства или всей экономике на получение кредитов, оплату налогов, расходов на электроэнергию, транспорта и т.д.
Одной из самых старых и распространенных форм финансового поощрения вывоза товаров является страхование экспорта, которое чаще всего осуществляется путем предоставления государственных гарантий на экспортные кредиты.
Заключение
Главным законодателем в области мировой торговли является ГАТТ и результаты напряженной работы участников переговоров на «Уругвайском раунде» призваны оказать глубокое воздействие на современный облик международных торгово-экономических отношений. После нескольких лет отведенных участникам на переходный период, сложится многосторонняя торговая система, в которой:
- все страны, большие и малые, будут вновь обладать и равными правами, и равными обязанностями;
- практически не будет места односторонним преимуществам исключениям их многосторонней дисциплины в торговле, за исключением торговых преференций и отдельных изъятий из соглашений, предоставляемых развитыми странами в пользу развивающихся государств для целей экономического развития;
- произойдет существенное сближение национальных законодательств, относящихся к регулированию не только внешней торговли, но и более широких сфер экономики;
- обход или прямое нарушение существующих правил международной торговли станет делом еще более сложным и рискованным (и экономически, и политически).
Список литературы
1. «Новые тенденции в современных международных экономических отношениях развитых капиталистических стран» Э.П.Бабин, Л.Д.Градобитова
Москва, 1991г.
2. «Арсенал средств внешнеэкономической политики и их применение в Российской Федерации» Э.П.Бабин
Москва, 1995г.
3. «Экономика мирохозяйственный связей» П.Х.Линдерт
Москва, 1992г.
4. «Основы внешнеэкономических знаний» Под ред. И.П.Фоминского
Москва, 1994г.
5. «Толковый экономический и финансовый словарь» Бернар и Колли
Москва, 1994г.
6. «Международные экономические отношения» В.Б.Буглай, Н.Н.Ливенцев
Москва, 1996г.
7. «Международная система ГАТТ: дои после Уругвайского раунда» А.Полуэктов
«Внешняя торговля», №4-5, 1994г.
8. «Внешнеторговый режим ведущих зарубежных стран»
И.Дюрмулен
«Внешняя торговля», №4,6, 1996г.
[1] А. Полуэктова Многосторонняя система ГАТТ: до и после Уругвайского раунда//Внешняя торговля-94г.-№4-5-23
[2] В.Б. Буглай, Н.Н. Ливенцев Международные экономические отношения-Москва-96-51
[3] Бабин Э.П. Арсенал средств внешнеэкономической политики и их применение в РФ-Москва-95-46
[4] А. Полуэктов
[5] А. Полуэктов
[6] А. Полуэктов