СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ
РЕФОРМИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ВЫВОД
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Агропромышленный комплекс занимает в реальном секторе хозяйства особое место: сельскохозяйственное производство и переработка агросырья ориентированы на удовлетворение базовых потребностей населения – в продовольствии, в продукции легкой промышленности, фармацевтике, снабжении людей другими важными продуктами. В настоящее время ситуация в экономике такова, что прежде всего и чаще всего думать приходится не столько о стратегических проблемах, не о «программе - максимум», а о «программе - минимум», чисто тактических задачах, о конкретных мерах по поддержанию агросектора «на плаву». По сравнению с прочими отраслями экономики агропромышленный сектор, прежде всего сельское хозяйство, имел самые невыгодные стартовые возможности перехода к рыночным методам хозяйствования, приспособления к рыночной экономике и соответствующим ей хозяйственным отношениям. Для изменения ситуации требовалось проведение реформы в аграрном секторе.
Целью данной работы являлось выявить сущность современной аграрной реформы в России. Для этого были поставлены следующие задачи: проанализировать понятие аграрной реформы, определить ее основные цели, направления и итоги.
СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ
В настоящее время среди ученых и практиков нет единого устоявшегося мнения о сущности, содержании понятия “аграрная реформа”.
В ряде публикаций отдельные авторы отождествляют понятия “аграрная” и “земельная” реформа. Так, например, Е.С.Строев рассматривает аграрную реформу как совершенствование земельных отношений и систему мер земельного устройства при активном участии государства в этом процессе. При этом он утверждает, что “аграрная реформа” – не только экономическое понятие, но и политическое, отражающее отношения государства и крестьянства.
В категориях “земельная” и “аграрная” реформа есть очень много общих элементов, но вместе с тем аграрная реформа более широкое понятие, вбирающее в себя понятие реформы земель сельскохозяйственного назначения. Для земельной и аграрной реформы общими являются вопросы, связанные с системой земельных отношений: земельный налог, арендная плата, цена земли, защита субъектов земельных отношений, ведение экологически безопасного земледелия, создание условий для равноправия всех форм хозяйствования и т.д. Кроме того, земельная реформа включает вопросы землеустройства, управления земельными ресурсами, перераспределения земель, их охраны и рационального использования, учета и движения, роста плодородия, организации землеустроительного проектирования и природопользования, проведения природоохранных работ и др.
Земельная и аграрная реформы различаются по объектам и предмету реформирования. Так, аграрная реформа осуществляется, как правило, только на землях сельскохозяйственного назначения, земельная же – на землях государственного, лесного и муниципального фондов, землях городов, поселков и сельских населенных пунктов, землях промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и др.
В свою очередь, аграрная реформа, кроме земельных отношений, рассматривает также вопросы рынка продовольствия, формирования инвестиционной политики и структурной перестройки, управления и государственного регулирования экономических отношений, социального развития, стимулирования полноценной реализации ресурсов сельского хозяйства.
Таким образом, очевидно, что категория “аграрная реформа” имеет более широкое понятие по сравнению с понятием “земельная реформа”.
Среди авторов существует и другая точка зрения о содержании аграрной реформы. Так, в работе В.А. Иванова и С.Д. Носика реформа в аграрном секторе экономики рассматривается как “комплекс мероприятий по совершенствованию управления, планирования и экономического стимулирования, т.е. процесс совершенствования производственных отношений”.
Уточняя сущность аграрной реформы, авторы этой точки зрения отмечают, что она состоит в усилении роли экономических методов и стимулов в управлении народным хозяйством, коренном улучшении государственного планирования, расширении хозяйственной самостоятельности и инициативы предприятий, всемерном внедрении и совершенствовании хозрасчета, повышении ответственности и материальной заинтересованности производственных коллективов в результатах своей деятельности, а также в том, чтобы с помощью системы экономических стимулов более рационально сочетать интересы каждого труженика, предприятия, отрасли и общества в целом. Другими словами, сущность аграрной реформы представляется в совершенствовании производственных отношений, без решения центрального вопроса отношений собственности на средства производства.
Противоречивость такого определения аграрной реформы, по мнению ряда авторов, заключается в том, что оно упрощает рассматриваемую категорию до уровня комплекса экономических и организационных мероприятий. В этом случае под аграрной реформой можно понимать любую систему организационно-экономических мер, направленных на развитие сельскохозяйственного производства.
Существует и общее определение реформы, которая трактуется как “преобразование, изменение, переустройство” какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не меняющее основ существующей социальной структуры, предусматривающее более или менее прогрессивные преобразования.
Аграрная реформа – регулируемые государством процессы по совершенствованию системы производственных, хозяйственных, финансовых отношений между государством (финансовой структурой), сельхозтоваропроизводителем, переработчиком, сферой реализации и потребителем, а также комплекс мер, направленный на повышение производительности и престижности труда, осуществление расширенного производства, решение социальных проблем тружеников села на основе использования достижений науки, передового практического опыта и развития технологий механизации ручного труда, производств переработки, упаковки, хранения и доставки потребителю сельскохозяйственной продукции.
Основной признак преобразований в аграрной сфере несет в своем содержании изменение организационно-правовых форм и экономических отношений хозяйствующих субъектов, направленных на упорядочение и взаимосвязь производственных, хозяйственных и финансовых отношений не только в сфере производства, но и в отношениях между производителем и потребителем через взаимосвязь цен, количество и качество продукции, а также сбыт.
Цели аграрной реформы – обеспечение устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции, повышение его экономической эффективности, удовлетворение потребностей общества в качественных продуктах питания и улучшение социальных условий в сельской местности. Для достижения этих целей необходимо было повысить социальную активность крестьян, развить у них инициативу и предприимчивость на основе расширения хозяйственной самостоятельности, предоставления права самим распоряжаться землей, другими средствами производства, произведенной продукцией и вырученными денежными средствами.
Основные принципы аграрной реформы следующие.
1. Свобода выбора форм собственности и хозяйствования. Каждый человек может выбрать ту форму собственности и хозяйствования, которая в наибольшей степени соответствует его интересам и возможностям.
2. Добровольность в проведении преобразований. Аграрная реформа должна осуществляться не под давлением сверху, а на основе заинтересованности трудовых коллективов в проводимых преобразованиях.
3. Последовательность в проведении реформ. Реорганизация колхозов и совхозов предполагает не только смену организационно-правовых форм хозяйствования, но и изменение структуры управления, внутрихозяйственных производственно-экономических отношений и т. д.
Делать это следует с учетом особенностей каждого предприятия.
4. Превращение крестьянина в реального собственника при любой форме хозяйствования через наделение его землей и выделение имущественного пая. Использование собственником земельной доли и имущественного пая должно быть направлено на создание наиболее приемлемых форм хозяйствования с учетом сложившихся экономических условий и особенностей развития сельского хозяйства в нашей стране.
5. Открытость аграрных преобразований, обеспечение широкой пропаганды мероприятий, проводимых в агропромышленном комплексе.
Однако необходимо уточнить и развить важнейшие принципы проведения аграрной реформы.
Один из основополагающих принципов – участие и действия людей в процессе реформирования аграрной сферы экономики должны основываться на их убежденности, желании и осведомленности.
Как убедительно свидетельствует исторический опыт, успех проведения аграрной реформы в значительной степени предопределяется общностью политических и экономических целей всех слоев общества, а также законодательным аграрным преобразованием, которому должно предшествовать широкое гласное обсуждение возможных направлений и методов его реформирования. Лишь соблюдение этого принципа в процессе преобразований позволяет рассчитывать на успех.
Немаловажное значение в процессе аграрных преобразований имеют и другие принципы.
Принцип научной обоснованности и методической последовательности действий, основанных на экспериментах. Как показывает опыт проведения аграрных реформ, их успех в значительной степени обеспечивается взвешенной, научно обоснованной аграрной политикой, рассчитанной не на конъюнктуру сегодняшнего дня, а на фундаментальное развитие в перспективе.
Принцип системности и последовательности в проведении аграрной реформы. Отставание аграрной сферы экономики – одна из острых социальных, экономических и политических проблем. Однако, как показал долголетний опыт, отдельными мероприятиями ее решить невозможно.
Напрашивается вывод о необходимости системного и комплексного подхода к проведению аграрной реформы, что обусловлено следующими обстоятельствами:
– во-первых, следует учитывать, что реформирование аграрной сферы экономики осуществляется не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими отраслями народного хозяйства. Как правило, аграрная реформа является составной частью общеэкономических преобразований в стране. В то же время экономическая реформа осуществляется системой политических, экономических, финансовых, социальных и других мер;
– во-вторых, реализация отдельных направлений и мер (земельная реформа, либерализация цен, приватизация, акционирование и др.) без увязки с другими взаимосвязанными звеньями может привести к непредсказуемым последствиям.
Только соблюдение принципа системности и последовательности будет способствовать тому, чтобы все элементы реформы были взаимоувязаны и обеспечивали развитие и рост сельскохозяйственного производства.
Принцип добровольности выбора форм производства, собственности, распределения, обмена и присвоения материальных благ. Аграрные преобразования более результативны, когда осуществляются ненасильственными методами. Давление на крестьян, их запугивание, освобождение от работы, выселение крестьян, не желавших выхода из общин в прошлом, или давление на них с целью выхода из коллективных хозяйств в последнее время, использование административных и силовых структур лишь усиливают негативное восприятие массами аграрной реформы, предвзятое отношение к тем, кто уже создал свое собственное хозяйство.
Радикальные экономические реформы в аграрном секторе нередко приводят к существенным изменениям как условий жизни общества в целом, так и отдельных людей, порождают, как правило, разнонаправленную реакцию отдельных слоев и групп общества, что обусловлено их объективными и субъективными политическими, экономическими и социальными интересами. Это положение должно обязательно учитываться, чтобы процесс реализации реформы был наиболее безболезненным, а главное, четко регулируемым.
Соблюдение принципа добровольности особенно важно в условиях России, где у сельских тружеников прочно сохранилось чувство коллективизма.
Помимо отмеченных принципов в процессе проведения аграрной реформы следует учитывать также принцип государственного протекционизма по отношению к агропромышленному сектору экономики.
Как свидетельствует мировой опыт, одним из главных условий эффективного развития агропромышленного комплекса, в том числе сельскохозяйственного производства, является государственная поддержка этих отраслей народного хозяйства. Успех проводимых в мире аграрных реформ находился, как правило, в прямой зависимости от активной поддержки государства, действенности и эффективности его аграрной политики: государство может либо реально поддерживать и способствовать преобразованиям, либо проводить такую экономическую и финансово-кредитную политику, которая приведет к убыточности этой отрасли в целом, а значит и к свертыванию производства. Во всех странах, где осуществлялось эффективное реформирование, составными частями были государственные мероприятия, направленные на обеспечение роста плодородия земли, расширение возможностей льготного кредита и сбыта продукции, развитие аграрной науки, социальную поддержку сельского населения. Большое значение придавалось повышению уровня сельскохозяйственных доходов, престижности крестьянского труда, развитию сельской инфраструктуры.
Принцип государственного протекционизма вобрал в себя не только экономическую поддержку, но и активную инвестиционную, структурную, технологическую, кадровую, научно-техническую и инновационную политику, нормативно-правовое регулирование, охрану окружающей среды, налоговую политику и ряд других мероприятий.
Другими важнейшими принципами являются: принцип повышения уровня знаний, и прежде всего основ рыночной экономики, людей, участвующих в преобразованиях, а также принцип научного сопровождения, управления и анализа аграрных преобразований.
На основании сформулированных принципов должны быть разработаны:
· всесторонняя научно обоснованная концепция проведения аграрной реформы;
· последовательность ее осуществления при постоянном анализе результатов и внесении необходимых корректив;
· политика государственного регулирования социально-экономических преобразований, выделение необходимых приоритетов и этапов экономического развития;
· ориентиры социальной направленности проводимых преобразований;
· четкие и ясные цели реформ, понятные обществу и поддерживаемые им.
РЕФОРМИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА
Аграрная российская реформа имела своей целью реализацию следующих принципиально новых и рыночно ориентированных системных преобразований во всех сферах агропромышленного комплекса.
Во-первых, это – кардинальные трансформации собственности и реорганизация сельскохозяйственных предприятий, предусматривающие преимущественное развитие частного и кооперативного секторов производства, формирование различных форм предпринимательской деятельности на селе и становление аграрного бизнеса.
Во-вторых, реформирование земельных отношений и структуры землепользования, включая оптимальное перераспределение земельного фонда, формирование новой системы землеустройства и оптимальное регулирование рынка земельных ресурсов. Это способствовало высвобождению рабочей силы из предприятий и организаций аграрного сектора, изменению в целом структуры занятости на селе, развитию масштабов теневой и вторичной занятости и самозанятости, формированию института крестьянских (фермерских) хозяйств.
В-третьих, планировалось формирование устойчивой системы многоукладной экономики с учетом развития различных организационно- правовых форм хозяйствования в целях повышения конкурентоспособности его субъектов и аграрного производства, в том числе роста производительности сельскохозяйственного труда, усиления роли и значимости необобществленного сектора производства, повышения эффективности трудовой деятельности в хозяйствах населения.
В-четвертых, развитие и совершенствование социальной инфраструктуры села, создание реальных условий повышения продуктивной занятости и доходов населения; прогрессивное трансформирование социально-трудовой сферы сельской местности, предполагающее становление местного самоуправления, снижение текучести и сменяемости кадров, повышение устойчивости и эффективности аграрного производства и труда.
По мнению А. А. Никонова, суть аграрной реформы состояла в комплексном изменении всей системы аграрных отношений, включая собственность на землю и другие средства производства, системы ведения хозяйства и формы хозяйствования, социальные условия жизни на селе, рыночный механизм, преобразование межотраслевой и территориальной структуры агропромышленного производства, меры по его государственному регулированию. Поэтому конечными целями аграрного реформирования должны были стать следующие:
«Во-первых, окончательное раскрепощение крестьянина, социальные преобразования села с целью существенного повышения жизненного уровня людей, улучшения качества жизни …
Во-вторых, создание стабильного продовольственного хозяйства …
В-третьих, формирование эффективного агропромышленного комплекса страны, выпускающего конкурентоспособную продукцию …
В-четвертых, восстановление и поддержание экологического равновесия».
Таким образом, основной целью российской аграрной реформы было стабильное и устойчивое обеспечение продуктами питания населения на основе позитивного перманентного и устойчивого развития аграрной сферы. Это предусматривало решение целого комплекса стратегических и тактических задач по переустройству организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйствования, перераспределению земельных ресурсов и созданию условий эффективного использования материальных,
финансовых и трудовых ресурсов АПК.
Таким образом, современная аграрная реформа в России, как и другие направления рыночных преобразований, традиционно для России планировалась и осуществлялась, как Столыпинская и другие реформы, сверху. Основными ее направлениями являлись:
- земельная реформа, т.е. приватизация земли в частную и общую долевую собственность;
- реорганизация совхозов и колхозов, приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий;
- приватизация предприятий 3 сферы АПК ( хранения, переработки, обслуживания и материально-технического обеспечения сельского хозяйства).
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Несмотря на нерешенность некоторых задач аграрного реформирования
(к сожалению, в основном они были связаны с недостаточным уровнем
материальной и социальной защищенности сельского населения), мы можем выделить некоторые позитивные итоги реализации российских аграрных преобразований:
- организация основ рыночного механизма хозяйствования в АПК и развитие системы многоукладной сельской экономики;
- создание правовых основ решения экономических, социальных и экологических проблем аграрной реформы;
- формирование системы институциональных основ содействия занятости и социальной защиты от безработицы;
- развитие самозанятости, становление аграрного бизнеса и формирование различных форм предпринимательства;
- возрождение местного самоуправления и муниципального управления сельской местностью, в том числе социально-трудовой сферой села.
Наряду с положительными итогами, реформирование российского аграрного сектора может быть охарактеризовано комплексом таких негативных социально-экономических издержек, как:
- недостаточная финансовая устойчивость сельского хозяйства, низкая окупаемость инвестиций в производственную и социальную сферы;
- неустойчивость и стохастичность функционирования и развития аграрного сектора и системы его занятости;
- недостаточная финансовая господдержка субъектов хозяйствования всех форм собственности;
- износ материально-технической базы и технологическая деградация отраслей АПК, земельных и природных ресурсов, разрушение агроландшафтов, обострение экологических и социальных проблем;
- расширение масштабов теневой занятости и скрытой безработицы сельского населения;
- недостаточный уровень материальной и социальной защищенности работников села;
- снижение уровня занятости, неразвитость инфраструктуры сельского рынка труда.
Кроме того, к числу негативных социальных последствий аграрного реформирования мы можем отнести следующие:
- непрекращающийся процесс высвобождения рабочей силы из сфер и отраслей сельской экономики, отток квалифицированных кадров из аграрного сектора экономики;
- увеличение масштабов неформальной, скрытой и неполной занятости, наличие длительной безработицы;
- относительно высокий уровень текучести и сменяемости кадров в отраслях АПК; снижение закрепляемости на селе выпускников аграрных учебных заведений.
Вместе с тем исследования показывают, что современный период реформирования АПК (начиная, преимущественно с 1999) может характеризоваться определенным приостановлением кризисной ситуации в развитии аграрного сектора, относительным замедлением ее негативных проявлений.
ВЫВОД
Одна из неотложных и наиболее трудных задач экономических преобразований в сельском хозяйстве состоит в необходимости восстановить у крестьянина чувство хозяина, в ликвидации господствовавших в течение длительного времени социально-экономических факторов отчуждения сельскохозяйственных работников от результатов своего труда. Первые шаги, сделанные в реорганизации хозяйств, свидетельствуют о том, что у работников и руководителей появилась личная материальная заинтересованность, улучшилась дисциплина труда, а это прямой путь к увеличению производства продукции на селе. Однако сам собой этот процесс развиваться не будет, необходима поддержка государства - правовая, финансовая, организационная.
Одновременно с реформами в аграрном секторе должны осуществляться реформы в перерабатывающих отраслях АПК. Это связано с тем, что производители сельскохозяйственной продукции не имеют возможности выбирать предприятия, которым они хотели бы сдавать свою продукцию. Одна из главных проблем отрасли - высокий удельный вес предприятий-монополистов.
Необходимо подчеркнуть недопустимость единообразного подхода при определении направлений модернизации АПК. Преобразования должны учитывать ряд факторов: специфику региона, имеющиеся инвестиционные ресурсы, структуру сельскохозяйственного производства, транспорт, потребителя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аграрная экономика и политика: история и современность – М., 1996.
2. Калугина З. И. Реформирование аграрного сектора: итоги и проблемы (взгляд социолога)// Регион: экономика и социология, 2002, № 3.
3. Концепция аграрной политики России в 2000–2004 годах // Под ред. Е. С. Строева. – М.: ООО "Вершина – Клуб", 2000.
4. Орлов Г. М., Уваров В. И. Село и российские реформы// Социологические исследования, 2003, № 5.
5. Петриков А. В. Специфика сельского хозяйства и современная аграрная реформа в России // Регион: экономика и социология, 2003, № 2.
6. Постановление правительства РФ “О порядке реорганизации колхозов и совхозов”// Собрание Постановлений правительства РФ. 1992, № 1–2. Ст. 9.
7. Мазурицкий А.М., Медведева Н.А. Развитие сельской кредитной кооперации в России // Деньги и кредит. 2004. №1.
8. Янбых Р.Г. Особенности аграрной кредитно-финансовой политики в странах с переходной экономикой // Деньги и кредит. 1999. №9.
9. http://www.bolshe.ru/unit/26/books/1845/s/2&previouse=1