Реферат по предмету "Экономика"


Современная аграрная реформа в России

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ РЕФОРМИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ВЫВОД ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Агропромышленный комплекс занимает в реальном секторе хозяйства особое место: сельскохозяйственное производство и переработка агросырья ориентированы на удовлетворение базовых потребностей населения – в продовольствии, в продукции легкой промышленности, фармацевтике, снабжении людей другими важными продуктами. В настоящее время ситуация в экономике такова, что прежде всего и чаще всего думать приходится не столько о стратегических проблемах, не о «программе - максимум», а о «программе - минимум», чисто тактических задачах, о конкретных мерах по поддержанию агросектора «на плаву». По сравнению с прочими отраслями экономики агропромышленный сектор, прежде всего сельское хозяйство, имел самые невыгодные стартовые возможности перехода к рыночным методам хозяйствования, приспособления к рыночной экономике и соответствующим ей хозяйственным отношениям. Для изменения ситуации требовалось проведение реформы в аграрном секторе. Целью данной работы являлось выявить сущность современной аграрной реформы в России. Для этого были поставлены следующие задачи: проанализировать понятие аграрной реформы, определить ее основные цели, направления и итоги. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ В настоящее время среди ученых и практиков нет единого устоявшегося мнения о сущности, содержании понятия “аграрная реформа”. В ряде публикаций отдельные авторы отождествляют понятия “аграрная” и “земельная” реформа. Так, например, Е.С.Строев рассматривает аграрную реформу как совершенствование земельных отношений и систему мер земельного устройства при активном участии государства в этом процессе. При этом он утверждает, что “аграрная реформа” – не только экономическое понятие, но и политическое, отражающее отношения государства и крестьянства. В категориях “земельная” и “аграрная” реформа есть очень много общих элементов, но вместе с тем аграрная реформа более широкое понятие, вбирающее в себя понятие реформы земель сельскохозяйственного назначения. Для земельной и аграрной реформы общими являются вопросы, связанные с системой земельных отношений: земельный налог, арендная плата, цена земли, защита субъектов земельных отношений, ведение экологически безопасного земледелия, создание условий для равноправия всех форм хозяйствования и т.д. Кроме того, земельная реформа включает вопросы землеустройства, управления земельными ресурсами, перераспределения земель, их охраны и рационального использования, учета и движения, роста плодородия, организации землеустроительного проектирования и природопользования, проведения природоохранных работ и др. Земельная и аграрная реформы различаются по объектам и предмету реформирования. Так, аграрная реформа осуществляется, как правило, только на землях сельскохозяйственного назначения, земельная же – на землях государственного, лесного и муниципального фондов, землях городов, поселков и сельских населенных пунктов, землях промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и др. В свою очередь, аграрная реформа, кроме земельных отношений, рассматривает также вопросы рынка продовольствия, формирования инвестиционной политики и структурной перестройки, управления и государственного регулирования экономических отношений, социального развития, стимулирования полноценной реализации ресурсов сельского хозяйства. Таким образом, очевидно, что категория “аграрная реформа” имеет более широкое понятие по сравнению с понятием “земельная реформа”. Среди авторов существует и другая точка зрения о содержании аграрной реформы. Так, в работе В.А. Иванова и С.Д. Носика реформа в аграрном секторе экономики рассматривается как “комплекс мероприятий по совершенствованию управления, планирования и экономического стимулирования, т.е. процесс совершенствования производственных отношений”. Уточняя сущность аграрной реформы, авторы этой точки зрения отмечают, что она состоит в усилении роли экономических методов и стимулов в управлении народным хозяйством, коренном улучшении государственного планирования, расширении хозяйственной самостоятельности и инициативы предприятий, всемерном внедрении и совершенствовании хозрасчета, повышении ответственности и материальной заинтересованности производственных коллективов в результатах своей деятельности, а также в том, чтобы с помощью системы экономических стимулов более рационально сочетать интересы каждого труженика, предприятия, отрасли и общества в целом. Другими словами, сущность аграрной реформы представляется в совершенствовании производственных отношений, без решения центрального вопроса отношений собственности на средства производства. Противоречивость такого определения аграрной реформы, по мнению ряда авторов, заключается в том, что оно упрощает рассматриваемую категорию до уровня комплекса экономических и организационных мероприятий. В этом случае под аграрной реформой можно понимать любую систему организационно-экономических мер, направленных на развитие сельскохозяйственного производства. Существует и общее определение реформы, которая трактуется как “преобразование, изменение, переустройство” какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не меняющее основ существующей социальной структуры, предусматривающее более или менее прогрессивные преобразования. Аграрная реформа – регулируемые государством процессы по совершенствованию системы производственных, хозяйственных, финансовых отношений между государством (финансовой структурой), сельхозтоваропроизводителем, переработчиком, сферой реализации и потребителем, а также комплекс мер, направленный на повышение производительности и престижности труда, осуществление расширенного производства, решение социальных проблем тружеников села на основе использования достижений науки, передового практического опыта и развития технологий механизации ручного труда, производств переработки, упаковки, хранения и доставки потребителю сельскохозяйственной продукции. Основной признак преобразований в аграрной сфере несет в своем содержании изменение организационно-правовых форм и экономических отношений хозяйствующих субъектов, направленных на упорядочение и взаимосвязь производственных, хозяйственных и финансовых отношений не только в сфере производства, но и в отношениях между производителем и потребителем через взаимосвязь цен, количество и качество продукции, а также сбыт. Цели аграрной реформы – обеспечение устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции, повышение его экономической эффективности, удовлетворение потребностей общества в качественных продуктах питания и улучшение социальных условий в сельской местности. Для достижения этих целей необходимо было повысить социальную активность крестьян, развить у них инициативу и предприимчивость на основе расширения хозяйственной самостоятельности, предоставления права самим распоряжаться землей, другими средствами производства, произведенной продукцией и вырученными денежными средствами.
Основные принципы аграрной реформы следующие. 1. Свобода выбора форм собственности и хозяйствования. Каждый человек может выбрать ту форму собственности и хозяйствования, которая в наибольшей степени соответствует его интересам и возможностям. 2. Добровольность в проведении преобразований. Аграрная реформа должна осуществляться не под давлением сверху, а на основе заинтересованности трудовых коллективов в проводимых преобразованиях.
3. Последовательность в проведении реформ. Реорганизация колхозов и совхозов предполагает не только смену организационно-правовых форм хозяйствования, но и изменение структуры управления, внутрихозяйственных производственно-экономических отношений и т. д. Делать это следует с учетом особенностей каждого предприятия. 4. Превращение крестьянина в реального собственника при любой форме хозяйствования через наделение его землей и выделение имущественного пая. Использование собственником земельной доли и имущественного пая должно быть направлено на создание наиболее приемлемых форм хозяйствования с учетом сложившихся экономических условий и особенностей развития сельского хозяйства в нашей стране. 5. Открытость аграрных преобразований, обеспечение широкой пропаганды мероприятий, проводимых в агропромышленном комплексе. Однако необходимо уточнить и развить важнейшие принципы проведения аграрной реформы. Один из основополагающих принципов – участие и действия людей в процессе реформирования аграрной сферы экономики должны основываться на их убежденности, желании и осведомленности. Как убедительно свидетельствует исторический опыт, успех проведения аграрной реформы в значительной степени предопределяется общностью политических и экономических целей всех слоев общества, а также законодательным аграрным преобразованием, которому должно предшествовать широкое гласное обсуждение возможных направлений и методов его реформирования. Лишь соблюдение этого принципа в процессе преобразований позволяет рассчитывать на успех. Немаловажное значение в процессе аграрных преобразований имеют и другие принципы. Принцип научной обоснованности и методической последовательности действий, основанных на экспериментах. Как показывает опыт проведения аграрных реформ, их успех в значительной степени обеспечивается взвешенной, научно обоснованной аграрной политикой, рассчитанной не на конъюнктуру сегодняшнего дня, а на фундаментальное развитие в перспективе. Принцип системности и последовательности в проведении аграрной реформы. Отставание аграрной сферы экономики – одна из острых социальных, экономических и политических проблем. Однако, как показал долголетний опыт, отдельными мероприятиями ее решить невозможно. Напрашивается вывод о необходимости системного и комплексного подхода к проведению аграрной реформы, что обусловлено следующими обстоятельствами: – во-первых, следует учитывать, что реформирование аграрной сферы экономики осуществляется не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими отраслями народного хозяйства. Как правило, аграрная реформа является составной частью общеэкономических преобразований в стране. В то же время экономическая реформа осуществляется системой политических, экономических, финансовых, социальных и других мер; – во-вторых, реализация отдельных направлений и мер (земельная реформа, либерализация цен, приватизация, акционирование и др.) без увязки с другими взаимосвязанными звеньями может привести к непредсказуемым последствиям. Только соблюдение принципа системности и последовательности будет способствовать тому, чтобы все элементы реформы были взаимоувязаны и обеспечивали развитие и рост сельскохозяйственного производства. Принцип добровольности выбора форм производства, собственности, распределения, обмена и присвоения материальных благ. Аграрные преобразования более результативны, когда осуществляются ненасильственными методами. Давление на крестьян, их запугивание, освобождение от работы, выселение крестьян, не желавших выхода из общин в прошлом, или давление на них с целью выхода из коллективных хозяйств в последнее время, использование административных и силовых структур лишь усиливают негативное восприятие массами аграрной реформы, предвзятое отношение к тем, кто уже создал свое собственное хозяйство. Радикальные экономические реформы в аграрном секторе нередко приводят к существенным изменениям как условий жизни общества в целом, так и отдельных людей, порождают, как правило, разнонаправленную реакцию отдельных слоев и групп общества, что обусловлено их объективными и субъективными политическими, экономическими и социальными интересами. Это положение должно обязательно учитываться, чтобы процесс реализации реформы был наиболее безболезненным, а главное, четко регулируемым. Соблюдение принципа добровольности особенно важно в условиях России, где у сельских тружеников прочно сохранилось чувство коллективизма. Помимо отмеченных принципов в процессе проведения аграрной реформы следует учитывать также принцип государственного протекционизма по отношению к агропромышленному сектору экономики. Как свидетельствует мировой опыт, одним из главных условий эффективного развития агропромышленного комплекса, в том числе сельскохозяйственного производства, является государственная поддержка этих отраслей народного хозяйства. Успех проводимых в мире аграрных реформ находился, как правило, в прямой зависимости от активной поддержки государства, действенности и эффективности его аграрной политики: государство может либо реально поддерживать и способствовать преобразованиям, либо проводить такую экономическую и финансово-кредитную политику, которая приведет к убыточности этой отрасли в целом, а значит и к свертыванию производства. Во всех странах, где осуществлялось эффективное реформирование, составными частями были государственные мероприятия, направленные на обеспечение роста плодородия земли, расширение возможностей льготного кредита и сбыта продукции, развитие аграрной науки, социальную поддержку сельского населения. Большое значение придавалось повышению уровня сельскохозяйственных доходов, престижности крестьянского труда, развитию сельской инфраструктуры. Принцип государственного протекционизма вобрал в себя не только экономическую поддержку, но и активную инвестиционную, структурную, технологическую, кадровую, научно-техническую и инновационную политику, нормативно-правовое регулирование, охрану окружающей среды, налоговую политику и ряд других мероприятий. Другими важнейшими принципами являются: принцип повышения уровня знаний, и прежде всего основ рыночной экономики, людей, участвующих в преобразованиях, а также принцип научного сопровождения, управления и анализа аграрных преобразований. На основании сформулированных принципов должны быть разработаны: · всесторонняя научно обоснованная концепция проведения аграрной реформы; · последовательность ее осуществления при постоянном анализе результатов и внесении необходимых корректив; · политика государственного регулирования социально-экономических преобразований, выделение необходимых приоритетов и этапов экономического развития;
· ориентиры социальной направленности проводимых преобразований; · четкие и ясные цели реформ, понятные обществу и поддерживаемые им. РЕФОРМИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА Аграрная российская реформа имела своей целью реализацию следующих принципиально новых и рыночно ориентированных системных преобразований во всех сферах агропромышленного комплекса.
Во-первых, это – кардинальные трансформации собственности и реорганизация сельскохозяйственных предприятий, предусматривающие преимущественное развитие частного и кооперативного секторов производства, формирование различных форм предпринимательской деятельности на селе и становление аграрного бизнеса. Во-вторых, реформирование земельных отношений и структуры землепользования, включая оптимальное перераспределение земельного фонда, формирование новой системы землеустройства и оптимальное регулирование рынка земельных ресурсов. Это способствовало высвобождению рабочей силы из предприятий и организаций аграрного сектора, изменению в целом структуры занятости на селе, развитию масштабов теневой и вторичной занятости и самозанятости, формированию института крестьянских (фермерских) хозяйств. В-третьих, планировалось формирование устойчивой системы многоукладной экономики с учетом развития различных организационно- правовых форм хозяйствования в целях повышения конкурентоспособности его субъектов и аграрного производства, в том числе роста производительности сельскохозяйственного труда, усиления роли и значимости необобществленного сектора производства, повышения эффективности трудовой деятельности в хозяйствах населения. В-четвертых, развитие и совершенствование социальной инфраструктуры села, создание реальных условий повышения продуктивной занятости и доходов населения; прогрессивное трансформирование социально-трудовой сферы сельской местности, предполагающее становление местного самоуправления, снижение текучести и сменяемости кадров, повышение устойчивости и эффективности аграрного производства и труда. По мнению А. А. Никонова, суть аграрной реформы состояла в комплексном изменении всей системы аграрных отношений, включая собственность на землю и другие средства производства, системы ведения хозяйства и формы хозяйствования, социальные условия жизни на селе, рыночный механизм, преобразование межотраслевой и территориальной структуры агропромышленного производства, меры по его государственному регулированию. Поэтому конечными целями аграрного реформирования должны были стать следующие: «Во-первых, окончательное раскрепощение крестьянина, социальные преобразования села с целью существенного повышения жизненного уровня людей, улучшения качества жизни … Во-вторых, создание стабильного продовольственного хозяйства … В-третьих, формирование эффективного агропромышленного комплекса страны, выпускающего конкурентоспособную продукцию … В-четвертых, восстановление и поддержание экологического равновесия». Таким образом, основной целью российской аграрной реформы было стабильное и устойчивое обеспечение продуктами питания населения на основе позитивного перманентного и устойчивого развития аграрной сферы. Это предусматривало решение целого комплекса стратегических и тактических задач по переустройству организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйствования, перераспределению земельных ресурсов и созданию условий эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов АПК. Таким образом, современная аграрная реформа в России, как и другие направления рыночных преобразований, традиционно для России планировалась и осуществлялась, как Столыпинская и другие реформы, сверху. Основными ее направлениями являлись: - земельная реформа, т.е. приватизация земли в частную и общую долевую собственность; - реорганизация совхозов и колхозов, приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий; - приватизация предприятий 3 сферы АПК ( хранения, переработки, обслуживания и материально-технического обеспечения сельского хозяйства). РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Несмотря на нерешенность некоторых задач аграрного реформирования (к сожалению, в основном они были связаны с недостаточным уровнем материальной и социальной защищенности сельского населения), мы можем выделить некоторые позитивные итоги реализации российских аграрных преобразований: - организация основ рыночного механизма хозяйствования в АПК и развитие системы многоукладной сельской экономики; - создание правовых основ решения экономических, социальных и экологических проблем аграрной реформы; - формирование системы институциональных основ содействия занятости и социальной защиты от безработицы; - развитие самозанятости, становление аграрного бизнеса и формирование различных форм предпринимательства; - возрождение местного самоуправления и муниципального управления сельской местностью, в том числе социально-трудовой сферой села. Наряду с положительными итогами, реформирование российского аграрного сектора может быть охарактеризовано комплексом таких негативных социально-экономических издержек, как: - недостаточная финансовая устойчивость сельского хозяйства, низкая окупаемость инвестиций в производственную и социальную сферы; - неустойчивость и стохастичность функционирования и развития аграрного сектора и системы его занятости; - недостаточная финансовая господдержка субъектов хозяйствования всех форм собственности; - износ материально-технической базы и технологическая деградация отраслей АПК, земельных и природных ресурсов, разрушение агроландшафтов, обострение экологических и социальных проблем; - расширение масштабов теневой занятости и скрытой безработицы сельского населения; - недостаточный уровень материальной и социальной защищенности работников села; - снижение уровня занятости, неразвитость инфраструктуры сельского рынка труда. Кроме того, к числу негативных социальных последствий аграрного реформирования мы можем отнести следующие: - непрекращающийся процесс высвобождения рабочей силы из сфер и отраслей сельской экономики, отток квалифицированных кадров из аграрного сектора экономики; - увеличение масштабов неформальной, скрытой и неполной занятости, наличие длительной безработицы; - относительно высокий уровень текучести и сменяемости кадров в отраслях АПК; снижение закрепляемости на селе выпускников аграрных учебных заведений. Вместе с тем исследования показывают, что современный период реформирования АПК (начиная, преимущественно с 1999) может характеризоваться определенным приостановлением кризисной ситуации в развитии аграрного сектора, относительным замедлением ее негативных проявлений. ВЫВОД Одна из неотложных и наиболее трудных задач экономических преобразований в сельском хозяйстве состоит в необходимости восстановить у крестьянина чувство хозяина, в ликвидации господствовавших в течение длительного времени социально-экономических факторов отчуждения сельскохозяйственных работников от результатов своего труда. Первые шаги, сделанные в реорганизации хозяйств, свидетельствуют о том, что у работников и руководителей появилась личная материальная заинтересованность, улучшилась дисциплина труда, а это прямой путь к увеличению производства продукции на селе. Однако сам собой этот процесс развиваться не будет, необходима поддержка государства - правовая, финансовая, организационная.
Одновременно с реформами в аграрном секторе должны осуществляться реформы в перерабатывающих отраслях АПК. Это связано с тем, что производители сельскохозяйственной продукции не имеют возможности выбирать предприятия, которым они хотели бы сдавать свою продукцию. Одна из главных проблем отрасли - высокий удельный вес предприятий-монополистов.
Необходимо подчеркнуть недопустимость единообразного подхода при определении направлений модернизации АПК. Преобразования должны учитывать ряд факторов: специфику региона, имеющиеся инвестиционные ресурсы, структуру сельскохозяйственного производства, транспорт, потребителя. ЛИТЕРАТУРА 1. Аграрная экономика и политика: история и современность – М., 1996. 2. Калугина З. И. Реформирование аграрного сектора: итоги и проблемы (взгляд социолога)// Регион: экономика и социология, 2002, № 3. 3. Концепция аграрной политики России в 2000–2004 годах // Под ред. Е. С. Строева. – М.: ООО "Вершина – Клуб", 2000. 4. Орлов Г. М., Уваров В. И. Село и российские реформы// Социологические исследования, 2003, № 5. 5. Петриков А. В. Специфика сельского хозяйства и современная аграрная реформа в России // Регион: экономика и социология, 2003, № 2. 6. Постановление правительства РФ “О порядке реорганизации колхозов и совхозов”// Собрание Постановлений правительства РФ. 1992, № 1–2. Ст. 9. 7. Мазурицкий А.М., Медведева Н.А. Развитие сельской кредитной кооперации в России // Деньги и кредит. 2004. №1. 8. Янбых Р.Г. Особенности аграрной кредитно-финансовой политики в странах с переходной экономикой // Деньги и кредит. 1999. №9. 9. http://www.bolshe.ru/unit/26/books/1845/s/2&previouse=1


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Планирование маркетинга
Реферат Образ Порфирия Головлева по роману Салтыкова-Щедрина Господа Головлевы
Реферат Организация мониторинга развития социальной инфраструктуры, как подсистемы информационного обеспечения функционирования институтов медиаторства в управлении сферой социально-бытовых услуг региона
Реферат Anthem For Doomed Youth Essay Research Paper
Реферат Маркетинговое исследование 2
Реферат Байер, Адольф
Реферат Политический плюрализм. Становление многопартийности в России
Реферат Кишиневский, Иосиф
Реферат Толлинг
Реферат Водоугольные суспензии в энергетике
Реферат Особенности формирования спроса на рынке средств производства
Реферат Лечение артериальной гипертонии ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента
Реферат Проект маркетинговой стратегии радиостанции "Европа Плюс"
Реферат Лирика Леси Украинки
Реферат Оценка уровня технико-тактической подготовленности баскетболисток спортивно-оздоровительной группы