Реферат по предмету "Экономика"


Технико-экономическое обоснование создания фирмы

Введение. В данной работе раскрываемая мной тема наиболее актуальна, потому что ежедневно можно увидеть создание множества фирм по всей стране, но не каждая добивается успеха, с чем это связано, и что нужно делать, чтобы преуспеть я расскажу в данной работе. Основная цель данного исследования заключается в создании модели фирмы ООО «Калужская плитка», которая могла бы выйти на рынок и успешно функционировать, принося прибыль.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: изучается процесс бизнес-планирования; разрабатывается сбытовая концепция фирмы; исследуется сущность маркетинговой концепции; разрабатывается цель, виды деятельности и продукт бизнеса; исследуется потребность в финансировании проекта; рассчитывается эффективность инвестиций; делается оценка конкурентных преимуществ; делается общий анализ рынка; разрабатывается ценовая стратегия; создаётся организационный план и менеджмент фирмы; делается оценка рисков и меры по их снижению. В данной работе объектом исследования является фирма ООО «Калужская плитка», а предметом исследования–технико-экономическое обоснование создания фирмы на примере ООО «Калужская плитка». В процессе работы были использованы «Бизнес-планирование» В.М. Попов, С.И. Ляпунов, С.Ю. Мартузалиева, Г.В. Медведев, А.А. Касаткин, И.В. Безлепкин, «Предпринимательство» Бусыгин, монографии и статьи ведущих экономистов г. Калуги, бизнес-план ОАО «КТЗ». 1.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА, ЦЕЛИ И СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1. Основы бизнес–планирования Предприятие, которое неудачно планирует, планирует неудачу. Чтобы стать жизнеспособным, стабильным и прибыльным, бизнес нуждается в чём–то большем, чем деньги. Он нуждается в планировании. Бизнес-план, это официальный документ, для того, чтобы написать его, нужно собрать обширную достоверную информацию по большому кругу вопросов. Объём этой информации постоянно увеличивается по мере вхождения в бизнес и его развития. Поэтому целесообразно иметь два вида одного бизнес-плана. Первый вид бизнес-плана – официальный, является кратким изложением на бумаге прошлого, настоящего и будущего вашего бизнеса. Он предназначен для перспективных инвесторов, партнёров, менеджеров и акционеров фирмы для того, чтобы они могли представить общую часть бизнеса. В нём обычно содержится три варианта расчётов: оптимистический, пессимистический и реальный (оптимальный). Второй вид бизнес-плана представляет собой повседневный рабочий документ для первого лица предприятия, команды разработчиков плана и консультантов. В нём сосредоточен рабочий информационный материал. Он носит название рабочего бизнес-плана и позволяет: · глубже понять важность официального бизнес-план; · составить программу ваших действий задолго до того, как реально начнётся новое дело; · детально рассмотреть возможные варианты решения возникающих проблем, и таким образом быть готовым преодолеть их в будущем, так как сможете принять правильное решение, чтобы избежать ошибок в официальном бизнес-плане; · заранее распознать и оценить два основных вида риска в бизнесе: внутренний, над которым вы целом имеет контроль (персонал, материальные запасы) и внешний (экономика, новое законодательство) , т.е. что вы не в состоянии изменить; · осуществлять тщательный контроль за состоянием дел, учитывая постоянные изменения во внешней и внутренней среде на основе мониторинга делового окружения; · по мере необходимости служить в качестве справочника при корректировке официального бизнес-плана. Таким образом, рабочий бизнес-план–это широкое пространство или деловое поле вашей игры, в ходе корой разрабатываются правила тщательно продуманного официального бизнес-плана. Рабочие материалы должны отражать информацию, которую вы не хотите включать в официальный бизнес-план. В них конкретизируются краткосрочные и долгосрочные цели бизнеса, маркетинговая стратегия, информация о конкурентах и сумма капитала, которую вы планируете направить в бизнес. Ключевые моменты бизнес-планирования–это оценка инициаторами проекта: · возможности, необходимости и объёма выпуска продукции (услуг); · потенциальных потребителей; · конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках; · своего сегмента рынка; · показатели различных видов эффективности (коммерческой, региональной, бюджетной); · достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи и возможных источников финансирования. Итак, бизнес-план это: · изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта; · определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия; · предвидение рисков предпринимательской деятельности; · конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития; · развитие перспективного (стратегического) взгляда на компанию и её рабочую среду путём получения ценного опыта планирования. На схеме процесс бизнес-планирования выглядит так: ФИРМА · Идея Ресурсы фирмы Проблема осуществимости идей Процесс бизнес-планирования Капитал инвестора Капитал фирмы Общий капитал Общая прибыль
Прибыль инвестора Распределение общей прибыли Прибыль фирмы Рис1.1.Процесс бизнес-планирования. 1.2.Оценка конкурентной среды, сущность сбытовой и маркетинговой концепции фирмы. Оценка конкурентной среды. Основные рыночные инструменты в реализации целевой функции предприятия - 1)это его рыночная стратегия, в рамках которой реализуются конкурентные преимущества предприятия. Конкурентное преимущество - это то, что отличает данное конкретное предприятие от его конкурентов и обеспечивает устойчивое положение нарынке. Это высшее качество, низшая цена. Анализ стратегии предприятия исследовал американский эк-т Майкл Портер. Он выделил три основные рыночные стратегии предприятия. На рисунке это можно проиллюстрировать следующим образом. Формирование конкурентного преимущества предприятия Ценность для потребителя. –рыночная ниша общая с конкурентами; –стандартное качество; –более низкие издержки. –рыночная ниша общая с конкурентами; –более высокое качество; –стандартные(высокие) издержки. –особая рыночная ниша; –особые качественные характеристики; –стандартные (высокие) издержки. Конкурентоспособные Цены. Дифференциация продукта. Глубокая специализации. Конкурентное преимущество. Рис1.2. Формирование конкурентного преимущества предприятия. Для успешной деятельности в условиях рыночной конкуренции предприятия должны продавать свои товары-услуги дешевле, чем их конкуренты (конкурентоспособные цены), либо с таким высоким качеством, которое ставит их вне конкуренции (дифференциация продукта), либо придав им особые свойства для узкого круга потребителей (глубокая специализация). Из названных трех стратегий необходимо выбрать одну для претворения в жизнь. Как любой эк-й выбор, необходимость четкой ориентации в своей стратегии связана с ограниченностью производственных ресурсов. Поэтому совмещение элементов разных стратегий ведет к падению эффективности. (За тремя зайцами погонишься .) 2) Следующий инструмент реализации целевой функции предприятия - планирование, т.е. систематическое составление плана действий, направленных на достижение целей предприятия. В нем несколько этапов. Первый - анализ внешней среды - экономической и политической ситуации в стране (эк-я политика гос-ва, политическая стабильность, культурные особенности), отрасли (темпы роста, цикличность, сезонность, международные воздействия, финансовые характеристики), рынка (изменения и тенденции развития конъюнктуры, альтернативные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены), спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчивость), ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду). Второй - это оценка возможностей с точки зрения жизнеспособности, прибыльности и риска - триедино! Реальная оценка потенциальных возможностей позволит обеспечить баланс рыночных запросов с возможностями самого предприятия, выработать производственную программу и линию поведения на рынке, обеспечить принятие грамотных управленческих решений. (имею желание купить а/м, но не имею возможности .). И третий этап - выбор конкретных вариантов развития предприятия - составление бизнес-плана, в т.ч. маркетингового, детализация и т.п. Сущность сбытовой концепции. Форма производственного процесса может быть рисковой. Риск сводится к отсутствию обоснованной вероятной оценки возможности реализации будущего товара. При этом такая концепция содержит и позитивные начала. Предприниматель берётся за дело, которое он хорошо знает или может делать лучше, чем это делают другие. В такой формулировке категория «лучше» представляется абстрактной. В реальной жизни она всегда выступает в конкретной форме: 1. «Качество моего товара будет лучше, чем производимого другими предпринимателями»; 2. «Цена моего товара будет ниже, чем существующая цена на товары, уже производимые другими»; 3. «Я буду доставлять товар потребителю на дом» и т.д. На основе таких размышлений предприниматель принимает решение о профиле производства (какой товар произвести) и объём производства ( сколько такого товара можно произвести), т.е. формулирует программу производства. Рассмотрим взаимосвязь на схеме: 1–2 Предприниматель 1 3 2 5 Решение о создании производительной структуры. Определение профиля. 4 Выявление количественного параметра производства 5 Формирование программы, задаваемой производительной структуре 6 Обоснованная уверенность в возможности сбыта 1– решает, создавать ли производственную структуру (предприятие); 2– осознаёт, что для создаваемой структуры было бы желательно сформулировать конкретную программу, т.е. принять решение опрофиле и объёме производства; 3– принимает решение о профиле будущей производительной структуры на основе выявления того, что он может делать на профессиональном уровне;
4– решает, сколько товара он может произвести, исходя из анализа двух важных для него обстоятельств: нужно производить столько товара, чтобы производство не было убыточным; надо произвести столько товара, чтобы его можно было полностью реализовать; 5– облекает ранее принятые решения в форму программы, которое он задаёт производительной структуре; 6– осуществляет самопроверку возможности реализации на рынке всех произведённых товаров. Рис1.3. Сущность сбытовой концепции Ничего плохого в такой концепции нет, более того, в определённых ситуациях такая концепция единственно возможная. Предприниматель при использовании такой формы организации производственного процесса вынужден параллельно осуществлять два блока действий: организовывать и контролировать производительный процесс и искать рынки сбыта или создавать на рынке такие условия, которые позитивно воздействовали бы на сбыт производимых товаров. Сбытовая концепция берётся на вооружение тем человеком, который решает производить традиционный для рынка товар. Такая концепция не предполагает детального изучения рынка, поскольку решение базируется не на рыночных потребностях, а на осознании таким человеком своих преимуществ, которые базируется на посылке «я сумею продать…». Эта же концепция используется и в том случае, когда производится новый для рынка товар. В таком случае предприниматель, имеющий, конечно же, какие–то общие представления о рынке, уверен, что его товар купят. Использование такой концепции сопряжено с некоторой агрессивностью предпринимателя, поскольку его успех будет обязательно в качестве следствия означать ущемление чьих–то прав, интересов: на рынке произойдёт перегруппировка потребителей. Рассмотрим этот процесс на схемах 1.4.и 1.5.: Производитель №1 Товар 50% потребителей 100% потребителей 50% потребителей Товар Производитель №2 Схема1.4. Группировка потребителей до вступления на рынок нового предпринимателя. Производитель №1 Предприниматель Производитель №2 Товар Товар Товар 33,3% потребителей 33,3% потребителей 33,3% потребителей 100% потребителей Схема1.5. Группировка потребителей после вступления на рынок нового предпринимателя. Согласно схеме1.4., 50% потребителей «привязано» к товару производителя №1, а 50%–к товару производителя №2. Вступление на рынок предпринимателя со своим эффективным товаром в любом случае меняет сложившуюся схему «привязки» потребителей, т.е. обязательно будет проходить их перегруппировка (схема1.5.). Агрессивность будет проявляться в том, что любой вновь вступающий на рынок предприниматель заранее настраивает себя на то, что ущемит интересы тех производителей, которые на рынке уже присутствуют. Агрессивность, свойственная вновь вступающему на рынок, не может не вызвать реакцию со стороны уже функционирующих на рынке производителей. Реагирование осуществляется в разных формах. Для российской ситуации это обстоятельство подчас играет важную роль, и просчитывать его вновь вступающему на рынок необходимо, ибо реагирование возможно и в криминальной форме. Сущность маркетинговой концепции. Другая форма организации производственного процесса базируется на маркетинговой концепции, поскольку началом размышлений, лежавших в основе принятия предпринимателем решения о профиле своего производства и его программе, служат рынок и его характеристика. Предприниматель в этом случае вначале анализирует рынок товаров(услуг) для выявления тех разрывов, которые можно было бы характеризовать как рыночную нишу, возможную для занятия им. Анализ рыночной структуры в каждом конкретном случае имеет свои особенности. Тем не менее, можно выделить и его общие черты. Логическая последовательность действий при этом такова:
1. Выделяют сферу производства, в рамках которой он хотел бы сосредоточить свою деятельность, и требуемый сегмент рынка, 2. Старается сузить рамки анализируемого сегмента до возможного минимума. 3. Выявляет всех производителей того товара, продукта, на производстве и поставке на рынок которых он хотел бы специализироваться, детально изучает товар, поставляемый таким производителем (количественные, качественные, ценовые параметры и т.д.).
4. Сравнивает выявленные характеристики товара с собственным представлением о возможных для него характеристиках (более качественный товар, больше такого товара, более низкая цена). 5. Изучает возможности проникновения со своим товаром в такое рыночное пространство, используя тактику и стратегию вытеснения с рынка наименее конкурентоспособных производителей, а также принятия во внимание возможную перегруппировку потребителей. 6. Определяет количественные параметры будущей профессиональной деятельности, выявляя возможный уровень спроса на свой товар, продукт, услугу. 7. Формирует программу для своей производительной структуры. 2. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА СОЗДАНИЯ ФИРМЫ ООО «КАЛУЖСКАЯ ПЛИТКА» 2.1.Цель, виды деятельности и продукт бизнеса. Предпосылки к реализации проекта В настоящее время производством керамической плитки в России занимаются более 30 специализированных предприятий. В последние годы были введены большие мощности по производству керамической плитке с использованием современного, как правило, импортного оборудования. Это такие предприятия как ЗАО «Велор», в Орловской области, АО «Оскольский металлургический комбинат» в г. Старый Оскол Белгородской области, АО «Экспериментальный керамический завод» в п. Подрезково, АО «Сокол» в г. Дедовск Московской области и другие. Однако эти предприятия не могли полностью удовлетворить спрос на керамическую плитку. Поэтому в 2000 году правительством России была разработана новая «Концепция развития приоритетных направлений промышленности строительных материалов и стройиндустрии на 2001-2005 годы». Концепция направлена на решение комплексного развития промышленности строительных материалов и стройиндустрии в целях реализации федеральной целевой программы «Жилище», в части обеспечения потребностей жилищного строительства и эксплуатационных нужд в жилищно-коммунальной сфере, а также других потребителей продукции промышленности строительных материалов. В Концепции предусмотрено: 1. Снижение энерго- и материалоемкости продукции промышленности строительных материалов. 2. Повышение технического уровня и экономической эффективности производства как за счет реконструкции действующих, так и при строительстве новых предприятий на основе современных технологий и оборудования. 3. Осуществление строительства и ввода в действие более 600 объектов и производственных мощностей. 4. Организация выпуска высококачественных строительных материалов и конструкций, способных конкурировать с импортной продукцией. 5. Расширение применения в строительной практике облицовочных изделий на основе бетонов, керамики и природного камня; 6. Создание технологии и оборудования для обогащения отечественного сырья (глины, каолины, цирконий), применяемого в производстве строительной керамики, с целью сокращения закупок его по импорту. 7. Развитие горно-обогатительных предприятий в Челябинской, Калужской, Воронежской областях в целях обеспечения керамической промышленности отечественными тугоплавкими глинами и каолинами. 8. Прогнозируемый рост объемов товарной продукции отрасли в 2005 году составит 25-30% к уровню 2003 года. В связи с этим, представляется вполне обоснованным проект по организации в Калужской области ООО «Калужская плитка» производство керамической плитки на импортном оборудовании. Учитывая изношенный парк оборудования на предприятиях России и нарастающий спрос на данную продукцию была разработала стратегия технического оснащения нового производства с привлечением передовых зарубежных технологий и нового оборудования. Реализация этого проекта позволит производить высококачественную керамическую плитку для удовлетворения потребностей предприятий и жителей Калужской, Смоленской, Брянской и других областей. Цель проекта · насыщение внутреннего рынка керамической плиткой, а также импорт ее в страны СНГ; · создание дополнительных рабочих мест; · получение прибыли. Стратегия производства Программа строительства завода ООО «Калужская плитка» предусматривает осуществить производство облицовочной плитки двукратного обжига и половой плитки однократного обжига. Строительство завода по производству керамической плитки включает: · строительство производственного корпуса общей площадью 16,5 тыс. м.2; · пристройка к главному производственному корпусу площадью 75 м.2; · строительство административно-бытового корпуса; · строительство контейнерной площадки, зарядной, насосных станций, стрелочного и сторожевого постов, ограждения и КПП; · строительство объектов энергетического, транспортного хозяйства и связи; · строительство наружных сетей и сооружений водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения; · благоустройство и озеленение территории. Строительство завода будет осуществлено за 9 месяцев. Производство керамической плитки будет осуществляться по технологии и на оборудовании, которое будет приобретено в Италии и частично в России. Принятые технологические процессы обеспечивают требуемую производительность (4 млн. м.2 в год) и необходимое качество. Продукция На новом заводе намечается освоить выпуск высококачественной, относительно дешевой керамической облицовочной плитки двукратного обжига годовым выпуском 2 млн. м.2 и половой плитки однократного обжига годовым выпуском 2 млн. м.2 Керамическая плитка представляет собой разновидность штучного отделочного материала из минерального сырья (глины, каолина, кварцевого песка, флюсов, красителей и др.), применяемого для облицовки полов и внутренней облицовки стен. Керамическая плитка будет изготавливаться на импортных технологических линиях и оборудовании. Качество керамической плитки не будет уступать керамической плитке производимой зарубежными фирмами. При этом за счет снижения затрат на сырье может осуществляться динамичная ценовая политика. В результате реализации проекта · будут построен новый завод для производства керамической плитки; · будет создано 215 новых рабочих мест; · ожидаемая сумма среднегодовой чистой прибыли за 5 лет реализации проекта составит 4,18 млн. $ USA. Потребность в финансировании проекта Общий объем вложений в строительство нового завода по производству керамической плитки составляет 21,46 млн. $ USA в т.ч. на строительство зданий и всей инфраструктуры и закупку отечественного оборудования и аванс за лизинг импортного оборудования и технологических линий – 8,45 млн. $ USA. Лизинговые платежи составляют 10,49 млн. $ USA.
Продолжительность коммерческого кредита составляет 18 -23 месяцев. Процентная ставка по кредитам принята в размере 10,0%. Лизинг оборудования составляет 3,3 года, аванс за лизинг - 15,0%. Стоимость кредитных ресурсов составляет 5,47%. Лизинговые платежи осуществляются ежеквартально с выплатой через три месяца после пуска завода.
Эффективность инвестиций Финансовые расчеты показывают, что: É срок окупаемости проекта - 3,25 года; É средняя норма рентабельности - 37,05%; É внутренняя норма рентабельности - 41,33 %; É чистый приведенный доход - $ 8,21 млн. USA. Продукт бизнеса На новом заводе предприятия ООО «Калужская плитка» будет выпускаться следующая керамическая продукция: · облицовочная плитка двухкратного обжига; · половая плитка однократного обжига. Общий вид облицовочной плитки и плитки для пола представлен на рис. 3.1 - 3.3. Система качества должна обеспечивать соответствие выпускаемой продукции регламентам действующих международных и российских стандартов (НСО 9000, ГОСТ– 6787-90, 6141-91). Основные характеристики керамической плитки представлены в таблице 3.1. Характеристики керамической плитки, предполагаемой к выпуску на ООО «Калужская плитка», соотвествуют требованиям сответствующих ГОСТов и стандартам, установленным Итальянской Ассоциацией Производителей Керамического Оборудования (АОМАС). Качество керамической плитки не уступает керамической плитке производимой зарубежными фирмами. Керамическая плитка представляет собой разновидность штучного отделочного материала из минерального сырья (глины, каолина, кварцевого песка, флюсов, красителей и др.), применяемого для облицовки полов и внутренней облицовки стен. Достоинство керамики, этого старинного и перспективного отделечного материала, -декоративная эстетичность и экологичность, прочность, огнеупорность и, что особенно важно, простота ухода за ним – предопределили распрастраненность и популярность этого материала. Сегодня широкий спектр применения керамической плитки (от тратуаров до ванной комнаты), особенно в российских условиях, стал возможным благодаря современным технологиям производства. Высокие эстетические и эксплуатационные достоинства керамической плитки обусловили повсеместное ее применение в строительстве. Наиболее часто встречающиеся варианты использования керамической плитки следующие: · облицовка пола и стен ванной комнаты. Используются как в жилой квартире городского дома, так и загородного коттеджа. Пол и стены ванной комнаты контактируют с химическими реагентами, оставляющими пятна (например, средства личной гигиены, косметика и т.д.), кроме того, для очистки стен и пола зачастую используются моющие средства, обладающие определенной химической агрессивностью. Поэтому здесь делается выбор в пользу плиток с повышенными химическими характеристиками, как правило глазурованных. Таблица 2.1. Основные характеристики керамической плитки ООО «Калужская плитка» № п/п Наименвание параметров Керамическая плитка ГОСТ–6141-91 Планируемая 1 Отклонение от размеров (%): - длина и ширина - толщина + 0,8 + 8 + 0,5 + 3 2 Отклонение от форм (ММ): - кривизна лицевой поверхности - косоугольность 0,8 1,0 0,3 0,1 3 Твердость глазури по Моосу 5 1 4 Термическая стойкость глазури, (0С) 150 160 5 Предел почности при изгибе, (Мпа) 15 20 · облицовка пола и стен кухни. Пол на кухне, возможно, более других помещений в квартире, подвергается самым разным воздействиям: по нему ходят, на нем больше стоят, причем есть особо подверженные воздействиям места (например, около плиты, мойки и холодильника). Кроме того, пол на кухне чаще других полов пачкается, поэтому его нужно чаще и более интенсивно мыть. Здесь чаще всего падают на пол различные предметы. Необходимо использовать для пола плитки с особо высокими поверхностными механическими и химическими характеристиками. Облицовочная плитка для стен кухни, конечно же, мало подвержена механическим воздействиям, в то время, как продукты питания и моющие средства оказывают на плитку повышенное химическое воздействие. Поэтому важно выбрать плитки, обладающие высокими химическими характеристиками (в том числе, кислотоустойчивостью и сопротивляемостью основаниям). · пол вестибюля. Условия эксплуатации и различные воздействия меняются в зависимости от особенностей самого помещения. Ходьба - это одно из самых интенсивных воздействий на пол. Условия износа пола отличаются в зависимости от того, где находится квартира - например, на пятом этаже многоквартирного дома (вошедший может достаточно хорошо очистить подошвы по пути к своей квартире) или на первом этаже загородного дома, окруженного садом, с непосредственным входом с улицы в дом, к которому ведет дорожка, усыпанная галькой и песком. В последнем случае воздействие на плитку и её износ будут значительно больше, чем в первом случае. Поэтому здесь при выборе необходимо ориентироваться на плитки повышенной износоустойчивости. Предлагаемая к выпуску на ООО «Калужская плитка» керамическая продукция представляет собой эмалированные (глазурованные) плитки. Эмалированные плитки имеют поверхность, покрытую слоем цветного стекла, придающего им важные эстетические характеристики (цвет, блеск, декоративный рисунок, различные оттенки и т.д.), а также технические свойства (твердость, непроницаемость и т.д.). Все эти характеристики, как технические, так и эстетические, зависят от типа эмали и варьируются в весьма широких пределах. Гамма планированных к производству видов керамической плитки для покрытия полов и облицовки стен очень разнообразна. Формат керамической плитки может быть также различный – 200х2500х7, 300х300х8, 400х400х9 и другие . 2.2.Оценка конкурентных преимуществ, стратегия плана
маркетинга, прогнозирование продаж, организационный план и менеджмент фирмы. ОБЩИЙ АНАЛИЗ РЫНКА Необходимым условием успеха на рынке керамической плитки является знание потребностей потребителей. В настоящее время рынок керамической плитки в России представлен более 30 специализированными предприятиями (табл. 4.1). За последние годы введены большие мощности с использованием современного, как правило, импортного оборудования. Это ЗАО «Велор», в Орловской области, АО «Оскольский металлургический комбинат» в г. Старый Оскол Белгородской области. Также с использованием итальянского оборудования на базе старых кирпичных заводов практически заново созданы АО «Экспериментальный керамический завод» в п. Подрезково и АО «Сокол» в г. Дедовск Московской области. Ведется реконструкции Воронежского и Волгоградского керамических заводов и ряда других предприятий.
Обращает внимание опережающий рост выпуска напольной плитки. Здесь одним из ведущих предприятий является АО «Сокол», использующее итальянское оборудование фирмы NASSETI ETTORE S.p.A. Пигменты, материал для глазурирования и дизайнерские разработки закупаются у известной испанской фирмы FRITTA s.I. Шелкографические машины фирмы SIMEK S.p.A. позволяют выпускать плитку широкой цветовой палитры с матовой, полуматовой и глянцевой поверхностью. Продукция использовалась при строительстве Храма Христа Спасителя, гостиничного комплекса "Прага" в г. Москве, Шахматного Дворца в г. Элиста, Санкт-Петербургской сети ресторанов "Гриль-Мастер", филиалов Сбербанка и множестве других объектов. В 2002 году введены в строй 2 линии по производству плитки для пола на ОАО «Велор», предназначенные для гостиной, кухни, коридора, холла. ОАО "Стройфарфор", г. Шахты, также постоянно ведет реконструкцию производства, сотрудничая с ведущими итальянскими производителями оборудования для керамики (фирмами SITI, SACMI, TSC, BCF и др.). Разработка новых современных дизайнов проводится совместно с фирмами FERRO и COLOROBBIA, расходные материалы, определяющие качество покрытия и дизайна, закупаются у известных производителей, в числе которых BASF, HERAEUS, GLAZURA. Все это позволило более чем в 2 раза увеличить объём выпускаемой продукции – от 1604,1 тыс.м.2 в 2001 г. до 3 374,8 тыс. м.2 в 2003 г. Таблица 2.2. Производство керамической плитки за январь – май 2003 г. № Наименование Регион Производство плитки в 2002 г., тыс. м2 облицовочная Напольная фасадная Итого 1 ЗАО "Велор" Орловская 1 972,60 1 894,80 3 867,40 2 ОАО "Волгоградский керамический завод" Волгоградская 1 482,90 600,8 2 083,70 3 ОАО "Стройфарфор" Ростовская 1 950,70 1 950,70 4 ДОАО «Экспериментальный керамический завод» ОАО "Главстройпром" Московская 893,9 1 030,00 1 923,90 5 ЗАО ПКФ "Воронежский керамический завод" Воронежская 1 572,50 1 572,50 6 ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" Белгородская 1 006,60 415,9 1 422,50 7 АООТ "Сокол" Московская 1 375,20 1 375,20 8 ОАО "Завод керамических изделий" Свердловская 1 225,10 142,4 1 367,50 9 ОАО "Нефрит-керамика" Ленинградская 1 311,70 24,4 1 336,10 10 Ооо "Кучинский керамико-плиточный завод" Московская 965,2 72,7 256,5 1 294,40 11 ЗАО "Контакт" Ленинградская 736 736 12 ООО "Основное производство" Московская 575,2 575,2 13 ЗАО "Кварц" Ленинградская 559,4 559,4 14 ОАО «Буньковский завод керамических изделий» Московская 155,5 244,5 400 15 ЗАО "Псковкислотоупор" Псковская 384 384 16 ЗАО "Пиастрелла" Свердловская 329,6 329,6 17 ЗАО "Глебычевский керамический завод" Ленинградская 277,7 277,7 18 ОАО по производству стройматериалов "Гнездово" Смоленская 201,1 26,3 227,4 19 ЗАО - Фирма "Чебоксарская керамика" Чувашская республика 137,9 59,8 197,7 20 ОАО "Тверьстекло" Тверская 172,3 172,3 21 ЗАО "Ангарский керамический завод" Иркутская 160,4 160,4 22 Осоо "ТОАЗ-Керамика" Самарская 158,4 158,4 23 ЗАО "Кировский стройфарфор" Калужская 84,7 1,2 85,9 24 ЗАО "Томский завод керамических материалов и изделий" Томская 51,9 0,5 52,4 25 Октябрьский завод керамической плитки и фарфоровых изделий Республика башкортостан 36,2 0,2 36,4 26 ОАО "БЭЗ" Московская 19,4 19,4 27 ООО "Махалинское" Пензенская 6,8 6,8 Прочие 16,8 16,8 Итого 14 818,9 6 890,4 880,4 22 589,7 Реконструкция старых производств и ввод новых производственных мощностей есть отражение растущего спроса на керамическую плитку. Рост производства керамической плитки в целом в 2003 году в 2,1 раза по сравнению с 1999 годом. Рост производства керамической плитки происходит ежегодно. Значительный рост произошел керамической плитки для пола – в 3,1 раза в 2003 году по сравнению с 1999 годом.
Доля напольной плитки в 2002 – 2003 г.г. увеличилась более чем в 1,5 раза по сравнению с 1999 г. Производство керамической плитки неоднородно распределено по территории России. Наибольшая концентрация производства керамической плитка приходится на Московскую (21,2%) и Орловскую (17,7%) области (табл. 4.3). На уровне экономических районов наибольший удельный вес производства керамической плитки приходится на центральный - 41,5%, Северо-Западный – 16,5 и Центрально-Черноземный – 14,2% районы. Таблица 2.3. Производство керамической плитки в 2001 г. по областям РФ № Наименование Производство, тыс. м.2 Доля, % 1 Московская область 10406,7 21,2 2 Орловская область 8683,3 17,7 3 Ленинградская область 7055,4 14,4 4 Волгоградская область 4401 9,0 5 Свердловская область 3825,6 7,8 6 Воронежская область 3718,9 7,6 7 Ростовская область 3374,8 6,9 8 Белгородская область 3242,6 6,6 9 Прочие 4 446,3 9,0 Итого 49154,6 100,0 Рис.2.1. Распределение производства керамической плитки по регионам России в 2001 г. Рассматривая вопрос о концентрированности сегмента российских производителей керамической плитки, можно отметить, что предприятий-монополистов на нем нет – рис.2.1. Самый крупный производитель занимает 17,7% рынка, остальные – значительно меньше. Если характеризовать эту часть рынка по известному показателю концентрированности – индексу Хиршендаля-Хиршмана, то получим крайне низкое значение 765 ед., в то время как умеренно концентрированный рынок начинается со значения в 1000 ед. Рис.2.2. Структура рынка керамической плитки по предприятиям в 2001 г. Рассматривая перспективы удовлетворения спроса на керамическую плитку необходимо отметить, что производители продолжают расширять и совершенствовать свое производство для удовлетворения этого спроса. Среди этих новых шагов, сделанных за последний год, можно выделить следующие. ОАО «Стройфарфор» (г. Шахты, Ростовская обл.) в сентябре 2002 г. запустил новую итальянскую линию по производству керамической плитки. Оборудование было приобретено у итальянской фирмы “Sacmi” при участии Ростовского филиала Внешторгбанка, который предоставил предприятию кредит на сумму свыше $1 млн. Техническое перевооружение «Стройфарфора» началось еще несколько лет назад, и нынешняя технологическая линия – уже третья по счету, приобретенная в Италии. Главное достоинство нового оборудования состоит в том, что оно позволяет выпускать плитку популярного в Европе стандарта (25х33 см). Кроме этого линия предполагает применение расходных материалов (в частности, красителей и глазури) испанской фирмы «Ferro», крупнейшего в мире производителя подобного рода продукции. На 2004 г. «Стройфарфор» закупил расходных материалов «Ferro» более чем на 1 млн евро. По предварительным оценкам плитка европейского качества будет предлагаться по ценам в 2-3 раза ниже мировых. В июле 2002 г. ООО "Башкерама", образованное на базе Октябрьского завода керамической плитки и фарфоровых изделий, заключило контракт с одной из известных итальянских фирм на поставку двух автоматических линий с годовой производительностью 1,1 миллиона квадратных метров облицовочной, стеновой и напольной плитки каждая. Северо-Западный банк Сбербанка России предоставил лизинговой компании ООО "Глобус-Лизинг" кредитные средства с целью приобретения и передачи в лизинг ОАО "Нефрит-Керамика" линии по производству керамической плитки для внутренней облицовки стен. Лизинговый проект предполагает расширение объема выпуска плитки ОАО "Нефрит-Керамика" в 1,7 раза посредством установки на производственных площадях современной комплексной линии по производству керамической облицовочной глазурованной настенной плитки. Производителем и поставщиком оборудования выступает фирма SITI (Италия). В мае 2002 г. сделаны первые шаги по созданию совместного с итальянцами производства керамической плитки в Сызрани, на финансирование проекта направлены первые полмиллиона долларов. В ближайшее вpемя белорусское ОАО "Кеpамин" намеpено coздать кopпopативнoе coвмеcтнoе пpoизвoдcтвo с фиpмoй SACMI в Калужcкoй и Челябинcкoй oблаcтяx (любoпытнo, чтo в гopoде Cнежинcк меcтные влаcти coздают ocoбые льгoтные уcлoвия для пpивлечения инвеcтиций). В поселке Фряново Щелковского района Московской области в 2002 году состоялся пуск первой линии по производству керамической плитки. Объем производства плитки первой линии составляет 2,5 млн. кв. м., а с пуском остальных линий в 2004 году – 8,6 млн. кв. м. в год. Все это позволяет прогнозировать дальнейший рост отечественного производства качественной керамической плитки – рис.4.6.
Рис. 2.3. Прогноз динамики производства керамической плитки в РФ по видам Импорт керамической плитки Анализ импорта керамической плитки очень важен для понимания ситуации в целом, так как импортная продукция занимает достаточно большую долю на российском рынке керамической плитки. Здесь следует сделать оговорку, связанную с тем, что ниже рассматривается импорт из всех стран, кроме Беларуси. Это обусловлено определенными преференциями, представленными Беларуси при работе на российском рынке, и особенностями таможенного учета поставок из этой республики.
Ведущими импортерами керамической плитки в Россию являются Италия и Испания. В Италии более 300 предприятий заняты выпуском плитки, объем годового производства составляет более 560 млн. м.2. Сегодня Италия производит 20% мирового объёма керамической плитки и 50% плитки, выпускаемой в странах Европейского Союза. Наиболее известные марки - Lafaenza, Provenza, Dado, Monica, Sacis, Vives, NovaBell, ELIOS ceramica, Magica Ceramica, Omega. Испанские производители плитки, равно как и итальянцы, являются законодателями моды на этом рынке, что неудивительно: в их активе вековые традиции. Однако испанцы активнее работают на российском рынке, они представлены наибольшим количеством торговых марок. Достаточно назвать Porcelanosa, Aparici, Metropol, PGC Porcelanite, Incoazul Ceramicа, Peronda, Mapisa, Azulejos A, Azuvi, Azulejera Alcorense, Diago, Fabresa, Keraben, Elite Plus, Navarti, Rocersa, TAU. Среди стран бывшего социалистического лагеря безусловными лидерами в производстве керамической плитки считаются польские заводы Opocznо и Tubadzin. В таблице 2.4. приведены данные о поставках по импорту за 4 месяца 2003г. по странам отправления и странам изготовления. Таблица 2.4. Поставки на российский рынок керамической плитки по странам отправления в 2003 г., м2 Страна отправления Объем поставок, тыс. м2 Доля в импорте, % ИСПАНИЯ 1168,3 23,7 СЛОВАКИЯ 747,9 15,2 ПОЛЬША 679,5 13,8 ИТАЛИЯ 375,6 7,6 ТУРЦИЯ 264,4 5,4 КИТАЙ 261,3 5,3 ГЕРМАНИЯ 249,4 5,1 ЛИТВА 205,2 4,2 НИДЕРЛАНДЫ 162,6 3,3 УКРАИНА 150,7 3,1 ВЕНГРИЯ 126,1 2,6 ЛАТВИЯ 99,6 2,0 ЧЕХИЯ 91,7 1,9 АВСТРИЯ 66,8 1,4 США 65,1 1,3 ПРОЧИЕ 212,0 4,3 ИТОГО 4926,1 100,0 При прогнозе импортных поставок следует учитывать влияние двух разнонаправленных факторов. С одной стороны, присутствие импортной составляющей на российском рынке на высококачественную продукцию. С другой стороны, наблюдается активное создание совместных производств с использованием импортного оборудования, расходных материалов и достижений в области дизайна, что позволяет эффективно заместить прямые импортные поставки. В ближнесрочной перспективе можно говорить о том, что к 2004 г. абсолютный объем импортных поставок уменьшится до 10 %. При этом основной прирост, составит продукция современного дизайна , высокого качества. Прогнозирование продаж Конечной целью деятельности предприятия ООО «Калужская плитка» является сбыт произведенной продукции и получение прибыли. Успех сбыта зависит от всей деятельности предприятия и в первую очередь определяется потребностями покупателей и ценой на продукт. Ключевыми положениями производственного плана предприятия являются: 1. Организация производства широкой гаммы продукции. 2. Обеспечение высокого качества продукции при относительно низкой себестоимости. Следует сказать, что санитарно-керамические изделия как рыночный товар занимает специфическое место. С одной стороны, это продукция производственного назначения, объемы потребления которой должны определяться темпами развития строительного комплекса и коррелироваться с таким показателем, как объемы инвестиций в основной капитал, а с другой стороны, СКИ являются безусловно товаром народного потребления, который используется при ремонте и строительстве индивидуального жилья и здесь ее потребление определяется только спросом со стороны конечного потребителя. В этом своем качестве потребление СКИ однозначно определяется реальными доходами населения, так как улучшения качества жилья является одной из первоочередных потребностей населения, и в этот сектор направляется значительная часть свободных средств. Поэтому при реализации СКИ ООО «Калужская плитка» не будет ориентирована только на одну группу потребителей или только на один способ сбыта, а сочетать продажи по разным каналам сбыта: · Строительно-монтажные предприятия; · Базы производственно-технической комплектации; · Торгово-промышленные учреждения; · Торговля; · Коммерческо-сбытовые организации; · Застройщики. Основные территориальные потребители: · Москва и область;
· Центрально-Черноземный район; · Калужская область; · Смоленская область; · Украина; · Кыргызстан;
· Казахстан и др. Формы продажи продукции могут быть разными, в частности: · Продажи дилерам. Эта форма позволяет уменьшить себестоимость продукции: дилеры самостоятельно обеспечивают рекламу и сбыт продукции. Производителю нет необходимости вступать в конкуренцию при продажах в данном регионе. Для дилера такая форма дает преимущество низкой цены и отсутствия конкуренции в границах данного рынка. Для производителя – это преимущество заранее планируемой и гарантированной отгрузки продукции по действующему с дилером договору. · Крупные оптовые отгрузки. Заказчики – крупные строительные организации, обеспечивающие материалами целые строительные комплексы. Преимуществом для заказчика в этом случае опять остаются относительно низкие оптовые цены от производителя. Для производителя преимуществом является возможность полной предоплаты и одновременно крупные объемы отгрузок. · Сбыт продукции через собственную коммерческую структуру. Такая форма, конечно, является более обременительной для производителя и требует значительных затрат и усилий с его стороны. Однако она дает возможность анализа спроса для улучшения планирования производства продукции. Такая форма обычно предоставляет производителю возможность установить оптимально высокую цену. Рыночный спрос носит сезонный характер, т.е. на период ноябрь-март, спрос заметно снижается по причине сокращения строительных мероприятий. Форма дилерских отношений также может быть цикличной, однако она может быть выровнена за счет торговых предложений, стимулирования сбыта и т.п. мероприятий, проводимых дилерами. Ценовая стратегия Важным фактором успешного сбыта продукции является ее цена. При формировании стратегии ценообразования были учтены: 1.Вероятные тенденции развития общеэкономической ситуации в стране и экономической ситуации в строительстве; 2. Механизм формирования коньюктуры и цен на керамическую плитку. При планировании отпускных цен на керамическую плитку учтены также вероятные тенденции их изменения на мировом и отечественных рынках в 2004– 2010 годах. Ценовая стратегия производства керамической плитки базируется на более низкой, чем у основных конкурентов себестоимости продукции. Это дает возможность использовать для продвижения продукции на выбранных рыночных сегментах ценовые методы конкуренции. С учетом прогнозируемой динамики цен на отечественном рынке керамической плитки планируется осуществить реализацию продукции по следующим ценам, руб., (табл.2.5.): Таблица 2.5. Цены на керамическую плитку на ООО «Калужская плитка» № Наименование Ед. Измерения Годы 2005 2006 2007 2008 1 Плитка керамическая глазурованная для внутренне облицовки стен Дол. США 5,0 5,0 5,5 5,5 2 Плитка керамическая для полов ДОЛ. США 5,5 5,5 6,0 6,0 В качестве дополнительной меры по снижению цен на керамическую плитку планируется применять систему скидок в отношении потребителей продукции за покупку большого количества плитки. Сумма предоставленных скидок будет определяться исходя из оценки экономии за счет издержек по продаже, поддержания запасов и транспортировки. В ЦЕЛОМ УСПЕШНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ПО СБЫТУ ПРОДУКЦИИ ПОТРЕБУЕТ ПРОВЕДЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ: · проведение рекламной компании – телевидение, радио, объявления и другие; · проведение гибкой ценовой политики по различным потребителям; · использование просчетов конкурентов. Организационный план и менеджмент фирмы Одним из важных факторов реализации проекта является сплоченность и опытность команды управления создаваемого предприятия, ее возможность решать намеченные задачи. Должности, занимаемые членами Команды, позволяют реализовать их опыт управления и потенциальные возможности, что подтверждается устойчивой и продолжительной работой руководимых ими подразделений. Члены Команды обеспечивают высокий организационно-управленческий уровень хозяйственной деятельности за счет профессиональной компетенции, умения находить взаимоприемлемые решения и представлять Команду как единое целое. Схема организационной структуры завода керамической плитки на ООО «Калужская плитка» Зам. ген. директора Зав.хоз-вом. Нач.ПЭО Глав.бух. Главный технолог. Нач.цеха. АХО ПЭО Бухгалте- рия Зав. Лаб-ми. Инженеры механики Служба охраны
Нач-к склада сырья Электрон- щики Мат-ый склад Энергети- ки Мастера Слесаря Водители Рис2.4. Схема организационной структуры завода керамической плитки на ООО «Калужская плитка» УАРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ Руководитель производства Главный технолог Заместители главного технолога Главный бухгалтер Начальники смен Мастера (на каждом участке по 2) Руководители лабораторий. Персонал управления производства подбирается с учетом следующих критериев: компетентность, инициативность, способность к нестандартному мышлению, адаптация в условиях перехода к рыночной экономике, организационные способности. 3.Оценка рисков и меры по их снижению. В ходе реализации указанного проекта могут возникнуть ситуация приводящия к изменению хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Среди рисков наиболее существенное влияние могут оказать: Инвестиционный риск É увеличение объема инвестиций за счет удорожания строительства и оборудования; É увеличение процентной ставки за кредит и изменение условий лизинга. Из перечисленных выше факторов наибольшее влияние на эффективность проекта оказывает объем инвестиций. Увеличение объема инвестиций на 50% ведет к снижению внутренней нормы рентабельности до 5,2%. Производственный риск Производственный риск состоит в способности на постоянной основе в соответствии с графиком производить необходимое количество с заданной себестоимостью керамической плитки определенного качества. Производственный риск может быть подразделен на четыре составляющие: ¨ доступность сырья и стабильность его цен; ¨ производственные возможности оборудования; ¨ способность наладить новый производственный процесс с планируемым выходом годных керамических плиток; ¨ доступность коммунальных услуг. Наибольшие изменения на чистый приведенный доход оказывают прямые издержки (стоимость сырья и материалов). Маркетинговый риск Маркетинговый риск заключается в способности ООО «Калужская плитка» продать свою продукцию и желание потенциальных клиентов ее приобрести. Основываясь на результатах анализа исследования рынка керамической плитки можно предположить, что маркетинговый риск будет минимальный. При снижении объема сбыта продукции свыше 50% внутренняя норма рентабельности становится отрицательной. Для преодоления возможного низкого уровня сбыта продукции из-за низкой платежеспособности основного массового потребителя разработана маркетинговая стратегия ценообразования, позволяющая обеспечить сохранение низких цен и сохранить хорошее качество продукции: · экономии на административных расходах; · не высокой нормы прибыли; · снижение реализационных расходов. При снижении отпускной цены свыше 30% внутренняя норма рентабельности становится отрицательной. Пути и методы снижения риска в деятельности фирмы. Основные методы уменьшения риска: · привлечение к разработке проекта компетентных партнёров, компаньонов и консультантов; · глубокая предпроектная проработка сопутствующих проблем; · прогнозирование тенденций развития рыночной конъюнктуры, спроса на данную продукцию или услуги; · распределение риска между участниками проекта, его соисполнителями; · распределение средств на покрытие непредвиденных расходов. Заключение По итогам проведённого исследования можно сделать следующие выводы: Для того, чтобы бедующая фирма успешно функционировала и развивалась необходимо прежде всего отдавать себе отчёт о том, чем фирма будет заниматься и на каком рынке будет вести свою деятельность. Необходимо чётко планировать свою деятельность, ведь тот кто неудачно планирует, тот планирует неудачу. Предприниматель должен знать своих конкурентов «в лицо» и иметь возможность поставлять на рынок товар, который бы имел явное конкурентное преимущество, т.е. был лучше, чем у конкурентов. Один из наиболее важных аспектов–это сбытовая и маркетинговая концепция, т.е. поиск рынков сбыта и планирование реализации продукции, а также выявление той рыночной ниши, которую может занять предприниматель. После того как собрана вся необходимая информация, можно приступить к составлению бизнес-плана. Бизнес-план позволит полностью спланировать всю деятельность фирмы и предостеречь от возможной неудачи. Для его составления необходимо быть компетентным в очень большом количестве вопросов. В бизнес-плане отражаются все вопросы, касающиеся деятельности фирмы: начиная месторасположением фирмы, вплоть до экспорта товара за рубеж. Бизнес-план должен отражать только достоверную информацию, какой бы она ни была. От этого зависит будущие вашей фирмы, ошибка может очень дорого стоить и вам и инвесторам. Неотемлимой частью бизнес-плана являются риски проекта–это те факторы, которые могут изменяться на рынке и на предприятии, вследствие чего предприниматель может потерпеть крах, на них следует обратить особое внимание. Подводя итог можно сказать следующие, что предприниматель должен быть компитентным во многих областях, иметь соответствующий характер, который позволит ему и его фирме добиться блестящих результатов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.