Содержание
Общая характеристика свободных экономических зон в Европе
Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь.
Перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь
Резюме
Литература
Общая характеристика свободных экономических зон в Европе.
Сегодня в мире действует около 4000 различных видов свободных экономических зон (далее – СЭЗ), что свидетельствует об огромной популярности подобных экономических образований в мире. Впервые они появились в Западной Европе. Теперь же они распространились по всему миру. Е. Верба, в своей статье, отмечает: “Создание свободных экономических зон рассматривается многими странами как средство, позволяющее привлечь в инвестиционную сферу иностранный и национальный капитал, расширить экспорт продукции (работ, услуг), обеспечить рост валютных поступлений, получить доступ к новым технологиям, повысить занятость населения, получить новые возможности для подготовки и переподготовки кадров, внедрения на практике передового мирового опыта в сфере организации, управления, насытить внутренний рынок высококачественными товарами.” [1, с. 3.]
Прежде чем перейти к рассмотрению проблем и перспектив развития СЭЗ в Республике Беларусь, представляется необходимым сделать краткий обзор уже сложившейся ситуации в Европе. Это обусловлено тем, что, во-первых, Европа накоплен самый богатый опыт по работе в условиях СЭЗ; во-вторых, знакомство с методами и опытом работы соседей может оказаться полезным при создании собственных СЭЗ.
СЭЗ в Европе используются в качестве инструмента региональной политики. В этих зонах действуют различные формы льгот: налоговые, таможенные, экспортно-импортные, банковские и др. Существует достаточно большое число разновидностей СЭЗ в Европе. Деление зон на виды обусловлено различными видами деятельности, осуществляемыми в этих СЭЗ, хотя нередки случаи, когда в зоне осуществляются сразу несколько видов хозяйственной деятельности. Основными видами СЭЗ, распространенными в Европе, являются: таможенные склады; свободные таможенные зоны; объединенные зоны; зоны, ориентированные на экспорт; особые экономические зоны; зоны оживления; зоны свободной банковской активности; зоны свободной страховой активности; отрасле-специфичные зоны.
Наиболее распространенными являются следующие виды СЭЗ:
1. Свободные таможенные зоны. Признаком такой зоны является концентрация отраслей промышленности и наличие таможенных облегчений, что создает условия для распределения товаров внутри и вне этой зоны.
2. Объединенные зоны. Признаками этих зон выступают чистая торговая деятельность, промышленное производство, внешняя торговля. Наблюдается также развитие сферы услуг.
3. Экспортно-ориентированные зоны. Идея создания таких зон основана на международном разделении труда. Эти зоны создаются, прежде всего, для производства иностранными инвесторами продукции, которая затем экспортируется в другие страны. В том случае, когда не удается реализовать всю продукцию за рубеж, разрешается ее продажа на внутреннем рынке.
4. Особые экономические зоны. В них наблюдается наличие признаков, присущих всем зонам: чистая торговая деятельность, промышленное производства, сфера услуг, внешняя торговля, пространственные ограничения. Такие зоны, как правило, ориентированы на развитие внешней торговли.
5. Зоны оживления. Пользуются популярностью в некоторых странах в качестве средства экономической стимуляции развития старых регионов.
Привлечение капитала в СЭЗ и, как следствие, развитие СЭЗ обусловлены следующими стимулами:
1. Монетарное побуждение. Под этим подразумевается снижение налогов на прибыль корпораций.
2. Таможенные льготы. В данном случае все сводится, как правило, к отмене импортных пошлин.
3. Наличие таможенно свободного ввоза для предприятий, в том числе и оборудования. Для предприятий, насытивших внутренний рынок продукцией или предприятий, экспортирующих высококачественную продукцию, могут быть отменены экспортные пошлины.
4. Фискальные облегчения (разновидность монетарных облегчений). Здесь, в первую очередь, идет речь об амортизационных отчислениях, наряду с политикой снижения налогов для предприятий малого и среднего бизнеса в начале инвестиционного периода. Это способствует ускорению процесса реинвестирования, что особенно актуально для зон оживления.
5. Немонетарные причины. К ним относится государственное регулирование предпринимательской деятельности, а также оказания консультаций и предоставление бесплатной информации для субъектов хозяйствования.
Следует также отметить, что в зонах свободной банковской деятельности практикуется также отмена нормы обязательных резервов, требований к размеру собственного капитала. Для зон свободной страховой активности благоприятствующим фактором выступает отмена определенного страхования. Поскольку эти зоны, как правило, действуют в совокупности с другими, эти льготы дополняют общий набор льгот.
Таким образом, кратко охарактеризовав европейские СЭЗ, можно перейти к рассмотрению проблем и перспектив развития СЭЗ в Республике Беларусь.
Проблемы развития свободных экономических зон
в Республике Беларусь.
В соответствии с Законом Республики Беларусь о свободных экономических зонах, вступившим в силу 23 декабря 1998 года, СЭЗ – это часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычны, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
В Беларуси процесс функционирования СЭЗ начался лишь декабре 1996 года, когда были выделены средства и начала формироваться администрация СЭЗ “Брест”. Вряд ли можно говорить о неких устоявшихся тенденциях функционирования СЭЗ в Беларуси по прошествии столь короткого периода. Однако уже имеется достаточно четкий круг проблем, с которыми сталкиваются резиденты этой СЭЗ, потенциальные инвесторы, а также администрация СЭЗ.
Развитие СЭЗ в Республике Беларусь сопряжено с рядом проблем, которые можно условно подразделить на глобальные и проблемы, связанные с функционированием конкретной СЭЗ. К общим вопросам можно отнести следующие:
1. Имеет место точка зрения, что при создании СЭЗ достаточно предоставить налоговые, таможенные и другие льготы, и иностранный капитал рекой польется в страну, что позволит решить насущные проблемы региона и страны в целом. При этом часто упускается из вида необходимость разработки механизма функционирования каждой конкретной зоны, без чего достижение поставленных перед зоной целей и задач невозможно.
2. Отсутствует Программа создания и развития СЭЗ в Республике Беларусь, в которой, помимо перечня создаваемых зон, для каждой СЭЗ были бы четко указаны задачи и цели, этапы становления, приоритетные отрасли, объем инвестиций и источники их привлечения.
3. Также отсутствует и методика расчета эффективности создания и функционирования СЭЗ. Подобная методика должна включать в себя расчет затрат (объем необходимых инвестиций, снижение доходов бюджета, связанное с предоставлением налоговых и таможенных льгот, и т. д.), доходов от функционирования СЭЗ (рост валютных поступлений, рост объемов экспортно-импортных операция, объем привлечения иностранных инвестиций, рост доходов в перспективе и т. д.), а также интегральных показателей эффективности.
В то время как необходимость создания СЭЗ в Республике Беларусь редко вызывает сомнения, наличие подобных проблем позволяет усомниться в целесообразности создания и получении ожидаемого эффекта от той или иной СЭЗ. Так, например, мировой опыт показывает, что для того, чтобы привлечь $1 иностранных инвестиций в СЭЗ, необходимо вложить в развитие зоны около $4 собственных средств, а первоначальные затраты на одно рабочее место составляют $5 тысяч. На первых порах на это, как правило, расходуются бюджетные средства. Возникает вопрос: справится ли бюджет Республики Беларусь с такой дополнительной нагрузкой в расходной части? Опыт создания и функционирования СЭЗ в России показывает, что в условиях, когда цели и задачи СЭЗ четко не сформулированы или неконкретны (что, без сомнения имеет место у нас), объем привлекаемых инвестиций невелик, а бюджету наносится невосполнимый урон в виде снижения доходов бюджета, в результате предоставленных налоговых, таможенных и других льгот, и увеличения расходов, связанных с созданием СЭЗ.
Помимо глобальных проблем, процесс функционирования СЭЗ “Брест” выявил следующие проблемы:
1. Налоговые и таможенные льготы. Основными налоговыми льготами в зоне являются: уплата всего 7 налогов и сборов резидентами зоны; сниженные на 50% ставки налога на доход и прибыль и НДС; освобождение от налогов приоритетных по профилю деятельности предприятий; освобождение от налога на прибыль при реализации продукции собственного производства на протяжении 5 лет; установление ставки налога на прибыль при реализации на экспорт не менее 70% продукции собственного производства. Что касается таможенных пошлин, то, в соответствии с Законом Республики Беларусь о свободных экономических зонах, при ввозе не территорию СЭЗ иностранных и отечественных товаров ничего, кроме платы за таможенное оформление, не взимается. При вывозе с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные пошлины не взимаются, за исключением сбора за таможенное оформление, если товар происходит с территории Республики Беларусь. Если же товар не происходит с территории Республики Беларусь, то все налоги и таможенные пошлины взимаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Вместе с тем отмечается, что для успешного функционирования этих льгот явно не хватает, так как они:
a) Не подкрепляются гарантиями свободного изъятия капитала.
b) Не достаточно проработаны с точки зрения реинвестиции прибыли.
c) Не достаточно распространяются на участие национального капитала.
Кроме того, есть и другая сторона проблемы. Поскольку эти льготы также распространяются на те виды деятельности, которые хорошо развиты в стране, возникает опасность конкуренции товаров, производимых резидентами СЭЗ, с товарами, отечественных производителей. Так, например, из 43 резидентов СЭЗ, 6 занимается производством мебели. [4, с. 16.]
2. Валютное регулирование. На территории СЭЗ следует установить отличный от остальной территории Республики Беларусь порядок валютного регулирования. Ограничения в очередности платежей, валюты платежа, купли-продажи валюты по рыночному курсу недопустимы в условиях СЭЗ.
3. Страховое и банковское регулирование. На сегодняшний день резиденты могу самостоятельно выбирать страховую компанию. Что касается финансовых посредников, то на территории зоны действует пока только филиал Национального банка, функции которого, по определению, не соответствуют целям СЭЗ. Для создания коммерческой инфраструктуры необходимо создать условия (решить вопросы создания обязательных резервов банков, минимального размера уставного капитала, соотношения собственных и привлеченных средств банков и т. д.) для привлечения в зону банков, страховых компаний, финансовых компаний и других финансовых посредников, что позволит обеспечить доступ резидентов к финансовому (в том числе и иностранному) капиталу. Эта проблема особенно актуальна в свете того, что мировой тенденцией развития СЭЗ является ориентация большинства из них на оказание банковских, страховых и других финансовых услуг.
4. Источники финансирования СЭЗ. В соответствии с Законом Республики Беларусь о свободных экономических зонах, СЭЗ имеет самостоятельный бюджет, который входит в состав республиканского бюджета отдельной строкой. Что касается финансирования создания и развития СЭЗ, то оно осуществляется за счет средств бюджета СЭЗ, который формируется из республиканского бюджета и других источников, причем в законе эти источники не указаны. Представляется необходимым разработать принципы и порядок формирования бюджета СЭЗ в части доходов и расходов, что связано с определением и формированием соответствующих статей. Кроме этого, Кабинет Министров Республики Беларусь утвердил положение о создании фонда развития СЭЗ. Однако, анализ доходных статей этого фонда показывает, что объемы привлеченных средств в этот фонд, по крайней мере, на стадии становления и развития СЭЗ, будут более чем скромными. Отсутствует также процедура привлечения заемных средств. Анализ показывает, что основным источником финансирования зоны, особенно в период становления, следует считать бюджет. Опыт также показывает, что широко используются льготные кредиты (под 6-10% в валюте), налоговые кредиты, средства местных бюджетов, средства резидентов зоны, а также средства предприятий, созданных с участием отечественных производителей за пределами СЭЗ. Средства иностранных инвесторов, даже в сформировавшихся СЭЗ, составляют всего лишь от 1/5 до 1/3 от общего объема инвестиций.
5. Собственность на землю и рентные отношения. Администрация СЭЗ “Брест” имеет право заключать договор об аренде земельного участка сроком на 99 лет, в то время как срок функционирования зоны определен в 50 лет. Кроме того, СЭЗ может быть ликвидирована по решению Президента Республики Беларусь. Все это, без сомнения, отпугивает потенциальных инвесторов. Представляется целесообразным введение в зоне собственности на землю. Вообще, в модели рентных отношений, как рычага привлечения капитала, следует учитывать следующие факторы: размер земельного участка, направление землепользования, направление деятельности резидентов, величину и вид инвестиций, осуществляемых инвестором, и т. д. Для придания большей уверенности инвесторам, можно было бы ввести также верхнее ограничение на ставку арендной платы за землю.
Решение этих проблем будет, несомненно, способствовать процессу экономически эффективного создания и функционирования СЭЗ в Республике Беларусь.
Перспективы развития свободных экономических зон
в Республике Беларусь.
Как уже отмечалось выше, процесс создания СЭЗ в Республике Беларусь начался сравнительно недавно. Уже создана и функционирует СЭЗ “Брест”. С учетом опыта этой зоны предполагается создать СЭЗ “Минск” и “Гомель-Ратон”.
СЭЗ “Минск”.
Идея создания СЭЗ “Минск” родилась в результате анализа экономической ситуации в Минском регионе, который показал, что ряд территорий этого региона имеет высокие потенциальные возможности, которые настоящее время используются недостаточно эффективно.
Аэропорт “Минск-2”, расположенный в Смолевичах, является самым крупным аэропортом страны и работает круглосуточно в течение всего года. В его распоряжении имеется автоматизированный грузовой склад с пропускной способностью 300 тонн в сутки. Аэровокзал рассчитан на обслуживание 5 миллионов пассажиров в год. В настоящее время эти возможности аэропорта используются далеко не в полной мере, деловая активность слабая. Это не позволяет накапливать достаточно ресурсов для модернизации комплекса и поддержания качества услуг на мировом уровне.
На юго-востоке Минска находится крупный промышленный узел “Шабаны”. Он представляет собой конгломерат строительных предприятий, предприятий транспорта, а также комплектовочных и сервисно-складских баз. В этом районе также имеются разветвленные инженерные и транспортные коммуникации, не зависимы от застройки территории. Сейчас загрузка имеющихся предприятий составляет от 40 до 60%, остается большим число недостроенных объектов.
Предполагается, что в состав СЭЗ “Минск” войдут 8 территориальных единиц, общей площадью 1390 гектаров. Среди них территории Минска, Минского и Смолевического районов, аэропорта “Минск-2”.
Для потенциальных резидентов зоны предусмотрены определенные налоговые льготы. Всего в СЭЗ “Минск” будут взиматься 6 налогов. Ставки налогов на прибыль и НДС снижены на 50%. Резиденты освобождаются на 5 лет от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации продукции и услуг собственного производства. Кроме того, прибыль, направляемая на инвестиции в Республике Беларусь, будет также освобождаться от налогообложения.
Планируется, что СЭЗ “Минск” будет функционировать 30 лет.
СЭЗ “Гомель-Ратон”.
Анализ предприятий и территории северного промышленного узла Гомеля позволяет предположить, что трансформация этих территорий и объектов в СЭЗ приведет к более экономически эффективному их использованию, чем в настоящее время.
НПО “Ратон” – государственное предприятие, специализирующееся в области разработок и производства наукоемкой высокотехнологичной продукции. Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен: от высокоточного специального радиотехнологического оборудования и измерительной техники до товаров народного потребления.
Международный аэропорт “Гомельавиа” является вторым по объему перевозок аэропортом в Республике Беларусь. Создание СЭЗ в регионе будет способствовать развитию внешнеэкономических связей, что может положительно повлиять на объемы, как грузоперевозок, так и увеличить пассажиропоток в регионе. Предполагается, что также будет расти объем международных грузовых и автобусных перевозок.
Общая площадь СЭЗ “Гомель-Ратон” составляет 4300 гектаров. Выбор той территории и находящихся на ней объектов обусловлен выгодным географическим положением, развитой инфраструктурой (до аэропорта 8 км, близость железнодорожного и шоссейного узлов), устоявшимися связями со странами ЕС.
Что касается налоговых льгот, которые будут предоставляться резидентам СЭЗ “Гомель-Ратон”, то они идентичны налоговым льготам, которые будут предоставляться резидентам СЭЗ “Минск”. СЭЗ “Гомель-Ратон” планируется создать сроком на 50 лет.
Помимо этих льгот администрации обеих СЭЗ будут предоставлять резидентам дополнительные льготы в зависимости от объема инвестиций, качества создаваемых рабочих мест, экспортной квоты предприятий и глубины переработки продукции. Администрациям СЭЗ будут переданы земли и расположенная на них недвижимость с предоставлением полномочий по сдаче их в аренду или отчуждению от имени государства, либо местных органов управления. Кроме того, необходимо особо отметить, что одним из принципов создания СЭЗ “Минск” и “Гомель-Ратон” является то, что условия хозяйствования для резидентов СЭЗ не могут быль изменены в худшую сторону.
Резюме.
Представленный доклад имел своей целью охарактеризовать некоторые аспекты проблем и перспектив развития СЭЗ в Республике Беларусь.
В первой части дан общий обзор европейской практики. Представлены наиболее распространенные в Европе виды СЭЗ, а также стимулы, способствующие привлечению капитала в эти СЭЗ.
Во второй части рассмотрены проблемы развития СЭЗ в Республике Беларусь. Эти проблемы можно условно разделить на глобальные и проблемы, выявленные в результате функционирования СЭЗ “Брест”.
К общим проблемам относятся:
1. Не всегда адекватное понимание функций и задач, решаемых СЭЗ.
2. Отсутствие Программы создания и развития СЭЗ в Республике Беларусь.
3. Отсутствие механизма расчета эффективности создания и функционирования СЭЗ.
Проблемы, выявленные в процессе функционирования СЭЗ “Брест” затрагивают следующие вопросы:
1. Налоговые и таможенные льготы.
2. Валютное регулирование.
3. Страховое и банковское регулирование.
4. Источники финансирования СЭЗ.
5. Собственность на землю и рентные отношения.
В третьей части рассмотрены перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь на примере СЭЗ “Минск” и “Гомель-Ратон”. Представлена краткая характеристика территорий и объектов, которые планируется включить в эти СЭЗ. Дан обзор льгот, которые планируется предоставлять резидентам этих СЭЗ.
Литература.
1. Верба Е. Нужные свое и четкие зоны // Финансы, учет, аудит. – 1998. - № 6.
2. “Агентство по развитию” намерено развивать: интервью с главой администрации СЭЗ “Минск” Н. Цедриком // Финансы, учет, аудит. – 1998. - № 6.
3. Рудковский И. Такими они должны быть … // Финансы, учет, аудит. – 1998. - № 6.
4. Абрамчук С. Анклаву необходима нормативная база // Финансы, учет, аудит. – 1998. - № 6.
5. “Престижно и надежно вкладывать инвестиции в свободные экономические зоны”: интервью с первым вице-премьером Совета Министров Республики Беларусь Петром Прокоповичем // Человек и экономика. – 1997. - № 9.
6. Кривецкий Н. “СЭЗ – это плацдарм для апробирования и внедрения новых экономических отношений” // Человек и экономика. – 1997. - № 9.
7. Кубатин Н. “Когда придет иностранный инвестор?” // Человек и экономика. – 1997. - № 9.
8. Петровская Л. Данильченко А. Что годится для Ирландии, не подходит Италии // Человек и экономика. – 1997. - № 9.
9. Закон Республики Беларусь “О свободных экономических зонах” // Национальная экономическая газета. – 1998. - № 51.