Реферат по предмету "Экономика"


Резервы снижения себестоимости продукции на предприятии

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие себестоимости продукции и ее структура 1.2. Экономические факторы, влияющие на снижение себестоимости продукции 2. РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (на примере парфюмерной фирмы "Lori Selaks") 2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия (на примере парфюмерной фирмы "Lori Selaks") 2.2. Мероприятия по снижению себестоимости парфюмерной отдушки, выпускаемой предприятием "Lori Selaks" ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях – максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Спрос во многом определяется ценой товара или услуги. В связи с этим актуализируется проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства. То есть все большую актуальность приобретает проблема снижение себестоимости. Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления. Между себестоимостью продукции и ценами на нее существует тесная взаимосвязь. На базе себестоимости строятся цены. В свою очередь, цены на средства производства оказывают большое влияние на себестоимость продукции, которая изготовляется с использованием этих средств производства. Эта взаимосвязь учитывается при планировании, анализе себестоимости продукции и установлении цен на нее. В себестоимости продукции отражаются текущие затраты предприятия по основным направлениям его деятельности: выполнению подготовительных работ, осуществлению работ, непосредственно связанных с производством и управлением этим процессом, совершенствованию техники, технологии и организации производства, а также по стандартизации и повышению качества продукции, улучшению условий труда, охране природы. Цель данной работы – выявление и анализ резервов снижения себестоимости. Также в работе выдвигаются следующие задачи: – определение понятия резервы снижения себестоимости; – рассмотрение факторов, влияющих на резервы снижение себестоимости; – анализ снижения резервов себестоимости конкретных видов продукции. Объектом исследования являются резервы снижения себестоимости и факторы, влияющие на них. Работа состоит из двух частей – теоретической и расчетной. В работе представлены библиографический список и приложения. 1. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1. Понятие себестоимости продукции и ее структура При осуществлении хозяйственно-производственной деятельности на любом предприятии естественным образом потребляются сырье, материалы, топливо, энергия, работникам выплачивается заработная плата, отчисляются платежи на их социальное и пенсионное страхование, начисляется амортизация, а также осуществляется еще ряд необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Чтобы подсчитать сумму всех расходов предприятия, их нужно привести к единому знаменателю, то есть представить в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость. Себестоимость продукции (работ, услуг) является комплексным показателем, на основании которого можно судить об эффективности использования предприятием различных видов ресурсов, а также об уровне организации труда на предприятии. Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. В себестоимость включают все затраты предприятия на производство и сбыт данной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость продукции или услуги – один из важнейших экономических показателей деятельности предприятий, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции или услуги Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция или предлагаемые услуги Структура себестоимости имеет ряд составляющих. Основным среди них является оплата труда. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата). Расходы предприятий, включаемые в себестоимость продукции, делятся на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции и учитываемые прямым путем по ее отдельным видам: стоимость основных материалов, топлива и энергии на технологические нужды, заработная плата основных производственных расходов и др. К косвенным расходам относятся затраты, которые невозможно или нецелесообразно прямо относить на себестоимость конкретных видов продукции: расходы цеховые, общепроизводственные по содержанию и эксплуатации оборудования. Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность производственного предприятия. Себестоимость продукции – это затраты предприятия в денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность. В Большом экономическом словаре, составленном Борисовым А.Б., себестоимости дано следующее определение: это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Анализ себестоимости позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости.
Планирование и учет себестоимости ведется по элементам затрат и калькуляции затрат. Регулировка по элементам затрат необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость и т.д., трудоемкость, фондоемкость и установить влияние научно-технического прогресса на структуру затрат. Затраты: 1) сырье, материалы - материальные, 2) ЗП – на оплату труда и социальные нужды, 3) амортизация ОС, 4) затраты прочие (аренда .). Удельный вес каждого элемента затрат к общей схеме себестоимости сравниваем с планом, с прошлым годом и т.д. Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции указывает: куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для начисления себестоимости отдельных видов изделий в многокомплектном производстве. Основные статьи калькуляции: сырье, материалы, возвратные отходы, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная ЗП производственных рабочих, отчисление на социальное страхование, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, обще производственные и общехозяйственные расходы (ЗП бухгалтера), коммерческие расходы (ЗП директора), потери от брака. Различают затраты прямые и косвенные. Прямые относятся на объект калькуляции прямо, а косвенные – путем распределения нескольких видов продукции, пропорционально соответствующей базе. 1.2. Экономические факторы, влияющие на снижение себестоимости продукции При анализе фактической себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения чаще всего используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства – средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь. Ряд авторов (Н. А. Лисицын, Ф. П. Висюлин, В. И. Выборнов и др) предлагает экономию, обусловливающую фактическое снижение себестоимости, рассчитывать по следующему составу факторов: 1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства. 2. Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства. При улучшении использования основных фондов снижение себестоимости может происходить в результате повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово-предупредительного ремонта; централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов. 3. Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости. Относительную экономию на условно-постоянных расходах предлагается определять по формуле: (1.1) ЭП = (Т * ПС) / 100, где ЭП – экономия условно-постоянных расходов ПС – сумма условно-постоянных расходов в базисном году Т –. темп прироста товарной продукции по сравнению с базисным годом 4. Улучшение использования природных ресурсов. Этот фактор может включать в себя изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений, объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат. Данные факторы снижения себестоимости и резервы могут суммироваться в окончательных выводах, и определять суммарное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат на единицу продукции. 2. РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (на примере парфюмерной фирмы "Lori Selaks") 2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия (на примере парфюмерной фирмы "Lori Selaks") Отдушки в парфюмерной промышленности применяются как ароматы парфюмерных композиций для производства мыла, жидких моющих средств, стиральных порошков, освежителей воздуха, дезодорантов. Отдушки – это вещества, содержание которых в косметике ничтожно мало, – вызывают большое беспокойство у потребителей. Отдушки вводятся в косметические изделия для того, чтобы замаскировать запах исходного сырья, придать изделию приятный аромат или даже . – "натуральный" запах. Часто крем или шампунь, соблазнительно пахнущий травами, содержит вместо душистых растительных экстрактов искусно подобранные отдушки. В идеале отдушки должны выполнять только одну функцию – придавать изделию специфический запах и не оказывать на кожу никакого эффекта (ни хорошего, ни плохого). Природные эфирные масла представляют собой смесь многих компонентов, среди которых могут быть и те, которые не пахнут. Такие компоненты являются лишним балластом, поскольку не несут какой-либо функциональной нагрузки. Любое вещество (даже самое, на первый взгляд, безобидное – например, белки молочной сыворотки) может быть аллергеном. Поэтому, чтобы минимизировать риск возникновения нежелательных кожных проблем, на предприятии Lori Selaks не вводят в состав косметического средства ненужные компоненты. С этой точки зрения качественные синтетические отдушки имеют преимущество перед натуральными эфирными маслами, поскольку представляют собой "химически чистые" вещества, освобожденные от сопутствующих соединений. Особо подчеркнем, что качество синтетической отдушки "определяется степенью ее очистки от растворителей и примесей. Хорошие синтетические отдушки достаточно дороги и используются в высокой парфюмерии и элитной косметике.
Фирма Lori Selaks производит парфюмерные отдушек хорошо знакомые на междунорадном рынке в том числе отдушки для пеномоющих средств, шампуней и бытовой химии. – Цитрусово-фруктовая линия; – Яркий аромат экзотических фруктов; – Черные и красные ягоды; – Зеленое спелое яблоко;
– Лимонный; – Сильный, лимонный, стойкий; – Насыщенный, апельсиновый; – Травяная линия; – Цветочная линия; – Водорастворимые отдушки; – Отдушки для стиральных порошков и туалетного мыла; – Отдушки для косметико-гигиенических средств; – Композиции-базы для производства массовых сортов парфюмерии. Большое внимание уделяется самому процессу создания аромата путе построения матрицы взаимодействия оттенков запахов и сенсорному анализу. Это позволяет оптимально подобрать качество ароматизатора. Также производится и продается крупным и мелким оптом: * одеколон "Нercogs Jekabs"; * лосьоны, фитолосьоны; * шампунь "Sella" для всех типов волос; * пудра для ног; * средство для загара "Solarijs"; * ароматизаторы воздуха "Brinums" для салонов автомобилей; * ароматизаторы пепельниц для автомобилей; * ароматизаторы воздуха "Brinums" для помещений; * ароматизаторы пепельниц для дома и офисов; * средства против моли "Brinums"; * средство от комаров; * зоошампуни для собак и кошек; * средство "Polidermatins" для лечения ушного клеща и паразитальной экземы у домашних животных (кошек, собак, крыс). Цена 1.48 Ls. * противопаразитная пудра для домашних и сельскохозяйственных животных. * ветеринарный инсектицид (5% пермитрин) для домашнего скота. * стиральные порошки: "Lotos" (развесной), "Loriel" (автомат, универсальный), "Bernu", "Lotos Ekstra", "Lotos M", "Universal 2000"; * моющее средство "Istra-Luks"; * гель "Istra-Activ" для чистки унитазов. Также фирма Lori Selaks производит несколько сотен разновидностей парфюмерной отдушки. Таким образом, ароматика Lori Selaks для бытовой химии и парфюмерно-косметических товаров отличается высочайшим качеством при умеренной цене. Каждый продукт подвергается тестированию на всех стадиях производства. Превосходные технические показатели отдушек, по мнению профессионалов, неизменно способствуют улучшению свойств конечного продукта. 2.2. Мероприятия по снижению себестоимости парфюмерной отдушки, выпускаемой предприятием "Lori Selaks" Управление себестоимостью продукции включает планирование, учет, регулирование, отчет и принятие мер по ее снижению. В этих целях используется система показателей себестоимости, которая в современный период представлена следующем. 1. Смета затрат на производство (по экономическим элементам затрат). 2. Себестоимость всей товарной продукции (по статьям калькуляции). 3. Себестоимость единицы важнейших изделий 4. Затраты на одну условную единицу товарной продукции: (2.1) где 3 – затраты на 1 $ товарной продукции, Сп – сумма полной себестоимости товарной продукции, $ ТП – сумма товарной продукции в действующих ценах, $ Чем ниже этот показатель, тем ниже себестоимость, больше прибыли от реализации товарной продукции, выше рентабельность продукции и производства. 5. Снижение затрат на один $ товарной продукции: (2.2) где Сс – процент снижения затрат на 1 $ товарной продукции, % Зо – затраты на 1 $ товарной продукции базового периода, Зп – затраты на 1 $ товарной продукции планового периода, В процессе управления при разработке мероприятий по снижению себестоимости экономическая оценка производится двумя методами - методом факторного счета и методом прямого счета. Расчет снижения себестоимости продукции методом факторного счета заключается в выявлении факторов, снижающих её и их экономической оценке по формуле: (2.3) где. Сс – снижение себестоимости, % И – изменение по данной статье калькуляции, экономическому элементу затрат, % Д – удельный вес данной статьи, элемента затрат в полной себестоимости, % Если, например, затраты сырья сокращаются в связи с внедрением новой ресурсосберегающей технологии на 2 % при удельном весе этой статьи расходов в полной себестоимости 80 %, то себестоимость продукции снизится на 1,6 % (2 х 80/100). Методика расчета снижения себестоимости прямым счетом производится аналогично методике определения экономии текущих затрат при внедрении новой техники или подобных мероприятий. В этом случае себестоимость рассматривается как совокупность материальных и трудовых затрат и накладных расходов на управление и обслуживание производством. Соответственно общая экономия на снижения себестоимости сложится из экономии на этих затратах: (2.4) где Эо – общая экономия от снижения себестоимости, $ Эм – экономия на материальных затратах, $ Эн/зп – экономия на заработной плате персонала со всеми начислениями по законодательству, $ Энр – экономия на накладных расходах, $ Экономия на материальных затратах определяется как: (2.5) где Ро – удельный расход материалов (сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива и энергии к др.) до внедрения, базовая. Рн – то же после внедрения, расчетная А – объем производства продукции в натуре Ц – цена за единицу материальных ресурсов, $ Экономия на накладных расходах определяется по формуле: (2.6) где Энр – экономия на накладных расходах, $ Снр – сумма накладных расходов в себестоимости всей товарной продукции, руб. Кр – коэффициент роста объема производства, доли ед. Ду-п – доля условно-постоянных затрат в накладных расходах, доли ед. (2.7) Таким образом, общая экономия на снижении затрат будет равна сумме экономии по материальным ресурсам, зарплате с начислениями и накладным расходам. Тогда процент снижения себестоимости составит: (2.8) где Сс – процент снижения себестоимости, % Эо – общая экономия затрат, $ Сп – полная себестоимость товарной продукции до внедрения мероприятия в сопоставимых объемах производства, $ Управление себестоимостью продукции представляет собой рутинный повторяющийся процесс, в ходе которого постоянно пытаются изыскать возможности обоснованного сокращения расходов и затрат. В рамках одного производственного цикла и в наиболее общем виде этот процесс может быть представлен в виде достаточно очевидных последовательных процедур:
· прогнозирование и планирование затрат (определяются долго- и краткосрочные тенденции изменения отдельных видов затрат, задаются их ориентиры, обеспечивающие выход на определенные значения показателей прибыли и рентабельности); · нормирование затрат (устанавливаются технически-обоснованные нормативы в натуральных и стоимостных оценках по отдельным видам затрат, технологическим процессам, центрам ответственности);
· учет затрат (учитываются затраты в заданной номенклатуре статей); · калькулирование себестоимости (распределяются фактические расходы и затраты на объекты калькулирования себестоимости, т.е. исчисляется фактическая себестоимость продукции); · анализ затрат и себестоимости (анализируются фактические затраты в сравнении с плановыми заданиями и нормативами, выявляются факторы, повлекшие значимые отклонения, определяются резервы снижения себестоимости); · контроль и регулирование процесса управления затратами (вносятся текущие изменения в систему управления затратами в случае отклонения от запланированной динамики затрат, уточняются системы планирования и нормирования). Как объект управления, предприятие Lori Selaks представляет из себя непрерывное (процессное) производство с коротким технологическим циклом и высоким уровнем автоматизации. Производство рассредоточено на нескольких промышленных площадках, существует крупный единый склад готовой продукции, развита дистрибьюторская сеть. Большое внимание уделяется постоянному совершенствованию дисциплины планирования и бюджетирования. В ближайших планах – расширение ассортиментного ряда готовой продукции (запуск новых технологических линий), внедрение сквозной (производство – склад) системы штрих-кодирования. До перехода на новую интегрированную систему в Lori Selaks используется учетная система на основе "1С". С целью снижения себестоимости на предприятии начиная с декабря 2002 года вводится новая комплексная система интегрированного учета. Внедрение данной технологии проходило в несколько этапов Задачи первого этапа (декабрь 2002 г- март 2003 г.): · Построение бизнес-модели функционирования интегрированной информационной системы предприятия; · внедрение системы складского учета, управления продажами и закупками; · внедрение системы планирования продаж, производства и закупок в натуральных и финансовых показателях. Задачи второго этапа (до августа 2003 г.): внедрение системы управления производством и калькуляции себестоимости; · внедрение финансовых модулей системы, включая главную книгу, счета дебиторов/кредиторов, систему финансовых планов и распределения затрат. Задачи третьего этапа (до конца 2003 г.): · внедрение системы управления качеством; · автоматизация управления транспортом и вспомогательным производством; · учет основных средств. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной курсовой работе рассмотрена себестоимость продукции и ее структура на предприятии, а также произведены вычисления по снижению себестоимости парфюмерной отдушки, выпускаемой предприятием Lori Selaks", занимающейся выпуском парфюмерной продукции. Проанализировав теоретический материал можно сделать следующие выводы: 1. Многочисленные факторы, влияющие на уровень и динамику себестоимости продукции, можно свести к следующим группам Факторов: 1.1. Факторы, улучшающие использование средств труда (основных фондов). 1.2. Факторы, улучшающие использование предметов труда (оборотных фондов и оборотных средств). 1.3. Факторы, улучшающие использование самого труда. 1.4. Факторы, улучшающие организацию производства, труда и управления. 2. Если улучшается использование всех основных элементов производства, в данном случае факторов, то себестоимость продукции обязательно снизится. К основным источникам, резервам снижения себестоимости в отраслевой экономике следует отнести следующие. 2.1. Всемерная замена дорогостоящих видов ресурсов на более дешевые. 2.2. Рост производительности труда темпами, превышающими темпы роста оплаты труда. 2.3. Максимальное снижение накладных расходов. 2.4. Полная ликвидация непроизводительных расходов. Выявленные факторы и резервы снижения себестоимости продукции реализуются определенными путями. В каждой отрасли промышленности, в том числе парфюмерной, эти пути будут конкретными. Однако для отраслей парфюмерной промышленности к наиболее важным и приоритетным следует отнести следующие. а\ Улучшение качества используемого сырья, увеличение полезных веществ в нем. б\ Сокращение затрат сырья и полезных веществ в нем на всех этапах транспортировки, хранения и переработки. в\. Оптимизация уровня концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства. г\. Совершенствование организации производства, труда и управления. Диверсификация производства. д\. Переход на более дешевые виды сырья, материалов, топлива и энергии. ЛИТЕРАТУРА 1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1997. 3. Волков О.И., Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы). – М.: ИНФРА-М, 2002. 4. Маркова В.Д. Разработка стратегии развития предприятия – требование времени. – М.: ЭКО, 1998 г. 5. Сергеев И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2002. 6. Журнал "Аудит и финансовый анализ", М., 2000. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Подбор направления запаха по желанию потребителя. Ценовой диапазон к выбранной покупателем отдушке с сохранением направления запаха. № Наименование Направление запаха Цена за 1 кг Отдушки для мыла 1 Ароматная Фантазийный 5,82 2 Алёнушка Цветочно-фантазийный 10,62 3 Белые цветы Букет белых цветов 23,22 4 Жасми Жасмин 15,08 5 Земляничная Земляника 13,86 6 Лаванда Лаванда 16,86 7 Ландыш Цветочный с оттенком ландыша 7,14 8 Морское Альдегидный, свежий с цветочным оттенком 14,70 9 Роза Роза 14,22 10 Ромашка Цветочный, ромашка 9,54 11 Русский лес Фантазийный с зелёно-пряным оттенком 14,22 12 Свежесть Свежий с фруктовой нотой 11,22 13 Семейная Фантазийный с хвойным оттенком 5,70 14 Сирень Сирень 14,36 15 Яблонька Зелёное яблоко 16,74 16 Фруктовая Персик 15,06 17 Волшебный аромат Фужер 14,58 Новинка Антибактериальное ср-во "Трикрозил” 32,00 Отдушки для СМС, чистящих средств 1 Весенняя Запах зелени, травы 6,54 2 Кристалл Свежий, цветочный 9,42 3 Ландыш Ландыш 7,26 4 Морской бриз Свежий, альдегидный 22,62 5 Цветочная Цветочный с нотой фиалки и жасмина 11,70 6 Санитарная Хвойный с цветочной нотой 6,90 7 Фруктовая Арбуз, дыня 23,10 Отдушки для шампуней 1 Алоэ Алоэ 17,62 2 Для сухой и жирной кожи Цветочный с запахом розы, герани 11,22 3 Женьшеневая Фантазийный 14,22 4 Золотистый Цветочный, герань, роза, жасмин, сирень, фиалка 11,82 5 Крапива Травянистый. крапивы 21,18 61 Лесной Лесной, хвойный 6,06 7 Малышам Цветочно-фантазийный 10,98 8 Мята Мята 12,78 9 Ромашка Цветочно-травянистый 11,10 10 Сирень Цветочный , сирень 12,06 11 Смородина Смородина 21,92 12 Фруктовая Фруктовый 9,54 13 Фантазия Апельсин с фруктовым оттенком, арбуз, дыня 10,98 14 Шиповник Шиповник, роза 15,18 1-200 кг. 15 Акация Цветочный, акация 9,80 16 Белые цветы Букет белых цветов 10,16 17 Земляничная Земляника 13,86 18 Мелисса Лимон с оттенком мяты 13,04 20 Морской бриз Свежий, альдегидный 22,62 21 Орхидея Цветочный, орхидея 11,70 22 Роза Роза 14,22 Композиции для одеколонов, духов 1 Сирень Сирень 14,70 2 Цитрон Цитрусовый 14,10 3 Цитрусовый Свежий с цитрусовой нотой 18,54 4 Шипр Свежий, древесный,цитрусовый с нотой дубового мха 11,10 Отдушки для лосьонов 1 Гигиенический Цветочно-фантазийный 35,22 2 Женьшеневый Фантазийный 14,22 3 Огуречный Свежий с нотой огурца 11,10 4 Утро Цветочно-фантазийный 12,90 5 Цитрусовый Свежий с цитрусовой нотой 18,54


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.