Реферат по предмету "Экономика"


Регулирование рынков несовершенной конкуренции

Содержание 1. Начнем с самого начала 2. Государственное регулирование a. Причины государственного регулирования b. Задачи государственного регулирования
c. Виды государственного регулирования рынков d. Государственное регулирование в России 3. Совсем чуть-чуть 4. Библиография Начнем с самого начала Изучая различные виды рынков, мы делим их все, вначале, на два типа: рынки совершенной и несовершенной конкуренции в зависимости от числа экономических агентов на рынке, дифференциации товара, доли отдельного продавца на рынке, наличия или отсутствия барьеров входа и выхода на рынке, доступности информации, степени рыночной власти продавцов. Но рынки совершенной конкуренции в жизни встречаются довольно редко (например, рынок сельско-хозяйственной продукции или рынок ценных бумаг), а вот с несовершенной конкуренцией (под ней мы подразумеваем монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию) мы встречаемся куда чаще. И поскольку продавцы на таких рынках обладают рыночной властью, то цены на их товары выше,чем на рынке совершенной конкуренции. А значит вмешательство государства и регулирование цен зачастую служит интересам покупателей, за исключением тех случаев, когда государство, например, поддерживая временно простаивающие заводы-гиганты, искусственно завышает цены на их продукцию. Поскольку монополистическая конкуренция довольно-таки близка к совершенной, то мы обратим своё внимание на государственное регулирование олигополий и монополий. Мы попытаемся разобраться в причинах и задачах регулирования их деятельности, рассмотрим ситуацию, сложившуюся в России в последнее десятилетие. Причины государственного регулирования Несмотря на наличие технической эффективности концентрации производства в руках одного предприятия, монополист или олигополист зачастую злоупотребляет своим положением. Это проявляется в завышении издержек или вздувании прибыли. А неоправданно высокие цены сводят на нет социальный эффект экономии от масштаба. Существуют два основных варианта экономического поведения продавца товара на неконкурентном рынке, позволяющие извлечь прибыль, существенно большую, чем в случае его действий на конкурентном рынке. 1. Стремление к извлечению экономической прибыли и назначение цены выше предельных издержек, в случае установления единой цены на товар для различных групп потребителей, приводит к сокращению объёма производства относительно конкурентного уровня и появлению DWL ("потерь мёртвого груза"). В условиях конкурентного рынка цена и объемы производства устанавливаются на том уровне, когда величина спроса равна величине предложения, и мы получаем равновесную цену Рс при объеме производства Qc. Если же рынок контролируется монополией, последняя будет определять объем производства, исходя из равенства кривых предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Тогда мы получим уровень производства, равный Q* (Q*Pc) 2. Стремясь минимизировать безвозвратные потери и захватить большую часть потребительского излишка, монополисты и олигополисты прибегает к ценовой дискриминации - назначению разных цен на один и тот же товар разным покупателям в зависимости от спроса. Для этого продавец должен располагает необходимой массой товарной продукции D(с), способной удовлетворить спрос группы покупателей с низкой платежеспособностью. А также данный товар должен быть неподходящим для длительного хранения и накопления, поскольку в противном случае появляется покупатель, приобретающий товар по низкой цене с целью последующей перепродажи по высокой. Самое главное условие заключается в возможности разделения групп потребителей по их платежеспособности посредством взимания разной платы за один и тот же товар. Процесс ценовой дискриминации является одной из форм перераспределения средств, поэтому ценовая дискриминация запрещается антимонопольным законодательством большинства развитых стран. Поскольку цены на продукцию монополий велики, то бывает так, что предприятия продают свои товары и услуги в кредит. А это всегда выливается в стремление потребителей задерживать платежи за потребленную продукцию. Таким образом, последствия монопольного поведения заключаются не только в уменьшении объемов производства, но и в создании предпосылок развития кризиса неплатежей. Распространение неплатежей – результат ценовой дискриминации экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства. Также необходимость регулирования цен в естественных монополиях и, в меньшей степени, в олигополиях обусловлена и тем, что механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике. Задачи государственного регулирования Мы посмотрели, почему государству необходимо регулировать деятельность олигополий и монополий. Но чего государство может добиться, «управляя» фирмами, действующими на рынке несовершенной конкуренции? Регулируя деятельность олигополий и монополий, государство может создать финансовую ситуацию, привлекательную для кредиторов и инвесторов, предложить покупателям более или менее доступные цены на продукцию монополистов; возможна разработка новой сетки тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей. Также государство может стимулировать предприятия-монополии к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д; может использовать возможности ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики, может управлять развитием экономики в регионах. Например, если сформулировать региональные проблемы, которые могут решаться с помощью тарифов на электрическую и тепловую энергию, то они заключаются в следующем: -выравнивание или дифференциация тарифов по субъектам Российской Федерации с целью обеспечения равномерного их развития; -управление режимами электро- и теплопотребления; -стабилизация экономического положения энергообъектов и их объединений при заблаговременно не запланированном снижении спроса на энергию; -стимулирование увеличения или снижения спроса на энергию отдельными потребителями или группами потребителей и соответственно регулирование их экономической активности. Как мы видим, спектор проблем, решаемых с помощью государственного регулирования рынков несовершенной конкуренции, очень широк, а значит, этот вид деятельности государства важен для нормального функционирования нашего общества. Виды государственного регулирования рынков Проводить регулирование рынков государство может двумя основными способами. Первый – установление налогов на производство. Второй – использование фиксированных цен (чаще - ценовых потолков). Но оба этих метода не всегда бывают эффективными с экономической точки зрения, а иногда вообще приводят к противоположному от требуемого результу. Давайте подробнее рассмотрим оба этих варианта.
Начнем с налогов. Этот метод не является экономически действенным, поскольку чаще всего налоговое бремя ложится на покупателей. Для примера рассмотрим введение потоварного налога, который официально оплачивает продавец. Первоначально равновесие находилось в точке, где цена равнялась P*, а количество составляло Q*. После введения налога в размере T за каждую единицу товара кривая предложения сдвинулась вверх на T единиц.
Следовательно, новое равновесие стало характеризоваться тремя величинами: Q’, P’, P”. А общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равняться площади прямоугольника P’ABP”. Стоит обратить внимание,что часть «налогового бремени» возлагается на покупателя. Получается,что введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объёма рынка, а также приводит к повышению цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижению цены, фактически получаемой продавцами. На рынках несовершенной конкуренции государство при установлении ценового потолка обычно задаёт цену, ниже равновесной. В этом случае мы получаем ситуацию дефицита товаров, разницу между имеющимся и требуемым количеством товаров государство может покрыть за счет доплаты производителям из налоговых поступлений (что и происходит в Московском метрополитене). Также возможна другая ситуация. Пусть правительство установило ценовой потолок ниже равновесной цены, а производители имеют нелегальную возможность продавать свой товар по более высокой цене на черном рынке (в случае разоблачения санкции применяются только к продавцам). Тогда линия предложения принимает положение S’. Разница P”-P’ является компенсацией за риск разоблачения. Вертикальная разница S’-S определяет строгость санкций за нарушение дисциплины цен. В результате весь товар уходит на черный рынок, а его цена оказывается даже выше равновесной (до вмешательства государства). Как мы видим, эти два метода регулирования рынков несовершенной конкуренции не являются идеальными, но все же с их помощъю можно достичь некоторых результатов. Государственное регулирование в России Наследством советского периода является наличие в законодательстве России многочисленных положений, позволяющих различным инстанциям вмешиваться в процесс ценообразования. Как известно, в советском законодательстве существовало понятие «государственная дисциплина цен», т.е. государство как владелец подавляющего массива собственности устанавливало цены на производимые товары и услуги. Перепродажа товаров, произведенных в государственном секторе, рассматривалась как «спекуляция», что влекло за собой уголовную либо административную ответственность. В конце 1991 г. одним из первых шагов реформаторского Правительства стала либерализация цен и правил торговли – указ «Об отмене ограничений на заработную плату и на прирост средств, направляемых на потребление» и указ «О мерах по либерализации цен» предусматривали снятие ограничений как на повышение заработной платы, так и на цены предприятий. Однако государственное регулирование цен было сохранено практически на все виды энергоносителей, услуги связи и транспорта, коммунальные услуги, а также многие потребительские товары – хлеб, молокопродукты, сахар, соль, растительное масло, водку и спирт, спички, лекарственные препараты и т.п. Затем, в течение 1992 – 1994 г. это перечень сокращался, и приобрел конечный вид в Указе Президента от 28 февраля 1995 г. N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». В Постановлением Правительства N239 (с последующими изменениями) был установлен список товаров, на которые органы федеральной исполнительной власти могут регулировать цены (например, цены на нефть, газ, электро- и теплоэнергию, на грузоперевозки, на услуги связи и услуги систем водоснабжения и канализаций). При этом органам исполнительной власти субъектов федерации было запрещено применять регулирование цен путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме продукции, товаров и услуг (п.7 Постановления). Казалось бы, система регулирования цен в РФ была близка к оптимальной – цены регулировались либо на продукцию естественных монополистов, либо на крайне ограниченную номенклатуру товаров первой необходимости. Однако на практике происходило иное. Во многом это было вызвано не только произволом региональных властей , но и крайней запутанностью законодательной и нормативной базы. До сих пор действует советский вариант Кодекса об административно – процессуальных нарушениях, ставящий своей задачей «охрану общественного строя СССР» – т.е. уже 10 лет несуществующего государства. В этом Кодексе предусмотрены штрафы и конфискация товара, перепродаваемого «по ценам, превышающим государственные розничные цены», а также в случае «спекуляции». Региональные власти и милиция активно пользуются этими положениями для поборов с предпринимателей. . Несовершенными можно назвать и меры по регулированию цен на алкогольную продукцию и лекарственные препараты. Регулирование цен на алкогольную продукцию крепостью выше 28% осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. N 131 «О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности», который в фискальных целях предусматривает установление минимальных цен на ликероводочные изделия. Право устанавливать эти цены передано Минэкономики по согласованию с Минсельхозпродом РФ. Таким образом возникает пространство для произвола. Еще более прискорбную ситуацию можно наблюдать имеем на лекарственном рынке. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 марта 1999 г. N 347 «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства» необходимо не только согласовывать цену с Минэкономики и Минзравом, но и региональным властям дается право устанавливать предельные торговые надбавки на лекарственные препараты. Причем размер этой предельной надбавки никак не нормирован. В постановлении речь идет о лекарственных препаратах в соответствии с неким перечнем «жизненно необходимых лекарств», однако он включает в себя сотни лекарственных препаратов, не говоря об их фармацевтических аналогах, и тем самым является практически всеобъемлющим. Ст. 424 п. 1 ГК РФ устанавливает, что государственное регулирование цен применяется только в установленных законом случае. Таким образом, все иные предписания субъектам предпринимательской активности, не согласованные с законодательством, выполнятся не могут. Однако законодательство, как это видно из предыдущего, практически не регулирует вопросы цен, все решения устанавливаются нормативными документами.
Совсем чуть-чуть Без государственного регулирования рынков несовершенной конкуренции жизнь современных обществ немыслема также, как она немыслема без монополий, олигополий и монополистичесой конкуренциии. Государственное регулирование - очень непростая задача, и в Российском законадательстве еще предостаточно пробелов в этой области. Но все же разрешение этой задачи необходимо для нормального функционирования экономики и стабильного развития общества.
Библиография 1. S.Fisher, R.Dornbusch, R.Schmalensee “Economics” McGraw-Hill, Inc.1988 2. Р.М.Нуреев “Основы экономической теории: Микроэкономики”, Учеб. для вузов.- М.: Высшю шк., 1996 3. “Экономическая школа”, Периодич.научно-популярный журнал.- С-П.: Печатный Двор, т.1 №1 1991 4. www.nns.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формирование графических навыков у дошкольников
Реферат Статистико-экономический анализ кадрового потенциала науки РФ Калужской области
Реферат Маркетинг-план спортивно-развлекательного клуба
Реферат АСПушкин в Москве
Реферат 3 Обзор макроэкономической ситуации и ее влияние на лизинг в 2002-2005 гг
Реферат Маркетинговое исследование рынка кинопродукции
Реферат Виртуализация как характерная черта информационного общества
Реферат Маркетинговая стратегия бутика "Pepper"
Реферат Маркетинговое исследование рынка
Реферат Маркетинговая среда предприятия по производству мороженого
Реферат Черниговско-Полтавская операция
Реферат Маркетингові дії залежно від етапів життєвого циклу товару
Реферат Моделирование непрерывно-стохастической модели на ЭВМ
Реферат Арбитражный управляющий - история и современность
Реферат Багговуты