Введение
Производственную базу по выпуску кондитерских изделий в России составляют предприятия, относящиеся ко многим отраслям пищевой промышленности (непосредственно кондитерской, а также, к хлебопекарной, консервной, пивоваренной, мясной, молочной, спиртовой, ликероводочной и винодельческой, мукомольной и др.), а также цеха при Рай(Гор)пищекомбинатах, Сельпо, Райпо, предприятия других отраслей промышленности (например, «Северсталь», машиностроительные заводы, «Алтайхимпром», коксохимический комбинат, угольный разрез и т.д.) и различные организации, такие как военно-сторожевая охрана, организация инвалидов, тюрьма и др.
По количеству предприятий, вырабатывающих кондитерские изделия, наибольший удельный вес занимают представители хлебопекарной промышленности - 58,6%, затем Рай(Гор)пищекомбинаты - 17,6%, а кондитерские предприятия - 9,3%, но они обладают 59,8%производственных мощностей и вырабатывают 66,5% всех кондитерских изделий. Хлебопекарные предприятия обладают 10% производственных мощностей и вырабатывают 18% изделий, а Рай(Гор)пищекомбинаты обладают 10% мощностей, удельный вес вырабатываемых ими изделий составляет - 11,6%.
Среднегодовая мощность предприятий, вырабатывающих кондитерские изделия в целом по России составила более 3 млн.тонн.
Наряду с положительными тенденциям в этот период прослеживаются и отрицательные тенденции:
ü высокие темпы старения оборудования, что наглядно подтверждается ростом коэффициентов износа основных фондов, и особенно. Машин и оборудования. Размеры коэффициентов износа основных фондов: 1997 г. – 0,46; 1998 г. – 0,52; 1999 г. – 0,6; 2000 г. – 0,62 и только в 2001 г. некоторое его снижение – 0,56, то же машин и оборудования: 1997 г. – 0,65; 1998 г. – 0,73; 1999 г. – 0,78; 2000г. – 0,79; в 2001 г. снижение до 0,65.
ü как следствие высокого износа оборудования - снижение коэффициентов годности основных фондов: 1997 г. - 0,54; 1998г. - 0,48; 1999 г. - 0,4; 2000 г. - 0,38, несколько повысился этот коэффициент в 2001 г. - 0,44, а по машинам и оборудованию размеры этих коэффициентов составили: в 1997 г. - 0,35; в 1998 г. - 0,27; в 1999 г. - 0,22; в 2000 г. - 0,21; в 2001г. - 0,35.
Причины, мешающие наиболее полному использованию производственного потенциала:
· наличие устаревшего оборудования и технологий
· отсутствие у предприятий средств на модернизацию
· высокие цены на услуги и продукцию естественных монополий
· зачастую отсутствие подготовленных кадров
· несовершенство законодательства
· наводнение рынка импортной продукцией и др.
Для улучшения использования производственного потенциала в работе предусмотрены современнейшие технологии производства кондитерских изделий и наиболее современное оборудование.
В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие объективно становится основным звеном в ее реализации. Дело в том, что оно не только производит продукцию, пользующуюся спросом на рынке, но и создает рабочие места, обеспечивая занятость населения, начисляет заработную плату и так далее.
Выплачивая федеративные и местные налоги, оно участвует в содержании государственных органов и поддержании социальных программ (образование и здравоохранение, культура и просвещение и т.д.).
Каждое предприятие самостоятельно принимает решение в части того, что, сколько и как производить товаров (оказывать услуг), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды возмещения, оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам оно принимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.
Факторы развития производства.
1. Факторы ресурсного обеспечения производства. К ним относятся производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и материалы, топливо, рабочая сила, информация и т.п.), т.е. все то, без чего немыслимо производство продукции и оказание услуг в количестве и качестве, требуемом рынком.
2. Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития предприятия (НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации и инвестиции и т.д.).
3. Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия (умение вести высокоэффективную коммерческую и снабженческую деятельность).
Первая группа факторов определяет ресурсы предприятия, его возможности, а степень реализации этих возможностей зависит от использования второй группы.
Несколько в стороне стоит третья группа факторов. Ее возникновение непосредственно связано с рыночными отношениями. Их реализация направлена на:
• обеспечение ритмичности производства путем определенной организации его обеспечение всеми необходимыми ресурсами для производства товаров в качестве и количестве, позволяющем удовлетворять требования рынка;
• снижение издержек производства или их удержание на определенном уровне посредством проведения эффективной коммерческой работы;
• получение прибыли в объеме, обеспечивающем техническое и экономическое развитие предприятия.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:
первый - за счет монопольного положения предприятия по выпуску продукции;
второй - связан непосредственно с производственной и коммерческой деятельностью (подавляющее число предприятий). Величина прибыли в данном случае зависит от правильной производственной направленности (выбор продуктов, пользующихся высоким и стабильным спросом); от степени конкурентоспособности продукции (цена, сроки поставки, обслуживание и т.д.); объемов выпускаемой продукции и, наконец, от структуры снижения издержек производства;
третий - от инновационной деятельности.
1 Себестоимость продукции – качественный показатель работы промышленного предприятия.
Себестоимость продукции показывает, во что обходится предприятию производство и продажа товара.
Себестоимость продукции – это затраты в денежной форме, связанные с производством и реализацией товара.
Себестоимость продукции является важным обобщающим показателем работы предприятия. Он характеризует уровень технической оснащенности и хозяйственного руководства предприятия.
Себестоимость продукции включает в себя два вида затрат:
- стоимость средств производства;
- стоимость рабочей силы.
Себестоимость продукции включает след затраты:
1. Материальные – сырье, материалы, топливо, тара и др;
2. Затраты средств труда – машины инвентарь, инструменты.
3. Стоимость рабочей силы – заработанная плата;
4. Прочие расходы – охрана и т.д.
Существует три вида себестоимости: цеховая; производственная; полная.
Цеховая себестоимость – это затраты, связанные с производством продукции по цеху.
Производственная себестоимость – это затраты, связанные с производством продукции по предприятию в целом.
Полная себестоимость – это затраты на производство и реализацию продукции.
Полная себестоимость состоит из производственной себестоимости и коммерческие расходов.
Коммерческие расходы связаны с реализацией продукции. К ним относятся: расходы на тару, упаковку, погрузку, разгрузку, транспортировку и т.д.
При планировании себестоимости продукции выполняют три основных расчета:
1. Расчет калькуляции;
2. Расчет сметы затрат на производство;
3. Расчет снижения себестоимости продукции.
Калькуляция – это затраты в денежной форме, связанные с производством и реализацией единицы продукции.
Такой единицей в кондитерском производстве является 1 т продукции.
Калькуляция составляется на каждый ассортимент продукции, для того, чтобы определить выгодность производства конкретного товара. Составляется калькуляция по статьям затрат. Сущность этого метода в том, что все затраты делятся на: прямые и косвенные.
К прямым относятся затраты, которые рассчитываются по установленным нормам, например: затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, тару и т.д.
К косвенным затратам относятся такие затраты, которые трудно рассчитать по нормам и они рассчитываются относительно установленной базы – это общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, коммерческие расходы.
Методика расчета косвенных расходов заключается в следующем: общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы рассчитываются в процентах от заработной платы; коммерческие расходы рассчитываются в процентах от производственной себестоимости.
В калькуляции статьи затрат бывают: постоянные и переменные.
Постоянные затраты не зависят от количества выработанной продукции. К ним относятся: общепроизводственные и коммерческие расходы.
Переменные затраты зависят от количества вырабатываемой продукции. К ним относятся все остальные статьи калькуляции.
Смета затрат на производство продукции – это затраты, связанные с выпуском валовой продукции с учетом незавершенного производства.
Смета затрат составляется по укрупненным экономическим показателям, независимо от назначения затрат и места их использования. Это позволяет определить общую потребность предприятия в сырье, общие расходы по заработной плате, общую потребность в топливе, в электроэнергии, общую сумму амортизационных отчислений и прочие расходы.
В калькуляции заработная плата указывается в отдельных статьях для производственных рабочих, для управленческого аппарата и неуправленческого аппарата, а смете производства указывается общая статья ''Заработная плата ППП''.
Смета производства включает следующие элементы затрат:
1. Сырье и основные материалы;
2. Вспомогательные материалы;
3. Топливо со стороны;
4. Электроэнергия со стороны;
5. Заработная плата ППП;
6. Начисления на заработную плату;
7. Амортизационные отчисления;
8. Прочие расходы;
Существует две методики расчета снижения себестоимости продукции:
1. Расчет снижения себестоимости сравнимой продукции;
2. Расчет снижения себестоимости несравнимой продукции.
Сравнимая продукция – это такая продукция, которая вырабатывалась в прошлом году и намечается к выработке в следующем году.
Несравнимая продукция – это такая продукция, которая вырабатывается впервые.
При выработке сравнимой продукции процент снижения себестоимости планируется по формуле
(1)
где Спл – себестоимость по плану на будущий год;
Сот – себестоимость оп отчету за прошлый год.
Если вырабатывается несравнимая продукция, то процент снижения себестоимости рассчитывается по показателю затрат на один рубль товарной продукции, коп.
(2)
где Т – товарная продукция, руб.;
С – себестоимость, руб.
(3)
На каждом предприятии необходимо снижать себестоимость продукции, т.к. увеличивается прибыль, и создаются условия для снижения цены на товар, поэтому необходимо знать источники и факторы снижения себестоимости. К источникам снижения себестоимости продукции относятся:
- экономия сырья и материалов;
- уменьшение ТЗР;
- уменьшение топлива и электроэнергии;
- рост производительности труда;
- уменьшение косвенных расходов.
Основными факторами снижения себестоимости продукции являются:
1. Внедрение НТП;
2. Совершенствование формы организации производства;
3. Совершенствование основного и вспомогательного производства;
4. Совершенствование организации обслуживания рабочих мест;
5. Внедрение передовых методов управления;
6. Эффективное использование передовых методов управления;
7. Выработка качественной продукции;
8. Совершенствование планирования деятельности предприятия;
9. Расширение рынка сбыта
2 Расчет себестоимости 1 тонны продукции
2.1 Расчет количества и стоимости сырья и материалов на 1 тонну.
Исходные данные находятся в таблице 1.
Таблица 1
Наименование сырья
Цена за 1кг., руб.
Торт «Бисквитно-кремовый»
Норма расхода, кг/т.
Стоимость, руб.
Сырье:
Мука пшеничная высший сорт
5,61
111,92
627,87
Крахмал картофельный сухой
14,90
27,63
411,69
Сахар-песок
13,20
244,41
3226,21
Меланж
22,0
230,30
5066,6
Эссенция
40,0
1,38
55,2
Пудра сахарная
15,0
114,80
1722,0
Масло сливочное
50,0
215,24
10762,0
Молоко цельное сгущенное с сахаром
17,27
86,09
1486,77
Пудра ванильная
15,0
2,01
30,15
Коньяк
39,35
10,64
418,68
Эссенция ромовая
79,69
0,39
31,08
Коньяк
39,35
11,66
458,82
Какао-порошок
25,92
1,99
51,58
Фрукты
11,36
18,12
205,84
Итого:
---
1076,58
24554,49
Транспортно заготовительные расходы
---
15%
3683,17
Всего с ТЗР
---
---
28237,66
Вспомогательные материалы:
Бумага этикет
5,54
12,2
67,59
Под пергамент
5,08
3,8
19,3
Картон коробочный
4,56
185,0
843,6
Итого:
---
201,0
930,49
Транспортно заготовительные расходы
---
15%
139,57
Всего с ТЗР
---
---
1070,06
2.2 Расчет количества и стоимости топлива и электроэнергии на 1 т. продукции.
Таблица 2
Вид энергии
Цена за единицу
Торт «Бисквитно-кремовый»
Норма расхода на 1т.
Стоимость, руб.
1
2
3
4
Пар, т.
112,24
0,5
56,12
Электроэнергия, кВт/сек
1,2
200,0
240,0
Вода, м3
8,7
11,0
95,7
Холод, тыс.ккал.
2,16
200,0
432,0
Газ, м3
0,45
150
67,50
Итого
---
---
891,32
2.3 Расчет суммы тарифных ставок
Таблица 3
Наименование профессии
Торт «Бисквитно-кремовый»
К-во в смену
Разряд
Тарифная ставка, руб.
Всего
Бригадир механизированной линии
1
V
90,32
90,32
Тестомес
1
IV
78,64
78,64
Пекарь
1
IV
78,64
78,64
Пекарь
1
III
69,6
69,6
Формовщик
1
III
69,6
69,6
Кондитер
2
III
69,6
139,2
Кремовщик
1
III
69,6
69,6
Рабочий на подготовки сырья
2
III
69,6
139,2
Подсобный рабочий
1
II
63,52
63,52
Итого:
10
---
---
798,32
Рассчитываем сдельную расценку, Рсд, руб., по формуле:
,
(4)
где: ΣТдн – сумма дневных тарифных ставок, руб.;
Н – норма выработки в смену, т.
Таблица 4 Расчет заработанной платы производственных рабочих.
Ассортимент продукции
Сдельная расценка, руб.
Доплата и дополнительная зарплата, руб.
Всего, руб.
Торт «Бисквитно-кремовый»
466,85
280,11
746,96
Доплаты и дополнительная заработная плата составляют 60% от основной заработанной платы, в нее входит премия 50% и 10% дополнительная заработанная плата.
Таблица 5 Калькуляция 1т. продукции
Статьи затрат
Сумма, руб.
1
2
Сырье с ТЗР
28237,66
Вспомогательные материалы с ТЗР
1070,06
Топливо и электроэнергия
891,32
Основная и дополнительная зарплата производственных рабочих
746,96
Начисления на зарплату (35,6%)
166,2
Общехозяйственные расходы (150%)
700,28
Общепроизводственные расходы (200%)
933,7
Итого: производственная себестоимость
32746,18
Коммерческие расходы (15%)
4912,0
Итого: полная себестоимость
37658,18
Начисления на зарплату, общехозяйственные и общепроизводствен-ные расходы определяем через сдельную расценку, по формуле:
,
(5)
где: К% – количество процентов начислений на зарплат, общепроиз-водственные и общехозяйственные расходы.
Начисления на зарплату, Знач, руб., определяем по формуле (5)
Общехозяйственные расходы, Рох, руб., определяют по формуле(5)
Общепроизводственные расходы, Роп, руб., определяем по формуле(5)
3 Расчет розничной цены на готовую продукцию и затрат на 1 рубль товарной продукции.
Предельный уровень рентабельности на кондитерские изделия – 50%.
Прибыль , П, руб., рассчитывают по формуле:
,
(6)
где: С/С – себестоимость 1т. продукции, руб.;
%Рен – нормативная рентабельность, %.
3.1 Рассчитываем оптовую цену на 1т. продукции, ОЦ, руб., по формуле:
(7)
,
Таблица 6
Ассортимент
Себестоимость продукции, руб.
Нормативная рентабельность, %
Прибыль на 1т. продукции, руб.
Оптовая цена за 1т. продукции, руб.
Торт «Бисквитно-кремовый»
38900,22
30
11670,1
50570,32
3.2 Рассчитываем затраты на 1 руб. товарной продукции, З, коп., по формуле:
(8)
где: Т – стоимость товарной продукции, Т=ОЦ за 1т. продукции.
Таблица 7.
Ассортимент
Себестоимость 1т. продукции, руб.
Оптовая цена за 1т. товарной продукции, руб.
Затраты на 1 руб. товарной продукции, коп.
Торт «Бисквитно-кремовый»
37658,18
48955,63
77,0
3.3 Рассчитываем свободно оптово-отпускную цену за 1т. продукции, СООЦ1т., руб., по формуле:
(9)
где: НДС – налог на добавленную стоимость, руб.
(10)
где: %НДС – процент налога
3.4 Рассчитываем свободно оптово-отпускную цену за 1 изделие, СООЦ1шт, руб., по формуле:
(11)
где: Миз – масса 1 изделия, кг.
3.5 Расчет розничной цены за 1 изделие, РЦ, руб., по формуле:
(12)
где: ТН – торговая наценка, руб.
Торговая наценка определяется по формуле:
(13)
где: %ТН – торговая наценка в %.
Таблица 8
Ассортимент
Развес, кг.
СООЦ за 1 изделие, руб.
Торговая наценка (25%), руб.
Розничная цена за 1 изделие, руб.
Торт «Бисквитно-кремовый»
1,0
58,75
14,7
73,45
4 Влияние замены сырья на экономические показатели производства торта.
Предусмотреть замену следующего сырья:
1. Масло сливочное 10% заменить маргарином по цене 20,0 руб. за 1 кг.
2. Молоко цельное сгущенное с сахаром на молоко обезжиренное сгущенное по цене 10,25 за 1 литр.
3. Коньяк заменить на вино десертное по цене 18,34 за 1 кг.
Таблица 9 Расчет стоимости сырья и ТЗР.
Наименование сырья
Цена за 1кг., руб.
Торт «Бисквитно-кремовый»
Норма расхода, кг/т.
Стоимость, руб.
Сырье:
Мука пшеничная высший сорт
5,61
111,92
627,87
Крахмал картофельный сухой
14,90
27,63
411,69
Сахар-песок
13,20
244,41
3226,21
Меланж
22,0
230,30
5066,6
Эссенция
40,0
1,38
55,2
Пудра сахарная
15,0
114,80
1722,0
Масло сливочное (90%)
50,0
193,72
9686,0
Маргарин сливочный (10%)
20,0
21,52
430,4
Молоко обезжиренное сгущенное
10,25
86,09
882,42
Пудра ванильная
15,0
2,01
30,15
Вино десертное
18,34
10,64
195,14
Эссенция ромовая
79,69
0,39
31,08
Коньяк
39,35
11,66
458,82
Какао-порошок
25,92
1,99
51,58
Фрукты
11,36
18,12
205,84
Итого:
---
1076,58
23081,0
Транспортно заготовительные расходы
---
15%
3462,15
Всего с ТЗР
---
---
26543,15
Таблица 10. Калькуляция 1т. продукции
Статьи затрат
Сумма, руб.
1
2
Сырье с ТЗР
26543,15
Вспомогательные материалы с ТЗР
1070,06
Топливо и электроэнергия
891,32
Продолжение таблицы 10.
1
2
Основная и дополнительная зарплата производственных рабочих
746,96
Начисления на зарплату (35,6%)
166,2
Общехозяйственные расходы (150%)
700,28
Общепроизводственные расходы (200%)
933,7
Итого: производственная себестоимость
31051,67
Коммерческие расходы (15%)
4657,75
Итого: полная себестоимость
35709,42
При неизменной оптовой цене рассчитать:
Ø Затраты на 1 руб. товарной продукции по формуле (8)
Ø Прибыль=ОЦ – С/С, руб.
Ø Рентабельность продукции, %
Рентабельность продукции вычисляют по формуле:
(14)
где: П – прибыль, руб.,
С/С – себестоимость 1т. продукции.
Прибыль определяется по формуле:
(15)
Затраты на 1 руб. товарной продукции определяем по формуле (8)
Составляется сводная таблица сравнительных экономических показателей и устанавливается между ними взаимосвязь.
Таблица 11 Сравнительные экономические показатели.
Показатели
До изменения затрат
После изменения затрат
Результат +увеличение -уменьшение
Розничная цена 1шт. изделия, руб.
73,45
73,45
---
Себестоимость 1т. продукции, руб.
37658,18
35709,42
-1948,76
Затраты на 1 руб. товарной продукции, коп.
77,0
73,0
-4,0
Прибыль, руб.
11297,45
13246,21
+1948,76
Рентабельность продукции, %
30
37,1
+7,1
Вывод: произошла замена сырья на более дешевое, в связи с этим уменьшилась стоимость сырья и транспортно-заготовительные расходы, что привело к снижению себестоимости на 1948,76 руб. и снижению затрат на 1 руб. товарной продукции на 4 коп Благодаря этому увеличилась прибыль предприятия на 1948,76 руб. и увеличилась рентабельность продукции на 7,1%.
5 Вывод
Курсовая работа посвящена расчету экономических показателей работы предприятия по выработке торта «Бисквитно-кремового». Также в работе предусмотрена замена сырья, и расчет влияния замены сырья на экономические показатели.
Введение даётся определения предприятия и его цель деятельности; перечислены внутренние факторы развития производства; более детально рассмотрена третья группа факторов, которые связаны с рыночными отношениями. Перечислены основные источники получения прибыли.
В теоретической части рассматриваю себестоимость, в ней приведены определения себестоимости продукции, калькуляции, смета затрат, виды себестоимости, методика расчета косвенных затрат и снижения себестоимости, основные пути снижения себестоимости.
В расчетной части определили: стоимость сырья и транспортно заготовительных расходов, топлива и электроэнергии, зарплату производственных рабочих, себестоимость 1т. продукции, оптовую цену, свободную оптово отпускную цену, розничную цену за 1 изделие, затраты на 1руб. товарной продукции, прибыль и рентабельность продукции.
В курсовой работе предусмотрена замена сырья, что повлияло на увеличении прибыли и повышении рентабельности продукции, в связи с уменьшением себестоимости, а именно за счет уменьшения стоимости сырья. Уменьшить себестоимость еще можно за счет снижения расходов по зарплате(механизация и автоматизация труда), по обслуживанию и управлению.
Таким образом резервом улучшения экономических показателей работы предприятия является снижения затрат на производство и реализацию продукции.