Реферат по предмету "Экономика"


Предприятие в условиях рынка

1.1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА Уход общества от системы плановой экономики и вступление в рыночные отношения коренным образом изменил условия функционирования предприятий. Предприятия, для того чтобы выжить, должны были проявлять инициативу, предприимчивость и бережливость с тем, чтобы повысить эффективность производства.
Именно от того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хоз.управления в стране в виде прирамиды, то ее основанием является предприятие. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления. Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия. Во многих учебных пособиях указывается, что основной целью предприятия в условиях рынка является полу­чение прибыли. На наш взгляд, это утверждение верно, но вряд ли достаточно полно. Не менее важной целью любого пред­приятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получе­ние прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто. Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определен­ных принципов и выполнять необходимые функции. Видный немецкий экономист Г.Шмален выделяет следу­ющие «краеугольные камни» управления предприятием: эко­номичность, финансовая устойчивость, прибыль. Принцип экономичности требует, чтобы достигался: • определенный результат при наименьших затратах – принцип минимизации; • при заданном объеме затрат наибольший результат – принцип максимизации. Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой ра­зумеющееся требование — не тратить даром производствен­ные факторы (ресурсы), т.е. работать «экономично». Принцип финансовой устойчивости означает такую дея­тельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собствен­ными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита. Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение воз­можно большей прибыли или возможно высокой рентабель­ности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рен­табельность. Для достижения поставленной цели предприятия должны: 1) выпускать высококачественную продукцию, системати­чески ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями; 2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости; 3) разрабатывать стратегию и тактику поведения предпри­ятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами; 4) систематически внедрять все новое и передовое в произ­водство, в организацию труда и управление; 5) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненно­го уровня, создании благоприятного социально-психологичес­кого климата в трудовом коллективе; 6) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия; 7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции. Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели. Выработка успешной стратегии начинается с определения «миссии» фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль. Таким образом, в современных условиях перед многими отечественными предприятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачей на этом этапе являются реализация продук­ции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике, обратят больше внимания на использование таких прогрессивных об­щественных форм организации производства, как концент­рация, специализация, кооперирование и комбинирование производства. С переходом российских предприятий на рыночные отно­шения ситуация в корне изменилась. Предприятия были выну­ждены работать по совершенно иной схеме: В этой схеме основой является спрос покупателей, т. е. возможность сбыть свою продукцию. Для этого необходи­мо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, качество продукции у потенциального кон­курента и другие вопросы, характерные для рыночных отноше­ний. Многие отечественные предприятия не были готовы рабо­тать по этой схеме по различным причинам, основные из них: • многие руководители предприятий не были способны работать по этой схеме, а некоторые из них не верили в серьезность происходящих преобразований, надеялись и жда­ли возвращения к плановой экономике — там они чувствовали себя, как рыба в воде; • распад СССР привел к нарушению производственных и кооперированных связей; • неконкурентоспособность продукции многих отечествен­ных предприятий; • переход на рыночные отношения сопровождался инф­ляцией и гиперинфляцией, что не создавало благоприятных условий для работы предприятий, особенно обеспечения пред­приятия оборотными средствами; • многие предприятия так и не сумели адаптироваться к рыночным отношениям; • насыщение российского рынка импортными товарами; • государство на переходном этапе не создало необходи­мые условия для функционирования цивилизованного рынка в России. Не были созданы условия для конкуренции, экономика должным образом не демонополизирована, не работает систе­ма банкротства, не создана и надлежащая рыночная инфраст­руктура. Все эти и другие причины в конечном итоге привели к ухудшению финансового положения многих предприятий и к затяжному экономическому кризису в стране. Переходный пе­риод в России от плановой экономики к рыночной затянулся. 1.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятий влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по самым различным признакам. В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные. Позитивные — это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные — на­оборот.
В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние фак­торы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает. Например, на предприятии разработана и внедрена хоро­шая система материального стимулирования, которая зна­чительно повысила мотивацию труда работников, что спо­собствовало повышению эффективности производства. Дру­гой пример. На предприятии с вредными условиями труда ничего не предпринималось для их улучшения, в результате резко повысились утомляемость и заболеваемость рабочих, что в конечном итоге привело к значительному браку продук­ции и снижению объема ее реализации. В первом случае внутренний фактор сыграл позитивную роль, во втором – негативную. Внутренние факторы настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства их также целесообразно объединить в следу­ющие группы: 1) связанные с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка; 2) связанные с ускорением НТП, с инновационной полити­кой предприятия; 3) связанные с совершенствованием организации производ­ства и труда, управлением предприятием; 4) связанные с организационно-правовой формой хозяй­ствования; 5) связанные с созданием благоприятного социально-пси­хологического климата в коллективе; 6) связанные со спецификой производства и отрасли; 7) связанные с качеством и конкурентоспособностью про­дукции, с управлением издержками и ценовой политикой; 8) связанные с амортизационной и инвестиционной поли­тикой. Эта классификация чисто условная, и она не отражает все многообразие факторов, но позволяет более детально пред­ставить внутренние факторы и их влияние на эффективность производства. Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. Объективные — это такие фак­торы, возникновение которых не зависит от субъекта управле­ния, например ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии или стихийные бедствия. Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа. Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной степени зависит и от внешних факторов, кото­рые можно классифицировать в следующие группы: 1) связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен; 2) связанные с изменениями политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе; 3) связанные с инфляционными процессами; 4) связанные с деятельностью государства. Эффективность производства определяется по конечным результатам функцио­нирования фирмы или ее производственных подразделений и отражает уровень организационно-управленческой деятельности. Повышение эффективности производства — важнейшая цель, осуществление которой достигается. • развитием технологической базы производства; • повышением экономической эффективности затрат на выпуск продукции; • оптимизацией инвестиционной политики; • совершенствованием структуры производственной системы. Обобщающим критерием экономической эффективности производства слу­жит уровень производительности, под которым понимается отношение затрат (стоимости вводимых ресурсов) к суммарной стоимости доходов (стоимости вы­пускаемой продукции) Производительность есть мера того, как распоряжаются конкретными ресур­сами для своевременного выполнения целей. Цели — конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа людей, рабо­тая вместе. У организаций могут быть разнообразные цели, в особенности если это организации разных типов: организа­ции, занимающиеся бизнесом, например, могут иметь цели повышения прибыльности, производительности труда; учебные организации, например, могут в качестве целей иметь минимизацию затрат на обучение, повышение качест­ва преподавания. У каждого подразделения организации должна быть своя цель (цели). Так, например, у подразделения маркетинга це­лью может быть сокращение числа жалоб потребителей, а у финансового подразделения — уменьшение кредитных по­терь в очередном году. Цели подразделений различных орга­низаций, занимающихся аналогичной деятельностью, на­пример, рекламой, маркетингом, финансами, будут между собой ближе, чем цели подразделений внутри одной орга­низации, занимающихся разной деятельностью. Например, отдел маркетинга и финансовый отдел организации имеют принципиально разные цели. Различия в целях разных под­разделений внутри одной и той же организации позволяют эффективно достигать цели организации. В основе построе­ния структуры организации лежат две концепции: специа­лизированное разделение труда и сфера контроля. Разделение труда присуще любой организации, но оно не означает случайного распределения труда в процессе про­изводства продукции (услуги) между ее сотрудниками. Раз­деление труда должно быть специализированным, т. е. долж­но осуществляться закрепление всех его элементов за специ­алистами — людьми, выполняющими каждый элемент рабо­ты наилучшим образом. Преимущества специализирован­ного разделения труда очевидны — это рост его производи­тельности и снижение издержек производства. Группа подразделений организации, выполняющая для нее какую-либо работу в целом, например: проектирование, производство, маркетинг, финансы, называется функцио­нальной областью. Правильный выбор функциональных об­ластей в значительной мере предопределяет успех работы организации. Функциональные области определяют гори­зонтальное разделение труда в организации, но крайне важ­но для организации и то, как осуществляется вертикальное разделение труда, т. е. отделение работ по координации от непосредственной производственной деятельности. Вертикальное разделение труда создает систему уровней управления в организации, центральной характеристикой которой является формальная подчиненность менеджеров на каждом уровне управления. Так, например, менеджер высшего уровня может иметь в подчинении несколько ме­неджеров среднего уровня управления, представляющих разные функциональные области, а менеджеры среднего уровня управления могут иметь несколько подчиненных ме­неджеров низового уровня управления. Число лиц, подчи­ненных одному менеджеру, представляет сферу его контро­ля. Если его число невелико, сфера контроля менеджера на­зывается узкой, в противном случае — широкой. Идеальной сферы контроля не существует, ибо она определяется многи­ми параметрами конкретной организации, но ни в коем случае только ее размерами, поэтому в крупной компании у менеджеров может быть узкая сфера контроля, а в небольшой организации – широкая.
Работа организации с четким разделением труда по гори­зонтали и по вертикали требует координации. Если ее фор­мальные механизмы отсутствуют, то люди не могут выпол­нять работу совместно, т. к. каждая функциональная об­ласть, каждое подразделение, каждый уровень управления будут решать прежде всего собственные задачи, исходя из собственных интересов, а не из интересов организации в це­лом. Один из таких формальных координационных механиз­мов — сообщение руководством организации целей ее дея­тельности, целей деятельности отдельных функциональных областей и подразделений сотрудникам организации.
Производительность непосредственно связана с технологией и проектирова­нием работ. Технология в современных условиях — важнейший фактор, оказы­вающий воздействие на производительность. Эффективное проектирование работ способствует росту производительности в условиях высокого уровня специализа­ции, что требует создания гибких заданий и правил работы. Задача — предписанная работа, которая должна быть вы­полнена установленным способом и в определенные сроки, Формулирование задач — необходимое условие для осуще­ствления в организации разделения труда как по горизонта­ли, так и по вертикали. С технической точки зрения задача дается должности, а не сотруднику, т. е. каждой должности в организации приписывается группа задач, которые являют­ся необходимым вкладом в достижение целей организации, Если все задачи выполняются установленным способом и в установленные сроки, то организация работает успешно. Все задачи в организации делятся на три категории: рабо­та с людьми, например, задачи решаемые менеджерами; ра­бота с предметами, например, задачи, решаемые рабочими на конвейере; работа с информацией, например, задачи, ре­шаемые бухгалтерской службой организации. У задач две важные характеристики: частота повторений и время выпол­нения. Например, процесс сверления — задача, многократ­но повторяемая с небольшим временем выполнения, а ис­следовательская задача — задача с длительным временем вы­полнения и, возможно, с нулевой частотой повторения. Содержание и характер задач связаны с эволюцией спе­циализации, которая позволила повысить производительность труда, что резко увеличило доход, снизило издержки и привело к увеличению прибыли. Оценке и измерению производительности придается важное значение в организационно-управленческой деятельности. Именно процесс измерения произво­дительности оказывает реальное воздействие на эффективность управленческой деятельности, поскольку: • привлекается внимание руководства к проблеме повышения производительности и факторам, оказывающим воздействие на ее уровень, • участие работников в процессе измерения производительности мотивирует их творческую активность и изыскание резервов повышения производи­тельности; • количественные оценки производительности делают возможным более конкретный анализ проблемы. Для измерения производительности устанавливаются определенные коэффи­циенты и индексы. Коэффициенты могут быть трех видов: • частные факторы, которые учитывают один элемент затрат или один класс элементов затрат (труд, энергию, материалы, информацию): • многофакторные, учитывающие несколько классов: • совокупные факторные, учитывающие по возможности все элементы за­трат. Индексы используются для оценки динамики производительности за сопо­ставимые периоды времени. Например, подразделение фирмы Honeywell по аэро­космическому и оборонному производству использует более 150 коэффициентов и по каждому из них несколько индексов. На практике обычно применяют три модели системы измерения производи­тельности: нормативный, многокритериальный и многофактор­ный методы. Система измерения производительности должна удовлетворять следующим требованиям: • быть простой и удобной; • вписываться в процесс управления и способствовать принятию решений; • быть ориентированной на выявление узких мест, неблагополучных участков, где существуют наибольшие возможности повышения производительности; • четко выявлять возможные нежелательные последствия программы изме­рения производительности; • выявлять недостатки и положительные моменты в оценке производительности. Можно оценить производительность фирмы (производственного подразделе­ния) в целом или труда отдельного работника. При оценке производительности оперируют следующими понятиями: • производительность (productivity) - количественное выражение – объем выпуска продукции, деленный на объем потребленных ресурсов. В широком смысле - относительная эффективность и экономичность организации; • производительность (productivity) — фактическая выработка или объем продукции, изготовленной за единицу отработанного времени; • производительность труда (labor productivity) — выработка работающего или группы работающих за единицу времени, обычно в сравнении с уста­новленной нормой или ожидаемой выработкой; • производительность рабочего (performance) — определяется квалификаци­ей и напряженностью труда рабочего при существующих условиях. Она ха­рактеризуется показателями выполнения норм или описательными харак­теристиками: высокая, средняя, низкая; • оценка производительности рабочего (performance rating) — сравнение фак­тической производительности рабочего с нормальной производительностью по конкретным значениям некоторой совокупности признаков. Применяют­ся различные методы оценки производительности рабочего, различающиеся главным образом критерием, по которому проводится сравнение; • шкала оценки производительности рабочего (performance — rating scale) — шкала описательных и (или) количественных характеристик, которой пользуются для более объективной оценки и измерения производительно­сти рабочего; • индекс оценки производительности рабочего (performance — rating factor) — числовой индекс, выражающий отношение наблюдаемой производитель­ности рабочего к ее нормативному уровню; • нормативный уровень производительности рабочего (performance standard, output standard, production standard) — критерий или контрольный уровень, с которым сравнивается фактический уровень производительности рабочего, необходимый для выполнения задания за установленное по норме время; • относительный уровень производительности рабочего (performance efficiency) — отношение (обычно в процентах) фактической производительности к нор­мативной, если обе исчисляются по одному принципу. Термин «производительность рабочего» (performance) иногда применяется вместо термина «интенсивность труда». Он отражает интенсивность труда с уче­том таких индивидуальных особенностей того или иного рабочего, как сноровка, мастерство, квалификация и т.д. Люди — главная характеристика внутренней среды лю­бой организации, ибо именно они осуществляют всю произ­водственную и управленческую деятельность. Поведение людей зависит от сложного сочетания индивидуальных ха­рактеристик личности и факторов внешней среды. Рассмотрим характеристики, определяющие людскую индивидуальность:
- потребность — нужда (нужда — ощущение человеком нехватки чего-либо или кого-либо), принявшая специ­фическую форму в соответствии с индивидуальностью человека; - способности — свойства, определяемые наследствен­ностью человека и усиливаемые (или приобретаемые) трудом. Для любой организации дать человеку работу по его способностям — значит повысить эффект от специа­лизации труда, однако в силу многих причин это проис­ходит далеко не всегда;
- ценности — общие убеждения людей, вера в то, что хоро­шо, что плохо, а что безразлично; - ожидание — оценка человеком того, насколько вероятно совершение значительного для него события; - восприятие — интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Человек реагирует не на дей­ствительную окружающую его среду, а на то, как он ее воспринимает, поэтому одно и то же явление разные люди воспринимают по-разному; Отношения — положительное, отрицательное или безраз­личное восприятие любых факторов внешней или внут­ренней среды, которые влияют на поведение человека. Совокупность вышеперечисленных характеристик создает такую рабочую среду, которая приспособлена к достижению ее целей, а многофакторность этих характеристик определяет сложность этой рабочей среды. Вся история развития общественного производства свидетельствует и доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровая конкуренция, свободное ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с производителем и другие необходимы атрибуты. Таким образом, в современных условиях именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности российских предприятий, прежде всего это создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, т.е. создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства. 1.3. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ Важное место в повышении эффективности производства занимает развитие и совершенствование ра­циональных форм организации производства, методов управления. Рационализация методов управления производством (management engineering) предполагает применение инженерных методов и средств ко всем разделам пла­нирования, организации и регулирования деятельности проектируемого или дей­ствующего предприятия. Рациональная организация производства направлена на повышение произво­дительности труда и снижение издержек производства. Достигается это путем применения современных методов решения проблем и принятия решений, внедрения проектного планирования и управления, стратеги­ческого планирования продукта и рынка, инновационного планирования и уп­равления, компьютеризации процессов управления. Для обеспечения высокой производительности труда и низкой себестоимости продукции необходимо на базе уже заданной специализации непрерывно вести работы на самом предприятии по рациональной организации основных и вспо­могательных производственных процессов. Так, при том же техническом уровне производства та или иная организация вспомогательных служб и цехов, внутри­заводского транспорта и всех работ по перемещению предметов и продуктов тру­да, ремонта орудий труда, изготовления инструментов и прочей технологической оснастки, технического контроля и т.п. может быть причиной резких различий в численности рабочих, приходящихся на равный объем продукции, т.е. резких различий в уровне производительности. Важная роль в современных условиях отводится вопросам оснащения и организации процессов внутризаводского транспорта и перемещения материалов и изделий в пределах завода и цеха, обозначаемых термином «логистика». Совер­шенствование техники и организации транспортно перемещающих процессов — наиболее крупный и эффективный резерв повышения производительности и снижения издержек в современной промышленности. Понятие транспортно-перемещающих (логистических) операций охватывает: - поступление на завод любых материалов, полуфабрикатов, деталей, изде­лий и т.п.: - перемещение их в цеховые склады или в цех на начальную операцию, в пределах цеха между операциями, в пределах операции (установки, пово­рота, съема, и т.п.), между цехами; - по окончании всех операций перемещение законченных обработкой изде­лий за пределы предприятия в сферу их реализации и потребления. Рассмотрение всех этих процессов как единого цельного комплекса на стадии проектирования и в ходе эксплуатации предприятия имеет большое значение для экономии затрат и общего повышения эффективности работы предприятия. С этой целью в современных условиях используются автоматические линии стан­ков, оборудованных и соединенных между собой гибкими устройствами, выпол­няющими логистические операции. Один из важнейших показателей повышения эффективности производствен­ной деятельности — сокращение длительности производственного цикла. Это одна из центральных задач организации и управления производством. Единст­венный фактор, который может стимулировать экономию времени производства — необходимость за каждый данный строго определенный отрезок календарного времени получить определенную прибыль в процентах к наличным производ­ственным фондам. Сокращение времени производства тесно связано и в большой мере определяется организацией производства в пространстве: планировкой цехов и производственных участков, расстановкой оборудования, организацией всех процессов перемещения ма­териалов и полуфабрикатов всем внутризаводским транспортным комплексом. Рационализация методов управления производством непосредственно связана с рационализацией методов работы, которая охватывает: - рациональную организацию рабочего места, оснащение его всеми необ­ходимыми механизмами и устройствами; - сокращение протяженности путей перемещения рабочих; - разработку и внедрение наиболее рациональных движений рабочего; - разработку и внедрение рациональных методов и приемов труда в процессе выполнения производственных заданий. Вопросами рационализации методов работы занимаются инженеры службы ор­ганизации производства. Инженер по рационализации методов работы (methods engineer) — это специалист по вопросам организации производства, который по своему образованию, квалификации и опыту способен разрабатывать методы ра­боты и пути максимального повышения их эффективности. Рациональная организация труда предполагает определение задания на основе изучения работы и выявления наилучшего сочетания и последовательности опера­ций: установление норм времени по данным хронометража или по нормативам и проектирование метода работы на основе проведения тщательных экспериментов. К числу важнейших и наиболее трудоемких функций работников по органи­зации производства относятся изучение и нормирование труда и определение экономически наиболее эффективных методов работы.
Методы работы, или методы труда, тесно связаны с развитием технологии и во многом ею определяются. Разработанный технологический процесс устанавли­вает те последовательные технологические операции и виды обработки, через ко­торые проходит данное изделие в процессе изготовления, а также те виды обору­дования, с помощью которых эти операции осуществляются. Это требует опреде­ления, какими методами и приемами можно наиболее эффективно выполнять уже заданные технологические операции.
Основные задачи при разработке методов труда — всемерное сокращение тру­доемкости и повышение производительности труда работника (интенсификация труда), а также снижение затрат на заработную плату. В связи с этим большое значение придается разработке методики устранения лишних и установление комплекса наиболее рациональных движений рабочих, создание внешних усло­вий для применения рациональных методов труда. Рационализация методов работы (methods engineering, work simplification) предполагает, что каждая операция подвергается тщательному анализ в целях устранения излишних элементов (операций, движений) и обеспечения быстрей­шего и наиболее рационального метода выполнения каждого элемента и всей операции в целом. Сюда относятся: совершенствование и стандартизация прие­мов работы, оборудования и условий труда, обучение исполнителя, установление норм времени, в отдельных случаях - разработка и внедрение различных поощ­рительных систем заработной платы. Решение одних и тех же производственных задач возможно различными тех­нологическими и организационными методами. Выбор каждого из методов ока­зывает воздействие на уровень производительности труда и на издержки произ­водства. Многозначность возможных вариантов технологии и организации про­изводства существенно усложняет выбор оптимального варианта и порождает сложную технику анализа и расчетов в этой области. Для решения этих проблем используются различные методы анализа операций, исследования операций, сис­тема расчетов, графиков, карт и т.п. Политика в области оплаты труда является составной часть управления предприятием, и от нее в значительной мере зависит эффективность его работы, т.к. заработная плата является одним из важнейших стимулов в рациональном использовании рабочей силы. Разработка и внедрение поощрительных систем заработной платы — также важные элементы рационализации методов работы. Здесь применяются следую­щие понятия: - сдельная система заработной платы (piece-work, piece-rate plan, piece-rate wage plan) — поощрительная система заработной платы, при которой оплата производится на основе расценки за каждую единицу выработанной про­дукции: - сдельная расценка (piece-rate) — расценка за единицу изготовленной про­дукции, служащая основой для определения обшей суммы вознагражде­ния, выплачиваемой рабочему при сдельной системе заработной платы: - система заработной таты по нормочасам (standard hour plan) — система сдельной заработной платы, при которой выполненная работа выражается в нормочасах и оплачивается с учетом их количества и тарифной ставки. Обычно при этой системе обеспечивается гарантированный минимум за­ работной платы, выплачиваемый за фактически отработанные часы, если они превышают количество выработанных за этот же период нормочасов; - система заработной платы с поощрительными доплатами (efficiency plan) — поощрительная система заработной платы, в которой применяются гаран­тированная тарифная ставка и прогрессивно возрастающие поощритель­ные доплаты. Таким образом, для эффективного функционирования предприятия необходимо направлять весь потенциал предприятия на повышение производительности труда и снижение издержек производства, так же совершенствование и стандартизация приемов работы и пр. Следовательно, рациональное управление на производстве и методов работы являются важнейшими составными частями управления предприятием, и без них вряд ли возможна успешная работа предприятия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.