План
1. Местные бюджеты
1.1. Понятие местных бюджетов
1.2. Функции местных бюджетов
1.3. Права и обязанности органов местного самоуправления
2. Формирование местных бюджетов
3. Организация работы по составлению, рассмотрению утверждению проектов местных 6юджетов
Список литературы
1. Местные бюджеты
1.1. Понятие местных бюджетов
Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которой осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
1.2. Функции местных бюджетов
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
• распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Доходная часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления доходных источников на долговременной \ основе федеральным законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.
1.3. Права и обязанности органов местного самоуправления
Каждое муниципальное образование имеет собственное право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации.
Формирование и исполнение местною бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Органы государственной власти гарантируют:
1) право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов:
2) право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;
3) компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, а также иных решений органов государственной власти.
Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.
В качестве составной части местных бюджетов могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
7. Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
8. Органы местного самоуправления представляют отчетность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке.
2. Формирование местных бюджетов.
Сегодня формирование местных бюджетов регулируется Законом Украины “О бюджетной системе Украины”, “О местных Советах народных депутатов, местном и региональном самоуправлении”, законами и декретами о налогообложении. В соответствии с ними все доходы местных бюджетов делятся на три группы:
Собственные и закрепленные доходы;
Отчисления от так называемых общегосударственных доходов.
К числу собственных и закрепленных доходов относятся налог на прибыль с физических лиц, налог на доходы предприятий, которые входят в состав местного хозяйства, и некоторые другие. Отчисления в местные бюджеты осуществляются от налога на добавленную стоимость, от налога на доход, от акцизного сбора.
В соответствии с Законом Украины “О бюджетной системе Украины”, “Состав и размеры части общереспубликанских налогов, сборов и платежей, которые начисляются в местные бюджеты, определяются Верховным Советом Украины в соответствии с социально-экономическими нормативами, бюджетной обеспеченности населения территории и состоянием местных источников доходов”. Другими словами, в самом Законе заложен затратный подход к формированию местных бюджетов: не затраты соответствующего местного бюджета определяются совокупными бюджетными доходами на данной территории, а, наоборот, доходы местного бюджета определяются вышестоящими органами управления в зависимости от предусмотренной суммы расходов. Этот подход становится еще более очевиден, если принять во внимание, что социально-экономические нормативы не разработаны и на практике ВС Украины при представлении Кабинетом Министров в бюджете на соответствующий год утверждает для каждой области индивидуальные нормы отчислений от общегосударственных доходов (НДС, налог на доходы предприятий, акцизный сбор и некоторые другие доходы) в консолидированные бюджеты областей.
Практика формирования местных бюджетов является такой. Регионы составляют проекты расходной части бюджета, и после согласования с Министерства финансов определяется сумма расходов. От нее отнимаются собственные и закрепленные доходы, а потом определяется сумма и индивидуальные для каждой области нормативы отчислений от общегосударственных доходов в консолидированные бюджеты областей. При этом нормативы отчислений по регионам существенно отличаются. Так, нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доход предприятий и организаций в бюджете 1993 г. колебались от 25% для Днепропетровской, Донецкой, Полтавской, Харьковской областей до 100% для Винницкой, Волынской, Житомирской, Николаевской, Ровенской и некоторых других областей. Приблизительно такая же самая картина по акцизному сбору.
Существенные различия существуют в нормативах отчислений в местные бюджеты от НДС, которые являются самым важным источником формирования местных бюджетов. Наименьшие нормативы были установлены для промышленных регионов - Днепропетровской (24.3%), Донецкой (22.1%), Луганской (35.7%), Харьковской (27.1%) областей. В то же время для Волынской, Житомирской, Закарпатской, Ровенской, Сумской, Херсонской и других областей был установлен норматив 100%.
В результате такой практики планирования нередко территории, которые вносят существенно большой вклад в создание ВНП Украины, получают такие же самые, а в ряде случаев и меньшие доходы местного бюджета в расчете на одного человека по сравнению с территориями с на много более низкой эффективностью хозяйства.
Система формирования местных бюджетов должна отвечать таким требованиям:
Поставить расходы местных бюджетов от доходов (государственного и местных бюджетов) на соответствующих территориях.
Образовать заинтересованность местных Советов и граждан в развитии производства и повышении доходности своих территорий.
Поддерживать отсталые в экономическом отношении регионы на минимальном уровне.
Этим требованиям отвечала бы бюджетная система, основанная на таких принципах. Все налоги и платежи в бюджет Украины распределяются между государственным бюджетом и консолидированными бюджетами всех областей по единому нормативу для всех видов налогов и платежей. Исключением должны стать взносы в Фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы; отчисления на геологоразведочные работы и средства от продажи военного имущества должны полностью перечислиться в государственный бюджет, а неналоговые сборы и платежи в зависимости от их характера - в государственный или местные бюджеты. Местные налоги платежи должны начисляться в местные бюджеты.
Установление единого для всех видов налогов и платежей (в том числе и для налога на доход) норматива распределения между государственным и местными бюджетами включает возможность конфликтов по вопросам реальности или нереальности тех или иных источников формирования местных бюджетов.
3. Организация работы по составлению, рассмотрению утверждению проектов местных 6юджетов.
Работа по составлению проектов бюджетов областей, городов, районов организуется местными финансовыми органами в порядке и сроки, установленные местными комитетами Советов народных депутатов.
Проекты бюджетов областей, городов республиканского подчинения составляются соответственно областными и городскими финансовыми отделами при участии управления и отделов исполкомов областных и городских Советов народных депутатов на основе проектов планов развития народного хозяйства Украины и местного хозяйства.
Доходов и расходов в проектах бюджетов областей и городов республиканского подчинения, которые направляются в вышестоящие органы для рассмотрения и включения в проект государственного бюджета Украины, определяются в целом по области, городу, то есть без разграничения доходов и расходов между областными и городскими бюджетами и нижестоящими бюджетами.
Проекты доходов бюджетов районов, городов (кроме городов республиканского подчинения), проекты сельских и поселковых бюджетов для предоставления в вышестоящие органы не складываются, а общие суммы доходов и расходов по каждому из этих бюджетов включаются в вышестоящие бюджеты в размерах, определенных в предложениях о размерах отчислений от общереспубликанских государственных налогов и доходов и других доходов и размерах предельных расходов. Проекты бюджетов районов, городов и проекты сельских и поселковых бюджетов составляются на основе полученных от вышестоящих органов предложений о размерах отчислений от общереспубликанских налогов и доходов и других доходов в размерах предельных расходов.
Предложения о размерах отчислений от общереспубликанских государственных налогов и доходов и других доходов и размерах предельных расходов для составления проектов сельских и поселковых бюджетов разрабатываются областными, городскими и районными финансовыми отделами при участии управлений и отделов исполнительных комитетов Советов народных депутатов.
Предложения о размерах отчислений от общереспубликанских государственных налогов и доходов и других доводов и размерах предельных расходов для составления проектов бюджетов районов, городов, проектов сельских поселковых бюджетов определяются исполкомами областных, городских, районных Советов народных депутатов или по их поручению соответствующими финансовыми отделами и доводятся до исполнительных комитетов Советов народных депутатов при необходимости.
Предложения о размерах отчислений от общереспубликанских государственных налогов и доходов и других доходов и размерах предельных расходов доводятся в объеме показателей: общая сумма доходов с выделением основных доходных источников, общая сумма расходов с выделением основных видов расходов, размеры (проценты) отчислений в эти бюджеты от общереспубликанских государственных налогов и доходов, сумма оборотной кассовой наличности размеры предельных расходов.
Финансовыми органами одновременно с предложениями о размерах отчислений от общереспубликанских государственных налогов и доходов и других доходов и размерах предельных расходов сообщаются основные расчетные показатели, рассчитанные при разработке предложений.
Замечания исполкомов районных и городских Советов народных депутатов по доведенным им предложениям о размерах отчислений от общереспубликанских государственных и налогов и доходов и других доходов и размерах предельных расходов для составления бюджетов районов и городов рассматриваются в следующем порядке: исполкомы районных и городских Советов народных депутатов замечания о предложениях о размерах отчислений от общереспубликанских государственных налогов и доходов и других доходов и размерах предельных расходов, а также расчеты, которые обосновывают эти замечания, направляют исполкомам областных, городским (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов и копию - соответствующим финансовым отделам.
Финансовые отделы по поручению исполкомов областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов рассматривают данные замечания при участии представителей рай(гор)исполкомов, готовят по ним заключения для принятия решения о6л(гор)исполкомами или в зависимости от характера поручения непосредственно принимают по ним решения.
В aнaлогичном порядке исполкомами районных и городских Советов народных депутатов проводится рассмотрение замечаний исполкомов городских (городов районного подчинения), сельских и поселковых Советов народных депутатов по доведенным им предложениям о размерах для составления проектов бюджетов.
После рассмотрения в вышестоящих органах проектов планов местного хозяйства и проектов местных бюджетов областей, городов республиканского подчинения, а по районам и городам областного подчинения - после получения предложений о размерах отчислений от общереспубликанских государственных налогов и доходов и других доходов и размерах предельных расходов управления и отделы исполкомов областных, городских (кроме городов районного подчинения) и районных Советов народных депутатов составляют и подают в исполкомы соответствующих Советов расчетные балансы доходов и расходов, проекты планов по доходам и сводным сметам расходов по хозяйству непосредственно областного, гоpoдскoгo и районного подчинения, а также определяют основные производственные и финансовые показатели по подведомственному им хозяйству.
Областные, городские и районные финансовые отдeлы:
- предварительно рассматривают при участии представителей соответствующих управлений и отделов исполкомов Советов народных депутатов расчетные балансы доходов и расходов, проекты планов по доходам и сводных смет расходов по хозяйству областного, городского, районного подчинения, определяют размеры платежей в бюджет и ассигнований из бюджета по этому хозяйству и составляют проекты областных, городских и районных бюджетов;
- разрабатывают предложения о размерах отчислений от республиканских государственных налогов и доходов и других доходов и размеры предельных расходов для составления проектов бюджетов районов, городов, проектов сельских и поселковых бюджетов.
В соответствии с вышеуказанным областные, городские и районные финансовые отделы:
а) проверяют соответствие показателей расчетных бaлaнcов доходов и расходов, проектов планов по доходам и сводным сметам расходов, а также полученных от управления и отделов исполкомов местных Советов народных депутатов основных производственных и финансовых показателей по подведомственному им хозяйству, которое находится в подчинении соответствующих Советов народных депутатов, показателям плана развития местного хозяйства;
б) на основе aнaлиза сводных данных и других материалов отыскивают возможность увеличения доходов бюджета за счет более полного использования всех внутрихозяйственных pecурсов;
в) проверяют правильность определения на следующий год затрат и источников их покрытия, а также осуществления изменений действующего законодательства в области цен, заработной платы, норм материальных и денежных затрат и других норм;
г) уточняют расчетные балaнcы доходов и расходов, проекты планов по доходам и сводных смет расходов;
д) разрабатывают предложения о размерах отчислений от общереспубликанских государственных налогов и доходов и других доходов и размеров предельных расходов для составления проектов бюджетов районов, городов, проектов сельских и поселковых бюджетов.
На основе пpоектов областных, городских, районных бюджетов и предложений о размерах отчислений от общереспубликанских государственных налогов и доходов и других доходов и размерах предельных расходов, составленных по нижестоящим бюджетам, областные, городские и районные финансовые отделы составляют проекты бюджетов облacтей, городов, районов и соответственно направляют их исполкомам областных, городских и районных Советов народных депутатов.
Разграничение доходов и расходов бюджетов областей, городов и районов соответственно между областными, городскими и районными бюджетами и нижестоящими местными бюджетами определяется при утверждении соответствующих бюджетов областными, городскими и районными Советами народных депутатов по предоставлению их исполкомов.
В проектах местных бюджетов сверх предусмотренных расходов образуется оборотная кассовая наличность за счет излишков средств по указанным бюджетам на начало планового года.
Размер оборотной кассовой наличности определяется при утверждении местных бюджетов. Оборотная кассовая наличность на протяжении года может быть использована на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении бюджета.
Вместе с проектами бюджетов облacтeй, городов и районов в исполкомы Советов народных депутатов областными, городскими и районными финансовыми отделами представляются проекты решений о соответствующих бюджетах на следующий год.
В проектах решений предусматривается установить:
- бюджет области, города, района - в общей сумме доходов, с выделением основных доходных источников и в общей сумме расходов, с выделением ассигнований на финансирование народного хозяйства, социально-культурных учреждений, на содержание органов государственной власти и органов государственного управления области, города, района;
- областной, городской, районный бюджет - в общей сумме доходов, с выделением основных доходных источников, и в общей сумме расходов, с выделением основных видов расходов, а также с распределением платежей в бюджет и ассигнования из бюджета по отдельным управлениям и отделам исполкома областного городского и районного Совета народных депутатов;
- размеры (проценты) отчислений от общереспубликанских государственных налогов и доходов и налога на прибыль предприятий и организаций республиканского подчинения в бюджеты районов, городов, сельские и поселковые бюджеты;
- размеры оборотной кассовой наличности по областному, городскому, районному бюджету, а также по бюджету каждого района, города и по каждому сельскому и поселковому бюджету;
- суммы дотации, которые выделяются бюджетам городов, районов, сельским и поселковым бюджетам из вышестоящего бюджета для обеспечения финансирования мероприятий, предусмотренных проектом плана развития местного хозяйства, а также суммы изъятия излишков доходов из указанных бюджетов в вышестоящие бюджеты;
Бюджеты городов, районов, сельские и поселковые бюджеты включаются в бюджеты областей, городов и районов в общей сумме доходов и в общей сумме расходов по каждому городу, району, сельскому или поселковому Совету, с выделением сумм ассигнований на финансирование местного хозяйства, на социально-культурные мероприятия, на содержание органов государственной власти и oргaнов государственного управления.
В проектах решений исполкомов областных, городских, районных Советов народных депутатов о соответствующих бюджетах на следующий год предусматривается утвердить:
- поквартальное распределение доходов и расходов по областному, городскому и районному бюджету. Право утверждения этого распределения может быть передано заведующему соответствующим финансовым отделом;
- фонд заработной платы работников штатного и нештатного состава;
Для учреждений, которые находятся на областных, городских, районных бюджетах, - по каждому управлению и отделу исполкома, с выделением в том числе фондов заработной платы работников нештатного состава; для учреждений, которые находятся на нижестоящих бюджетах, - по бюджету каждого города, района отдельно в общей сумме, а по каждому сельскому или поселковому бюджету - в общей сумме, с выделением в том числе фондов заработной платы работников нештатного состава;
- планы поступлений налога на добавленную стоимость по городам и районам;
- план финансирования государственных капитальных вложений за счет областного, городского, районного бюджета.
Своды смет специальных средств по учреждениям, которые находятся на областных, городских, районных бюджетах утверждаются руководителями соответствующих финансовых отделов.
После получения предложений о размерах отчислений от общереспубликанских государственных налогов и доходов и других доходов и размерах предельных расходов по местным бюджетам исполкомы городских (городов районного подчинения), сельских и поселковых Советов народных депутатов рассматривают расчетные балансы доходов и расходов, проекты планов по доходам и смет расходов, представленные подведомственными этим исполкомам предприятиями, учреждениями и организациями и составляют проект бюджета.
Районные, городские финансовые отделы предоставляют необходимую помощь исполкомам сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов в работе по составлению проектов сельских и поселковых бюджетов и проектов бюджетов городов районного подчинения.
Исполкомы местных Советов народных депутатов рассматривают проекты местных бюджетов, составленных на основе показателей по этим бюджетам, предусмотренных в государственном бюджете Украины и вышестоящих местных бюджетах, и принимают решения о соответствующих бюджетах на следующий год.
Исполкомы областных, городских (кроме городов районного подчинения), районных Советов народных депутатов после рассмотрения проектов соответствующих бюджетов представляют областным, городским, районным Советам народным депутатов на утверждение:
- бюджет области, города, района - в общей сумме доходов, с выделением основных доходных источников, и обшей сумме расходов, с выделением ассигнований на финансирование народного хозяйства, на социально-культурные мероприятия, на содержание органов государственной власти и органов государственного управления области, города, района;
- областной, городской, районный бюджет - в общей сумме доходов и общей сумме расходов;
- размеры (проценты) отчислений от общереспубликанских государственных налогов и доходов и налога на прибыль распорядителям кредитов. Выдача ассигнований из местных бюджетов осуществляется учреждениями банка путем перечисления средств с текущих счетов соответствующих бюджетов на pacчeтный, текущий счет распорядителей кредитов;
- принимают и выдают внебюджетные средства учреждений, которые находятся на республиканском и местных бюджетах;
- проводят расчетное и кассовое обслуживание бюджетных учреждений и осуществляют контроль при выдаче бюджетных и внебюджетных средств;
- контролируют в установленном порядке расходование бюджетными учреждениями утвержденных сметам Фондов заработной платы;
- ведут учет доходов и расходов республиканского бюджета и составляют отчет по их кассовому исполнению, ведут учет средств местных бюджетов (учет доходов и расходов местных бюджетов и составление отчета о кассовом исполнении производится местными финансовыми органами);
- проводят сверку данных учета Национального Банка Украины по расходам госбюджета с данными распорядителей кредитов, финансовых и других органов.
Список литературы
Аптекарь С., Краснова В. “О формировании местных бюджетов” // Экономика Украины №4 1994 г.
Быконя С. “Актуальные вопросы реформы системы налогообложения”// Экономика Украины №3 1993 г.
Лунина И. “Проблемы региональной бюджетной политики Украины”// Экономика Украины №8 1994 г.
Филиппов В., Папаика А., Белинский Е. “Обязанность и ответственность плательщиков в системе налогообложения Украины”// Экономика Украины №10 1994 г.
Кэмпебелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю “Экономикс”.- Москва “Республика”1992 г. с. 357-361.
Кэмпебелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю “Экономикс”.- Москва “Республика”1992 г. с. 123.