Реферат по предмету "Экономика"


Планирование и амортизационные отчисления

ПЛАН Введение I. Глава 1 1.Планирование: 1.1.1.Функции и задачи планирования
1.1.2.Технология планирования 1.1.3.Формы планирования 2. Амортизационные отчисления: 1.2.1.Понятие амортизации 1.2.2.Функции амортизации… 1.2.3.Методы амортизации II. Глава 2 1. Планирование деятельности предприятия: 2.1.1.Бизнес-план частного предприятия «Амур» по производству майонеза 2. Практический аспект новой системы амортизации: 2.2.1.Амортизационная реформа 1997 года 2.2.2. Практическое применение новой системы амортизации Список литературы Приложения Введение Экономикой охватываются все без исключения стороны жизни человека, связанные с удовлетворением его физиологических и духовных потребностей. Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы пища, еда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии предприятий транспорта и связи. Безусловно, чтобы происходило нормальное функционирование предприятия, необходимо наличие определенных средств и источников. Основные производственные фонды, состоящие из зданий, сооружений, машин, оборудувания и других средств труда, которые учавствуют в процессе производства, являются самой главной основой деятельноти предприятия. И поэтому , рациональное и экономическое использование основных фондов является перевоочередной задачей предприятия. Так же, для предприятия имеет принципиальное значение планирование своей деятельности.Использование планирования и передовых методов разработки и контроля выполнения плана - основной путь развития современного эффективного производства. Глава I 1.1.1. Функции и задачи планирования Планирование- это разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных едениц. В нем предельно четко и подробно указываются: v цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей (с указанием конкретных видов выпускаемой продукции и характера работ); v средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые); v правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана; v этапы и сроки выполнения работ; v исполнители плана по срокам и видам работ v методы, этапы и средства контроля выполнения плана. Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планироваия невозможно. Планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций. Это необходимое условие своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструментов, оборудования для изготовления конечной продукции и создания запасов (рис.1). Рис.1.Связь ресурсов и времени Чтобы не отстать от конкурентов, каждая независимая производственная организация должна тщательно планировать перспективу развития собственного производства и потребностей рынка минимум на 2-3 года. Любые просчеты при этом грозят убытками и даже полным разорением. Предприятию необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проекта изделия и заканчивая его сбытом, а затем и прекращением производства и выходом на рынок с новой продукцией. Все должно быть увязано с экономикой предприятия, налоговой системой и кредитной ситуацией, позициями предприятия на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия. Планирование, административное управление и контроль за деятельностью производственного предприятия неразрывно связаны. В Японии управление и планирование представлены следующим образом (рис.2)
Управление деловой и хозяйственной д деятельностью (менеджмент)
Планирование хозяйственной деятельности
Контроль деловой и хозяйственной дея- тельности = + = + рис.2. Соотношение планирования и управления производственной деятельностью предприятия Аналогичного подхода к планированию и управлению производством придерживаются специалисты почти всех стран. Планирование производства на предприятии - это точное предвидение и программирование на перспективу хода производственного процесса и его результатов по этапам. В плане с учетом специализации и кооперации труда устанавливается по датам четкое задание на выполнение конкретного вида и объема работ и расходование ресурсов по каждому цеху, отделу, бригаде и рабочему. В плане предусмотрена последовательность выполнения связанных между собой работ. План всегда устремлен в будущее. С его помощью на перспективу распределяются имеющиеся ресурсы (материальные, трудовые, финансовые и природные). Если, скажем, надо изготовить машину, построить дом, то составляется общий план работы. Он включает следующие обязательные сведения: конкретные исполнители работы, ее сроки, необходимые материалы, оборудование, машины и инструменты, требуемые специалисты и производственный персонал, стоимость работы в денежном выражении и источники финансирования.
Планирование как метод хозяйственного предвидения и программирования основан на детальных расчетах и указаниях. С одной стороны, в плане содержится задание на перспективу для всего персонала – что и когда должен делать каждый работник. С другой стороны, в нем содержится предписание для руководителей – какие управленческие решения поэтапно они должны принимать, чтобы предприятие достигло поставленной цели (таблица 1).
Таблица 1 Основные задачи планирования Задачи планирования Основные исполнители Проектирование перспективы по датам исполнеия Организация исполнения Контроль исполнения Руководители предприятия, функциональные отделы и лаборатории Руководители всех структурных звеньев и специалисты Руководители предприятия и специалисты 1.1.2. Технология планирования Технология планирования включает: ü определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач предприятия; ü оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей; ü детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным рабочим местам и срокам исполнения; ü детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования. Для разработки плана специалистам по планированию требуется соответствующая информация. Помимо прогнозных и маркетинговых данных, т.е. в основном внешней информации, в органы планирования поступает большой объем внутренней информации. Сбор и обобщение поступающей информации, ее анализ относится к предплановой работе специалистов. Предплановая работа столь же необходима, как и разработка самого плана. Составление плана деятельности предприятия начинается с подготовки проекта отдельных его частей: Ø плана производства и реализации продукции; Ø плана материально-технического обеспечения; Ø плана по кадрам и заработной плате; Ø переспективного плана по новой технике и капитальным вложениям; Ø финансового плана. План производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются все остальные части общего плана предприятия и его подразделений (рис.3). На практике количество частей (разделов) плана предприятия и их названия различаются в зависимости от размеров предприятий, их отраслевой принадлежности и сложившихся традиций. Рис.3.Укрупненная структура плана деятельности предприятия После разработки частей плана предприятия и их взаимная корректировка до полной увязки и сбалансированности как по материально-финансовым ресурсам, так и по времени исполнения. Каждая часть общего плана предприятия оказывается при этом непосредственно связанной и обусловленной другими его частями. Таким образом достигается сбалансированность плана деятельности предприятия. Создается динамическая система взаимосвязи производственных, технических, экономических, организационно-административных, технических, экономических и социальных мероприятий, направленных на достижение конечной цели. Определяются источники и размеры финансирования, а также предельно допустимые затраты по каждому мероприятию, этапам и видам работ (рис.4). В плане обязательно указываются точная характеристика и маштабы конечных результатов работы предприятия в целом по датам, а также результаты работы цехов и других подразделений по каждому мероприятию в отдальности. С начала исполнения плана начинается расходование ресурсов. Поэтому любые ошибки в планировании неизбежно оборачиваются потерей средств и времени на исправление выявившихся просчетов. Потери, связанные с просчетами в планировании, достигают порой таких размеров, что у предприятия не оказывается достаточных средств для погашения, и наступает банкротство предприятия. Рис.4. Исполнение плана на предприятии 1.1.3. Основные формы планирования Формы планирования в зависимости от длительности планов делятся на пять видов: ~ оперативно – календарный; ~ текущий; ~ среднесрочный; ~ долгосрочный; ~ стратегический. Группировка планов на долгосрочный, текущий и оперативно-календарный в определенной мере носит условный характер. Различие между ними состоит в сроках получения конечного результата. Что касается объекта планирования, то, как правило, он не изменяется. Одно и то же изделие может включаться во все виды планов (рис.5). Например, подготовка производства и продажи изделия включается в долгосрочный план. Проектирование изделия, закупка оборудования и материалов для его производства включается в текущие планы. Распределение персонала по объемам, связанным с производством нового изделия, и оплата текущих расходов включаются в оперативные планы. Наряду с этим каждый вид планирования имеет характерные отличия. Они заключаются главным образом в: ¨ точности устанавливаемого интервала планирования; ¨ степени интеграции и дифференциации, а также количестве показателей планирования; ¨ степени точности расчетов затрат и результатов производства; ¨ порядке распределения обязанностей между исполнителями плана. Рис.5.Взаимодействие плана и организационно-экономического механизма управления производством продукции (услуг) на предприятии Рамки стратегического плана почти всегда подвижны, так же, как и сроки получения конечного результата и суммы расходов. Как правило, устанавливается лишь основной ответственный исполнитель, так как при первом этапе еще не ясны ни содержание работ, ни их объемы. Точное адресное распределение заданий по срокам их исполнения, объемам расходов и конечным результатам определяется в текущих и особенно в оперативно-календарных планах. В целом долгосрочное, текущее и оперативно-календарное планирования взаимосвязаны и представляют собой единую систему планирования. Посредством планирования связывается в единый целостный комплекс весь механизм управления предприятием (рис.5, табл.2). Таблица 2 Основные показатели по видам планирования Стратегическое Долгосрочное Текущее Операционно- календарное Наименование продукта (услуг) . Ориентировочная, подлежащая уточнению сумма затрат Ориентировочные подвижные сроки исполнения Ответственные исполнители, без указания соисполнителей . Эффективность (достижение цели, окупаемость затрат) Перечень важ-нейшей номен-клатуры продукции Сумма расхо- дования русур- сов по видам продукции Календарные сроки исполнения Ответственные исполнители и соисполнители по этапам и видам работ . Превышение дохода над расходами (прибыль) Перечень и коли-чество позиций номенклатуры продукции Сумма расходова-ния ресурсов по видам и номенклатуре продукции Точно установ –ленные сроки исполнения Подробный перечень исполнителей по этапам и видам работ и номенкла- туре продукции . Сумма чистого дохода Подетальный перечень и количество позиций номенклатуры продукции Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам продукции Почасовые и суточные графики исполнения Подетальное распределение работ среди исполнителей . Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности предприятия и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменения профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдельные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.
Тактическое планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии. Представляет интерес следующее толкование терминов, связанных с планированием: планомерность-это основа управления; плановость- это принцип управления; планирование - важнейшая функция управления; плановые задачи – метод управления; разработка и реализация плана – это основное содержание процесса управления. Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них фомулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровая политика (состав и структура кадров, их подготовка и использование); определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения и учета внутрифирменной специализации и кооперирования производства. Среднесрочные вклады предусматривают разработку и в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития. Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределении ресурсов. В нем приводятся детальные сведения о разбивки по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях. Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделениях в международном масштабе, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству материально-техническому снабжению. Основным звеном текущего плана производства является календарные планы, которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных стратегическим и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами: степени загрузки производственных мощностей их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматривается расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлении услуг включаются показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию Оперативно-календарное планирование является развернутым продолжением текущего планирования производства. Оно включает: q детализацию текущего плана и доведение его заданий до каждого цеха, отдела или участка; q организацию доставки на рабочие места материалов, топлива, вывоз готовой продукции, организацию контроля качества; q обеспечение сплошного контроля за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе. Реализация оперативных планов осуществляется через системы бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению – центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет или финансовый план предприятия. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта, что необходимо для достижения намеченных планов финансовых показателей. При его составлении, прежде всего, учитывается показатели, разработанные в стратегических или оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между стратегическим, текущим и другими видами планирования. Бюджет предприятия представляет собой выражение оперативного плана в денежных еденицах, он как бы увязывает оперативный и финансовый планы, давая возможность предвидеть конечный результат деятельности, т.е. размеры и норму прибыли. Составлением бюджетов занимаются обычно различные службы или специальные секторы. Особые комитеты, состоящие из высших администраторов, рассматривают уже готовый бюджет. Руководитель предприятия утверждает бюджет и несет ответственность за эффективность методов по его разработке. Основу бюджета составляет прогноз продаж и исчисление издержек производства. На основе прогноза продаж составляются планы производства, снабжения, запасов, научных исследований, капитальных инвестиций, финансирования, денежных поступлений. Бюджет фирмы охватывает все стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах отделений предприятия. 1.2.1. Понятие амортизации Материально- технической основой процесса производства на любом предприятии являются основные производственные фонды. В условиях рыночной экономики первоначальное формирование основных фондов, их функционирование и расширенное воспроизводство осущесвляется при непосредственном участии финансов, с помощью которых образуются и используются денежные фонды целевого назначения, опосредующие приобретение, эксплуатацию и восстановление средств труда. Первоначальное формирование основных фондов на вновь создаваемых предприятиях происходит за счет основных средств, являющихся частью уставного фонда. Основные средства – это денежные средства, инвестированные в основные фонды производственного и непроизводственного назначения. По натурально-вещественному признаку основные фонды подразделяются на: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и производственный скот и т. д. Основные производственные фонды предприятий совершают хозяйственный кругооборот, состоящий из следующих стадий: износ, амортизация, накопление средств для полного восстановления основных фондов, их замена путем капитальных вложений. Все объекты основных фондов подвержены физическому и моральному износу, т. е. под влиянием различных факторов утрачивают свои свойства, приходят в негодность и не могут далее выполнять свои функции. Физический износ может быть частично возмещен за счет ремонта, реконструкции и модернизации. Моральный износ проявляется в том, что основные фонды по всем своим характеристикам уступают новейшим образцам, Поэтому переиодически возникает необходимость замены основных фондов, особенно их активной части. При этом в современной экономике главным фактором, определяющим необходимость замены, является моральный износ.
Методы оценки основных фондов зависит от источников их поступления на предприятие. Так первоначальная стоимость основных фондов, поступивших за счет капитальных вложений предприятия включает фактические затраты на их сооружение или приобретение, расходы на доставку и установку, а также сумму НДС. Основные средства, поступившие от учредителей АО в счет их вкладов в уставной капитал, оценивается по стоимости, определяемой соглашением сторон. Если основные средства, бывшие в эксплуатации, получены безвозмездно от других предприятий или в качестве субсидии правительственных органов, то они оцениваются по остаточной стоимости.
В момент приобретения основных фондов и принятия их на баланс предприятия величина основных фондов количественно совпадает со стоимостью основных фондов. В дальнейшем, по мере участия основных фондов в производственном процессе их стоимось раздваивается: одна ее часть, равная износу, переносится на готовую продукцию, а другая- выражает остаточную стоимость действующих основных фондов. Сношенная часть основных фондов, перенесенная на готовую продукцию, по мере реализации последней постепенно накапливается в денежной форме в специальном амортизационном фонде. Данный фонд формируется посредством ежемесячных амортизационных отчислений и используется для простого и частично-расширенного воспроизводства основных фондов. После реализации продукции часть денежной суммы, соответсвующая перенесенной стоимости основных фондов, поступает в амортизационный фонд, в котором происходит накопление денежных средтв до величины, примерно соответсвующей примерной стоимости основных фондов (за вычетом их износа). Амортизационный фонд (сумма накопленных денег) используется для приобретения новых вещественных элементов основных фондов взамен изношенных, т. е. происходит восстановление основных фондов. Величина стоимости, переносимой на продукцию, по бухгалтерским сметам определяется: во-первых, первоначальной стоимостью основных фондов (чем выше первоначальная стоимость, тем больше переносимая сумма стоимости основных фондов); во-вторых, нормативным сроком службы зданий, сооружений, машин и оборудования; в-третьих, отраслевой спецификой производства. В одних отраслях доля амортизации в затратах на производство продукции выше, а в других - ниже. 1.2.2. Функции амортизации Основная функция амортизации – обеспечение воспроизводства, восстановление основных фондов. Вторая функция – учетная. Кроме этого, амортизация в определенной степени выполняет и стимулирующую функцию, так как предусматривает наиболее полное использование основных фондов: чем дольше по времени функционирование, тем больше производится продукции и тем больше будет перенесена стоимость основных фондов. Это позволит уменьшить их недоамортизацию вследствие морального износаи снизить потери предприятия, что очень важно в условиях рынка. Амортизационные отчисления по основным фондам начисляются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия их на учет. Начисление амортизации производится до полного погашения их стоимости основных фондов либо их списания в связи с прекращением права собственности или выхода их из строя. Важное значение при расчете амортизационных отчислений имеет срок использования. Это период времени, в течении которого использование основных фондов призвано приносить доход и служить средством достижения цели предприятия. Для отдельных групп основных фондов срок использования определяется исходя из объема продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате их использования. Срок использования основных фондов расчитывается предприятием в момент принятия их на учет. Направление амортизации на расширенное воспроизводство основных фондов обусловлено спецификой ее начисления и расходования: начисляется она в течение всего нормативного срока службы основных фондов, а необходимость в ее расходовании наступает лишь после фактического их выбытия. Поэтому до момента замены выбывших из эксплуатации основных фондов начисленная амортизация является временно свободной и может использоваться как дополнительный источник расширенного производства. Кроме того, использованию амортизации на расширенное воспроизводство содействует научно-технический прогресс, в результате которого некоторые виды основных фондов могут удешевляться, в действие вводятся более совершенные и более производительные машины и оборудование. Амортизационные отчисления проводятся предприятиями ежемесячно по нормам балансовой стоимости основных фондов или инвертарным объектам. В течение года ежемесячную сумму амортизации определяют так: к начисленной за предыдущий месяц сумме прибавляют амортизационные отчисления по поступившим объектам и вычитают сумму амортизации по бывшим объектам в предыдущем месяце. Одновременно величина произведенных в прошлом месяце амортизационных отчислений корректируется в связи с истечением в этом месяце сроков службы полностью амортизированных основных средств. Начисление амортизации прекращается в период реконструкции или технического перевооружения основных средств с их полной остановкой. На это время продлевается норматтивный срок их службы. Амортизационные отчисления также не производятся в случае перевода основных средств на консервацию. Так же большое значение имеют экономически обоснованные нормы амортизации, представляющие отношение годовой суммы амортизации к первоначальной стоимости какого-либо средства труда, выраженное в процентах и считается по формуле: Фб-Фл На = --------------------------- * 100 , Фб*Тн где Фб – балансовая стоимость, Фл – ликвидационная стоимость, Тн – нормативный срок службы средств труда. Уровень амортизации зависит от каждой составляющей этой формулы, но главной величиной является нормативный срок службы средств труда. Нижним пределом труда На является срок износа средств труда, при котором последующий капитальный ремонт становится не нужен. Верхний предел На обусловлен наименьшим сроком службы основных фондов, при котором экономический эффект замены действующих фондов новыми повышает эффективность их модернизации и ремонта. Нормы амортизации позволяют, с одной стороны, обеспечить полное возмещение стоимости выбывающих из эксплуатации основных фондов, а с другой -–установить подлинную себестоимость продукции, составным элементом которой выступают амортизационные отчисления. С точки зрения коммерческого расчета, одинаково плохо как снижение норм амортизации (ибо оно может привести к недостатку финансовых ресурсов, необходимых для простого воспроизводства основных фондов), так и их необоснованное завышение, вызывающее искусственное удорожание продукции и снижение рентабельности производства. Нормы амортизации переодически пересматриваются, так как изменяются сроки службы основных фондов, ускоряется процесс переноса их стоимости на изготавляемый продукт под воздействием научно-технического прогресса и других факторов. Также периодически производится и переоценка основных фондов. Ее цель состоит в том, чтобы привести балансовую стоимость основных фондов в соответствие с действующими ценами и условиями воспроизводства.
Амортизационные отчисления производятся в течение нормативного срока службы основных фондов или срока, за который их балансовая стоимость полностью переносится на издержки производства и обращения. Амортизационные отчисления поступают на расчетный счет и расходуются непосредственно с расчетного счета на финансирование новых капитальных вложений в основные средства или направляются в долгосрочные финансовые вложения, на приобретение стройматериалов, оборудования, а также нематериальных активов.
В момент выбытия объекта с предприятия его первоначальная стоимость сопоставляется с суммой накопленных амортизационных отчислений. Результат (прибыль или убыток) относят на финансовые результаты предприятия. 1.2.3. Методы амортизации В практике хозяйствования применяют два метода исчисления амортизационного фонда: линейный (равномерный) и нелинейный (метод ускоренной амортизации). При линейном методе годовая сумма амортизации начисляется равномерно по годам и определяется исходя из первоначальной стоимости основных фондов. Линейный метод можно графически проиллюстрировать. Это прямая линия, отражающая изменение стоимости основных фондов (рис 6) На графике Фн – первоначальная стоимость основных фондов. Фн Фн1 Фн2 Фн1=Фн2=Фн3=… Фнi Фн3 t 1 2 3 4 5 6 7 8 годы рис.6.Линейный метод амортизации Линейный метод расчета амортизации прост, нагляден и в определенной степени учитывает процесс равномерного износа основных фондов за весь срок службы. Недостаток этого метода заключается в том, что в течение срока службы оборудования бывают его простои, поломка и неполная загрузка за смену. Это приводит к тому, что в реальном производстве оборудование неравномерно изнашивается по времени. Кроме этого этот метод учитывает моральный износ основных фондов, который снижает стоимость изготовляемых машин или уменьшает их потребительную стоимость за счет введения в эксплуатацию новых, более эффективных машин и оборудования. Это обуславливает досрочное, т. е. до окончания физического износа, выбытие устаревшей техники и ведет к ее недоамортизации. Применение нелинейного метода амортизации позволяет возместить большую часть (до 60-75%) стоимости основных фондовуже в первую половину срока их использования. Во вторую половину срока службы основных фондов величина амортизации, рассчитанная по нелинейным методам, уменьшается. Нелинейные методы амортизации часто называют методами ускоренной амортизации. Наиболее типичные из них – метод суммы чисел и методы арифметической и геометрической прогрессии (например, дегрессивные и прогрессивные методы). Применяются также другие нелинейные методы амортизации: ¨ способ уменьшаемого остатка; ¨ способ списания стоимости по сумме чисел лет срока использования; ¨ способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). При использовании способа уменьшающего остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости основных фондов на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной на основе срока использования этих фондов. Сравнение линейного и нелинейного методов (способа списания стоимости по сумме чисел лет срока использования) наглядно представлено на рис.7. Фн 100 000 Фа=37грн Фб=10грн В t 1 2 3 4 5 6 7 8 годы рис.7.Линейный и нелинейные методы амортизации Графический анализ показывает, что при учете морального износа (который вызывает необходимость ранней замены действующих основных фондов и уменьшения срока службы до 7 лет) потери от недоамортизации при использовании линейного (равномерного) метода составляют 37000 грн., а при применении нелинейного – только 10000 грн. Следовательно, хотя методика расчетов по нелинейному методу несколько сложнее, чем по линейному, но экономически он более выгоден, особенно при учете морального износа. Таким образом, амортизация –это важнейший источник воспроизводства и научно- технического развития хозяйства. Это связано не только с ее сумарной величиной (ее доля в себестоимости придукции составляет в среднем по промышленности от 20% до 40%), но и с минимальной по сравнению с прибылью зависимостью от результатов текущей хозяйственной и финансовой деятельности, следовательно, надежностью получения денежных средств.
Эффективное использовании амортизации создает финансовые стимулы для развития научно-технического прогресса. К таким можно отнести: v Механизм ускоренной амортизации, который означает, как правило, удвоение нормы амортизационных отчислений. Следовательно, вдвое сокращается срок окупаемости, ускоряется выбытие старых основных фондов, и значит, стимулируются финансовые вложения в новые. Даже если окупившие себя благодаря ускоренной амортизации основные средства физически не износись, их выбытие позволит внедрить в производство более эффективную вновь появляющуюся в условиях развития научно-технического прогресса технику.
v Льготы по налогу на прибыль связаны с обязательным и полным использованием амортизации на реновацию только для финансирования капитальных вложений (производственных на жилье). Лишь в этом случае прибыль, идущая на ту же цель, освобождается от налога на прибыль. v Коррекция стоимости основных фондов и норм амортизационных отчислений, законодательно регламентируемая государством, помимо учета инфляции и ее сглаживания, как мера финансового воздействия предопределяет единую техническую политику и предпочтения в развитии тех или иных отраслей производства. v Специальный режим начисления и использования амортизации для отдельных коммерческих структур малого и среднего бизнеса создает дополнительные стимулы обновления оборудования на этих предприяти Глава II 2.1.1. БИЗНЕС-ПЛАН Частного предприятия “Амур” Оглавление Резюме 1.Описание товара (услуги) 2.Оценка рынка сбыта 3.Оценка Конкурентов 4.Стратегия маркетинга 5.План производства 6.Организационный план 7.Юридический план 8.Финансовая стратегия Резюме Частное предприятие “Амур” было образовано в 1991 году и весь период своего существования занималось оптовой торговлей продуктами питания. В настоящее время, желая расширить сферу своего бизнеса предприятие решает заняться производством и сбытом собственной продукции, а именно майонеза. Исходя из своих возможностей, предприятие решает выпускать дешевый и качественный майонез, что позволит ему что позволит ему занять пустующую нишу в г. Запорожье. Для производства майонеза необходимо купить оборудование, в связи с чем первоначальные инвестиции состабляют 215 000 грн.Финансирование будет производиться за счет нераспределенной прибыли прошлых переиодов. При этом предполагаемый объем продаж составит 2.7 млн. баночек в год, ожидаемая чистая прибыль составит 3868000 грн., т.е. поект полностью окупит себя через 8 мес. Таким образом, целями настоящего бизнес-плана являются: · Проработка одного из возможных вариантов расширения бизнеса и увеличение прибыли · Планирование производства и продажи товоров · Повышение имиджа фирмы 1. Описание товара (услуг) Продукт-майонез, типа «Провансаль», предназначен для удовлетворения жизненных потребностей человека. Расфасовка в яркие, цветные баночки по 0,4 кг. Возможна добавка различных, натуральных ароматичесих веществ, что позволит сделать этот продукт более разнообразным и популярным. Главное отличие - выпускаться будет на самом современном, эффективном оборудовании; из продуктов высшего качества, что улучшит вкусовые качества и повысит производительность труда. 2.Оценка рынка сбыта На основании проведенных маркетинговых исследований, а также на основании того, что предприниматель около 8 лет занимается закупкой и реализацией оптовых партий продуктов питания, в т. ч. майонеза; было установлено, что майонез могут покупать 4,5% жителей Запорожской области каждый день, что составит 90000 банок. Для снижения риска, производственную программу снизим в 10 раз, т. е. производить будем 9000 банок в день, или 225000 банок в месяц. По мере развития производства, запланировано разрабатывать и выпускать другую продукцию на этом же оборудовании (например: горчица, кетчуп), что позволит укрепить положение фирмы на рынке производителей пищевых продуктов. 3.Оценка конкурентов. На сегодняшний день крупнейший производитель и продавец майонеза – «Чугуевский жировой комбинат», а также на рынке присутствует импортный майонез. Тот и другой майонез хорошего качества и соответсгвенно имеют высокую товарную стоимость. Но высокие цены не привлекают массового покупателя, т. к. семей имеющих доход в пределах прожиточного минимума большинство, и разница в цене 5%-10% окажется сужественной. Существует также ряд малых производителей майонеза на непроизводительном оборудовании, следовательно, более низкого качества, что привлекает покупаталя. Учитывая все эти факторы, можно рассчитывать, что наш майонез займет одно из лидирующих мест на рынке. 4.Стратегия маркетинга Используем метод ценообразования в нижних пределах цен конкурентов. В сочетании с высоким качеством, что обеспечит нам успех. ВЕС ЦЕНА Оптовая цена одной банки 650 г 2,20 грн Схема реализации майонеза: 50% вывозится на собственный офис-склад, 30% на оптовые базы и рынки города, 20% в магазины. 5.План производства Спрос –90000 банок в день. Проиизводительная программа 9000 банок в день или 225000 банок в месяц. Оборудование, производительностью 5 тонн продукции в смену, покупаем на Харьковском Электро-Механическом заводе. Цена оборудования 185 гривен. Выбранное оборудование подходит по мощности т.к. намечено выпускать 9000*0,65=3,6 тонны в смену, а запас мощости будет использован для повышения эффективности предприятия. 5.1.Закупка сырья, материалов и комплектующих Сырье закупается на оптовых фирмах и базах г. Запорожье. Коробки закупаются на Мелитопольской фабрике бумажных изделий, баночки, вместе с этикеткой закупаются в Турции. Качество комплектующих определяется визуально, а также к ним прилагаются сертификат и документы, определяющие их качество. 5.2.Производственный цикл. q Первая стадия – складирование. Все сырье, баночки, коробки, закупаются и доставляются на склад сырьевых материалов. Там их хранят, пока они не понадобятся. q Вторая стадия - собственно производство q Третья стадия – разлив: готовый майонез разливается по баночкам. q Четвертая стадия – упаковка: баночки закрываются и складываются в коробки, а коробки транспортируются в холодильники. 5.3.Издержки на еденицу продукции. Статья затрат Сумма, грн Материалы сырье и комплектующие 1 Аренда 0,07 Расходы на транспорт 0,09 Заработная плата рабочим 0,18 Расходы на продажу 0,03 Амортизация 0,01 Энергоресурсы 0,004 Прчие рсходы 0,116 ИТОГО 1,5 6.Организационный план Деятельность предприятия координирует директор, бухгалтерия. Снабжением будет заниматься отдел снабжения. Он занимается также доставкой продукции на собственный офис-склад, на оптовые базы и рынки города. 7.Юридический план Фирма «Амур» была организованна в 1991 году и зарегестрирована как частное предприятие с совместной формой собственности.
Уставной фонд был сформирован из частного имущества Карпенко Андрея Петровича¸ в дальнейшем, генерального и финансового директора. Учредитель несет ответственность по обязательствам в пределах Устава фирмы «Амур». 8. Финансовая стратегия Частное предприятие «Амур» существует 9 лет, и за это время своей деятельности у фирмы скопились немалые доходы. В связи с этим, учредителем было решено о расширении производства. Первоначальные инвестиции составят 215000 гривен. Финасирование будет производиться за счет нераспределенной прибыли прошлых лет. Практический аспект новой системы амортизации 2.2.1. Амортизационная реформа 1997 года. Амортизационная реформа 1997 года ( Закон Украины “О налогооблажении прибыли предприятий” ), обусловленная разладами амортизационной и инвестиционной политики в 1991-1996 гг имела своей целью создать законодательные условия для ускорения технического переоснащения и модернизации производственного аппарата. Эта реформа приблизила параметры амортизационной политики к практике развитых стран. Все основные фонды были разделены на 3 большие группы с единой для каждой из них нормой амортизации : 1) здания и сооружения и передаточные устройства – 3%; 2) автотранспорт, электромеханические приборы и инструменты, информационные системы – 25%; 3) все прочие основные фонды, не вошедшие в первую и вторую группы – 15%; Предприятиям предоставлено право самим ускорять амортизацию основных фондов третьей группы из расчета: 1-й год – 15 %; 2-й год – 30 %; 3-й год – 20 %; 4-й год – 15 %; 5-й год – 10 %; 6-й и 7-й – по 5 %. Изменилось и определение основной функции амортизации : теперь она служит предпосылкой ускоренного обновления основных фондов. В законе амортизация определяется как постепенной отнесение затрат на приобретение, изготовление или улучшение основных фондов на уменьшение скорректированной прибыли плательщика налога в пределах норм амортизации. При начислении амортизации балансовая стоимость групп основных фондов исчисляется на уровне их остаточной стоимости[1]. 2.2.2. Практическое применение новой системы амортизации Расчет интегрального экономического эффекта будет приведен с использование данных четырех предприятий Харькова и Харьковской области. Для обеспечения конфеденциальности информации назовем их №1, №2, №3, №4. Использовались данные учета по каждому объекту основных производственных фондов по состоянию на 01.07.98 г. В таблице 1 (см. приложение А) представлены данные о количестве объектов основных производственных фондов каждого предприятия, их балансовой (восстановительной) стоимости и остаточной стоимости. При осуществлении расчета было принято, что в течение ( tуm –1) лет включительно ускоренное списание велось по формуле : i - 1 Аy(i)m= Бm * Hym * (1- Hym) , [2.2.1] где Бm – балансовая (восстановительная) стоимость m-того объекта, грн.; Бym – годовая норма амортизационных отчислений по Закону для m-того объекта, % / 100. До достижения остаточной стоимостью 1% от первоначальной (восстановительной) балансовой стоимости m-того объекта, если он принадлежит к группе 2 или 3 и до достижения остаточной стоимостью 1700 грн. Для первой группы. В последний год (tуm) списывался этот 1% или 1700 грн. Поэтому tуm для расчетов определялась, исходя из формулы: tym - g OCTtym-g+1= Бm * (1-Hym) , [2.2.2] где g- последний год списания, следовательно tym – 1 g = 1 и ОСТtym = Бm * (1 – Hym) , отсюда Tym=(ln(OCTtym / Бm) / ln(1 – Hym))+1, [2.2.3] При этом для объектов, принадлежащих к группам 2 и 3, ОСТtym и Бm определелялись в процентах, то есть ОСТtym = 1% , Бm =100%;а для объектов группы 1 ОСТtym=1700 грн., Бm соответствовала первоначальной балансовой (восстановительной) стоимости m-того объекта в стоимостном выражении. При осуществлении расчета было также принято, что начисление амортизации методом равномерных начислений в течении (Tpm – 1) лет проводилось по формуле: Ap(j)m = Hpm * Бm , [2.2.4] где Hpm – норма равномерного списания по m-тому объекту, % / 100% При этом количество лет списания методом равномерных начислений (Тpm) и расчет величины амортизации в последнем году (Ap(Tpm)m) определились по формулам: Tpm = [1/Hpm], Ap(Tpm)M = Hpm * Бm, если {1/Hpm} = 0; [2.2.5] Tpm = [1/Hpm]+1, Ap(Tpm)m = {1/Hpm}*Бm*Hpm, если {1/Hpm} = 0 [2.2.6] где {1/Hpm} – целая часть от деления балансовой стоимости объекта(100%) на годовую норму Hpm, % / 100%; {1 / Hpm} – дробная часть от деления. Результаты расчета представлены в таблице 2 (см. Приложение Б). На их основании можно сказать, что если не учитывать применение понижающих коэфициентов и незначительной корректировки методов расчета амортизации во втором полугодии 1998 года, то в общей сложности введение нового метода начисления для этих четырех предприятий привело к незначительным позитивным сдвигам. Значение интегрального экономического эффекта имеют положительный знак, однако, их величины в размерах предприятия незначительны, по отношению к общей балансовой стоимости предприятия они колеблются в интервале от 0,45 до 5,86 % [2] Необходимо заметить, что рассматриваемые в данной работе оценки эффективности для предприятий перехода к не использованию метода уменьшающегося остатка предполагают, что их работа рентабельна. Если предприятие было неприбыльным еще до переходу к новому порядку формирования амортизационного фонда, то переход к ускоренной амортизации не дает ему никаких дополнительных средств. Сумма дополнительных денежных средств прибыльного предприятия, которая может быть получена в результате перехода к ускоренной амортизации, ограничена величиной прибыли, которую могло бы получать предприятие, если бы по-прежнему использовала метод равномерных начислений амортизации. Если разность между суммой амортизационных отчислений ускоренным методом и методом равномерного списания меньше вышеопределенной величины прибыли, то сумма дополнительных необлагаемых денежных средств, получаемых предприятием, равна этой разности, умноженной на ставку налога на прибыль. Если же эта разность больше или равна вышеопределенной величине прибыли, то сумма дополнительных денежных средств равна произведению прибыли на ставки налога и не может ее превысить. Но вернемся непосредственно к нашим расчетам. Также был рассчитан экономический эффект предприятия, который учитывает степень износа каждого объекта основных производственных фондов на момент перехода к новому методу начисления амортизации, условно назовем его реальным (R).
Он показывает, как соотносятся приведенные к одному времени суммы: ~ сумма, которую предприятие получит, производя амортизацию остаточной стоимости находящихся на его балансе объектов основных производственных фондов новым методом; ~ сумма, которую оно могло бы получить, используя метод равномерного списания. [5]
При этом расчеты велись по формулам (2.2.1-2.2.6), но вместо первоначальной (восстановительной) балансовой стоимости Бm использовалась величина остаточной стоимости (ОССm) m-того объекта по состоянию на 01.07.98 г. Там, где использовалась величина балансовой Бm в процентах определялась по отношению к первоначальной (восстановительной) балансовой стоимости. ОССm, %=ОССm, грн./ Бm, грн.-100% [2.2.7] Результаты приведены в таблице 3 (см. Приложение В). Результаты расчетов имеют и положительный и отрицательный знак, а также, как и оценка общей эффективности, незначительный размах колебаний (от –2% до 3,26% к общей остаточной стоимости основных производственных фондов предприятия по состоянию на 01.07.98г.). Следующей нашей задачей было решение вопроса о том, приведет ли использование предприятием метода равномерных начислений к получению положительной, отрицательной или нулевой суммы дополнительных денежных средств с учетом фактора времени, если время накопления амортизационных отчислений методом уменьшающего остатка по каждому m-тому объекту основных производственных фондов не будет превышать нормативного срока службы, который задавался при использовании метода равномерной амортизации (Tpm). Для этого рассчитывалась величина (D S) при условии, что расчет методом уменьшающегося остатка производится в течении времени, не превышающего количество лет равномерного списания объекта. Расчеты проводились по приведенным выше формулам. Результаты расчетов представлены в таблице ; (см.Приложение Г). Отрицательные результаты DS при Еhn=0 для всех трех предприятий показывают, что если дополнительные денежные средства не находятся в обороте, то предприятие недополучит сумму, равную произведению недоамортизованной балансовой стоимости и ставкиналога на прибыль. Не смотря на то, что при использовании метода уменьшающегося остатка у первого предприятия остаются недоамортизированными 20, 45% первоначальной балансовой (востановительной) стоимости, оно получит незначительные дополнительные денежные средства при ставке процента (Еhn), равной 10% годовых и выше, Для трех остальных предприятий недоамортизированными остаются соответственно 5,6%; 13,5% и 14,51% балансовой стоимости, а суммы дополнительных денежных средств оказываются положительными при изменении Еhn от 5 до 40%. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исходя из этого, можно сказать, что если хозяйственная деятельность этих предприятий будет достаточно эффективной, размеры внутренних источников при использовании нового метода не уменьшатся, а наоборот- незначительно увеличатся. В то же время аналогичные расчеты, проведенные для оценки изменения сумм денежных средств, остающихся в распоряжении предприятия, где было учтено реальное состояние основных производственных фондов на момент перехода к новому методу амортизации, то есть их износ по состоянию на 01.07.98 г., дали положительные результаты условного показателя Dr для предприятий №2 и №3, отрицательные – для предприятия №1, для предприятия №4 негативноевлияние изменяется в сторону позитивного приувеличения ставки Енп (см. таблица 5,Приложение Д). Однако, поскольку размер дополнительных денежных средств или их снижения невелик, можно говорить об отсутствии существенного влияния.[2] Кризисное состояние экономики сегодня в значительной мере определяется низкой конкурентноспособностью отечественной продукции, повышение которой требует технологического переоснащения предприятий, а следовательно, значительных финансовых средств. Применение методов ускоренной амортизации (а к ним относятся и метод уменьшающегося остатка) в мировой практике служит способом интенсификации процессов самоинвестирования предприятий посредтвом реализации заложенного в этих методах механизма предоставления кредитов со стороны государства. В ходе проведенных исследований было установленно, что для четырёх предпрятий, данные которых использовались в расчетах, переход к начислению амортизации методом уменьшающегося остатка, определенным Законом, не привел к значительным экономическим изменениям в процессах стимулирования воспроизводства основных производственных фондов, что ставит под сомнение наличие в нем принципиальной прогрессивности. Новое положение, дающее право плательщику налога принимать самостоятельное решение об ускоренной амортизации основных фондов группы 3 (первый год 15%; второй-30%; третий –20%; четвертый-15%; пятый-10%; шестой-5%; седьмой-5%), в общем, может характеризоваться положительное и прогрессивное, однако его действие распространяется только на оборудование, приобретенное после вступления в силу Закона. На сегодня удельный вес вводимых основных фондов настолько мал, что вряд ли большинству предприятий можно полагаться на эффективность этой меры в ближайшие несколько лет. Список литературы [1] Закон Украины « о налогооблажении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от25.05.97 г. №283/97-ВР с изменениями, снесенными Законами Украины от19.09.97 г. [2] Верещагина А.Новая система амортизации //Бизнес-информ-1999г.-№11-12 , с. 60-64. [3] Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учебник-М: Высшая школа,1994 г. [4] Макконелл К.Р., Брю С.л.Экономика: принципы, проблема и политика: пер. с англ. Т. 1. 2.1992 [5] Орлов П.,Орлов С. Проэкт новой системы амортизации // Бизнес-информ.-1997.-№4.-с.35-39 [6] Финансы предприятий Е.И.Бородин,М.: Банки и биржи ЮНИТИ,1995 год. [7] Экономика предприятия / Под ред. О.И. Волкова,М.: ИНФРА-М,2000 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Творчество ЛБернини
Реферат Разработка драйвера виртуального жесткого диска
Реферат Расчет водоснабжения
Реферат Разработка обучающетестирующей системы с использованием Интернеттехнологий
Реферат Экологические и геологические аспекты особенностей распределения токсичных и малых элементов в углях пласта m3 шахты "Рассвет"
Реферат Григорий Бакланов Навеки-девятнадцатилетние
Реферат исковое заявление
Реферат Разработка программного канального вокодера
Реферат Законы, закономерности, принципы государственного управления, проявляющиеся в современной практи
Реферат Разработка методики расчета аэродинамических характеристик с помощью комплекса ANSYS CFX на примере
Реферат Котовский, Григорий Иванович
Реферат Політична модернізація життя
Реферат Взаємодія митних органів з іншими державними органами та підприємствами, установами, організація
Реферат Аналізатори їх структура
Реферат Япония в XIX – начале ХХ веках