Реферат по предмету "Экономика"


Персонал

СОДЕРЖАНИЕ 1. Понятие, классификация и структура персонала 2. Определение численности отдельных категорий работников 3. Зарубежный опыт формирования и эффективного использования трудового потенциала фирмы СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ТАБЛИЦА 1 ТАБЛИЦА 2 ТАБЛИЦА 3 ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛА Наиболее важным элементом производительных сил и главным источником развития экономики являются люди, т. е. их мастерство, образование, подготовка, мотивация деятельности. Существует непосредственная зависимость конкурентоспособности экономики и уровня благосостояния населения от качества трудового потенциала персонала предприятий и организаций данной страны. Персонал предприятия формируется и изменяется под влиянием внутренних (характер продукции, технологии и организации производства) и внешних (демографические процессы, юридические и моральные нормы общества, характер рынка труда и т. п.) факторов. Влияние последних конкретизируется в таких параметрах макроэкономического характера: количество активного (трудоспособного) населения, общеобразовательный его уровень, предложение рабочей силы, уровень занятости, потенциальный резерв рабочей силы. В свою очередь эти характеристики определяют количественные и качественные параметры трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы — это часть трудоспособного населения, которая по своим возрастным, физическим, образовательным данным соответствует определенной сфере деятельности. Следует различать трудовые ресурсы реальные (те люди, которые уже работают) и потенциальные (те, что в свое время могут быть привлечены к конкретному труду). Для характеристики всей совокупности работников предприятия применяются термины — персонал, кадры, трудовой коллектив". Персонал предприятия — это совокупность постоянных работников, которые получили необходимую профессиональную подготовку и (или) имеют опыт практической работы. Кроме постоянных работников, в деятельности предприятия могут принимать участие другие трудоспособные лица на основе временного трудового договора (контракта). Поскольку много предприятий кроме основной деятельности выполняют функции, не соответствующие главному их назначению, всех работников делят на две группы: персонал основной деятельности и персонал не основной деятельности. Так, в промышленности к первой группе — промышленно-производственому персоналу – относят работников основных, вспомогательных и обслуживающих производств, научно-исследовательских подразделений и лабораторий, заводоуправления, складов, охраны — т. е. всех, занятых в производстве или его непосредственном обслуживании. В группу непромышленного персонала входят работники структур, которые хотя и находятся на балансе предприятия, но не связаны непосредственно с производством: жилищно-коммунальное хозяйство, детские сады и ясли, поликлиники, учебные заведения и т. п. Такое деление персонала предприятия на две группы необходимо для расчетов заработной платы, согласования трудовых показателей с измерителями результатов производственной деятельности (для определения производительности труда используют, как правило, численность только промышленно-производственного персонала). В то же время расширение процессов интеграции промышленных систем с банковскими, коммерческими и другими хозяйственными структурами делает такую группировку персонала все более условной. В соответствии с характером выполняемых функций персонал предприятия подразделяется в большинстве случаев на четыре категории: руководители, специалисты, служащие и рабочие. Руководители — это работники, которые возглавляют предприятия и их структурные подразделения. К ним относятся директора (генеральные директора), начальники, заведующие, управляющие, прорабы, мастера на предприятиях, в структурных единицах и подразделениях; главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер, главный механик и т. п.), а также заместители перечисленных руководителей. Специалистами считаются работниками, выполняющие специальные инженерно-технические, экономические и другие работы: инженеры, экономисты, бухгалтеры, нормировщики, администраторы, юрисконсульты, социологи и др. К категории служащих принадлежат работники, осуществляющие подготовку и формирование документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (т. е. выполняют сугубо техническую работу), в частности — делопроизводители, учетчики, архивариусы, агенты, чертежники, секретари-машинистки, стенографисты и др. Рабочие — это персонал, непосредственно занятый в процессе создания материальных ценностей, а также осуществляющий ремонт, перемещение грузов, перевозку пассажиров, предоставление материальных услуг и т. п. Кроме того, в состав рабочих включают дворников, уборщиц, охранников, курьеров, гардеробщиков. В аналитических целях всех рабочих можно делить на основных — тех, кто непосредственно принимает участие в процессе создания продукции, и вспомогательных — тех, которые выполняют функции обслуживания основного производства. Постепенно, с развитием производства, его механизации и автоматизации четкие границы между основными и вспомогательными рабочими исчезают, а роль последних (в частности наладчиков, механиков) возрастает. Важным направлением классификации персонала предприятия является его разделение по профессиям и специальностям. Профессия — это вид трудовой деятельности, осуществление которой требует соответствующего комплекса специальных знаний и практических навыков. Специальность — это более-менее узкая разновидность трудовой деятельности в пределах профессии. В соответствии с этими определениями, например, профессия токаря охватывает специальности токаря-карусельщика, токаря-револьверщика, токаря-расточника и т. п. Профессиональный состав персонала предприятия зависит от специфики деятельности, характера продукции или услуг, уровня технического развития. Каждая отрасль имеет присущие лишь ей профессии и специальности. В то же время существуют общие (сквозные) профессии рабочих и служащих. Так, например, в пищевой промышленности насчитывается 850 профессий и специальностей, но только около половины из них являются специфическими для этой отрасли. Классификация работников по квалификационному уровню базируется на их возможностях выполнять работы соответствующей сложности. Квалификация — это совокупность специальных знаний и практических навыков, определяющих степень подготовленности работника к выполнению профессиональных функций соответствующей сложности. Уровень квалификации руководителей, специалистов и служащих характеризуется уровнем образования, опытом работы на той или иной должности. Принято выделять специалистов наивысшей квалификации (работники, имеющие ученые степени и звания), специалистов высшей квалификации (работники с высшим образованием и значительным практическим опытом), специалистов средней квалификации (работники со средним специальным образованием и определенным опытом), специалистов-практиков (работники, занимающие соответствующие должности, например, инженерные и экономические, но не получившие специального образования).
По уровню квалификации рабочие также делятся на четыре группы: высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные и неквалифицированные. Они выполняют различные по сложности работы и имеют неодинаковую профессиональную подготовку (табл. 1). Эти квалификационные признаки персонала предприятия наряду с другими (пол, возраст, уровень механизации труда, стаж) служат основой для расчетов разных видов структур. Для эффективного управления имеет значение не простая констатация численности (или ее динамики) отдельных категорий работников, а изучение соотношений между ними (рис. 1).
Рис. 1. Категории и ориентировочная структура персонала предприятия промышленности Украины Это позволяет не только выявить влияние фактора персонала на конечные результаты деятельности предприятия, но и определить наиболее существенные структурные изменения, их движущие силы и тенденции, а на этой основе формировать реальную стратегию развития трудовых ресурсов. На формирование различных видов структур персонала и тру­довых ресурсов Украины (как на макро-, так и на микроуровне) в ближайшие годы будут влиять такие факторы и общие тенденции: § интенсивное перераспределение работников из промышленности и сельского хозяйства в информационную сферу и в сферу труда по обслуживанию населения; § включение в состав трудовых ресурсов работников с более высоким образовательным уровнем по сравнению с теми, которые выбывают из трудоспособного возраста; § повышение доли вспомогательного умственного труда (ныне она значительно меньше, чем в развитых странах); § рост спроса на квалифицированную рабочую силу (операторов, наладчиков, программистов-эксплуатационников), который в значительной мере может удовлетворяться за счет безработных из категории руководителей и специалистов; § замедление темпов снижения доли малого и неквалифицированного труда в связи с резким сокращением за последние годы технического перевооружения действующих предприятий; § инерция системы образования, продолжающей воспроизводить квалифицированные кадры в основном по старой профессиональной схеме. Формирование рыночного механизма и системы государственного регулирования рынка труда требует учета этих и других объективных тенденций, их положительного и отрицательного влияния на функционирование экономики в целом и отдельных предприятий. Управление трудовыми ресурсами, обеспечение их эффективного использования объективно связано с обязательным формированием системы оценки трудового потенциала предприятия. Прежде всего нужно различать явочную, учетную и среднеучетную численность работников предприятия. Явочная численность включает всех явившихся на работу работников, а учетная численность — всех постоянных, временных и сезонных работников, которые приняты на работу сроком на один и больше дней независимо от того, находятся ли они на работе, в отпуске, командировках, отсутствуют по болезни и т. п. Среднеучетная численность за определенный период определяется как сумма среднемесячной численности, деленная на количество месяцев в расчетном периоде. Разница между учетной и явочной численностью характеризует резерв (в основном рабочих), который нужно использовать для замены отсутствующих на работе по уважительным причинам. Кроме оценки персонала при помощи группировки по перечисленным признакам, в зарубежной и отечественной практике используются устоявшиеся показатели (табл. 2), требующие сравнения с аналогичными на однородных предприятиях или анализа их динамики за несколько лет на одном и том же предприятии. Необходимо также учитывать, что эти показатели характеризуют только потенциал трудовых ресурсов и его соответствие другим факторам и условиям производства. Эффективность использования трудовых ресурсов выявляется с помощью других показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ Очерчивая цели и направления развития деятельности предприятия, его руководство должно определить необходимые для их реализации ресурсы, в том числе трудовые. Планирование трудовых ресурсов на действующем предприятии начинается с оценки их наличия. Последнее предусматривает инвентаризацию рабочих мест, выявление количества тех, кто работает на каждой операции, обеспечивающей достижение конечной цели (создание продукции, предоставление услуг). Анализ и дальнейшие расчеты проводятся по категориям работников (рабочие, руководители, специалисты, служащие), а в каждой из них — по профессиям, специальностям, разрядам. Если речь идет работниках умственного труда, то в этом случае можно использовать систему инвентаризации трудовых навыков или специальностей, т. е. регистрацию профессиональных навыков служащих с фиксацией количества работников, которые владеют ими. Расчеты численности опираются не только на количественную оценку самих трудовых ресурсов, но и на возможный уровень их использования и на анализ факторов, влияющих на этот уровень, — технических, организационных, социально-экономических. Объектами анализа в таком случае становятся: ─ номенклатура изготовляемой продукции и предоставляемых услуг; ─ потери рабочего времени и причины таковых; ─ характер и сравнительный уровень технологических процессов и оборудования; ─ прогрессивность и соответствие современным требованиям организации труда и производства; ─ уровень мотивации трудовой деятельности; ─ нормы обслуживания и выработки, уровень фактического выполнения норм и т. п. Определение плановой численности персонала зависит от специфики производства, особенностей его функционирования. В частности: 1) расчеты численности персонала в связи с объемом производства будут различными для предприятий массового и серийного производства в сравнении с предприятиями единичного и опытного производства; 2) предприятие, которое коренным образом диверсифицирует свою деятельность, столкнется со значительно большими проблемами в расчетах численности персонала по сравнению с предприятием, только увеличивающим объемы производства или предоставления услуг; 3) предприятие, производство на котором имеет сезонный характер, будет постоянно испытывать затруднения с определением численности персонала в периоды резкого увеличения и уменьшения производства на протяжении года. При условии значительных организационных изменений (например, создание нового предприятия) оценка будущих потребностей в трудовых ресурсах является достаточно сложной задачей. В этом случае используют типовые структуры, модели, аналоги. В процессе определения численности на перспективный период необходимо учитывать факторы внешней среды, а именно: · рыночную конъюнктуру, связанную с тем или иным видом деятельности; · цикличность развития экономики, предвидение возможного общего экономического спада; · региональные особенности рынка труда (перемещение производственных мощностей в регионы с более низкой стоимостью труда);
· государственные (правительственные) программы, заказы, контракты (в соответствии с последними предприятие обязано создавать новые рабочие места); · юридические аспекты (законы, договоры с профсоюзами и т. п.), регулирующие трудовые отношения, защищающие интересы отдельных категорий населения и работников;
· возможности использования временного найма работников, надомного труда. Техника расчетов плановой численности отдельных категорий работников определяется конкретной спецификой их профессиональной деятельности и отраслевыми особенностями функционирования того или иного предприятия. Но в любом случае она должна базироваться на учете возможной экономии затрат труда по факторам. Рассмотрим систему необходимых (основных) расчетов на примере промышленного предприятия. Прежде всего для выявления общей (предположительной) численности промышленно-производственного персонала на плановый период используется метод корректировки базовой численности: , где Чпл – численность промышленно-производственного персонала, необходимая для обеспечения планового объема производства, чел.; Чб — базовая (ожидаемая) численность, чел.; ΔV— плановый темп прироста объема производства продукции, %; ΔЧ — суммарное изменение численности по факторным расчетам возможного роста производительности, чел. Более точным является метод расчета плановой численности на основе полной трудоемкости изготовления продукции: , где Σt – полная трудоемкость производственной программы планового года (включает технологическую трудоемкость, трудоемкость обслуживания и управления производством), нормо-часов; Tp – расчетный эффективный фонд времени одного работника, часов (табл. 3); Kв.н – ожидаемый коэффициент выполнения норм. Численность основных рабочих, занятых на ненормированных работах , рассчитывается по формуле , где ti – плановая трудоемкость единицы i-го вида изделия, нормо-часов; mi – количество изделий i-го вида, единиц; n – количество видов изготовляемых изделий. Численность основных рабочих, занятых на ненормированных работах – контроль технологического процесса, управление аппаратами, машинами и другим оборудованием, рассчитывается по нормам обслуживания, а именно: , где mo – количество обслуживаемых объектов (агрегатов, машин и др.); Псм – количество смен работы за сутки; Кп.я.у – коэффициент перевода явочной численности в учетную, который рассчитывается по формуле Кп.я.у=100/(100 – f), где f – плановый процент невыходов рабочих на работу; Ноб – норма обслуживания одного агрегата (машины) – количество объектов на одного рабочего. Численность рабочих (в основном вспомогательных), для которых невозможно установить нормы обслуживания и рассчитать трудоемкость работ , определяется по формуле , где Пр.м – количество рабочих мест. Численность работников управления, специалистов, служащих рассчитывается по каждой функции методом прямого нормирования, если данные о трудоемкости являются достаточно достоверными. Из-за отсутствия информации или чрезмерной трудоемкости расчетов можно применять метод нормирования численности этих категорий персонала с использованием корреляционной зависимости типа ,, или , где – нормативная (плановая) численность работников управления по конкретной функции; x1, x2, …, xn – весомость факторов, определяющих численность работников по данной функции; U1, U2, …, Un – показатели степени при численном значении факторов; ao – постоянный коэффициент уравнения нормативной зависимости; a1, a2, …, an – коэффициенты регрессии (показатели степени или коэффициенты), определяющие меру влияния каждого фактора на численность работников. При определении численности управленческого персонала обычно руководствуются типовыми штатными расписаниями (схемами, моделями), разработанными наукой управления и практикой в той или иной сфере деятельности. Дополнительная потребность в персонале на перспективный период заявляется на основе сравнения его фактического наличия и потребности в плановом периоде по отдельным профессиям и квалификациям. Она рассчитывается как ожидаемый прирост с учетом компенсации уменьшения (выход на пенсию, призыв в армию и др.), замены практиков специалистами и т. п. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИРМЫ Дальнейшее совершенствование системы управления персоналом на отечественных предприятиях и в организациях должно опираться на накопленный зарубежный опыт. Речь идет прежде всего об обобщении и заимствовании руководителями предприятий и организаций зарубежного прогрессивного опыта в сфере государственного финансирования и стимулирования внутрифирменной подготовки кадров, использования современных систем оценки персонала, формирования и применения системы материального поощрения разных категорий работников, а также привлечения значительной части персонала к управлению производством (делами фирмы). В странах с развитой рыночной экономикой государство, принимая на себя основную финансовую тяжесть подготовки и переподготовки кадров, создает единый механизм обеспечения занятости через взаимодействие государства и предприятия. Этот механизм включает стимулирование и со стороны государства образовательной активности самих предприятий, кооперирование последних с учебными заведениями, а также аккумулирование и перераспределение средств предприятий с целью подготовки и переподготовки рабочей силы. Взаимодействие государства и предприятий предусматривает использование различного инструментария: финансирования, налоговой политики, регулирования социального страхования и обеспечения, создания информационной и правовой инфраструктуры. Что касается начальной профессиональной подготовки молодежи, то государственные органы прежде всего стимулируют активность предприятия с помощью прямого финансирования внутрифирменных систем обучения. Так, например, государственные органы Великобритании, Италии, Швеции покрывают до 80 % затрат предприятия на наем и обучение молодежи 16—18 лет, которая еще не имеет полного среднего образования. Объектом прямого финансирования государственными органами Германии, Франции, Италии, Швеции стала так называемая альтернативная форма подготовки кадров, которая охватывает молодежь до 25 лет. Речь идет о соединении процесса теоретической подготовки в учебном заведении с трудовой деятельностью при условии частичной занятости. Таким образом обеспечивается соответствие занятости учащегося приобретенной на данный момент квалификации. Необходимым условием такой формы является наличие специальной программы, обеспечивающей координацию подготовки в двух различных системах. Активный контроль предприятий за учебным процессом позволяет постоянно корректировать в нужном направлении программы теоретического обучения.
Методы прямого финансирования дополняются непрямым стимулированием внутрифирменной подготовки со стороны государства путем дифференциации налоговой политики. Этот инструмент особенно активно используется в США, где средства, направляемые на подготовку молодых работников, полностью освобождаются от налогообложения (при условии аккредитации местными органами власти, т. е. гарантии соответствия подготовки установленным стандартам).
В западноевропейских странах одним из источников средств государственных органов, выделяемых на профессиональную подготовку, являются денежные отчисления самих предприятий. Так, во Франции существует порядок, в соответствии с которым каждое предприятие с численностью занятых свыше десяти человек отчисляет на цели повышения квалификации работников не менее 1 % фонда заработной платы. Необходимость постоянной переподготовки персонала привела к тому, что практически во всех странах с рыночной экономикой созданы системы специальных подразделений фирм: учебные центры и курсы, отделы кадровой политики и др. Систему профессиональной подготовки рабочих имеют 80 % предприятий Японии. Затраты американских компаний на переподготовку и повышение квалификации персонала составляют до 5 % прибыли, не учитывая государственных дотаций. В экономически развитых странах большое внимание уделяется внедрению современных систем оценки разных категорий персонала. Прежде всего увеличивается применение самооценки персонала. По результатам исследований, проведенных американской корпорацией «Дженерал Электрик», около 90 % руководителей и 86 % подчиненных самооценку считают обязательной составляющей системы оценки в целом. Достаточно эффективным методом оценки руководителей и специалистов является оценка в соответствии с достижением поставленных целей. Она включает, как правило, такие этапы: 1) определение нескольких ключевых функций работников; 2) конкретизация каждой функции путем установления определенных экономических показателей (объем работ, качество, прибыль и т. п.); 3) определение конкретных показателей для оценки результатов деятельности; 4) сравнение достигнутых результатов по заблаговременно установленным «стандартам выполнения» и определение оценочного балла; 5) расчет средней оценки, отражающий уровень достижения поставленных целей. Такой метод оценки деятельности работников применяет, например, американский банк «Чейз Манхеттен». Наибольшего внимания заслуживает зарубежный опыт формирования и применения многоаспектной системы материального поощрения персонала. Его ключевыми элементами являются: использование тарифной системы; применение прогрессивных форм оплаты труда; распространение оригинальных систем премирования и стимулирования нововведений; более высокая оплата умственного труда; существенная индивидуализация заработной платы. Повсеместно используется тарифная система в разнообразных ее модификациях как инструмент дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности, условий и важности работы. В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно применяются единые тарифные сетки для рабочих, специалистов и служащих. Каждая отрасль экономики, как правило, формирует собственные тарифные сетки, которые, в свою очередь, модифицируются на уровне фирм. Например, на итальянской фирме «Оливетти» используется 20-разрядная тарифная сетка, а в американской автомобильной корпорации «Форд моторе» — 23-разрядная. В японских фирмах традиционно основная ставка определяется с учетом возраста и стажа, а так называемая трудовая ставка — в зависимости от квалификации и результативности труда. На зарубежных предприятиях (в организациях) в большинстве случаев внедрена повременная оплата труда рабочих. Это вызвано тем, что сейчас приоритетное значение имеет не количество, а качество товаров. В 90-х годах XX столетия простая повременная и повременная с коллективным и индивидуальным премированием системы по охвату рабочих составляли в Бельгии — 92,6; Германии — 86,7; Италии — 88,4; Нидерландах — 94,8; Франции — 93,5 %. Во многих зарубежных странах распространены целиком оригинальные системы премирования. В частности, в американских фирмах уже длительное время применяются две системы, известные по фамилиям их авторов, — системы Скенлона и Ракера. Первая из них базируется на распределении (в пропорции 1:3) экономии затрат на заработную плату между компанией и рабочим, а вторая — на формировании премиального фонда в зависимости от увеличения условно-чистой продукции в расчете на один доллар заработной платы. Кое-где широко применяется система «отложенных премий». Например, на фирме «Фиат» за создание новой продукции насчитывается премия, выплата которой откладывается на фиксированный срок (1—2 года), а на французских предприятиях за достижение определенного уровня качества и эффективности труда ежегодно начисляется премия, которая выплачивается лишь через пять лет. Характерной особенностью современных систем стимулирования на Западе является широкое распространение системы поощрений за внедрение разнообразных нововведений. В частности, большинство западноевропейских фирм формируют премиальные фонды для специального вознаграждения за создание, освоение и выпуск новой продукции, но их размер ставится в зависимость от прироста объема продажи новой продукции, ее доли в объеме производства. В зарубежных странах, как правило, умственный труд оплачивается выше, чем физический. По данным исследований, заработная плата работников умственного труда в среднем превышает заработную плату рабочих: в Германии — на 20; Италии и Дании — на 22; в Люксембурге — на 44; Франции и Бельгии — на 61 %. Средняя заработная плата американских инженеров почти в два раза больше, чем средняя заработная плата рабочих. Во всех странах с развитой рыночной экономикой наблюдается стойкая тенденция к индивидуализации заработной платы на основе оценки конкретных заслуг работника. Механизм индивидуализации заработной платы включает как дифференциацию условий найма, так и регулярную оценку заслуг персонала непосредственно в процессе трудовой деятельности. В США, например, оценивают личные заслуги руководителей компании и специалистов 80 % компаний, а рабочих — приблизительно 50 %. Во Франции индивидуализированная заработная плата составляет три четверти ее прироста у руководителей и специалистов, две трети — у мастеров и почти половину — у рабочих. Зарубежный опыт подтверждает исключительную полезность привлечения работников к управлению производством. В американских фирмах, например, применяются четыре формы привлечения персонала к управлению: 1) участие работников в управлении трудом и качеством продукции на уровне производственного цеха или другого равноценного подразделения; 2) создание рабочих советов или совместных комитетов менеджеров и рабочих; 3) внедрение системы участия персонала в полученной прибыли; 4) участие представителей наемного труда в работе советов директоров корпораций. В частности, почти 25 % американских корпораций с количеством работников более 500 человек имеют в организационной структуре управления советы рабочих или совместные комитеты работников и администрации.
Своеобразной является система привлечения трудящихся к управлению, сложившаяся в Германии. Она включает: совместное участие в наблюдательных советах фирм представителей капитала и наемного труда; наличие «рабочего-директора»; создание на предприятиях производственных советов, состоящих из рабочих. Такие советы создаются на предприятиях, имеющих не менее 5 постоянных наемных работников с правом голоса (возраст — более 18 лет, стаж работы не менее 6 месяцев). При этом работодатели обязаны предоставлять наемным работникам и совету предприятия соответствующую информацию, принимать от них запросы и предложения, изучать и учитывать мнение совета предприятия по вопросам социально-экономического развития последнего.
Характерной особенностью современного производства за рубежом нужно считать переход к разнообразным коллективным (групповым) формам организации труда, включая совместное выполнение отдельных заданий (контроль качества, обслуживание производства, обучение). Среди разных форм групповой работы, направленной на повышение эффективности производства и совершенствование трудовых отношений, прежде всего стоит выделить так называемые кружки качества, которые, по существу, являются неформальной организацией управления производством, действующей параллельно с традиционной иерархической системой. По оценке западных специалистов, на каждый доллар затрат на развитие «кружков качества» предприятия получают 4—8 долларов прибыли. Поэтому не случайно 90 % наибольших фирм США используют «кружки качества» с целью повышения эффективности производства, а в Японии функционирует свыше одного миллиона таких кружков, объединяющих почти 11 миллионов работников. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бойчук І.М. Економіка підприємства. Навчальний посібник. – К.: Атіка, 2002.– С. 68 – 77 2. Економіка підприємства: Навч. посіб. / А.В.Шегда, Т.М.Литвиненко, М.П.Нахаба та ін.; За ред. А.В.Шегди. – К.: Знання-Прес, 2001. – С. 172 –178 3. Економіка підприємства: Підручник / За заг. ред. д-ра екон. наук, проф. С.Ф.Покропивного. – К.: КНЕУ, 2003. – С. 86 – 97, 110 – 114 4. Примак Т.О. Економіка підприємства: Навч. посіб. – К.: Вікар. 2001. – С. 62 – 66 5. Протопопова В.О., Полянський А.Н. Економіка підприємства. Навчальний посібник для студентів економічних спеціальностей вищіх навчальних закладів. – Київ: ЦУЛ, 2002. – С. 71 – 73 Таблица 1 ГРУППЫ РАБОЧИХ ПО УРОВНЮ КВАЛИФИКАЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫМ РАБОТАМ И СРОКАМ ПОДГОТОВКИ Квалификаци- онные группы Основныевыполняемые работы Срок подготовки(стажировки), опыт Высококвали- фицированные Особенно сложные и ответственные работы (ремонт и наладка сложного оборудования, изготовление мебели и т. п.) Более 2 – 3 лет, периодическая стажировка, большой практический опыт работы Квалифици- рованные Сложные работы (металло- и деревообрабатывающие, ремонтные, слесарные, строительные и т. п.) 1 — 2 года, значительный опыт работы Малоквалифи-цированные Несложные работы (аппаратурные, технический надзори др.) Несколько недель, определенный опыт работы Неквалифици-рованные Вспомогательные и обслуживающие (грузчики, гардеробщики, уборщицы и др.) Не требует специальной подготовки Таблица 2 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И АЛГОРИТМЫ ИХ РАСЧЕТА ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ (ОЦЕНКИ) ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ Показатель
Алгоритм расчета · Текучесть персонала Количество уволенных по всем причинам : Среднеучетная численность · Стабильность или «преданность» персонала (средний стаж работы на данном предприятии) Общее количество лет работы на данном предприятии всего персонала : Среднеучетная численность · Уровень дисциплины (неявок на работу) Неявки на работу (человеко-дней) : Количество отработанных человеко-дней · Соответствие квалификации рабочих степени сложности выполняемых работ Средний тарифный разряд группы рабочих выполняемых работ : Средний тарифный разряд · Соотношение численности отдельных категорий работников Численность основных рабочих : Численность вспомогательных рабочих Численность рабочих, занятых непосредственно в производстве : Численность работников аппарата управления Численность высококвалифицированных и квалифицированных рабочих : Общая численность рабочих Таблица 3 РАСЧЕТ БАЛАНСА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ СРЕДНЕУЧЕТНОГО РАБОТНИКА (данные условные)
Показатель
Ожидаемые результаты текущий год расчетный год 1 . Количество календарных дней 365 365 2. Выходные и праздничные дни 11О 109 3. Номинальный фонд рабочего времени, дней [стр. 1] – [стр. 2] 255 256 4. Невыходы на работу, дней из них: · отпуск 21 23 · болезнь 10 9 · невыходы, разрешенные законом 2 2 · с разрешения администрации 1 1 · прогулы 2 1 · целосуточные простои 1 — · забастовки 1 –– 5. Явочное рабочее время, дней [стр. 3] – [стр. 4] 217 220 6. Средняя длительность рабочего дня, часов 7,95 7,90 7. Внутрисменные потери рабочего времени, часов 0,45 0,30 8. Количество рабочих часов [стр. 6] – [стр. 7] 7,50 7,60 9. Эффективный фонд времени на год, часов [стр. 1] – [стр. 2] 1627,5 1672


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Безопасность алкогольной продукции
Реферат The Differences And Similarities Of Pneumonia And
Реферат Раздумья вызванные трудом К.Маркса
Реферат Объектно-ориентированное программирование
Реферат Программная модель поиска глобального минимума нелинейных овражных функций двух переменных
Реферат Анализ функции фильтрационного сопротивления для неустановившегося притока жидкости (газа) к несовершенной скважине
Реферат Консультативная служба в АПК
Реферат Дальневосточный аспект российско американских отношений
Реферат Політичний портрет ОГ Лукашенко
Реферат Transcendentalism And A Belief In A
Реферат Численные методы Программа-калькулятор на Pascal
Реферат “Неокорпоративизм” как система функционального представительства интересов в современной России
Реферат Аксиомы власти Проблемы полномочий в обществе
Реферат Коробки отбора мощности автомобилей
Реферат Лесозаготовка: воздействие на окружающую природную среду отходов древесины