Вопрос №2.
Торговля Московского государства с Западом и Востоком в XVI – XVII вв. Новоторговый устав 1667 г.
В XVI – XVII веках Россия стала более активно развивать внешнюю торговлю. Еще при Василии III были заключены торговые отношения с Данией, при Иване IV установлены прочные связи с Англией.
Внешняя торговля в XVII веке осуществлялась в основном через 2 пункта: через Астрахань шел внешнеторговый оборот с азиатскими странами, а через Архангельск – европейцами. Особенно большое значение имел Архангельск, основанный в 1584 году как морской порт, хотя Россия своего торгового флота не имела и весь грузопоток шел на иностранных судах.
Москва также являлась крупнейшим городом, осуществляющим разнообразные торговые связи.
Русское купечество пока еще не могло конкурировать с сильными иностранными компаниями, и поэтому оно стремилось упрочить на нем свое монопольное положение при помощи государства. Купцы в челобитных грамотах просили правительство установить протекционистские меры по защите отечественных интересов, и правительство во многом пошло им на встречу. По «Новоторговому уставу» 1667 года иностранным купцам разрешалось проводить в Россию только оптовые операции и лишь в определенных приграничных городах. Устав устанавливал большие льготы для российских купцов: таможенная пошлина была для них в 4 раза ниже, чем для иноземных купцов. Устав всячески поощрял сокращение импортных операций и увеличения экспорта в целях привлечения в казну дополнительных денежных средств. В этом большая заслуга принадлежала А. М. Ордыну – Нащекину, российскому государственному деятелю при царе Алексее Михайловиче.
Вопрос №3.
Финансы и денежное обращение Московского государства и XVI – XVII вв.
Важным элементом образования всероссийского рынка было создание в стране единой денежной системы. До конца XV века чеканкой монет занимались самостоятельно практически все княжества Руси. Иван III стал запрещать чеканку денег всем князьям, входившим в состав единого государства. Он утвердил московскую денежную эмиссию. На московских монетах появилась надпись «государь всея Руси». Но параллельный денежный выпуск в Новгороде Великом продолжался до времен Ивана IV. Его мать Елена Глинская, вдова Василия Ш, в 1534 году сделала определенные шаги к созданию единой денежной системы. Она ввела правила чеканки монет по стандартным образцам. При Елене Глинской были выпущены серебряные денежки мелкого веса – мечевые деньги. Деньги более крупного веса – копейные, которые позже получили название «копейка». Выпускались и более мелкие деньги – полушки. До конца XVII века на монетах не указывали год выпуска. При царе Федоре Иоанновиче стали выбивать дату «от сотворения мира». В начале века царь Василий Шуйский успел выпустить первые золотые российские монеты – гривенники и пятаки.
Самым важным фактором неустойчивого денежного обращения была острая нехватка благородных метолов, и прежде всего серебра. Параллельно с использованием российских денег использовалась иностранная валюта. В частности, при Алексее Михайловиче с 1654 года использовались немецкие и чешские талеры с надчеканенными на них клеймом дома Романовых.
В 1654 году были введены в обращения медные деньги из расчета, что 1 медная = 1 серебряная. Таких медных денег выпустили на 4 млн. руб., что привело к обесцениванию денег и росту цен, что в сою очередь вылилось в Медный бунт 1662 года. Бунт был жестоко подавлен, а медные деньги изъяты из обращения.
Вопрос №4.
Промышленная и таможенная политика Петра I.
Первое десятилетие XVIII века можно охарактеризовать как период активного вмешательства правительства в экономику и поощрение частного предпринимательства. Стало распространенным явлением передача казенных предприятий. Особенно убыточных, частным «партикулярным» владельцам, иностранцам или торгово – промышленным компаниям – «кумпанствам».
С XVIII века начинается мануфактурный период в народном хозяйстве, поскольку мануфактурная система стала преобладающей по сравнению с ремесленным производством.
Помимо казенных и вотчинных, стали появляться посессионные мануфактуры. По указу Петра I с 1721 года разрешалось покупать крепостных крестьян недворянам. В таком случае крестьяне приписывались к предприятию и составляли единое целое. Этих крестьян уже нельзя было продать отдельно.
В первой четверти XVIII века наблюдался заметный рост мануфактурного производства. Так, если в конце XVII века в стране насчитывалось около 20 мануфактур, то в середине 1720 – х годов их уже было 205, 52 из которых были задействованы в черной металлургии, которая в основном располагалась на Урале.
При Петре I была сделана попытка поставить на государственный контроль мелкое ремесленное производство. Так, в 1722 году по приказу царя ремесленники должны были вступать в цеха. В цехах избирались старшины, которые наблюдали за качеством продукции.
Петровские преобразования коснулись и внешней торговли, которая стала активно развиваться благодаря, прежде всего, выходу к Балтийскому морю. В 1724 году был установлен таможенный тариф, по которому на ввоз таких иностранных товаров как железо, парусина, шелковые ткани устанавливалась пошлина до 75% от стоимости, чтобы стимулировать их производство у себя в стране. До 50% устанавливалась пошлина на голландское полотно, бархат, до 25% на те товары, которые производились в России в недостаточном количестве: шерстяные ткани, писчая бумага и до 10% - на медную посуду, оконное стекло.
Высокими экспортными пошлинами облагалось сырье, необходимое для отечественных предприятий, чтобы оно не уходило за пределы страны.
Вопрос №5.
Налоговая реформа Петра I.
Начиная с 1704 года один за другимустанавливается бесконечный ряд налогов: мельничный, пчелиный, погребной, банный, трубный – с печей, хомутейный, шапочный, сапожный.
К новым налогам добавлялись казенные монополии. В число монопольных товаров, помимо смолы, поташа и т.д. добавились новые, например, соль, табак, сало.
Для увеличения государственных доходов вместо подворного обложения в 1718 – 1724 годах была введена подушная подать с «ревизской души», которая выплачивалась за всех, кто числился в ревизских списках, даже умерших. Для более точного учета стали проводить переписи мужского населения каждые 20 лет.
Основную статью доходов государственного бюджета составляли прямые налоги с населения – до 56% в 1724 году. Кроме того, большую роль играли косвенные налоги и система откупов за продажу монопольных товаров, а также откупы за строительство мельниц, мостов и т.д. Получили распространение различные натуральные повинности, такие, как рекрутская, постойная (квартирная) и подводная, в соответствии с которыми крестьяне должны были обеспечивать войсковые части, вставшие на постой, продовольствием и фуражным зерном. Государственные крестьяне были обязаны выполнять разного рода работы в пользу государства: перевозить почту и выделять подводы для извоза, принимать участие в строительстве каналов, гаваней, дорог.
Вопрос №6.
Создание первых государственных банков и введение в обращение ассигнаций в XVII вв.
Екатерина II в первые же годы своего правления постановила перейти к выпуску бумажных денег – ассигнаций.
Были выпущены купюры с очень высоким номиналом в 25, 50, 75 и 100 руб. За годы правления Екатерины II Было выпущено ассигнаций на сумму в 157 млн. руб. К 1786 году свободный обмен ассигнаций на серебряные деньги прекратился, вследствие чего их ценность стала неуклонно падать. Это привело к нестабильности денежного обращения, которое сохранилось до 1840 – х годов.
В середине XVIII века в России возникли первые банки. В 1754 году банк был создан для дворянства, преобразованный в 1786 году в Государственный заемный банк.
В 1754 году был создан «Купеческий банк», который давал долгосрочные ссуды под залог материальных ценностей, предназначенных к вывозу из Петербургского порта. Но его деятельность была малоэффективная, и в 1770 году он был ликвидирован.
В 1770 – х годах была сделана попытка учредить в Москве и Санкт – Петербурге ссудные и сохранные казны (1772), а также приказы общественного призрения (1775). Эти организации осуществляли операции по кредитованию помещиков в залог под движимое и недвижимое имущество. Существовал еще Медный бланк, который выдавал купечеству ссуду медными деньгами.
Вопрос №7.
Экономическая политика Екатерины II и дворянское предпринимательство в XVIII в.
В самом начале своего правления, в 1764 году, Екатерина II резко ограничила экономическое могущество церкви. Ею была проведена секуляризация церковных земель, в результате чего число монастырей сократилось с 881 до 385. Доходы от этого процесса поступали в государственный бюджет.
При Екатерине II было окончательно оформлено сословное деление населения страны. В 1785 году она подписала «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». Дворяне были освобождены от телесных наказаний, их могли лишить дворянского звания только по суду. Они освобождались от личных податей и различных повинностей, например, от пребывания войск в их домах.
Чувствуя поддержку со стороны правительства, дворяне стали все активнее наступать на другие сословия по различным вопросам. Так, дворяне стремились вытеснить из аграрного сектора купечество. Они противодействовали попыткам богатых купцов получать новые, чисто феодальные источники благосостояния, в частности приобретать земли и крестьян в придачу к посессионным мануфактурам. Дворяне, которые обладали правом на винокурение в отдельных регионах страны, не допускали и в эту сферу купечество.
Они апеллировали к правительству с целью запретить купцам и горожанам заниматься рубкой леса, ловлей рыбы, а также запретить «неуказную торговлю» разночинцам и горожанам и т.д. Идя навстречу дворянству, Екатерина утвердила монопольное право дворян на владение землей.
Постепенно, под влиянием французских просветителей, Екатерина II стала переходить к правлению в форме «просвещенного абсолютизма».
В политике просвещенного абсолютизма на первый план выступало стремление к созданию новой системы регулирования общественных отношений на основе упорядочения действующих законов и создания новых, более совершенных законов.
Вопрос №8.
Экономика России в первой половине XIX в. Денежная реформа Е. Ф. Канкрина.
Говоря о экономике России, следует отметить, что на ее состояние большое влияние оказала Отечественная война 1812 года, которая принесла огромные материальные и людские потери, более 100. тыс. человек были убиты и ранены. Пожар Москвы уничтожил почти весь город, пострадало много других городов, деревень, промышленных предприятий. К тому же Наполеон буквально завалил Россию фальшивыми деньгами. К 1814 году курс ассигнаций достиг очень низкой отметки: за один бумажный рубль давали 20 копеек серебром.
В 1839 году Е. Канкрин провел денежную реформу, по которой денежный рублю снова объявлялся основной денежной единицей. Было установлено, что 350 руб. бумажных денег = 100 руб. серебром. К 1843 году они были совсем изъяты из обращения и заменены кредитными билетами, свободно обменивавшимися на серебро.
Вопрос №9.
Вопрос о земле и выкупная операция в реформе 1861 г. в России.
В 1856 году Александр II произнес знаменитые слова: «лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно будет отменено снизу».
Заявление Александра II о предполагаемой отмене крепостного права буквально всколыхнуло общественное мнение в стране.
Начиная с января 1857 года, в правительстве стали создаваться различные комиссии и комитеты для разработки мер «по устройству быта помещичьих крестьян». Отношение самих помещиков к надвигающимся переменам было неоднозначным. Большинство из них относилось к предстоящей реформе отрицательно, считая, что крестьяне не готовы жить самостоятельно, без помещичьей опеки и контроля.
Весь процесс освобождения крестьян включал в себя следующие процедуры. По закону за помещиками признавалось право собственности на всю землю в их имениях, в том числе и на крестьянскую, которую те ранее обрабатывали в качестве своих наделов. Крестьяне получали наделы не в собственность, а в пользование, взамен за отработку повинностей (оброка и барщины) до полного выкупа у помещика.
Крестьянам, кроме дворовых, предоставлялись не только усадебные земли, избы с огородами, но и полевые наделы, закрепленные за сельской общиной, если они были у них по документам десятой ревизии 1858 года.
В большинстве районов России земля переходила от помещиков не к отдельному крестьянскому хозяйству, а сельской общине в целом, где и производилось распределение наделов между крестьянскими дворами по количеству душ мужского пола.
Вопрос №10.
Железнодорожная политика и железнодорожное строительство в России в 1860 – 1870 – х и в 1880 – 1900 – х.
Железнодорожный транспорт становился важным элементом всей инфраструктуры. Железные дороги связывали центральную Россию и ее окраины в единый хозяйственный механизм, способствовали формированию рыночной экономики, усиливали подвижность населения. В течение второй половины XIX века Россия строила железные дороги гораздо быстрее, чем многие западноевропейские страны.
Промышленный подъем 1890 – х годов ознаменовался бурным ростом железных дорог. В 1890 – х была проложена Транссибирская магистраль длинною в 6 тыс. верст, строительство которой началось в 1886 году. По протяженности железных дорог Россия вышла на второе место после США.
Развитие железных дорог стали мощным толчком для развития различных отраслей промышленности. Так, в 1890 – е годы железные дороги потребляли до 36% добываемого в стране угля, 40% нефти, 40% металла. Для железных дорог требовались квалифицированные рабочие кадры: машинисты, работники депо и путевого хозяйства. К концу XIX века более 70% общего объема грузов перевозилось железными дорогами.
Особую заботу по отношению к железнодорожному строительству проявлял С. Ю. Витте. Только за один 1898 год в стране было построено почти три тысячи верст железнодорожных путей, всего же за годы его службы на посту министра финансов протяженность железных дорог увеличилась на 25 тыс. верст. При его непосредственном участии было возобновлено строительство Транссибирской магистрали от Челябинска до Владивостока, которое было отложено до него из – за нехватки средств. Завершение Транссиба помогло проводить эффективную переселенческую политику, осваивать несметные богатства Сибири и Дальнего Востока, активизировать восточный внешнеполитический курс России.
Вопрос №11.
Податные реформы Н. Х. Бунге.
Призванный в мае 1881 года к должности министра финансов, бывший профессор киевского университета Н. Х. Бунге ставил важнейшей целью своего управления поднятие благосостояния русского крестьянства путём изменений в податной политике. Для достижения этой цели были предприняты: понижение выкупных платежей на 12 млн. руб. (1882 г.), учреждение (1883 г.) крестьянского поземельного банка и важнейшее финансовое мероприятие - постепенная отмена (по указу от 14 мая 1883 года) подушного налога. Благодаря этим мерам с крестьян было снято налогов на 53 млн. руб. Понижение налога с крестьян сопровождалось всё большим привлечением к обложению других, более имущих классов населения, доселе изъятых от прямого обложения или недостаточно обложенных: в 1882 году установлен налог с наследств и дарений, в 1885 году - дополнительные сборы с торговых и промышленных предприятий и 5% налог на денежные капиталы, повышен поземельный налог и налог на городские недвижимые имущества. Податные реформы Бунге расчистили путь для других улучшений в финансовой системе, сделанных его преемниками. Эти улучшения касались равновесия государственных доходов и расходов, отношения правительства к железным дорогам и государственного кредита.
Вопрос №13.
Подготовка и проведение денежной реформы С.Ю. Витте.
К 1890 году финансовая система страны была полностью расстроена, бумажные деньги были неустойчивыми вследствие их необеспеченности, их курс постоянно снижался, золотые и серебряные деньги практически исчезли из обращения. В стране существовала высокая инфляция. Перед страной стояла насущная необходимость перехода к золотому стандарту. Но для перехода к золотому стандарту необходим был достаточный золотой запас государства. На создание которого были направлены усилия Витте в качестве министра финансов. С осени 1894 года в России приступили к накоплению золота в Госбанке. Были введены высокие налоги на товары массового спроса: Спички, керосин, сахар, водку. Косвенные налоги выросли на 42%.
В 1895 году была введена винная монополия, то есть исключительное право государства на торговлю спиртными напитками, вследствие чего сильно выросли доходы государства.
В 1897 году был принят закон «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет». Были выпущены золотые монеты номиналом 5 руб., 10 руб., 7.5 руб. и 15 руб.
Данная реформа была проведена столь виртуозно, что практически не отразилась на ценах. Она усилила прилив отечественных и иностранных капиталов в экономику, и к концу века Россия превратилась из чисто аграрной страны в аграрно-индустриальную державу со средним уровнем развития.
Вопрос №14.
Промышленность России в пореформенный период. Промышленный подъем 1890 – хх гг.
Экономика России конца XIX – начала XX веком характеризовалась периодами подъема и спада, но в целом ее развитие шло неуклонно по восходящей линии. Особенно бурный подъем происходил в 1893 – 1899 годах, и прежде всего, в отраслях тяжелой промышленности, в которых производство увеличилось в два раза, а в легкой – в 1,6 раза. Наиболее быстрыми темпами в эти годы выросло производство в горнодобывающей и металлургической промышленности, в машиностроении. Так, добыча нефти и каменного угля увеличилась более чем в два раза, производство чугуна и продукции машиностроения – в три раза. Россия вышла на третье место в мире по производству чугуна, а по добыче нефти – на первое.
1900 – 108 годы в российской экономике можно охарактеризовать как период некоторого спада, или, скорее, застоя. Выплавка чугуна снизилась на 3%, зато производство стали увеличилось на 24%, нефтедобыча упала на четверть, но добыча угля выросла в 1,5 раза.
В 1909 – 1913 годы начался новый экономический подъем, который охватил практически все народное хозяйство страны. Особенно быстрыми темпами возросло производство промышленной продукции. За этот период общий среднегодовой прирост промышленной продукции составил 9%. Производство чугуна выросло на 64%, стали – на 82%.
Особенно быстро развивались такие регионы страны, как Центральный, Северо – Западный, Урал, Донбасс, Криворожье, Прибалтика, Польша, в которых были сосредоточены до 80% всех рабочих и производилось до 75% валовой промышленной продукции.
Вопрос №15.
Особенности образования промышленных монополий в России в 1900 – е гг.
В начале ХХ века усилились монополистические процессы в России. К 1912 году примерно 75% всего чугуна Юга производилось на 9 металлургических заводах, на которых работало до 80% всех паровых двигателей южного региона страны. В России было всего 8 заводов по производству паровозов, 15 заводов по производству вагонов. В первое десятилетие ХХ века на базе этих крупных предприятий создаются монополии.
В начале века образовались такие крупные синдикаты, как «Продпаровоз», «Гвоздь», «Продвагон», который охватывал до 90% всех заказов на железнодорожные вагоны, «Продуголь», на долю которого приходилось 60% добычи угля на Донбассе. Между монополиями шла острая борьба, например, «Продамет» вытеснил синдикат «Кровля» с рынка по продаже кровельного железа.
Для нефтяной промышленности характерными компаниями были тресты. Крупнейшим из них являлось товарищество братьев Нобель. В противовес им была основана «Русская генеральная нефтяная корпорация», которой удалось отхватить 27% добычи нефти России.
Легкая пром – ть заметно отставала в процессе монополизации. Но и здесь возникали картели и синдикаты.
В пищевой промышленности также было основано несколько монополий: синдикат «Дрожжи», Табачный трест, который держал под своим контролем 80% капитала этой отрасли.
Одним из методов господства на рынке монополий было сдерживание объемов производства и повышение продажных цен на рынке данной продукции, например, в 1902 – 1912 годах добыча нефти сократилась, а цена пуда нефти выросла в 6 раз.
Вопрос №16.
Иностранный капитал в экономике России в 1890 – 1900 – х гг.
Благодаря своей политике, С.Ю. Витте добился снятия всяческих препятствий для иностранных инвестиций, которые, по его выражению, служат лекарством от бедности. В этот период Россия стала крупнейшим в мире импортером капиталов. Многие инвесторы признавали, что большую роль в этом процессе сыграла денежная реформа 1897 года, в результате чего в России был установлен золотой стандарт.
В течение достаточно короткого промежутка времени иностранные, прежде всего европейские, капиталы буквально хлынули в нашу страну. Если в 1888 году всего по стране было 16 иностранных фирм, то в 1909 – 269. Преимущественные инвестиции направлялись в добывающие отрасли: угольную, нефтяную, железнорудную, в металлургию и железнодорожное строительство. Наибольший удельный вес зарубежных капиталов приходился на горнодобывающую промышленность: в 1900 году до 70% акционерного капитала здесь принадлежало иностранцам.
До 96% всего зарубежного капитала приходилось на 4 страны: Францию, Англию, Германию и Бельгию.
С участием европейских бизнесменов были построены в Донбассе и Криворожье металлургические заводы, оборудованные по последнему слову техникию. В Подольске был построен завод по производству швейных машин «Зингер».
Политика российского правительства была направлена на то, чтобы иностранные инвесторы предпочитали ввозить в страну капиталы, а не готовую продукцию, на которую были установлены высокие пошлины. Приток инвестиций также происходил в виде государственных займов.
Несомненно, стремление к высоким прибылям для иностранных бизнесменов служило побудительным мотивом для их продвижения в Россию. Привлекательным для них был обширный рынок сбыта, дешевая рабочая сила, богатые месторождения природных ресурсов.
Однако в целом норма прибыли иностранных обществ равнялась 4 – 7% на вложенный капитал, что соответствовало доходам и отечественных компаний.
Вопрос №17.
Столыпинская аграрная реформа.
Наиболее яркий след в истории России оставила знаменитая реформа крестьянского надельного землевладения, известная как Столыпинская аграрная реформа. Непосредственное осуществление аграрной реформы началось после опубликования 9 ноября 1906 года указа «О дополнении некоторых положений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования». Суть этого указа была в следующем: отменялся закон 1893 года о неприкосновенности общины.
В мае 1911 года было издано «Положение о землеустройстве», по которому в стране проводилось создание отрубного и хуторского хозяйства путем ликвидации чересполосицы. С согласия пятой части деревни можно было взять вместо разрозненных полос в разных полях и угодьях равноценный им участок в одном месте при сохранении двора в деревне. Такой участок назывался отрубом. Если же крестьянин переселялся на свой отдельный участок со всем хозяйством, то это землевладение называлось хутором.
Правом выхода из общины пользовались, в основном, две категории крестьян: бедняки и зажиточные, причем удельный вес бедняков в этом процессе был преобладающим. Они, как правило, продавали свой надел и уходили в город или переселялись на новые земли за Урал.
Особое место в Столыпинской аграрной реформе занимало переселенческая политика. Правительство содействовало переселению более 3 млн. человек за Урал. Переселенцы внесли большой вклад в освоение этих огромных малонаселенных пространств. Правительством были установлены большие льготы при переезде, погашение всех недоимок, освобождение от налогов на 5 лет.
Билет №18.
Экономические проблемы России в годы первой мировой войны. Органы регулирования военной экономики.
Во время войны произошло падение производства во всех отраслях. Общие посевы сельскохозяйственных культур сократились на 12%, производство зерна – на 20%, мяса – в 4 раза. Промышленность, производящая гражданскую продукцию, сократилась в 10 – 12 раз. Прекратился импорт оборудования и сырья для промышленности.
Продолжающаяся война поставила перед правительством задачу более решительно вмешиваться в дела частной промышленности. Для этого в 1915 году стали создаваться новые бюрократические органы, так называемые «особые совещания». Они должны были координировать работу отраслей военно – промышленного комплекса, транспорта, электростанций, наблюдать за снабжением действующей армии всем необходим. Но на практике это оборачивалось безответственностью. Тогда было создано Особое совещание по обороне с самыми широкими полномочиями в деле мобилизации промышленности и других отраслей для нужд фронта в масштабе всей страны.
Общие финансовые расходы на войну составили астрономическую сумму 39 млрд. руб., которые возмещались за счет налогов и внутренних займов.
Началась безудержная эмиссия денег. Уже в конце 1915 года десятирублевые золотые монеты продавались за 16 – 17 бумажных рублей. К началу 1917 года количество денег в обращении увеличилось в 6 раз, 1 рубль приравнивался к 27 коп. довоенного выпуска.
В 1916 году разразился хлебный кризис, который имел для страны трагические последствия.
В ноябре 1916 года была введена продразверстка.
Взамен нормальной торговли в городах в начале 1916 года появилось карточное распределение продуктов, причем делалось это по инициативе местных властей. А не из центра.
Вопрос №19.
Экономическая политика Временного правительства.
2 марта 1917 года Николай II отрекся от престола. В стране было образовано Временное правительство.
Временное правительство попыталось реорганизовать прежние органы управления. В июле 1917 года создан Экономический Совет и Главный экономический комитет для регулирования хозяйственной жизни страны, но реальных изменений не происходило, экономическое положение ухудшалось, стремительно падало промышленное производство, усилился топливный голод. Еще в январе 1917 года была введена государственная монополия на торговлю донецким углем, но это не улучшило снабжение страны топливом. Добыча угля падала.
В марте 1917 года введена хлебная монополия. Весь хлеб у крестьян был взят на учет продовольственными органами, но крестьяне и помещики скрывали свои запасы, ожидая роста цен в конце лета после уборки урожая.
Летом 1917 года были введены твердые цены на уголь, нефть, лен, кожу, шерсть, соль и т.д.
Государство продолжало выпускать бумажные деньги. Временное правительство за 8 месяцев своего существования выпустило их больше, чем царское правительство за все годы войны.
Огромных размеров достигло учредительство. Только в сентябре было организовано более 300 компаний с общим капиталом в 800 млн. руб., под которые было выпущено большое количество акций, облигаций, причем многие из них причем не обеспечивались.
Вопрос №20.
Огосударствление кредитных учреждений, транспорта, внешней торговли и промышленности большевиками в 1917 – 18 году.
Национализация стала осуществляться путем насильственного безвозмездного отчуждения собственности промышленной, торговой, финансовой буржуазии в пользу государства. Прежде всего были национализированы банки, поскольку именно банковская система оказывает решающее влияние на организацию всей хозяйственной деятельности в стране. Национализация банков началась с захвата Государственного банка вооруженными отрядами еще в дни октябрьского переворота.
В январе 1918 года были аннулированы банковские акции, принадлежавшие крупным частным предпринимателям. Государственный банк был переименован в Народный банк и поставлен во главе всех других. В течение 1919 года все банки, кроме Народного, были ликвидированы.
Следующим шагом в деле национализации было овладение железными дорогами, чья администрация и почти все инженерно – технические работники отказались сотрудничать с новой властью, покинув свои рабочие места. Это привело к полной дезорганизации движения поездов. Действия управленческого персонала поддержали руководители Викжеля, которые вели открытую борьбу с Советским правительством. Противостояние длилось почти полгода, и только к лету 1918 года большинство железных дорог было национализировано.
В первые месяцы 1918 года была проведена также национализация речного и морского флота.
В апреле 1918 года был издан декрет о национализации внешней торговли. Советское правительство объявило об аннулировании огромных внутренних и внешних долгов, сделанных царским и Временным правительствами.
Национализация крупной промышленности оказалось сложным делом и требовала большего времени, нежели национализация банков и транспорта. Сначала в государственную собственность передавались лишь отдельные предприятия и акционерные общества в соответствии с постановлениями правительства. Но местные органы власти и рабочие организации самостоятельно приводили конфискацию предприятий у прежних владельцев. В основном, это были предприятия в топливной, металлургической, химической, металлообрабатывающей промышленности, в машиностроении.
В мае был принят декрет о национализации сахарной промышленности, вскоре после этого – нефтяной промышленности, а в июне были национализированы предприятия горнодобывающей, металлообрабатывающей, электротехнической, хлопчатобумажной, лесной и т.д. К концу 1920 году основная масса предприятий тяжелой промышленности была национализирована.
Вопрос №21.
Аграрная политика большевистского правительства в 1917 – 1918 гг.
Формирование командной экономики ознаменовалось систематической борьбой большевиков против частной собственности, экспроприация которой началась с Декрета о земле, где было записано, что частной собственности на землю лишаются все слои общества, кроме крестьян. По декретам от 14 декабря 1917 года и 24 марта 1918 года все движимое имущество в городах было сначала изъято из торгового обращения, а затем передано в государственную собственность.
В феврале 1918 года был принят Закон о социализации земли, который провозгласил переход земли из частной собственности в общенародную.
В мае 1918 года правительство объявило о введении продовольственной диктатуры, что означало переход к политике жесткого давления на зажиточное крестьянство, к насильственному изъятию хлебных запасов. В деревню были посланы многотысячные вооруженные продовольственные отряды из числа рабочих и солдат, занимавшихся прямой конфискацией продовольствия. В этой работе продотряды опирались на комитеты деревенской бедноты (комбеды), созданные на основе декрета ВЦИК от 11 июня 1918 года. В конце 1918 года – начале 1919 годов комбеды были слиты с волостными и сельскими Советами, поскольку правительство усмотрело в их деятельности превышение полномочий и проявление «двоевластия» в деревне.
Вопрос №22.
Отмирание денег и натурализация хозяйственных отношений в эпоху военного коммунизма. «Главкизм».
Для управления промышленностью в ВСНХ было создано более 50 главных управлений, или Главков, получивших, по – существу, абсолютные полномочия в руководстве отдельными отраслями. На предприятиях повсеместно была введена военная дисциплина и единоначалие, не допускалось никакой хозяйственно самостоятельности, а все решения принимались директорами только после согласования с Главками. С введением «военного коммунизма» значительно расширился управленческий аппарат. Главки и комитеты ВСНХ превратились в чрезвычайные органы республики. Эта система управления получила название «главкизм».
Одним из направлений политики диктатуры пролетариата в период «военного коммунизма» было установление прямого продуктообмена между городом и деревней с использованием внеэкономических и военных мер. В январе 1919 года Совнарком издал декрет об обязательной сдаче крестьянами государству всех излишков хлеба и фуража. Государственные органы давали планы по изъятию хлеба производящими губерниями. Те, в свою очередь, распределяли (разверстывали)задания по своим уездам, волостям, селениям, крестьянским дворам. Весь этот процесс получил название продразверстки.
Но зачастую государство изымало у крестьян не только излишки хлеба. Под видом излишков забиралось и необходимое для семьи продовольствие, семенное и фуражное зерно. В 1920 году, помимо хлеба, продразверстка распространилась на картофель, овощи и другие сельскохозяйственные культуры. За эти поставки предусматривалась оплата по твердым ценам. Но поскольку бумажные деньги обесценивались очень быстро, то фактически продразверстка означала прямую конфискацию продовольствия.
Исходя из идеи о необходимости скорой отмены денег, правительство все склонялось к полному обесцениванию денег путем их неограниченной эмиссии. Их было напечатано так много, что они обесценились в десятки тысяч раз и почти полностью потеряли покупательную способность. Денежная масса исчислялась квадриллионами, стоимость коробка спичек или билета на трамвай оценивалась в миллионы советских рублей – совзнаков, что означало гиперинфляцию.
Вопрос №23.
НЭП и восстановление частнохозяйственных отношений в Советской России в 1921 – 25 гг. Денежная реформа 1922 – 24 гг. Трестовский хозрасчет.
Взяв курс на экономическое сотрудничество с крестьянством, Х съезд РКП(б) в марте 1921 года принял решение о замене продразверстки продналогом. Это означало коренное изменение способа заготовок продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Тем самым было положено начало новой экономической политике.
Вместе с декретом ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» вошли в силу и другие законы, по которым устанавливались общие размеры продналога и способы его определения по отношению к каждому крестьянскому хозяйству. Продналог устанавливался как долевое отчисление от произведенной продукции. При этом учитывался объем урожая, имущественное положение той или иной семьи, число членов семьи и др. Первоначально величина продналога была на уровне 20% от чистого продукта крестьянского хозяйства, а затем он был снижен до 10% урожая.
Начиная с 1923/24 хозяйственного года был введен единый сельскохозяйственный налог, заменивший различные натуральные налоги. Этот единый налог взимался частично продукцией, частично – деньгами. Позже, после проведения денежной реформы, единый налог принял исключительно денежную форму. В среднем размер продналога был в два раз меньше, чем размер продразверстки, причем его основная тяжесть была возложена на зажиточное крестьянство.
Основной формой управления производством в государственном секторе стали тресты, то есть объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий. Уже к концу 1922 года около 90% промышленных предприятий объединились в 421 терст, из них 40% были центрального, а 60% - местного подчинения.
В связи с этими преобразованиями ВСНХ, потерявший большинство своих полномочий, и прежде всего право вмешиваться в оперативную деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр. При этом был резко сокращен его огромный аппарат, который разросся в годы «военного коммунизма» до 250 тыс. человек, в то время как во всей государственной промышленности было занято всего 1,2 млн. человек, а во всем народном хозяйстве страны было 5 млн. рабочих.
Тресты наделялись широкими полномочиями, они самостоятельно решали, что производить, где реализовывать продукцию, несли материальную ответственность за организацию производства, качество выпускаемой продукции, сохранность государственного имущества. Предприятия, входящие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Все это получило название «хозяйственный расчет» (хозрасчет), в соответствии с которым предприятия получали полную финансовую независимость, вплоть до выпуска долгосрочных облигационных займов.
Для стабилизации рубля была проведена деноминация денежных знаков, то есть изменение их нарицательной стоимости по определенному соотношению старых и новых знаков. Сначала в 1922 году были выпущены так называемые совзнаки. Новый рублю приравнивался к 10 тыс. прежних рублей. В 1923 году были выпущены другие совзнаки, один рубль которых равнялся 1 млн. прежних денег и 100 рублям образца 1922 года.
Одновременно с выпуском новых совзнаков, в конце ноября 1922 года была выпущена в обращение новая советская валюта – «червонец», приравненный к 7,74 г чистого золота, или к дореволюционной золотой рублевой монете. Новые «золотые банкноты» на 25% обеспечивались золотом, другими драгоценными металлами и иностранной валютой, на 75% - легкореализуемыми товарами, векселями и прочими обязательствами. Выпуск червонцев означал перелом в развитии финансовой системы России. Было строго запрещено использовать червонцы для покрытия бюджетного дефицита. Они предназначались прежде всего для кредитования промышленности и коммерческих операций в оптовой торговле.
Осенью 1922 года были созданы фондовые биржи, где разрешалась купля – продажа валюты, золота, облигаций государственных займов по свободному курсу.
Заключительным этапом реформы была процедура выкупа совзнаков.
Вопрос №24.
Источники индустриализации в в СССР.
В июле 1928 г. на пленуме ЦК Сталин сформулировал идею “дани” с крестьянства, в соответствии с которой главным средством для осуществления индустриализации стал «добавочный налог» на крестьян. Он стал взиматься с крестьян через систему монопольно завышенных цен, по которым государство закупало сельскохозяйственную продукцию у крестьян.
Расходы на проведение индустриализации вышли однако далеко за пределы мобилизованных таким образом средств. За 1929 – 1932 гг. денежная масса увеличилась в 4 раза, что вызвало соответственное увеличение спроса на потребительские товары и в виду их нехватки – значительное повышение розничных цен, осуществленное в 1933 г.
Особую сторону в первый период индустриализации представляло финансирование закупок машин и оборудования за границей. В годы первой пятилетки иностранная техника закупалась в особо крупных размерах. В 1931 года в СССР поступило 1/3 всего мирового экспорта машин. Для их покупки осуществлялся широкий экспорт сырья – леса, льна, пушнины, нефтепродуктов, велась негласная продажа художественных ценностей старой России. Особенно тяжело отразилось падение цен на хлеб, который в годы первой пятилетки, обеспечивал 40% всех валютных поступлений. Вывоз хлеба нанес большой ущерб внутреннему потреблению. Уже с осени 1928 г. продовольственное снабжение городов впервые в мирное время стало переводиться на карточную систему. Особенно тяжелые потери несла деревня. Под нажимом Сталина план хлебозаготовок и экспорта осуществлялся неукоснительно, даже в неурожайном 1932 г. Лишенная запасов хлеба деревня бедствовала зимой 1932 – 33 гг. как никогда. По имеющимся оценкам от голода погибло от 6 до 10 млн. чел. Понижение уровня населения и гибель людей были спутниками индустриализации.
Вопрос №25.
Первый пятилетний план и его деформация в 1929 г. Возникновение отраслевых диспропорций в народном хозяйстве СССР в 1928 – 32 гг.
Директивы по составлению первого пятилетнего плана были даны XV съездом ВКП(б) в декабре 1927 г. В апреле 1929 г. Госплан представил на рассмотрение XVI партконференции два подготовленные им варианта плана – оптимальный и отправной. Оптимальный план был рассчитан на наиболее благоприятное сочетание факторов хозяйственного развития – оптимальный рост производительности труда, высокие урожаи, выгодную конъюнктуру на мировом рынке и т.д. Он был на 20% объемнее отправного. Отправной план допускал менее благоприятное развитие хозяйственной ситуации. Предполагалось иметь в виду оба плана и использовать в зависимости от обстоятельств тот или другой, оставаясь таким образом в заданных пределах. Обеспечиваемая этим свобода маневра позволяла осуществлять непрерывное планирование, имея постоянно план на 5 лет вперед. Представленный Госпланом весной 1929 г. план первой пятилетки был наилучшим из пятилетних планов во всей истории советского народнохозяйственного планирования. Он выгодно отличался от всех последующих планов сбалансированностью важнейших заданий, взаимоувязкой капиталовложений, соблюдением народнохозяйственных пропорций.
Уже XVI партконференция разрушила концепцию представленного плана, высказавшись за принятие в качестве единственного оптимального плана, содержащего более высокие задания. Но даже он стал казаться партийному руководству недостаточным, и осенью 1929 г. был фактически отброшен: плановые задания были пересмотрены в сторону значительного повышения.
В план было введено строительство большого числа новых крупных объектов. XVI съезд ВКП(б) в 1930 г. дополнил план решением о создании второй угольно – металлургической базы СССР на востоке.
Вторжение политического руководства в формирование заданий первого пятилетнего плана превратило план в инструмент необоснованных волевых решений, привело к распылению капиталовложений по большому числу объекту, переключению средств из одних отраслей в другие, срыву отраслевых планов и в конечном счете – и возникновению небывалых отраслевых диспропорций.
В натуральном выражении все отрасли тяжелой промышленности за исключением нефтяной произвели в 1932 г. продукции намного меньше объемов, предусматривавшихся даже оптимальным планом. Как отставание одних отраслей, так и рывок вперед других, сделанный в эти годы, были следствием системы приоритетов, установившейся в условиях разбалансированной экономики.
Существенную роль в возникновении отраслевых диспропорций сыграло отставание черной металлургии.
К диспропорциям между добывающими и обрабатывающими отраслями, между промышленностью и транспортом добавилась диспропорция между отраслями группы А и Б. Удвоение занятости в промышленности главным образом за счет создания новых рабочих мест в отраслях группы А не было обеспечено соответствующим увеличением предметов потребительского спроса. Отрасли легкой и пищевой промышленности не были наделены средствами, необходимыми для увеличения объемов производства, и платежеспособный спрос населения оставался неудовлетворенным.
Вопрос №26.
Коллективизация сельского хозяйства.
Определение: коллективизация - замена системы мелкособственнического
крестьянского хозяйства крупными обобществленными с/х производителями.
Две проблемы: в какой мере соотносятся национальные особенности России
(крестьянская поземельная община) и коллективизация, и в какой мере
строительство социализма предполагает коллективизацию.
Экономические предпосылки. Сельское хозяйство в 1925 г.: размер посевов
почти сравнялся с уровнем 1913 года, а валовой сбор зерновых даже превысил
довоенный. Купля-продажа земли запрещена, но разрешена аренда. Общее
количество - 24 млн. крестьянских хозяйств (основная масса середняки -
61%). 1926 -1927 гг. - посевные площади на 10% превосходят довоенные.
Валовой сбор превосходит довоенный на 18-20%. Общее количество хозяйств 25
млн. (основная масса по-прежнему середняки 63%). В основном, преобладает
ручной труд. Валовой сбор зерна растет, а товарный хлеб почти не
увеличивается. Возникают трудности с хлебозаготовками, которые в 1927-28
гг. перерастают в кризис: срыв плана хлебозаготовок, введение в городах
карточек.
Причины кризиса: низкая производительность, низкая товарность, хлебный
стачки порождены неэквивалентным обменом между городом и деревней. Низкие
закупочные цены на хлеб толкают крестьян на саботаж хлебозаготовок, а
правительство в ответ прибегает к чрезвычайным мерам: увеличение налогов,
жесткая дисциплина в сроках платежей, конфискации, репрессии,
раскулачивание.
Политические предпосылки. Связаны с волевым решением Советского
руководства. Оно делает вывод о несостоятельности мелкого крестьянства в
сложившейся ситуации и ставит задачу по обеспечению госконтроля над с/х, и
тем самым пытается решить проблему бесперебойного поступления средств на
индустриализацию. В основу курса на коллективизацию легли выводы экономиста
и статистика Немчинова.
Курс на коллективизацию (принял 15-й съезд партии в 1927 г.). Началу
коллективизации предшествовала подготовка к ней, которая состояла: в
технической помощи селу, в создании МТС, в развитии кооперации, в
финансовой помощи колхозам и совхозам, в политике ограничения кулачества, в
помощи рабочего класса. Основные формы кооперирования: ТОЗы (товарищества
по обработке земли), артели (колхозы), коммуны (обобществление достигает
крайней степени).
Год великого перелома. В ноябре 1929 г. вышла статья Сталина «Год
великого перелома», которая стала идеологическим обоснованием форсированной
коллективизации: «В колхоз пошли середняки, значит можно начинать
форсирование коллективизации». В 1929-1930 гг. приняты ряд постановлений
ЦК, ЦИК и СНК, которые конкретизировали курс на сплошную коллективизацию и
ликвидацию кулачества как класса. При проведении коллективизации
большевистская партия опиралась на часть беднейшего крестьянства и рабочий
класс. 35 тыс. рабочих было направлено в деревню для организации колхозов.
Меры против кулаков. Против активных противников советской власти
применялись карательные меры (выселение в отдаленные районы, получение
земли за пределами колхозного массива). Критерии разделения кулаков и
подкулачников были очень нечеткими (иногда попадали зажиточные крестьяне).
Всего было раскулачено около 1 млн. крестьянских хозяйств.
Перегибы в коллективизации: принуждение к вступлению в колхозы,
необоснованное раскулачивание, принудительное обобществление жилых
построек, мелкого скота, птицы, огородов. Как результат: массовый убой
скота (уничтожена 1/2 поголовья), массовый выход крестьян из колхоза, волна
восстаний (кулацких мятежей). 2 марта 1930 г. - выходит статья Сталина
«Головокружение от успехов». Вину за перегибы в проведении коллективизации
и раскулачивании он возложил на местное руководство. 14 марта 1930 г. -
постановление ЦК о борьбе с искривлением партийной линии в колхозном
движении - началось преодоление перегибов и, как следствие, распускаются
насильно созданные колхозы. К августу 1930 г. в них осталось чуть более 20%
хозяйств.
Новый подъем колхозного движения приходится на осень 1930 и 1931 год.
Расширяется государственный сектор на селе - создаются совхозы. Были
огосударствлены машинно-тракторные станции (МТС), действовавшие ранее как
акционерные предприятия. В начале 1931 г. началась новая волна
раскулачивания, давшая бесплатную рабочую силу для многочисленных строек
пятилетки. Результатом репрессий стал рост колхозов. К концу 1932 года в
колхозах и совхозах состояло более 60% хозяйств. Этот год был объявлен
«годом сплошной коллективизации».
Голод 1932-1933 гг. Если 1930 г. дал высокий урожай, то в 1932-м
разразился неожиданный голод. Причины: неблагоприятные метеорологические
условия (засуха), падение урожайности в связи с коллективизацией, отсталая
техническая база, рост заготовок (в города и на экспорт). География голода
- Украина, Южный Урал, Северный Кавказ, Казахстан и Поволжье. Жертвы
голода: 3-4 млн. человек. 7 августа 1932 г. в СССР был принят Закон об
охране социалистической собственности, названный в народе «законом о трех
колосках», предусматривавший десятилетний срок заключения или расстрел за
хищение колхозного имущества. Именно в этот период для получения валюты и
оплаты заграничных счетов было вывезено за границу 18 млн. центнеров зерна.
Коллективизация приостановилась. Но уже летом 1934 г. было объявлено о
начале ее завершающего этапа.
Завершение коллективизации. В 1932 г. была преодолена уравнительность в
колхозах - введены трудодни, сдельщина, бригадная организация труда. В 1933
г. - созданы политические отделы и МТС (1934 г. - 280 тыс. тракторов).
В1935 г. - отменена карточная система. 1937 г. - колхозам вручены
государственные акты на вечное владение землей. Колхозный строй победил
окончательно. 90% хозяйств состояло в колхозах и совхозах. К 1937 г. ценой
колоссальных жертв (человеческих и материальных), коллективизация
завершилась.
Итоги коллективизации: Негативные - сокращение сель/хоз. производства,
подрыв производительных сил с/х. По некоторым показателям, уровня 1928 г.
удалось достичь только в середине 1950-х гг. Произошло коренное изменение
уклада жизни основной массы населения страны (раскрестьянивание). Большие
людские потери - 7-8 млн. (голод, раскулачивание, переселение). Позитивные
- высвобождение значительной части рабочих рук для других сфер
производства. Постановка продовольственного дела под контроль государства
в преддверии Великой Отечественной войны.
Вопрос №27.
Экономика СССР в период Великой Отечественной войны.
Великая победа Советского союза над фашистской Германией оказалась возможной благодаря тому, что СССР превзошел ее не только в военном, но и в экономическом противостоянии. К концу 1941 года Германия заняла территорию, на которой до войны проживало около 40% населения Советского Союза. Находилось 47% посевных площадей, производилось более 30% всей промышленной продукции, свыше 40% электроэнергии, добывалось 63% угля, выплавлялось 68% чугуна и 58% стали, производилось 84% сахара, то станет ясно, что к этому времени Германия стала превосходить СССР по общему объему промышленного производства в три – четыре раза.
Под чрезвычайно жестким руководством Государственного комитета обороны (ГКО), созданного 30 июня 1941 года, была проведена эвакуация заводов, фабрик и переводов гражданского сектора экономики на военные рельсы. Из прифронтовой зоны было вывезено в Поволжье, на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию, Казахстан 2593 предприятия.
Предприятия, вывезенные на восток, сравнительно быстро начали выпускать продукцию для фронта. За все военные годы в СССР было выпущено почти вдвое больше военной техники и вооружений. Безусловно, в этом заслуга принадлежит рабочим, всем гражданам страны, которые проявляли повсюду трудовой героизм.
С февраля 1942 года стала проводиться плановая мобилизация на промышленные предприятия и стройки среди трудоспособного городского населения, включая 14 – летних подростков, которых наскоро обучали какой – либо профессии и ставили к станкам наравне со взрослыми.
Гулаг. Труд заключенных применялся в промышленности, строительстве, в шахтах, рудниках, на лесозаготовках. За 1941 – 1944 годы в системе НКВД было добыто 315 т золота, 6,5 тыс. т никеля, 9 млн. т. угля и т.д.
Поскольку основные материальные ресурсы шли на военные нужды, экономическое положение советских людей было очень тяжелым. Карточная система снабжения, введенная в самом начале войны, обеспечивала городское население продуктами питания лишь в минимальной степени.
Рабочие и служащие могли получить участки под огороды, и урожай с этих огородов становился основным источником питания для сотен тысяч семей.
Невероятные трудности испытывало в военные годы сельское хозяйство. Для нужд армии были мобилизованы трактора, автомашины, лошади. Деревня осталась практически без тягловой силы.
Почти весь урожай колхозы и совхозы должны были сдавать государству в счет обязательных поставок.
Вопрос №28.
Восстановление народного хозяйства СССР в 1946 – 50 гг. Отмена карточной системы и денежная реформа 1947 г.
Прямой ущерб, нанесенный войной экономике СССР, достиг почти трети всего национального богатства страны. Были раструшены полностью или частично 1710 городов и городских поселений (60% от общего числа), свыше 70 тыс. сел и деревень, около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км. Железных дорог, 25 млн. чел. лишились крова.
С 1943 года, по мере изгнания оккупантов, в СССР началось восстановление разоренной экономики.
Как и в годы первых пятилеток, основное внимание уделялось развитию тяжелого машиностроения, металлургии, топливно – энергетического комплекса. В целом, за годы четвертой пятилетки (1946 – 1950) было восстановлено и построено заново более 6 тыс. крупных промышленных предприятий. Легкая и пищевая промышленность финансировались, как и прежде, по остаточному принципу, и их продукция не удовлетворяла даже минимальные потребности населения.
Послевоенный экономический рост в СССР имел несколько источников. Прежде всего, экономика все еще сохраняла мобилизационный характер, который был ей присущ в годы первых пятилеток в годы войны. Миллионы людей направлялись на восстановление Днепрогэса, заводов Криворожья, шахт Донбасса, а также на строительство новых заводов, гидроэлектростанций и т.д.
Советский Союз получил от Германии репараций на сумму 4,3 млрд. долл. В счет репараций из Германии и других побежденных стран в Советский Союз вывозилось промышленное оборудование, включая даже целый заводские комплексы.
К числу источников экономического роста можно отнести продолжавшуюся политику перераспределения средств из социальной сферы в пользу тяжелой промышленности. Ежегодно население страны должно было подписываться на государственные займы в среднем на 1 – 1,5 месячную заработную плату.
До конца 1947 года в СССР сохранялась карточная система на продукты питания и промышленные товары для населения. Отмену провели в конце 1947 года. Советский Союз был одной из первых европейских стран, отменивших карточное распределение.
14 декабря 1947 года было издано постановление правительства «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Старые деньги обменивались на новые из расчета 10:1.
Вопрос №29.
Перестройка системы управления экономики в СССР в 1957 г. Семилетний план развития народного хозяйства СССР (1959 – 1965 гг).
В феврале 1956 года на XX съезде КПСС были одобрены основные показатели шестой пятилетки, но уже в декабре этого же года выяснилось, что план не соответствует реальным условиям. Наспех составили переходный план на один – два года, а затем появился на свет семилетний план развития народного хозяйства.
1957 – попытка перестройки управления по территориальному признаку. В ходе этой реформы были упразднены многие отраслевые союзные министерства, а взамен появлялись совнархозы. Таким образом, была сделана попытка децентрализации управления.
Первые результаты реформы управления были вполне успешными. Так, уже в 1958 году прирост национального дохода составил 13% вместо 7 в 1957 г. Возросли масштабы производственной специализации и межотраслевого кооперирования, ускорился процесс создания и внедрения новой техники в производство.
Но прежние негативные элементы в экономике стали усиливаться. Более того, появились новые: местничество, более жесткое администрирование, постоянно растущая «своя», местная бюрократия.
Местничество проявлялось в том, что совнархозы стремились выполнять прежде всего плановые задания по выпуску той продукции, которая требовалась для собственного потребления, и в то же время всячески отказывались от заданий по производству продукции для других совнархозов.
И хотя новая система внешне и отличалась от старой, ее суть оставалась той же. Сохранился прежний принцип распределения сырья, продукции, той же диктат поставщика по отношению к потребителю.
Вопрос №30.
Аграрная политика Н. С. Хрущева.
В 1957 году Хрущев выдвинул предложение догнать США по производству мяса, масла, молока в течение трех – четырех лет.
Желание Хрущева догнать Америку привело к авантюризму в центре и на местах. Повсюду создавалась видимость небывалых успехов, широко практиковались приписки, рождались «рекорды» и «почины», продолжавшие традиции стахановского движения.
В 1958 году было принято решение ликвидировать МТС, а технику продать колхозам. Но так как в это время резко поднялись оптовые цены на технику, МТС стали распродавать ее по возросшим ценам. Однако у колхозов не было средств для приобретения этой техники. Долги колхозов банкам за сельскохозяйственную технику составили в 1961 году более 2 млрд. руб.
Такой же непродуманной была затея Хрущева с принудительным внедрением посевов кукурузы на зерно по всей стране, невзирая на климатические условия различных районов.
В самый пик кукурузной кампании (1962) этой культурой было засеяно не менее 37 млн. га, а вызреть она могла лиши на 7. Во многих областях посевы кукурузы гибли из-за дождей и холода, не успевая вызревать во время короткого лета. Тем не менее, руководящие партийно – государственные органы повсюду требовали расширения посевных площадей, занятых «царицей полей2, за счет сокращения традиционных культур.
Все эти нововведения не привели к улучшению зерновой ситуации в стране.
Вопрос №31.
Попытки экономической реформы в СССР 1960 – х гг. (реформа Косыгина и аграрный курс 1965 г.)
В сентябре 1965 года принимается решение о начале экономической
реформы. Предполагалось, что реформа позволит преодолеть недостатки, о
которых уже открыто говорилось в печати (рост капиталовложений и
незавершенного строительства, массовое производство изделий не находивших
сбыта, несоответствие роста заработной платы росту производительности
труда).
Суть реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей,
доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального
стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за
использование предприятиями производственных фондов, т.е., своего рода,
введение продналога в промышленности; финансирование промышленного
строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а путем выдачи
кредитов; недопущение изменения планов без согласования с
предприятиями. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл Косыгин.
Первые шаги реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост.
Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась
выполненной по ряду важнейших экономический показателей.
Попытка провести реформу, при одновременном свертывании процесса
демократизации в политической сфере, оказалась безуспешной. В этом
основная причина неудачи реформы 1965 года. Необходимо учесть и то, что
большая часть партийно-хозяйственного аппарата сформировалась в
сталинскую эпоху, с присущими ей методами хозяйствования и руководства.
Сказывались и недостатки самой реформы, её непоследовательность,
господство вала, приведшее к формальному перевыполнению планов многими
предприятиями и отраслями. В начале 70-х годов, свертывание реформы
оказалось не так болезненным, как в предыдущем периоде. Освоение
западносибирских источников нефти позволило организовать значительный
экспорт её за рубеж. Приток нефтедолларов позволил оттянуть проявление
негативных последствий в экономическом развитии. Попытки улучшить механизм
планирования, стимулирования и управления предпринимались уже в меньших
масштабах ещё не раз, но они оказались малоуспешными. Принцип директивного
управления оставался неизменным, проводились лишь частичные перемены и
изменения. Осуществлялись меры по дальнейшей концентрации производства,
создавались промышленные объединения - агропромышленные, торгово-
промышленные, научно-производственные, упразднялись отдельные
бюрократические надстройки. Наряду с этим предусматривалось создание
территориально-производственных комплексов и форсированное развитие
отдельных отраслей экономики. В середине 70-х гг. в СССР велась работа
над 15 крупнейшими народнохозяйственными программами, в том числе по
развитию сельского хозяйства в Нечерноземной зоне РСФСР, созданию Западно-
Сибирского территориально-производственного комплекса, строительству БАМа
и т.д.
Однако эти задачи решались в основном экстенсивными методами.
Министерства развивали строительство новых предприятий, вместо того,
чтобы решать задачи более полного использования существующего оборудования.
От предприятий постоянно требовали увеличения производственных
показателей. Сохранение командного механизма лишало предприятия всякой
самостоятельности. Планировались вся номенклатура изделий (по стране более
20 млн.), показатели, себестоимость. Нарастал дефицит бюджета,
требовались постоянные денежные вливания в экономику.
Существующая система глушила всю инициативу снизу и сверху. Трудовые
коллективы не были заинтересованы во внедрении новой техники и технологии,
так как это сказывалось отрицательно на результатах работы одного рабочего
и предприятия в целом. Поэтому внедрение совершенно новой продукции
затягивалось в нашей стране на десятки лет. В промышленности к началу 80-х
гг. было автоматизировано только 15% предприятий.
В рассматриваемый период партия и правительство прилагали много
усилий для стабилизации положения в сельском хозяйстве. Попыткой
разработать эффективную аграрную политику стали решения мартовского
Пленума ЦК КПСС 1965 года. Намечались распределение доходов экономики в
сторону сельского хозяйства, решение социальных проблем села, повышение
закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Важной частью было
решение перехода от административного метода управления сельским хозяйством
к экономическому, а так же интенсивное введение хозрасчета.
Меры встретили поддержку крестьянства. В годы восьмой пятилетки в
магазинах городов был вполне достаточный набор продуктов.
Однако многое осталось нереализованным. Новые идеи не вписывались в
старую систему. Рос аппарат по управлению сельским хозяйством. Развитие
межхозяйственной кооперации и специализации, химизация и мелиорация земель
не принесли эффективных результатов. Удорожание сельскохозяйственной
техники и услуг привело к тому, что к началу 80-х гг. многие совхозы и
колхозы вновь оказались убыточными. Массированные инвестиции в сельское
хозяйство не принесли желаемых результатов (за 70-е годы и начало 80-х
годов в аграрно-промышленный комплекс было вложено более 500 млрд.
рублей). Установление жесткого бюрократического контроля гасило всю
самостоятельность и инициативу предприятий, уничтожило заинтересованность в
конечном результате своего труда.
Недостаточный социальный уровень села и ликвидация "неперспективных
деревень" повлекли за собой большой отток жителей из деревни в город. С
1967 по 1985 гг., ежегодно деревню покидали в среднем 700 тысяч человек.
Противоречия и трудности, в том числе бесхозяйственность в сельском
хозяйстве страны, руководство страны пыталось решить путем импорта
продовольствия и зерна. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна
вырос в денежном отношении более чем в 10 раз.
К началу 80 годов, сельское хозяйство страны оказалось в кризисном
состоянии. Майский Пленум ЦК КПСС 1982 года принял специальную
продовольственную программу, однако она несла в себе ещё следы застоя и не
затрагивала главных интересов крестьянства, коренной перестройки всего
хозяйственного механизма. Несмотря на постановления, продовольственная
проблема ещё более обострилась. В середине 80-х годов практически везде
были введены продовольственные карточки.