Введение
Каково на сегодняшний день состояние железнодорожных грузовых перевозок? Каковы тенденции и перспективы развития? Каковы тарифные условия перевозок? - эти и другие вопросы я постараюсь рассмотреть в своей курсовой работе.
В настоящее время грузовое хозяйство является одним из ведущих на железнодорожном транспорте страны. Грузовая и коммерческая работа как производственная сфера железнодорожного транспорта и как отрасль эксплуатационной науки имеет свою более чем столетнюю историю развития. Идет постоянное развитие контейнерных и пакетных перевозок, создается механизированные и автоматизированные транспортно-складские комплексы и автоматизированные системы управления грузовыми станциями и контейнерными терминалами; на промышленном транспорте получили распространение научно обоснованные методы взаимодействия подъездных путей и станций примыкания на основе Единых технологических процессов; применяются методы ускоренного обслуживания грузовых фронтов, централизованные расчеты за перевозку грузов, кон центрирования грузовой работы на меньшем числе станций, маршрутизация перевозок и др.
Улучшение организации грузовой и коммерческой работы станций и подъездных путей направлено на обеспечение полною удовлетворения потребностей страны в перевозках грузов с минимальной затратой технических и денежных средств.
Белорусская железная дорога, располагаясь на стыке железных дорог разной ширины колеи и, являясь своеобразным транспортным мостом, соединяющим Европу и Азию, располагает грузовым хозяйством, способным оказать весь комплекс транспортных услуг. Осуществляемые дорогой грузовые операции по переработке различных грузов, перевозятся в крытых вагонах, полувагонах, зерновозах, рефрижераторном подвижном составе и в контейнерах. Комбинированные перевозки с участием других видов транспорта осуществляются на 247 коммерческих станциях и 56 грузовых дворах, оснащенных необходимыми техническими средствами. На Белорусской железной дороге имеется 16 контейнерных терминалов по переработке большегрузных 20-футовых контейнеров, из которых Брест-Северный, Колядичи (Минск), Витебск, Орша, Барановичи, Лида, Пинск имеют возможность перерабатывать и 40-футовые контейнеры, а также 19 станций, перерабатывающих среднетоннажные контейнеры массой брутто 3 и 5 тонн.
Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и перегруза Белорусская железная дорога имеет в своем составе пять механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ и УП «Минскжелдортранс», которые входят в структуру отделений дороги. Они оснащены 165 козловыми кранами, 37 кранами на железнодорожном ходу, 98 малогабаритными и 78 фронтальными ковшовыми погрузчиками.
Для обеспечения импортно-экспортных перевозок грузов пограничные перегрузочные станции Брестского железнодорожного узла обладают возможностью перегруза крупнотоннажных контейнеров, тяжеловесных, длинномерных, негабаритных и других грузов на открытом подвижном составе и в крытых вагонах.
Для этих целей содержится достаточный парк механизмов грузоподъемностью до 160 тонн. Имеется также современный комплекс по переработке и хранению рефрижераторных контейнеров с поддержанием необходимого температурного режима, установлены электрокозловые краны со спредерами с нижними захватами, что позволяет перегружать косомобили, автоприцепы и др. Есть возможность приема и выдачи контейнеров с автотранспорта и дальнейшей их перевозки по железной дороге.
Комплекс услуг по перегрузу угля, удобрений и других грузов оказывается перегрузочными станциями Берестовица, Свислочь, Лососно, Брузги.
По желанию грузовладельца возможно хранение груза в режимах «Склад временного хранения» и «Таможенный склад» с дальнейшей доставкой груза грузополучателю по расписанию и в необходимых количествах.
Белорусская железная дорога предлагает услуги по организации комбинированных перевозок грузов назначением в страны Западной Европы в смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении с доставкой груза до двери получателя автомобильным транспортом.
Оказываются услуги по оформлению и переоформлению перевозочных документов, переадресовке грузов, декларированию и таможенному оформлению экспортно-импортных грузов и информационные услуги
Глава 1. Организация и управление доставкой товаров в прямом железнодорожном сообщении.
1.1. Законодательная база деятельности железных дорог Республики Беларусь.
При выполнении перевозок грузов железные дороги (ж.д.) вступают в определенные отношения с грузовладельцами. Эти взаимоотношения регламентируются определенными нормами и положениями, едиными и обязательными как для ж.д., так и для всех предприятий, организаций и лиц, пользующихся их услугами. Основным документом, устанавливающим права и обязанности, а также нормы ответственности железных дорог, с одной стороны, и тех организаций и лиц, которые пользуются ими, с другой, служит Устав железных дорог, который имеет силу закона.
Первый Устав железных дорог был введен в августе 1920 г., который назывался "Общий Устав железных дорог РСФСР". Значительные изменения, происходящие в экономике СССР в последующие годы, заставляли государство периодически пересматривать организацию работы железных дорог и вводить новые правовые акты. С 1920 г. по 1955 г. Устав претерпевал значительные изменения четыре раза: в 1922, 1927, 1935, 1955 гг В связи с реконструированием организации грузовой и коммерческой работы железных дорог в 1964 году был введен новый Устав железных дорог СССР, который с отдельными изменениями и дополнениями, вносимыми Советом Министров СССР (за период с 1969 по 1991 гг.). В настоящее время в Республике Беларусь действует Закон о железнодорожном транспорте, вступивший в силу с 1 июля 1999 г., который определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности железнодорожного транспорта Республики Беларусь, регламентирует его взаимоотношения с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, потребителями работ и услуг железнодорожного транспорта и другими видами транспорта.
Закон содержит 8 глав (50 статей):
Глава 1. Общие положения.
Глава 2. Экономические и финансовые основы деятельности железнодорожного транспорта.
Глава 3. Организационные основы деятельности железнодорожного транспорта.
Глава 4. Безопасность движения, охрана грузов и объектов, организация работы железнодорожного транспорта в особых условиях.
Глава 5. Трудовые отношения на железнодорожном транспорте общего пользования.
Глава 6. Ответственность на железнодорожном транспорте общего пользования.
Глава 7. Внешнеэкономическая деятельность железнодорожного транспорта общего пользования и международные договоры.
Глава 8. Заключительные положения.
Существенные положения затрагиваемые данным документом - это обеспечение безопасности движения поездов; рациональное использование транспортных средств и снижение транспортных расходов; координация различных видов транспорта; своевременная доставка груза в пункты назначения и полная его сохранность; материальная ответственность железных дорог, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по перевозкам.
Законом регламентируется порядок составления и выполнения плана железнодорожных перевозок, основные условия перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, взаимоотношения железных дорог с другими видами транспорта, а также вопросы эксплуатационного характера.
Закон содержит лишь основные положение и правовые нормы и не предусматривает всего многообразия конкретных условий и особенностей перевозок отдельных грузов.
Помимо Закона очень важным документом для грузоотправителей и грузополучателей являются Правила перевозок грузов, в которых весьма подробно регламентируются:
§ правила приема груза к перевозке;
§ правила выдачи груза;
§ правила комбинирования вагонов и контейнеров;
§ правила заполнения накладной и комплекта перевозочных документов;
§ правила перевозок массовых грузов и составления маршрутных отправок;
§ правила перевозок грузов с объявленной ценностью;
§ нормы точности взвешивания;
§ сроки доставки грузов;
§ правила хранения грузов;
§ правила передачи и переадресовки грузов;
§ правила предъявления и рассмотрения претензий.
Если речь идет о внешнеторговых перевозках, то подобная регламентация указанных вопросов имеет место в Правилах перевозок экспортно-импортных грузов. Оба этих документа необходимы для организации и управления доставкой товаров железнодорожным транспортом и являются буквально повседневной книгой любой организации или предприятия, регулярно прибегающим к услугам железнодорожного транспорта.
1.2. Соглашения о международных железнодорожных сообщениях.
Основным инструментом, с помощью которого разрешаются вопросы международного сотрудничества, в том числе и в области железнодорожных перевозок, являются международные соглашения. ‘В области железнодорожного транспорта первой организацией международного сотрудничества для Советских железных дорог явилась Организация сотрудничества железных дорог социалистических стран (ОСЖД). На ОСЖД были возложены вопросы развития экономических связей в области железнодорожного транспорта между социалистическими странами. В области организации и осуществления перевозок первым соглашением в области железнодорожного транспорта было Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), которое вступило в силу с 1 ноября 1951 г. Участниками СМГС были СССР, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Китай, Северная Корея, Монголия, Польша, Румыния и Чехословакия. СМГС - многостороннее соглашение, заключенное на ведомственном уровне.
Наряду с основным текстом СМГС в дополнение к нему одиннадцать стран-участниц соглашения (среди них СССР) приняли: Единый международный транзитный тариф (ЕТТ), применяемый для исчисления платы за перевозку грузов транзитом по дорогам - участницам СМГС; Служебную инструкцию к СМГС; Правила пользования вагонами в международном пассажирском и железнодорожном грузовом сообщении (ОПВ); Правила расчетов по СМГС. В СМГС было зафиксировано ряд основополагающих моментов, было определено, что грузы могут перевозиться по железным дорогам двух и более стран по одному перевозочному документу - международной накладной. В этом случае перевозки будут называться "прямым международным сообщением".
Железнодорожные перевозки делятся на прямые, в которых участвуют только железные дороги, и смешанные, в которых кроме железных дорог участвуют другие виды транспорта; прямые международные железнодорожные сообщения бывают перегрузочными, когда грузы перегружаются из вагонов одной колеи в вагоны другой, и бесперегрузочными, когда грузы не перегружаются, а кузова вагонов переставляются на тележки другой колеи; прямые международные железнодорожные сообщения могут быть бесперегрузочными только в том случае если колея сопредельных стран одинакова (колею той же ширины, что и в Белоруссии имеют такие страны как Монголия и Финляндия, а отдельные линии остались в Польше, Словакии, КНДР);
Из характера СМГС следует, что это соглашение регулирует взаимоотношения между железными дорогами разных стран его участниц, вытекающие из вопросов осуществления ими международных перевозок: когда отправитель заключает договор с одной из железных дорог стран-участниц на отправление груза, и по крайней мере еще одна железная дорога другой страны-участницы впоследствии также участвует в данной перевозке. Основная цель СМГС - создание единого регламента в вопросах, связанных с заключением международного договора перевозки, содержанием взаимных прав и обязанностей сторон договора, результатом его невыполнения и урегулированием претензий вследствие этого, а также правами и обязанностями лица, в пользу которого осуществлялась перевозка (то есть получателя груза). Обязанность соблюдать постановления СМГС относится не только к железным дорогам, его заключившим, но и к каждой железной дороге, принимающей участие в данной перевозке и участвующей в СМГС.
Руководители железнодорожных администраций стран СНГ, стремясь обеспечить бесперебойную работу железных дорог, уже в январе 1992 г. подписали Соглашение об основных принципах эксплуатационной работы железных дорог стран СНГ в переходный период. При этом были оставлены без изменения нормативные документы МПС, действовавшие на момент подписания Соглашения. Основными нормативным актом, регламентирующим условия международных перевозок грузов на территории бывшего СССР, за исключением стран Прибалтики, остается СМГС, которым регулируются взаимоотношения сторон, по договору перевозки, в рамках СНГ. Бывшие социалистические страны Азии (Китай, Вьетнам, Северная Корея, Монголия) являются полноценными участниками СМГС, так как не денонсировали и не выходили из него, в равной степени как Болгария и Польша (также предпочитавшие не выходить из СМГС). На эту группу стран в полной мере распространяется юрисдикция данного нормативного документа.
1.3. Основные условия доставки товаров по СМГС.
В настоящее время участниками СМГС являются страны СНГ, бывшие социалистические страны Азии (Китай, Монголия, Северная Корея, Вьетнам), Болгария и Польша, а также Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, которые денонсировали СМГС, однако готовы пользоваться его положениями, пока не заключено с ними нового подобного соглашения.
Основное предназначение СМГС заключается в том, что для всех железных дорог-участниц оно устанавливает одни условия перевозки и применение единых перевозочных документов.
Соглашение состоит из восьми разделов, которыми регулируется весь комплекс вопросов транспортного процесса - заключение договора перевозки (порядок приема груза к перевозке, накладная, исчисление провозных платежей и т.д.), выполнение этого соглашения, порядок его изменения, ответственность железных дорог и др. СМГС дополняется рядом тарифов, правил и инструкций.
Положениями СМГС прямо предусматривается обязанность железных дорог перевозить грузы, включенные в план перевозок по дороге отправления и обязанность грузополучателя принять прибывший в его адрес груз. При этом нормы о порядке планирования перевозок СМГС не содержат, поскольку это сфера внутреннего законодательства стран-участниц. Условия перевозок императивны и не могут быть изменены ни соглашениями железных дорог, ни по договоренности между участниками договора перевозки. К предметам, которые по соглашению допускаются к транспортировке с соблюдением особых условий, относятся: железнодорожный подвижной состав, тяжеловесные, длинномерные и негабаритные грузы, опасные грузы по особому перечню и некоторые другие. Для тяжеловесных, негабаритных и длинномерных грузов СМГС предписывает предварительное согласование условий перевозок.
Порядок погрузки и отправления грузов определяется правилами дороги отправления. По отдельным вопросам разработаны общие для всех правила, например, требования к таре, маркировке; унифицированные нормы предусмотрены также для погрузки и крепления грузов на открытых платформах.
Согласно статьям СМГС, перевозка грузов в международном сообщении производится между всеми станциями, открытыми для грузовых операций во внутренних сообщениях.
В соответствии с положениями СМГС перевозки грузов в прямом международном железнодорожном сообщении оформляются документом единого образца. Комплект их состоит из пяти листов:
Оригинал накладной - сопровождает отправку до станции назначения и выдается получателю вместе с листом уведомления о прибытии груза и самим грузом;
Дорожная ведомость - сопровождает отправку до станции назначения и остается на дороге назначения;
Дубликат накладной - выдается отправителю после заключения договора перевозки;
Лист выдачи груза - сопровождает отправку до станции назначения и остается на дороге назначения;
Лист уведомления о прибытии груза - сопровождает отправку до станции назначения и выдается получателю вместе с оригиналом накладной и с грузом.
Кроме того, заполняется необходимое число дополнительных экземпляров дорожной ведомости для дороги отправления, транзитных дорог, для нужд таможенных органов.
Отправитель одновременно с предъявлением груза к перевозке каждой отправки должен представить станции отправления накладную и её дубликат, заполненные и подписанные. Они идентичны по содержанию и форме, но выполняют различные функции. Накладная после наложения календарного штемпеля станции отправления служит доказательством заключения договора перевозки и основным перевозочным документом. Дубликат накладной - это подтверждение заключения договора перевозки и расписка железной дороги в принятии груза к перевозке. Этот документ остается у грузоотправителя и является основным при изменении договора перевозки и предъявлении каких-либо требований к железной дороге.
Накладную и её дубликат заполняет грузоотправитель. Он вносит в них сведения, касающиеся груза, получателя, станции отправления, станции назначения, выходных пограничных станций, через которые следует груз. Остальные графы накладной, обведенные жирной чертой на лицевой стороне (это такие сведения, как номер вагона, номер отправки, номера пломб), и все графы на обратной стороне заполняют работники дороги. Все данные надо писать разборчиво чернилами или печатать на машинке, либо наносить штемпелем. Исправление записей не допускается. При необходимости изменить сведения заполняется новый бланк накладной. В исключительных случаях изменения и дополнения сведений допускаются, но делается за подписью соответствующего работника железной дороги, и заверяются в форме штемпеля.
Накладная должна быть заполнена с соблюдением всех условий СМГС. Так, в качестве, отправителя или получателя груза может быть названо только одно юридическое или физическое лицо. Выходные пограничные станции страны отправления и транзитных стран, через которые должен следовать груз, указываются в накладной отправителем. Причем, по возможности, он должен указывать те пограничные станции, расстояние перевозок, через которые от станции отправления до станции назначения является кратчайшим.
Особые требования предъявляются к наименованию груза: его следует указывать точно и достаточно полно. После наименования груза надо указывать номер позиции, к которой он отнесен в соответствии с номенклатурой товаров данного тарифа. Опасные грузы принимаются к транспортировке под тем названием, которое указано в специальном приложении к СМГС. Во всех остальных случаях допускается наименование груза по внутреннему тарифу дорог страны отправления или назначения. Если же в номенклатуре тарифов такого наименования груза нет, то дается то название, которое известно в торговле заключения. После приема груза к транспортировке вместе с накладной в качестве доказательства договора перевозки на всех листах накладной и на всех дополнительных экземплярах дорожной ведомости станция отправления ставит свой календарный штемпель. На обратной стороне накладной большинство разделов предназначено для расчета провозных платежей отдельно по дороге отправления, транзитным дорогам и дорогой назначения.
Допущенные отправителем неправильности и неточности заполнения накладной могут привести к засылке груза, задержке его в пути, задержке вагонов под погрузочно-разгрузочными работами, дополнительным расходам, увеличению сроков поставки и т.д. Поэтому специальная статья СМГС предусматривает, что отправитель несет ответственность за правильность сведений в накладной. Ответственность носит материальный характер и выражается в штрафах различных размеров.
Дорожную ведомость составляет станция отправления по данным, содержащимся в накладной, и в полном соответствии с ней. Если по внутренним правилам железной дороги отправления все перевозочные документы предоставляет отправитель груза, то одновременно с накладной и ее дубликатом он заполняет и дорожную ведомость. Корешок дорожной ведомости остается на дороге отправления и служит документом, подтверждающим прием груза к перевозке и взыскание провозных платежей.
Накладная и один экземпляр дорожной ведомости вместе с грузом следует до станции назначения, где накладную выдают вместе с грузом получателю, а ведомость остается на дороге назначения как документ, подтверждающий выполнение договора перевозки, выдачу груза и факт уплаты провозных платежей. Дорожная ведомость представляет собой основной документ для учета перевозок.
В пути следования в перевозочные документы вносятся сведения обо всех операциях с грузом такие как: перегрузка на пограничной станции в вагон другой колеи, проверка состояния тары, проверка состояния груза и т.п. В документах проставляется также время прохождения грузами пограничных станций. Все эти данные заверяются подписью работников дороги и календарным штемпелем станции. Сопроводительные документы, касающиеся выполнения в пути таможенных, санитарных, ветеринарных и других формальностей, отправитель прикладывает к накладной, перечисляя их в соответствующей ее графе. В остальных случаях в накладной делается отметка, что прилагать дополнительные документы не требуется.
1.4. Тарифы на дорогах отправления и назначения.
Положения СМГС предусматривают, что при перевозке грузов по документам прямого железнодорожного сообщения от станции отправления на железной дороге страны отправления до пограничных станций провозная плата взимается по тарифам, принятым для внутреннего сообщения. То же установлено для перевозок грузов по железной дороге страны назначения. При транзитном сообщении за транспортировку по железным дорогам страны отправления и страны назначения плата взимается также по отдельным внутренним тарифам для этих дорог, а для транзитных дорог третьих стран - по специальным транзитным тарифам.
Исчисляется же плата по кратчайшему расстоянию между теми пограничными станциями, которые указаны в накладной отправителем. Но перевозчик имеет право транспортировать грузы и через другие пограничные станции - по более короткому пути, и тогда плата исчисляется по фактическому маршруту. Важно отметить, что провозные платежи и штрафы при транспортировке по дорогам страны отправления и страны назначения исчисляются в местной валюте. За перевалку грузов в вагон для колеи другой ширины или перестановку колесных пар вагонов на пограничных станциях взимаются дополнительные сборы. Если эти операции производит дорога назначения, такие сборы определяются по ее внутреннему тарифу, а в остальных случаях - по ставкам транзитных тарифов.
Транзитные тарифы - это важнейшая составная часть СМГС. Одновременно с СМГС в начале 50-х годов был принят "Единый транзитный тариф" (ЕТТ). Основная его цель была создать благоприятные условия для развития перевозок внешнеторговых грузов транзитом по железным дорогам стран-участниц СМГС. Этот документ предназначен для исчисления и оплаты стоимости транзитных перевозок грузов по всем железным дорогам стран-участниц данного соглашения, для определения порядка оформления перевозок с назначением в третьи страны, не участвующие в нем.
При разработке ЕТТ его ставки были определены на основе наиболее низких национальных тарифов, которые в тот период применялись для транзитных перевозок грузов между членами СМГС. При этом предусматривалось, что если какая-либо страна установит более низкие тарифы, соответственно меняется общий для всех них уровень транзитным тарифов. Так, в 1953 г., когда к СМГС присоединилась КНР и ее тарифы оказались ниже, ЕТТ был пересмотрен в сторону снижения.
С тех пор на железных дорогах стран-участниц СМГС произошли существенные изменения (модернизация самих дорог и станционного хозяйства, реконструкция железнодорожных станций, появление нового парка вагонов), которые потребовали новых капиталовложений. Увеличились эксплуатационные расходы железных дорог. Расширилась номенклатура грузов. Все это вызвало необходимость общего пересмотра тарифа. В результате в 1977 г. было подписано соглашение о "Международном транзитном тарифе" (МТТ). Этот документ подписали представители социалистических стран Восточной Европы и Монголии. МТТ вступил в силу с 1 октября 1977 г. В настоящий момент оба этих тарифа (МТТ и ЕТТ) продолжают действовать, однако при перевозках грузов между Белоруссией, странами СНГ и восточно-европейскими странами - участниками СМГС, все расчеты за транзитные железнодорожные перевозки осуществляются по ставкам МТТ, но в свободно конвертируемой валюте (ранее это были "переводные рубли").
1.5. Порядок оплаты провозных платежей.
По СМГС провозные платежи взимаются:
- за перевозку груза по железной дороге страны отправления – с отправителя, на станции отправления;
- за перевозку по железной дороге страны назначения - с получателя, на станции назначения;
- за перевозку по транзитным дорогам плата взимается с отправителя или с получателя - в зависимости от базисных условий внешнеторговых контрактов.
Установлен также единый порядок совершения транзитных платежей по МТТ. В частности, при следовании груза из стран-участниц МТТ в третьи страны, когда транзит осуществляется только через одну страны, плата за перевозку может быть произведена как грузоотправителем, так и грузополучателем - в зависимости от условий внешнеторгового контракта.
Если же груз следует по двум или более транзитным дорогам, через несколько стран, платежи за транзит по железной дороге первой страны, по правилам МТТ (последнее время это условие соблюдается не столь скрупулезно), должны производиться отправителем в стране отправления, а транзит по железным дорогам последующих может быть оплачен как отправителем так и получателем в зависимости от условий внешнеторгового контракта либо в стране отправления, либо в стране получения. Произведенные при отправлении платежи отмечаются в накладной, ее дубликате и дорожной ведомости, прием отдельно за перевозку по дорогам страны отправления и по транзитным дорогам.
1.6. Ответственность железных дорог при международных железнодорожных перевозках.
СМГС предоставляет грузовладельцу право изменить условия заключенного договора, но такое изменение может быть произведено только один раз отправителем и одни раз получателем. Отправитель, до пересечения грузом границы страны отправления, может: взять груз со станции отправления; изменить станцию назначения; изменить получателя; возвратить груз на станцию отправления. Получатель имеет право: изменить станцию назначения в пределах страны назначения; изменить получателя груза. Все эти операции могут быть произведены, только если груз еще не отправлен с пограничной станции дороги назначения.
Изменение договора производится на основании письменного заявления отправителя или получателя по специальной форме, установленной СМГС. Заявление подается отправителем на станцию отправления, а получателем - в таможню на пограничную станцию дороги страны назначения. Далее действует железная дорога, которая предупреждает станции на пути следования об изменении договора.
Железная дорога имеет право отказать в изменении договора в ряде случаев, прямо предусмотренных в СМГС (например, если это может нарушить правила эксплуатации подвижного состава), но тогда она должна немедленно известить об этом отправителя или получателя, указав препятствие для изменения договора.
Исчисления и взыскания провозных платежей при изменении договора подчиняются общим правилам СМГС, но с учетом проведенных изменений. Если груз следует возвратить обратно на станцию отправления, плата взимается за провоз до станции, с которой груз будет возвращен, и отдельно в обратном направлении. За само изменение договора взимается сбор, исчисляемый по внутренним правилам железных дорог, на которых проводится это изменение.
Порядок выдачи груза в пункте назначения следующий. По прибытии груза на станцию назначения железная дорога выдает его вместе с накладной получателю только после взимания всех провозных платежей, причем, по условиям СМГС, ему следует уплатить все суммы полностью, даже если часть груза отсутствует. Сумма за недостающий груз может быть возвращена обратно в претензионном порядке. Если железная дорога или получатель при проверке состояния груза установят частичную или полную утерю груза, либо его повреждение, они составляют коммерческий акт, один экземпляр которого выдается получателю. Но при этом учитываются нормы естественной убыли, также установленные в СМГС. Коммерческий акт представляет основание для материальной ответственности железных дорог и грузоотправителей. Кроме случаев непосредственной порчи, потери и т.д., он может составляться и в случае, если груз и документы оказались разъединенными, а также при превышении провозных платежей и при других нарушениях. Акты составляются при приемке груза, как на станции назначения, так и на пограничных станциях.
Поскольку доставка груза в международных сообщениях осуществляется с перегрузкой, на пограничных станциях при перегрузке из вагона российского стандарта в вагон европейского стандарта и наоборот, то должно проверяться состояние груза и составляться коммерческие акты о его не сохранности или повреждениях. Отсутствие коммерческого акта создает предположение, что груз был передан принимающим железным дорогам в надлежащем состоянии, и они должны нести ответственность при установлении его не сохранности на станции назначения.
Коммерческие акты составляются на бланках определенной формы. Если недостатки обнаружены на станции назначения, такие документы оформляются до выдачи груза получателю, в день обнаружения неисправности. Если акт составляется на станции отправления или на пограничной железнодорожной станции, то он следует вместе с грузом до станции назначения, а отметка о составлении акта делается на обратной стороне накладной и в дорожной ведомости. Коммерческий акт должен содержать только фактические данные; точное описание груза, его неисправности, указание на обстоятельства, при которых была обнаружена неисправность, сведения о вагонах и пломбах. Никаких заключений о причинах неисправности или чьей-либо виновности в акт не вносятся. Подписывается акт начальником станции или его заместителем, а также получателем или его представителем. Ответственность железных дорог при перевозках грузов предусматривается за не сохранность груза и просрочку его доставки, если не будут установлены прямо оговоренные обстоятельства, когда железная дорога освобождается от ответственности. Прежде всего, это обстоятельства, которые не зависят от железной дороги, отправителя и получателя которые при современном уровне развития транспортных средств не могли быть устранены или предотвращены перевозчиком. В первую очередь сюда относятся стихийные бедствия. К объективным обстоятельствам, при которых железная дорога освобождается от ответственности, относится также перевозка грузов на открытых платформах. Однако, в этом случае освобождение от ответственности возможно лишь при наличии одновременно двух условий. Во-первых, если такая перевозка допускается правилами дороги отправления и, во-вторых, если отсутствует вина транспортных органов за не сохранность груза. Например, из-за неблагоприятного воздействия окружающей среды. Когда же утрата или повреждение груза произошли в результате виновных действий перевозчика (нарушение правил транспортировки и т.п.), то он несёт ответственность в полном объёме.
Транспортные органы не несут ответственности за просрочку доставки груза в связи с заносами, наводнениями, обвалами и другими стихийными явлениями, либо в связи с распоряжением правительства этой страны о задержке груза.
Ответственность перевозчика за не сохранность груза может быть ограничена или полностью исключена также в связи с особыми естественными свойствами самого груза, которые влекут самоуничтожение, самоповреждение, порчу и тому подобные последствия. Применение нормы убыли обусловлено естественными свойствами груза, и потому, если недостача веса образовалась вследствие иных факторов, в частности утраты части груза, нормы убыли не применяются. При полной утрате груза он возмещается полностью.
СМГС устанавливает исчисление естественной убыли отдельно для каждого грузового места, если вес указан в накладной при приемке груза к перевозке. Если же вес каждого места не определялся, например, при погрузке насыпью (зерно), навалом (уголь) и т.д., убыль исчисляется от общего веса отправки.
Ответственность перевозчика исключается, когда тара имела скрытые дефекты. Если же ее недостатки были известны перевозчику и, тем не менее, груз был принят к перевозке, транспортные организации отвечают за возможные последствия.
Чтобы организации внешнеэкономического комплекса имели информацию о движении своих товаров, на пограничных станциях выписывают и отправляют в их адрес экспортные и импортные извещения. Экспортное извещение информирует об отправлении экспортного груза за границу; импортное извещение служит свидетельством об отправке поступившего груза получателю. Подготовкой и рассылкой этих документов занимаются транспортно-экспедиторские конторы железнодорожных станций.
1.7. Подача и рассмотрение претензий и исков при международных железнодорожных перевозках грузов.
Как уже говорилось, основным международным актом, регламентирующим условия международных железнодорожных перевозок грузов на территории бывшего СССР, остаётся СМГС. Необходимо также помнить, что почти независимо от страны (исключением являются страны, с которыми заключены отдельные двусторонние соглашения), в которую направляются экспортные грузы, белорусский грузоотправитель оформляет накладную СМГС. Поэтому на коммерческо-правовых вопросах именно этого документа стоит остановится в первую очередь.
Согласно п.1 ст.29 СМГС право предъявления претензий, основанное на договоре перевозки, принадлежит отправителю или получателю. Претензии представляются в письменном виде с соответствующим обоснованием и указанием требуемой суммы возмещения. Претензия предъявляется по каждой отправке в отдельности: отправителем - к дороге отправления, а получателем - к дороге получения груза. Допускается предъявление одной претензии по нескольким отправкам только в том случае, если по всем ним составлен один коммерческий акт.
Претензии о возврате сумм, уплаченных по договорам перевозки, могут быть предъявлены только тем лицом, которое произвело данный платеж, и только к той национальной железной дороге, которая взыскала эти суммы (п.3 ст.29 СМГС). Не подлежат удовлетворению и не предъявляются претензии юридических лицу на сумму менее 23 швейцарских франков и физических лиц на сумму менее 5 швейцарских франков.
Претензии предъявляются для рассмотрения компетентными органами железных дорог, а именно, в территориальные управления железных дорог пунктов отправления или прибытия грузов. Согласно п.7 ст.29 СМГС основаниями для предъявления претензий является полная утрата, частичная утрата, повреждение, порча или снижение качества груза, просрочка в доставке груза, перебор провозных платежей. Основными претензионными случаями из перечисленных являются два первых. При подаче претензии отправитель обязан предъявить дубликат накладной и коммерческий акт. Все прилагаемые к претензии документы должны быть оригиналами. В случае утраты оригиналов документов заменяющие их копии могут быть приложены к претензии на основе соответствующих отметок, изложенных в коммерческом акте. К претензии должен быть приложен счет иностранного поставщика, удостоверяющий фактическую стоимость утраченного товара или его части, или выписка из этого счета, заверенная в порядке, предусмотренном в стране предъявления претензии.
Железная дорога обязана в 180-дневный срок со дня заявления претензии, подтвержденного почтовым штемпелем пункта отправления или распиской в получении непосредственно предъявленной претензии, рассмотреть ее, дать ответ подателю претензии и при полном или частичном признании требования уплатить ему причитающуюся сумму (п.8 ст.29 СМГС).
Если железная дорога отклоняет поданную претензию, она обязана возвратить все приложенные к претензионному заявлению документы и дать мотивированные объяснения отказов в требовании (п.11ст.29 СМГС). В противном случае все приложенные к претензионному заявлению документы остаются у железной дороги. Нередки случаи, когда груз приходит на станцию назначения с коммерческим актом страны, не являющейся участницей СМГС. Тогда порядок ведения исково-претензионной работы значительно усложняется вследствие того, что требования по грузу, претензии и иски должны быть предъявлены к соответствующим компетентным органам национальных железнодорожных администраций стран, оформивших соответствующие коммерческие акты. Рассмотрение таких дел осуществляется согласно нормам применимого права этих государств и положений COTIF (Международной конвенции по перевозкам грузов железнодорожным транспортом).
Право предъявления иска, основанного на договоре перевозки, согласно п.1 ст. 30 СМГС принадлежит лицу, которое имеет право предъявить претензию к железной дороге. Иск может быть заявлен только после отклонения рассмотренной претензии. Иск предъявляется только к той национальной железной дороге, которой была заявлена претензия. Основанием для предъявления иска является также неполучение подателем претензии ответа на нее в течение 180-дневного периода времени (п.2 ст.3О СМГС).
Иск может быть предъявлен только в надлежащем суде той страны, железным дорогам которой была предъявлена претензия (п.3 ст.30 СМГС). Претензии и иски к железным дорогам по договору перевозки, а также иски железных дорог отправителям или получателям могут быть заявлены в течение 9 месяцев, за исключением претензий и исков о просрочке в доставке грузов, для предъявления которых установлен двухмесячный срок (п.1 ст.31 СМГС).
Указанные сроки исчисляются: для претензий о возмещении за частичную утрату груза, недостачу, повреждение, порчу или снижение качества груза, а также за просрочку в доставке - со дня выдачи груза получателю; для претензии о возмещении за полную утрату груза - с 30-го дня с момента истечения срока доставки груза, исчисленного в соответствии с правилами, указанными в ст. 14 СМГС; для претензий о дополнительных платежах или возврате уплаченных ранее сумм - со дня уплаты, или если уплата не была произведена, со дня выдачи груза; для претензии о выплате сумм оставшихся от реализации груза - со дня реализации груза; для всех других требований - со дня установления обстоятельств, послуживших основанием для их предъявления.
День начала истечения срока давности в срок не включается (п.2 ст.31 СМГС). Предъявление отправителем или получателем письменной претензии к железной дороге приостанавливает течение срока исковой давности. Течение сроков исковой давности продолжается с того дня, когда железная дорога сообщила подателю претензии о полном или частичном отклонении его претензии. Днем отклонения претензии считается дата, указанная на почтовом штемпеле пункта отправления, или день, в который податель претензии своей распиской подтвердил получение сообщения об отклонении. Представление доказательств об отправлении претензий и ответов на нее возлагается на сторону, ссылающуюся на эти факты.
Повторные претензии, содержащие ранее предъявленные, но отклоненные требования, не приостанавливают течение сроков исковой давности (п.3 ст.31 СМГС). Согласно п.4 ст.31 СМГС претензии и требования, по которым истек срок давности, не могут быть предъявлены также и в виде исков.
1.8. Порядок транспортировки грузов железнодорожным транспортом в страны Западной Европы.
Страны Западной Европы являются участниками Международной конвенции по перевозке грузов по железным дорогам - МГК. Это соглашение - одно из старейших в Европе: оно было заключено еще в 1890 г. в Берне (Швейцария) и потому его часто называют Бернской конвенцией. Первоначально в ней участвовало 9 европейских государств, в том числе и Беларусь. В настоящее время ее участниками выступают 33 государства, большинство из них - страны Европы (и, в частности, Восточной Европы), а также ряд стран Азии и Северной Африки.
Международная конвенция - это межправительственное соглашение. В соответствии с этим документом для решения вопросов, связанных с ним, один раз в пять - шесть лет созывается специальная конференция. При перевозке грузов применяется накладная единого образца - накладная С1М, реквизиты которой примерно аналогичны накладной СМГС.
Весной 1980 года в Берне проводилась конференция по пересмотру Конвенции, на которой было принято Соглашение о международных железнодорожным перевозках (COTIF). В части, касающейся организации перевозок, оно базируется на положениях МГК, за исключением отдельным вопросов. Так был упрощен порядок применения правил о группировке партий грузов, несколько сокращены сроки доставки грузов, введены специальные положения о порядке предоставления к перевозке мелких отправок.
Поскольку Белорусь и страны СНГ не являются участниками COTIF, то перевозки между ними и западноевропейскими странами в прямом международном железнодорожном сообщении невозможны. Поэтому они осуществляются при помощи посредников, которые занимаются переотправкой белорусских внешнеторговых грузов и составлением на пограничных станциях новых перевозочных документов. В соответствии с СМГС функции посредников взяли на себя железные дороги стран-участниц СМГС, которые в свою очередь участвуют в COTIF. Это страны Восточной Европы (Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Румыния), которые участвуют как в СМГС, так и в COTIF.
При отправке экспортных грузов в западноевропейские страны грузоотправители Белоруси и стран СНГ выписывают накладную СМГС и адресуют ее начальнику выходной пограничной станции вышеназванных стран. На пограничной станции происходит переотправка груза по адресу получателя и выписывается новый документ - накладная С1М, по которой груз следует уже до конечной станции назначения. Все сведения из накладной СМГС переносятся в накладную GIM. Аналогичный способ оформления перевозочных документов применяется в обратном направлении. Поскольку перевозки в сообщении СМГС - осуществляются на основании двух самостоятельных договоров перевозки, при следовании грузов по территории стран-участниц СМГС ответственность железных дорог возникает по правилам этого соглашения, а в дальнейшем - по правилам COTIF. Соответственно, претензии и иски к железным дорогам должны предъявляться отдельно по каждому из этих договоров, и притом только их участниками.
Глава 2. Стратегия развития железнодорожных транзитных перевозок через Республику Беларусь.
Белорусская железная дорога является государственным объединением, подчиненным правительству Республики Беларусь, в состав которого входят 99 юридических лиц: 60 унитарных предприятий, в том числе: 6 отделений дороги (Минское, Барановичское, Брестское, Гомельское, Могилевское, Витебское); 22 предприятия дорожного подчинения; 7 заводов (Минский и Гомельский вагоноремонтные, Гомельский электромеханический, Брестский электротехнический, Барановичский завод автоматических линий, Борисовский шпалопропитывающий, Пинский завод опытных машин); 25 дочерних предприятий; 30 учреждений здравоохранения (врачебно-санитарная служба, 15 больниц, 3 поликлиники на самостоятельном балансе, дорожная станция переливания крови, 10 центров гигиены и эпидемиологии); 9 учреждений образования (3 техникума железнодорожного транспорта, 6 секторов детских дошкольных и внешкольных учреждений, в которые входит 60 детских дошкольных учреждений).
Дорога имеет необходимые проектные мощности (институт «Белжелдорпроект») и свою строительную индустрию (УП «Дорстроймонтажтрест»), осуществляющие проектирование и строительство на дороге объектов производственного и социального назначения.
Материально-техническое обеспечение на дороге производится через УП «Белжелдорснаб» и отделы материально-технического обеспечения отделений.
Транспортно-экспедиторскую деятельность на дороге осуществляют УП «Белинтертранс» и совместное белорусско-швейцарское предприятие «ТрансРэйл – БЧ».
Всю коммерческую работу на дороге координирует УП «Белжелдоррасчет», через которое производятся провозные платежи за выполненные перевозки грузов.
На Белорусской железной дороге работает транспортно-туристическое предприятие УП «ДортурСервис».
На дороге имеется главный вычислительный центр и вычислительный центр в Бресте, которые решают большой комплекс задач. В их числе - автоматизация оперативного управления внутренними и экспортно-импортными перевозками, коммерческой и грузовой работой на станциях, сбор и обработка статистических данных о работе дороги: выдача данных о формировании, дислокации вагонов и локомотивов и др. Большое развитие на дороге получили комплексные автоматизированные системы управления, которые охватывают планирование поездной и грузовой работы, технологические процессы, экономику и контроль исполнения документов и другое.
В составе отделений и предприятий дорожного подчинения находятся 136 обособленных структурных подразделений и филиалов.
Правовые, экономические и организационные основы деятельности железнодорожного транспорта Республики Беларусь, его взаимоотношения с республиканскими органами государственного управления, местными и исполнительными органами, потребителями работ и услуг транспорта регламентированы Законом Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте», действующим с 1 июля 1999 года.
Например, что касается управления железнодорожным транспортом в некоторых странах (США, Канада, Япония, Бразилия, Австралия), то там имеются частные железные дороги (в США и Японии все железные дороги частные, в других перечисленных странах частные дороги действуют наряду с государственными). Тем не менее, во всех странах мира допускается создание частных предприятий, действующих в области железнодорожного транспорта; допускается также наличие частных железнодорожных подъездных путей на предприятия и внутризаводского транспорта. Перевозка грузов по железным дорогам является весьма сложным в техническом, технологическом и правовом отношении процессом. В этом контексте две стороны характеризуют деятельность железнодорожного транспорта. Первая - связана с решением широкого круга задач по непосредственной организации перевозочного процесса. Вторая сторона - это реализация межотраслевых технологических связей и правовых отношений железнодорожного транспорта с предприятиями различных форм собственности, частными лицами, а также другими видами транспорта. Взаимоотношения, возникающие при перевозке грузов по железным дорогам в пределах одной страны, регулируются национальными уставами, правилами и различного рода инструкциями, издаваемыми и утверждаемыми в порядке, установленном законодательством данной страны.
Очевидно, что правовые и технологические нормы перевозочного процесса в международном железнодорожном сообщении значительно сложнее, так как при их разработке необходимо учитывать интересы нескольких стран, особенности их национальных нормативных актов, условий работы железных дорог и технологические особенности перевозок за рубежом.
Для обеспечения внешнеэкономических связей и развития международной торговли возникает необходимость в создании надежных транспортных связей, обеспечивающих своевременную и сохранную доставку товаров, беспрепятственную передачу грузов на государственных границах и обеспечение качества сданного к перевозке груза.
Белорусской железная дорога с одной стороны обеспечивает перевозки отечественных производителей и потребителей продукции, а с другой стороны, в силу своего географического положения, обеспечивает международные перевозки в направлении Запад-Восток и Север-Юг. Чтобы обозначить роль обеспечения перевозками народно-хозяйственного комплекса республики достаточно привести некоторые статистические данные, подтверждающие его приоритетность. На долю железнодорожного транспорта в последние десятилетия приходится около 75% всех выполняемых в республике грузовых, и более 50% пассажирских перевозок. Пройдя через 130-летний путь развития технического, технологического совершенствования дорога создала мощную инфраструктуру, которая не только обеспечивает в полном объеме потребности государства в перевозках, но имеет значительные резервы их увеличения.
Основные объемы экспорта грузов из Белоруси складываются за счет продуктов нефтепереработки, химических и минеральных удобрений, строительных и лесных грузов, черных металлов и продукции машиностроения. К главным образующим относятся регионы производства калийных и азотных удобрений, доломитовой муки и поваренной соли, Производственное Объединение "Беларуськалий" и Акционерное общество строительных материалов, Государственное предприятие "Гранит", продуктов нефтепереработки Производственного объединения "Нафтан", Акционерного общества "Мозыльский нефтеперерабатывающий завод". В зависимости от расположения грузообразующих регионов и потребителей республики основные транспортные потоки проходят в направлении на восток, в Россию и страны Азиатского региона, на север в морские порты Балтийского региона, на запад в страны Восточной и Западной Европы, на Юг в страны Черноморского региона.
Перечисленные выше направления логически совпадают с двумя общеевропейскими транспортными коридорами, которые проходят на территории Белоруссии. Номер 2 - Берлин-Варшава-Минск-Москва-Нижний Новгород. И номер 9 - ответвление Калининград-Клайпеда-Минск-Киев-Одесса-Александрополис. Сегодня важно подчеркнуть, что совершенствование железнодорожного сообщения в направлениях общеевропейских транспортных коридоров является стратегическим приоритетом в развитии железнодорожных перевозок через республику Беларусь. Железнодорожный участок от станции Брест на границе с республикой Польша, до станции Осиновка на границе с Российской Федерацией, протяженностью чуть более 600 километров является тем не менее очень важным звеном трансконтинентального моста, соединяющего Западную Европу с Россией, странами Азиатского и Тихоокеанского регионов. Именно на границе Белоруссии с Польшей происходит не только смена ширины железнодорожной колеи, но и смена транспортного права при осуществлении международных железнодорожных перевозок.
Как известно, в странах Западной Европы в международном сообщении действует Конвенция о международных железнодорожных перевозках КОТИВ в отличии от Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении СМГС, действующем в странах Восточной Европы и Содружества Независимых Государств. Необходимо отметить, что участники СНГ в рамках работ организации содружества железных дорог осуществляют меры, направленные на сближение транспортных прав и на совершенствование СНГС. Сближение позиций в этих вопросах и поиск путей их решения - задача большинства железнодорожных администраций и международных транспортных организаций.
Одним из важнейших направлений работы белорусской железной дороги является решение вопросов по обеспечению беспрепятственных перевозок, совершенствованию технологий передачи грузов, сокращению времени перегрузочных операций. В частности, в целях ускорения обработки организованных специализированных поездов и обеспечения возможности предварительного соглашения таможенного контроля грузов в Брестском железнодорожном узле на основе, получаемой с ПКП информации, внедрена система предварительного декларирования грузов - это позволяет сократить вдвое время на оформление необходимых передаточных документов, осуществлять эффективный контроль условий перевозок грузов, качество оформления перевозочных и сопроводительных документов для избежания непроизводительных расходов железных дорог, связанных с простоем и возвратом грузов, которые, к сожалению, имеют место.
При этом хотелось бы отметить, что наряду с железными дорогами, осуществляющими непосредственную транспортировку грузов, экспедиторские организации, фрахтовые агентства, транспортные компании и грузовладельцы, организующие железнодорожные перевозки грузов в значительной степени оказывают влияние на процессы, происходящие при передаче грузов на границе. Соблюдение ими административных правил стран по пути следования грузов, оформление необходимых сопроводительных документов, правильное оформление перевозочных документов ускоряет передачу грузов, позволяет беспрепятственно осуществлять их транспортировку до пункта назначения.
Важнейшей проблемой остается задача ускорения продвижения грузов и пассажиров на границе. Работа в этом направлении позволяет значительно повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта. Только согласованные действия железнодорожных администраций с таможенными, пограничными и другими контролирующими органами могут иметь положительный эффект. С этой целью дорогой была подготовлена, а правительством республики Беларусь одобрена программа развития дороги до 2010 года, в которой предусматривается развитие приграничной железнодорожной инфраструктуры. Специалисты дороги активно включились в разработку законодательных актов по этим вопросам через участие в работе парламентских комиссий, а также на новой платформе строят отношения и развивают сотрудничество с таможенными и пограничными органами.
В качестве положительных примеров этой работы можно отметить, что в последние годы отменены многие ограничения на перевозку транзитом в Белоруссии ряда опасных грузов и отходов производства. Белорусская железная дорога наряду с причастными органами государственного управления участвует в программе развития транзитных перевозок через территорию республики Беларусь. В 2000 году и в последующие годы программа предусматривает строительство и реконструкцию обустройств для проведения технического, коммерческого, пограничного, таможенного и других видов государственного контроля на передаточных железнодорожных станциях. Совершенствование тарифной политики, создание благоприятных условий транзита - многие положения программы в настоящее время успешно реализуются.
В Республике Беларусь 1 января 2000 года вступил в действие Устав железнодорожного транспорта общего пользования. Данный Устав предусматривает необходимость тесного сотрудничества таможни, железной дороги на основе совместного положения о взаимодействии таможенных органов республики Беларусь и Белорусской железной дороги, призванного решать вопросы обеспечения беспрепятственных перевозок грузов на международном сообщении. Хорошим примером сотрудничества по решению вопросов обеспечения транзитных перевозок может служить работа по упрощению таможенного оформления груза, следующего организованными поездами.
С 1999 года на дороге совместно с таможней введен упрощенный порядок оформления таможенных грузов, согласно которому таможенное оформление грузов, следующих в организованных поездах "Восточный Ветер" и "Россия-экспресс" производится по упрощенной форме: вместо документа контроля доставки полной формы используется декаде краткой формы. Это позволило сократить время на обработки организованных поездов на Московском узле почти на 2 часа. В целях упрощения дальнейшей процедуры таможенного оформления грузов, следующих в организованных поездах утверждено положение о совместной поддержке транзитных железнодорожных перевозок организованными поездами. Указанное положение будет внедрено до 2000 года. В соответствии с положением, в качестве документа контроля доставки будут использованы дополнительные экземпляры дорожной ведомости. На наш взгляд, это позволит сократить дополнительное время обработки поездов в Брестском узле.
Следует отметить также, что положение о совместной поддержке транзитных международных перевозок организованными поездами будет распространяться на все организованные поезда без исключения, проходящие через территорию республики Беларусь. Обеспечение транспортировки транзитных потоков грузов путем организации следования специализированных поездов имеет хорошую практику на дороге. Для удовлетворения потребности грузовладельцев по сокращению сроков транспортировки, сохранности грузов совместно с железнодорожными дорогами России, Польши и Германии организовать курсирование специальных контейнерных поездов "Восточный Ветер" и "Россия-экспресс". На дороге имеется также опыт перевозки рефрижераторных контейнерных поездов по маршруту Роттердам-Брест-Москва по согласованному графику. В настоящее время такой поезд курсирует по маршруту Роттердам-Брест-Санкт-Петербург.
Следует отметить, что примером плодотворного сотрудничества железных дорог, грузовладельцев, транспортно-экспедиторских компаний явился пропуск демонстрационного ускоренного поезда в направлении Находка-Москва-Брест, который за 8 суток 21 час со средней скоростью 1150 километров в сутки, который показал возможности железных дорог по обеспечению доставки грузов с Тихоокеанского побережья в Европу. Установленные сроки значительно сокращают время на доставку грузов по сравнению с морским транспортом. Проведенные дорогой организационно-технические мероприятия, обеспечение беспрепятственного приема и перевозку ускоренную переработку составов в Брестском узле с передачей на ПКП позволили на белорусском участке маршрута осуществить транспортировку в минимальные сроки.
Глава 3. Преимущества и перспективы развития международных грузовых перевозок в Республике Беларусь.
Выгодное геополитическое расположение Республики Беларусь предопределило роль ее железной дороги как транспортного перекрестка на пути из стран Западной и Центральной Европы в Россию и государства Азии (направление Восток-Запад), из Скандинавских стран на Украину, Молдову, Балканы, Турцию и страны Ближнего Востока (направление Север-Юг). Через республику пролегают два общеевропейских транспортных коридора: Берлин – Брест – Минск – Москва – Нижний Новгород (2-й Критский) и два ответвления 9-го Критского коридора: один – Калининград/Клайпеда – Вильнюс – Минск – Гомель – Киев (Одесса) – Кишинев – Бухарест – Александруполис (Греция), другой – Хельсинки – С.-Петербург – Витебск – Гомель – Киев (Одесса) – Бухарест.
В зоне международных транспортных коридоров, проходящих по территории Республики Беларуси, технические параметры железнодорожной магистрали должны устанавливаться с учетом европейских требований. Поэтому дальнейшее развитие железной дороги направлено на модернизацию инфраструктуры с целью повышения скоростей движения поездов и улучшения качества предоставляемых дорогой услуг. Для обеспечения всего комплекса транспортных услуг Белорусская железная дорога в целом имеет в настоящее время достаточную пропускную способность и высокое технологическое оснащение, которое, в основном, соответствует международным стандартам.
Белорусская железная дорога, находясь на стыке железных дорог разной ширины колеи, располагает достаточно развитой инфраструктурой на пограничных переходах польско-белорусской границы, способной переработать всю номенклатуру перевозимых грузов, включая перелив сжиженных газов на станциях Мотыкалы и Свислочь, перегруз угля на станции Берестовица. Перегрузочные мощности Белорусской железной дороги в настоящее время имеют достаточные резервы для увеличения объемов перевозок на 60-70 процентов.
На дороге активно ведется работа по совершенствованию услуг, оказываемых грузовладельцам, с целью обеспечения доставки грузов по принципу «от двери-до двери». Уже сегодня на большинстве терминалов доставка грузов осуществляется автотранспортом предприятий железной дороги по принципу «железнодорожная станция – склад получателя» и обратно. На крупнейших терминалах дороги – Брест, Барановичи, Колядичи, Степянка – действует система полного комплексного обслуживания клиентов, обеспечивающая не только все железнодорожные операции по отправлению или выдаче груза, доставку его автотранспортом предприятий железной дороги, но и выполнение всего процесса таможенного оформления грузов.
На железнодорожных станциях создается сеть таможенных складов для хранения грузов в крытых складах и контейнерах, подсортировки и последующего их сбыта на основе дилерских заявок. Такие склады созданы в Минском узле – станциях Колядичи и Степянка, в Брестском узле – на станции Брест-Северный и работают в направлении стран Западной Европы, Прибалтийского региона и стран СНГ.
По договорам с грузовладельцами оформляются перевозочные документы, оказываются таможенные услуги, производятся погрузочно-разгрузочные работы, складские операции, в том числе по хранению грузов. Складские помещения в Бресте (крытые склады и открытые площадки) позволяют разместить в таможенном режиме склада временного хранения около 100 тысяч тонн различных грузов.
Дорога располагает большим парком контейнеров для максимального удовлетворения потребностей грузоотправителей республики, а также иностранных фирм для осуществления перевозок грузов из стран Европы транзитом по Беларуси в страны СНГ и Азиатского региона.
Для ускорения обработки организованных специализированных поездов, уменьшения простоев вагонов под таможенным оформлением, совершенствования технологии декларирования грузов в Брестском железнодорожном узле внедрена система приема предварительной информации от экспедиторов и от сдающей железнодорожной станции Польских государственных железных дорог, а также организован перевод передаточных и сопроводительных документов с помощью средств вычислительной техники. Электронные копии документов на перевозимые грузы готовятся в Малашевиче (ПКП) и передаются в Брест задолго до прибытия поезда. Это позволяет сократить вдвое время на оформление документов, кроме того, такая технология создает возможность экспедиторам заранее получить информацию от железной дороги о возможных причинах задержки конкретных контейнеров и вагонов с грузом на границе, связанных с неправильным оформлением перевозочных и сопроводительных документов или отсутствием необходимых приложений к ним.
Белорусской железной дорогой совместно с Государственным таможенным комитетом предпринимаются дальнейшие меры по совершенствованию процедур таможенного оформления грузов. Так, в целях уменьшения времени на таможенное оформление грузов, перевозимых организованными поездами, утверждено и внедряется Положение о совместной поддержке транзитных железнодорожных перевозок товаров организованными поездами, предусматривающее упрощение процедуры таможенного оформления грузов, использование в качестве ДКД дополнительного экземпляра железнодорожной накладной. В этом случае осуществление контрольных функций будет производиться с использованием ЭВМ.
В результате проведенных совместно с таможней мероприятий значительно сократились сроки таможенного досмотра контейнеров, уменьшились случаи задержек контейнеров таможенными органами для досмотра.
Белорусской железной дорогой созданы необходимые условия для обеспечения сохранности перевозимых грузов. Применение запорно-пломбировочных устройств, охрана в пути следования и в парках станций в случаях накопления вагонов для формирования поездов или ожидания подачи под выгрузку позволили практически избежать несохранных перевозок.
В настоящее время на дороге создана информационная система, позволяющая предоставлять необходимые сведения о месте нахождения грузов в пути следования. В 1998 году заключено Соглашение об информационном обеспечении перевозок с Немецкими, Польскими и Российскими железными дорогами. Это позволит предоставлять грузовладельцам оперативные сведения о месте нахождения их контейнеров и вагонов.
Как правило, перегрузка грузов, следующих из стран Западной Европы в Россию, страны Азии и обратно, осуществляется на пограничных перегрузочных станциях принимающей железной дороги. Основные перегрузочные мощности Белорусской железной дороги расположены на станции Брест-Северный. Здесь имеются механизмы грузоподъемностью 160; 50; 32; 20; 12,5; 10 и 6 тонн для перегруза различных грузов из вагонов западноевропейской колеи 1435 мм в вагоны колеи 1520 мм и обратно.
Современный комплекс по переработке и хранению рефрижераторных контейнеров обеспечивает поддержание температурного режима путем подключения к внешнему источнику электрического тока. Здесь установлены два электрокозловых крана МККС-42К со спредерами с нижними захватами, что позволяет перегружать косомобили (контейнеры с тентовым верхом), автоприцепы, рефрижераторные контейнеры.
Контейнерная площадка по переработке большегрузных контейнеров оснащена электрокозловыми кранами грузоподъемностью 32 и 50 тонн, что позволяет перегружать 20-и 40-футовые контейнеры.
Общая длина площадки для переработки большегрузных и рефрижераторных контейнеров составляет 1090 метров. Имеется путь подачи вагонов колеи 1435 и 1520 мм. Длина контейнерной площадки и средства механизации позволяют одновременно перегружать два поезда узкой колеи. При этом предусмотрена возможность приема и выдачи контейнеров с автотранспорта.
Контейнеры с Востока могут следовать до Бреста по железной дороге в адрес экспедиторских фирм, а далее перегружаться на автотранспорт для следования в страны Западной Европы. Имеется возможность приема по Бресту контейнеров, следующих из стран Западной Европы на Восток, от автомобильного транспорта и дальнейшая их перевозка по железной дороге.
Площадка по перегрузке грузов из открытого подвижного состава (полувагоны, платформы) колеи 1435 мм в вагоны колеи 1520 мм и по обратному варианту оснащена электрокозловыми кранами грузоподъемностью 10, 30 и 50 тонн. Ее длина 500 метров. Имеющимися механизмами перегружаются сельскохозяйственные машины, оборудование, трубы, автомашины, железобетонные изделия, лесоматериалы, металлопрокат, грузы в ящичной упаковке и в пакетированном виде.
На площадке длиной 100 метров производится перегруз тяжеловесных грузов весом до 160 тонн разнообразной формы.
В крытом складе ангарного типа производится перегрузка, сортировка ценных грузов из крытых вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи и по обратному варианту. Здесь также возможно хранение грузов. Обеспечен одновременный фронт подачи 12 вагонов колеи 1520 мм и 12 вагонов колеи 1435 мм. Погрузочно-разгрузочные работы выполняются с помощью современных высокопроизводительных дизельных погрузчиков. Имеется возможность выгрузки грузов из автомашины в склад с последующей погрузкой в вагоны как колеи 1520 мм, так и колеи 1435 мм, а также по обратному варианту.
Крытая рампа длиной 360 метров позволяет перегружать дизельными погрузчиками тарно-штучные грузы по прямому варианту «вагон-вагон» из крытых вагонов колеи 1435 мм в вагоны колеи 1520 мм и обратно.
Ангарный склад для перегрузки скоропортящихся грузов из рефрижераторных секций, а также из рефрижераторных автономных вагонов оборудован врезными весами. Перегрузка может производиться здесь с перевеской. Полезная длина склада 350 метров. Сыпучие и навалочные грузы перегружаются стреловыми кранами на железнодорожном ходу на площадке, имеющей длину 350 метров.
Перегрузочные пути по перегрузке зерновых грузов из вагонов колеи 1435 мм в вагоны колеи 1520 мм оснащены перегружателями «Нория».
Белорусская железная дорога совместно с фирмой «Брествнештранс», имеющей перегрузочный грузовой терминал, расположенный в 5 км от белорусско-польской границы, предлагает организацию комбинированных перевозок грузов назначением в страны Западной Европы в смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении с доставкой груза до двери получателя автомобильным транспортом.
В процессе перегруза количество и качество товара круглосуточно контролируют эксперты Торгово-промышленной палаты Республики Беларусь.
По желанию грузовладельца возможно хранение груза в режиме «Склада временного хранения» и «Таможенного склада» с дальнейшей доставкой грузополучателю по расписанию и в необходимых количествах.
Перегруз осуществляется на открытых площадках и в крытых складах с поддержанием при необходимости температурного режима для скоропортящихся грузов от 0° С и выше.
Белорусской железной дорогой большое внимание уделяется привлечению грузопотоков из Азии (Казахстана, Японии, Южной Кореи, Китая). Совместно с Казахстанскими, Российскими железными дорогами проводятся исследования грузопотоков из этих стран в Западную Европу. Основные перевозки грузов в данном направлении осуществляются морским транспортом. С целью переключения грузоперевозок на железнодорожный транспорт дорога участвует в организации перевозок контейнерным поездом из Китая в Западную Европу через погранпереходы Дружба-Алашанькоу и Брест-Тересполь. Согласованы расписание движения поезда, условия перевозок грузов, прорабатываются сквозные конкурентоспособные ставки. Ускорение сроков доставки позволит железнодорожникам конкурировать с морским транспортом.
Белорусская железная дорога, являясь одним из звеньев транспортного конвейера, принимает всевозможные меры по беспрепятственному перемещению грузопотоков, следующих между странами Европы и Азии, созданию условий развития транзитных перевозок грузов, удовлетворению интересов грузовладельцев, транспортно-экспедиционных компаний по поставкам товаров.
Если коротко подвести итог всему вышесказанному, то можно констатировать, что Белорусская железная дорога при перевозках грузов по ее территории обеспечивает:
Предоставление информации о состоянии и дислокации перевозимых вагонов и контейнеров практически в режиме реального времени, в том числе и через сеть Интернет;
Сохранность перевозимых грузов и возможно короткие сроки продвижения по достаточно низким и стабильным ценам;
Сеть таможенных складов для хранения грузов в крытых складах, на открытых площадках, в контейнерах, подсортировки и последующего сбыта на основе дилерских заявок.
Организацию комбинированных перевозок грузов в направлении Запад-Восток-Запад.
Организацию перевозок грузов в контейнерах стран СНГ в Западную Европу с перегрузкой на автотранспорт в Бресте и последующим возвратом контейнеров.
Пропуск организованных поездов без составления таможенных деклараций.
Гибкую и стабильную тарифную политику.
Белорусская железная дорога открыта и готова к сотрудничеству с заинтересованными партнерами на взаимовыгодных условиях и гарантирует высокий уровень транспортного сервиса
Список использованной литературы и нормативных актов:
Устав железных дорог СССР (в редакции постановлений Совмина СССР от 15.07.91 № 362).
Закон СССР «О железнодорожном транспорте» от 15.04.91 г.
Закон РФ «Транспортный Устав железных дорог РФ» от 8.01.98 № 2-ФЗ
Правила перевозки грузов (в редакции указаний МПС РФ от 13.07.97 № В-699У)
Закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25.08.95 № 153-ФЗ
Правила приема грузов к перевозке (утверждены Министерством путей сообщения СССР от 18.09.65 г.)
Правила предъявления и рассмотрения претензий (утверждены Министерством путей сообщения СССР от 21.09.65 г.)
Правила перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции, не в прямом международном сообщении (в редакции МПС от 22.01.91 г.)
Положение «о Юридическом управлении Министерства путей сообщения РФ» от 15.02.94 № ЦЮ-232У
Указания МПС РФ «О перевозке грузов на особых условиях» от 29.04.97 № 91У
Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (вступило в силу 1.10.51 г.)
Гражданский кодекс РФ
Бюллетень транспортной информации (подшивка за 1995-1998 гг.)
Международная конвенция по перевозке грузов по железным дорогам (МГК) 1890 г.
Соглашение о международных железнодорожных перевозках (COTIF) 1980 г.