Реферат по предмету "Экономика"


Опыт функционирования кредитно-денежной кооперации

содержание Введение 1. Понятие, сущность и виды кооперативной собственности 2. Кооперативное движение в современной России, его перспективы Заключение
Список использованной литературы Введение В комплексе научных и социально-значимых проблем, стоящих перед сегодняшней Россией, нет задачи более актуальной, чем поиски конкретных путей ее возрождения — правовой, государственной, экономи­ческой и духовной стабильности страны. С этой точки зрения особый интерес представляет правовое регулирование такого культурно-экономического наследия, каким была в России кооперация — явление, по-своему уникальное в мировом и оте­чественном опыте хозяйствования. Внимательное изучение правовой основы кооперативного движения, анализ его достижений и успехов, просчетов и ошибок имеют не только сугубо исследо­вательское, но и огромное практическое значение, потому что русская коопера­ция была в свое время существенной компонентой в процессе обновления стра­ны: являла собой феномен народной жизни, органично сочетавший элементы традиций (артельность, коллективизм, взаимовыручку) и новаторства (рынок, широкий масштаб товарно-денежных отношений, членство в товариществах и другие). Для обозначения кооператива нередко применяются синонима этого слова. Российские кооперативы, например, называются обществами (райпо - районное потребительское общество), товариществами (садоводческое товарищество), хозяйствами (коопхоз - кооперативное хозяйство, колхоз - коллективное хозяйство), артелями (рыболовецкая артель). Нередко кооператив так и именуется кооперативом (жилищный кооператив, транспортный кооператив). Все они представляют собой первичные общества, созданные людьми, являющимися участниками кооперативного движения. Все социальные движения (профсоюзное, молодежные, спортивные и др.) суть общественная деятельность, преследующая определенные цели. И кооперативное движениеесть целенаправленная деятельность - организационная, правовая, хозяйственная, просветительская, образовательная. Конкретным ее содержанием являются пропаганда идей кооперации, фактическое объединение людей, взаимопомощь, установление ими солидарной ответственности, распространение знаний среди населения, повышение ее культуры, законодательная инициатива граждан, материальное содействие своему кооперативу, участие в управлении его делами т.д. Создание кооперативов, развитие кооперации - вот непосредственная цель и прямой резуль­тат кооперативного движения. К смыслу кооперативного движения близко словосочетание «кооперативное развитие». Сам же термин "кооперативное движение" дает понятие о лю­дях, сотрудничающих для достижения определенных социально-экономических целей и использующих для этого кооперативные начала. По выражению известного философа, «начало продолжает лежать в основании всего последующего и не исчезает из него». В целом современную историографическую ситуацию отличает широкий комплексный подход к изучению прошлого кооперации, позволяющий рас­сматривать ее как сложное и многомерное явление, заслуживающее внимания и координации усилий ученых разных специальностей. Наиболее оправданной и перспективной на предстоящий период может рассматриваться следующая двуединая стратегическая цель функционирования системы кооперативного образования: с одной стороны, содействие постоянному развитию человека, связавшего свою трудовую деятельность с потребительской кооперацией, его перманентной подготовке к изменяющимся условиям жизни и труда, с другой стороны, расширенное воспроизводство трудового потенциала потребительской кооперации, неуклонное повышение его качества, обеспечение деятельности кооперативных предприятий, учреждений и организаций высокообразованными, профессионально квалифицированными кадрами специалистов. 1. Понятие, сущность и виды кооперативной собственности Возникновение кооперативов обычно связывают с развитием капиталистических отношений в обществе и образованием системы капиталистической экономики, но не раскрывают глубинных причин их появления. Выполненный обзор хозяйственной деятельности крестьянских общин, монастырей, феодальных владений, объединений ремесленников, офицерских артелей и т.п., показывает, что, вне зависимости от правовой формы их организации, все они в той или иной мере представляют собой объединения людей с целью удовлетворения своих экономических и социальных потребностей. Более того, некоторые потребительские хозяйства (например, Большая артель) по своим ценностям и принципам, целям и способам их достижения представляют собой кооперативы в большей степени, чем многие кооперативы, существующие в настоящее время (и не только в современной Российской Федерации) [3, с. 54]. Невозможность удовлетворения своих (в первую очередь экономических и социальных) потребностей в условиях исторически сложившегося капиталистического общества вынудило обратится к проверенному веками способу выживания: созданию потребительских обществ - кооперативов, противостоящих предпринимательским хозяйствам. Новый всплеск выделения потребительских хозяйств из господствующей капиталистической экономической системы происходил на качественно ином уровне, который определил отличия кооперативов от ранее существовавших самостоятельных потребительских хозяйств: социальной базой кооперативов является подавляющая часть общества а не отдельные группы людей; изменяются приоритеты целей и методов их достижения. На первое место выходят экономические и социальные мотивации, оттесняя мотивации религиозные, сословные и корпоративные; усиливаются демократические начала, как результат демократизации всего общества и изменения приоритетов целей; усовершенствование методов хозяйствования в кооперативах происходит путем слияния в качественно новые формы проверенных веками методов ведения потребительских хозяйств и новых, предпринимательских методов. Кооператив имеет двоякую природу (рис.1.): по своим целям - это потребительское хозяйство; по методам достижения целей - это предпринимательское хозяйство; по способам распределения прибыли - это потребительское хозяйство [3, с. 57-58].

потребительский кооператив

Использование прибыли для удовлетворения потребностей своих членов
Рис. 1. Социально-экономическая модель кооператива С правовой точки зрения выделение кооперативов из других видов хозяйственных объединений (как предпринимательских, так и потребительских) обосновано следующим: существовавшая до распространения предпринимательских хозяйств система хозяйствования в той или иной степени носила потребительский характер. Выделяющиеся из нее отдельные хозяйства укладывались в существующую систему как ее составные элементы, основанные на религиозных, сословных или корпоративных принципах, придерживались принятых в системе методов хозяйствования и, в конечном итоге, сливались с системой [6, с. 24-25].
Кооперативы, выделившиеся из предпринимательской системы хозяйствования, принципиально отличались от нее целями хозяйствования и поэтому остаются обособленными. Возникновение различных видов предпринимательских хозяйств, зачастую основанных на кооперации, потребовало введения нового термина - "кооператив", который выделяет этот вид объединения людей из хозяйств предпринимательского направления и подчеркивает присущий только кооперативу первоначальный смысл хозяйственного сотрудничества: сотрудничество с целью удовлетворения жизненных потребностей, но, в отличие от докапиталистических потребительских хозяйств, на предпринимательских основах. Так, уже к 1911 г. совокупный оборот кооперативов европейских стран превышал 500 млрд. рублей в год, из них более половины (336 млрд. руб.) приходилось на страну родоначальников кооперации – Великобританию [6, с. 26]. В современных развитых странах наблюдается устойчивая тенденция к динамичному изменению правовых форм как предпринимательских хозяйств, так и кооперативов: кооперативы преобразуются в акционерные общества или частные предприятия и наоборот. Это объясняется динамикой изменения приоритетов целей владельцев этих предприятий и стабильностью целей государства и населения: члены успешно действующих кооперативов хотят иметь возможность получать не ограниченную уставными документами кооперативов прибыль и преобразуют их в другие правовые формы хозяйств, не имеющие этих ограничений; государство старается снизить безработицу и социальную напряженность общества и повысить жизненный уровень населения путем финансовой и иной поддержки кооперативов, в том числе и образующихся из обанкротившихся предприятий другой правовой формы [4, с. 40-41]. В большинстве стран кооперативы придерживаются федеративного типа организации, при которой полностью независимые первичные кооперативы с индивидуальным членством сотрудничают на различных уровнях, создавая кооперативные объединения. В настоящее время повышается роль кооперативных объединений национального уровня, цель которых - защита интересов входящих в них кооперативов, что объясняется следующим: возрастает конкуренция со стороны крупных объединений предприятий других правовых форм; современные технологии дороги и не могут быть использованы мелкими кооперативами; изменяются условиям хозяйствования, вынуждающие кооперативы осуществлять координацию и планирование хозяйственной деятельности, обмен информацией, повышать уровень квалификации рабочей силы; появляется возможность осуществлять кооперирование в кредитно-финансовой сфере путем создания кооперативных банков для коллективного самофинансирования. Таким образом, хозяйства сами выбирают правовую форму своей деятельности по критерию рациональности [4, с. 42-43]. Можно выделить три основные разновидности этих форм: "чистые кооперативы" - это кооперативы, в которых установлено равенство прав пайщиков как в управлении, так и в распределении прибыли; "кооперативы акционерного типа" - это кооперативы, в которых преобладают элементы акционерного общества. Прибыль распределяется в виде дивидендов пропорционально величине пая при равенстве прав в управлении и обычно ограничена верхним пределом. Наиболее характерные примеры США и Бельгия. Но такие кооперативы редко пользуются преимуществами по сравнению с другими видами предприятий. Это объясняется тем, что кооперативы мало чем отличаются от частных компаний; кооперативы, занимающие промежуточное положение между "чистыми кооперативами" и "кооперативами акционерного типа" [2, с. 63-64]. На ранних этапах развития кооперативного движения преобладали "чистые кооперативы", соответствующим образом организовывались и предприятия. Для принятия серьезных решений требовалось согласие всех пайщиков, которое принималось на общем собрании. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция перехода к акционерной форме организации производства, что обеспечивает компетентность руководства и позволяет современными методами решать проблемы накопления и мобилизации финансовых ресурсов, модернизировать предприятия и менять их структуру в соответствии с быстроизменяющимися требованиями рынка в обстановке острой конкурентной борьбы. Но акции таких предприятий на рынок ценных бумаг не поступают. В случае слияния кооперативных предприятий с предприятиями другой правовой формы, как правило, создаются акционерные общества с ограниченной ответственностью или общества на паевой основе. Механизм изменения правовых форм и форм собственности аналогичен российскому и заключается в постепенном переходе руководства кооперативами в руки директоров и высокооплачиваемых служащих [2, с. 68]. Подавляющее большинство кооперативных предприятий используют наемный труд и управляются наемными менеджерами под общим руководством и контролем кооперативной организации. Современное экономическое состояние зарубежной потребительской кооперации обусловлено общими с Россией факторами: углублением инфляции, снижением темпов роста производительности труда, ростом издержек обращения. Общепринятым в мировой практике выходом из создавшейся экономической ситуации является концентрация экономических возможностей путем укрупнения кооперативов, причем интеграция приводит к сокращению абсолютного числа кооперативных организаций. В некоторых странах, например, Англии, этот процесс сопровождается снижением числа пайщиков. Внутренние проблемы современных кооперативов вытекают из противоречивости целей: защитой интересов пайщиков и необходимостью соблюдать законы рыночной экономики. Общие для всех кооперативов проблемы образования капитала и распределения результатов работы с ним: заинтересованность пайщиков в распределении прибыли препятствует созданию фондов развития кооператива и резервных фондов; возможности привлечения собственного капитала кооперативом гораздо меньшие, чем у акционерных обществ. Размер собственного капитала колеблется в зависимости от числа членов. Так как каждый член имеет только один голос, то приобретение нескольких кооперативных паев не привлекательно. Если из кооператива выбывают его члены и получают свой пай обратно, то собственный капитал кооператива, а вместе с ним и кредитная основа уменьшаются; привлечение кооперативом заемного капитала негосударственных банков затруднено, так как зависит от его кредитоспособности, которая не стабильна. Поэтому кооперативы (особенно мелкие) на рынке капитала не всегда пользуются доверием, что определяет высокую кредитную ставку; государство оказывает финансовую поддержку кооперативам в рамках определенных программ путем льготных кредитов и налогообложения, но в некоторых странах большинство кооперативов в эти программы не входит [10, с. 5-6].
В отличие от России, профессиональный уровень управленческого состава в подавляющем большинстве кооперативов невысок, что объясняется низкой (в сравнении с другими формами предприятий) заработной платой; применяемый в кооперативах принцип демократического управления не везде обеспечивает требуемую дисциплину производства; определение финансовой и производственной политики кооператива волеизъявлением общего собрания пайщиков не всегда эффективно из-за некомпетентности большинства пайщиков; кооперативы неохотно идут на риск, что снижает их эффективность.
Преимущества кооперативов определяются их целями: удовлетворение экономических потребностей пайщиков; совпадение социальных целей государства и кооперативов; снижение социальной напряженности в обществе, вызываемой деятельностью предпринимательских хозяйств. В России эти преимущества реализуются частично из-за отсутствия полноценной социальной базы потребительской кооперации [7, с. 93-94]. В подавляющем большинстве стран государство регулирует деятельность кооперативов исключительно правовыми и экономическими методами. Так как кооперативы в своем большинстве имеют цели, сходные с целями государства, то в большинстве стран государство заинтересовано в развитии кооперативов и оказывает им финансовую и иную поддержку. В образовании и распределении капитала кооперативов государство предпринимает следующие действия: частично финансирует кооперативы, образованные на базе разорившихся частных фирм; устанавливает льготное налогообложение, особенно для "чистых" кооперативов; осуществляет кредитование кооперативов, создает государственные фонды финансирования кооперации; реализует систему государственных заказов, прибыль от выполнения которых не облагается налогом [7, с. 97]. Государство оказывает кооперативам помощь в подготовке управляющего персонала кооперативов и повышении квалификации его работников. 2. Кооперативное движение в современной России, его перспективы В настоящее время перед потребительской кооперацией стоит задача сохранить созданную систему, не разориться, создать основы будущего существования и добиться эффективности хозяйствования. Изменяющаяся экономическая ситуация в стране и республике обусловила реформирование потребительской кооперации. Процесс реформирования представляет сложный и многогранный комплекс мероприятий. Как составную часть реформирования кооперативных организаций можно рассматривать коммерциализацию их деятельности. Условия хозяйствования потребительской кооперации определяют преимущественно экономическую направленность процесса коммерциализации в данной системе. Здесь не возникает проблемы смены собственности, а задача состоит в переводе предприятий на рыночные методы хозяйствования. Либеральные реформы 1990-х тяжело отразились на российской кооперации, да и на всем сельском хозяйстве России. В 1991-1998 годах постоянно снижался объем работ практически во всем агропромышленном комплексе. Но если спад в сельском хозяйстве страны по сравнению с дореформенным уровнем составил 55 - 60% объема производства, то в потребительской кооперации он достиг (за исключением товарооборота) почти 90% [9, с. 18-19]. Однако с августа 1998 года в силу разных причин (в том числе из-за девальвации национальной валюты) падение прекратилось и начался заметный подъем. Сегодня темпы экономического роста потребительской кооперации слегка опережают средние темпы роста национальной экономики. Только за 2000 год товарооборот сельскохозяйственной кооперации (в сопоставимых ценах) вырос на 6,7%, у нее появились оборотные средства, существенно пополнились инвестиционные источники - количество кооперативов стало расти. Если кооперация прежней России своей мощью подталкивала социальное развитие страны, создавая тем самым благодатную почву и для собственного расцвета, то сегодня все выглядит иначе. Кооператорам отведена роль наблюдателей, которые то и дело натыкаются на жесткие экономические ограничители. Это можно наглядно продемонстрировать на примере состояния и перспектив развития кредитной потребительской кооперации в Хабаровском крае [8, с. 40-43]. В Хабаровском крае первый кредитный потребительский кооператив возник в 1995 г. Центром зарождения стал г.Комсомольск-на-Амуре. Развитие кредитной кооперации происходит в основном под эгидой Межрегиональной Ассоциации Кредитных Союзов Дальнего Востока и Забайкалья. Кредитная потребительская кооперация является неотъемлемой частью народно-хозяйственного комплекса Хабаровского края. В настоящее время на территории края функционируют 19 кредитных потребительских кооперативов. Из них 7 являются членами МАКС ДВиЗ. Процесс создания кредитных потребительских кооперативов продолжается. География размещения кредитных потребительских кооперативов представлена следующим образом: г.Хабаровск – 15, г.Комсомольск-на-Амуре – 3, г.Амурск – 1 [5, с. 1]. Наиболее успешными действующими кредитными потребительскими кооперативами являются: Кредитный Потребительский Союз «Первый Дальневосточный» (г.Комсомольск-на-Амуре), Кредитный Потребительский Кооператив граждан «Взаимопомощь» (г.Хабаровск), Потребительское Общество «Кредитный Союз «Сервис-Кредит»» (г.Хабаровск), Кредитный Потребительский Кооператив граждан взаимопомощи города Амурска. Кредитными Потребительскими кооперативами за период с 1995 г. по 2003 г. было выдано 2188 займов для развития малого бизнеса на общую сумму 82 млн. 119 тыс. руб., средний размер выданных займов составил 30 тыс. руб. Займы выдавались также на потребительские, социальные нужды на общую сумму 102 млн. руб. Социально-экономическое значение развития кредитной потребительской кооперации огромно. 1. Кредитная потребительская кооперация способствует формированию дополнительного, и как показывает мировой опыт, достаточно мощного источника инвестиций в экономику. 2. Кредитная потребительская кооперация ведет к решению, или, по крайней мере, к ослаблению острых социальных проблем, связанных с поддержкой малоимущих слоев населения, удовлетворению первоочередных нужд граждан в жилье, продовольствии, приобретении других товаров первой необходимости. 3. Кредитная потребительская кооперация способствует созданию новых рабочих мест [5, с. 1-2]. Влияние кредитной потребительской кооперации на социально-экономическое положение края усилится при условии, что поддержка кредитного кооперативного движения Правительством края будет осуществляться в числе приоритетных мер экономического развития региона. Таблица1 Денежные расходы населения Хабаровского края за 2003 год №№ Расходы Сумма в млн. руб. за 2003 год В % к расходам 1 2 3 Денежные расходы ВСЕГО: 34 973,5 100 I Покупка товаров и оплата услуг 26 611,6 76,09 II Обязательные платежи и разнообразные взносы 2 754,2 7,88 III Сбережения во вкладах и ценных бумагах 951,0 2,72 IV Расходы на приобретение иностранной валюты 3 786,7 10,83 V Другие расходы 870,0 2,49 VI Прирост денег на руках у населения 1061,70 3,04 Баланс 36 035,2 Как видно из представленной таблицы, средства населения в сбережениях даже при небольшой их доле в использовании денежных доходов могут быть использованы кредитными кооперативами в сумме потенциала сбережений в краткосрочной перспективе при условии повышения доверия населения к кредитной кооперации и в сумме сбережений и покупки иностранной валюты в долгосрочном плане при макроэкономической стабильности [5, с. 2].
Потребности населения в кредитных ресурсах на срок свыше одного года остаются неудовлетворенными. Банк России считает, что новым перспективным элементом фондового рынка может стать возникающий рынок ценных бумаг, обеспеченных ипотекой. Программы ипотечного кредитования и потребительских кредитов для населения рассматриваются как способ активизации совокупного спроса, создания дополнительных импульсов экономического роста. В условиях повышения доходов населения, в том числе продекларированных доходов, может возрасти спрос на ипотечные и потребительские кредиты[1] [5, с. 2]. В сфере материального производства промышленные предприятия составляют 44,8% от общего числа зарегистрированных предприятий и организаций и 76,3% по произведенной продукции (работ, услуг). По состоянию на 1 января 2003 года в крупнотоварном секторе сельского хозяйства занимались сельскохозяйственным производством 74 организации, около 70% которых основано на частной собственности на средства производства с сохранением коллективного их использования, на общей совместной долевой собственности на землю. К началу 2003 года в области функционировало 860 крестьянских (фермерских) хозяйств. Общее число зарегистрированных на 1 января 2003 года потребительских кооперативов (не кредитных) составило в Хабаровском крае 1826, что составляет 102,9% к 2002 году. Официальная статистика по кредитным потребительски кооперативам отсутствует [5, с. 2]. Таким образом, Хабаровский край имеет достаточный потенциал развития кредитных потребительских кооперативов, как на базе промышленных предприятий, так и на базе объединений фермерских хозяйств. Имеются возможности по специализации действующих потребительских кооперативах на удовлетворении потребностей своих пайщиков в сбережениях и кредитах. По данным Главного Управления Центрального Банка России по Хабаровскому краю, доля банковских сбережений в общем объеме сбережений граждан не превышает 20-30%[2], что говорит о значительных возможностях существенного увеличения пассивной базы за счет привлечения сбережений населения [5, с. 2]. Фактически конкуренция между банками за средства вкладчиков сегодня идет только на рынке краткосрочных сбережений населения и не затрагивает средств накопления. Политическая и экономическая нестабильность последнего десятилетия, недоверие граждан к российской валюте, многочисленные факты банкротства крупных финансовых компаний и банков сдерживают вовлечение средств населения в хозяйственный оборот. По мере стабилизации экономической и политической ситуации в стране возможности привлечения данных средств будут возрастать. Кроме того, в настоящий момент банковская сеть не охватывает все сельские районы. Банки, работавшие ранее на селе, закрыли свои представительства во многих районах края. Конкурентные преимущества на данном рынке будут иметь кредитные учреждения, способные гарантировать клиентам сохранность вкладов, обеспечить предоставление полного спектра качественных услуг по сбережению и кредитованию, упрощенный доступ к кредитным ресурсам. Такими учреждениями и являются кредитные потребительские кооперативы [5, с. 3]. В то же время кредитные потребительские кооперативы продолжают сталкиваться с определенными трудностями. Сохраняются административные барьеры при создании и функционировании кредитных потребительских кооперативов, отсутствует система защиты интересов пайщиков кредитных потребительских кооперативов. В условиях дефицита бюджетных средств недостаточно задействованы механизмы внебюджетного финансирования кредитной потребительской кооперации с преимущественным использованием средств населения, ресурсов коммерческих банков, гарантийных фондов и страховых компаний, других финансовых организаций. При этом кредитные потребительские кооперативы не имеют доступа к федеральным и местным программам наравне с банками. Ввиду вышесказанного, развитие кредитного кооперативного движения нуждается в серьезной поддержке Правительства Хабаровского края. Необходима программа, которая объединит усилия всех заинтересованных сторон, сконцентрирует ресурсы на основных направлениях развития кредитной кооперации, а также наметит меры по контролю этого процесса [5, с. 3]. В Хабаровском крае наиболее перспективными представляются следующие направления развития некоммерческих организаций, создаваемых с целью взаимной финансово-экономической поддержки: в сфере строительства жилья, в сфере производства и переработки сельхозпродукции, в сфере удовлетворения потребительских нужд граждан. Именно на этих направлениях должны быть сконцентрированы основные цели и задачи программы развития кредитной потребительской кооперации. В настоящее время в каждой области России в среднем действует около 20-25 районных кооперативных организаций, причем большинство их рентабельно по всем видам хозяйственной деятельности. В недавно принятой II части Налогового кодекса сохранены все льготы для тех организаций, которые входят в систему Центросоюза РФ. В качестве льготы, поддержанной новым Налоговым кодексом, потребительские общества имеют право создавать фонд развития, а это хороший источник для формирования инвестиционного пакета. В настоящее время создана Ассоциация кооперативных организаций России, куда вошли кооперативы разного профиля. Центросоюз проводит ежегодные научно-практические конференции, на которых принимаются рекомендации, определяющие перспективы развития кооперации в России. Возможно, в недалеком будущем кооперация сможет стать основой социальной инфраструктуры российского села, и в этом случае наступит новый расцвет этого интересного экономического механизма, существующего в мире 170 лет. заключение Переход к рыночной экономике требует серьезного финансового оздоровления всех звеньев и отраслей кооперативного хозяйства. В наибольшей мере это касается сельских потребительских обществ и основной сферы их деятельности - торговли. Неотъемлемой частью коммерческого расчета в потребительской кооперации является режим экономии, который заключается в рациональном расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Важной проблемой для финансового оздоровления торговой деятельности сельских потребительских обществ является оптимизация объемов и состава издержек обращения. Учитывая, что потребительская кооперация по своей природе, целям и принципам деятельности призвана защищать интересы потребителя и ей непозволительно покрывать свои издержки за счет "кармана" покупателя, необходимо лучше работать, опираясь на научные подходы, эквивалентный обмен и договорные отношения с государством, искать новые нетрадиционные формы и методы хозяйствования, повышать экономическую компетентность кадров, сочетая ее с коммерческой инициативой пайщиков. Руководителям и специалистам организаций и предприятий приходится в действующих условиях практически заново переосмысливать природу кооперативных средств и капиталов, характер собственности потребительской кооперации, формы и условия кредитования. Предстоит научиться по-новому составлять планы хозяйственной деятельности, используя весь научный потенциал и исходя не из прошлого опыта, а из новых задач и новой обстановки как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Все это ставит кооператоров в непривычные условия: не надеяться на готовые управленческие решения и финансовую поддержку "сверху", а самим научиться хорошо и быстро разбираться в экономической обстановке.
В настоящее время, когда потребность в средствах для бесперебойного финансирования хозяйственной деятельности возрастает, когда поставлена задача перевода экономики на интенсивный путь развития и ликвидации всякого рода потерь от бесхозяйственности, поиск более глубоких резервов приобретает первостепенное значение. Это, в свою очередь, повышает значение совершенствования управления системой потребительской кооперации и ее отдельными объектами.
Предприятие ПК может успешно функционировать, если оно готово к конкурентной борьбе за потребителя и способно предложить ему высококачественный конкурентоспособный товар. Чтобы завоевать и сохранить превосходство на рынке, недостаточно просто предложить товар, но и необходимо обладать эффективно функционирующей системой сбыта. Для длительной успешной работы предприятия необходимо разрабатывать собственную стратегию в области управления конкурентоспособностью. При этом следует учесть экономическое состояние рынка района, региона, сегментацию рынка, расчетный уровень цен, ожидаемый уровень конкуренции, перспективные рынки. Существующая система ПК РТ нуждается в дальнейшем реформировании. Без этого вся система ПК не сможет выполнить объективно заложенные в ней функции, в более полной мере включиться в социально ориентированную экономику всей страны и воспроизводиться как эффективная подсистема экономики. Эффективное функционирование ПК является залогом ее динамичного эффективного развития. В основу развития экономики ПК РТ должна быть положена принципиально новая модель, учитывающая особенности психологии пайщиков, традиции, понимание современного общества, вертикальную справедливость, выбор в пользу стратегически перспективного развития ПК. Научно-обоснованный концептуальный подход в целом к ПК и направлениям ее дальнейшего развития позволяет сформировать оптимальную модель системы ПК в РТ и определить рациональный путь ее трансформации в самовоспроизводящуюся систему. список использованных источников 1. Федеральный закон "О потребительской кооперации в Российской Федерации" от 13 июня 1997 г // Российская газета от 17 июля 1997 г. 2. Ажаева В.С.Из истории кооперации России // Кооперация. Место и роль в экон.истории. М., 2003. № 7. С.63-79. 3. Алфгани М.М. Что может кооператив: (о формах кооперативов в потребительской сфере США.) // Советская потребительская кооперация. 2004. № 4. С. 54 - 55. 4. Баньято Т. Кооперативное движение Италии: проблемы, перспективы //Советская потребительская кооперация. 2003. № 9. С. 40 - 43. 5. Буздалов И. Состояние и перспективы развития кредитной потребительской кооперации в Хабаровском крае. Политэкономия. 2003. № 11 (70) от 26 июня. 6. Ермаков В.Ф. Проблемы потребительской кооперации // Экономист. 2004. № 6. С. 24 - 28. 7. Каширин В.В. Собственность потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям // Вестн.Моск.ун-та.Сер.6. 2002. N 2. С.93-112. 8. Назаретян А.И. Универсальный вектор эволюции и перспектива интеллекта. Сборник докладов Международного научного симпозиума "Происхождение разума на Земле". Хабаровск, 2001. С. 40 - 43. 9. Огнев И.А. Уникальная модель потребкооперации осталась в прошлом веке // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2003. № 3-4. С. 8-22. 10. Поветров С. Новые магазины потребительской кооперации // Торговля за рубежом. 2003. № 8. С. 5 - 6. [1] Денежно-кредитная политика Центрального банка на 2002 год. [2] Концепция развития сбербанка России до 2005 года. Москва 2002 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.