Местные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджета
Местные налоги и сборы имеют своей задачей создание стабильных источников доходов местных бюджетов. Местные налоги поступают, как правило, в местные бюджеты полностью (за незначительным исключением). С этой целью в Бюджетном кодексе Российской Федерации предусмотрен ряд местных налогов, отнесенных к категории собственных налоговых доходов. Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 15) к местным относит следующие налоги: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.
Приведем характеристику отдельных местных налогов и их роль в формировании доходов бюджетов в соответствии с законодательством.
Земельный налог
Закон РФ "О плате за землю" был принят 11 октября 1991 г. № 1738-1. Инструкция Государственной налоговой службы РФ утверждена 17 апреля 1995 г. № 39 "По применению Закона РФ "О плате за землю". Земельный кодекс Российской Федерации принят 25 октября 2001 года.
В соответствии с Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах" в 2002 году вводится единый сельскохозяйственный налог. Единый сельскохозяйственный налог заменяет собой ряд старых налогов, по НДС, акцизы, налог на имущество, лицензионные сборы и таможенные пошлины сохраняются.
Плата за землю — это особый вид налога, включающий:
• арендную плату;
• нормативную цену земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, земледельцев и землепользователей.
Земельный налог устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков устанавливается нормативная цена земли.
Плательщиками земельного налога являются организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Объектом обложения земельного налога являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицом и гражданам в собственность, владение или пользование (аренду).
Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны. Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.
Земельный налог различается по землям сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.
Ставки земельного налога и арендной платы установлены Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю". Сейчас они применяются с учетом постановления Правительства РФ "Об индексации ставок земельного налога".
Юридические лица ежегодно до 1 июля представляют в государственные налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых объектов расчеты причитающихся с них платежей налога в текущем году по установленной форме.
Исчисление земельного налога гражданам производится государственными налоговыми инспекциями, которые ежегодно до 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога.
Плательщики уплачивают земельный налог в 2 срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Размер и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором.
Порядок определения нормативной цены земли установлен постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1204 "О порядке определения нормативной цены земли".
Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. № 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
По Закону от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ перечисляют земельный налог на счета, открытые в органах казначейства с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы РФ в размерах:
• в Федеральный бюджет — 30%;
• в бюджеты субъектов Федерации (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) — 20%;
• в бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга — 70%;
• в бюджеты городов и поселков и иных муниципальных образований — 30%.
Налог на имущество физических лиц
Налог на имущество физических лиц установлен Законом РФ от 9 декабря 1991 г. "О налоге на имущество физических лиц".
Плательщиками налога являются физические лица, имеющие в собственности объекты налогообложения — жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства (за исключением автомобилей, мотоциклов и других машин), находящиеся на праве собственности у физического лица.
Ставки налога устанавливаются органами власти субъекта Федерации.
От налога на имущество освобождаются Герои Советского Союза, Герои России, участники Отечественной войны, инвалиды I и II группы, пенсионеры. Налог зачисляется полностью в местный бюджет.
Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, выплачивают физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения. Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные и другие предметы. Налогообложение различается в зависимости от правового основания перехода имущества.
Льготное налогообложение установлено при переходе имущества по наследству. При налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования, закон предусматривает три группы наследников: наследники первой очереди, наследники второй очереди и другие наследники.
Ставки налога установлены в зависимости от принадлежности к той или иной группе наследников, а также в зависимости от стоимости имущества, переходящего по наследству.
Налогоплательщики при уплате налога на имущество, переходящее в порядке дарения, разделены на две группы: дети, родители, другие физические лица.
От налога освобождены — на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения супругу: жилые дома, квартиры в ЖСК, если наследники (одаряемые) проживают в этих домах (квартирах) совместно с дарителями на день открытия наследства или оформления договора дарения.
Освобождены от налога жилые дома, переходящие в порядке наследования инвалидам I и I I групп.
Ставки налога для нежилых помещений для такой же суммарной инвентаризационной стоимости составляют соответственно 0,1, 0,3 и 0,5%.
Установлены также ставки налога на водно-воздушные транспортные средства, находящиеся в собственности физических лиц.
Таким образом, в 2000—2001 гг. заметно повышена устойчивость доходной части федерального бюджета, взаимоотношения государства и предприятий, а также между бюджетами разных уровней по формированию налоговых доходов сейчас устанавливаются на нормативной основе. Нормативный принцип может быть использован в разных формах — посредством взимания платежей за ресурсы или через налогообложение предприятий и организаций. Некоторые недостатки в формировании доходной части бюджетов, характерные для периода рыночных реформ, объясняются ослаблением хозрасчетных начал в деятельности предприятий (организаций) и органов управления.
Была понижена ответственность за выполнение финансовых показателей и обязательств перед бюджетом.
Можно предположить, что механизм формирования доходной части бюджетов деформирован также в связи с заменой налога с оборота налогом на добавленную стоимость.
Налог на НДС стимулирует такие негативные явления, как рост цен и инфляция.