Реферат по предмету "Экономика"


Информационный рынок в России

1991-1993 годы знаменуются рождением информационного рынка в России. Свидетельством тому является: Во-первых, конец монополии государственной телефонной сети, появление ряда совместных с западными фирмами-производителями средств связи предприятий, которые ввели в эксплуатацию международные выделенные цифровые сети и стали предлагать альтернативные Министерству связи услуги по передаче речи, обеспечения факсимильной связи и электронного обмена данными. Изменился и характер деятельности самого министерства связи. Если в доперестроечные времена это была просто большая компания операторов, руководителем которой был член Правительства, и которая отвечала на жалобы, организовывала очереди, и т.п., то теперь Министерство оставило за собой только задачи регулирования развития общества (лицензирование, сертификацию), переведя все подведомственные структуры на хозрасчетные отношения.
Вторым свидетельством рождения информационного рынка является появление множества сетевых структур, предлагающих своим пользователям сходный набор услуг. Между этими информационными предприятиями возникла реальная конкуренция. В наше время переход к рыночным отношениям в экономике и научно-технический прогресс чрезвычайно ускорили темпы внедрения во все сферы социально-экономической жизни российского общества последних достижений в области информатизации. В рыночной экономике независимые, самостоятельные производители товаров и услуг, а также все те, кто обеспечивает непрерывность цикла «наука - техника - производство - сбыт - потребление» не смогут успешно действовать на рынке, не имея информации. Предпринимателю нужна информация о других производителях, о возможных потребителях, о поставщиках сырья, комплектующих и технологии, о ценах, о положении на товарных рынках и рынках капитала, о ситуации в деловой жизни, об общей экономической и политической конъюнктуре не только в собственной стране, но и во всем мире, о долгосрочных тенденциях развития экономики, перспективах развития науки и техники и возможных результатах, о правовых условиях хозяйствования и т. п. В связи с этим целесообразно проанализировать информационный рынок, значительная часть услуг которого относится к сфере деловой информации. В развитых странах значительная часть информационной деятельности в течение последних двух десятилетий вовлечена в рыночные отношения и выступает в качестве одного из важнейших элементов рыночной инфраструктуры по обслуживанию, реализации и развитию рыночных отношений, а также как самостоятельный специализированный сектор рынка, на котором предлагаются особые продукты и услуги. Современный информационный рынок включает четыре взаимодействующих области: 1. рынок электронная информация; 2. рынок электронных сделок; 3. рынок систем сетевых коммуникаций; 4. рынок программного обеспечения; I.Рынок электронной информации включает четыре основных сектора: 1. Сектор деловой информации, охватывающий: -биржевую и финансовую информацию - информацию о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации; - экономическую и статистическую информацию - числовую экономическую, демографическую, социальную, информацию в виде рядов динамики, прогнозных моделей, оценок и т.д.; - коммерческую информацию - информацию по предприятиям, фирмам, их продукции, ценам, руководителях и т.п.; - информацию коммерческих предложений - информацию о купле/продаже по определенным товарным группам; - деловые новости в области экономики и бизнеса; 2. Сектор юридической информации, включающей системы доступа к электронным сборникам указов, постановлений, инструкций и других документов, выпущенных органами государственной и местной власти. 3. Сектор информации для специалистов, охватывающий: -научно-техническую информацию - справочную информацию и данные в области физики, техники, информатики; -профессиональную информацию - специальные данные и информация из области разных наук, медицины, педагогики, астрологии и т.д.; -доступ к первоисточникам - библиографическую и реферативную информацию, а также доступ к полнотекстовым электронным данным. 4. Сектор массовой, потребительской информации включает: -информацию служб новостей и агентств прессы; -потребительскую информацию - местные новости, погоду, программы радио и телепередач, расписание транспорта, справочники по отелям, ресторанам, информация по прокату машин и т.п. II. Рынок электронных сделок (операций) включает системы банковских и межбанковских операций, электронных торгов, системы резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа товаров, услуг и т.п. III. Рынок программного обеспечения включает все виды программной продукции. IV. Рынок систем сетевых коммуникаций включает системы электронной почты, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений, другие системы, объединяющие пользователей ПЭВМ. Стремительное развитие товарных и финансовых рынков в России послужило мощным толчком к интенсивному нарастанию процессов информатизации всех сфер жизни общества. Соответственно растет потребность в разработках автоматизированных систем как научно-технического, так и экономического характера. Количественное накопление подобных разработок сопровождается качественным оформлением и дифференциацией рынка информационно-технической продукции. Наиболее очевидной предпосылкой такого развития процессов информатизации является переход от использования электронно-вычислительных машин морально устаревших серий к персональным компьютерам и сетям. Тем самым информационные и коммуникационные технологии вышли на качественно новый уровень, позволяющий без значительных капитальных затрат решать сложные экономические и прочие задачи не только в государственном масштабе, но и на уровне предприятий, организаций, фирм. Бурное развитие информационных процессов вызвано также изменениями в подходах к оценке роли информации в политической и экономической жизни страны. Наше общество стало открытым, возросли требования к потребляемой им информации, которая должна быть актуальной, достоверной, полной и доступной. В настоящее время информация пронизывает все сферы деятельности субъектов экономики и производства. Третьей причиной бурного развития рынка информационных и коммуникационных технологий является повышение требований к содержанию и формам представления данных. Прежде всего это касается данных экономического характера. Во-первых, в результате законотворческой и регулирующей деятельности государства ожесточились требования к достоверности, своевременности и законности отчетно-статистической информации, вырабатываемой на уровне микроэкономического объекта. Во-вторых, информационное сопровождение производства и бизнеса является необходимым условием полноты и своевременности сбора налогов, что на сегодняшний день все в большей степени становится основным условием развития, процветания и самого существования государства, которое превращается в главного потребителя информации. В-третьих, для современных микроэкономических структур обладание информацией в связи с развитием рыночных процессов еще важнее, поскольку неопределенность в окружающей среде стократно возросла, что само по себе приводит зачастую к срывам в “жизнедеятельности” предприятий, организаций, фирм. Необоснованное принятие решений на любом уровне руководства может обернуться для них непоправимыми отрицательными последствиями.
Наконец, на процессы информатизации оказывают влияние внутренние причины: ускоренное развитие самой информационной отрасли; превращение деятельности по разработке и внедрению программных технологий в один из видов бизнеса, становление, благодаря доступности западных источников техники и программного обеспечения как товара, внутреннего компьютерного рынка.
Таким образом, актуальность вопросов информатизации всех сфер производственно-экономической деятельности не вызывает сомнений. Потребность в разработке и применении эффективных и адекватных реальной действительности компьютерных программ и технологий возрастает. Внесение порядка в хаос и свобода рынка – пока не до конца осознанная необходимость субъектов предпринимательской деятельности. На сегодняшний день компьютеризация, использование новых информационных технологий оказываются незаменимыми, поскольку дают возможность оптимизировать и рационализировать управленческую функцию в экономике и маркетинге за счет применения новых средств сбора, передачи и преобразования информации, увеличения ее аналитических и прогнозных возможностей, что необходимо для оперативного принятия решений. Я думаю, что для более глубокого понимания проблемы компьютеризации и информатизации в России, следует понаблюдать за положением на мировом рынке информационных технологий (IT): Сегодня объем мирового рынка программного обеспечения, по самым скромным подсчетам, составляет $ 120 млрд. долларов. И более $ 30 млрд. из них - это деньги, которые развитые страны отдают развивающимся, чтобы снизить свои корпоративные издержки. Эти 30 с небольшим миллиардов делят между собой примерно пятнадцать стран. На первом месте стоит Индия, на втором - Китай, на третьем - Малайзия и Филиппины, Ирландия от них сильно отстает, а Россия находится где-то в конце первой десятки или в самом начале второй. Для сравнения: весь мировой рынок вооружений составляет $ 30 млрд. Россия на сегодняшний день зарабатывает на нем $ 4 млрд. При этом продажей вооружений у нас занимается половина правительства и даже сам президент заключает военные контракты, хотя потолок этого рынка для России - примерно $ 5 млрд. В свою очередь мы имеем рынок в $ 30 млрд. долларов (как уже выше говорилось, это деньги, которые развитые страны отдают развивающимся, чтобы снизить свои корпоративные издержки), на котором наша доля составляет сегодня всего те $ 2,9 млрд. И хотя страны-конкуренты наверняка будут предпринимать все усилия, чтобы Россия не смогла свободно и в достаточном объеме выйти на мировой рынок информационных технологий, у нас, по мнению участников рынка, именно сейчас есть исключительный шанс. На Ближнем Востоке очередное обострение затяжного конфликта, Пакистан и Индия грозят друг другу ядерными бомбами, в Афганистане "антитеррористическая операция", арабский мир вступил в жесткую конфронтацию с Америкой. Американский госдепартамент выпустил официальный документ, в котором не рекомендовал американцам ездить в Индию. Конечно, Индия не уйдет с рынка, однако прогнозируемого в этом году объема - $ 10 млрд. - вряд ли достигнет. Игрок номер два - Китай. В последнее десятилетие у американцев была по поводу него настоящая эйфория, но в последний год отношения между Китаем и США резко обострились. Китай - будущая мировая супердержава. Это понимают все. Китайцы с огромной скоростью развиваются абсолютно по всем направлениям. И американцы уже сильно зависят от Китая: он поставляет им почти все "товары народного потребления" - девять из десяти подгузников, девять из десяти телевизоров, компьютеры и так далее. Поэтому США боятся пускать Китай на свой рынок высоких технологий. Так что, можно сказать, Китай тоже не сможет резко усилить свои позиции. Теряют свою привлекательность Филиппины, Индонезия и Пакистан, поскольку это мусульманские страны, которые в любой момент могут быть втянуты в конфликт с "антитеррористической коалицией". Ирландия сдала свои позиции на этом рынке еще два года назад, когда вступила в ЕЭС и потеряла колоссальное количество всевозможных льгот, которые и позволяли ей быть крупным игроком, несмотря на достаточно высокий уровень себестоимости продукта. Конечно, на освободившееся место претендуют многие страны Восточной Европы и Латинской Америки, и определенные шансы на успех у них есть. Но у России лучше задел: еще жива легенда о лучших российских программистах, которая сегодня, возможно, уже не соответствует действительности, но играет на нас. Момент просто фантастический, считают бизнесмены. И надо совместными усилиями государства и бизнес сообщества его использовать. Но тут, как раз, и начинаются проблемы. Дело в том, что об активном участии государства в разработке программных продуктов речь сегодня не идет. Так как это требует не только больших капитальных вложений (которых сегодня со стороны государства быть не может), но и серьезных затрат времени, а его-то у нас и нет. Однако государство может и должно в какой-то степени регулировать создающийся в стране инфраструктурный IT-бизнес. Между тем, финансирование всей программы поддержки электронной торговли, которую правительство утвердило на 2001 - 2006 годы, составляет 50 млн. рублей ($ 1, 7 млн.). Естественно, с таким капиталом вступать в инфраструктурный бизнес государство не может. Тем более что месяц назад финансирование всех целевых программ, принятых в прошлом году, было урезано на 30 %. У ряда правительственных чиновников существует мнение, что задача прорыва в "хай-теке" на сегодняшний день для государства не входит в разряд первоочередных. Они оценивают потолок этого рынка в $ 5 млрд. и считают, что в обозримом будущем это - наш предел. Бизнес более или менее нормально развивается, о чем свидетельствуют 40 % ежегодного прироста. А у государства есть более серьезные и насущные проблемы. Представители бизнес-сообщества подтверждают, что рынок действительно растет довольно быстро, но подчеркивают, что это так называемая естественная скорость. Можно было бы ее значительно увеличить. Но это требует скоординированных действий власти и бизнеса. Нужно стимулировать привлечение на российский рынок новых технологий, новых компаний, что дало бы возможность накапливать опыт и капитал. Его, по примеру израильтян, норвежцев и финнов, можно было бы инвестировать в науку, в разработки, у нас появились бы оригинальные продукты, и мы научились бы выходить с ними на западные рынки и отвоевывать новое пространство. Можно выбрать иной сценарий и стать центром разработок. В свое время по этому пути пошли Тайвань и Южная Корея - там сейчас рождается более 30 % научных прорывов и новых технологий. Правда, зачастую они преобразуются в продукты американских компаний, но это уже просчет местных правительств - результат несовершенства системы регулирования. Естественно, тотальный госконтроль в области информационных технологий сегодня невозможен. Но и самоустраняться из нее государство не должно. Поэтому необходим активный диалог представителей бизнеса и государства. Причем государство должно дать понять, что оно в данном случае является заказчиком и потребителем услуг бизнес-сообщества. Однако сегодня перспектива такого диалога представляется крайне туманной.
Об активном участии государства в разработке программных продуктов речь сегодня не идет. Это требует не только больших капитальных вложений (которых сегодня со стороны государства быть не может), но и серьезных затрат времени, а его-то у нас и нет. Однако государство может и должно в какой-то степени регулировать создающийся в стране инфраструктурный IT-бизнес. Между тем, финансирование всей программы поддержки электронной торговли, которую правительство утвердило на 2001 - 2006 годы, составляет 50 млн. рублей ($ 1, 7 млн.). Естественно, с таким капиталом вступать в инфраструктурный бизнес государство не может. Тем более что месяц назад финансирование всех целевых программ, принятых в прошлом году, было урезано на 30 %.
У ряда правительственных чиновников существует мнение, что задача прорыва в "хай-теке" на сегодняшний день для государства не входит в разряд первоочередных. Они оценивают потолок этого рынка в $ 5 млрд. и считают, что в обозримом будущем это - наш предел. Бизнес более или менее нормально развивается, о чем свидетельствуют 40 % ежегодного прироста. А у государства есть более серьезные и насущные проблемы. Представители бизнес-сообщества подтверждают, что рынок действительно растет довольно быстро, но подчеркивают, что это так называемая естественная скорость. Можно было бы ее значительно увеличить. Но это требует скоординированных действий власти и бизнеса. Нужно стимулировать привлечение на российский рынок новых технологий, новых компаний, что дало бы возможность накапливать опыт и капитал. Его, по примеру израильтян, норвежцев и финнов, можно было бы инвестировать в науку, в разработки, у нас появились бы оригинальные продукты, и мы научились бы выходить с ними на западные рынки и отвоевывать новое пространство. Можно выбрать иной сценарий и стать центром разработок. В свое время по этому пути пошли Тайвань и Южная Корея - там сейчас рождается более 30 % научных прорывов и новых технологий. Правда, зачастую они преобразуются в продукты американских компаний, но это уже просчет местных правительств - результат несовершенства системы регулирования. Естественно, тотальный госконтроль в области информационных технологий сегодня невозможен. Но и самоустраняться из нее государство не должно. Поэтому необходим активный диалог представителей бизнеса и государства. Причем государство должно дать понять, что оно в данном случае является заказчиком и потребителем услуг бизнес-сообщества. Однако сегодня перспектива такого диалога представляется крайне туманной. Сближение бизнеса и государства и поиск оптимальных форм совместной работы для достижения общей цели - вхождения в мировое экономическое пространство - началось примерно полтора года назад. При министерствах и ведомствах создается множество рабочих групп и экспертных советов. Однако результативность их работы чрезвычайно низка. По мнению представителей государства, проблема в том, что наиболее продвинутая и активная часть сообщества, которая занимается информационными технологиями, равно как и те люди, которые пользуются их услугами - а это, по разным подсчетам, от 4 до 5 млн. человек, а с членами семей до 10 млн. человек - государству не доверяет. Власть считает, что в отсутствии нормального диалога виноват бизнес - он слишком слабый, фрагментированный, у него разрозненные интересы, по которым сложно выработать какой-то компромисс, он не может сформулировать свои позиции, у него даже нет своей организации, как у участников фондового рынка, у экспортеров и других. Кроме того, в отличие от научного поиска в атомной физике, требующего коллективных усилий, программисты работают индивидуально. И это тоже одна из причин, почему их бизнес-сообщество никак не может между собой договориться. Люди просто не хотят объединяться. Они предпочитают индивидуально работать на западную компанию, получать от нее деньги и ни от кого не зависеть. "Недавно выяснилось, что на "Intel" в России работает 7 команд таких "индивидуалов". Оказывается, в России делаются довольно серьезные разработки, и несколько десятков крупнейших мировых компаний совершенно открыто содержат коллективы (иногда до 500 человек), которые ими занимаются. По некоторым оценкам, таких команд около тысячи, не считая мелких групп, которые работают сидя дома за $ 800 - 1000 и даже $ 1,5 тыс. в месяц, получая задания по Интернету через своих знакомых. Речь идет о командах по 30-50 человек, которые не создавая юридического лица, не платя никаких налогов, просто продают свои головы, вместо того, чтобы делать бизнес и зарабатывать на нем существенно большие деньги и повышать тем самым стоимость России. Поэтому когда на различных встречах представители государства спрашивают представителей бизнеса, есть ли у них какие-то предложения по законотворческой деятельности, нужна ли им какая-то помощь, то зачастую слышат в ответ: у нас все нормально, и не дай Бог, вы что-то будете менять. Между тем, в других странах согласованность действий национальных правительств и бизнес-сообщества присутствует в полной мере. Представители бизнеса отмечают важную роль, которую может сыграть для выхода на внешний рынок федеральная программа "Электронная Россия". Она может стать хребтом, вокруг которого выстроится взаимодействие бизнеса и государства, к тому же является очень позитивным фактором для работы с иностранными заказчиками. Существует "Электронная Канада", "Электронная Швеция", аналогичные проекты есть в Америке. И то, что в России появилась целевая федеральная программа по информатике, одобренная первым лицом государства - очень серьезное подспорье для работы с иностранными инвесторами, которых, несомненно, будут приглашать для помощи в развитии сбытовой структуры. Ценность "Электронной России" не в том, что на нее выделен бюджет и, следовательно, еще какие-то деньги вольются в рынок. Ее роль - маркетинговая и структурообразующая". Идеология, которую вкладывали в программу ее разработчики - создание электронного правительства, поворот государства к обществу, обратная связь, интерактивное взаимодействие - ни у кого возражений не вызывает. Министерства, которые отвечают за эту программу, определены, формируются экспертные советы. Предприниматели видят во всем этом серьезный фактор для стимулирования рынка. Однако есть и проблемы. Во-первых, когда программа только была принята, и по ней еще ничего не было сделано, ее бюджет был секвестрирован. Что не позволило сделать совершенно необходимого шага - провести инвентаризацию того, что мы сегодня имеем, начиная с интеллектуальных и программных ресурсов и кончая "железом" и оптоволокном. Это не было сделано ни на федеральном, ни на региональном уровне. Но без такой инвентаризации может произойти необратимое - программа не пойдет". Не проведена инвентаризация и в сфере законодательства. По идее, после принятия закона об ЭЦП, мы можем выходить на рынки тех стран, где есть аналогичные законы. Однако до сих пор ни в Минэкономики, ни в Минсвязи, ни в ФАПСИ не знают, что это за страны и сколько их.
Возникают сложности и с реализацией программы. Так, например, в Москве в рамках программы построено электронное "кольцо", которое должно объединить Кремль, Белый дом, Совет Федерации и Государственную Думу и министерства и ведомства. Это кольцо готово, осталась "проблема последней мили", которую каждое министерство должно достроить самостоятельно, чтобы к нему подключиться. Это даст возможность в режиме реального времени отслеживать, у кого находится тот или иной документ, кто внес в него изменения и кто тормозит его прохождение. Однако здесь авторы программы столкнулись с колоссальным сопротивлением чиновников среднего звена, и сегодня реализация этого проекта блокируется.
ПРИЛОЖЕНИЕ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Походження термінів "мораль" та "моральність", їх співвідношення
Реферат Специфічні та неспецифічні дерматити молочної залози
Реферат Механизмы управления предприятием
Реферат Татаро-монгольское нашестие и его последствия для русских земель
Реферат Florida Panther Essay Research Paper The Florida
Реферат Совершенствование прогнозирования и планирования потребности в персонале
Реферат Статистические методы исследования динамики фондового индекса на примере индекса Российской то
Реферат Машины для земляных работ
Реферат John Keegan Essay Research Paper War and
Реферат Організаційні засади діяльності педагогічного колективу з розвитку деонтологічної культури учнів медичного ліцею
Реферат План изучения регионального развития экономики стекольной промышленности и города в целом
Реферат Проблема злочинності серед молоді
Реферат Сущность и роль финансового планирования на предприятии
Реферат Особенности молодежной политики
Реферат Золотой век фильм, 2003