Реферат по предмету "Экономика"


Занятость и проблемы трудоустройства лиц пожилого возраста

Содержание Введение 1. Современные проблемы занятости и трудоустройства лиц пожилого возраста 1.1. Демографическая ситуация и социальное положение пожилых людей в Российской Федерации 1.2. Состояние занятости работающих пенсионеров
1.3. Актуальные проблемы трудоустройства и занятости лиц пожилого возраста 2. Анализ занятости и трудоустройства лиц пожилого возраста в Орджоникидзевским районе 2.1. Социально – экономическая и демографическая характеристика Орджоникидзевского района 2.2.Состояние занятости и трудоустройства лиц пожилого возраста в Орджоникидзевском районе 3. Пути решения проблем связанных с занятостью и трудоустройством лиц пожилого возраста Заключение Список использованной литературы Введение Процесс старения населения мира характеризуется стремительными и постоянно ускоряющимися темпами. Общее число людей в возрасте 60 лет и старше возросло с 400 млн. в 1982 году до 600 млн. в 2001 году и, согласно оценкам, должно достичь 1,2 млрд. в 2025 году, когда свыше 70% пожилых людей будут проживать в странах, которые в настоящее время относятся к числу развивающихся. Число людей в возрасте 80 лет и старше возросло и продолжает возрастать ещё больше значительными темпами - с 13 млн. в 1950 году до более чем 50 млн. на сегодняшний день, при этом ожидается рост до 137 млн. в 2025 году. Численность этой группы населения увеличивается самыми быстрыми темпами: по прогнозам, с 1950 по 2025 год она возрастет в десять раз, в то время как численность возрастной группы от 60 лет и старше - в шесть раз, а населения в целом - немногим более чем в три раза.[1] Эти цифры свидетельствуют о так называемой "тихой революции", которая будет иметь далеко идущие и непредсказуемые последствия и которая уже затрагивает социальные и экономические структуры как на мировом, так и на национальном уровне и в ещё большей степени будет влиять на них в будущем. Лица пожилого возраста не имеют полноценной возможности что-либо производить, однако они являются потребителями и их благосостояние по большей части зависит от социальной поддержки государством. Но, зачастую, размеров социальных пособий лицам пожилого возраста не хватает для нормального существования, поэтому они вынуждены искать дополнительные средства, путем устройства на работу. И, как уже было сказано, число лиц пожилого возраста неуклонно растет, поэтому актуальность темы трудоустройства лиц пожилого возраста не оставляет сомнений. Этой теме и посвящена данная курсовая работа. Целью данной курсовой стало изучение проблем занятости и трудоустройства лиц пожилого возраста как в теоретическом аспекте, так и на конкретном примере жилого района "Орджоникидзевский". Изучив эти проблемы была поставлена задача найти пути решения проблем, связанных с занятостью и трудоустройством лиц пожилого возраста. 1. Современные проблемы занятости и трудоустройства лиц пожилого возраста. 1.1. Демографическая ситуация и социальное положение пожилых людей в Российской Федерации. Современная демографическая ситуация в России характеризуется устойчивой тенденцией - динамичным увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста, что соответствует общемировому процессу старения населения. В России, как и в других странах, пожилые люди (по нормам законодательства - женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) составляют особую социально-демографическую группу населения. На начало 2000 года, в России насчитывалось 30,18 млн. человек старше трудоспособного возраста и 24,4 млн. человек в возрасте 60 лет и старше (на начало: 1998 года - 30,6 и 25,8 млн. человек, на начало 1999 года - 30,4 и 26,4 млн. человек соответственно). С 1995 года доля пожилых людей в населении устойчиво превышает 20 процентов (1995 г - 20,2 процента, 1996 г. -20,5 процента, 1997 г. - 20,7 процента, 1998 г. - 20,8 процента). Начиная с 1999 года, она сохраняется на уровне 20,7 процента (рисунок 1). Рис. 1. Число пенсионеров по старости (тыс. чел.) За период с 1990 года численность пожилых людей возросла на 2,55 млн. человек, а численность детей сократилась на 7,04 млн. человек. С 2000 года доля людей пенсионного возраста превысила долю детей до 15 лет (20,0 процентов). В дальнейшем это превышение будет расти. Численность и доля пожилых; людей в городском и сельском населении изменялись неодинаково. Большинство пожилых людей проживает в городах. В 1999 году 21,2 млн. человек в возрасте 55 лет и старше жили в городах, а в селах проживало 9,0 млн. пожилых людей. Вместе с тем старение населения сильнее выражено у сельских жителей: среди сельских жителей пожилые люди составляли 22,9 процента, среди жителей городов - 19,9 процента. Рост численности пожилых людей разных возрастных групп был крайне неравномерным. За 1959-1995 годы число людей 75 лет и старше увеличилось на 165 процентов, а 85 лет и старше - более чем в 3 раза. За пятилетие с 1990 года численность людей старше 85 лет увеличилась почти на 27,0 тыс. человек (с 933,7 тыс. человек до 960,7 тыс. человек), а за пятилетие с 1995 года - на 426,5 тыс. человек (с .960,7 тыс. человек до 1387,2 тыс. человек). Изменение возрастной структуры пожилых людей происходило по-разному в городском и сельском населении. Число людей 85 лет и старше в городских поселениях увеличилось более чем в 6 раз, а в сельской местности - менее чем в 2 раза. Среди тех, кто к началу 2000 года имел возраст старше 60.лет, преобладали представители старших возрастных групп. Устойчивый рост числа долгожителей - людей, перешагнувших 90-летний возрастной рубеж, выдвигает на первый план долгожительство как явление, имеющее далеко идущие последствия. Если на начало 1998 года численность лиц в: возрасте от 90 лет составляла 333,8 тыс. человек, то на начало 1999 года она увеличилась до 354,3 тыс. человек, а к началу 2000 года составила 374,8 тыс. человек. Соответственно увеличилась и численность тех, кому исполнилось 100 и более лет (1998 г. - 8070 человек, 1999 г. - 10820 человек, 2000 г. - 15577 человек). Проводимые по отдельным регионам России исследования долгожительства позволяют выявлять местные демографические особенности. Например, число долгожителей (в основном, - женщин) устойчиво возрастает в Москве и Санкт-Петербурге. Примечательны данные о демографической нагрузке (число людей моложе и старше трудоспособного возраста, приходящихся на 1000 человек трудоспособного возраста). В 1959 году коэффициент демографической нагрузки составлял 713: людьми пенсионного возраста-202 и лицами моложе трудоспособного возраста (детьми до 16 лет) - 511. В 1995 году отмечалась самая высокая демографическая нагрузка: во всем населении на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 760 нетрудоспособных, в том числе лиц старше трудоспособного возраста -356 и детей - 404. Отмеченное в течение четырех последних лет снижение коэффициента демографической нагрузки (1997 г. - 745,: 1998 г. - 731, 1999 г. - 711, 2000 г. - 686) происходило при снижении нагрузки лицами старше трудоспособного возраста (362, 361, 356 и 349 соответственно).
Выше среднего по России показатель демографической нагрузки лицами старше трудоспособного возраста в Центральном (419), Южном (362), Приволжском (354) федеральных округах; в региональном разрезе самые высокие показатели отмечаются в Тульской (476), Рязанской (461), Воронежской (457), Курской и Тверской (444), Ивановской (429) областях. Наиболее "молодыми" являются отдельные регионы, входящие в состав Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.[2]
Как минимум в 35 регионах страны доля пожилых людей превышает среднероссийский показатель. Выше средней величины (22,9 процента) доля пожилых людей в составе сельского населения в 32 регионах. В ряде муниципальных образований показатель численности сельского населения в возрасте старше трудоспособного значительно выше: средних показателей по региону и стране в целом. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни, достигнув в 1994 году наиболее низкой отметки - 12,62 года для мужчин, достигших 60 лет и 22,47 года для женщин, достигших 55 лет, в 1998 году возросла до 14,08 года для мужчин и до 22,91 года для женщин. Однако после периода определенных позитивных сдвигов в демографическом развитии России, в 1999 году неблагоприятные изменения в смертности (рост показателя смертности наблюдался практически по всем классам причин смерти) ухудшили и показатели ожидаемой продолжительности предстоящей жизни как для мужчин (13,52 года), так и для женщин (22,56 года). В последний период отмечается некоторое увеличение этого показателя. Для возрастной структуры населения характерна, феминизация. Проблема более низкой ожидаемой продолжительности жизни мужчин России по сравнению с женщинами сохраняется. Если в конце 60-х годов различие составляло 8-9 лет, то к 1994 году оно увеличилось до 13,6 года, а в настоящее время российские женщины живут дольше мужчин на 12 лет. Это приводит к росту численности одиноких пожилых людей. Как правило, ими оказываются женщины. Период до 2008 года будет характеризоваться вступлением в пенсионный возраст относительно малочисленных поколений людей, родившихся в военные и первые послевоенные годы. Процесс старения населения временно стабилизируется, а доля лиц пожилого возраста предполагается относительно стабильной (на уровне 20,6 процента общей численности населения). При этом в городах она увеличится, а в сельской местности - уменьшится. Старение населения России в ближайшей перспективе не отразится на численности трудовых ресурсов. Число лиц рабочего возраста будет увеличиваться до 2008 года. Показатель демографической нагрузки в 2007 году достигнет минимального для России значения - 569 человек нетрудоспособных возрастов, приходящихся на 1000 лиц рабочего возраста. В дальнейшем, в прогнозный период до 2016 года, возрастная структура населения претерпит существенные изменения, которые связаны в основном с процессом демографического старения населения Российской Федерации. Низкая рождаемость и рост ожидаемой продолжительности жизни приведут к; увеличению доли лиц старших возрастов в структуре населения (2008 г. - 21,2 процента, 2010 г. - 22,0 процента, 2014 г. - 23,8 процента, 2016 г. - 24,8 процента). На фоне ожидаемого с 2008 года снижения численности населения в рабочих возрастах будет значительным преобладание среди неработающих лиц старше трудоспособного возраста. Это найдет отражение в показателе демографической нагрузки (2010 г. - 587, в том числе лиц старше трудоспособного возраста - 349; 2014 г. - 638 и 389 соответственно; 2016 г. - 671 и 415 соответственно). Предполагается, что к 2016 году средняя продолжительность жизни, а также уровень здоровья пожилых россиян будут оставаться ниже средней продолжительности жизни и уровня здоровья жителей экономически развитых стран. Физическое здоровье самым непосредственным образом связано со способностью пожилых людей участвовать в жизни общества. В последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности, в том числе от неестественных причин. Среди пожилых людей только 22 процента практически здоровых. Остальные страдают различными хроническими заболеваниями, в том числе имеют тяжелые нарушения функций органов 34 процента пожилых людей. В структуре заболеваемости пожилых людей и их смертности хронические заболевания сердечно-сосудистой системы и злокачественные новообразования занимают первое и второе места (типично для представителей старших возрастов и в других странах). Распространены заболевания нервной и эндокринной систем, органов дыхания, кроветворения и пищеварения. Отличительная особенность гериатрических больных - сочетание патологических изменений различных органов и систем. Более 70 процентов указанных больных имеют 4-5 и более заболеваний. Тревогу вызывает и состояние психического здоровья пожилых людей. При динамично меняющихся социально-психологических условиях существенно трансформируются психотравмирующие факторы, что приводит к изменениям психической патологии. Если традиционно рост числа психических расстройств в позднем возрасте связывался с органическими или физическими нарушениями, ухудшающими деятельность головного мозга, то в настоящее время: одними из главных причин возникновения психических заболеваний у пожилых людей становятся негативные факторы экономического, социального, психологического характера. Возрастание контингента пожилых лиц с пограничными нервно-психическими расстройствами, различными степенями психической и социальной дезадаптации, личностными девиациями, неврозами. Пожилые люди со средним или плохим здоровьем в наименьшей степени удовлетворены жизнью и чаще испытывают социальную изоляцию. В целом удовлетворенность или неудовлетворенность пожилых людей своим здоровьем тесно связана с их удовлетворенностью или неудовлетворенностью жизнью вообще. Они устойчиво нуждаются в профилактической, лечебной и социальной помощи.[3] По разным оценкам, в целом по России около 5 млн. граждан старших возрастов могут нуждаться в различной помощи. Из их числа 1,5 млн. человек нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах по причине неудовлетворительного состояния здоровья или преклонного возраста. Среди них около 300 тыс. человек, которым необходимы социально-медицинские услуги на дому. Для пожилых людей усиливаются ограничения доступа к приносящей доход посильной занятости или трудоустройству, в то время как возможность самореализации в труде служит необходимым условием продления активной жизни и здорового старения. Выход на пенсию для тех, кто имеет высокий трудовой потенциал и способен продолжать продуктивную профессиональную деятельность, является мощным стрессовым фактором. Вместе с тем существует связь между политикой в области выхода на пенсию по старости и проблемами преодоления безработицы, особенно молодых людей, которым требуются благоприятные условия, чтобы пополнить рабочую силу. Затруднения в сфере обеспечения занятости являются особенно острыми для пожилых женщин, которые имеют по сравнению с мужчинами худшее материальное положение при ограниченной или полностью отсутствующей возможности получить достойную оплачиваемую работу.
Пожилые люди испытали последствия снижения уровня жизни, вызванные переходом России к рыночным отношениям и мировым финансовым кризисом 1998 года. Для граждан предпенсионного возраста единственно возможным средством поддержания своих доходов остаются общественные работы. В 2000 году в общественных работах принимали участие более 31,2 тыс. граждан предпенсионного возраста (на 32 процента больше, чем в 1999 году). В общей численности участников общественных работ доля граждан предпенсионного возраста практически не изменилась и составила в 2000 году 4,6 процента.
По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, в ноябре 2000 года из 62,7 млн. занятых мужчины и женщины в возрасте 55-59 лет составляли 2,55 млн. человек (4,1 процента), в возрасте 60-72 лет - 2,2 млн. человек (3,5 процента). По сравнению с ноябрем 1999 года, снижение числа занятых этих возрастных групп составило 17,8 и 9,0 процентов соответственно. За указанный период на 22,9 процента сократилась число занятых женщин 55-59-летнего возраста. В среднем за период с февраля по ноябрь 2000 года в структуре занятого населения доля мужчин 55-59, 60-72 лет была несколько выше, чем доля женщин (мужчины - 5,5 и 4,1 процента, женщины - 3,7 и 3,1 процента). В тех же возрастах выявляются существенные различия уровня занятости мужчин и женщин (мужчины - 63,6 и 18,1 процента, женщины 30,1 и 8,2 процента). С возрастом уровень удовлетворенности материальным положением снижается. Подавляющее большинство людей старше трудоспособного возраста оценивают свое материальное положение как неудовлетворительное, неустойчивое и ненадежное. Люди старшего возраста считают, что уровень их жизни в 90-е годы заметно снизился, хотя доля пожилых людей, находившихся за чертой бедности, в два-три раза меньше доли людей, располагавших доходами, не достигавшими величины прожиточного минимума.[4] Определяющим для уровня: жизни пенсионера является характеристика его возможностей удовлетворять материальные, культурные и социальные потребности за счет приобретения благ и услуг. В условиях рынка приобретение благ и услуг в значительной мере зависит от экономического положения пенсионера, определяемого уровнем его доходов и цен на потребительские товары и услуги. Важнейшим параметром уровня жизни пенсионера является уровень пенсий, соотнесенный с уровнем цен на потребительские товары и услуги, отвечающие представлениям о социально признанных стандартах потребления. Величина прожиточного минимума пенсионера (в 2000 г. - 909 рублей в среднеквартальном выражении, в первом квартале 2001 г. - 1064 рубля) по новой методике на 25 процентов выше, чем исчисленная по методике 1992 года. Наиболее острой остается проблема повышения размера минимальной пенсии по старости. С 1 марта 2001 года в целях повышения жизненного уровня пенсионеров установлен минимальный размер совокупной выплаты пенсионерам в сумме 600 рублей в месяц. Средний размер назначенных месячных пенсий-(с учетом компенсации) составил в 2004 году 2196 рубля (1999 г. - 449,0 рублей). Соотношение среднего размера пенсии с величиной прожиточного минимума пенсионера стало более благоприятным (2004 г. – 72,8 процента, первый квартал 2005 г. -82,7 процента). Реальная жизнь большинства пожилых людей остается трудной. В 1999-2000 годах численность женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по сравнению с 1998 годом уменьшилась, но остается высокой (20,4 процента и 16,0 процентов численности населения соответствующей половозрастной группы). Рост материального благосостояния отстает от растущих ожиданий пожилых людей относительно уровня и качества жизни. Исследования по поводу расходов пожилого населения и их структуры говорят о том, что по мере старения расходы на потребление сокращаются. Заметно сокращаются расходы на табачные изделия и алкогольные напитки, в меньшей степени - на транспортные услуги и отдых. Расходы на питание, товары гигиенического и медицинского назначения, оплату определенных видов услуг (доставка продуктов, уборка, стирка) увеличиваются. В составе прожиточного минимума пенсионера преобладает стоимость минимального набора продуктов питания по сравнению со стоимостью непродовольственных товаров и услуг. Необходимо учитывать рост численности долгожителей, имеющих отличный от "молодых" пенсионеров состав расходов; тендерный аспект в части нивелировки разрыва в уровне и качестве жизни пожилых женщин по сравнению с мужчинами; рост численности одиноких пожилых людей, остро нуждающихся в уходе та завершающем этапе жизни, в том числе на платной основе. 1.2. Состояние занятости работающих пенсионеров Занятость пенсионеров поощрялась на протяжении большей части советско-российской истории пенсионного обеспечения. Разрешение пенсионерам получать одновременно и пенсию, и заработную плату позволяло хотя бы отчасти решить проблему низких пенсий, а также занять рабочие места, которые (в силу низкого уровня оплаты, плохих условий труда) не пользовались спросом у молодежи. Среди пенсионеров по старости доля тех, кто продолжал работать, начиная с середины 80-х гг. и по середину 90-х, составляла порядка 23-26%. Введение в 1998 году закона, запрещающего получение пенсии в момент работы, привело к снижению доли работающих пенсионеров. В 1998 году, по данным Госкомстата, доля занятых среди пенсионеров по старости сократилась на 5 пунктов и составила 20%. Некоторый, но не очень существенный (рисунок 2), вклад в сокращение занятости внес также августовский кризис, привлекший на определенное время внимание молодых работников к рабочим местам, традиционно занимаемым пожилыми. Особенно заметным влияние закона стало в 2000 году, когда одновременно происходило повышение соотношения заработков, учитываемых при назначении пенсии по Закону 1997 года, и индексация размеров пенсии (рисунок 2). Рис. 2. Удельный вес работающих пенсионеров после введения Закона 1997 года Наибольший уровень трудовой активности характерен для пенсионеров за выслугу лет, наименьший – для пенсионеров по потере кормильца и социальных пенсионеров (рисунок 3). Поскольку большая часть пенсионеров за выслугу лет - это лица, еще не достигшие пенсионного возраста, на примере данной группы наиболее очевидно использование пенсионной системы для решения иных государственных задач: большая часть досрочных пенсий предоставляется без учета степени утраты трудоспособности. В целом, более активные на рынке труда — пенсионеры, вышедшие на пенсию досрочно (за исключением инвалидов), и лица, в возрасте первого пенсионного пятилетия. Согласно данным РМЭЗ и других обследований, в первые 5 лет после достижения нормативного возраста работает примерно каждый третий, тогда как в возрасте 65-69 лет уровень занятости составляет около 7-8% среди женщин и 10-12% среди мужчин.
Рис. 3. Удельный вес работающих пенсионеров по видам и группам пенсий, 1999–2000 гг. Анализ уровня образования работающих пенсионеров и структуры занимаемых ими рабочих мест показал, что преимущественно высокий уровень занятости сохраняют профессионалы с высшим образованием и работники с низкой квалификацией. Солидная их часть – это работники, которые и раньше работали на местах, не предъявляющих высоких требований к уровню образования и квалификации (Таблица 1 в приложении 1). В целом, приведенные в таблице данные развенчивают миф о том, что работающие пенсионеры - это существенно и недавно понизившие свой профессиональный статус люди, «выходцы из интеллигенции». Доля лиц с высшим образованием среди работающих пенсионеров, занятых в качестве разнорабочих, - всего 5%.
С другой стороны, нельзя говорить также и о том, что большинство работавших в 2000 году пенсионеров составляют те, чья зарплата была настолько низкой, что обеспечила им лишь минимальную пенсию. Данные формы 94-собес свидетельствуют о том, что лишь 15% работавших в 2000 году пенсионеров получало пенсию на уровне, не превышавшем два минимальных размера. Безусловно, положение тех работников, которые и прежде были заняты в качестве разнорабочих, наиболее тяжелое: большинство современных пенсионеров заработало пенсионные права еще до начала реформ, а эти места традиционно были низко оплачиваемыми. Например, по данным РМЭЗ, уровень заработной платы разнорабочих в 1985 году составлял 73% от среднего уровня, а в 1990 году – 66%. Поэтому для данной категории работа, скорее всего, – сугубо вынужденная мера, способ выживания. Учитывая в целом низкий уровень пенсий, можно предположить, что и для специалистов высокого уровня квалификации преобладают материальные мотивы сохранения занятости (поддержание привычного уровня жизни), однако, среди них больше лиц, заинтересованных в работе и по причинам нематериального характера. Как правило, эта категория прежде имела высокие заработки, позволяющие рассчитывать на относительно высокую пенсию. 1.3. Актуальные проблемы трудоустройства и занятости лиц пожилого возраста Итак, на основе всего вышесказанного можно выделить следующие проблемообразующие факторы: 1. Социально-демографические факторы Средний возраст населения России устойчиво увеличивается, причем население регионов страны, население городов и сельской местности стареет неравномерно. По демографическим прогнозам, в России сохранится высокая доля пожилых людей в структуре населения; старение населения происходит на фоне высокой смертности населения. Высоки показатели заболеваемости и смертности в пожилом и старческом возрастах. Эти показатели выше для мужчин, чем для женщин; старение населения, как и наступление старости: у отдельного человека, сопровождается возрастанием зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения. Ожидаемые в соответствии с демографическими прогнозами изменения в возрастной структуре населения увеличат коэффициент демографической нагрузки лицами пожилого возраста на трудоспособное население; миграционные процессы изменились в сторону интенсификации ранее не распространенных видов миграции (вынужденная, внешняя, транзитная). Достаточно велика доля пожилых: людей среди мигрантов. Постоянно мигрируют и лица пожилого возраста без определенного места жительства и занятий. 2. Положение пожилых людей в обществе Социальный риск. Объективный социальный риск, связанный с ограничениями жизнедеятельности в пожилом; возрасте, обострился в условиях переходной экономики. Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение - характерные черты положения значительной части пожилых людей; обособленность. Значительные группы пожилых людей в изменяющихся условиях чувствуют свою неприспособленность и невостребованность своих знаний и опыта. Возможности полноценного участия в общественной жизни у них ограниченны; социальное отторжение. При значительной численности пожилых людей их перемещение в группы наименее обеспеченных и неактивных слоев населения - фактор, повышающий социальную нестабильность; гендерные различия. Пожилые женщины находятся в наиболее неблагоприятном положении, что существенно при сохранении долговременной диспропорции мужского и женского населения. Возрастание финансовых и социальных издержек семьи по оказанию своим пожилым родственникам поддержки и ухода. Наличие значительного числа одиноких пожилых людей и пожилых супружеских пар, которым требуется поддержка и уход; недостаточная ориентированность социальных структур на пожилых людей в сферах охраны здоровья, образования, хода, социального, социокультурного, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам и запросам пожилых людей; затрудненные взаимоотношения с представителями молодого поколения, в том числе из-за неэффективности воспитательного процесса; неразвитость структур гражданского общества, призванных обеспечивать защиту прав и интересов пожилых людей, предоставление им помощи и услуг. По различным причинам многие общественные объединения проводят свою деятельность нерегулярно или в незначительном объеме либо быстро прекращают свое существование. 2. Анализ занятости и трудоустройства лиц пожилого возраста в Орджоникидзевским районе 2.1. Социально – экономическая и демографическая характеристика Орджоникидзевского района. Орджоникидзевский район по численности постоянного населения занимает первое место среди районов г. Екатеринбурга. Согласно информации Екатеринбургского муниципального отдела государственной статистики (ЕМОГС) по состоянию на 01.01.05 г. численность населения в районе составила 263,8 тыс. человек, в том числе п. Садовый 3,05 тыс. человек.[5] Рис. 4. – Изменение численности населения района (тыс. чел.) Таблица 2 Сравнительная характеристика состава населения Показатели Екатеринбург в том числе по районам В-Исет. Ж. дор. Кир. Лен. Окт. Ордж. Чкал. Численность населения, всего 1334,4 180,6 146,5 212,1 156,8 139,6 264,1 234,7 из них: моложе трудоспособного возраста 201,7 26,3 22,1 30,0 23,3 21,2 39,9 38,9 трудоспособного возраста 873,1 117,2 96,6 140,1 102,1 90,4 170,5 156,2 старше трудоспособного возраста 259,9 37,1 27,8 42,0 31,4 28,0 53,7 39,6 Средний возраст населения (по данным переписи 2002 г.) 37,4 37,9 37,3 37,4 37,7 38,3 37,9 35,9 По состоянию на 01.01.05 г. в районе зарегистрированы 10259 предприятий различных организационно-правовых форм. Изменения в экономической политике приводят к перераспределению трудовых ресурсов и к сокращению численности работающих в промышленности. Наиболее стабильной можно назвать работу предприятий торговли и общественного питания – сеть данных предприятий развивается наиболее динамично. Основной приток рабочей силы из других секторов экономики приходится именно на эту отрасль.
Согласно данных Екатеринбургского муниципального отдела государственной статистики (ЕМОГС) за 2005 год объем производства продукции крупными и средними промышленными предприятиями района составил 10683,9 млн. руб. в отпускных ценах. Темп роста к объему выпуска продукции в прошлом году – 111,7%. За 2005 год объем выпуска потребительских товаров составил 1258,6 млн. руб. в отпускных ценах, или 108,0 % к уровню прошлого года. В структуре выпуска потребительских товаров доля продовольственных и непродовольственных товаров примерно одинакова. В 2004 году в объеме выпуска потребительских товаров преобладали продовольственные товары - 68,0%. По данным ЕМОГС средняя численность работающих в промышленности на 01.01.05 г составляла 23564 человек, с начала года она уменьшилась на 4011 человек. Подобная ситуация наблюдается во всех районах города. Среднемесячная заработная плата одного работающего на промышленных предприятиях района в декабре 2004 года составила 9209,0 руб. Темп роста с начала года составил 124,0 %. Прожиточный минимум в 4 квартале 2004 года составил 2402,0 рубля на душу населения. В течение 2004 года на некоторых промышленных предприятиях района сохранялась задолженность по выплате зарплаты работникам. С начала 2004 года задолженность по заработной плате на крупных промышленных предприятиях значительно сократилась.[6] С начала 2005 г. Орджоникидзевским ЗАГСом зарегистрировано 3013 родившихся граждан, что на 3,4% больше чем в прошлом году. Из общего числа рождений 0,8% приходится на матерей, не достигших возраста 18 лет; 32,4: - на матерей, не состоящих в браке. Количество детей, родившихся в г. Екатеринбурге за 2005 год, составило 15089 человек, из них 20,0% - в Орджоникидзевском районе. ВРП Орджоникидзевского района в 2005 году, по данным государственной статистики, увеличился по сравнению с 2004 в сопоставимых ценах на 0,4%. В том числе объем платных услуг населению, оказание которых составляет порядка 10% ВРП района, в 2005 году увеличился в сопоставимых ценах на 25,2%; оборот розничной торговли (ее доля в ВРП около 13%) вырос в сопоставимых ценах на 4,8%. Результаты 2005 года позволяют констатировать, что Орджоникидзевском районе последние 5 лет наблюдается небольшой рост экономических показателей, который приобрел устойчивый характер и продолжился в минувшем году. Показатели этого роста в основном сопоставимы со среднероссийскими значениями. 2.2. Состояние занятости и трудоустройства лиц пожилого возраста в Орджоникидзевском районе Численность экономически активного населения района на конец 2005 года составила 159,2 тыс. человек. Количественный анализ обратившихся в отдел занятости показал, что за 2005 год уменьшилось число посещений и составило 55,7 тысяч человек (2003 год – 75,3 тыс. чел., 2004 год – 60,1 тыс. чел.), что меньше прошлого года на 4,4 тысяч человек. В структуре обратившегося населения за помощью в трудоустройстве доля незанятого населения составила 85,6%, из них 93,7% составили учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время. Увеличилось количество обратившихся женщин 70,2% от общего числа обратившихся (2003 год – 66,0%, 2004 год – 64,5%); увеличилась доля обратившихся подростков 14 – 17 лет, 15,2% (2003 год – 8,8%, 2004 год – 12,7%); незначительно увеличилась доля обратившихся граждан, имеющих длительный перерыв в работе 43,6% (2003 год – 42,0%, 2004 год – 39,7%). Уменьшилась численность обратившихся пенсионеров – 983 человек (2003 год – 1031 чел., 2004 год – 1015 чел.). Основными источниками формирования рынка труда в районе, как и в 2004 году, были лица, высвобожденные с предприятий (доля 17,4%), уволившиеся по причинам текучести кадров (доля 2,8%) и временно незанятое население (доля 54,6%). Таблица 3 Динамика структуры обратившихся в РОЗН незанятых граждан № п/п Категория населения 2003 г. 2004 г. 2005 г. Динамика % 1. Высвобожденные работники 1867 1649 1309 79,4 2. Выпускники школ, учебных заведений, отчисленные 350 366 431 117,8 3. Уволившиеся по причине текучести кадров 1858 1846 1839 99,6 4. Уволенные с военной службы 13 9 8 88,9 5. Освобождённые из МЛС 40 43 71 165,1 6. Беженцы, вынужденные переселенцы 2 2 3 150,0 7. Временно незанятое население и др. категории 3838 3888 4398 113,1 Итого: 7 968 7803 8059 103,3 Рис. 5. – Состав населения Орджоникидзевского района тыс. чел. В Орджоникидзевском районе проживают 264,1 тысяч человек. Большую часть из них (170,5 тыс. чел.) составляют лица трудоспособного возраста, что составляет 64% от всей численности населения Орджоникидзевского района. Лица старше трудоспособного возраста составляют 20% (53,7 тыс. чел.) от всей численности населения Орджоникидзевского района. Лица младше трудоспособного возраста составляют 16% (39,9 тыс. чел.) от всей численности населения Орджоникидзевского района. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что большую часть населения Орджоникидзевского района составляют лица трудоспособного Возраста.
Рис. 6. – Численность пенсионеров, обратившихся в РОЗН, человек Количество пенсионеров, обратившихся в РОЗН имеет тенденцию к уменьшению с 1031 человека в 2003 году до 983 человек в 2005 году. Данная тенденция сопоставима с общероссийской тенденцией обращения пенсионеров в РОЗН.
Таблица 4 Характеристики уровня образования и прошлого профессионального статуса некоторых категорий работающих пенсионеров (% по столбцу от числа ответивших — N) специалисты высшего уровня квалификации квалифицированные рабочие и ремесленники разнорабочие Уровень образования: высшее образование 73,9% 7,2% 5,1% неполное среднее, начальное образование / нет образования – 16,3% 32,9% продолжительность занятости на последнем месте работы (лет) 18,13 15,85 5,56 N (чел.) 134 125 85 Профессиональный статус в 2005 году: специалисты высшего уровня квалификации 88,6% – 14,7% квалифицированные рабочие и ремесленники – 86,2% 29,3% разнорабочие – 2,8% 26,7% N (чел.) 123 109 75 Профессиональный статус в 2000 году: специалисты высшего уровня квалификации 83,3% 2,6% 20,5% квалифицированные рабочие и ремесленники – 84,3% 33,3% разнорабочие – 1,7% 16,7% N (чел.) 126 115 78 Исследуя характеристики уровня образования и прошлого профессионального статуса некоторых категорий работающих пенсионеров можно сделать следующие выводы: · Для работающих пенсионеров, являющихся специалистами высшей квалификации характерно высшее образование. Его уровень среди данной категории составляет примерно 74%. · Для работающих пенсионеров, являющихся квалифицированными рабочими и ремесленниками характерно неполное среднее образование. Его уровень среди данной категории составляет примерно 16,3%. · Для работающих пенсионеров, являющихся разнорабочими характерно неполное среднее, начальное образование. Его уровень среди данной категории составляет примерно 33%. · Профессиональный статус основных категорий неработающих пенсионеров практически не изменился в период с 2000 по 2005 годы. Рис. 7. – Уровень образования незанятого населения Орджоникидзевского района на 2005 г. Для незанятого населения Орджоникидзевского района характерно средне–специальное техническое образование (56%), доля высшего образования составляет 32%, среднего образования 12%. Данные показатели сопоставимы с общероссийскими показателями образования незанятого населения. Исходя из представленных выше данных, можно сделать следующие выводы: · Количество лиц пожилого возраста составляет примерно 1/3 от количества лиц трудоспособного возраста в Орджоникидзевском районе, что приблизительно соответствует среднемировым показателям по данному параметру · Занятость и трудоустройство лиц пожилого возраста имеет тенденцию к снижению, т.е. количество работающих и пытающихся устроиться на работу лиц пожилого возраста уменьшается · Большую часть лиц пожилого возраста, состоящих в РОЗН составляют работники низшей и средней квалификации, с высшим и средне - специальным техническим образованием. К сожалению, эти ресурсы не востребованы и на 50%, т.к. после развала главного предприятия района, которое предоставляло большое количество рабочих мест (ОАО "Уралмашзавод"), эти работники оказались невостребованными · Основной и наиболее развивающейся отраслью в Орджоникидзевском районе является отрасль торговли и общественного питания, где лица пожилого возраста также являются невостребованными, т.к. эти отрасли требуют от работников качества, в которых лица пожилого возраста являются неконкурентоспособными, по сравнению с лицами среднего возраста. Проанализировав основные аспекты занятости и трудоустройства лиц пожилого возраста в Орджоникидзевском районе, можно сделать следующий вывод. Демографическая обстановка в районе обуславливает отношение лиц пожилого возраста к лицам трудоспособного возраста как 1/3, однако те лица пожилого возраста, которые хотят получить работу и состоят в РОЗН не могут в полной мере претендовать на достойную работу, так как рабочие места с необходимой им специализацией, не создаются, или создаются не в достаточном объеме. Следовательно ситуация с занятостью лиц пожилого возраста в Орджоникидзевском районе неудовлетворительная. 3. Пути решения проблем связанных с занятостью и трудоустройством лиц пожилого возраста С приходом старости, человек может потерять определенную сноровку при выполнении тех или иных действий. Это обусловлено физиологическими способностями человеческого организма. Однако, с возрастом человек набирает большое количество опыта, который в определенных ситуациях может быть незаменим. Поэтому одним из выходов по проблеме трудоустройства лиц пожилого возраста можно считать создание определенных организаций основой деятельности которых могла бы стать передача знаний и опыта старших работников молодежи. Также это может быть использовано как средство управления, обогащающее предприятие, воспитывающее молодежь. Для решения проблемы переквалификации существуют следует поддерживать развитие образовательных учреждений для лиц пожилого возраста, которые уже сейчас в некоторых городах существуют и специализируются по оказанию помощи в трудоустройстве лицам старше 45 лет. Дело в том, что взрослые усваивают новый материал иначе, чем школьники. Они не могут механически заучивать новую информацию, как это делают дети. Они должны увязать ее с ранее полученными данными, расположить в стройной последовательности и сверить со своим жизненным опытом. То есть учеба идет медленнее, но это не потеря интеллекта в пожилом возрасте, а просто другой способ усвоения. Замедление усвоения информации – естественный ход событий для пожилого возраста, но постоянная тренировка поддерживает его на вполне работоспособном уровне и при решении проблем замедленная реакция компенсируется знаниями и опытом.[7]
Как уже было сказано, существует тенденция, согласно которой при закрытии или слиянии предприятий, их реконструкции или уменьшении заказов в первую очередь увольняют пожилых работников, поэтому возрастной барьер часто удерживает людей 45 лет и старше среди безработных вдвое дольше, чем их молодых соперников. Для пожилых работников должны быть разработаны специальные методики поиска работы, включая особенности составления резюме и прохождения интервью.
Для закрепления лиц подошедших к порогу пенсионного возраста на рабочих местах на более длительный срок некоторые компании могут использовать методы, позволяющие улучшить условия труда. В промышленности особое внимание должно обращается на эргономику, для того чтобы приспособить рабочие места, рабочий процесс и режим работы к возможностям работников пожилого возраста. Одной из наиболее действенных мер по решению проблем занятости и трудоустройства лиц пожилого возраста должна стать Государственная политика в области занятости. Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Она имеет несколько уровней: общегосударственный, региональный и локальный. В настоящее время можно выделить три основные модели политики занятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой. Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и, как следствие, рост доходов работающих; такая политика предполагает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных. Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда, Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения. Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения, При этом безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами. Использование той или иной модели влияет на политику занятости как на макро, так и на микро уровне. На микро уровне новые подходы в политике занятости способствуют повышению гибкости рынка труда, уменьшения расходов на рабочую силу, ведут к некоторому свертыванию социальных программ. Однако расширяются системы подготовки и переподготовки кадров, создаются дополнительные рабочие места, ожесточаются условия выдачи пособий. Применяются меры по усилению роли частного сектора в решении проблем занятости, других социальных проблем, На микро уровне проводится политика сдерживания роста заработной платы, удлинения продолжительности рабочей недели, более широко используются различные формы неполной занятости. В результате кризисные явления обостряются.[8] Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организацию рабочих мест через систему общественных работ. Пассивная политика предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин - умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест. Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить ситуацию. Отсутствие активной политики может значительно сузить функции службы занятости, превратив ее в обычный собес. В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика РФ в области содействия занятости населения направлена на: - развитие людских ресурсов для труда; - обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; - поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; - обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы; - сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения; - координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики; - координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними; - международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и так далее. Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке и прогноза его развития. Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, а также путем региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий. Обычно региональные программы занятости населения делятся на три уровня: - республиканская проблема занятости населения, которая содержит набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики; - областная (краевая) программа определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня, например, выделение городов приоритетного развития; - районная (городская) программа занятости, она представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда. Региональное регулирование занятости позволяет учитывать многие особенности развития регионов и на их основе разрабатывать конкретные целенаправленные мероприятия по созданию условий занятости в зависимости от форм собственности, размеров предприятий и т.д. Важным способом смягчения ситуации на региональных рынках труда может стать использование нестандартных форм организации занятости (НФЗ). Оно открывает возможность воздействия на занятость путем ограничения предложения рабочей силы на открытом рынке труда, поваляет ограничивать масштабное высвобождение занятых и предупреждать всплеск безработицы. Внедрение НФЗ является мерой, отвечающей как интересам индивидуумов и работодателей, так и общества в целом
Заключение Итак, благодаря сложившейся демографической ситуации, можно сделать вывод, что тенденцией является - динамичное увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста, что соответствует общемировому процессу старения населения. В России, как и в других странах, пожилые люди (по нормам законодательства - женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) составляют особую социально-демографическую группу населения.
Лица находящиеся в данной группе в большинстве своем иеют возможность выполнять различную работу, однако занятость и трудоустройство лиц пожилого возраста сопряжено с некоторыми проблемами: · Неудовлетворительное состояние здоровья, что мешает удовлетворительно выполнять работу, связанную с быстротой реакции или физической нагрузкой · Значительные группы пожилых людей в изменяющихся условиях чувствуют свою неприспособленность и невостребованность своих знаний и опыта · Недостаточная ориентированность социальных структур на пожилых людей в сферах охраны здоровья, образования, хода, социального, социокультурного, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам и запросам пожилых людей · Затрудненные взаимоотношения с представителями молодого поколения, в том числе из-за неэффективности воспитательного процесса Все эти проблемы являются основными в вопросе занятости и трудоустройства лиц пожилого возраста. В ходе написания курсовой работы, и изучения теоретического и практического материала по данному вопросу, были найдены следующие методы решения проблем: · Создание определенных организаций основой деятельности которых могла бы стать передача знаний и опыта старших работников молодежи · Для решения проблемы переквалификации существуют следует поддерживать развитие образовательных учреждений для лиц пожилого возраста · Для пожилых работников должны быть разработаны специальные методики поиска работы, включая особенности составления резюме и прохождения интервью · Для закрепления лиц подошедших к порогу пенсионного возраста на рабочих местах на более длительный срок некоторые компании могут использовать методы, позволяющие улучшить условия труда · Проведение активной государственная политика в области занятости лиц пожилого возраста Все методы, представленные выше являются наиболее эффективными и наименее ресурсоемкими по сравнению с остальными. Поэтому, следуя данным рекомендациям, возможно смягчить ситуацию, которая уже сейчас сложилась на рынке занятости и трудоустройства лиц пожилого возраста и избежать её усложнения в будущем. Список использованных источников 1. Анализ ситуации на рынке труда России в 2002 – нач. 2003 гг. // «РЭО Вестник», №81, 2003г. 2. Г.Г. Руденко "Служба занятости и ее функции"// Москва, РЭА, 2002г. 3. Государственная и корпоративная политика занятости // Под ред. Т. Малевой;Московский центр Карнеги. М., 1998, с. 42-43. 4. Занятость маргинальных слоев в индустриальных странах. // Сборник обзоров. Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2002, с. 39 5. Л. Бондаренко. Состояние социально-трудовой сферы. // Вопросы экономики, 2000, №6, с.67-75. 6. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. // М.: ТПО “Квадрат”,2001. 7. Н.Матыцина "Обеспечение занятости населения"// "Экономист", N4-2002г. 8. Хайек Ф. Безработица и денежная политика//Экономические науки.1991, № 11,12 9. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, 2001, №2, с.102-113. 10. Четвертина Т., Лакунина Л., Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления // Вопросы экономики, 1998, №2 с. 122-126 11. Экономическая теория: учеб. для вузов под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. 3-е изд. СПб., 1999 12. "Экономика тpуда" под pедакцией Г.Р.Погосяна и Л.И. Жукова. M.: Экономика, 2001 13. www.isras.ru 14. www.libertarium.ru 15. www.socis.ru [1] Анализ ситуации на рынке труда России в 2002 – нач. 2003 гг. // «РЭО Вестник», №81, 2003г. [2] www.isras.ru [3] Государственная и корпоративная политика занятости // Под ред. Т. Малевой;Московский центр Карнеги. М., 1998, с. 42-43. [4] Л. Бондаренко. Состояние социально-трудовой сферы. // Вопросы экономики, 2000, №6, с.67-75 [5] www.socis.ru [6] www.libertarium.ru [7] Четвертина Т., Лакунина Л., Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления // Вопросы экономики, 1998, №2 с. 122-126 [8] Государственная и корпоративная политика занятости // Под ред. Т. Малевой;Московский центр Карнеги. М., 1998, с. 42-43


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.