Содержание:
1 Юридическая ответственность за экологические нарушения
(материальная, гражданско-правовая)
2.Экологические технологии в сельском хозяйстве
3. Роль международных организаций в охране природы
Координирующая роль
Международные межправительственные организации в области охраны природы
Список использованной литературы
Юридическая ответственность за экологические нарушения (материальная, гражданско-правовая)
Юридическая ответственность — один из видов социальной ответственности. Каждому из ее видов, применяемых в сфере окружающей природной среды, присущи индивидуальные черты. Вместе с тем все виды являются частью общего понятия.[3]
Под экологическим правонарушением понимается виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.
Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия — административную и гражданско-правовую.
Материальная ответственность - это имущественная ответственность в соответствии с трудовым (а не гражданским) законодательством должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.[2]
Материальная ответственность за экологические правонарушения регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации. Материальную ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Эта ответственность носит регрессивный характер и имеет целью возмещение предприятиям, учреждениям и организациям понесенных имущественных потерь по вине неправомерных действий их работников.
Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок и условия материальной ответственности рабочих и служащих. Они несут такую ответственность лишь при условии, что причиненный ими ущерб произошел при исполнении ими своих трудовых обязанностей и по их вине. Другой особенностью этой ответственности, отличающей ее от имущественной ответственности по гражданскому законодательству, является то, что она носит, как правило, ограниченный характер. В соответствии со ст.241 Трудового кодекса РФ ее размеры лимитируются, как правило, определенной частью заработка.[12]
Статьей 246 Трудового кодекса РФ предусматривается, что при определении ущерба, причиненного рабочим и служащим при исполнении их трудовых обязанностей, учитывается только фактические потери, исчисляемые исходя из рыночных цен, действующих в данной местности, а не полученные доходы (т.е. упущенная выгода). Не допускается возложение на рабочего или служащего ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного риска. При этом на администрацию предприятия, учреждения, организации возлагается обязанность создать рабочим и служащим условия, необходимее для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества.[12]
Рабочий или служащий, причинивший ущерб предприятию, учреждению, организации, может добровольно возместить его полностью или частично. С согласия администрации он вправе передать для возмещения ущерба равноценное имущество или исправить повреждение.
По действующему законодательству рабочие и служащие несут материальную ответственность в размере действительного ущерба, но не свыше среднего месячного заработка. Случаи полного возмещения ущерба предусмотрены статьей 243 Трудового кодекса РФ.
Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения - это имущественная ответственность граждан и юридических лиц за вред, причиненный окружающей природной среде, здоровью и имуществу загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями.
Такая ответственность устанавливается в соответствии с нормами, содержащимися в гражданском и экологическом законодательстве. Возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, посвящена отдельная глава закона "Об охране окружающей среды", где предусмотрено, что причинившие такой вред предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.
Вред, причиненный нарушением экологического законодательства, в соответствии со статьей 1064 ГК РФ, подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий или по неосторожности.
Исключение составляют случаи, когда вред причинен предприятием, учреждением, организацией, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды (ст.1079 ГК РФ). В указанном случае ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Также может быть взыскан и моральный вред - ст.1099, 1100, 1101.
Таким образом, ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:
• стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;
• компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде, возмещение вреда здоровью человека;
• превентивную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.
Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер.
Экологические технологии в сельском хозяйстве
Человек, вытесняя естественные биогеоценозы и закладывая агробиоценозы, своими прямыми и косвенными воздействиями нарушает устойчивость всей биосферы. Стремясь получить как можно больше продукции с посевных площадей, он влияет на все компоненты экосистемы, и в частности на почву, в результате применения комплекса агротехнических мероприятий, включающих химизацию, механизацию и мелиорацию.
Сегодня почву обрабатывают на скоростных тракторах, урожай собирают мощными комбайнами, транспортирование с/х продукции осуществляется машинами повышенной грузоподъемности, а животноводческие фермы оснащены современными средствами механизации и автоматизации. Увеличивается количество минеральных удобрений, вносимых в почву. Распространено орошение и осушение земель. Все это – мощный антропогенный пресс, который с огромной силой «давит» на агробиоценозы и на природную среду. Задача нации и производства нивелировать отрицательные последствия воздействия антропогенного пресса на природу. Одно из средств такого воздействия – применение экологических технологий в сельском хозяйстве.
Всю совокупность природных условий при использовании необходимо контролировать и регулировать. Лишь при этом условии биосфера и ее элементы, в частности почва, способны к воспроизводству.
При переизбытке антропогенной энергии не только падает прирост урожайности, но и снижается сахаристость свеклы и содержание белка в зерне.
Как нельзя противопоставлять охрану почв агроиндустриальной ее эксплуатации, так нельзя противопоставлять научно-технический прогресс охране природы.
Своевременное осуществление всего противоэрозионного комплекса, включающего агротехнические и лесомелиоративные меры, - важнейшая часть охраны природы. Она способствует не только прекращению эрозии, но и превращение эродированных земель в продуктивные угодья.
На продуктивность почвы оказывает влияние и выпас. При умеренном использовании пастбищ и разумной их смене поддерживается саморегуляция и нормальный цикл биотического круговорота веществ. Необходимо уделять внимание правильной эксплуатации пустынных пастбищ.[1]
Использование химических удобрений и пестицидов наряду с положительными результатами приводит к серьезным отрицательным последствиям.
Высокопродуктивное сельское хозяйство, полностью исключающее химические способы защиты растений, вполне возможно и уже успешно ведется в некоторых странах, а также в ряде хозяйств СНГ.
Необходимо свести к минимуму отрицательное воздействие химических средств, применяемых в сельском хозяйстве. Для этого потребуется строго соблюдать правила использования удобрений и химических средств защиты растений и животных.
К экологическим технологиям в сельском хозяйстве можно отнести переход на биологическое земледелие и экологически чистое животноводство. Это требует постоянного снижения норм минеральных удобрений и пестицидов, использования беспестицидных технологий борьбы с вредителями, болезнями и сорняками.
К экологическим технологиям в сельском хозяйстве относят такие, которые снижают гибель животных от средств механизации, что происходит в основном во время уборочных работ. Наиболее безопасный метод косовицы – уборка «вразгон», при которой машины двигаются от центра поля к периферии. При таком способе от гибели спасается около 70% зайцев-русаков, около 100% коростелей. Хорошие результаты дает поступательный, «челночный» метод кошения, при котором дичь может беспрепятственно отступать в поле, а затем в естественное укрытие (лес, овраг).
При наличии в середине поля лесополосы, уборку ведут с края полос к центру. Дикие животные уходят на ремизный участок. Для предотвращения гибели дичи сельскохозяйственную технику оборудуют различными отпугивающими приспособлениями (штанги-погремушки, свисающие цепи, салазки). Представляет интерес устройство, посылающее впереди работающих ножей косилки электрические заряды, записанные на пленку «сигналы опасности», издаваемые самими животными.
Акустическое воздействие, в частности слышимая часть, - фактор, беспокоящий животных. Источниками звукового (шумового) загрязнения биогеоценозов являются автомашины, тракторы, комбайны и другие механизмы.
Особенно большой вред шумы стали причинять животноводству после его перевода на промышленную основу – повышение t тела у коров, снижение массы цыплят, увеличение затрат кормов на единицу привеса, снижение яйценоскости.
Поэтому при эксплуатации оборудования в животноводческих помещениях следует добиваться снижения шумовой интенсивности до 70дБ. Это достигается звукоизоляцией стен, дверей и механизмов. Их регулировкой. Дороги ограждают зелеными насаждениями, значительно поглощающими шум.
Наряду с механизацией и электрификацией мощным фактором повышения продуктивности агробиоценоза служит орошение, которое нужно проводить грамотно, с учетом почвенных условий и возделываемых культур, чтобы исключить ирригационную эрозию и засоление почвы.
При выборе путей повышения экологической устойчивости агробиоценозов необходимо учитывать комплекс показателей: создание сортов, устойчивость к нерегулируемым факторам среды (морозы, засухи); использование сортов, устойчивых к болезням и вредителям; соответствие природы выращиваемых культур почвенно-климатическим условиям; разнообразие видов и сортов в агробиоценозах.
Надо применять (внедрять) в производство умеренно продуктивные, но устойчивые к засухе сорта. Основная направленность должна быть на селекцию именно сравнительно нетребовательных сортов, обладающих большим потенциалом адаптивности.
Адаптивное природопользование должно вестись по принципу: каждому экотипу свой набор культур, свой севооборот и свою агротехнику. Это особенно актуально для фермерских хозяйств, где можно более гибко учитывать пестроту естественных экотипов.
Все это обеспечит поддержание экологического равновесия в агробиоценозе и будет способствовать высокой его продуктивности.
Роль международных организаций в охране природы
Деятельность международных организаций в охране природы основывается на совокупности принципов и норм международного права, регулирующих действия государств по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.
Возникновение все новых видов и областей взаимодействия человека с природой расширяет предмет международного правового регулирования по защите. На современном этапе главными и устоявшимися можно считать: предотвращение, сокращение и устранение ущерба окружающей среде из различных источников (в первую очередь посредством уменьшения загрязнения); обеспечение экологически обоснованного режима рационального использования природных ресурсов; обеспечение комплексного режима охраны исторических памятников и природных резерватов; также научно-техническое сотрудничество государств в связи с защитой окружающей среды.
Роль международных организаций в охране природы основана на ряде принципов:
ü Сотрудничество на благо настоящего и будущих поколений.
ü Сохранение природной среды.
ü Устранение отрицательно влияющих на природную среду факторов.
ü Рациональное и научно обоснованное управление природными ресурсами
ü Недопустимость нанесения трансграничного ущерба. Данный принцип запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования.
Последний принцип налагает определенные ограничения на действия государств на своей территории, а также подразумевает ответственность государств за нанесение экологического ущерба системам окружающей среды других государств и районов общего пользования.
ü Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики.
В этой связи в отечественной правовой литературе обоснованно подчеркивалось, что одной из сторон процесса становления в современном международном праве принципа недопустимости радиоактивного заражения планеты является соблюдение правила, исключающего “мирное” вредоносное заражение биосферы отходами атомной промышленности, транспорта и т.д.
ü Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой. Наиболее полно этот принцип отражен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.[5]
ü Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству.
Как норма он закреплен в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года, а также в Дополнительном протоколе 1977 года к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года.[6]
ü Обеспечение экологической безопасности. Этот принцип отражает глобальный и чрезвычайно острый характер международных вопросов в области защиты природы. Элементами этого принципа можно считать обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния природной окружающей среды.
ü Принцип контроля над соблюдением международных договоров по охране окружающей среды. Должен осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно признанных критериев и параметров.
ü Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб природной среде предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля.
Координирующая роль
В результате многих видов современной деятельности государств возникает угроза широкомасштабного трансграничного ущерба национальным системам окружающей природной среды. Усиление координирующей роли международных организаций по отношению к национальному праву в области защиты природы вытекает также из развивающейся ситуации всеобщей экологической опасности, когда масштабы ущерба, наносимого окружающей среде, свидетельствуют о тенденции к нарушению всей планетарной системы окружающей среды, к непредсказуемым изменениям во всей общественной и экономической жизни человечества. Возникает необходимость разработки и принятия универсальных норм поведения государств.
В 1980 году Международным союзом охраны природы была выдвинута Концепция устойчивого развития, которая стала называться “Всемирная стратегия охраны природы”. Смысл концепции состоит в том, что экономически более выгодно предотвратить возможный ущерб, чем затрачивать средства на ликвидацию его последствий.[8]
Новые возможности и перспективы международного взаимодействия в области охраны окружающей среды открываются на пути материализации результатов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Россия стала участницей рамочных глобальных конвенций ООН об изменении климата и о биологическом разнообразии.[7, 9, 10]
Главная задача Рамочной конвенции ООН об изменении климата – регулирование использования глобального ресурса, которым является атмосфера, путем контролирования на равноправной основе глобальных выбросов газов антропогенного происхождения.[10]
Конечная цель Конвенции – достижение стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на уровне, который предотвратил бы опасное антропогенное вторжение в климатическую систему.
В Конвенции по биоразнообразию подчеркивается, что сохранение биоразнообразия является общей задачей человечества, а государства, обладая суверенными правами на свои биологические ресурсы, отвечают за сохранение своего биоразнообразия и устойчивый характер использования биоресурсов. Целями Конвенции являются сохранение биоразнообразия, устойчивое использование его компонентов и справедливое и равноправное распределение выгод, возникающих в результате использования генетических ресурсов.[7]
Подписание упомянутых конвенций представителями 154 государств служит еще одним реальным практическим шагом на пути к достижению глобального согласия по наиболее актуальным вопросам в области охраны природы.
Международные межправительственные организации в области охраны природы
ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития - Organization for Economic Cooperation and Development (OECD). Год создания: 1961 г. Участники: 24 государства. Цели: содействие экономическому и социальному развитию. Основная деятельность: анализ и решение проблем охраны окружающей среды (загрязнение воздуха, управление опасными отходами, обработка промышленных отходов, обмен информацией); принятие рекомендаций по отдельным аспектам охраны окружающей среды; предоставление консультативных услуг, финансовой и технической помощи; обмен информацией.
Арктический Совет - The Arctic Council. Год создания: 1996г. Участники: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция, США, постоянными участниками также являются Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (RAPON), Инуитская циркумполярная конференция (Inuit Circumpolar Conference (ICC)) и Совет Саамов (Saami Council). Цели: обеспечение механизма решения общих вопросов и развития, касающихся правительств Арктических стран и народов Арктики. Основная деятельность: охрана окружающей среды Арктики и устойчивое развитие как средство улучшения экономического, социального и культурного благополучия Севера; интеграция программ АЕПС
РЭЦ - Региональный центр по окружающей среде для Центральной и Восточной Европы - Regional Environmental Centre for Central and Eastern Europe (REC). Год создания: 1990г. Участники: 15 государств Центральной и Восточной Европы (Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения и Югославия), США, Комиссия Европейских сообществ. Цели: содействие сотрудничеству между различными экологическими группами и движениями, оказание финансовой помощи в решении экологических вопросов и проблем развития инфраструктуры экологических организаций. Основная деятельность: осуществление проектов по предотвращению деградации и восстановлению ресурсов окружающей среды; содействие развитию рыночной экономики; совершенствование навыков решения экологических проблем; экологическое образование и просвещение; обмен информацией.
Комитет по окружающей среде и устойчивому развитию Межпарламентского союза - Committee on Environment and Sustainable Development. Inter-Pahiamentary Union. Год создания: 1989г. Участники: парламентарии из 131 государства. Цели: содействие процессу устойчивого развития на национальном и международном уровнях. Основная деятельность: выполнение на парламентском уровне рекомендаций Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), сбор информации о действиях по выполнению рекомендаций.
Альпийское действие - Alps Action. Год основания: 1990г. Участники: 7 государств Европы. Цели: объединение деловых кругов, научных и общественных организаций для осуществления проектов по сохранению культуры и природной среды Альпийского региона. Основная деятельность: взаимодействие в выполнении более 30 проектов, в том числе 4 проекта по лесовосстановлению "Зеленая крыша для Европы", международной кампании по реинтродукции редких видов животных; осуществление информационных и образовательных программ, включая присуждение ежегодных премий за лучшие журналистские работы на телевидении, в прессе и фотоискусстве.
Европейский Союз - European Union (EU)
Таким образом, мы видим, что проблемы охраны окружающей среды беспокоят правительства различных стран, и они принимают активное участие, направленное защиту природы.
Список использованной литературы:
1 Банников А.Г., Вакулин А.А., Рустамов А.К. «Основы экологии и охрана окружающей среды». Из-во «Колос», М-1996г., с.276
2 Бачило И.Л. Институт ответственности в управлении. Советское государство и право, 1977, №6, с. 48.
3 Шемшученко B.C., Мунтян В.Л., Розовский В.Г Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды.— М., 1978.
4 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", "Российская газета", 12.01.2002, № 006
5 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, опубликованная на русском языке в 1994г., с.179
6 Конвенция ООН о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Женева, 18.05.1977г.
7 Конвенция ООН о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро,1992)
8 Концепция устойчивого развития ООН “Всемирная стратегия охраны природы”, 1980.
9 Конференция ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992 г.
10 Рамочная конвенции ООН об изменении климата, 1992
11 Соглашение ООН от 8 февраля 1992 года «О взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды»
12 Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. Издательство: Владис, М. - 2002