1. Введение в проблему создания систем управления окружающей средой
14 октября 2001 года мировая общественность отмечала Всемирный день стандартов под девизом "Окружающая среда и стандарты: крепнущее единство". Этот девиз не случайно выдвинут совместно Международной организацией по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссией (МЭК) и Международным союзом электросвязи (МСЭ). Вопросы защиты окружающей среды от вредных техногенных воздействий весьма актуальны, о чем свидетельствуют международные форумы по вопросам окружающей среды и устойчивого развития. Результатом форумов явилось то, что правительства, деловые круги и общественность многих стран мира начинают осознавать необходимость действий по улучшению состояния окружающей среды - как в законодательной, так и в нормативно-управленческой области.
На протяжении ряда лет одним из основных средств решения подобных задач в нормативно-управленческой сфере являются международные стандарты, с помощью которых решаются проблемы качества, безопасности, экологические вопросы. Как отмечено в послании ИСО, МЭК и МСЭ в связи с Всемирным днем стандартов 14 октября 2001 года, во многих промышленно развитых странах управление окружающей средой стало такой же первостепенной задачей, как здравоохранение, безопасность и качество продукции. Международные стандарты по охране окружающей среды нацелены на обеспечение устойчивого развития жизни на Земле и поэтому имеют наиболее широкую аудиторию заинтересованных людей. Они носят рекомендательный характер, предлагают самые приемлемые и экономичные решения, основанные на опыте и знаниях, накопленных в наиболее передовых странах.
Решение об их разработке явилось результатом ряда международных инициатив, на которых были приняты программные документы, определяющие согласованную политику всех стран мира по обеспечению устойчивого развития и сохранению биосферы Земли. Это всемирные конференции ООН по экологическим проблемам в Рио-де-Жанейро "Повестка дня на XXI век" (1992 год) и Киото (1997 год), а также Уругвайский раунд переговоров по Всемирному торговому соглашению. В итоговом документе Конференции в Рио-де-Жанейро подчеркивается, что правительства должны утвердить национальную стратегию устойчивого развития, целью которой должно быть ответственное экономическое развитие с одновременной защитой окружающей среды в интересах будущих поколений с участием всех групп населения. Во исполнение решений этой Конференции в России была принята "Концепция перехода
Российской Федерации к устойчивому развитию", утвержденная Указом Президента России в 1996 году. Под устойчивым развитием понимается такое развитие общества, при котором воздействие на окружающую среду не приводит к превышению хозяйственной емкости биосферы и разрушению природной основы для воспроизводства жизни человека.
Методологической основой создания стандартов систем управления окружающей средой серии ИСО (ISO) 14000 послужили стандарты по системам управления качеством продукции серии ИСО 9000 (по которым уже сертифицировано более 100000 предприятий по всему миру), содержащие детально изложенную технологию управления, и британский стандарт BS 7750-1992, регламентирующий экологическое наполнение этой технологии.
Стандарты ИСО 14000 разрабатываются Техническим комитетом по стандартизации 207 (ТС 207) ИСО, в состав которого входит и Россия. Первые стандарты ИСО 14000 официально были опубликованы в конце 1996 года. В настоящее время система стандартов ИСО 14000 принята в странах Европейского Союза, Японии, США и других странах.
Стандарты ИСО серии 14000 носят добровольный характер - они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают четкое понимание того, каким образом предприятие влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства. Однако несмотря на добровольность предприятия сертифицируются по ИСО 14000 именно потому, что такая сертификация (или регистрация по терминологии ИСО) является одним из обязательных условий реализации продукции на международных рынках. Например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Европейского Содружества только ИСО-сертифицированные компании. Учитывая предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), сертификация предприятий на соответствие требованиям российских и международных стандартов серии ИСО (ГОСТ Р ИСО) 14000 будет являться непременным условием такой интеграции. Для этого российским предприятиям и организациям надо сейчас уже задумываться о создании у себя систем управления окружающей средой (СУОС) и сертификации их в дальнейшем. По словам председателя ISO/TC 207, к 2008 году от 90 до 100% больших компаний, включая транснациональные корпорации, будут сертифицированы по ИСО 14000, а значит получат авторитетное свидетельство "третьей стороны" о том, что экологическая ситуация управляема и постоянно улучшается.
Предполагается, что система стандартов ИСО 14000 будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на 3 уровнях:
· на национальном - через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе государственной экологической политики, государственного экологического контроля и надзора;
· на международном - через унификацию международных требований и улучшение условий международной торговли;
· на организационном - через улучшение экологического "поведения" предприятий.
Стандарты ИСО 14000 предъявляют требования только к самой СУОС, при этом обязательным является постепенное, поэтапное, но не прекращающееся улучшение экологической обстановки.
2. Процедура создания и сертификации СУОС
Фактическое воздействие промышленного предприятия на окружающую среду (сбросы, выбросы загрязняющих веществ, отходы, использование ресурсов) меняется с течением времени. Характеристики природоохранной деятельности предприятий и результаты воздействия их функционирования на окружающую природную среду (ОПС) для основных типовых моделей воздействия приведены в табл. 1.
Таблица 1 - Описание моделей природоохранной деятельности предприятий
Тип модели
Характеристика природоохранной деятельности предприятия
Результат воздействия предприятия на окружающую среду
Модель №1 Предприятие не заинтересовано в оценке степени своего воздействия на ОПС, не проводит и не финансирует природоохранные мероприятия. Результаты своего фактического воздействия предприятие утаивает от общественности и природоохранных органов Модель характерна для большинства предприятий ВПК. Наблюдается общая стабильная тенденция к непрерывному увеличению отрицательного воздействия на ОПС и возрастанию экологических рисков. В целом воздействие на ОПС носит равномерный характер, однако увеличивается вероятность аварийных ситуаций и проведения связанных с ними разовых природоохранных мероприятий. В этих случаях воздействие может носить резко отрицательный или положительный характер
Модель №2 Предприятие регулярно проводит природоохранные мероприятия, осуществляет производственный экологический контроль, соблюдает установленные нормативы качества ОПС, имеется постоянный государственный контроль и управление, соблюдается производственная и технологическая дисциплина Характеристики воздействия предприятия на ОПС в целом имеют тенденцию к стабилизации, однако это постоянство весьма виртуально. Не исключена вероятность аварийных ситуаций. В этих случаях воздействие на ОПС резко возрастает. Как правило, отдельные аварийные воздействия на окружающую среду не указываются в отчетности. Периодически проводятся природоохранные мероприятия, в связи с чем воздействие на ОПС снижается
Модель №3 Предприятие создало и внедрило СУОС, осуществляет эффективную деятельность по управлению окружающей средой в соответствии со стандартами ГОСТ Р ИСО серии 14000 Общая тенденция к снижению отрицательного воздействия на ОПС и экологического риска. Постоянное улучшение экологических показателей предприятия
Переход на рыночные отношения в экономике России, ее интеграция в мировое хозяйство и ориентация многих предприятий на внешние рынки определяют актуальность внедрения стандартов ИСО серии 14000 в отечественной практике. В настоящее время введены в действие российские стандарты, приведенные в табл.2, аутентичные стандартам ИСО серии 14000.
Таблица 2 - Стандарты Российской Федерации серии ИСО 14000
Стандарт
Наименование документа
ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
ГОСТ Р ИСО 14001-98
Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению
ГОСТ Р ИСО 14004-98
Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ
ГОСТ Р ИСО 14010-98
Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы
ГОСТ Р ИСО 14011-98
Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой
ГОСТ Р ИСО 14012-98
Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии
УПРАВЛЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
ГОСТ Р ИСО 14031-2001
Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования
ГОСТ Р ИСО 14040-1999
Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура
ГОСТ Р ИСО 14041-2000
Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ
ГОСТ Р ИСО 14050-1999
Управление окружающей средой. Словарь
Система стандартов ИСО 14000 ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию"). Основным предметом ИСО 14000 является система управления окружающей средой, наличие которой предполагает, что в организации:
· введены и соблюдаются процедуры управления окружающей средой;
· подготовлены по этим процедурам документы (стандарты предприятия);
· назначены ответственные за конкретные области экологически значимой деятельности.
Основной документ серии - ИСО 14001 - не содержит никаких "абсолютных" требований к воздействию организации на окружающую среду за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным природоохранным нормативам.
В отличие от остальных документов все требования являются "аудируемыми", т.е проверяемыми - предполагается, что соответствие или несоответствие им конфетной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ИСО 14001 и является предметом сертификации. Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные.
Последовательное из года в год улучшение должно достигаться во всех экологически значимых аспектах деятельности предприятий там, где это практически достижимо. Подобное улучшение в целом невозможно имитировать и фальсифицировать, что создает необходимую основу для оценки экологической состоятельности предприятий. Таким образом, эффективная СУОС обеспечивает предприятию кредит доверия в отношениях со всеми заинтересованными в его деятельности сторонами. В этом заключается основное преимущество СУОС в сравнении с традиционным формальным экологическим управлением.
Создание системы управления окружающей средой в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 14000 включает следующие процессы:
1. Разработку заявления об экологической политике предприятия, которое декларирует его приверженность достижению конкретных экологически значимых целей, охватывает все аспекты деятельности предприятия и выпускаемую продукцию, разъяснено и принято к исполнению всеми подразделениями и лицами.
2. Оценку существующей ситуации - установление начальных характеристик деятельности, по отношению к которым будет оцениваться эффективность функционирования СУОС и тех элементов управления, которые уже применяются на данном объекте.
3. Оценку степени воздействия предприятия на окружающую природную среду, включающую решение следующих вопросов:
o составление перечня установленных нормативных требований, предъявляемых к деятельности предприятия;
o составление перечня характеристик фактических выбросов в атмосферу, сбросов, размещения отходов;
o описание основных аспектов воздействия на окружающую среду предприятий-поставщиков;
o определение стадий производства, процессов и реализованных видов деятельности, которые оказывают воздействие на окружающую среду, и разработка системы их контроля.
4. Установление реально достижимых целевых и плановых экологических показателей предприятия - тех характеристик деятельности, которые отвечают целям экологической политики и подлежат улучшению в первую очередь.
5. Распределение обязанностей и ответственности в СУОС.
6. Разработку программы создания СУОС предприятия, определяющей решаемые задачи, назначение ответственных за их выполнение (одна задача - один ответственный), сроков выполнения, учет не только нынешних, но и всех прошлых видов деятельности, а также воздействий на среду жизненного цикла новых видов продукции.
7. Разработку детального Руководства по СУОС, позволяющего определить, что система функционирует и учитывает все значимые аспекты воздействия на окружающую природную среду.
8. Установление системы документальной регистрации всех экологически значимых событий, видов деятельности - запись случаев нарушения требований экологической политики, описание предпринятых для улучшения ситуации мер, отчеты по итогам инспекции и текущего контроля, система мониторинга, протоколы анализа.
9. Проведение внутреннего экологического аудита СУОС - периодические проверки выполнения поставленных задач и оценка их эффективности по реальному улучшению экологических показателей деятельности предприятия.
10. Проведение внешнего экологического аудита СУОС в целях ее сертификации. На предприятии СУОС может быть сертифицирована независимой стороной - органом по сертификации. По опыту применения стандартов ИСО 9000 именно стремление получить сертификат и документально обосновать заявление о выпуске "экологически чистой" продукции будет основной движущей силой внедрения СУОС по ИСО 14000.
Следует обратить особое внимание на взаимосвязь стандартов ИСО 9000 и 14000 - все эти стандарты основаны на системных принципах. Это позволяет предприятиям использовать свои уже созданные системы качества как основу для создания систем управления окружающей средой. Как показывает практика, сертификация предприятия по ИСО 9000 - это 70% выполненной работы по сертификации СУОС. Поскольку стандарты взаимно интегрированы, возможна облегченная сертификация предприятия, уже имеющего сертификат соответствия по ИСО 9000. Необходимо иметь в виду, что границы области сертификации по ИСО 14000 шире, чем сертификации по ИСО 9000, так как системы управления качеством рассматривают нужды только потребителя, а СУОС вызвана необходимостью обеспечить защиту экологических интересов и предприятия, и населения, и государства, т.е. общества в целом.
В настоящее время завершается разработка стандарта ИСО 19011, определяющего процесс совместной сертификации систем качества (СК) и СУОС. Поэтому весьма актуально проведение совместной сертификации по ИСО 9000 и ИСО 14000, что позволит проводить проверки и сертификации этих систем одновременно силами одного и того же органа по сертификации при наличии в органе экспертов по сертификации систем качества и аудиторов-экологов по системам управления окружающей средой. Такие органы могут быть созданы в так называемой интегрированной системе управления качеством, соответствующей требованиям стандартов как ИСО 9000, так и ИСО 14000.
Первой такой национальной системой стала созданная Приказом Начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации от 30 мая 2000 года № 140 Система добровольной сертификации "Военный Регистр", обладающая для этого соответствующей нормативной базой, органами по сертификации, высококвалифицированными аттестованными специалистами. Решением Госстандарта России от 28 июня 2000 года Система добровольной сертификации "Военный Регистр" зарегистрирована в Государственном Реестре (регистрационный номер № РОСС RU/ 0006/04 ГИО). Приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 августа 2000 г. № 417 Система добровольной сертификации "Военный Регистр" определена уполномоченным органом Минобороны России по сертификационной деятельности в области ВВТ.
ПОДСИСТЕМА СУОС ВОЕННОГО РЕГИСТРА
Сложившаяся в последние годы финансовая и экономическая ситуация заставляет уделять повышенное внимание вопросам не только качества создаваемого и выпускаемого предприятиями военно-промышленного комплекса (ВПК) вооружения, военной техники (ВВТ) и продукции двойного назначения, но и вопросам экологической безопасности сопровождения всего их жизненного цикла: разработка - создание - производство -эксплуатация - ремонт - хранение - утилизация.
В Российской Федерации требования по экологической безопасности деятельности предприятий и других объектов регламентируются рядом законодательных актов, основным из которых является Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 года.
В статье 45 Закона сформулированы общие экологические требования, предъявляемые при эксплуатации объектов любого назначения, которые обязывают предприятия, учреждения, организации и граждан принимать необходимые меры по соблюдению технологических режимов и проведению мероприятий по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды. Эти требования распространяются как на предприятия оборонного комплекса промышленности, так и на военную деятельность, что конкретизируется статьей 55 Закона, согласно которой "экологические требования, предъявляемые к размещению, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, в полной мере относятся к оборонным и военным объектам, военной деятельности".
Предъявляемые к военным и промышленным объектам штрафные санкции за случаи загрязнения окружающей природной среды, а особенно опыт внешнеэкономической деятельности России на рынке оружия свидетельствуют о необходимости создания СУОС военных объектов и предприятий ВПК в интересах экологической безопасности производства ВВТ как важнейших показателей их конкурентоспособности на мировом рынке вооружений. Большинство предприятий в той или иной мере осуществляют постоянный контроль своей деятельности в области окружающей среды, но такой контроль является внутренним и не может считаться достаточным для обеспечения уверенности заказчика в том, что деятельность предприятий экономически и технологически эффективна, а себестоимость поставляемых образцов оптимальна.
Учитывая, что нарушение экологических требований может создать угрозу здоровью и жизни людей, особую актуальность приобретает вопрос о проверке перечисленных объектов на соответствие этим требованиям. Поэтому наличие внедренной на предприятии ВПК СУОС, построенной по принципам ИСО 14000 и с учетом выполнения национальных природоохранных нормативных требований по обеспечению экологической безопасности, обусловливает необходимость создания и системы контроля (аудита) за их выполнением. Такой контроль осуществляется органами по сертификации Подсистемы сертификации систем управления окружающей средой, разработанной в рамках Системы сертификации "Военный Регистр". Первым и ведущим из них является орган по сертификации СУОС, созданный на базе ФГУП ГНТЦ "Инверсия" Госстандарта России.
Прежде чем говорить о целесообразности создания СУОС на предприятиях и их последующей сертификации в Военном Регистре, следует определить, какие преимущества они могут получить, создавая и внедряя такую систему управления, и каких целей могут достичь при сертификации (рис. 1):
· СУОС нацеливается на ключевые виды деятельности - все начинается с оценки воздействия и ранжирования имеющихся экологических проблем;
· облегчается решение проблем, достигаются большая ответственность, четкое распределение обязанностей, системный подход;
· возникает потенциальная возможность уменьшения затрат путем рационализации потребления воды, энергии, сырья, уменьшения образования отходов, в результате чего обеспечивается экономия средств и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
· гарантируется соответствие меняющимся требованиям природоохранительного законодательства;
· минимизируется риск привлечения к судебной ответственности за экологические правонарушения;
· учитываются интересы всех сторон (осуществляется информирование и распределение обязанностей между сотрудниками и внешними участниками - общественностью);
· улучшается позиция предприятия на рынке за счет лучших экологических показателей;
· достигается реальное улучшение экологических показателей, т.е. происходит уменьшение воздействия реализованных процессов, услуг и продукции на состояние окружающей среды;
· улучшается имидж предприятия в области выполнения природоохранных требований (в том числе природоохранительного законодательства);
· увеличивается оценочная стоимость основных фондов предприятия;
· улучшается система управления предприятием;
· появляется интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы;
· заказчику и потребителям предоставляется информация о наличии и функционировании СУОС на объекте (предприятии);
· создаются условий для снижения риска при распределении бюджетных ресурсов и эффективного выполнения Программы вооружения и государственного оборонного заказа на текущий и расчетный годы путем формирования предложений по рациональному отбору предприятий-исполнителей;
· подтверждается возможность предприятий надежно и эффективно выполнять контракты с государственным заказчиком для реализации государственного оборонного заказа на основе комплексной оценки соответствия требованиям государственного заказчика;
· обеспечивается эффективное выполнение гособоронзаказа;
· устанавливается взаимопонимание между руководством предприятий, заказчиками вооружения, военными и местными органами власти, а также общественностью по экологическим вопросам;
· выдаются четкие правовые критерии для разрешения споров, связанных с нанесением ущерба окружающей среде;
· обеспечивается содействие уменьшению экологического риска и ущерба для окружающей среды на всех этапах жизненного цикла ВВТ, продукции двойного назначения, а также при функционировании военных объектов и предприятий промышленности, выполняющих гособоронзаказ;
· обеспечиваются условия эффективного функционирования объектов сертификации СУОС при контролируемом воздействии их на окружающую среду;
· обеспечиваются условия для внедрения экологически безопасных технологических процессов функционирования объектов военной деятельности;
· обеспечиваются условия для соблюдения установленных нормативов и правил управления окружающей средой;
· повышается конкурентоспособность ВВТ на рынке вооружений.
Рисунок 1 - Эффективность создания и внедрения СУОС на предприятии
Учитывая активное стремление Минобороны России, российских агентств и предприятий оборонно-промышленного комплекса к тесному сотрудничеству с Госстандартом России, Минприроды России как в процедурных вопросах сертификации, так и в вопросах квалификации персонала, следует серьезное внимание обратить на вопросы подготовки кадров для обеспечения сертификационной деятельности, причем в первую очередь путем осуществления профессионального дополнительного образования представителей ВПК по специальным образовательным программам. Эта задача тесно связана с решением вопроса создания условий для наиболее эффективного использования высокого профессионального потенциала специалистов оборонного комплекса и Вооруженных сил РФ, представителей военных приемок и обеспечения трудоустройства этих категорий лиц в решении проблем обеспечения качества и экологической безопасности ВВТ, что в конечном итоге будет способствовать снижению социальной напряженности.
В Академии стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России в интересах решения перечисленных проблем создана кафедра "Сертификация и метрологическое обеспечение систем управления окружающей средой" для подготовки специалистов Военного Регистра по следующим основным специализациям:
· Системы управления окружающей средой объектов военной деятельности и предприятий оборонно-промышленного комплекса - менеджер по СУОС предприятия;
· Сертификация систем управления окружающей средой объектов военной деятельности и предприятий оборонно-промышленного комплекса - кандидат в эксперты (аудиторы-экологи);
· Метрологическое обеспечение СУОС предприятий - специалист-метролог;
· Метрологическое обеспечение опасных химических технологий (испытание средств измерений с целью утверждения типа, аттестация методик выполнения измерений, аккредитация испытательных (аналитических) лабораторий) -специалист-метролог, кандидат в эксперты.
Кафедра укомплектована высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, имеет современную материально-техническую базу и осуществляет на постоянной основе подготовку специалистов предприятий, организаций и объектов Минобороны России по ГОСТ Р ИСО серии 14000 в сфере создания, обеспечения функционирования и сертификации систем управления окружающей средой объектов военной деятельности и предприятий оборонно-промышленного комплекса.