Реферат по предмету "Финансы"


Электронные деньги и все о них

Содержание Введение Основная часть 1. Что такое электронные деньги и в чем их сущность? 2. Виды пластиковых карт
2.1. Карты с фиксированной покупательной способностью 2.2. Магнитные карты 2.3. Банковская кредитная карточка 2.4. Платежные или дебетовые карточки 2.5. Исполнительные или экзекьютивные карточки 2.6. Чековая гарантийная карточка 2.7. Виды электронных карточек 2.8. Карты памяти 2.9. Смарт – карты 2.10. Суперсмарт – карты 2.11. Лазерные карточки 3. Банкомат как элемент электронной системы платежей 4. Проблемы в использовании электронных денег 5. Перспективы развития рынка пластиковых карт Заключение Библиография Введение. Еще три – четыре года назад электронные деньги считались у нас экзотикой, а сегодня на дверях практически любого крупного московского магазина, ресторана или сервисного центра красуются логотипы, извещающие, что именно здесь оплату можно произвести электронными деньгами. Число их обладателей в столице и ряде других крупнейших городов неуклонно растет. Несмотря на то, что у нас электронные деньги появились недавно, во всем мире этими деньгами люди пользуются уже в течении многих лет. Так как это является наиболее простой и быстрой формой расчета, доступной практически в любой стране мира. Но несмотря на это, многие русские люди не до конца понимают сущность использования электронных денег. Поэтому автор и выбрал эту тему для того, чтобы разобраться в сущности электронных денег. В своей работе автор ставит перед собой несколько задач: 1. Рассмотреть сущность электронных денег. 2. Какие бывают их виды. 3. Проблемы и перспективы их использования. Целью данного реферата является подробное раскрытие поставленных перед собой задач. Так что же такое электронные деньги? Основная часть. 1. Что такое электронные деньги и в чем их сущность? Электронные деньги – это обобщенный термин. Под этим термином понимаются пластиковые карточки. Пластиковые карточки относятся к безналичному расчету, который во много раз быстрее и удобнее наличного. Безналичный расчет – расчет, осуществляемый посредством перечислений со счета на счет в крупных учреждениях, применяются при осуществлении платежей как внутри страны, так и в сфере международных экономических отношений. Способы безналичного расчета характеризуются порядком списывания средств со счетов . Формы и способы безналичного расчета устанавливаются банками. Безналичный расчет осуществляется с помощью вексельных чеков, кредитных карточек, т. е. электронных денег (Рыночная экономика: словарь. стр. 38). Теперь рассмотрим что такое пластиковая карточка. Пластиковая карточка – это обобщающий термин, который обозначает все виды карточек, различных как по назначению, набору оказываемых услуг, так и по своим техническим возможностям и организациям, их выпускающим. Возникновение пластиковых карточек относится к концу 40 – х годов нашего столетия. Идея изобретения банковских кредитных карточек принадлежит Джону С. Биггинсу – специалисту в области потребительского кредита. В 1946 г. Биггинс внедрил в существовавшую систему платежей кредитный план, названный «заплатить в кредит», в основе которого лежало использование чеков, принимавшихся местными торговцами как средство расчетов за мелкие покупки. После того как продажа совершалась, торговец переводил чек на счет в банке, а банк высылал ----- клиенту, совершившему покупку. Развивая данную систему, в 1951 г. Franklin National Bank в Нью – Йорке выпустил первую пластиковую кредитную карточку. Последующие десятилетия ознаменовались бурным развитием системы пластиковых карточек. Уже в 1970 г. свыше 90 миллионов человек успешно пользовались карточками Банк Американд (в настоящий момент VISA). В настоящее время оборот одного из самых крупных элементов пластиковых карточек – VISA International – достиг отметки в триллион долларов, а общее число выпущенных карт во всем мире этой компанией составило 572 миллиона. На российском рынке в настоящее время представлены все основные международные карточки, получившие распространение во всем мире. По данным 1995 г. в РФ имелось около 1500 торгово – сервисных предприятий, которые могли обслуживать клиентов, обладающих пластиковыми карточками. Следует отметить, что хождение на территории нашей страны пластиковых карточек началось еще в советское время, хотя в тот период они имели ограниченное распространение и применялись в системе «Интуриста» путем использования в специализированных магазинах, предназначенных для обслуживания иностранцев. С появлением в России коммерческих банков некоторые из них активно начали распространять пластиковые карточки зарубежных клиентов. В число начинателей вошли Кредо – банк и Мост – банк, а чуть позднее Инкомбанк, Эксибанк и др. В целом, определяя сущность пластиковых карт, необходимо прежде всего охарактеризовать ее как средство, позволяющее идентифицировать пользователя и совершать ему определенные виды операций, преимущественно финансового содержания. Рассматривая многообразную систему возможностей применения пластиковых карточек, можно указать различные цели ее использования: от простой «визитки» до получающих в настоящее время все более широкое распространение смар – карт. Известно, что пластиковые карточки могут выполнять функцию ключа при доступе в различные помещения, специализироваться на отдельных видах услуг (телефонная связь, обслуживание на бензоколонках, доступы в метро и т.д.). В настоящее время в нашей стране решается вопрос о выдаче пластиковых карточек гражданам – пользователям системы социального страхования. Рассматривалось предложение о выдаче карточек всем владельцам автотранспортных средств для облегчения выплаты штрафов и пресечения коррупции в органах ГИБДД, однако реального воплощения в жизнь эта идея не получила. Касаясь достоинств банковских пластиковых карточек, нельзя не отметить, что они успешно заменяют пользователям наличные деньги, позволяют банкам аннулировать средства держателей карточек, затрудняют злоумышленникам пути завладения чужими денежными средствами, выступают в ряде случаев как средство кредитования. Следует указать, что для держателей карточек, есть возможность оперирования ими за границей, осуществление конвертаций по выгодному курсу, не указывать «карточные» деньги в таможенной декларации, пользоваться скидками при приобретении товара. В настоящее время более 200 стран мира используют пластиковые карточки в платежном обороте, что позволяет сделать вывод о том, что пластиковые карты являются важнейшим элементом «технологической революции» в банковском деле. Именно пластиковые карточки в ряде случаев выступают ключевым элементом электронных банковских и других систем. Они вышли на передовые позиции в организации денежного оборота индустриального развития стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки. Все пластиковые карточки, предназначенные для расчетов, могут подразделяться на личные и корпоративные. Банки выдают личные карточки частным лицам: своим платежеспособным клиентам, а также другим лицам после анализа «кредитной истории» последних или открытия ими текущего счета в этом банке либо внесения страхового депозита. Корпоративные карточки выдаются юридическим лицам под их гарантии и обеспечение также после анализа платежеспособности юридического лица. Пользоваться корпоративными карточками могут сотрудники организации, получившей карточку.
По функциональному признаку их можно условно разделить на несколько групп. МАГНИТНЫЕ КАРТЫ: 1. Кредитные карты. 2. Платежные (дебетовые )карты. 3. Экзекьютивные (исполнительные) карты.
4. Чековые гарантийные карты. 5. Карты с фиксированной покупательной способностью («store value») – телефонные и проч. ЭЛЕКТРОННЫЕ КАРТЫ: МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ: 1. Микропроцессорные: карты памяти («memory cards»); интеллектуальные карты («smart cards»). 2. Лазерные карты. (Финансы и кредит №3, 1999 г. стр. 35 – 37) 2. Виды пластиковых карт. 2.1. Карты с фиксированной покупательской способностью. Это самые простые карточки. Обычно на них нанесены имя изготовителя, его фирменный знак, имя владельца и его идентифицирующий код. Все это напечатано или выполнено с рельефом на передней стороне карты. Оборотная сторона может содержать подпись владельца. Ярким примером такого вида карт являются телефонные карты. 2.2. Магнитные карты. Выглядят так же, как и карты с фиксированной покупательской способностью, но имеют на оборотной стороне магнитную полосу, способную хранить около 100 символов (байтов) информации. Информация на магнитной карте совпадает с записями на передней стороне карты (имя, номер счета владельца, дата окончания действия) и может считываться специальным считывающим устройством на обрабатывающих машинах (устройство может так же распечатать чек.) Магнитные карточки появились более 30 лет назад, первоначально для обслуживания путешествующих бизнесменов. В 1993г. только в странах Запада находилось в обращении около 2 млрд. таких карточек. 2.3 Банковская кредитная карточка. Представляет собой пластиковую карточку, которая позволяет своему владельцу при покупке товаров или услуг отсрочить их оплату. Каждому владельцу карточки определяется лимит кредитования по его ссудному счету, который абсолютно независим от обычного (текущего, сберегательного и др.) счета клиента в банке. Для карточек, эмитированных банком, счет ведется в специальном банковском отделении, осуществляющем организацию расчетов с использованием кредитных карточек. Источниками могут пользоваться лица, достигшие 18 лет, и при этом не требуется что бы на их имя был открыт текущий счет в банке. Поэтому пользоваться кредитной карточкой могут на равных правах клиенты, имеющие текущие счета и сбережения в банках. Кредитная карточка размером с визитку содержит информацию о платежеспособности клиента, имя владельца, номер его банковского счета, шифр отделения банка, наименование банка, символы электронной системы платежей, в которой используются карточки данного вида, голограмму, срок пользования карточкой и на ее обороте – на магнитной полосе- подпись клиента. К операциям, которые можно осуществить при помощи кредитных карточек, относятся: покупка товаров, оплата услуг, получение наличных денежных средств в виде ссуды или аванса от любого банка – члена системы, в которой функционирует карточка данного вида. Большинство кредитных карточек можно использовать так же для получения наличных через банкомат (автобанки) как внутри страны, так и за рубежом в учреждениях банка, участвующего в соответствующей системе использования кредитных карточек. Один из видов услуг, предоставляемых при помощи кредитных карточек – это бесплатное страхование от несчастных случаев во время путешествий. Оплачивая стоимость поездки при помощи кредитной карточки, её владелец автоматически страхуется на случай возможного ущерба, повреждений или смерти. Получение возмещения ущерба гарантируется владельцу карточки, а в случае его смерти жене и детям. Наиболее распространенной операцией, выполняемой при помощи кредитных карточек, является оплата товаров и услуг. Данный метод платежа может быть реализован только а специально оборудованных местах, оснащенных машинами для подготовки чека кассового аппарата, регистрации операции и специального устройства, воспроизводящего символы кредитной карточки, которая должна быть акцептована. Для оплаты товаров карточка передается покупателем продавцу, который помещает её в терминальное устройство вместе с чеком. Затем при включении машины информация, нанесенная на карточку выпуклым шрифтом, отпечатывается на чеке вместе с именем и адресом продавца. При оформлении крупных покупок продавец обычно связывается по телефону или факсу с компанией или банком эмитировавшим карточку, и выясняет «покупательную силу» карточки, т.е. свободный лимит кредитования по карточке. Получив необходимую информацию, продавец решает, может ли карточка быть акцептована – использована для оплаты товара или услуги. Детали и сумма сделки отражаются на счете, который затем подписывается покупателем. Сравнив эту подпись с той, что находится на карточке, и удостоверившись в их идентичности, продавец передает копию чека покупателю и возвращает карточку. Продавец пересылает чек в кампанию (или банк) через местное отделение банка и то подтверждает платеж, совершенный в момент покупки по компьютерным линиям связи. Большинство договоров между клиентом и банком, касающихся использования кредитных карточек, регулируются в западных странах соответствующими законами о потребительском кредите и известны под названием «регулируемых договоров». Это означает, что определенная информация должна быть представлена кредитором заемщику в письменном виде. На основании этого документа заемщик приобретает определенные юридические права. Раз в месяц владелец карточки получает сведения о движении средств на его ссудном счете, детализирующие даты и стоимости произведенных покупок и получения наличных денежных средств в виде авансов, поскольку допускается даже некоторый перерасход средств – овердрафт – кредит под небольшие проценты. Владелец карточки имеет право погасить всю сумму задолженности без уплаты процентов за пользование кредитом в течении 25 дней с момента покупки отчета либо уплатить лишь часть суммы 15% от стоимости покупки и остаток долга погашать в течении нескольких месяцев, но при этом уплачивая банку проценты. Следует иметь в виду, что условия предоставления клиентам потребительских кредитов, и в том числе кредитных карт, различны в разных банках и в разных странах. Более того, различные кредитные карты предоставляют клиентам различный набор услуг. Например, существуют кредитные карты, которыми могут пользоваться на равных правах два владельца (муж и жена), есть кредитные карточки, требующие обеспечения предоставляемых кредитов и т.д. Определяя уровень процентных ставок, компания по выпуску кредитных карточек взимает плату за получение наличных с момента их получения, но при этом не начисляет 3% за покупку товаров и их оплату безналичным путем, если полная стоимость покупки оплачивается в течении льготного периода – 25 дней со дня покупки, указанного в счете. В целом можно сделать вывод, что кредит, основанный на использовании кредитных карточек, отличается от традиционного кредита, погашаемого в рассрочку, тем, что затраты на организацию кредита однократны, трудно представить чрезмерное использование карточек небольшой частью их владельцев, существует риск жульнического использования карточек.
Использование кредитных карт, позволяет банкам существенным образом снизить свои издержки на изготовление, обработку, учет бумажно-денежной массы, других бумажных платежных средств, сэкономить время и затраты живого труда. 2.4 Платежные или дебетовые карты. Представляют собой потенциальную электронную альтернативу наличных денег, чеков, кредитных карточек в учреждениях розничной торговли.
Дебетовые карточки используются для оплаты товаров и услуг путем прямого списывания с банковского счета плательщика. Они являются самым простым и универсальным заменителем наличных денег. Они не позволят оплачивать покупки при отсутствии средств на счете клиента. Исключениями являются лишь те случаи, когда клиент имеет текущий счет с возможностью овердрафта. Тогда по платежной карте возможно получение ссуды в пределах разрешенного овердрафта по счету. Владельцы этих карточек обязаны оплачивать счета в полной сумме сразу после получения ежемесячной справки о движении средств на их счете, и лишь при условии выполнения этого требования с них не взимается дополнительная плата. Дебетовая карточка является для её владельца удобным средством выполнения платежных операций путем прямого списания средств с его счета, а не за счет получения ссуды. Главным преимуществом этих карточек является удобство оплаты товаров и услуг безналичным путем без ограничения платежа лимитом. Разновидностью дебетовых карточек являются карточки, предназначенные для электронных банковских автоматов, с помощью которых можно получить наличные деньги в пределах имеющихся на счете клиента, внести наличные деньги на счет, выполнить некоторые другие операции. Карточки для банкомата выдаются банками, в которых клиент имеет депозит. В настоящее время, например во Франции насчитывается около 12 млн. карточек, в том числе дебетовых – 5 млн. 2.5 Исполнительные или экзекьютивные карточки. В настоящее время они выдаются только высокооплачиваемым клиентам (например, в Великобритании право пользоваться подобными карточками предоставляется лицам, имеющим доход свыше 20 тыс. ф.ст.), крупным бизнесменам, предпринимателям и т.д. Эти карточки позволяют использовать значительно более высокий лимит кредитования, чем лимит по кредитной карточке, что сочетается с простотой получения наличных денег, присущей карточкам платежным. Представителями исполнительных карточек сегодня являются золотые карточки (Gold cards), платиновые (Platinum), премиальные (Premium cards) и др. Годовая плата за использование им составляет примерно 40-50 ф.ст. 2.6. Чековая гарантийная карточка. Разновидность пластиковой магнитной карты, используемой для гарантии чека клиента – владельца карточки. Первая чековая гарантийная карточка была выпущена в 1964 г., а в настоящее время в Великобритании их насчитывают уже более 25 млн. Наряду с преимуществами, обуславливаемыми столь широкое распространение чековой гарантийной карты, её использование имеет некоторые недостатки. В целом карточка ускорила процесс оформления чека для оплаты товара, однако сегодня её владелец затрачивает до 90 секунд на оформление обычной операции. Вместе с тем по чековой гарантийной карточке устанавливается ежедневный лимит – предельная сумма платежа, гарантированная чековой карточкой. В настоящее время в Англии этот лимит составляет 50 ф.ст., а при использовании кредитной карты для оплаты товара лимит кредитования позволяет произвести значительно больший платеж. Поэтому клиенты предпочитают пользоваться кредитной картой 2.7. Виды электронных карточек. Микропроцессорные карты являются одним из видов электронных карт. Идею создания пластиковой карточки с одним или несколькими микропроцессорами для увеличения объема памяти и количества различных операций, выполняемых с ее помощью, высказал в середине 70 – х г.г. француз Ролонд Морено. Микропроцессорную карточку называют по разному: memore card, chip card, microcirruit card, smart card.размеры ее аналогичны размерам других пластиковых карточек. Особенностью же микропроцессорной карточки является ее способность надежно сохранять и использовать большие объемы информации. Все электронные карточки имеют встроенный микропроцессор и по мощности лишь немного уступают персональным компьютерам. В настоящее время микропроцессорная карточка представляет собой карточку размером с обычную кредитную или платежную карточку, в которую встроены так называемые микрочипы – микропроцессоры (отсюда и название карточки – микропроцессорная). Увеличенный таким образом объем памяти карточки позволяет сохранить и использовать информацию о ее владельце, банковском счете клиента, а также об около 200 последних операциях, произведенных с использованием карточки. Фактически микропроцессорная карточка представляет собой электронную чековую книжку, информацию о произведенных операциях по которой можно считывать с экрана терминала. Большинство микропроцессорных карточек имеют 2 – 3 зоны, одна из которых является секретной. На карточку можно нанести также магнитную полосу с тем, чтобы использовать ее в уже существующих электронных пластиковых карточек. Главным преимуществом микропроцессорных карточек по сравнению с обычными карточками с магнитной полосой является повышение надежности совершения операций. Такие карты практически нельзя подделать или подобрать идентификационный номер. Микропроцессорные карточки, кроме того, располагают энергонезависимой программируемой постоянной памятью. В эту память заносится вся необходимая информация, и она сохраняется даже после отключения источника питания. В каждую карточку, по существу, вмонтирован небольшой компьютер, управляющий всеми процессорами взаимодействия с памятью и различными внешними устройствами, которые используются для того, чтобы прочесть хранящуюся на карточке информацию и записать туда новые данные. Другим важным преимуществом микропроцессорной карточки является возможность совершать значительно больше различных видов операций по желанию клиента. Эти карточки еще нередко называют многоцелевыми или многофункциональными. Действительно, микропроцессорную карточку можно использовать для получения наличных денег со счета владельца карточки через банкомат, для оплаты товаров и услуг в организациях розничной торговли и бытового обслуживания, для получения ссуды и т. д. Причем лимит кредитования заранее запрограммирован в микропроцессоре карточки, и при каждой новой операции использованная сумма вычитается из общей суммы «покупательной силы» карточки. Первое использование карточки в следующем месяце после погашения задолжности клиента перед банком автоматически восстанавливает лимит на первоначальном уровне. В тоже время микропроцессорные карточки делятся на следующие виды (Банковское дело. Учебник. Стр. 528 – 529). 2.8. Карты памяти. Это простейшие электронные карточки, обладающие лишь памятью. Память микропроцессорных карт во много раз больше, чем магнитных. При этом ее можно считывать и перезаписывать многократно. Однако подобного вида карта еще не является по – настоящему смарт – картой, так как ее «интеллектуальные» возможности поддерживаются терминальным устройством, которое может считывать и записывать информацию в память карты. Строго говоря, эти карты точнее можно было бы назвать пластиковыми картами с интегральной схемой (Банковское дело. Учебник. Стр. 529).
2.9. Смарт – карты. Внешне смарт – карты похожи на карты памяти, однако микросхема смарт – карты содержит «логику», что и выделяет эти карты в отдельную группу интеллектуальных карт (по англ. smart). Микросхема смарт – карты представляет собой микрокомпьютер, способный выполнить расчеты подобно персональному компьютеру. Современные смарт – карты имеют мощность, сопоставимую с мощностью персональных компьютеров конца 80 – х г.г. основными их производителями являются: Gemplus (Франция), ATST (США), Philips TRT (Германия), Solais Sligos (Франция), Toshiba (Япония). Микросхемы к ним производят в основном следующие фирмы: Amtel (США), Hitachi (Япония), Motorolla (США), Philips (Германия) и др. (Банковское дело. Учебник. Стр. 529).
2.10. Суперсмарт – карты. В дополнение к возможностям обычной смарт – карты она имеет небольшой дисплей и вспомогательную клавиатуру для ввода данных. Эта карта объединяет в себе кредитную и дебетную карты, а также выполняет функцию часов, календаря, калькулятора, осуществляет расчеты по конвертации валют, может служить записной книжкой. Из – за высокой стоимости суперсмарт – карты не имеют сегодня широкого распространения, однако сфера их применения, вне всякого сомнения, будет расти в силу перспективности карт подобного вида. Известно, что магнитные и микропроцессорные карты отличаются процедурой их обработки. Магнитную карточку при совершении покупки владелец вставляет в специальное считывающее устройство (терминал), набирая персональный идентификационный номер (PIN). Терминал печатает три копии чеков, в которых расписывается покупатель. Каждый из этих чеков предназначен для одного из участников сделки (владельца карточки, магазина, банка). Для совершения сделки продавцу необходимо получить подтверждение платежеспособности клиента. Современные терминалы позволяют в режиме реального времени «on – line» за несколько секунд связываться с центральным компьютером в информационном центре. Иногда продавцу требуется дополнительное подтверждение платежеспособности владельца карточки. В этом случае он связывается с банком по телефону, сообщает номер счета клиента, конечный срок действия карточки, номер своего счета и сумму , на которую осуществляется сделка. Учреждение, от имени которого выдана карточка, соответствующим кодом, передаваемым по компьютерной сети, одобряет или откладывает сделку. Этот код фиксируется на торговом чеке, после чего сделка проводится по счетам владельца карточки. В конце каждого дня торговец собирает чеки, обработанные терминалом, заполняет депозитный бланк и посылает их по почте или относит в свой банк. Общая сумма выручки переводится на его текущий счет, как правило, немедленно. Затем осуществляются межбанковские операции. Банк продавца рассчитывается с банком – эмитентом карточек по системе клиринговых расчетов. А затем банк – эмитент получает платеж от владельца карточек. Микропроцессорные карточки обрабатываются несколько иначе. Карточка вставляется в специальное терминальное устройство – POS (Position of Sale), оборудованное считывающим устройством для электронных карт. Владелец вводит на клавиатуре свой PIN , а терминал проверит подлинность и «покупательскую силу» карточки. Если средств достаточно, то выполняется операция по списыванию средств на счет продавца (кредитуется POS – аппарат). Все это осуществляется в считанные секунды. Поскольку данные, характеризующие платежеспособность клиента, содержаться в самой памяти карты, нет необходимости в дорогостоящем и отнимающем много времени на подтверждение в режиме «on – line» каждой операции. Денежные средства перечисляются на банковский счет продавца во время одного сеанса телефонной связи, денежные средства могут быть переведены в банк с помощью специальной электронной карты, на которую записываются данные POS – аппарата и которая затем передается в банк. При каждом переводе средств на кассовом аппарате обновляется список утерянных, украденных и неиспользуемых карт. Таким образом, электронные карточки значительно упрощают и ускоряют процесс прохождения платежей, не требуют постоянного использования телекоммуникационных линий связи. Расчеты по таким карточкам не будут остановлены при неисправности центрального компьютера или других неполадках. Франция была первой страной в мире, где на национальном уровне ввели микропроцессорные карточки. В настоящее время в странах Запада проводится активная работа по внедрению микропроцессорных карт. Пример ФРГ подтверждает это положение. Немецкая микропроцессорная карточка имеет память, состоящую как бы из трех участков. В первом содержатся данные о размерах предоставленного кредита (от 300 до 3000 марок). Порядок пользования карточкой в торговых учреждениях аналогичен уже существующему (считывающий аппарат и личный код). Проверка кредитоспособности клиента проводится по телефону только при превышении лимита карточки, что само по себе дает существенную экономию по сравнению с другими, более простыми карточками. Два других участка микропроцессора открыты и не требуют пользования личным кодом, поскольку суммы незначительны. Вторая часть схемы хранит данные для телефонных разговоров. Из соображений безопасности сумма здесь ограничена 20 марками. Экономия издержек обращения достигается и в этой части платежей, так как больше не придется уничтожать использованные телефонные карточки и приобретать новые. Третий участок процессора представляет собой как бы «электронный кошелек» (50 – 100 марок), за счет которого клиент может покупать автобусные и железнодорожные билет, расплачивается на автостоянках или в бассейне и т. д. По мере исчерпывания сумм карточка вновь заполняется в банкоматах, что обеспечивает ей быстрое восстановление и многократное использование. Анализируя проблемы сопряженные с использованием микро - процессорных карточек, экономисты выделяют вопрос их себестоимости. Известно, что производственная себестоимость карточек с магнитной полосой значительно ниже себестоимости микропроцессорных карточек. По подсчетам немецких специалистов себестоимость микропроцессорной карточки с учетом всех возможных расходов на ее создание и использование составляют около 12 марок, то время как обычная телефонная пластиковая карточка стоит всего 2 марки. Только после расширения сферы применения микропроцессорных карточек их себестоимость может быть снижена до 5 – 7 марок. Учитывая эти и другие разнонаправленные факторы, в настоящее время достаточно сложно определить эффективность использования микропро - цессорных карточек. Вместе с тем экономисты считают, что за этими карточками большое будущее, поскольку прогресс техники и технологии с каждым годом расширяет возможности использования ультрасовременных проектов, сокращая затраты на их внедрение (Банковское дело. Учебник. Стр 529 – 531). 2.11. Лазерные карточки. Разновидностью многофункциональных пластиковых карточек является лазерные карточки, в основе создания и применения которых лежат новейшие технологии, в частности лазерное сканирование. Наиболее широко лазерные карточки представлены в США. Эти карточки могут накапливать большие объемы информации, и с их помощью можно выполнять множество операций – от оплаты товаров и услуг до использования в медицинских целях для диагностики состояния здоровья в любой момент времени в любой обстановке. Для этого клиенту достаточно приложить палец к сенсору на карточке, и на экране монитора появится расшифровка показателей состояния здоровья клиента.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы. Пластиковая карточка имеет много видов, проста и доступна в обращении. Также при помощи пластиковых карт можно получить наличные деньги, если это нужно и карта предназначена для применения к банкомату. А что такое банкомат?
3. Банкомат как элемент электронной системы платежей. Банкомат (ATM – Automated Teller Machine) – это многофункциональные автоматы, так называемые автобанки, управляемые последним поколением магнитных пластиковых карточек. Первые АТМ появились в конце 60 – х г.г. большинство первых автоматов выдавало лишь небольшие суммы наличных денег. Первые банкоматы в России были установлены в 1989 г. Госбанком СССР и Сбербанком СССР. Использование для выполнения простых банковских операций высвобождает банковских служащих, позволяет им сосредоточиться на оказании более специализированных видов услуг, и дает возможность в долгосрочной перспективе сократить затраты на предоставление услуг населению. Ценность применения банкоматов заключается в том, что они расширяют временные и пространственные рамки, в которых клиент может осуществлять банковские операции, например, по получению наличных денег и осуществлению вкладных операций. Для банка же банкомат является эффективным средством , которое позволяет сокращать персонал отделений и получать большую прибыль, а также для сохранения позиций на потребительском рынке (для привлечения клиентов в борьбе за пассивы), получения преимуществ в конкурентной борьбе. Столь бурное развитие АТМ объясняется также тем, что банки стремятся создавать альтернативу закрытым банковским учреждениям в субботние и воскресные дни. С точки зрения расходов банка на создание АТМ, применение автоматов считается эффективным, поскольку в этих условиях отпала необходимость в дополнительных расходах на помещения и обслуживающий персонал. С точки зрения клиента, пользование АТМ имеет преимуществ по сравнению с обслуживанием в банке. Прежде всего это быстрота и удобство для клиента, возможность осуществлять операции через банкомат в любое время дня и ночи, упрощенный доступ к АТМ ввиду объединения сетей. Поэтому в последние годы клиенты банков чаще обращаются к услугам банкоматов , чем в отделения банков. Причем больше половины клиентов пользуется услугами банкоматов регулярно. Но у банкоматов также есть и недостатки: а) списание средств за счет клиента в день проведения операции (за исключением субботы и воскресенья), а не через определенный промежуток времени, как в случае обращения в отделения банка. б) возможные потери и кражи карточек. в) могут быть в случае, если в данное время АТМ не работает по разным причинам. В будущем предполагается увеличить число действующих банкоматов, повысить их надежность, увеличить время работы до 24 часов в сутки, осуществлять меры по развитию сети АТМ. Но чтобы полнее реализовать потенциал банкоматов, банк должен связать услуги, предоставляемые АТМ, с услугами, оказываемыми отделениями, банковским обслуживанием клиентов на дому и другими способами оказания услуг в общую систему обслуживания клиентов (Электронные деньги: накопление, использование, безопасность) 4. Проблемы в использовании электронных денег. В использовании пластиковых карточек можно отметить множество преимуществ. Но даже со множеством этих преимуществ в их применении можно найти и отрицательные стороны. Одним из минусов для владельцев карт прежде всего являются затраты, которые они вынуждены нести. 1. За удобства, которые даст применение карточек приходится платить. 2. Карточки принимаются не во всех магазинах и иных организациях торговли и сферы обслуживания (особенно в странах, которые только вступают на этот путь). Для магазинов, которые осуществляют продажу своих товаров с помощью пластиковых карт, также есть некоторые неудобства. 1. Нужны начальные затраты на закупку или аренду соответствующего оборудования и последующие текущие затраты на поддержание его в рабочем состоянии, обслуживание. 2. Определенную сложность могут представлять процесс авторизации карточек, вообще отношение с процессинговым центром, обслуживающим карточки данного эмитента. Для банка также существуют менее приятные стороны. Прежде всего это связано с весьма высокими затратами, особенно в начале работы с карточками. Например, затраты Столичного банка сбережений – АГРО на создание собственной системы STB – card превысили 12 млн. долларов. Высокие затраты, а также слабое развитие современных средств связи, без которых нельзя вести обслуживание карточек, и некоторые другие обстоятельства делают крупные инвестиции в карточный бизнес в условиях России весьма рискованными. В западной экономической литературе последних лет широко обсуждаются социальные последствия применения кредитных карточек. Причем наиболее распространены взгляды экономистов, рассматривающих преимущества и недостатки применения карточек с позиции потребителя. Критики карточек полагают, что они «подстрекают» людей совершать «сверхтраты», перерасходовать собственные средства, увеличивая размер долга компаниям и банкам. Действительно, в Великобритании около ¾ владельцев кредитных карточек не погашают кредит в течении срока беспроцентного пользования ссудой и поэтому уплачивают проценты. Долг США по кредитным карточкам также весьма значителен. С позиции эмитента – банка, выпускающего карточки в обращение, наиболее серьезным является вопрос рентабельности выполняемых услуг. Так, для большинства операций , выполняемых при помощи кредитных карточек требуется несколько лет, чтобы стать прибыльными. Российские банки развивая активно эту область деятельности, нередко не отдают себе отчета в том, что речь идет о высокорисковых операциях. Рассматривая негативные стороны применения карточек, обращают внимание на себя внимание две проблемы: во – первых, объем бумажного документооборота существенно не снижается и, во – вторых, высок уровень неправомочного пользования карточками, подделок, мошенничества. Объемы бумажных документов значительно возросли в последние годы в результате увеличения числа выполнимых операций (более чем вдвое с 1980 г.), что , естественно, сказалось на увеличении административных расходов и числа обслуживающего персонала. Масштабы этой проблемы можно проиллюстрировать следующим примером. В 1990 г. «Аксессард» обработала 225 млн. чеков, и 51 млн. платежных документов магазинов. Для решения этой проблемы необходима дальнейшая электронизация операций в местах продажи. Мошенничество. Это другая серьезная проблема. Общая сумма незаконных операций с чеками и кредитными карточками в Великобритании составляет около 50 млн. ф. ст. в год, причем 20 млн. из них – это незаконные операции с кредитными карточками. Для предотвращения несанкционированного использования потерянных карточек в зарубежных странах ведется специальный реестр таких карточек - «stop list». Заметив пропажу карточки, владелец должен немедленно сообщить об этом банку. Последний рассылает эту информацию всем предприятиям, принимающим карточки. (Необходимо отметить, что в России отсутствует законодательство, регулирующее этот этап отношений банка с клиентом. А в зарубежной банковской практике встречались случаи, когда банк отказывался от ответственности, после того как клиент обнаруживал пропажу карточки). Казалось бы, постоянное ведение «стоп – листа» решает проблему незаконного использования потерянных и украденных карточек. Однако владельцы часто замечают пропажу не сразу, и информация о «замороженных»карточках доходит до торговцев через определенный период, поэтому у мошенников остается достаточно времени, чтобы использовать карточку.
Кроме того, для сокращения сумм ежегодных убытков от незаконного использования кредитных карт крупнейшие банки в середине 80 – х г. г. выпустили карточки последнего поколения (карточки с голограммой), подделать которые практически невозможно; предусмотрели блокировку счета клиента при утере карточки; внедрили порядок, при котором клиент имеет право лишь на три попытки, чтобы правильно набрать свой персональный идентификационный номер на клавиатуре банкомата, после чего карточка автоматически изымается из обращения и затем возвращается клиенту после выяснения причин неправильного набора номера. Банки устанавливают специальные телекамеры для идентификации всех пользователей банкоматов, используют сенсорные и другие устройства, чтобы предотвратить несанкционированное использование карточек.
Анализируя преимущества и недостатки применения кредитных карт на макроуровне – на национальном уровне, - следует подчеркнуть, что в процессе функционирования кредитных карточек существуют серьезные проблемы, оказывающие отрицательное влияние на экономику. Известно, что использование кредитных карт в качестве платежного средства таит в себе возможность увеличения денежной массы в обращении (поскольку ежегодная эмиссия карточек увеличивается на 20 – 25%), избыток который выедет к росту инфляции и другим неблагоприятным для экономики последствиям. Определение обязательного минимального месячного платежа по карточке и другие подобные меры позволяют контролировать денежную массу. Например, Казначейство Великобритании устанавливает лимит на получение наличных денег и минимальную сумму платежа (установленного для всех видов счетов), выраженных либо в процентах к сумме просроченного платежа, либо в фиксированной сумме (в зависимости от того, какая сумма больше). Используются и другие меры. Из всего выше перечисленного можно прийти к следующему выводу, что активно применяются меры по решению проблем, связанных с пластиковыми карточками. (Безналичные расчеты в экономике России. стр. 102 – 106). 5. Перспективы развития рынка пластиковых карт. В нашей стране перспективы развития пластиковых карт можно охарактеризовать как «начинающийся бум». На сегодняшний день специалисты оценивают количество выпущенных в России пластиковых карт как 300-400 тысяч (точные и надежные данные отсутствуют.) В России подавляющую часть составляют банки, планирующие или уже выпускающие российские карточки. Именно здесь заложен «заряд», который в ближайшее время «взорвет» рынок розничных банковских услуг, так как, практически каждый из этих банков уже имеет клиентуру насчитывающую тысячи и десятки тысяч лиц. При этом следует учитывать еще несколько факторов. Во-первых, все больше банков смещает акценты в своей деятельности на привлечение и работу с физическими лицами. Во-вторых карточка является универсальным средством, которое дает дополнительные плюсы владельцу практически любого банковского счета. Держателю она дает возможность рассчитываться без обязательного посещения банка, а последнему – возможность взимать дополнительную плату с клиента за удобство. В-третьих, практически все существующие в России платежные системы, а их около десятка, осознали ту простую истину, что будущий рост и развитие их системы прямо зависит от количества и качества работающих в них самостоятельных элементов, и развернули в этом направлении активную работу. Поэтому не будет ничего удивительного в том, что через год-два все российские банки, включая вновь созданные за это время, окажутся членами одной или нескольких платежных систем. Это означает увеличение числа эмитентов на порядок, с соответствующим или даже большим ростом количества выпущенных карточек. Вообще следует заметить, что российский рынок пластиковых карточек развивается как со стороны потенциальных клиентов, так и со стороны эмитентов, а точнее – специалистов, занимающихся карточками. Сейчас мы все еще переживаем начальный этап который характеризуется повальным, каким-то опьяняющим увлечением техникой, компьютерными технологиями и программным обеспечением. Это, вероятно, неизбежно. Но карточный бизнес, будь то эмитирование карточек банком, или создание и развитие платежной системы, без хорошего знания технологии, включая не только компьютеры, но и организационную сторону, просто не возможен. И у нас уже довольно много специалистов, но для многих из них знание и нюансы технологии, к сожалению напрочь заслоняют вопрос: а для чего это нужно? Чтобы карточная программа не стала бездонной ямой, в которой пропадают вложенные средства, возможны два варианта. Либо руководитель банка, курирующий карточки, начинает понимать карточную идеологию и технологию, либо координатор карточной программы перерастает уровень узкого специалиста отдела автоматизации и становится даже не бухгалтером, а менеджером данного направления. Сильные стороны карточной технологии давно успешно используются западными банками и компаниями для создания новых продуктов, приносящих прибыль, и именно это является целью любого бизнеса. У нас в России эта тенденция едва намечается, но именно она станет двигателем всего последующего развития карточного дела. На следующем этапе будет происходить постепенное смещение акцентов от «технологии» к финансовому контролю и маркетингу. Сейчас же на западе говорят о грядущей революции в связи с переходом от карточки с магнитной полосой к карточкам с чипом. Основное преимущество чиповых карт в том, что они являются средством, которое в первую очередь позволяет увеличить и разнообразить пакет услуг, предоставляемый клиенту. При этом платежной системе и банкам, входящим в неё, чиповая технология обойдется дешевле за счет сокращения потерь от мошенничества и снижения расходов на авторизацию и связь. Поэтому нет никаких сомнений, что чиповая технология будет заменять магнитную. Еще одна наметившаяся тенденция на российском рынке карточного бизнеса – специализация, процесс, неизбежно связанный с ростом числа людей и компаний, работающих с карточками. Уже есть несколько проверенных поставщиков пластиковых заготовок для карточек и специального оборудования: эмбоссеров, терминалов, банкоматов. Относительно будущего количества и живучести российских платежных систем можно сказать следующее. В России все меняется быстро, и банк или система, являющиеся сегодня лидером, могут через несколько лет совсем уйти с рынка. Этому явно способствует конкуренция, особенно заметная в крупных финансовых центрах. В целом, наиболее живучий окажется та платежная система, которая будет иметь более разветвленную сеть обслуживания вне крупных городов. Такова уж Россия – большинство населения живет не в областных центрах. Хотя использование пластиковых карт и очень практичное в использовании. Заключение Из всего рассказанного автором можно сделать следующие выводы. Под термином электронные деньги подразумеваются пластиковые карточки. Пластиковые карточки делятся на несколько видов. Каждый вид предназначен для использования в своей сфере. Также использование пластиковых карт относится к безналичному расчету. Это наиболее практичнее и удобнее наличного. При помощи карт (если это необходимо или ими нельзя оплатить товары или услуги) с помощью банкомата можно получить наличные деньги.
Но не смотря на практичность и удобство карт, существуют и проблемы связанные с ними. 1. Не исчезает объем бумажных документов в банках. 2. Мошенничество. Для борьбы с мошенничеством предпринимается множество мер но устранить это пока еще не удается. Также автор выяснил, что электронные деньги во многих странах мира имеют широкое распространение, но у нас в России совсем не так. В нашей стране столь масштабное хождение этих денег пока невозможно. Во-первых для использования всех видов этих денег нужны огромные затраты для закупки оборудования, компьютерных систем и др., что для нашей страны из-за экономики очень трудно. Во-вторых в России очень мало людей, которые могут открыть счет в банке и оплачивать с помощью карт свои расходы, т.к. наибольшее количество людей в нашей стране имеют доходы не позволяющие сделать это.
Но стоит надеяться, что наша страна в скором времени приподнимет свою экономику и использование электронных денег станет для российских граждан весьма привычным делом. Список использованной литературы. 1. Банковское дело: Учебник/Под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 57 с с.:ил. 2. Безналичные расчеты в экономике России. Анализ практики. – М.: «Консалт-Банкир», 1997. 3. Пластиковые карточки в России. Сборник. Сост. А.А. Андреев, А.Г. Морозов, Д.А. Равкин. М.: Банкцентр. 1995. 25 с с. 4. Рыночная экономика: Словарь./Под общ.ред. Г.Я. Кипермана. – М.: Республика, 1993. – 524 с. 5. Финансы и кредит. Пластиковые карточки. №3. – 1999. – стр. 49. 6. Электронные деньги: накопление, использование, хранение, безопасность/Под ред. В.П. Невежина – М., 1995. – стр. 364.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.