Реферат по предмету "Финансы"


Финансовая политика. Контрольная работа

Содержание:
Введение 1. Финансовая политика и механизм ее реализации 2. Содержание денежного обращения в РФ 3. Политика Банка России на открытом рынке Заключение
Практическая часть Список использованной литературы
Введение При переходе к рыночной экономике не так уж много факторов могут сравниться по своей значимости со стабильной и активно функционирующей структурой коммерческих банков и эффективной системой управления финансовыми и кредитно-денежными отношениями. Банковская система в экономике, связанной рыночными отношениями, исполняет три главные роли: 1. Развитая структура коммерческих банков управляет системой платежей. В развитых рыночных отношениях большинство коммерческих сделок производится путем перераспределения средств между различными банковскими вкладами посредством чеков или электронных переводов. 2. Наряду с другими финансовыми посредниками, банки направляют сбережения населения к фирмам и деловым предприятиям. Эффективность осуществления процесса инвестирования средств в значительной степени зависит от способности банковской системы предоставлять кредиты именно тем заемщикам, которые найдут способы их оптимального использования. 3. Коммерческие банки, действуя в соответствии с кредитно-денежной политикой Центрального Банка России, регулируют количество денег, находящихся в обращении. Стабильный и умеренный рост денежной массы, при соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство уровня цен. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Целью работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Для достижения цели необходимо рассмотреть, как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.
1. Финансовая политика и механизм ее реализации. Потребность в разработке и систематическом проведении финансовойполитики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 — 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 — 40-ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-ых же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятости, стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и другими. Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой,ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности. Под первой, то есть политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает: — рост государственных расходов; — снижение налогового бремени. Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированныйбюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии. Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права. В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротивнаправлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с егопотенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает: — уменьшение правительственных расходов; — увеличение налогов. Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться наположительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией. Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяетправительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальнойэкономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия финансовой политики на хозяйство страны. Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа: 1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов,которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения. 2. Определение основных направлений использования финансов наперспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактикифинансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей учитываютвозможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние ивнутренние политико-экономические факторы. 3. Собственно осуществление практических действий, направленныхна достижение поставленных целей. Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны.Среди них можно выделить следующие четыре, а именно: 1. Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Действительно, налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице, резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад. Другие типы пособий — такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования, — по характеру своего автоматического антициклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу. 2. Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденци в экономике. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства. 3. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с цельюсоздания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемыхдивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезкавремени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например, повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации. 4. Инертность склонности к потреблению. Так, индивид, стремясьподдержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимаетсяобязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему фискальной политики. При этом объекты налогообложения весьма различны: среди них и доходы, и стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и прочие объекты, установленные законодательными актами. Налоги как инструмент фискальной политики бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль фирм; на социальное страхование, на фонд заработной платы и на рабочую силу (социальные взносы); поимущественные налоги, том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Ко второму виду относятся налоги на товары и услуги; налог с оборотаили налог на добавленную стоимость; акцизы (прямо включаются в цену товаров и услуг); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги, так как они частично или полностью переносятся на цену товаров или услуг. Итак, основными налогами в Российской Федерации являются: 1. Индивидуальный подоходный налог, представляющий собой вычет из годовых доходов налогоплательщика. 2. Налог на прибыль фирм и предприятий. Взимается с чистойприбыли юридических лиц (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). 3. Социальные взносы, то есть выплаты, осуществляемые частичносамими рабочими и частично их работодателями, направляемые в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и так далее. 4. Поимущественные налоги, то есть налоги на имущество, дарениеи наследство. 5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины иакцизы, а также НДС. Исходя из описанной системы налогообложения, представляется возможным выделить такие главные принципы фискальной политики: а) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетомвозможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов. б) Налогообложение должно носить однократный характер. в) Обязательная уплата налогов. г) Процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной иудобной для налогоплательщиков. д) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой кменяющимся общественно-политическим потребностям. е) Налоговая система должна обеспечивать эффективноеперераспределение создаваемого ВНП. Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством,обязана отвечать основным принципам построения налоговой системыроссийского государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри федерации. Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции управления налогообложением: 1. Обеспечение финансирования государственных расходов, то естьпрямая функция налогов; 2. Поддержание социального равновесия путем изменениясоотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества; 3. Государственное антициклическое и противоинфляционное,секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция). В связи с этим интересен принцип взимания налогов в зависимости отспособности налогоплательщика, породивший систему прогрессивногоналогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип же пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах, независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают ееуменьшение по мере возрастания налоговой базы (дохода). Анализируя налоги как средство государственного управления деловойактивностью, важно остановиться на регулирующих их функциях: — установление и изменение системы налогообложения; — определение налоговых ставок, их дифференциация; — предоставление налоговых льгот — освобождение от налоговчасти прибылей и капитала с условиями их целевого использования всоответствии с задачами общей экономической политики правительства. Важную регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов. Так, глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличение налогов — обычный способ борьбы с повышенной деловой активностью. Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги), государство может создатьили уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов — воздействовать на фонд потребления в целом, на цены товаров и услуг.Таможенные пошлины — вид косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импорта, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом случаегосударство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику.Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.

2. Содержание денежного обращения в РФ. Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.
Денежное обращение подразделяется на налично-денежное и безналичное. Наличные и безналичные формы денежных расчетов хозяйственных субъектов могут функционировать только в органическом единстве. Между ними существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступления безналичных средств на счета в банке, - непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный платежный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования. Безналичное обращение – это движение денег безналичного оборота. Подними понимаются прежде всего банковские депозиты на счетах клиентов, использование которых осуществляется с помощью чеков, жироприказов, кредитных карточек, электронных переводов. В денежном обороте применяются также векселя, сертификаты, а в ряде стран – другие обязательства и требования. Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использованияналичных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения; организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов. Расчетные операции относятся к числу важнейших банковских операций.Они включают инкассовые, переводные и аккредитивные операции. С развитием и совершенствованием автоматизации банковских операций с середины 70-х годов в развитых странах стала применяться системаэлектронных платежей, используемых для кредитных и платежных операций и контроля за состоянием банковских счетов посредством передачи электронных сигналов, без участия бумажных носителей информации. Они способствуют ускорению денежного оборота, улучшению кредитно-банковского обслуживания клиентов, уменьшают издержки, связанные с выполнением платежных операций. Для своевременного перемещения средств от отправителя денежногоперевода к получателю при оптовых платежных операциях используются телеграфные переводы. В электронной системе денежных переводов в настоящее время действуют банковские автоматы, позволяющие клиенту банка самостоятельно подключаться к банковской ЭВМ и осуществлять наиболее распространенные операции: получение наличных денег со счета, внесение вклада, перевод средств по счетам и др. Некоторые банковские автоматы служат только для выдачи наличных денег. Налично-денежный оборот, представляющий совокупность платежей заопределенный период времени, отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа. Статьи 140, 861-885 Гражданского кодекса РФ предусматривают применение на территории РФ платежей в наличной и безналичной формах и раскрывают сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов. Сфера использования наличных денег в основном связана с доходами ирасходами населения:. расчеты населения с предприятиями розничной торговли и общественного питания;. оплата труда предприятиями и организациями, выплата других денежных доходов;. внесение денег населением во вклады и получение по вкладам;. выплата пенсий, пособий и стипендий, страховых возмещений по договорам страхования;. выдача кредитными организациями потребительского кредита;. оплата ценных бумаг и выплата по ним дохода;. уплата населением налогов в бюджет и др. Налично-денежный оборот между предприятиями незначителен, т.к.основная часть расчетов совершается безналичным путем. Установлен различный порядок расчетов с участием граждан в зависимостиот связи этих платежей с их предпринимательской деятельностью. С участием граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, разрешено осуществлять расчеты как наличными деньгами без ограничения сумм, так и в безналичной форме. Однако расчеты с гражданами, связанными с предпринимательской деятельностью, должны производиться, как правило, в безналичном порядке. Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам на основании заключенных договоров расчетно-кассового обслуживания. Каждое предприятие, организация могут иметь в банке только один основной счет - расчетный или текущий. Расчетные счета открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. Таким образом, владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость. Существуют два варианта организации межбанковских расчетов с помощью корреспондентских счетов: децентрализованный, основанный на корреспондентских отношениях коммерческих банков друг с другом, и централизованный, при котором расчеты между банками проводятся через их корреспондентские счета, открываемые в ЦБР.В России межбанковские расчеты ориентируются на второй(централизованный) вариант. Проведение расчетов между банками осуществляют специально создаваемые для этих целей органы ЦБР - расчетно-кассовые центры (РКЦ). В РКЦ по месту нахождения правлений коммерческих банков открываются корреспондентские счета банков. Филиалы банков имеют корреспондентские счета типа субсчетов.Расчеты векселями. Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя.Чековая форма расчетов. Расчеты чеками производятся с помощью расчетных, дорожных и других чеков. Чек - письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную сумму. Чаще всего различают денежные чеки и расчетные чеки. Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы и т.д. Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных расчетов.Расчетный чек - документ, содержащий безусловный письменный приказ владельца текущего счета (чекодателя) банку о выплате указанной в нем суммы определенному или предъявителю (чекодержателю). Вексель — это безусловное письменное долговое обязательство строгоустановленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю)бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплатыобозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные. Расчеты по инкассо. При расчетах по инкассо банк обязуется по поручению своего клиента и за его счет получить от должника (плательщика) причитающиеся клиенту денежные средства и (или) акцепт платежа. Эти расчеты осуществляются на основе инкассового поручения получателя платежа. Инкассовое поручение может быть оформлено с помощью различных расчетных документов, а также иным способом (чеком, векселем). Таким образом, и наличные, и безналичные формы расчетов просто необходимы для нормального функционирования экономики. Но, несмотря на всю важность наличного денежного обращения и его неотделимость от безналичного, можно смело говорить о том, что будущее принадлежит именно безналичным расчетам. Уже сейчас они очень актуальны для экономики, и платежный оборот современной России в подавляющей своей массе производится безналичное, хотя российская система расчетов еще очень далека от совершенства.




3. Политика Банка России на открытом рынке. Центральный Банк РФ (Банк России) – государственное кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства при обслуживании госбюджета.
Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Основная его задача – это проведение государственной политики в области эмиссии, кредита, денежного обращения. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России. Принцип независимости – ключевой элемент статуса Центрального Банка Российской Федерации – проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение. Функции Банка России: · во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; · монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; · является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; · устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; · устанавливает правила проведения банковских операций бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; · осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом; · осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; · регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; · осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач; · осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; · определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; · организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации; · принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации; · проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; · публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами. Для реализации возложенных на него функций Центральный Банк РФ участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям: n проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный Банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя; n проведение ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.
Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.
Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег. В настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая. Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.
Заключение. Несмотря на безусловно полезные способности налоговой системы кстабилизации, без целенаправленного воздействия правительства на экономическую ситуацию все-таки нельзя обойтись. Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком Р.Ф., являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер. Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения. Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Что нужно, для того чтобы лучше вписаться в международную систему расчетов, в международные финансовые потоки? Банковская система России должна совершенствоваться. Совершенствование в первую очередь необходимо по линии банковского надзора, по повышению достоверности банковской отчетности через применение штрафных и иных санкций к кредитным организациям, прибегающим к намеренному искажению своей отчетности.

Практическая часть. Задача 1. Заемщик взял кредит 1,5 млн. руб., сроком на 1 год. Уровень инфляции в год 10%. Банковская ставка 22% годовых. Определите покупательную способность возвращаемой суммы через год и вычислите дополнительный выигрыш кредитора от обесценивания денег.
Решение. Реальная % ставка = номинальная % - темп инфляции 12% =22% - 10% Дополнительный выигрыш кредитора составит: (1,5млн * 10%) / 100 = 150000 Покупательная способность возвращаемой суммы: (1,5млн. * 12 %) / 100 = 180000 – проценты по кредиту (1,680млн * 100 %) / 1,5млн = 112% - таким образом рост составил 12% Задача 2. Получена в банке ссуда в размере 60000 руб., которая должна быть погашена в течение трех лет вместе с процентами. Платежи в погашение ссуды производятся два раза ежегодно, равными суммами каждого платежа. Плата за кредит установлена в размере 16% годовых от остаточной суммы основного долга на начало периода (очередного платежа). Определить сумму, подлежащую выплате по истечению каждого шестимесячного срока.
Решение. Размер платежей составит: 60000 / ( 2 * 3) = 10000 Суммы подлежащие выплате в каждом полугодии: 10000 + (60000 / 100) * 8 % =10000 + 4800 =14800 10000 + (50000 / 100) * 8 % =10000 + 4000 =14000 10000 + (40000 / 100) * 8 % =10000 + 3200 =13200 10000 + (30000 / 100) * 8 % =10000 + 2400 =12400 10000 + (20000 / 100) * 8 % =10000 + 1600 =11600 10000 + (10000 / 100) * 8 % =10000 + 800 =10800 Задача 3. Рассчитайте доходность кредита, выданного коммерческим банком на следующих условиях: - сумма кредита 1 млн. руб.; - процент по кредиту 22 % годовых; - срок кредита 180 дней; Банк привлекает данные ресурсы на внутреннем рынке под 9% годовых.
Решение. Доходность для банка % по кредиту = % по кредиту – привлеч. деньги % 13% = 22% - 9% (1млн * 13 %) /100 = 130000 - сумма дохода банка за 1 год (130000 *180) / 365 = 64110 – сумма дохода банка за 180 дней





Список использованной литературы. 1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ, 2000. 2. Борискин А.В. Деньги Кредит Банки/ Е.Ф. Борискин,А.А. Тарабцева. – С-Пб.: СпецЛит, 2000. 3. Гончаров Д О банковской и коммерческой тайне. // Законность. 2000, №1, стр. 52. 4. Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. Авт.; под ред. Лаврушина О.И – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006. 5. Деньги. Кредит. Банки. Учебное пособие.- М.: КИОРУС, 2006. 6. Кожухарь Л.И. Основы общей теории и статистики – М.: Финансы и статистика, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.