Реферат по предмету "Финансы"


Управление финансами в РФ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Объекты и субъекты управления. 1.1.Объекты управления 1.2.Субъекты управления 1.3.Основные методы и формы управления финансами
2. Министерство финансов и другие ведомства управления финансами 3. Финансовый менеджмент. 3.1.Финансаовый механизм. Сущность финансового менеджмента. Основные цели, функции, задачи и методы финансового менеджмента 3.2.Упраление капиталом – максимальная прибыль и минимальный риск ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список использованных источников литературы ПРИЛОЖЕНИЕ







ВВЕДЕНИЕ Переход к новым рыночным отношениям – рыночной экономике – длительный и болезненный процесс. Об этом свидетельствует мировой опыт. Распад экономических связей со странами СЭВ, а затем и с союзными республиками СССР, переход на новые производственные отношения, структурная перестройка экономики привели к глубокому экономическому кризису – падению производства. Сегодня перед государством стоят задачи: остановить спад производства, остановить инфляционный процесс, активизировать инвестиционную деятельность для обеспечения структурной перестройки народного хозяйства; преодолеть бюджетный дефицит; совершенствовать систему налогообложения и все финансовые отношения. Основы современной финансовой политики России: признание свободы предпринимательской деятельности; введение разнообразных форм хозяйствования; приватизация государственных форм собственности и переход к смешанной экономике. На основании этого разрабатывается принципиально новый финансовый механизм. Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу. Большое значение имеет изменение практики перераспределения финансовых ресурсов, которое сегодня происходит исходя из спроса и предложения между экономическими субъектами, развитие страхового рынка, изменение расходов бюджета. Проведение всех изменений может быть осуществлено только благодаря качественному управлению всей финансовой системы. Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе. Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка. Генеральная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан. Таким образом, неоспорима актуальность исследования, посвященного проблемам управления финансами. Предметом исследования станут объекты и субъекты управления финансами. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. Естественно, что на протяжении многих лет происходят существенные изменения в системе управления финансами. Таким образом, цель исследования состоит в том, чтобы проследить развитие системы управления финансами в Российской Федерации, как на государственном, так и на региональном и местном уровнях. Для достижения данной цели необходимо будет решить следующие задачи. Во-первых, прежде чем проанализировать практическую реализацию идеи управления финансами РФ, необходимо будет определиться с основными теоретическими разработками по данной проблеме. Во-вторых, следует проанализировать правовое положение по тем органам, которые осуществляют управление финансами в РФ. В-третьих, необходимо будет определить особенности организации управления финансами. И, наконец, в-четвертых, проведем анализ современного состояния органов управления финансами в РФ. В данной работе будут проанализированы как нормативные акты, регулирующие вопросы управления финансами в РФ, так и работы ряда ученых, посвященных данной теме. Также в этой работе будут затронуты и средства массовой информации, в связи с тем, что изменения в системе управления финансами происходят намного быстрее, чем успевают выходить в свет какие-либо нормативные положения, отражающие данные изменения.
1. Объекты и субъекты управления.
1.1.Объекты управления. Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации. Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов. Построение финансовой системы базируется на следующих принципах: 1) Функциональное назначение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных, для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства). 2) Единство финансовой системы – предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах. 3) Территориальность – каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.
Финансовая система РФ
Финансы страхования

Финансы предприятий, организаций, учреждений

Государственные финансы Рис.1 Финансовая система Российской Федерации Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными группами и слоями населения. Государственные финансы – это отношения по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта (СОП) и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления. В сфере государственных финансов выделяются звенья: · государственный бюджет · внебюджетные фонды · государственный кредит Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государства сосредотачивается основная доля СОП и национального дохода (НД) (в России до 80% средств централизуется). Бюджет РФ как финансовый план государства базируется на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяется налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства. Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в бюджет. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования). Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств). В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
Как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов. Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.
Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. Государственный кредит функционирует в следующих формах: государственные займы, гарантированные займы. Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. В форме условного государственного долга выступают гарантированные обязательства федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ либо хозяйствующими субъектами. В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри звеньев сферы государственных финансов делятся на подзвенья: · федеральные финансы · финансы субъектов РФ · местные финансы Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих. Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья: · финансы коммерческих предприятий и организаций · финансы некоммерческих организаций Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеет свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владения имуществом, выполнением обязательств, налогообложением. Финансовые ресурсы предприятий представляют собой денежные доходы и накопления (собственные средства), а также денежные поступления извне (привлеченные и заемные средства), используемые ими для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала и рабочей силы. Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп: - отношения с другими предприятиями и организациями; - внутри предприятия; - внутри объединений, предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга; - с финансово-кредитной системой – бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования. Страхование – это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев. Финансы страхования связаны с перераспределением денежных средств, поступающих от физических и юридических лиц. Ущерб по страховым случаям раскладывается между участниками страхования. По различиям в объектах страхования страховые отношения можно поделить на пять групп: · социальное; · личное; · имущественное; · страхование ответственности; · страхование предпринимательских рисков. В социальном страховании в качестве объекта выступает уровень дохода граждан и включает в себя страхование пенсий, пособий, льгот. При личном страховании объектом является жизнь, здоровье и трудоспособность – страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Объектом страхования ответственности выступает обязанность страхователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещению материального и иного ущерба, если он был нанесен другими лицами. При страховании ответственности возмещение ущерба производит страховая организация. В страховании предпринимательских рисков объектом является риск неполучения прибыли или образования убытка (страхование на случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, страхование от простоев оборудования и др.) Страхование проводится в обязательной и добровольной форме. Оптимальное сочетание обязательного и добровольного страхования позволяет сформировать систему страхования, обеспечивающую универсальный объем страховой защиты общественного производства.
1.2. Субъекты управления. Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ. Президент РФ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием. Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.) Правительство РФ – рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти. Министерство финансов РФ (МФ РФ): - осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства; - развивает бюджетный федерализм; - разрабатывает проект федерального бюджета; - составляет отчет о выполнении федерального бюджета; - составляет консолидированный бюджет; На Министерство финансов возложены следующие функции: - участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы; - подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений - участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;
- проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета; Министерство по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП РФ) осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютный контроль.
Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд. Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов. Счетная палата Российской Федерации – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию. Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.
1.4. Основные методы и формы управления финансами. Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления. Конкретными методами и формами управления финансами служат: - финансовое планирование; - прогнозирование; - программирование; - финансовое регулирование; - оперативное управление; - финансовый контроль; Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие. Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы. Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов, получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, – сметы; общественные объединения, страховые компании – финансовые планы; органы государственной власти – бюджеты различных уровней. Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами. Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения, обоснование показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов: - построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих или влияющих на экономические процессы; - корреляционно-регрессионный анализ; - метод экспертной оценки. Финансовое программирование – метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает: - установление приоритетов расходов по направлениям; - повышение эффективности расходования средств; - прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта. Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели. Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы. Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне. Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются: - налоги и неналоговые платежи в бюджет; - финансовые льготы и санкции; - общие и целевые субсидии; - доходы и расходы внебюджетных фондов;
- доходы и расходы государственных предприятий и организаций. Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.
К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов. Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций. Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач. Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий. Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль,являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций. Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Финансовый контроль включает: -проверку соблюдения экономических законов (оптимальности распределения и перераспределения национального дохода); -составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль); -эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений; -налоговый контроль. Финансовый контроль преследует следующие задачи: -содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов; -обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; -выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов. Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения. В зависимости от субъектов контроля, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: · общегосударственный контроль, проводится органами государственной власти. Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств; · ведомственный контроль, осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций; · внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля – хозяйственная и финансовая деятельность; · общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач; · независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами. К методам финансового контроля относятся: -Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению. -Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций и учреждений. -Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением нормативов и правил. -Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования. -Ревизия – наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта. Контроль осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы управления, финансовые, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства; финансовые службы предприятий, организаций и учреждений. 2. Министерство финансов и другие ведомства управления финансами. Основные положения и сущность функций и задач МФ РФ, а также МНС РФ и ФСНП были изложены выше. А теперь попытаемся раскрыть механизм реализации этих функций и задач. Деятельность Министерства финансов РФ определяется и регулируется положением "О Министерстве финансов" утвержденным постановление Правительства РФ. Согласно положению МФ РФ издает в пределах своей компетенции на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.
Минфин проводит в своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств. Также органы министерства проводят документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, организуют ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Министерство финансов имеет право: -ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета; -взыскивать в установленном порядке с организации средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому направлению, с наложением штрафа; -выдавать ссуды за счет средств федерального бюджета; -предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет; -осуществлять лицензионную деятельность. В соответствии с положением Министерство финансов для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои территориальные органы. Центральный аппарат Министерства финансов включает следующие подразделения: 1) Департамент бюджетной политики – составляет проект бюджета и организует его исполнение. 2) Департамент отраслевого финансирования – определяет направление финансирования отдельных отраслей промышленности, АПК, выделение инвестиций, финансирование транспорта, связи. 3) Департамент межбюджетных отношений – регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов федерации. 4) Департамент управления государственным внутренним долгом – занимается эмиссией внутренних государственных займов, выплатой процентов и погашением. 5) Департамент управления государственным внешним долгом – производит выпуск внешних займов и их погашение. 6) Департамент аудита – осуществляет регламентацию и лицензирование аудиторской деятельности, аттестацию аудиторов, а также выполняет функции упраздненного Контрольно-ревизионного управления. 7) Департамент бухгалтерского учета и отчетности – разрабатывает методы, принципы и формы бухгалтерского учета и отчетности, а также нормативные документы по формам учета и отчетности (План счетов, формы бухгалтерского баланса и отчет о прибылях и убытках и др.) 8) и другие департаменты. В составе Министерства финансов на основании Указа президента РФ "О Федеральном казначействе", Постановления Правительства РФ "О Федеральном казначействе Российской Федерации", утвердившим Положение о нем действует Федеральное казначейство РФ, которое представляет собой единую централизованную систему. Структура территориальных органов казначейства является трехуровневой: 1. Главное управление федерального казначейства (ГУФК). Осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций и управление движением средств на счетах казначейства, информирует высшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством. 2. Управления федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и С.-Петербургу. Обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части и расходованию средств федерального бюджета. 3. Отделения федерального казначейства (ОФК) по городам, районам и районам в городах, кроме городов районного подчинения. Осуществляют формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям. Выполняют учет операций по движению средств на счетах в банках и лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в органах казначейства, и представляют вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов федерального бюджета на территории. ОФК осуществляют текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета бюджетополучателями. Исполнение бюджетов органами федерального казначейства происходит на основании закона о федеральном (или иного уровня) бюджете на соответствующий год и представляет собой два параллельно осуществляемых процесса: исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам. Налоговые органы РФ – единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства. Деятельность налоговых органов регламентируется и определяется на основании закона "О налоговых органах РФ" и Налогового кодекса. Задачи контроля со стороны налоговых органов: 1) Выявление суммы сокрытого от налогообложения дохода, сокрытой (заниженной) прибыли. 2) Изыскание дополнительных платежей в доходы бюджета. Налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства, информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах; обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных и взысканных сумм налогов пеней и. Налоговые органы вправе: 1. Производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые сведения по вопросам возникающим при проверках. 2. Обследовать любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, организаций и граждан. 3. Требовать от руководителей и других должностных лиц, а также граждан устранения выявленных нарушений. 4. Приостанавливать операции по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления налоговым органам документов связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей. 5. Выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений. 6. Взыскивать недоимки и пени по налогам. 7. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации предприятий любой организационно-правовой формы, о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
8. Налагать административные штрафы. МНС РФ является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля. Налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков. Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов.
МНС РФ подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ. Управления МНС РФ (УМНС) по субъектам РФ осуществляют руководство территориальными государственными налоговыми инспекциями. И обеспечивают через них решение задач налоговых органов. Также УМНС занимается контролем крупных налогоплательщиков имеющих межрегиональную структуру. Территориальные государственные налоговые инспекции (ТГНИ) осуществляют непосредственную работу с налогоплательщиками. Проводят камеральные проверки (на основании отчетных данных предприятий и поступивших отчетов по налогам по налогам), документальные (с выходом на предприятие, не реже одного раза в год), комплексные – проверяются все стороны деятельности предприятия), тематические. Методы проведения проверок: сплошной, выборочный, формальный, арифметический, встречные проверки. Федеральные органы налоговой полиции выполняют свои функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции". Органы налоговой полиции полномочны: 1) производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции указанных органов; 2) по запросам налоговых органов участвовать в налоговых проверках; 3) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом "О федеральных органах налоговой полиции" Однако, в связи с реформами, производимыми в настоящее время в России, в структуре органов управления финансами так же произошли изменения. В частности, были упразднены Министерство по налогам и сборам и налоговая полиция. Функции ФНСП будут переданы МВД, то есть в системе министерства будет создана Федеральная служба по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями. Естественно, что в связи с переходом функций изменится и нормативно-правовая база, так как у МВД и ФСНП несколько разные функции и полномочия. После внезапного упразднения налоговой полиции резко усилились разговоры о реформировании Министерства РФ по налогам и сборам. Возможно, это министерство преобразуют в отдельную службу или произойдет слияние с другим ведомством. Например, с Минфином, при котором будет образован соответствующий комитет или департамент. 4. Финансовый менеджмент.
4.1. Финансовый механизм. Сущность финансового менеджмента. Основные цели, функции, задачи и методы финансового менеджмента. В целях управления финансами предприятий применяется финансовый механизм. Финансовый механизм предприятий – это система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты деятельности. Прежде всего, с его помощью достигается обеспеченность предприятия необходимыми средствами. Финансовая деятельность на предприятиях осуществляется финансовым отделом, службой – на крупных и средних предприятиях, либо только финансовым директором или главным бухгалтером, который занимается не только вопросами бухгалтерского учета, но и вопросами финансовой стратегии, на малых предприятиях. Свою работу данные структуры осуществляют в соответствии с целями, функциями, задачами, и методами финансового менеджмента. Финансовый менеджмент – это профессиональная управленческая деятельность по оценке производственных и финансовых направлений деятельности хозяйствующего субъекта в контексте окружающей среды, организации денежных потоков предприятия, формированию и использованию капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для достижения стратегических и тактических целей развития предприятия. Целью финансового менеджмента являются выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или её отдельных производственно-хозяйственных звеньев. Такой системой целей может быть: -выживание компании в условиях конкурентной борьбы; -избежание банкротства и крупных финансовых неудач; -максимизация прибыли; -минимизация расходов; -устойчивые темпы роста экономического потенциала компании; -рост объемов производства и реализации; -увеличение доходов руководящего состава и владельцев компании; -обеспечение рентабельности деятельности и др. В конечном итоге все эти цели ориентированы на повышение доходов вкладчиков (акционеры) или владельцев (собственников капитала) компании. Функции финансового менеджмента: -Планирование. Включает в себя стратегическое и текущее финансовое планирование. Составление различных смет и бюджетов для любых мероприятий. -Участие в определении ценовой политики и прогнозировании сбыта. -Оценка возможных изменений структуры (слияние, разделение или поглощение фирм). -Обеспечение источниками финансирования. Поиск внутренних и внешних источников кратко- и долгосрочного финансирования. Выбор оптимального их сочетания. -Управление финансовыми ресурсами. Управление денежными средствами на счетах и в кассе, в расчетах. Управление портфелями ценных бумаг. Управление заемными средствами. -Учет, контроль и анализ. Выбор учетной политики. Обработка и представление учетной информации в виде финансовой отчетности. Анализ и интерпретация результатов. Сопоставление отчетных данных с планами и стандартами. Внутренний аудит. В задачи финансового менеджмента входит нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и принимаемыми решениями в краткосрочном и долгосрочном финансовом управлении. Задачей финансового менеджмента является определение приоритетов и поиск компромиссов для оптимального сочетания интересов различных хозяйственных подразделений в принятии инвестиционных проектов и выборе источников их финансирования. Тактические задачи финансового менеджмента: обеспечение сбалансированности и сроков поступления денежных средств; обеспечение необходимых объемов поступлений; обеспечение рентабельности продаж (конкурентоспособности на оперативном уровне). Таким образом, оперативное (тактическое) управление сводится, по существу к управлению оборотным капиталом предприятия. В конечном итоге основная задача финансового менеджмента – принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками её финансирования как внешними, так и внутрифирменными.
Конкретные формы и методы реализации функций и решения задач финансового менеджмента определяются финансовой политикой предприятия. Разработка и осуществление финансовой политики занимают существенное место в общем механизме централизованного управления. Её роль в централизованном управлении фирмой определяется тем, что она затрагивает все стороны экономической деятельности фирмы – научно-техническую, производственную, материально-техническое снабжение, сбыт – и отражает в концентрированном виде влияние многочисленных внутренних и внешних факторов. В рамках единой финансовой политики, разрабатываемой на высшем уровне управления, определяются в глобальном масштабе источники финансовых ресурсов и их распределение в рамках фирмы.
Методической основой при разработке финансовой политики в конкретной фирме может служить Приказ Минэкономики РФ «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия» от 01.01.97 №118, в котором предусмотрены следующие элементы: · учетная политика; · кредитная политика; · политика управления денежными средствами; · политика в отношении управления издержками; · дивидендная политика. Выбор варианта учетной политики предприятие должно осуществлять в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. В РФ таким документом является Положение по бухгалтерскому учету. В рамках кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами - определение величины собственных средств, потребности в заемных средствах. Политика управление денежными средствами связана с оптимизацией остатков средств на счетах, минимизации разрывов между поступлением средств и их использованием, применением различных схем расчетов, предусматриваемых в договорах. Политика в отношении управления издержками реализуется с помощью разработки системы бюджетирования, предусматривающей разработку бюджетов (смет) по всем основным элементам затрат и осуществления эффективного контроля за их исполнением. Дивидендная политика должна уравновешивать защиту интересов собственников с интересами менеджеров и инвесторов с целью максимизации цены предприятия. Возможны следующие варианты дивидендной политики: · дивиденды как постоянный процент от прибыли; · политика форсированных дивидендных выплат – дивиденды выплачиваются в фиксированном размере на каждую акцию; · политика выплат гарантированного минимума и экстра дивидендов; · капитализация дивидендов – выплата дивидендов акциями (при финансовых затруднениях). В современных условиях главная особенность финансовой политики фирм состоит в комплексном использовании финансовых инструментов, причем в зависимости от конкретных условий преобладающее значение в отдельные периоды может придаваться тому или иному инструменту. Выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта); кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы и др.); и способы участия в уставном капитале (акции и паи). Основными методами финансового менеджмента, реализуемыми в ходе проведения финансовой политики, являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, кредитование, самофинансирование, система расчетов, система финансовых санкций, система производства амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, трансфертные операции, залоговые операции, аренда, лизинг, факторинг. Для осуществления этих методов используются приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, дисконтирование и др. Основой информационного обеспечения системы финансового менеджмента служит любая информация финансового характера: -бухгалтерская отчетность; -сообщения учреждений банковской системы; -информация товарных, фондовых и валютных бирж; -прочая информация. Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения: законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др. В условиях рыночной экономики финансовый менеджер становится одной из ключевых фигур в компании. Он ответственен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения и иногда за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий. Финансовый менеджер – как правило, ответственный исполнитель принятого решения, а также осуществляет оперативную финансовую деятельность.
4.2. Управление капиталом – максимальная прибыль и минимальный риск. Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности. И что особо важно – конечный результат. А следовательно – это один из основных показателей плана и оценки деятельности предприятий. Прибыль является показателем, наиболее полно характеризующим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности, уровень себестоимости. Во многом конечные показатели прибыли, а также производные от нее показатели рентабельности, определяют управленческие решения в рамках принятой финансовой политики. Абсолютное увеличение прибыли не всегда объективно отражает повышение эффективности производства. Для реальной оценки уровня прибыльности используются методы комплексного анализа прибыли. Прежде всего валовую прибыль анализируют по ее составным элементам, главным из которых является прибыль от реализации продукции (услуг, работ). Затем анализируются укрупненные факторы изменения прибыли от выпуска товарной продукции (затраты на денежную единицу товарной продукции, объем и структура реализации, изменение уровня цен на реализованную продукцию, а также на приобретенные сырье, топливо материалы, затраты на оплату труда и др. затраты). Наряду с этим проводится анализ изменения прибыли от прочей реализации и внереализационных операций. Также широко используются показатели рентабельности. Которые отражают уровень прибыльности относительно определенной базы (полная себестоимость реализованной продукции, стоимость производственных фонов и др.). Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и реализации продукции, повышение производительности, снижение себестоимости. Приоритетной задачей каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строго режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования. Основным результативным показателем эффективности деятельности служит чистая прибыль компании. C позиции финансового управления деятельностью коммер­ческой организации чистая прибыль зависит: во-первых, от того, на­сколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы, т.е. во что они вложены, и, во-вторых, от структуры источников средств.
Ниже будет изложена деятельность финансовых менеджеров по управлению капиталом с целью обеспечения максимальной прибыли при минимальном риске. Риск и доходность в финансовом менеджменте рассматриваются как две взаимосвязанные категории. Риск – это вероятность потенциальной потери вложенных средств, либо недополучения дохода по сравнению с прогнозом или планом. На практике широкое применение нашли способы оценки риска с помощью концепции левериджа.
Теку­щая деятельность сопряжена с риском, в частности производствен­ным и финансовым, который следует принимать во внимание в зави­симости оттого, с какой позиции характеризуется компания. Характеристика может быть выполнена либо с позиции активов, которыми владеет и распоряжается предприятие, либо с позиции источников средств. В первом случае возникает понятие производственного риска, во втором — финансового риска. Производственный риск — это риск, в большей степе­ни обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т.е. структу­рой активов, в который фирма решила вложить свой капитал. Доста­точно очевидно, что производство основных продуктов питания, без которых не может прожить человек и спрос на которые сравнительно легко предсказуем, гораздо менее рисковый бизнес по сравнению с пошивом ультрамодной обуви, хотя, возможно, и не такой прибыль­ный. Производственный риск определяется многими факторами: ре­гиональные особенности, конъюнктура рынка, национальные тради­ции, инфраструктура и т.п. К примеру, очевидно, что при прочих равных условиях оценки риска вложения средств в организацию производства зонтиков от дождя в Великобритании и на Ближнем Востоке принципиально различаются ввиду неодинаковости климатичес­ких условий. Риск, обусловленный структурой источников, называется финан­совым. В этом случае речь уже не идет о том, куда вложены денеж­ные средства, а о том, из каких источников получены средства и каково соотношение этих источников. В данном случае важен, прежде всего, вопрос о том, как соотносятся между собой собственный и заемный капиталы. С позиции финансового риска компания, осуществляющая свою деятельность лишь за счет собственных средств, и компания, 90% совокупного капитала которой представляют собой банковские кредиты, диаметрально различаются. Количественная оценка риска и факторов, его обусловивших, осу­ществляется на основе анализа вариабельности прибыли. В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой зат­рат активов или фондов, понесенных для получения данной прибы­ли, характеризуется с помощью показателя «леверидж». Производственный леверидж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей сумме и вариабельностью показателя «прибыль до вычета процен­тов и налогов». Именно этот показатель прибыли позволяет выделить и оценить влияние изменчивости операционного левериджа на финансовые результаты деятельности фирмы. Если доля постоянных расходов велика, то даже незначительное изменение объемов производства может привести к существенному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы компания вынуждена нести в любом случае, производится продукция или нет. Чем выше уровень производственного левериджа, тем выше производственный риск компании. Финансовый риск находит отражение в соотношении собственных и заемных средств как источников долгосрочного финансирова­ния, целесообразности и эффективности использования последних. Использование заемных средств связано для коммерческой организации с определенными, порой значительными издержками. Оптимальное сочетание между собственными и привлечен­ными долгосрочными финансовыми ресурсами и его влияние на прибыль характеризуется категорией финан­сового левериджа. Количественно эта характеристика измеряется соотношением меж­ду заемным и собственным капиталом; уровень финансового леверид­жа прямо пропорционально влияет на степень финансового риска ком­пании и требуемую акционерами норму прибыли. Чем выше сумма процентов к выплате, являющихся, кстати, постоянными обязатель­ными расходами, тем меньше чистая прибыль. Таким образом, чем выше уровень финансового левериджа, тем выше финансовый риск компании. Исходя из вышеизложенного становится понят­но, почему такое большое внимание с позиции стратегического планирования уделяется операционному и финансовому левериджу — именно условно-постоянные расходы производственного и финансового характера в значительной степени определяют конечные финансовые результаты деятельности предприятия. Финансовая устойчивость предприятия зависит не только то умелого управления рисками, но и от организации оборотных средств: определение состава и структуры оборотных средств; определение потребности предприятия в оборотных средствах (определение нормативов оборотных средств); изыскание и грамотное соотношение источников формирования оборотных средств (собственных и привлеченных); распоряжение и маневрирование оборотными средствами; эффективное использование оборотных средств (ускорение оборота оборотных средств, рациональная организация производственных запасов). В заключение выше сказанного считаю возможным привести пример реализации функций и задач финансового менеджмента в российской организации – Сберегательном Банке Российской Федерации (Сбербанк России). Естественно банковская сфера обладает своими особенностями и спецификой сильно отличающими ее от сферы производства. Но дает возможность раскрыть основные принципы, механизмы и содержание финансового менеджмента. В настоящее время Сбербанк РФ является универсальным коммерческим банком с организационно-правовой формой – открытое акционерное общество. Крупнейший акционер банка – государство в лице Центрального Банка России. Главная специализация Сбербанка – это рынок розничных услуг, где он также является и лидером. В свою очередь это обуславливает некоторые моменты финансового управления. Рис.2 Структура акционеров на 01.01.2000г. Необходимо отметить, что финансовые менеджеры банка, независимо от их уровня, руководствуются в своей деятельности принципами, приемами и методами, которые излагает общая наука об управлении – менеджмент. В Сбербанке обеспечивается единая процентная политика, учитывающая региональные особенности, действует централизованная система контроля, учета и управления рисками, управления финансовыми потоками и ликвидностью. Банк проводит процентную и тарифную политику, исходя из рентабельности операций и оценки рыночных условий. Значительные объемы продаваемых продуктов и предоставляемых услуг снижают себестоимость отдельных операций и тем самым обеспечивают наиболее конкурентные цены для клиентов Банка. Основные направления деятельности банка. Привлечение В качестве основных источников привлечения средств Банк определяет: · Сбережения населения – главный и наиболее стабильный инвестиционный ресурс. · Средства юридических лиц – наиболее динамично растущая составляющая пассивов Банка.
· Средства, привлекаемые на международных финансовых рынках, – долгосрочный пассив для расширения финансирования инвестиционных проектов. Рис.3 Структура привлеченных ресурсов на 01.01.2000 г.
Политика Банка в области привлечения будет направлена на сохранение лидирующего положения на рынке вкладов физических лиц. Сбережения населения по-прежнему будут являться основой ресурсной базы. В числе приоритетов процентной политики будет увеличение доли долгосрочных депозитов. Реализация такой процентной политики позволит Банку существенно сократить процентный и валютный риски. Оптимизируя структуру вкладов по срокам привлечения, Банк будет учитывать риск возможности безусловного досрочного отзыва депозита вкладчиком, что предусмотрено Гражданским Кодексом. С целью улучшения структуры привлеченных ресурсов и предоставления конкурентоспособных ценовых условий для инвестиций в реальный сектор экономики, Банк ставит одной из основных задач в области привлечения средств сохранение и увеличение доли на рынке банковского обслуживания корпоративных клиентов. Что также будет способствовать снижению процентного риска и повышению объемов непроцентных доходов Банка. Банк продолжит практику привлечения средств физических и юридических лиц путем эмиссии долговых обязательств и выпуска банковских сертификатов и предполагает сохранить долю данного вида ресурсов на уровне 6-7% от объема привлеченных Банком средств. Банк планирует сохранить долю этих инструментов привлечения на постоянном уровне для диверсификации ресурсной базы, будет повышать их привлекательность как средства накопления и расчетов. Роль лидера банковской системы России, высокие показатели ликвидности и надежности дают Банку конкурентные преимущества в работе на межбанковском рынке и позволяют использовать инструменты привлечения средств с целью обеспечения краткосрочной ликвидности, удешевления финансирования текущих платежей, более эффективного использования остатков на счетах Банка. Заимствования среднесрочных и долгосрочных ресурсов у коммерческих банков как существенные источники формирования ресурсной базы Банка не рассматриваются. Размещение Для достижения основных стратегических целей Банк будет поддерживать оптимальное соотношение между тремя основными направлениями деятельности в области размещения ресурсов: · Кредитование физических лиц - перспективный сегмент рынка размещения ресурсов. · Кредитование, проектное финансирование и вложения в долговые ценные бумаги юридических лиц - главное направление размещения ресурсов, содействующее развитию национальной экономики, поддержке отечественного производителя товаров и услуг. · Инвестиции в государственные ценные бумаги, кредитование и участие в реализации целевых государственных и региональных проектов — основная форма поддержки экономических программ государства. В рамках стратегии в области управления рисками при формировании активов Банк будет стремиться к поддержанию достаточного уровня ликвидности, сбалансированности структуры активов и пассивов Банка по срокам и видам валют, обеспечению необходимого уровня диверсификации по регионам, отраслям, клиентам и размерам инвестиций. Развитие активных операций Банка будет осуществляться с учетом оценки эффективности различных сегментов рынка. Рис.4 Структура размещенных ресурсов на 01.01.2000 г. Основными направлениями оптимизации структуры высоколиквидных активов будут: · минимизация остатков наличности в кассе, средств на корреспондентских счетах в Банке России, не приносящих доход; · повышение уровня доходности размещения средств на счетах в банках-корреспондентах и в межбанковских депозитах; · создание высоколиквидных торговых портфелей ценных бумаг первоклассных российских и иностранных эмитентов, обеспечивающих доходность на уровне выше ставок денежного рынка; размещение средств в краткосрочные финансовые инструменты международного финансового рынка с фиксированными параметрами риска и доходности. Главной задачей Банка в области кредитования является увеличение качественного и высокодоходного кредитного портфеля на основе минимизации и диверсификации кредитных рисков. Банк продолжит кредитованиевсех основных групп клиентов: населения, корпоративных клиентов, федеральных структур и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, кредитно-финансовых организаций. Рис.5 Структура кредитного портфеля по направлениям кредитования на 01.01.2000 г. По мере стабилизации экономической ситуации в стране и роста платежеспособного спроса населения планируется увеличить долю кредитов физическим лицам в кредитном портфеле Банка за счет наращивания объемов предоставляемых кредитов и услуг. Банк предполагает повысить свою долю на рынке кредитования населения до 30%. Определяющими факторами при принятии решений о кредитовании будут оставаться эффективность бизнеса заемщика, рентабельность финансируемого проекта, а также поддержание стабильных оборотов по счетам в Банке Кредитование корпоративных клиентов будет осуществляться по следующим основным направлениям: краткосрочное коммерческое кредитование, инвестиционное кредитование и проектное финансирование. Краткосрочное кредитование корпоративных клиентов в рублях и иностранной валюте на срок до одного года будет ориентировано на удовлетворение потребностей клиентов в оборотных средствах. В качестве целевых групп по данному виду кредитования выделяются клиенты с наиболее высокой оборачиваемостью средств, которые представлены предприятиями легкой и пищевой отраслей, службы быта, торговыми и торгово-посредническими предприятиями. Торговый портфель ценных бумаг создается как эффективный инструмент снижения затрат на поддержание краткосрочной ликвидности Банка, необходимое условие для развития клиентских операций. Сбербанк России рассматривает инвестиционные вложения в ценные бумаги как один из основных активов Банка, способ эффективного вложения собственных средств и ресурсов, привлеченных у клиентов. Финансовые результаты и капитал Собственный капитал (млрд. руб.) В качестве одной из стратегических задач Банк определяет значение отношения прибыли к капиталу на уровне не менее 20%, что позволит обеспечить акционерам Банка уровень доходности, соответствующий рыночным условиям, при сохранении умеренного риска вложений. Прибыль (млрд. руб.) Обеспечение роста прибыли Банка будет являться основным источником наращивания капитала. Банк рассматривает увеличение капитала как необходимое условие для соответствия возрастающим потребностям российских предприятий в получении кредитных ресурсов значительных объемов и сроков. Необходимость увеличения капитала также вызвана внедрением современных информационных технологий и совершенствованием материально-технической базы Банка.
Источниками увеличения собственных средств могут стать как дополнительная эмиссия акций, так и конвертируемые облигации, субординированный кредит и другие. И подводя итог можно отметить, что рост рыночной цены и привлекательности акций Сбербанка будет обеспечиваться высокими финансовыми результатами и ростом рейтинга банка, повышением прозрачности финансовой информации, проведением рациональной и стабильной дивидендной политики.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.