СТАНДАРТ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Управление персоналом»
В условиях становления рыночной экономики возрастает значимость человеческого фактора в производственной системе. Знания, квалификации, творческие и предпринимательские способности работников рассматриваются как основной ресурс повышения эффективности и конкурентных преимуществ стратегического развития деловых организаций.
Учебный курс «Управление персоналом» является базовой специальной дисциплиной, нацеленной на формирование у студентов видения целостной системы управления социально-трудовыми отношениями в современной организации, овладение методиками и технологиями планирования и реализации кадровой стратегии, мотивации трудовой деятельности, обучения и развития персонала, регулирования конфликтов и трудовых споров.
Изучение курса базируется на таких дисциплинах, как «Менеджмент», «Теория организации», «Социология», «Организационное поведение», «Трудовое право».
Программа курса составлена в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта по специальности «Менеджмент организации» и аккумулирует все лучшее из мировой и отечественной теории и практики управления персоналом.
В процессе преподавания дисциплины читаются лекции, проводятся практические занятия, деловые игры, решение ситуаций, кейсов.
Рубежный контроль знаний включает выполнение контрольной работы (в виде компьютерного теста) и сдачу экзамена.
Специалист должен:
Знать
Предмет и содержание дисциплины «Управление персоналом» .Механизм управления персоналом: методы управления, их классификацию, взаимосвязь и развитие.
Уметь
Проводить системный анализ управления персоналом организации: устанавливать цели, использовать принципы, обозначать функции, составляющие подсистемы и элементы.
Иметь представление
Об эволюции теории и практики кадрового менеджмента: мировом и российском опыте.
Уметь использовать информацию в ситуациях; и т.д.
Современные концепции управления трудом в деловых организациях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ по дисциплине «Управление персоналом»
Специальность «Финансы и кредит»
Количество часов по 5-летнему плану:
Дневное отделение – 80
№
Раздел,
тема
Количество часов
Контрольные мероприятия
Всего
Самост работа
Аудиторные занятия
Всего
лекционные
Группо-вые
лабора-торные
контр раб
КУРсов раб
зачет
экзамен
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
TЕМА 1. Управление персоналом как тип менеджмента. Сущность управления персоналом
4
2
2
2
2
ТЕМА 2. Кадровая политика.
4
1
3
2
1
3
ТЕМА 3. Управленческая психология. Психологические проблемы бизнеса и менеджмента.
5
2
3
2
1
4
ТЕМА 4. Личность как объект управленческого воздействия.
4
2
2
2
5
Социальный психоанализ, психокоррекция поведения персонала.
3
2
1
-
1
6
ТЕМА 5. Руководство: власть, влияние и партнерство.
5
2
3
2
1
7
Модели лидерства.
3
2
1
-
1
8
Партнерство. (Деловая игра Common).
3
2
1
-
1
9
ТЕМА 6, Стиль руководства. Социально-психологический портрет руководителя.
7
2
5
4
1
10
Технология имиджа менеджера.
3
2
1
-
1
11
Организация труда руководителя.
2
1
1
-
1
12
ТЕМА 7. Управление группой.
6
2
4
4
1
13
ТЕМА 8. Управление формированием и развитием коллектива.
6
2
4
4
1
14
Психология толпы. Внеколлективные формы массового поведения людей и способы их коррекции.
3
2
1
-
1
15
ТЕМА9. Управление конфликтами.
7
2
5
4
1
16
Психологическое упреждение и разрешение конфликтов в деловом общении.
3
2
1
-
1
17
ТЕМА10. Мотивация работы с персоналом.
7
2
5
4
1
18
Мотивация как функция управления.
3
2
1
-
1
19
Методы обучения персонала государственных и коммерческих структур.
3
2
1
-
1
Итого часов по курсу:
80
36
44
30
14
8
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ по дисциплине «Управление персоналом»
Специальность «Финансы и кредит»
Количество часов по 5-летнему плану:
Заочное отделение - 80
№
Раздел,
тема
Количество часов
Контрольные мероприятия
Всего
Самост работа
Аудиторные занятия
Всего
лекционные
Группо-вые
лабора-торные
контр раб
КУРсов раб
зачет
экзамен
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
TЕМА 1. Управление персоналом как тип менеджмента. Сущность управления персоналом
4
3
1
1
2
ТЕМА 2. Кадровая политика.
4
3
1
1
3
ТЕМА 3. Управленческая психология. Психологические проблемы бизнеса и менеджмента.
4
3
1
1
4
ТЕМА 4. Личность как объект управленческого воздействия.
4
3
1
1
5
Социальный психоанализ, психокоррекция поведения персонала.
4
4
6
ТЕМА 5. Руководство: власть, влияние и партнерство.
4
3
1
1
7
Модели лидерства.
4
3
1
1
8
ТЕМА 6, Стиль руководства. Социально-психологический портрет руководителя.
4
3
1
1
9
Технология имиджа менеджера.
4
4
10
Организация труда руководителя.
4
4
11
ТЕМА 7. Управление группой.
4
3
1
1
12
ТЕМА 8. Управление формированием и развитием коллектива.
4
3
1
1
13
Психология толпы. Внеколлективные формы массового поведения людей и способы их коррекции.
6
6
14
ТЕМА9. Управление конфликтами.
4
3
1
1
15
Психологическое упреждение и разрешение конфликтов в деловом общении.
6
6
16
ТЕМА10. Мотивация работы с персоналом.
4
3
1
1
17
Мотивация как функция управления.
6
6
18
Методы обучения персонала государственных и коммерческих структур.
6
5
1
1
Итого часов по курсу:
80
68
12
12
8
ПРОГРАММА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Управление персоналом»
ТЕМА 1. Управление персоналом как тип менеджмента. Сущность управления персоналом
Содержание темы:
Менеджмент и его типы. Управление персоналом как тип менеджмента. Цели и задачи управления персоналом. Концепция управление персоналом в организации. Система управления персоналом. Принципы и методы построения системы управления персоналом. Отбор и оценка кадров. Планирование карьеры. Власть и основные формы ее реализации. Власть и ответственность.
Литература: Смыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент по персоналу. – М., 2001 г. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации. – М., 2000 г. Вестник госслужбы. Роскадры. – М., 1999 г. - №3 Кадровое обеспечение государственной службы. – Ростов на Дону, 1999 г. Философия власти – М.: изд-во МГУ, 2002 г. Янов А. Истоки автократии // Октябрь, 1999 г. - №8.
ТЕМА 2. Кадровая политика.
Содержание темы:
Сущность кадровой политики. Планирование потребности в персонале. Структура кадров системы управления. Переподготовка и повышение квалификации кадров. Отбор, оценка и расстановка кадров. Требования к кадром. Развитие коммуникативных возможностей персонала. Ротация и продвижения кадров. Кадровая служба: функции, организация, ответственность.
Литература: Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления. – М., 1998 г. – С. 217 – 350 Хостинг А. Курс предпринимательства. – М., 2001 г. – С. 228 – 230 Розенбаум Ю.А. Формирование управленческих кадров. – М., 2000 г. Тичин Н., Девана М.А. Лидеры реорганизации. М., Экономика, 2002 г. Якокка Ли. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 2000 г.
ТЕМА 3. Управленческая психология. Психологические проблемы бизнеса и менеджмента.
Содержание темы:
Управленческая психология как наука. Взаимосвязь управленческой психологии с другими науками управленческого цикла. Психологические трудности переходного периода. Адаптация, как процесс приспособления личности, группы, нации, народа к новым условиям социальной среды. Положительные результаты адаптации и ее отрицательные результаты. Социально-психологическая адаптация населения к рынку как 1) смена парадигмы экономического сознания; 2) смена «вершинной» и «глубинной» экономической психологии, особенно ценностей и идеалов; 3) смена «психологии хозяйственных эпох».
Адаптация как проблема мотивации. Смена или коррекция ценностей. Поиск своего пути создания нового общества. Социально-психологические факторы поиска. Психологические законы функционирования рыночной экономики. Создание новой «душевной» Структуры человека как приоритетная проблема формирования нового общества, Необходимость создания социально-психологической службы населения.
Литература:
1. Ключевский О.В. Курс русской истории в 9-ти томах. Т.4. –С 207 -212
2. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 2001 г. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 2000 г. – С.187 Франки В. Человек в поисках смысла – М., 1999 г. –С 10 -11 Попов В.Д. Адаптация населения к рынку // Человек и труд. – 2001 г. -№3 Кэмбелл Р., Маккони, Стэнли Л. Бюро Экономика: принципы, проблемы, понятия. В 2-х томах. – М., 2000 г. Т.1. – С. 18, 23, 27, 36.
ТЕМА 4. Личность как объект управленческого воздействия.
Содержание темы:
Личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики. Индивидуально-психологические, общественно-психологические и научно-мировоззренческие качества личности. Необходимость индивидуального подхода к личности в управлении. Проблема совместимости психологии личности и методов управленческого воздействия (технология индивидуальной работы с персоналом). Пути повышения продуктивности индивидуальных методов работы. Методы «техника» познания личности. Психодиагностика как область психологического знания. Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе.
Литература: Бизнес и менеджер: все о маркетинге. В 2-х томах. –М., 2002 г. Исаенко А.Н. Кадры управления в корпорациях США – М., 2000 г. Пронников В.А, Ладанов И.Д. «Управление персоналом в Японии» -М., 2000 г. Филиппов А.В. Работа с кадрами (психологический аспект) М., 2001 г. Шепель В.М. Управленческая психология. – М., 1999 г.
ТЕМА 5. Руководство: власть, влияние и партнерство.
Содержание темы:
Руководство в организации. Управление и лидерство. Лидерство как способность оказывать влияние на людей для достижения поставленных целей. Теории лидерства. Понятие лидерства. Качества лидера Лидер и менеджер: общее и особенные черты. Развитие лидерского потенциала. Власть как возможность влияния на поведения людей. Основы власти руководителя (власть принуждения, власть компенсации, власть информации и т.д.). Виды власти. Баланс власти. Власть как функция взаимодействия. Партнерство руководителя и подчиненных. Виды влияния, обеспечивающие партнерство: убеждение, привлечение работников к участию в управлении. Их сильные и слабые стороны. Условия и способы, эффективного использования руководителем инструментов влияния.
Литература:
1. Проект «Лидер» // Проблемы теории и практики управления. 1999 г. - №4
2. Качество элиты // Деловой мир, 2001 г.
3. Роль лидеров в реорганизации предприятия // Кадры. – 2000 г. - №2
4. Тичи Н.И., Девана М.А. Лидеры реорганизации. – М.: Экономика, 2002 г.
ТЕМА 6. Стиль руководства. Социально-психологический портрет руководителя.
Содержание темы:
Стиль руководства как категория управления. Классификация стилей руководства, зависимость стиля руководства от степени зрелости подчиненных. Субъективная составляющая стиля руководства. Модель личности современного руководителя. Имидж руководителя. Создание и перестройка имиджа. Профессиограмма и социально-психологический портрет руководителя. Биографические характеристики, способности, черты личности, менеджерские характеристики. Организация труда руководителя: секретариат. Технические средства управления, самоменеджмент руководителя. Культура Управленческой деятельности.
Литература: Вудков М., Френзис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя – практика – М., 2001 г. Гольман И.А. Добробобенко Н.Н. Практика рекламы: 10 уроков для советского бизнесмена. – Новосибирск, 2000 г. Гуревич П.С. Приключения имиджа – М., 2001 г. Корнеги Д. как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1990 г. Шемль В.М. Секреты личного обаяния. – М., 2000 г. Шемль В.М. Управленческая этика. – М., 1999 г. Борунов А.Ф. Карманная энциклопедия делового этикета. Ниссинин И. Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. / Пер. с финского – М.: Экономика, 2000 г. Осипов Г.В. Работа руководителя с документами. – М.: Экономика, 1999 г. Силюк Н.А., Веселов П.В., Галахов В.В. Организация управленческого труда. – М.: Экономика, 1999 г. Ладанов Н.Д. Практический менеджмент. – М., 2002 г.
ТЕМА 7 .Управление группой
Содержание темы:
Групповые методы работ с персоналом. Типы группв управлении. Большие и малые группы. Формальное и не формальное структура групп. Развитее не формальных организаций и их характеристик. Основные причины вступление людей в не формальные организации. Проблемы, с вязанные с возникновением не формальных групп, возможность их преодоления с пользой для организаций. Повышения эффективности функционирования формальных групп и организаций. Факторы, влияющие на эффективность выполнения командными группами поставленных целей. Ролевое поведение и регулирование. Межгрупповые отношения. Особенности организации межгрупповых отношений. Психологические трудности общения и психотехнология их преодоления. Психологические принципы эффективной коммуникации.
Литература: Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998 г. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – М., 1999 г. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 2000 г. Шибутани Т. Социальная психология. – М 1998 г. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. – М., 2002 г. Зазыпин В., Ланг Л. Руководить без понедельников. – М., 2000 г. Зазыпин В.Г., Чернешев А.П. Менеджмент: Психоаналитические секреты профессии. Роберт М.А., Тильман Д. Психология индивида и группы., - М., 2000 г.
ТЕМА 8. Управление формированием и развитием коллектива.
Содержание темы:
Взаимосвязь и противоречия коллективного и личного. Формирование коллектива. Качество персонала. Управление подбором персонала. Построение коллектива. Руководством коллектива. Этапы построение коллектива. Преимущество и недостатки коллективной работы. Менеджер как воспитатель коллектива.
Литература: Вудкюк М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М.: Дело, 2001 г. Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие. – М., 2000 г. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. – М.: Дело, 2001 г. Кричевский Р.А. Если вы – руководитель. – М.: Дело, 2000 г. Менеджмент в организации / Учебное пособие / Румянцев З.П., Соломатин Н.А. – М., 2000 г. Сайман Герберт А. Менеджмент в организациях. – М., 2000 г. Старобинский Э.Е. Как упровлять персоналом. – М., 2001 г. Уткин Э.А. Профессия – менеджер. – М.: Экономика, 1999 г. Шредер Герман А. Руководить своеобразно ситуацией. Пер. с нем. – М., 1999 г.
ТЕМА 9 . Управление конфликтами.
Содержание темы:
Природа и виды конфликта. Проблемы изучения конфликта науки. Движущие силы конфликтов и формы их протекания. Социальное напряженность и конфликт. Стратегии и техника управления конфликтами. Анализ и способы разрешения конфликтов. Методы разрешения конфликтов. Конструктивные и деструктивные конфликты. Практика использования конфликтов в управлении.
Литература: Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! – Новосибирск, 1999 г. Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. – М., 2002 г. - С. 189 -204 Василюк В.Е. «Психология переживания» - М., 1998 г. Гриман Л.П. Общение собой – М. 2001 г.
ТЕМА10. Мотивация работы с персоналом.
Содержание темы:
Мотивация как функция управленческого цикла. Роль мотивации в достижении цели управлении. Иерархия потребностей и мотивация личности. Эволюция идей в мотивации. Классическая теория в мотивации (Маслогд, Геруберг, Ман-Кмиланд и д.р.). Современные теории мотивации. Системы эффективного стимулирования труда, материальное стимулирования, мотивация трудом и карьеры, мотивация средой. Обновления мотивов. Адекватные вознаграждение и теория ожиданий. Психологические аспекты мотивации. Зарубежный опыт психологического подхода к стимулированию труда. Особенности мотивации и стимулирование персонала государственной службы.
Литература:
1. Ковалев В.И. мотивы поведения, деятельность. – М.: Наука 1999 г.
2. Волгин Н.А., Никлолаев С.В. Доходы работника и результативность производства: проблемы, реалии, перспективы. – М., 2000 г.
3. Грейсон Д., О Делл К. Амереканский менеджмент на пороге 21 века. – М., 2001 г.
4. Как добиться успеха / под ред. Хруцкого В.Е. – М., 2002 г. С 460 – 480
5. Макконел К.Р., Брю С.Н. Экономика – Т.2. – М., 2000 г. – С. 156 – 175
6. Проников В.А., Ладанов И.Д. Упровление персоналом в Японии – М., 1999 г.
7. Роджерс Ф., - ИБН: взгляд из внутри: человек – фирма – маркетинг / пер. с англ. – М., 1999 г.
8. Управление по результатам / пер. с финского – М., 1998 г.
9. Шегель В.М. Управленческая психология, - М., 2000 г.
ПЛАН ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Семинар I. ТЕМА 1. Управление персоналом как тип менеджмента. Сущность управления персоналом.
Вопросы для обсуждения: Менеджмент и его типы. Цели и задачи управлением персоналом. Концепция управления персоналом в организации. Система управления персоналом. Власть и основные формы ее реализации.
Темы докладов/рефератов: Управление деловой карьерой в организации. Специфика управления персоналом в различных национальных моделях менеджмента.
Формы текущего контроля знаний: опрос
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты.
Литература:
1. Смыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент по персоналу. – М., 2001 г.
2. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации. – М., 2000 г.
3. Вестник госслужбы. Роскадры. – М., 1999 г. - №3
4. Кадровое обеспечение государственной службы. – Ростов на Дону, 1999 г.
5. Философия власти – М.: изд-во МГУ, 2002 г.
6. Янов А. Истоки автократии // Октябрь, 1999 г. - №8.
Семинар 2. ТЕМА 2. Кадровая политика.
Вопросы для обсуждения: Сущность кадровой политики. Структура кадров системы управления. Развитие коммуникативных возможностей персонала. Ротация и продвижения кадров. Кадровая служба: функции, организация, ответственность.
Темы докладов/рефератов: Кадровая служба: функции, организация, ответственность
Формы текущего контроля знаний: опрос, решение задач.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Литература:
1Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления. – М., 1998 г. – С. 217 – 35 Хостинг А. Курс предпринимательства. – М., 2001 г. – С. 228 – 230 Розенбаум Ю.А. Формирование управленческих кадров. – М., 2000 г. Тичин Н., Девана М.А. Лидеры реорганизации. М., Экономика, 2002 г. Якокка Ли. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 2000 г.
Семинар 3. ТЕМА 3. Управленческая психология. Психологические проблемы бизнеса и менеджмента.
Вопросы для обсуждения: Управленческая психология как наука. Взаимосвязь управленческой психологии с другими науками управленческого цикла. Положительные результаты адаптации и ее отрицательные результаты. Адаптация, как процесс приспособления личности, группы, нации, народа к новым условиям социальной среды.
Темы докладов/рефератов:
1. Адаптация как проблема мотивации.
2. Психологические законы функционирования рыночной экономики.
Формы текущего контроля знаний: опрос
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, доклады
Литература:
1. Ключевский О.В. Курс русской истории в 9-ти томах. Т.4. –С 207 -212
2. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 2001 г.
3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 2000 г. – С.187
4. Франки В. Человек в поисках смысла – М., 1999 г. –С 10 -11
5. Попов В.Д. Адаптация населения к рынку // Человек и труд. – 2001 г. -№3
Семинар 4. ТЕМА 4. Личность как объект управленческого воздействия.
Вопросы для обсуждения: Личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики. Необходимость индивидуального подхода к личности в управлении. Проблема совместимости психологии личности и методов управленческого воздействия. Психодиагностика как область психологического знания.
Темы докладов/рефератов:
1. Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе.
Формы текущего контроля знаний: опрос
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Литература: Анастази А. Психологическое тестирование – М., 1999 г. Айзенк Т.Ю. Проверьте свои способности – М., 2002 г. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М., 2000 г. Бодалев А.А., Столин В.В. психодиагностика. – М., 2000 г. Берлочук Л.Ф. Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностики. Киев, 1999 г. Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск, 1999 г. Собчин Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. – М., 2000 г. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1999 г. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М 1999 г. Общая психодиагностика. – М., 2000 г. Практикум по Экспериментальной и прикладной психологии. – М., 2001 г.
Практическое занятие 1.ТЕМА 4. Социальный психоанализ, психокоррекция поведения персонала.
Вопросы для обсуждения: Предмет психодиагностики как области психологического знания. Методы и техника психодиагностики:
а) тесты, опросники;
б) проективная техника;
в) школьная техника;
г) диалогическая техника, и д.р.
Темы докладов/рефератов:
1. Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе.
Формы текущего контроля знаний: опрос, тестирование
Формы контроля самостоятельной работы студентов: рефераты
Семинар 5 .ТЕМА5. Руководство: власть, влияние и партнерство. Модели лидерства.
Вопросы для контроля знаний: Руководство в организации. Управление и лидерство. Теории лидерства. Партнерство руководителя и подчиненных. Виды влияния, обеспечивающие партнерство: убеждение, привлечение работников к участию в управлении. Базовые подходы к изучению проблемы лидерства. Лидерство в механизме осуществления власти.
Темы докладов/рефератов: Лидер и менеджер: общее и особенные черты. Власть как возможность влияния на поведения людей. Качества современного лидера.
Формы текущего контроля знаний: опрос
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Литература:
1. Проект «Лидер» // Проблемы теории и практики управления. 1999 г. - №4
2. Качество элиты // Деловой мир, 2001 г.
3. Роль лидеров в реорганизации предприятия // Кадры. – 2000 г. - №2
4. Тичи Н.И., Девана М.А. Лидеры реорганизации. – М.: Экономика, 2002 г.
Практическое занятие 2.ТЕМА 5. Партнерство. (Деловая игра Common).
Вопросы для обсуждения: Ознакомление с правилами игры. Пробная игра. Игра. Подведение итогов игры.
Темы докладов/рефератов: Модели лидерства.
Формы текущего контроля знаний: опрос, дискуссия
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
СЕМИНАР 6.ТЕМА 6. Стиль руководства. Социально-психологический портрет руководителя.
Вопросы для обсуждения: Стиль руководства как категория управления. Классификация стилей руководства. Субъективная составляющая стиля руководства. Технические средства управления, самоменеджмент руководителя.
Темы докладов/рефератов:
1. Модель личности современного руководителя.
Формы текущего контроля знаний: опрос, решение задач
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты.
Литература: Ниссинин И. Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. / Пер. с финского – М.: Экономика, 2000 г. Осипов Г.В. Работа руководителя с документами. – М.: Экономика, 1999 г. Шемль В.М. Секреты личного обаяния. – М., 2000 г. Шемль В.М. Управленческая этика. – М., 1999 г.
СЕМИНАР-конференция 1. ТЕМА 6. Технология имиджа менеджера.
Вопросы для занятий: Роль имиджа в политики, бизнесе, управлении. Общие условия формирования личного обаяния. Некоторые специфические условия и приемы овладения имиджем (Официальная переписка, стратегия и тактика ведения переговоров, официальные приемы и т.п.)
Темы докладов/рефератов: Авторитет руководителя. Имидж организации.
Формы текущего контроля знаний: опрос, дискуссия
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, доклады.
Литература: Вудков М., Френзис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя – практика – М., 2001 г. Гольман И.А. Добробобенко Н.Н. Практика рекламы: 10 уроков для советского бизнесмена. – Новосибирск, 2000 г. Гуревич П.С. Приключения имиджа – М., 2001 г. Корнеги Д. как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1990 г. Шемль В.М. Секреты личного обаяния. – М., 2000 г. Шемль В.М. Управленческая этика. – М., 1999 г. Борунов А.Ф. Карманная энциклопедия делового этикета.
СЕМИНАР 7, ТЕМА 6. Организация труда руководителя.
Вопросы для занятий: Необходимость организации труда руководителя. Планирование рабочего времени. Тренировка памяти. Быстрое чтение. Управлением стрессом. Рабочее место руководителя (интерьер кабинетов, специфика помещения и его оборудования). Работа с документами.
Темы докладов/рефератов: Временной ресурс руководителя. Тренировка интеллекта и выработка креативного мышления.
Формы текущего контроля знаний: опрос
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Литература: Ниссинин И. Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. / Пер. с финского – М.: Экономика, 2000 г. Осипов Г.В. Работа руководителя с документами. – М.: Экономика, 1999 г. Силюк Н.А., Веселов П.В., Галахов В.В. Организация управленческого труда. – М.: Экономика, 1999 г. Ладанов Н.Д. Практический менеджмент. – М., 2002 г.
СЕМИНАР 8, ТЕМА 7. Управление группой
Вопросы для занятий: Групповые методы работ с персоналом. Типы группв управлении. Формальное и не формальное структура групп. Основные причины вступление людей в не формальные организации. Повышения эффективности функционирования формальных групп и организаций.
Темы докладов/рефератов: Психологическая совместимость в малых группах. Психологические аспекты эффективной коммуникации. Психологические аспекты эффективных инноваций.
Формы текущего контроля знаний: опрос,
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Литература: Вудков М., Френзис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя – практика – М., 2001 г. Гольман И.А. Добробобенко Н.Н. Практика рекламы: 10 уроков для советского бизнесмена. – Новосибирск, 2000 г. Василюк В.Е. «Психология переживания» - М., 1998 г. Гриман Л.П. Общение собой – М. 2001 г.
СЕМИНАР 9 ТЕМА 8. Управление формированием и развитием коллектива.
Вопросы для занятий: Формирование коллектива. Качество персонала. Построение коллектива. Построение коллектива. Этапы построение коллектива. Преимущество и недостатки коллективной работы. Менеджер как воспитатель коллектива.
Темы докладов/рефератов: Формирование команд. Роль менеджера в воспитании коллектива.
Формы текущего контроля знаний: опрос
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
1. Рудкевич А.М. Человек и толпа // Диалог. – 19998 г. - №12. – С. 102 – 104
2. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Диалог. – 1998 г. - №12. – С 104 – 112
3. Собчин Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. – М., 2000 г.
4. Шемль В.М. Управленческая этика. – М., 1999 г.
5. Борунов А.Ф. Карманная энциклопедия делового этикета.
СЕМИНАР 10. ТЕМА 8. Психология толпы. В неколлективные формы массового поведения людей и способы их коррекции.
Вопросы для занятий: Массовые формы внеколлективного поведения. Феномен толпы. Психология толпы.
Темы докладов/рефератов: Социально-психологические методы воздействия на массовое стихийное поведение
Формы текущего контроля знаний: опрос,
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Литература:
1. Лебон Г. Психология народов и масс – 1898 г. Петровский А. Синдром толпы // Литературная газета 1999 г. Рудкевич А.М. Человек и толпа // Диалог. – 19998 г. - №12. – С. 102 – 104 Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1999 г. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М 1999 г. Общая психодиагностика. – М., 2000 г. Практикум по Экспериментальной и прикладной психологии. – М., 2001 г.
СЕМИНАР 11. ТЕМА 9 Управление конфликтами.
Вопросы для занятий:
1. Природа и виды конфликта.
2. Движущие силы конфликтов и формы их протекания.
3. Стратегии и техника управления конфликтами.
4. Анализ и способы разрешения конфликтов.
Темы докладов/рефератов:
1. Методы разрешения конфликтов.
2. Практика использования конфликтов в управлении.
Формы текущего контроля знаний: опрос,
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Литература:
1. Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! – Новосибирск, 1999 г.
2. Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. – М., 2002 г. - С. 189 -204
3. Василюк В.Е. «Психология переживания» - М., 1998 г.
4. Гриман Л.П. Общение собой – М. 2001 г.
5. Лебон Г. Психология народов и масс – 1898 г.
СЕМИНАР 12. ТЕМА 9. Психологическое упреждение и разрешение конфликтов в деловом общении.
Вопросы для занятий:
1. Типология и характеристика конфликтов делового общения.
2. Социальные и психологические факторы упреждения конфликтов в деловом общении.
3. Пути и средства разрешения конфликтов в процессе делового общения.
4. Условия и возможности саморегуляции в общении.
Темы докладов/рефератов:
1. Зарубежный опыт разрешения конфликтов в управлении.
Формы текущего контроля знаний: опрос
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Литература:
1. Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! – Новосибирск, 1999 г.
2. Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. – М., 2002 г. - С. 189 -204
3. Василюк В.Е. «Психология переживания» - М., 1998 г.
4. Гриман Л.П. Общение собой – М. 2001 г.
5. Петровский А. Синдром толпы // Литературная газета 1999 г.
6. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Диалог. – 1998 г. - №12. – С 104 – 112
СЕМИНАР 13. ТЕМА 10. Мотивация работы с персоналом.
Вопросы для занятий:
1. Мотивация как функция управленческого цикла.
2. Роль мотивации в достижении цели управлении.
3. Эволюция идей в мотивации. Классическая теория в мотивации.
4. Психологические аспекты мотивации.
Темы докладов/рефератов: Особенности мотивации и стимулирование персонала .
Формы текущего контроля знаний: опрос
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Литература:
1.Каволев В.И. Мотивы поведения, деятельность. – М.: Наука 1999 г.
2.Волгин Н.А., Никлолаев С.В. Доходы работника и результативность производства: проблемы, реалии, перспективы. – М., 2000 г.
3.Грейсон Д., О Делл К. Амереканский менеджмент на пороге 21 века. – М., 2001 г.
4.Как добиться успеха / под ред. Хруцкого В.Е. – М., 2002 г. С 460 – 480
Семинар 14, ТЕМА 10. Мотивация как функция управления.
Вопросы для обсуждения:
1. Проблемы мотивации в трудах основоположников научного менеджмента. Классические теории мотивации.
2. Современные системы стимулирования труда и их отличие от традиционных систем.
3. Зарубежный и отечественный опыт мотивации.
4. Перспективы совершенствования систем стимулирования труда.
5. Тестирования по оценке собственных мотивационных тенденций.
Темы докладов/рефератов:
1. Зарубежный опыт психологического подхода к стимулированию труда.
Формы текущего контроля знаний: опрос
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Литература:
1.Макконел К.Р., Брю С.Н. Экономика – Т.2. – М., 2000 г. – С. 156 – 175
2.Проников В.А., Ладанов И.Д. Упровление персоналом в Японии – М., 1999 г.
3.Роджерс Ф., - ИБН: взгляд из внутри: человек – фирма – маркетинг / пер. с англ. – М., 1999 г.
4.Управление по результатам / пер. с финского – М., 1998 г.
5.Шегель В.М. Управленческая психология, - М., 2000 г.
СЕМИНАР-конференция 2. ТЕМА 10. Методы обучения персонала государственных и коммерческих структур.
Вопросы для занятий:
1. Цели и способы оценки управленческого персонала.
2. Подготовка программы Центра оценки персонала.
3. Проведение мероприятий по оценке персонала.
4. Обработка и способы использования результатов.
Темы докладов/рефератов:
1. Организационное, правовое и научно-методическое обеспечение социального партнерства.
2. Зарубежные модели социального партнерства.
3. Подготовка кадров и повышение их квалификации.
4. Планирование кадровой работы с использованием АСУП,
Формы текущего контроля знаний: опрос, дискуссия
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, доклады.
Литература: Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Ансенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. – М., 2002 г. Менеджмент персонала. Учебник. – М., 2001 г.
вопросы
для подготовки к зачету.
Менеджмент и его типы. Цели и задачи управлением персоналом. Концепция управления персоналом в организации. Система управления персоналом. Власть и основные формы ее реализации. Специфика управления персоналом в различных национальных моделях менеджмента. Сущность кадровой политики. Структура кадров системы управления. Кадровая служба: функции, организация, ответственность. Управленческая психология как наука. Положительные результаты адаптации и ее отрицательные результаты. Личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики. Необходимость индивидуального подхода к личности в управлении. Проблема совместимости психологии личности и методов управленческого воздействия. Психодиагностика как область психологического знания. Предмет психодиагностики как области психологического знания. Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе Управление и лидерство. Теории лидерства. Партнерство руководителя и подчиненных. Виды влияния, обеспечивающие партнерство Базовые подходы к изучению проблемы лидерства. Лидерство в механизме осуществления власти. Качества современного лидера. Модели лидерства. Стиль руководства как категория управления. Классификация стилей руководства. Субъективная составляющая стиля руководства. Технические средства управления, самоменеджмент руководителя. Роль имиджа в политике, бизнесе, управлении. Необходимость организации труда руководителя. Планирование рабочего времени. Управлением стрессом. Рабочее место руководителя (интерьер кабинетов, специфика помещения и его оборудования). Работа с документами. Групповые методы работы с персоналом. Типы групп в управлении. Повышения эффективности функционирования формальных групп и организаций. Психологические аспекты эффективной коммуникации. Психологические аспекты эффективных инноваций. Формирование коллектива. Качество персонала. Построение коллектива. Преимущество и недостатки коллективной работы. Менеджер как воспитатель коллектива. Природа и виды конфликта. Движущие силы конфликтов и формы их протекания. Стратегии и техника управления конфликтами. Типология и характеристика конфликтов делового общения. Пути и средства разрешения конфликтов в процессе делового общения. Мотивация как функция управленческого цикла. Эволюция идей в мотивации. Классическая теория в мотивации. Психологические аспекты мотивации. Проблемы мотивации в трудах основоположников научного менеджмента. Классические теории мотивации. Современные системы стимулирования труда и их отличие от традиционных систем. Зарубежный и отечественный опыт мотивации. Перспективы совершенствования систем стимулирования труда.