Реферат по предмету "Финансы"


Роль финансов в социально-экономическом развитии общества

содержание: Роль финансов в революционных преобразованиях Основные закономерности развития финансов в переходных условиях Социальные реформы и финансы Заключение Роль финансов в революционных преобразованиях
Общественный прогресс предполагает две формы развития –революционную и эволюционную. Можно привести много примеров революционного перехода от низших социально-экономических формаций к высшим. Определённую роль в формировании революционной ситуации и проведении революционных преобразований играют финансы. Финансы способствуют развитию объективных и субъективных предпосылок революции. Их воздействие достигается стимулированием ускорения темпов роста и совершенствования технологии в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях народного хозяйства, прямым участием в финансировании строительства предприятий, новых отраслей. Финансы обеспечивают проведение научных исследований и внедрение их результатов в производство. Они участвуют в формировании и качественном изменении главной производительной силы общества –его работников. Финансы воздействуют на ускоренное развитие производительных сил, изменение структуры общественного производства, усиление его концентрации и централизации капитала. Новое состояние получает рабочая сила: меняется его квалификация, структура, потребности. Эти изменения в сфере производства и его кадровом обеспечении означают, что финансы способствуют достижению производительными силами такого уровня, когда неизбежен переход к иным общественным формам организации экономической и социальной жизни человека. Финансы создают материальные предпосылки для такого перехода. Финансы способствуют появлению новых политических движений и партий, обеспечивают эффективное их участие в общественной жизни, революционном преобразовании страны. Любой партии необходимо финансовая база, так как партия использует систему доходов и расходов для укрепления своего организационного единства, широкого распространения своих программных взглядов среди различных социальных групп и общественных движений. Кроме подготовки объективных и субъективных факторов революции финансы играют важную роль в обострении противоречий (экономических, социальных и политических), ускоряющих революционные процессы. Объективно способствуя зарождению и развитию прогрессивных явлений во всех сферах общественной жизни, финансы не обеспечивают полной автоматической реформации или отмирания устаревших экономических и государственных структур, передачи власти другим общественным силам и политическим партиям. На этой основе обостряются старые и появляются новые противоречия. Способом их разрешения при непримиримо враждебных обстоятельствах является социальная революция. Революция –это определённая совокупность политических, экономических и социальных мероприятий, направленных на радикальное переустройство общественной жизни и закрепление победы более совершенной общественно-экономической системы. Важным элементом экономических преобразований в ходе революции является финансовая программа действий политических сил, пришедших к власти. Эта финансовая программа направлена на создание прочной финансовой базы новой политической надстройки, обеспечивающей не просто функционирование создающихся государственных структур, но и финансирование революционных мероприятий пришедших к власти политических сил во всех сферах общественной жизни. Финансовая программа революции должна обеспечить радикальные преобразования экономической основы жизни страны. Для этого в ней необходимо предусмотреть такие изменения в области финансов, которые создавали бы возможность формирования финансового капитала, стимулирующего ускоренное развитие прогрессивных экономических форм. Данная программа нацелена на переустройство социальной структуры общества. Финансовая сторона жизни общества является в руках победивших революционных сил мощным рычагом коренных преобразований во всех сферах общественной жизни. При этом часть положений программы меняется в зависимости от исходных финансово-экономических условий, конкретной финансовой ситуации, в которой завершается революция (финансовый кризис, относительно благополучное финансовое положение старого политического режима и т.п.). Финансовая программа социальной революции направлена на решительную демократизацию финансовой системы. В ходе революции предусматриваются глобальные изменения в налоговой политике и расходах государственного бюджета; происходит укрепление и развитие местных бюджетов, упорядочение отношений в области государственного кредита, демократизация финансов государственных предприятий; система имущественного страхования ориентируется на обслуживание потребностей хозяйственных организаций всех отраслей народного хозяйства и форм собственности, развивается система социального и пенсионного страхования в интересах трудящихся. Налоговая политика пересматривается в направлении обеспечения большого участия в формирования доходов бюджета состоятельных слоёв общества и предоставлении определённых льгот малоимущим группам населения. При недостаточности регулярных налоговых поступлений возможно использование чрезвычайных налогов. В области расходов государственного бюджета упраздняются статьи затрат, происходит переориентация расходов на хозяйственные и социальные потребности за счёт сокращения инвестиций на непроизводительные цели. На основе роста поступления доходов и строгого соблюдения режима экономии в расходах достигается бюджетное равновесие. Принимаются меры к развитию местных бюджетов, чётко определяются источники их доходов и бюджетные права местных органов власти. Пересматривается кредитная политика государства в направлении ограничения операций, служивших обогащению отдельных классов. Принимаются меры к вовлечению свободных денежных средств населения и предприятий систему государственного кредита для финансирования преобразований экономической и социальной структуры общества. В области страхования принимаются меры по страховой защите новых, «малодоходных» сфер и отраслей деятельности, повышению уровня страхового возмещения и введению новых отраслей социального страхования и его распространению на все категории трудящихся. Реализация финансовой программы революции способствует развитию финансовой системы на новых началах и позволяет использовать финансы в качестве активного рычага преобразований. Важнейшими инструментами использования финансов с целью регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов являются налоги, государственные расходы, местные бюджеты, государственные займы, страховые тарифы. Финансовая политика государства в революционный период постоянно корректируется, так как революционные преобразования ведут к быстрым переменам в экономической, политической и социальной сферах общества. Для того, чтобы финансы не стали тормозом общественного развития, государственные структуры должны проводить анализ направления и степени их воздействия на все стадии воспроизводства и вносить поправки в организацию финансовых отношений в целях предотвращения неблагоприятных последствий их функционирования.
Основные закономерности развития финансов в переходных условиях. Реальный опыт нашей страны и стран Восточной Европы в переходных условиях позволяет выделить основные тенденции становления и развития финансов. Некоторые из этих тенденций не получили должного воплощения в практике финансового строительства, значение других необоснованно преувеличивалось, третьи вообще не имели права на существование.
К числу общих направлений развития финансовых отношений в переходных условиях относились в первую очередь формирование классового подхода в использовании финансов, превращение их в орудие захвата частной собственности, соблюдение интересов тех классов, которые поддерживали революционные преобразования. Новое классовое содержание финансов появилось сразу после свершения Октябрьской революции в России. Сначала это реализовалось в отдельных чрезвычайных мерах новой власти по отношению к имущим классам. Затем классовый переход в использовании финансов углублялся и расширялся, пронизывая всю финансовую деятельность государства. Финансовыми средствами изъятия капитала являлись чрезвычайные налоги, специальные налоги на прирост стоимости имущества за военные годы, изъятие военных прибылей и т.п. Аннулировались дореволюционные долги, проводились денежные реформы с ограничением обмена старых денег на новые. Государство использовало финансы для поддержки общественных форм хозяйствования: финансировалось развитие государственного сектора экономики, развивалось народное образование, здравоохранение и другие виды социальной инфраструктуры. Важная закономерность финансового строительства состояла в том, чтобы сначала использовать старые финансовые инструменты, а затем заменить их новыми формами финансовых отношений. Не имея возможности сразу создать финансовую систему, принципиально отличающуюся от прежней (для этого необходимы время, экономические и организационные предпосылки), революционное правительство использовало старые финансовые инструменты. Так происходит с государственным бюджетом и всеми его атрибутами, социальным и имущественным страхованием. Однако прежние формы быстро наполнились новым содержанием. Так, путём повышения акцизов на товары не первой необходимости перестройке подверглась система косвенного обложения. Некоторые налоги отменялись в связи с утратой объектов обложения (например, земельный налог, налог на денежные капиталы). Одновременно появлялись новые формы обложения. Анализ опыта революционных преобразований в нашей стране показывает, что новые формы финансовых отношений подчас необоснованно развивались, неоправданно быстро были забыты. Общей тенденцией развития финансов явилось проведение финансовой централизации, которая выразилась в создании новой бюджетной системы, введении государственной монополии на страхование, слиянии бюджета социального страхования с государственным бюджетом. Финансовая централизация сыграла положительную роль в решении экономических, социальных, военно-политических задач начального этапа переходного периода. Однако постепенно усиливалась тенденция к демократизации финансовой системы. Но из-за бюрократической централизации принимаемых решений в области финансов местные органы власти и трудовые коллективы так и не получили возможности раскрыть свой потенциал. Государственное страхование на долгие годы задержалось в развитии, ограничив сферу своей деятельности в основном имущества хозяйственных кооперативов, населения и личным страхованием. Серьёзно отставало от потребностей жизни социальное страхование. Ещё одна тенденция это формирование финансов предприятий как основы, исходного звена всей финансовой системы. Путь к этому был открыт национализацией основной массы средств производства, в большинстве случаев насильственным объединением крестьянства в сельскохозяйственные кооперативы. Постепенно государственные и кооперативные предприятия стали занимать доминирующие положения в экономике. Финансы хозяйственных единиц стали основой всей финансовой системы, а отчисления от их прибылей начали играть ведущую роль в доходах государственного бюджета страны. Однако преждевременный отказ от многоукладности экономики переходного периода устранил здоровую конкуренцию между предприятиями, обрёк государственные и кооперативные предприятия на многолетний застой. По мере укрепления государственного бюджета за бюджетом закреплялась роль основного финансового плана страны, пронизывающего своим влиянием всю экономику. В этом состояла ещё одна существенная особенность развития финансов в переходный период. Однако с утверждением планирования бюджетно-налоговые, финансовые методы регулирования хозяйственной жизни всё больше стали согласовываться и увязываться с планами экономического и социального развития. Планирование всё глубже проникало в сферу социального, личного и имущественного страхования, государственного кредита, финансовой деятельности предприятий. В результате финансовые методы стимулирования экономики были почти полностью заменены плановыми, централизованными установками. Была подорвана хозяйственная инициатива трудовых коллективов, появились иждивенство и безразличие к конечным результатам их деятельности. Постепенно утрачивался опыт использования финансовых методов воздействия на интересы производителей. Октябрьская революция проходила в условиях финансового банкротства прежних режимов. Чрезвычайная финансовая ситуация обусловливала необходимость принятия чрезвычайных мер по выходу из кризиса. Важное место среди них занимала политика всемерного сокращения расходов на управление, военных и других непроизводительных затрат. В условиях ограниченности финансовых ресурсов государство вынуждено было выбирать приоритетные направления использование средств, подлежавшие полному финансированию. Следовательно, развитие в условиях переходного периода выявило ещё одну характерную черту этой эпохи –проведение жёсткого режима экономии финансовых средств. Так, при оздоровлении советского бюджета и осуществлении денежной реформы 1922-1924 годов было проведено десятикратное сокращение армии, резкое уменьшение государственного аппарата, снятие с государственного обеспечения мелких и средних предприятий. Такие меры не только обеспечили решение финансовых проблем, но и способствовали экономии средств для развития машинной индустрии. Однако в течении непродолжительного времени лозунг всемерной экономии финансовых средств превратился в реальную политику экономии в расходах на жизненно важные потребности трудящихся (здравоохранение, просвещение, жилищное строительство, пенсионное обеспечение и т.п.). В тоже время партийно-государственный аппарат не ограничивал себя в средствах с целью создания для своих нужд материальных благ и привилегий. В результате экономика и финансы страны постепенно истощались, кризис становился неизбежным. В связи со сложившийся обстановкой появилась потребность в создании специального органа, способного проводить волю нового режима в области финансов. Поэтому старая система финансовых учреждений заменяется Министерством финансов, которому подчинялась система местных органов. Во избежание чрезмерного влияния старых идей ограничивается доступ в финорганы «буржуазных» профессионалов, их место занимают новые, не всегда профессионально подготовленные, но преданные революции кадры. Эта тенденция была определяющей в кадровой политике, что нанесло значительный ущерб финансовой системе.
На основе реального опыта строительства общественной жизни на новых экономических и политических принципах можно сделать вывод о желательных направлениях и тенденциях развития финансов в переходный период. К их числу относятся следующие: проведение в области финансов политики установления классового мира, стимулирование инициативы, опыта общества с целью достижения экономического и социального прогресса;
всемерное использование проведённых мировой практикой эффективных рычагов, в числе которых можно назвать полноценный финансовый рынок, налоги, самостоятельные местные бюджеты; стремление к установлению такого финансового режима, который бы создавал простор для инициативы любых хозяйственных форм, добросовестную конкуренцию и позволял бы добиваться роста экономической и социальной эффективности общественного производства; стремление к достижению такого состояния общества, когда бы материальное благополучие каждого человека определялось его вкладом в общественный прогресс, а не занимаемой должностью или партийной принадлежностью, когда бы важнейшим требованием к работникам стала их профессиональная подготовка и умение применять их опыт во благо общества. Социальные реформы и финансы Попытки революционного преобразования общества в нашей стране и странах Восточной Европы не дали обнадёживающих результатов. В тоже время движение по пути социальных реформ ряда стран, представило убедительные доказательства эффективности избранного ими пути. Преимуществами эволюционного развития общественного прогресса являются: замена старых общественных форм новыми; отсутствие вооружённой классовой борьбы; возможность избежать бессмысленных разрушений в период революции; возможность проведения реформ в условиях благоприятной идеологической обстановки. Преемственность финансовых отношений обеспечивает плавный переход от отживающих форм финансовых отношений к прогрессивным способам организации финансов. При этом можно постепенно осуществлять переподготовку финансовых кадров, изменять методы работы. Парламентские, мирные формы борьбы политических сил и идей требуют значительных финансовых затрат, отвлекают людей от созидательной деятельности, затягивают процесс реформирования общества. В результате страна несёт определённые потери. Однако они бесконечно малы по сравнению с материальными и финансовыми издержками, сопутствующими ведению классовой вооружённой борьбы. Гражданская война требует огромных военных расходов и подрывает нормальные источники доходов, что приводит к чрезвычайному расстройству государственного бюджета; она истощает финансы предприятий. Расстройство финансов приводит к разрушению денежного обращения, инфляции, натурализации хозяйственных связей и в конечном счёте к резкому падению уровня жизни населения. Последствия финансового кризиса в годы войны ещё долго отрицательно сказываются на развитии народного хозяйства. Вооружённая борьба обременяет общество не только затратами на содержание и вооружение армии, ведение боевых действий, но и связана со значительными разрушениями производственных, социально-культурных объектов и других элементов созданного национального богатства. Естественно, что по окончании гражданской войны восстановление этих объектов требует огромных материальных, трудовых и финансовых ресурсов на протяжении нескольких лет. Общество, осуществляющее реформы, как правило, не проводит массовых компаний по разрушению до основания старых структур, чтобы на их месте построить новые. Финансовые потери в обществе, которое осуществляет реформы, неизбежны, но они минимальны и не влекут катастрофических последствий. Чрезмерная идеологизация общественных отношений в революционном обществе, игнорирование мнения оппозиционных сил заводят страну в тупиковую ситуацию. Так произошло, например, в нашей стране в конце двадцатых и тридцатые годы, когда проводились «реформы» в области государственного кредита. Движения к общественному прогрессу по пути реформ характерно колоссальной экономией материальных, трудовых и финансовых ресурсов и на этой основе –ускоренное движение к новому состоянию общества, характеризующемуся материальным и духовным благополучием большинства своих граждан. Для осуществления реформ в обществе должны быть объективные и субъективные предпосылки, в формировании которых финансы принимают самое непосредственное участие. Механизм этого участия во многом идентичен тому, который был показан в отношении предпосылок социальной революции. Финансовые рычаги проведения реформ в основном те же, что и рычаги осуществления социальной революции: налоги, государственные расходы, процент по государственным ценным бумагам, процент по вкладам, местные бюджеты, страховой тариф. В реформируемом обществе невозможна дифференциация налогов, страховых платежей, процента по вкладам и других финансовых нормативов, а также оказание финансовой помощи в зависимости от классовой или партийной принадлежности. Все должны находиться в равных условиях, ко всем предъявляются одинаковые, социально справедливые требования. Только при таком подходе финансовое благополучие гражданина или юридического лица гарантируется исключительно добросовестным и эффективным трудом. Заключение Осуществляемая перестройка общественной жизни в нашей стране со всей полнотой показала важную роль финансового аспекта социальных преобразований. Она убедительно подтверждает такую мысль, что при отсутствии успехов в финансовой политике всякие радикальные реформы обречены на неудачу. Для современной финансовой политики характерны неуверенность, непоследовательность, отсутствие чёткого плана действий. А её состояние такого, что без решительных, быстрых и радикальных изменений в финансовой политике, способных резко ограничить бюджетный дефицит, изъять лишние деньги из обращения, обеспечить финансовую самостоятельность трудовых коллективов и органов власти всех уровней, разбудить хозяйственную инициативу каждого члена общества –без этих поправок финансовой политики дальнейшее движение по пути реформ не возможно.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Водні ресурси України. Їх стан і охорона
Реферат Индустриальное развитие Российской Империи (1861–1917 гг.)
Реферат Paolo And Francesca
Реферат Аннотация примерной программы наименование дисциплины деловое общение рекомендуется для направления подготовки 040100 Социология
Реферат Механизм административно-правового регулирования 2
Реферат Миграционная политика европейских стран в новой демогафической ситуации
Реферат Економічна політика як система визначення основні критерії класифікація
Реферат Анжелика маркиза ангелов анн и Серж голон часть первая маркиза ангелов глава 1
Реферат «Божественная комедия» Данте в 10 классе
Реферат Nanook Of The North Essay Research Paper
Реферат Сталинская система потребления и распределения
Реферат Амортизация предметов лизинга
Реферат Проблемы создания искусственного интеллекта
Реферат МВФ
Реферат Русь и Золотая орда 2