СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛ. 1. Реструктуризация, как стратегия развития финансовых институтов
1.1 Мировой опыт реструктуризации финансовых институтов
1.2 Особенности реструктуризации небанковских финансовых институтов
1.2.1 Экономические предпосылки и пути реструктуризации системы пенсионных фондов
1.2.2 Реструктуризация страховых компаний
ГЛ. 2. Реструктуризация банковской системы России
2.1 Необходимость реструктуризации банковской системы
2.2 Проблемы банковской системы
2.3 Методология реструктуризации
2.4 Агентство по реструктуризации кредитных организаций
ГЛ. 3.Анализ и оценка функционирования системы реструктуризации финансовых институтов на примере ЦБ РФ
3.1 Центральный Банк Российской Федерации исторический обзор
3.2 Реструктуризация ЦБ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
За рубежом понятие «реструктуризация» давно превратилось в образ жизнедеятельности компаний, в постоянный процесс, без которого невозможно удержаться на рынке. В условиях рыночной экономики неизбежно возникают кризисные ситуации как для финансовой системы в целом, так и для отдельных подразделений финансовых институтов.
Понятие финансовый институт является достаточно широким и всеобъемлющим. К ним относятся целевые бюджетные и внебюджетные фонды, согласно ст. 144 Бюджетного Кодекса РФ В Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает: (Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) и другие, в том числе банки и банковская деятельность, также страховые компании и агентства по реструктуризации кредитных организаций, и подобные организации международного значения.
Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений, на прямую зависящих от деятельности финансовых институтов. Где основой является грамотный, эффективный и рациональный подход к работе данных институтов, что в свою очередь предопределяет возможность реструктуризировать свою деятельность. Именно в этом ключевом моменте заключается актуальность выбранной темы, т.к. развитие, преобразование т.е. реструктуризация деятельности финансовых учреждений обусловлена изменениями внешней и внутренней среды окружающей данные организации.
В процессе кредитно-денежных отношений на разных уровнях, начиная с финансового предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и функционируют финансовые институты. Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует деятельность финансовых институтов.
Для написания работы необходимо разобраться в терминологии. Что же такое финансовый институт? Финансовый институт - это финансовый посредник между кредиторами и заемщиками или между сберегателями и инвесторами.
Основными источниками при написании курсовой работы послужили материалы Большой Российской энциклопедии, нормативные и иные правовые акты РФ, научные исследования и разработки ведущих специалистов в этой области, таких как Кидуэлл Д.С., Бабич А.М., Павлова Л.Н., Дробозина Л.А. и других, материалы официальных интернет сайтов отечественных и международных организаций, также статьи и публикации периодических изданий.
Целью данной работы является рассмотрение методов и методик проведения реструктуризации финансовых институтов Российской Федерации и анализ мирового опыта в данном виде деятельности.
В свою очередь вышеуказанная цель предопределила ряд взаимосвязанных задач:
- изучить мировой опыт реструктуризации финансовых институтов; структуру, механизмы и цели деятельности международных финансовых институтов;
- определить и рассмотреть основные этапы, направления реструктуризации банковской системы;
- раскрыть особенности реструктуризации не банковских финансовых институтов;
- рассмотреть существующую методику реструктуризации финансовых институтов на примере реально функционирующей организации.
Объектом исследования данной работы являются пути реструктуризации финансовых институтов, в частности направления по реструктуризации Центрального Банка РФ.
Предметом исследования в свою очередь является процесс реструктуризации финансовых институтов.
Структуру курсовой работы составляет: введение, первая и вторая главы, где рассмотрены теоретические аспекты выбранной темы и третья глава с раскрытием практической значимости имеющегося вопроса и далее следует заключение, список использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ, КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ
1.1 Мировой опыт реструктуризации финансовых институтов
Проблемы укрепления международной финансовой системы (МФС) [1]стали широко обсуждаться после мексиканского кризиса конца 1994 г. Ежегодный саммит лидеров стран группы G-7, проведенный в 1995 г. в Галифаксе, послужил стимулом для развития исследований по ряду направлений. Среди них важная роль отводилась изучению способов организованного разрешения финансовых кризисов. Из представителей центральных банков и министерств финансов стран G-10 (G-7 + Бельгия, Голландия, Швеция и Швейцария) была сформирована рабочая группа, которая к маю 1996 г. подготовила соответствующий доклад (Rey Report). В нем было отмечено, что ни страны-заемщики, ни кредиторы не смогут избежать негативных последствий кризиса. Доклад призывал к совершенствованию рыночно ориентированных процедур разрешения долговых проблем государства и частного сектора, находящихся в условиях кризиса. Было предложено внести определенные изменения в договоры купли-продажи облигаций (bond contracts) для обеспечения взаимодействия и сотрудничества владельцев облигаций в период реструктуризации условий их выпуска эмитентом (государством или частными корпорациями), испытывающим финансовые трудности. В докладе была высказана идея расширения возможностей МВФ по применению политики "кредитования в условиях задолженности" (lending into arrears). Начавшийся процесс укрепления финансовой системы и реструктуризации финансовых институтов проявился в следующих аспектах:[2]
- развитие международных стандартов публичного раскрытия
экономической информации (Special Data Dissemination Standard);
- создание международных стандартов банковского надзора (the Basle Core Principles for Banking Supervision);
- расширение финансовых возможностей МВФ в рамках the New Arrangement to Borrow (NAB) ;
- создание в МВФ нового механизма кредитования, the Supplemental Reserve Facility (SRF), призванного помочь членам фонда справляться с неожиданным и разрушительным влиянием потери доверия инвесторов. Условия предоставления средств по линии SRF должны обеспечивать их преимущественный (первичный) возврат при снижении возможных конфликтов интересов.
Тема реструктуризации международных финансовых институтов широко обсуждалась в январе на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Характерные точки зрения отражены в докладе Исполнительного комитета ООН по экономическим и социальным вопросам "К новой международной финансовой архитектуре" от 21.01.99 г. В настоящий момент анализ различных подходов к реформе МФИ затруднен из-за отсутствия целостных программ, которые бы содержали предложения по построению единой архитектуры мировой системы институтов. Учитывая это, целесообразно классифицировать основные наметившиеся направления предполагаемой реформы.
Основными причинами реформирования мировых финансовых институтов являются:[3]
1. Глобализация мировой экономики, способствовавшая возникновению нового класса международных инвесторов, одновременно действующих на нескольких развивающихся рынках и способных дестабилизировать финансовую ситуацию в странах, где осуществляются инвестиции .
2. Резкое несоответствие между высоким уровнем развития международного финансового рынка и отсутствием надлежащей институциональной
структуры его регулирования.
3. Возросшие опасения углубления мирового спада, грозящие серьезными последствиями в случае неадекватного регулирования деятельности международных финансовых институтов.
4. Увеличение численности офшорных финансовых центров, снижающих эффективность государственного регулирования финансовых институтов развивающихся стран.
5. Ограниченные возможности международных институтов в оказании финансовой поддержки развивающимся странам по сравнению с размерами потока частного капитала. Неспособность международных организаций противостоять повторяющимся кризисам и ограничивать сферу их распространения. Неэффективная процедура предоставления средств международными институтами в условиях быстро развивающегося кризиса.
6. Углубление конфликтов интересов (moral hazard), возникающих в результате воплощения программ финансирования МВФ и других международных институтов, и негативно влияющих на поведение частных инвесторов и заемщиков в ходе финансовых кризисов.
7. Резкое увеличение количества инвестиционных институтов, финансовых инструментов и объема операций на финансовых рынках, особенно на рынке долговых обязательств, затрудняющее взаимодействие инвесторов в ходе преодоления кризисов. Масштабы и диверсифицированность инвестиционных вложений в странах с развивающимися рынками, обусловившие ускорение распространения кризисов. Массовое развитие операций, в том числе спекулятивных, с производными ценными бумагами (деривативами), отражаемых на внебалансовых счетах и затрудняющих оценку принимаемых финансовыми институтами рисков.
Регулирование финансовых рынков и инвестиционных институтов
· укрепление финансовой системы и реформирование местных финансовых институтов путем выработки и распространения международных принципов и стандартов регулирования и надзора за банковской системой, фондовым рынком и различными финансовыми институтами. Укрепление финансовой инфраструктуры через принятие более универсальных стандартов аудита, бухучета, процедур банкротства, платежных систем. Совершенствование Базельских стандартов расчета достаточности банковского капитала;[4]
· определение путей укрепления пруденциального надзора как в развивающихся, так и в развитых странах;
· создание механизмов рыночного регулирования рынка деривативов и инвестиционной деятельности с активным использованием заемных ресурсов (эффект leverage);
· стимулирование введения международных стандартов деятельности в офшорных финансовых центрах.
Экономическая политика
· определение условий либерализации внутреннего рынка и введения адекватного валютного режима в странах с развивающимися рынками, выработка способов контроля за движением международного капитала;
· повышение эффективности механизмов государственной поддержки частного сектора и распределения социальных выплат;
· поиск путей минимизации потерь населения в результате кризисов и разработка политики, которая бы лучше защищала наиболее уязвимые слои населения;
· расширение прозрачности в частном и государственном секторе и в деятельности международных финансовых институтов.
Деятельность международных финансовых институтов[5]
· реформирование системы международного финансирования;
· улучшение механизмов разрешения кризисов и разработка путей вовлечения частного сектора в прогнозирование финансовых кризисов и их преодоление;
· усиление надзора со стороны МВФ за политикой, проводимой странами-
участницами, особенно в финансовом секторе и в области движения капитала;
· повышение эффективности макроэкономической политики на межнациональном уровне.
Основными направлениями и возможными мерами применяемыми при реструктуризации деятельности финансовых институтов мирового уровня являются:
Реструктуризация финансовых рынков и инвестиционных институтов, которая заключается в следующем
· способствовать развитию ликвидных финансовых рынков, особенно фондового рынка, основанных на сильном пруденциальном надзоре за деятельностью банков и других финансовых институтов с применением Базельских принципов эффективности банковского надзора и стандартов регулирования деятельности на фондовом рынке, отраженных в докладе IOSCO "Цели и принципы регулирования деятельности на фондовом рынке". Совершенствовать принципы корпоративного управления для дальнейшего развития рыночных механизмов инвестирования;
· разработать международные стандарты прозрачности в области денежной политики, бухгалтерского учета и раскрытия информации частными финансовыми институтами. Повысить требования раскрытия информации по позициям инвестиционных банков, хеджевых фондов и институциональных инвесторов;
· ввести ограничения на кредитование банками связанных организаций, которое, как правило, проводится без должной оценки и мониторинга кредитоспособности заемщика и в условиях кризиса приводит к резкому росту объемов просроченной задолженности;
· разработать и внедрить эффективный механизм страхования банковских депозитов, банкротства, реструктуризации финансовых институтов и решения долговых проблем организаций, испытывающих финансовые затруднения. Содействовать укреплению внутренних систем контроля и управления рисками в деятельности банков и других финансовых посредников.
Реструктуризация и совершенствование деятельности международных финансовых институтов
· создать в рамках МВФ нового механизма кредитования стран, пострадавших в результате эффекта распространения кризиса (contagion), который позволял бы единовременно получать значительный объем средств и допускал их использование до истощения национальных валютных резервов ;
· обеспечить участие международных институтов в решении проблем долговых кризисов и организации процессов реструктуризации задолженности;
· повысить прозрачность в деятельности международных финансовых институтов, в частности, через принятие положений о раскрытии информации, публикацию программных документов, рабочих материалов МВФ, получаемых в результате традиционных ежегодных визитов представителей фонда в страны-участницы, заявлений по результатам обсуждения Исполнительным советом МВФ докладов об экономических условиях стран-участниц, ретроспективного анализа принимаемых программ;
· укрепить и способствовать дальнейшему развитию деятельности Временного комитета (Interim Committee) МВФ и Комитета развития (Development Committee) Всемирного банка;[6]
· содействовать развитию региональных международных организаций и
усилить их роль в разрешении кризисов и финансировании экономического снктора;
· развития, в том числе, с использованием финансовой поддержки со стороны МВФ;
· укрепить контроль за выполнением отдельными странами принимаемых
международных стандартов, в том числе с использованием возможностей МВФ;
· улучшить координацию и сотрудничество среди международных организаций и контролирующих органов в направлении расширения технической поддержки и обучения служащих органов государственного регулирования.
Создание новых международных структур
· создать отдельный наднациональный институт или придать новые полномочия одной из действующих международных организаций для координации направлений макроэкономической политики ведущих развитых и развивающихся стран, особенно в области подавления инфляции и обеспечения занятости населения;
· создать систему международного финансового регулирования для выработки единых международных стандартов и надзора за деятельностью институтов, проводящих операции в глобальном масштабе. Важным шагом в данном направлении могли бы стать регулярные встречи представителей финансовых властей стран G-7, ведущих стран с развивающимися рынками и международных финансовых организаций в рамках специального форума по вопросам проведения политики регулирования. Как один из вариантов рассматривается преобразование существующих международных организаций (BIS и IOSCO) при условии расширения участия в их деятельности развивающихся стран.[7]
1.2 Особенности реструктуризации небанковских финансовых институтов
1.2.1 Экономические предпосылки и пути реструктуризации системы пенсионных фондов
Пенсионная реформа предполагает рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых
пенсий за счет перераспределения имеющихся ресурсов и улучшения их использования, для чего необходимы современные, развивающиеся и функциональные пенсионные компании, которые входят в структурное понятие финансовых институтов. Основным направлением реструктуризации пенсионной системы на современном этапе является разделение и выделение из единой пенсионной системы в отдельные конкурентоспособные организации. Основным направлением является создание частных коммерческих организаций по пенсионному страхованию. Оптимизация нагрузки пенсионной системы на экономику должна содействовать стабилизации и развитию экономики и, как следствие этого, привести к улучшению материального обеспечения пенсионеров.
Современное рыночное хозяйство базируется на концентрации капитала, непрерывный рост которого является необходимым условием деятельности предприятия, созданного в любой организационно – правовой форме. Процесс накопления средств тесно связан с рынком ценных бумаг. Естественно, что ценные бумаги должны найти и уже находят применение в такой важной структуре рыночного функционирования финансовых институтов, какой сегодня в России становится негосударственные и государственные пенсионные компании.[8] Пенсионное страхование и пенсионное обеспечение, в задачи которых наряду с коммерческим успехом отдельной организации входит обеспечение устойчивости экономического развития всего хозяйства на прямую зависят от деятельности обеспечивающих финансовых компаний.[9] Схематически деятельность пенсионных фондов представлена в приложении 1.
Эмиссия государственных пенсионных и страховых облигаций позволит, с одной стороны, стабилизировать инвестиционные ресурсы, а с другой – сохранить и приумножить средства населения для достойного обеспечения граждан, обеспечить надежность и рациональность функционирования пенсионных фондов государственного регулирования и негосударственных.
Общим и неизменным условием реструктуризации любой пенсионной системы является создание государством правовой, организационной и экономической базы, обеспечивающей сохранение приобретенных работниками прав на пенсию. Уровень эффективности пенсионного учреждения обусловлен характером:
- "внешних условий", связанных с ситуацией в экономике., деятельностью финансовых и страховых институтов;
- "внутренних условий", определяемых спецификой конкретной пенсионной системы (структура, виды и подвиды структуры, природа ее финансовых механизмов);
- сопряженности (адекватности) "внешних" и "внутренних" условий функционирования пенсионной системы, их непротиворечивостью.
Общее руководство Пенсионным фондом осуществляется Правлением, оперативное управление - исполнительной дирекцией. Органами оперативного управления в субъектах федерации являются отделения РФ, а в городах и районах - уполномоченные отделения.[10]
В состав Правления по должности входят председатель, первый заместитель, а также управляющие отделениями фонда. В состав Правления могут также входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе РФ, руководители министерств и ведомств РФ, Банка России.
На Правление фонда возлагается ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР, определение перспективных и текущих задач фонда, составление бюджета ПФР, отчета о его исполнении и сметы расходов на очередной год, а также утверждение структуры ПФР. Кроме того, правление ПФР назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ЛФР и руководителей его отделений, издает в пределах своей компетенции нормативные акты, а также решает другие вопросы, относящиеся к его компетенции. Это в первую очередь влияет на индивидуальную региональную особенность деятельности подразделений, что в свою очередь всю структуру деятельности ПФ приводит к эффективной деятельности и соответствующей отчетности и контролю. При реструктуризации пенсионной системы государства в целом в последнее время произошли изменения в получении и распределении денежных средств.
Сбор и перераспределение средств ПФ проходит по следующему маршруту:[11]
страховые взносы собираются на счетах отделений, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе. На федеральном уровне Правление ПФ и его исполнительная дирекция прогнозируют и устанавливают объемы перераспределения средств между регионами для сбалансированности доходов и расходов с учетом обеспечения минимальной суммы оборотных средств и оптимизации сумм в пути (а это зависит от скорости прохождения платежей и географического положения региона-донора и региона-реципиента).
В большинстве субъектов РФ назначение и выплата пенсий производятся органами социальной защиты населения, которые средства ПФР доводят до пенсионеров через отделения федеральной почтовой связи или путем перевода на счета пенсионеров, открытых в основном в филиалах Сбербанка РФ. В семи субъектах РФ в порядке эксперимента организована единая пенсионная служба, где и назначение и выплата пенсий проводятся отделениями Пенсионного фонда.
Таким образом. Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой принципиально новый внебюджетный механизм целевого формирования средств и финансирования выплаты государственных пенсий и пособий. Реструктуризация пенсионных фондов путем разделения и создания государственных и частных структур необходима для конкурентной основы функционирования данных институтов и имеет свои преимущества.
Однако, как показала практика, работа Пенсионного фонда требует дальнейшего совершенствования. С его созданием возникли определенные противоречия между организационной структурой пенсионных служб органов социальной защиты населения и существующими формами финансового обеспечения выплаты пенсий и т.д.
1.2.2 Реструктуризация страховых компаний
Место страхового рынка обусловлено двумя обстоятельствами. С одной стороны, существует объективная потребность в страховой защите, что и приводит к образованию страхового рынка в социально-экономической системе общества. С другой стороны, денежная форма организации страхового фонда обеспечения страховой защиты связывает этот рынок с общим финансовым рынком и как следствие взаимосвязь с другими финансовыми институтами.[12] Отличительными чертами реструктуризации страховых институтов является то, что данная система реструктуризируется путем слияний, присоединений и поглощений крупными компаниями мелких. Это в первую очередь характерная особенность страхового бизнеса. Стремление мелких компаний влиться в более крупные обусловлено прежде всего стабильностью, имиджем крупных компаний, доверием клиентов и конечно же привлечением дополнительных денежных средств.
Страхование возникло и развивалось как осознанная объективная потребность человека и общества в защите от случайных опасностей. Потребность в страховой защите носит всеобщий характер, она охватывает все фазы общественного воспроизводства, все звенья социально-экономической системы общества, всех хозяйствующих субъектов и все население. Страховые компании не только способствует развитию общественного воспроизводства, но и активно воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в народном хозяйстве. Место страхового рынка в финансовой системе обусловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных ресурсов страховых организаций и обслуживания страховой, инвестиционной и других видов деятельности (рис. приложение 2).
Всеобщность страхования определяет непосредственную связь страхового рынка с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, государственным бюджетом и другими финансовыми институтами, в рамках которых реализуются страховые отношения. В таких отношениях соответствующие финансовые институты выступают как страхователи и потребители страховых продуктов. Специфические отношения складываются между страховым рынком и государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, что связано с организацией обязательного страхования и в этом аспекте предполагается основная реструктуризация деятельности.[13]
Устойчивые финансовые отношения имеет страховой рынок с рынком ценных бумаг, банковской системой, валютным рынком, государственными и региональными финансами, где страховые организации размещают страховые резервы и другие инвестиционные ресурсы.
Функционирование страхового рынка происходит в рамках финансовой системы как на партнерской основе, так и в условиях конкуренции. Это касается конкурентной борьбы между различными финансовыми институтами за свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов. Если страховой рынок, например, предлагает страховые продукты по страхованию жизни, то банки — депозиты, фондовый рынок — ценные бумаги и т.д.
Основная функция страховых компаний — компенсационнаяфункция, благодаря которой существует институт страхования. Содержание функции выражается в обеспечении страховой защиты юридическим и физическим людям в форме возмещения ущерба при наступлении неблагоприятных явлений, которое и было объектом страхования. Накопительнаяили сберегательная функция обеспечивается страхованием жизни и позволяет накопить в счет заключенного договора страхования заранее обусловленную страховую сумму. Распределительная функция страхового рынка реализует механизм страховой защиты. Сущность функции выражается в формировании и целевом использовании страхового фонда. Формирование страхового фонда реализуется в системе страховых резервов, которые обеспечивают гарантию страховых выплат и стабильность страхования. Предупредительнаяфункция страхового рынка непосредственно не связана с осуществлением страховой деятельности. Данная функция работает на предупреждение страхового случая и уменьшение ущерба. Реализация предупредительной функции обеспечивается финансированием мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев и стихийных бедствий. Соответствующее финансирование осуществляется из фонда предупредительных мероприятий. Осуществление предупредительных функций способствует повышению финансовой устойчивости страховщиков и выступает важным фактором обеспечения бесперебойности процесса общественного воспроизводства. Инвестиционнаяфункция страхового рынка реализуется через размещение временно свободных средств в ценные бумаги, депозиты банков, недвижимость и т.д. С развитием страхового рынка и реструктуризация соответствующих подразделений системы, роль инвестиционной функции возрастает. Обращает на себя внимание ряда зарубежных экономистов, определяющих страховые компании как институциональных инвесторов, основной функцией которых в общественном производстве определяется мобилизация капитала посредством страхования. Конкретное действие данных функций не дает страховой системе в целом стоять на месте и в связи с этим под влиянием времени и перемен требует постоянного развития, что и определяет пути реструктуризации страховых компаний и рынка в целом.
Страховые организации— институциональная основа страхового рынка.[14] Страховая организация или страховая компания — это конкретная форма организации страхового фонда страховщика. Страховая компания осуществляет заключение договоров страхования и их обслуживание. Страховая организация — экономически обособленное звено страхового рынка, что выражается в полной обособленности ее ресурсов и самостоятельности в осуществлении страховой и других видов деятельности, возможности реструктуризировать свою деятельность. Экономические отношения между страховыми организациями осуществляются на основе сострахования и перестрахования.
Страховые организации структурируются по принадлежности, характеру выполняемых страховых операций, зоне обслуживания. По принадлежности страховые организации различают на акционерные, частные, публино-правовые и общества взаимного страхования.
Концептуальные вопросы реструктуризации страховой отрасли. При создании национальной системы страхования необходимо рассмотреть ряд вопросов общего порядка. Финансовые институты, привлекающие средства, играют важную роль в современной экономике, поскольку они являются участниками системы платежей, выступают посредниками между теми, кто располагает свободными денежными средствами, и теми, кто нуждается в заемных ресурсах, служат проводниками монетарной политики государства.
При этом страховой бизнес — это бизнес, связанный с принятием рисков и управлением ими. Чувствительность страховщиков к проблемам ликвидности и их высокая зависимость от уровня платежеспособности субъектов экономики обусловливают необходимость формирования в каждой стране системы обеспечения финансовой безопасности и реформирование страховых организаций. Такая система обычно включает функции пруденциального регулирования и надзора за деятельностью страховых компаний, кредитора в последней инстанции, а также страхования депозитов. Именно в этом направлении происходит основная реструктуризация страховых компаний, т.е. желание и возможность оказывать новый вид услуг, такой как страхование банковской деятельности по депозитным счетам.
Решение проблемы морального вреда обеспечивается через установление стандартов корпоративного управления и управления рисками в страховых компаниях, обеспечение дисциплинирующего воздействия на акционеров и руководителей банков со стороны других участников рынка при адекватном режиме бухгалтерского учета и раскрытия информации, позволяющем оценивать риски, связанные с деятельностью банка, а также через систему пруденциального страхового регулирования и надзора, подкрепленную соответствующими законодательными нормами.[15] Системы страхования также могут в определенной степени ограничивать влияние проблемы морального вреда — через установление предельного размера возмещения по потерям, исключение отдельных категорий страхования из числа страхуемых, выплату возмещения в определенной пропорции от величины страхуемого объекта, дифференциацию взносов.
После определения функций и полномочий страховщика необходимо принять решение о том, кто будет выполнять эти функции — уже существующая организация или вновь создаваемое агентство. Возложение функций страховщика на существующую организацию имеет преимущество в том, что позволяет использовать уже имеющиеся кадровые ресурсы. При этом необходимо обеспечить отделение уже существующих у организации функций от функций страховщика. Система управления деятельностью страховщика должна учитывать тот объем функций и полномочий, который возложен на систему страхования в целом. Руководители и сотрудники страховщика должны обладать соответствующей квалификацией, иметь возможность принимать решения, необходимые для эффективного функционирования системы, иметь доступ к информации, имеющейся у других участников системы обеспечения финансовой безопасности, а также быть свободными от конфликта интересов. Ввиду реструктуризации при поглощении и определении круга финансовых институтов, которые могут быть участниками системы страхования, необходимо принимать во внимание, распространяется ли на них пруденциальное регулирование и надзор, насколько финансово устойчивым является тот или иной финансовый институт, насколько четко законодательно определено понятие страхование.
ГЛАВА 2. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
2.1 Необходимость реструктуризации банковской системы
Необходимость структурной перестройки встала перед банками еще до кризиса. Многие банки унаследовали свою структуру от бывших специализированных государственных банков, из которых они развились в самостоятельные кредитные учреждения. Унаследованная структура постепенно пришла в несоответствие с объективными условиями и потребностями рынка.[16]
Структура, существующая сегодня в большинстве банков, зачастую не соответствует и структуре производимых банком операций, происходит смешение между операциями, ряд операций производится на стыке между отделами, что приводит к технологическим сложностям и усложнению процедур внутреннего контроля.
Необходимость реструктурировать банковскую деятельность не зависит от финансового кризиса. Кризис лишь ускоряет процесс и усложняет условия реструктуризации деятельности кредитной организации, что, в конечном счете, неизбежно приведет от реструктуризации отдельных банков к реструктуризации всей кредитно-финансовой системы России.
Два сопутствующих фактора определяют в настоящий момент характерные черты этого перехода.[17] Во-первых, чрезвычайно слабость кредитно-финансовой системы России в целом, существующей в ее нынешнем виде срок исторически ничтожный сравнительно с системами других стран. Во-вторых, процесс реструктуризации банковских систем шел в других развитых странах естественным путем «снизу», на базе постепенно возникавших низовых банковских учреждений, сумма которых и создавала, в конце концов, банковскую систему нового качества. В России этот процесс идет одновременно на двух уровнях: на локальном – на уровне отдельных банков, и на уровне общегосударственном – при активнейшем влиянии государственных органов, прежде всего ЦБ РФ. Если первый фактор носит объективный характер и его бессмысленно оценивать с точки зрения, хорошо это или плохо, то второй носит субъективный характер и имеет свое как положительное, так и отрицательное влияние.[18]
В конечном счете, под воздействием этих факторов и условий процессы, потребовавшие десятилетий в других развитых странах, в России займут несколько лет. В этом опять-таки есть свои как положительные, так и отрицательные стороны. Вопрос в том, насколько быстро участники российской банковской системы осознают всю совокупность сложившихся факторов и насколько адекватны сложившимся обстоятельствам будут их действия.
2.2 Проблемы банковской системы
В общественном сознании прочно сформировалось мнение, что главной причиной громких банковских крахов стала увлеченность банков спекулятивными операциями с ГКО и валютой.[19] На этом фоне мелкие и средние банки усиленно занялись саморекламой, упирая на то, что они спекуляциями не злоупотребляли, занимались промышленностью и за ними будущее. Однако их оптимизм вряд ли оправдан, поскольку увлечение спекуляциями было не единственной и, даже не главной причиной банковского кризиса. Характеристика существующих проблем российской банковской системы была дана в известном официальном документе «О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации». Основные проблемы подробно представлены в приложении 3.
Все указанные проблемы не являются независимыми друг от друга. Их можно разделить на две группы.[20] Это внешние по отношению к банкам
проблемы, решение которых практически не зависит от самих банков (п.п.
3,8,9) и внутренние, связанные с непосредственной деятельностью банков.
Внутренние проблемы условно можно разделить на три группы. Сформулированные в перечне четвертая и шестая проблемы возникли как следствие недостаточной квалификации или низкого качества работы высших руководителей конкретных коммерческих банков. Пятая и седьмая проблемы – в результате сочетания недостаточного контроля за работой банков со стороны акционеров и несовершенства банковского надзора. Первая и вторая – как бы итог совместного влияния двух названных выше групп. Внешние проблемы действовали практически одинаково во всех банках.[21]
Во многих банках плохо налажено управление рисками, нарушались размеры риска на одного заемщика. К обычным банковским рискам добавлялись риски, связанные с владением промышленными и другими предприятиями. Из всего этого следует вывод – причины кризиса накапливались задолго до его начала (схема развития кризиса платежеспособности банка представлена в приложении 4).
Анализ представленной схемы позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, реальные проблемы банка могут начаться после того, как
установиться постоянная тенденция к чистому оттоку средств клиентов из банка. Особенно сильной проблема оказывается в случае сильного дисбаланса активно-пассивных операций по коротким срокам при недостаточном объеме ликвидных средств на балансе банка.
Во-вторых, в процессе развития кризиса начинает постепенно сокращаться
запас ликвидных активов на балансе и выдача новых кредитов, что не только снижает доходы банка, но и ухудшает качество его активов, так как проблемные кредиты никуда не исчезают и, следовательно, их доля в портфеле банка растет.
В-третьих, для удержания и привлечения заемных средств банк может начать
начислять все больший и больший процент, что значительно (порой в несколько раз) увеличивает его расходы и быстро приводит к потере капитала.
В-четвертых, как следствие двух предыдущих, - значительное превышение
расходов над доходами способно еще до конца текущего года «съесть» весь или большую часть капитала банка, что не только значительно снизит его способность защищаться от рисков, но и может привести к ликвидации банка со всеми вытекающими последствиями.
В-пятых, параллельно с перечисленными проблемами, во многом их
провоцируя, ускоряя и являясь их следствием, начинает расти отток средств с депозитных счетов клиентов. И если этот рост будет опережать возможности по высвобождению средств для оплаты собственных обязательств, в банке начнется кризис неплатежей. Если к этой стадии банку не удастся выровнять свой платежный баланс, либо привлечь достаточно средств для покрытия разрыва ликвидности, дальше может произойти неуправляемая цепная реакция по росту требований, предъявляемых банку, с одновременным значительным снижением каких-либо поступления в банк.
Далее, наиболее вероятным развитием событий может оказаться либо санация банка сторонней организацией, либо его ликвидация, потому что восстановление нормальной работы банка обойдется уж очень дорогой ценой.[22]
2.3 Методология реструктуризации
Не только выбор методологии, но и особенно практическая реализация всего комплекса мероприятий по реструктуризации – сложнейший процесс.
Традиционный подход к модернизации организации – осуществление
изменений в структуре ее отдельных подразделений, что обеспечивает решение некоторых частных задач без значительной перестройки бизнес-процессов в целом.[23] Более выгодным сегодня может оказаться метод, направленный прежде всего на улучшение потока продуктов, услуг и информации в целом, т.е. реинжиниринг бизнес-процессов (BPR- Business Process Reengineerig). Реинжиниринг является одной из самых популярных управленческих теорий 90-х годов. Основы этой теории были заложены в 1984-90-х годах в ходе исследовательских работ, проводимых Массачусетским технологическим институтом. Теория получила широкое распространение после выхода в начале 90-х годов статьи и книги профессора Майкла Хаммера.[24]
В настоящее время все согласны с утверждением, что рынки и экономическая ситуация становятся все более и более динамичными – быстрая оптимизация бизнес-процессов с учетом меняющихся условий становиться основным фактором, определяющим успех деятельности любой организации. Теперь успех уже производная не от статической мощи или от удерживаемой доли рынка и тому подобного, а прямое следствие способности быстро и адекватно реагировать на изменение внешних условий.
Реинжиниринг предполагает более глубокую перестройку, чем другие способы модернизации бизнес-процессов. Относительная величина изменений при реализации программы BPR может достигать 40%, в то время как другие способы модернизации приводят к изменениям порядка 10-20%.
Кроме того, реинжиниринг рассматривается как подход, обратный принципам тейлоризма, или научного управления. Согласно этим принципам для обеспечения необходимой эффективности любая работа должна быть разбита на множество элементарных, зачастую повторяющихся операций. Эти операции обычно выполняют разные люди или даже разные подразделения. Наиболее полное воплощение принципов тейлоризма – конвейер. Однако в настоящее время этот подход не оптимален, особенно применительно к финансовым организациям.
Наиболее важная особенность BPR – акцент на повышение общей эффективности бизнес-процессов вместо повышения эффективности отдельных его частей. В ходе работ необходимо прежде всего сформировать идеальное решение, модель to be (должно быть). Формирование идеальной схемы необходимо, чтобы отвлечь мышление от существующего в конкретной организации бизнес-процесса. В противном случае, в качестве исходной точки во всех построениях будут неосознанно использоваться уже существующие схемы.[25]
Соответственно необходимо разработать комплекс мер по реструктуризации банковской системы. Который состоит их двух этапов. Целями реструктуризации в краткосрочной перспективе являются: восстановление способности банковской системы оказывать базовый комплекс услуг, повышение ликвидности банков и попытки улучшения качества их активов.
В среднесрочной перспективе ставятся следующие задачи: реструктуризация отдельных неплатежеспособных банков, ликвидация которых принесла бы значительные социальный и экономические издержки; недопущение утраты банковских технологий и имущественных комплексов, которые могут быть использованы для ведения конкурентоспособной банковской деятельности; привлечение к участию
в капитале банков новых собственников, в том числе и иностранных инвесторов
Целью программы является восстановление деятельности банковской системы на коммерческих принципах и создание условий для активизации ее работы с реальным сектором экономики, повышение ответственности руководителей и собственников за результаты их деятельности по управлению банками.
Основными принципами реструктуризации банковской системы является минимизация государственных издержек при проведении процесса реструктуризации и максимально возможное сохранение имущества банковской системы.[26] Осуществление процесса реструктуризации предполагает равное отношение к защите интересов всех кредиторов и клиентов, выраженной в сокращении доли объема принадлежащего им банковского капитала и привлечении всех заинтересованных сторон к процедуре реструктуризации.
Решения о процедурах реструктуризации будут приниматься на основе комплексного анализа финансового положения проблемных кредитных организаций, перспектив их дальнейшей деятельности с учетом информации, полученной от кредитных организаций, в том числе и о качестве их активов, размере собственных средств.
По результатам анализа проведен предварительный расчет затрат на реструктуризацию банковской системы и выработан подход к реструктуризации банков, отнесенных к одной из следующих групп (см. таблицу в приложении 5). Для каждой группы банков предлагается своя стратегия поведения, подходы к участию государства в их поддержке.
Одновременно должны осуществляться организационные меры, включая замену руководящего состава кредитной организации, реорганизацию, в том числе слияние с другими кредитными организациями, продажу части принадлежащего этой кредитной организации имущества.
В Банке России исходят из того, что финансовая поддержка может оказываться только жизнеспособным кредитным организациям. У кредитных организаций, которые, по оценке Банка России, не имеют перспектив на восстановление нормальной деятельности, лицензии будут отбираться.
Предполагается упорядочить и активизировать процессы торговли банковскими активами, для чего предусматривается организовать соответствующие торговые площадки. Участие государства в процессе реструктуризации возможно только в отношении ограниченного круга проблемных банков, относящихся к категории так называемых опорных региональных банков и крупных многофилиальных банков Данные банки в совокупности с банками, сохранившими финансовую устойчивость, должны обеспечить потребности в банковских услугах всех регионов России.
Минимально необходимые затраты на рекапитализацию этой группы банков можно оценить в сумму, не меньшую чем 40 млрд. рублей.[27] Ввиду ограниченности ресурсов на проведение реструктуризации банковской системы поддержка банков со стороны государства будет производиться постепенно, в течение определенного времени.
Программа реструктуризации должна учитывать и опыт других развивающихся рынков, где в основе подобных программ лежали четыре принципа (приложение 6).
2.4 Агентство по реструктуризации кредитных организаций
Есть три группы субъектов, которые традиционно несут основные затраты по оздоровлению банков. Это акционеры банков, кредиторы и государство. Степень участия каждой из указанных групп определяется в зависимости от модели реструктуризации банковского сектора, используемой в конкретной стране.
В России одним из ограничивающих факторов стали финансовые возможности государства. В связи с этим Правительство России и Банк России были вынуждены сконцентрировать свои усилия по оздоровлению относительно небольшой группы банков, проблемы которых оказывали достаточно сильное влияние на общую ситуацию в экономике.
Правительством России при непосредственном участии Банка России было создано в качестве специализированной организации Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).[28]
Такой подход к управлению процессом реструктуризации опирается на мировой опыт. Он достаточно хорошо зарекомендовал себя в целом ряде стран, переживших системный банковский кризис.
В России такая организация выступает как один из рабочих инструментов непосредственного участия государства в процессе финансового оздоровления банков.
Деятельность Агентства направлена на практическую реализацию государственной политики о реструктуризации банковской системы Российской Федерации. Это обусловливает основные цели его деятельности - способствовать преодолению кризиса российской банковской системы восстановлению ее способности в полной мере обеспечивать выполнение своих базовых функций осуществление платежей и расчетов, предоставление кредитов субъектам экономики, аккумуляция и обеспечение сохранности денежных средств юридических лиц и населения. Необходимо подчеркнуть, что реструктуризация банковской системы не сводится к созданию и деятельности Агентства, хотя последнему и отводится важная роль. Происходит, естественно и саморегулирование банков.
Сегодня АРКО имеет четко очерченный горизонт ответственности. Он определен рамками Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций», положения которого были согласованы с международными финансовыми организациями.
На финансирование деятельности АРКО в 2003 году было выделено 10 млрд. рублей, что составляет 0,2 % ВВП по итогам 2002 года. Это достаточно скромный показатель на фоне стран, тративших на реструктуризацию банковских систем до 50 и выше процентов ВВП.[29]
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ НА ПРИМЕРЕ ЦБ РФ
3.1 Центральный Банк Российской Федерации
исторический обзор
В конце мая 2005 г. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) отметил свою 145-ю годовщину. Именно столько лет прошло с 31 мая 1860 г. (по старому стилю), когда Александр II подписал Указ о создании Государственного банка Российской империи и утвердил его первый устав. Итак, 31 мая 1860 г. вместо прежнего Государственного коммерческого банка был учрежден новый Государственный банк. Первым его управляющим стал барон A.Л. Штиглиц - последний "придворный банкир" Российского императорского дома. В дореволюционной деятельности Государственного банка можно выделить два периода: 1860-1894 и 1894-1917 гг. Свои операции Государственный банк начал осуществлять 2 июня 1860 г. Согласно уставу он учреждался "для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы". Основной капитал ему "назначался" в 15 млн.руб.[30] ОПЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА заключались в учете векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных тратт, покупке и продаже золота и серебра, получении платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, приеме вкладов, предоставлении ссуд (кроме ипотечных), покупке государственных бумаг за свой счет. С 1905 по 1914 г. за счет выпуска кредитных билетов (800 млн.руб.) и средств казны (600 млн.руб.) баланс Государственного банка увеличился вдвое
Во время первой мировой войны деятельность Государственного банка в основном была направлена на ее финансирование за счет выпуска кредитных билетов.
Н. Барковский, утверждает, что Госбанк СССР во всем мире считался одним из крупнейших и авторитетнейших кредитных учреждений, а его универсальность состояла в том, что, выполняя функции, присущие государственным и коммерческим банкам, он был эмиссионным и валютным центром страны, проводил активную политику по защите ее валютных интересов.[31] Денежные инструменты регулирования экономики, поведения экономических субъектов эффективны лишь в условиях сложившегося и налаженного рыночного хозяйства, чего у нас пока нет. Так, один из решающих инструментов в руках центральных банков - операции на открытом рынке - предполагает наличие развитой системы торговли ценными бумагами, и как минимум - доверие к таким бумагам, государственным и негосударственным, со стороны массы потенциальных инвесторов. Однако в наших условиях покупка (продажа) ценных бумаг пока еще более чем ограниченно регулирует экономику.
3.2 Реструктуризация ЦБ РФ
В виду реструктуризации банковской деятельности, структура центрального аппарата Банка России и его территориальных подразделений (приложении 7) подвергается существенным изменениям, носящим прежде всего качественный характер и ориентированным на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы в реформируемой экономике.[32] Эти и подобные изменения призваны обеспечить эффективную реализацию законодательных инициатив в работе Центрального банка и всей банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и создать новые каналы взаимодействия между Банком России, законодательными и исполнительными органами государственного управления, а также органами территориального управления. В целях рационализации работы Центрального банка была создана комиссия по разработке типовой структуры Главных управлений. Комиссия подготовила проект типового положения, в котором учтены изменения функций ГУ и приказы по Центробанку о создании новых служб в центральном аппарате и на местах. Проект одобрен Советом директоров Банка России и после доработки будет доведен до всех подразделений и составит основу для дальнейшей перестройки их деятельности.[33]
То, что называется системой ЦБР, включает в себя также 60 главных территориальных управлений и 19 национальных банков (в национально-территориальных образованиях РФ), 1356 РКЦ, 26 региональных центров информатизации, 2 вычислительных центра, 13 банковских школ и 17 прочих организаций. Процесс реформирования ЦБ, начатый в 1990-1991 гг., еще не закончен. Но по мере того, как в нашей экономике создаются условия для реализации каких-либо функций, ЦБ тут же откликается организационными изменениями в своей структуре. В частности, возрастает значение подразделений, непосредственно занимающихся работой с коммерческими банками. Буквально пять лет назад был один департамент, сейчас их три - Департамент по надзору, Главное управление инспектирования, Главное управление валютного регулирования и валютного контроля. Разумеется, здесь обозначены не все актуальные вопросы совершенствования структуры Центрального банка. Как и любой центральный банк, Банк России отвечает за разработку и реализацию денежно-кредитной политики в стране и политики по развитию банковской системы. В первый раз документ с таким содержанием - Основные направления денежно-кредитного регулирования - ЦБР подготовил на 1993 г. Эта схема в целом, видимо, оправдывает себя. Что же касается ее содержательной части, то она, естественно, может быть даже концептуально разной. В большинстве развитых стран ведущей задачей центральных банков является поддержание покупательндй способности национальной денежной единицы, то есть стабильности внутренних цен. Она состоит в обеспечении роста экономики при низкой инфляции. Сегодня высшим органом Центрального Банка является Совет директоров, который руководит деятельностью банка по реализации денежно-кредитной политики правительства. В состав совета входят Председатель банка и 12 членов Совета. Председатель и члены совета назначаются Государственной думой на четыре года по представлению Президента Российской Федерации. Для координации работы Банка, законодательных и исполнительных органов власти, министерств, ведомств, хозяйственных структур и кредитных учреждений при Центральном банке создается Национальный совет в составе 15 человек. В соответствии с федеральным законом Банк России находится на коммерческом расчете и самофинансировании и производит операционные расходы в пределах полученных доходов. Органы государственного управления экономикой не несут ответственности за выполнение денежных обязательств Банка, а последний - за обязательства государства, если они не приняты на основе федерального законодательства. Сегодня Банк России выполняет следующие функции. (см. рис. приложение 8)
Сейчас Банк России использует три инструмента денежно-кредитного регулирования (помимо операций на открытом рынке):
• нормы обязательных резервов;
• процентная ставка ЦБ;
• объемы рефинансирования.
Но сегодня ни один из этих инструментов не может быть назван гибким, надежным и эффективным. Здесь сказывается действие ряда как общих, так и частных причин. Как уже отмечалось ранее, главными целями функционирования центрального банка в любой стране мира являются:
· обеспечение устойчивости национальной денежной единицы внутри
страны и на мировых рынках, ее покупательной способности, минимизация инфляции для создания благоприятных условий для экономического роста;
· обеспечение эффективного развития кредитно-банковской системы страны, включая организацию функционирования расчетного механизма в народном хозяйстве.
Первая из этих целей означает на деле регулирование денежного обращения. Практически с момента возникновения нового Центрального банка РФ не утихают разговоры о необходимости разработки новой концепции формирования денежно-кредитной системы России, а в этом контексте - о реформировании и самого Банка России. Забота у всех одна - создать в стране современную, высокоэффективную банковскую систему во главе с достойным ее центральным банком. Важно и то, что практически все думающие над этим лица формулируют свои предложения, основываясь на анализе и критике действительных, как правило, недостатков в функционировании имеющейся банковской системы и в деятельности Центрального банка.
Вместо того чтобы прекратить такую практику, ЦБ нашел "интересный" выход из положения. Он разрешил своим главным территориальным управлениям самостоятельно устанавливать индивидуальные экономические нормативы, правда, не превышающие общеустановленные более чем в 5 раз. Анализ баланса ЦБ показывает, что он стремится максимально централизовать кредитные ресурсы с тем, чтобы затем иметь возможность распределять их. Это пережиток застойных времен, когда денежные ресурсы двигались главным образом по вертикали и использовались крайне неэффективно. [34]
Формирование рыночных отношений требует создания более широких возможностей движения капиталов по горизонтали. Таким образом, а не только путем вливания денег "сверху", можно обеспечить структурную перестройку экономики. Проблемы, с которыми сталкивается Россия, действительно являются уникальными, чрезвычайно сложными, и от их решения бесспорно зависит, сможет ли страна с меньшими потерями выйти из кризиса. В этих условиях население, особенно специалисты, долгие годы работающие в финансово-банковской сфере, не получают убедительного доказательства правильности принимаемых решений. Главное состоит в том, что управление банковской сферой организуется без стратегии, осмысления того, какими путями пойдет развитие, без должной информации и мониторинга. Дискуссия в основном идет по текущим вопросам денежно-кредитного регулирования. Вопрос не так прост: речь идет не только о банках (Центральном банке и коммерческих банках), а о банковской системе, ее глубокой реформе. Прежде всего необходимо укрепить Центральный банк, который всегда был главным банком нации.[35]
Центральный банк не может управлять технической политикой, главная его задача - влиять на цены и стабилизировать денежное обращение. У него всегда должен быть особый, "денежный" взглад на развитие производства. Общество имеет сильный Центральный банк только тогда, когда он отстаивает свой монетарный взгляд, выступает в качестве своеобразного "конституционного судьи в экономике". К сожалению, современный Центральный банк России еще не в полной мере стал таковым. Его деятельность подвергается заметной критике из-за отсутствия мониторинга состояния денежного обращения, оперативно публикуемой информации о денежной массе, финансовом состоянии хозяйства. Российская банковская практика свидетельствует о том, что обязательные денежные резервы не являются в полном смысле резервом, поскольку эти ресурсы используются Центральным банком для последующего увеличения денежной массы посредством предоставления кредитов кредитным учреждениям.
В определенной реформации нуждается и сеть учреждений Центрального банка. Известно, что в России существует чрезвычайно централизованная расчетная система в виде так называемых расчетно-кассовых центров (РКЦ), осуществляющих функцию расчетов. Такая система делает обязательным открытие всеми коммерческими банками корреспондентских счетов в ЦБР. Это превращает его по существу в монополиста, ибо основной объем платежей проходит через счета в РКЦ. В России на каждый расчетно-кассовый центр приходится 2-3 коммерческих банка, в то время как в западных странах количество отделений составляет весьма незначительный процент от количества кредитных учреждений.
Сегодня Банк России целенаправленно занимается разработкой комплекса мер по реструктуризации банковской системы. При подготовке данного документа учитывались имеющиеся у государства и Банка России реальные финансовые возможности по поддержке российских банков, опыт работы Банка России по нормализации деятельности финансово нестабильных банков, подходы, реализуемые при реструктуризации банковских систем зарубежных стран, а также рекомендации специалистов, в том числе из международных финансовых организаций.
Реструктуризация банков - это управляемый согласованными мерами Банка России, законодательной и исполнительной власти, действиями учредителей (участников), кредиторов и руководителей кредитных организаций процесс изменения структуры банковской системы, восстановления условий и функций, необходимых для банковского обслуживания потребностей экономики.[36] Процесс реструктуризации банковской системы предполагает обеспечение следующих основных принципов: - приоритетность защиты интересов частных вкладчиков; - равное отношение к защите интересов всех кредиторов и клиентов, в том числе иностранных; - прозрачность и открытость процесса реструктуризации обязательств и активов банков; - экономическая ответственность собственников банков, не способных платить по обязательствам, выраженная в сокращении доли и объема принадлежащего им банковского капитала, привлечение их к процессу реструктуризации путем осуществления дополнительных взносов в капитал банков; - участие кредиторов в процедурах реструктуризации; - оказание государственной поддержки только тем банкам, которые принимают и успешно реализуют программы финансового оздоровления, ориентированные прежде всего на самостоятельное решение возникших проблем. Целями реструктуризации банковской системы в краткосрочной перспективе (до середины 2007 года) являются: - восстановление способности банковской системы оказывать базовый комплекс услуг; - увеличение капитала жизнеспособного ядра банковской системы, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реального сектора экономики и проведения платежей; - реструктуризация отдельных крупных неплатежеспособных банков, ликвидация которых принесла бы значительные социальные и экономические издержки; - восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, кредиторов и клиентов, в том числе иностранных партнеров; - недопущение утраты банковских технологий и имущественных комплексов, которые могут быть использованы для ведения конкурентоспособной банковской деятельности; - отстранение неспособного к конструктивной работе банковского управленческого персонала, его замена на управленцев, добросовестно защищающих интересы всех кредиторов, клиентов и акционеров банка; - привлечение к участию в капиталах банков новых собственников, в том числе иностранных инвесторов; - восстановление нормального функционирования финансовых рынков, в т.ч. межбанковского денежного рынка.
В среднесрочной перспективе целью программы является восстановление деятельности банковской системы на коммерческих принципах и создание условий для ее активной работы с реальным сектором экономики, повышения ответственности руководителей и собственников банков за результаты их деятельности по управлению банками.[37]
Предваряя конкретные шаги реструктуризации (см. приложение 9), которые можно сделать в конкретном регионе с конкретными банками в рамках существующего правового, экономического и банковского пространства в целях сохранения или восстановления расчетно-кредитной системы региона и через это — всей страны, следует отметить, что в известных рамках они могут иметь свои варианты и проявления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не совсем гладко в России происходит реструктуризация финансовых институтов. Слабые финансовые институты – показатель слабой экономики, соответственно практическое отсутствие инвестиционного процесса в стране и как следствие низкое развитие отраслей промышленности. В свою очередь слабое банковское обслуживание системы хозяйствования государства. И агентству по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) в свою очередь не хватает средств на быстрое оздоровление системообразующих проблемных банков.
Чтобы форсировать процесс оздоровления системы финансовых институтов, необходимо рассматривать вопрос возврата к ситуации, когда данные организации могут по собственной инициативе обратиться за государственной помощью. Сейчас же по Закону о реструктуризации финансовых институтов и банков в частности владельцы должны дожидаться момента, когда они окажутся на грани банкротства.
Бюджетирование и расходование средств на реструктуризацию финансовых институтов со стороны государства строго ограничено. Кроме того, до сих пор не понятно, какую именно финансово-кредитную систему хочет увидеть правительство и хочет ли оно вторгаться в частный сектор финансовых организаций, так же возрождения прежних системообразующих банков.
Накопленный за последние 16 лет опыт Чили, Аргентины, Мексики, а недавно – и Южной Кореи позволяет говорить о некоторых принципах, которые могли бы использовать для успешной реструктуризации финансового сектора в России. Конечно, речь идет не о простом механическом переносе этого опыта, а о его умелой адаптации к российской действительности.
Важной предпосылкой для успешной реструктуризации является готовность правительства создать условия, привлекательные для инвестирования в реальный сектор экономики. На данном этапе, как в прочем, и на протяжении прошедших семи лет, непомерные процентные ставки, обусловленные бюджетным дефицитом, а также несовершенный законодательный и бюджетный режимы способствовали тому, что появилось два разобщенных мира: финансовый и «реальный».
Очевидно, что осуществление программы реструктуризации системы финансовых институтов требует сильной политической воли. Однако успешной такая программа может быть только при условии одновременного решения проблем реальной экономики. Финансовый сектор будет играть жизненно важную роль при оказании помощи другим отраслям экономики, но в конечном счете без решения структурных проблем в этих отраслях не обойтись.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный Закон №110-ФЗ от 06.08.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ». Российская газета, №254 от 15.10.2001 г.
2. Бюджетный кодекс РФ М.:ИНФРА-М 1999 г.
3. Алескеров С.И., Землин А.И., Ольховская Н.П.; Под ред. Землина А.И. Банковское право. Практикум: Учебное пособие. – М.: Экономика, 2003.
4. Архипов А.И. Экономика: учебное пособие. - М.: Проспект, 2000.
5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы М.: ИД ФБК-Пресс М.: 2000
6. Балабанов И. Т., Савинская Н. А. Банки и банковское дело. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2004.
7. «Бюджетная система РФ». - Учебник, издание 2-е. Под ред. Романовского. - М.: ЮРАЙТ, 2000г., 615с.
8. Бородин А.Ф. Актуальные проблемы и перспективы развития региональных банков. // Деньги и кредит. №1 2001.
9. А. Гузнов (Юридический департамент Банка России) – «Законодательные основы реструктуризации банковской системы России. Правовые проблемы кредитных организаций», Бюллетень финансовой информации, № 2 (57) 02.2000.
10. Деньги, кредит, банки. Под ред. О.В. Соколовой - М.: Финансы и статистика, 2004.
11. Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
12. В. Иванов (ГУ ЦБ РФ) – «Организация антикризисного управления в коммерческом банке», Бюллетень финансовой информации, № 12 (55) 12.1999- № 1 (56) 01.2003.
13. Кидуэлл Д.С. Финансовые институты, рынки и деньги М.: 2000г.
14. Куликов Л. Банки и их роль в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2001.
15. Кроливецкая Л. П., Белоглазова Г. Н. Банковское дело: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.
16. Ломакин В.К. Мировая экономика Учебник для вузов – М. ЮНИТИ 2000 г – 158с.
17. А. Нещадин, И. Липсиц (Экспертный институт) - «Выход из кризиса: иллюзии или реальность. К проблеме реструктуризации российской промышленности», Бюллетень финансовой информации, № 12 (55) 12.1999- № 1 (56) 01.2000.
18. О. М.Островская. Банковское дело. - М.: Пресс-сервис 2003.
19. Официальный сайт Центрального Банка РФ: www.cbr.ru.
20. Е. Ситникова - «Реструктуризация стихии. Как Онэксимбанк стал Росбанком », журнал «Компания», № 9 (105), 13.03.2000
21. Севрук В.Т. Банковский маркетинг. —М.: Дело ЛТД, 2003.
22. Уткин Э. А. Нововведения в банковском бизнесе России. - М.: Финансы и статистика, 2004.
23. Финансы. Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ 2000
24. Б. Г.Федоров. Новый англо- русский банковский и экономический словарь. – М: Лимбус Пресс, 2000.
25. Эриашвили Н.Д. Банковская система РФ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
[1] Кидуэлл Д.С. Финансовые институты, рынки и деньги М.: 2000г.
[2] Ломакин В.К. Мировая экономика Учебник для вузов – М. ЮНИТИ 2000 г – 158с.
[3] Алескеров С.И., Землин А.И., Ольховская Н.П.; Под ред. Землина А.И. Банковское право. Практикум: Учебное пособие. – М.: Экономика, 2003.
[4] Куликов Л. Банки и их роль в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2001.
[5] Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы М.: ИД ФБК-Пресс М.: 2000
[6] Финансы. Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ 2000
[7] Финансы. Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ 2000
[8] «Бюджетная система РФ». - Учебник, издание 2-е. Под ред. Романовского. - М.: ЮРАЙТ, 2000г., 615с.
[9] Федеральный Закон №110-ФЗ от 06.08.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ». Российская газета, №254 от 15.10.2001 г.
[10] Финансы. Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ 2000
[11] Балабанов И. Т., Савинская Н. А. Банки и банковское дело. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2004.
[12] Федеральный Закон №110-ФЗ от 06.08.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ». Российская газета, №254 от 15.10.2001 г.
[13] Бородин А.Ф. Актуальные проблемы и перспективы развития региональных банков. // Деньги и кредит. №1 2001.
[14]Эриашвили Н.Д. Банковская система РФ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
[15] Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы М.: ИД ФБК-Пресс М.: 2000
[16]Кроливецкая Л. П., Белоглазова Г. Н. Банковское дело: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.
[17] Эриашвили Н.Д. Банковская система РФ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
[18] Финансы. Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ 2000
[19] Федеральный Закон №110-ФЗ от 06.08.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ». Российская газета, №254 от 15.10.2001 г.
[20] Кидуэлл Д.С. Финансовые институты, рынки и деньги М.: 2000г.
[21] О. М.Островская. Банковское дело. - М.: Пресс-сервис 2003.
[22] О. М.Островская. Банковское дело. - М.: Пресс-сервис 2003.
[23] А. Нещадин, И. Липсиц (Экспертный институт) - «Выход из кризиса: иллюзии или реальность. К проблеме реструктуризации российской промышленности», Бюллетень финансовой информации, № 12 (55) 12.1999- № 1 (56) 01.2000
[24]«Бюджетная система РФ». - Учебник, издание 2-е. Под ред. Романовского. - М.: ЮРАЙТ, 2000г., 615с.
[25]Алескеров С.И., Землин А.И., Ольховская Н.П.; Под ред. Землина А.И. Банковское право. Практикум: Учебное пособие. – М.: Экономика, 2003.
[26] Финансы. Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ 2000
[27] Кидуэлл Д.С. Финансовые институты, рынки и деньги М.: 2000г.
[28] Е. Ситникова - «Реструктуризация стихии. Как Онэксимбанк стал Росбанком », журнал «Компания», № 9 (105), 13.03.2000
[29] Официальный сайт Центрального Банка РФ: www.cbr.ru.
[30]А. Гузнов (Юридический департамент Банка России) – «Законодательные основы реструктуризации банковской системы России. Правовые проблемы кредитных организаций», Бюллетень финансовой информации, № 2 (57) 02.2000.
[31]В. Иванов (ГУ ЦБ РФ) – «Организация антикризисного управления в коммерческом банке», Бюллетень финансовой информации, № 12 (55) 12.1999- № 1 (56) 01.2003.
[32] Архипов А.И. Экономика: учебное пособие. - М.: Проспект, 2000.
[33] Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
[34] Уткин Э. А. Нововведения в банковском бизнесе России. - М.: Финансы и статистика, 2004.
[35] Деньги, кредит, банки. Под ред. О.В. Соколовой - М.: Финансы и статистика, 2004.
[36] Севрук В.Т. Банковский маркетинг. —М.: Дело ЛТД, 2003.
[37] Балабанов И. Т., Савинская Н. А. Банки и банковское дело. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2004.