Реферат по предмету "Финансы"


Министерство Финансов Российской Федерации, его сущность и значение

Содержание ВВЕДЕНИЕ I. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ 1.1. Приоритетные задачи и функции министерства 1.2. Финансовый мониторинг и оперативный контроль
II. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА 2.1. Структура и история развития 2.2. Руководство Минфина России 2.3. Этапы формирования системы финансового контроля 2.4. Права и полномочия, наделённые министерству Заключение Использованная литература
ВВЕДЕНИЕ Управ­ление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуще­ствляют высшие законодательные органы власти. Это Федераль­ное Собрание и его две палаты – Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает также законы о нало­гах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанав­ливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга. Важнейшим органом осуществляющим управление финанса­ми РФ, является Министерство финансов РФ и его органы на местах. Министерство финансов России обеспечивает проведе­ние единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной по­литики в РФ. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующих деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство финансов Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои территориальные органы. Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Минфин РФ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства.
I. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЕГО СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
1.1. Приоритетные задачи и функции министерства Основными задачами Министерства финансов РФ являются: 1. Совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма. 2. Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики РФ. 3. Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социального экономического развития РФ. 4. Разработка проектов федерального бюджета и обеспечение исполнение в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнение федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ. 5. Разработка программ государственного заимствования и их реализация в установленном порядке от имени РФ. Управление государственным внутренним и внешним долгом РФ. 6. Разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ. 7. Участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и камней. 8. Разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении 9. Осуществления в пределах своих компетенций государственного финансового контроля. 10. Обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме в ЦБ РФ и кредитных организаций). 11. Пресечение расточительства и финансовых злоупотреблений законодательными методами посредством нейтрализации лазеек в действующем законодательстве. Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции: ■ подготавливает предложения и реализует меры по совер­шенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюд­жетного федерализма и механизма межбюджетных отно­шений с субъектами РФ; ■ участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и кратко­срочную перспективу; ■ участвует в разработке и осуществлении мер по финансо­вому оздоровлению и структурной перестройке экономи­ки, поддержке и защите интересов отечественных произ­водителей товаров, исполнителей работ и услуг; ■ участвует в подготовке предложений по основным на­правлениям кредитной, денежной политики РФ, улучше­нию состояния расчетов и платежей в экономике; ■ разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участву­ет в разработке и финансировании федеральных инвести­ционных программ и бюджета развития РФ; ■ разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ; ■ исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об ис­полнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; ■ осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и др. Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям: - государственные финансы в целом – участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами; - государственный бюджет – организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ; - внебюджетные государственные федеральные фонды – подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов; - страхование – участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране; - денежное обращение – разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет; - государственный кредит – выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;
- финансовый рынок – разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг; - валютно-финансовые отношения – подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогноза платежного баланса, формирование таможенной политики, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, обслуживание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;
- финансовый контроль – контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензирование аудита; - организация учета и отчетности – анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.
1.2. Финансовый мониторинг и оперативный контроль Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными. Законодательство предусматривает проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета. Финансовый контроль осуществляется в различных видах и формах, с применением различных методов его осуществления. На виды финансовый контроль делится в зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность: ¨ государственный; ¨ внутрихозяйственный; ¨ финансово-кредитных органов (банковский контроль); ¨ общественный; ¨ независимый (аудиторский). На формы (способы конкретного выражения и организации контрольный действий) финансовый контроль делится в зависимости от времени совершения контроля: ¨ предварительный; ¨ текущий (оперативный); ¨ последующий. Существуют несколько методов осуществления финансового контроля: ¨ наблюдение; ¨ проверка; ¨ обследование; ¨ анализ; ¨ ревизия. Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия, например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств. Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств. Текущий (оперативный) финансовый контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе деятельности предприятия. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. Она служит предотвращению финансовых нарушений. Объектом текущего контроля прежде всего становится документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Оперативный контроль ведется путем сопоставления затрат с действующими нормативами. Последующий контроль является неотъемлемой составляющей внешнего (ведомственного и вневедомственного) и внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля. Эта форма контроля сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности произведенных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств. Осуществляется посредством анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль характеризуется углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки двух других форм финансового контроля – предварительного и текущего. Наблюдение это общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля. Проверка затрагивает основные вопросы финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что принципиально отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п. Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным исследованием, а также использованием традиционных аналитических инструментов: средние и относительные величины, группировки, индексный метод и т.д. Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Можно лишь ограниченно использовать специфические приемы финансово-экономического анализа. Ревизия производится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте и является основным методом финансового контроля. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. При проведении ревизий ревизоры имеют право: ¨ проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов; ¨ проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые; ¨ привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии; ¨ получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.
Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля. Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
Финансовые органы субъектов РФ при осуществлении государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Минфина РФ. Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в результате преобразования Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) Его основными задачами являются: - сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами и иным имуществом, подлежащих контролю; - выявление операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем; - взаимодействие с правоохранительными органами, Центробанком; - обобщение и анализ результатов деятельности федеральных органов государственной власти и Центробанка в сфере легализации вышеуказанных доходов; - создание единой информационной системы и федеральной базы данных в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.
II. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА
2.1. Структура и история развития Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет заместителей (16), назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ. Министерство финансов РФ издает в приделах своих компетенций на основе законодательства РФ приказы, инструкции и другие нормативные и правовые акты. В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ. Для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопросов внедрения в практику достижений науки при Министерстве финансов создается научный совет, в состав которого входят ученые и специалисты в области финансов и кредита. Минфин в установленном порядке учреждает журналы и другие печатные издания. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Минфина РФ и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление. Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Местонахождение министерства – г. Москва. Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности: 1. Департамент бюджетной политики департамент бюджетной политики, разрабатывающий по­литику в области доходов и расходов бюджетной системы, составляющий проект федерального бюджета и органи­зующий его исполнение и др.; 2. Департамент налоговой политики; 3. Департамент управления государственным внутренним долгом, осуществляющим эмиссию внутренних государственных займов, выплату процентов по ним и их погашение; 4. Департамент отраслевого финансирования созданный на базе упраздненных департаментов промышленности, де­партамента агропромышленного комплекса, инвестиций и транспортных систем и связи; 5. Департамент межбюджетных отношений, который регули­рует взаимоотношения с бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами; 6. Валютно-экономический департамент; 7. Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов; 8. Департамент финансирования государственного аппарата; 9. Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности; 10. Юридический департамент; 11. Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности; 12. Департамент страхового надзора; 13. Департамент внешнего долга; который производит выпуск внешних займов – ев­робонов и их погашение; 14. Департамент международных финансовых организаций; 15. Департамент государственного финансового контроля; 16. Департамент организации аудиторской деятельности; 17. Информационно-технический департамент; 18. Департамент бюджетных кредитов и гарантий; 19. Департамент валютного контроля; 20. Департамент социальной сферы и науки.
2.2. Руководство Минфина России
(декабрь 2005 года) Кудрин Алексей Леонидович – Министр Голикова Татьяна Алексеевна – заместитель Министра Шаталов Сергей Дмитриевич – заместитель Министра
СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ Административный Департамент Директор департамента Ахполов Александр Алиханович Департамент управления делами и контроля Директор департамента Афанасьев Андрей Александрович Департамент бюджетной политики Директор департамента Лавров Алексей Михайлович Департамент бюджетной политики в отраслях экономики Директор департамента Белов Владимир Серегеевич Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Директор департамента Шалаев Владимир Анатольевич Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа Директор департамента Чистова Вера Ергешевна Департамент межбюджетных отношений Директор департамента Силуанов Антон Германович Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов Директор департамента Сторчак Сергей Анатольевич Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Директор департамента Моторин Михаил Альбертович Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Директор департамента Шнейдман Леонид Зиновьевич Департамент финансовой политики Директор департамента Саватюгин Алексей Львович Правовой департамент Директор департамента Захарова Надежда Николаевна Федеральная служба по финансовому мониторингу Руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу Зубков Виктор Алексеевич Федеральная налоговая служба Руководитель Федеральной налоговой службы Сердюков Анатолий Эдуардович Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Павленко Сергей Юрьевич Федеральная служба страхового надзора Руководитель Федеральной службы страхового надзора Ломакин-Румянцев Илья Вадимович Федеральное Казначейство Руководитель Федерального Казначейства Нестеренко Татьяна Геннадьевна
2.3. Этапы формирования системы финансового контроля
Государственный контроль до XIX века Год
Учреждение Функции 1654 Счетный приказ Проверка раздачи полкового жалования 1699 Ближняя канцелярия Аналитическая работа в области финансов, армейских вопросов 1699– 1712 Сенат в лице обер-комиссара сенатской канцелярии Контроль приходных и расходных операций губерний 1712 Ревизионная коллегия Счет всех государственных доходов и расходов 1722 Ревизионная коллегия переименована в Ревизионную контору Сената Счет всех государственных доходов и расходов 1775 Учреждение для управления губерниями Всероссийской империи Производство ревизий счетов губернских учреждений 1779 Экспедиция ревизии счетов Контроль доходов и расходов государства, сохранности денежных средств Основные этапы формирования системы финансового контроля: 1. Указом Александра I от 20 февраля 1809 года в составе Государственного казначейства образована Государственная экспедиция для ревизии счетов. 2. Согласно манифесту Александра I от 28 января 1811 года Государственная экспедиция для ревизии счетов вошла в состав Департамента ревизии государственных счетов по гражданской части вновь образованного Главного управления ревизии государственных счетов. 3. Указом от 30 декабря 1836 года Главное управление ревизии государственных счетов было преобразовано в новый орган, получивший название Государственный контроль. 4. В 1852 году в структуре Госконтроля создается единая бухгалтерия, в задачи которой входили проведение документальных ревизий денежных оборотов, осуществление внезапных проверок кассы Главного казначейства и его отделений, проверка финансовых смет и отчетов об их исполнении. 5. С 1884 года в компетенцию Госконтроля включается контроль за финансовой деятельностью казенных и частных железных дорог. 6. 28 апреля 1892 г. было утверждено новое Положение о Государственном контроле, которое уточнило его функции и организационную структуру. 7. В 1901 году Госконтролю придаются функции ревизии расходов Государственного банка и его операций за счет казны, расходов Крестьянского поземельного банка и других кредитных учреждений 8. С образованием в октябре 1905 года Совета министров Государственный контроль оказался включенным в его состав. К началу XX века функция государственного финансового контроля в России была централизована и организационно оформлена. Государственный контроль входил в структуру правительства, но обладал широкими полномочиями и определенными гарантиями самостоятельности в рамках своей компетенции. 9. В марте 1918 года Государственный контроль был упразднен. К моменту распада Советского Союза система государственного финансового контроля состояла из следующих основных элементов: 1. Ведущая роль в государственном, в том числе финансовом контроле принадлежала Советам народных депутатов. 2. Другими важными элементами системы контроля в СССР были органы народного контроля, которые сочетали в себе государственный и общественный контроль. 3. Основная нагрузка в сфере бюджетно-финансового контроля ложилась на Министерство финансов, его контрольно-ревизионное управление, включая его органы на местах. Минфину СССР были предоставлены широкие права. 4. На уровне СССР и республик в рамках министерств финансов существовали специальные контрольные органы – контрольно-ревизионные управления, (КРУ). 5. На уровне административно-территориальных единиц контрольная работа производилась инспекциями в составе финансовых управлений или отделов соответствующих исполнительных комитетов Советов народных депутатов. 6. Определенные функции были закреплены за Госбанком и Стройбанком СССР, различными государственными комитетами, ведомствами и государственными инспекциями. Систему финансового контроля до 1991 года имела следующую особенность – значительная централизация финансового контроля со стороны общегосударственных органов. К числу основных недостатков относится отсутствие должной координации в контрольно-ревизионной работе, которое нередко порождало параллелизм в ее осуществлении и вело к распылению сил органов контроля, мешало оперативной деятельности предприятий.
2.4. Права и полномочия, наделённые министерству Министерство финансов РФ имеет право: 1. Запрашивать в установленном порядке у федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ материалы, необходимые для: разработки проекта федерального бюджета, расчета прогноза консолидированного бюджета РФ, составления отчета об исполнении федерального бюджета, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета в целом по РФ и анализа консолидированных бюджетов субъектов РФ; 2. Запрашивать в установленном порядке материалы по целевым бюджетным и государственным внебюджетным фондам, проектам их бюджетов, утвержденным бюджетом фондов и отчеты об их исполнении; 3. Запрашивать у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций данные, необходимые для осуществления контроля за целевыми расходами средств федерального бюджета; 4. Проводить совместно с Министерством экономики РФ экспертизу технико-экономических проектов, представляемых в качестве обоснований для выделения средств для инвестиций; 5. Представлять в установленном порядке Правительство РФ при предоставлении государственной гарантии по кредитам в пределах размера государственного долга, утверждаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год; 6. Ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством РФ финансирование из государственного бюджета организаций при выявлении фактов не целевого использования ими средств из федерального бюджета, а также в случае не предоставления ими в установленные сроки отчетности ранее полученных средств;
7. По применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка - ограничивать, а при необходимости приостанавливать финансирование предприятий, учреждений и организаций, взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере учетной ставки Центрального банка РФ; запрещать, либо приостанавливать выпуск ценных бумаг акционерными обществами при нарушении законодательства;
8. По регулированию соотношения доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в процессе их исполнения и поступлений налогов в федеральный бюджет - заключать от имени Правительства РФ соглашения с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели; 9. Взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафов в соответствии с законодательством РФ; 10. Выдавать при необходимости ссуды из федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов по бюджетам субъектов Федерации с погашением этих ссуд в пределах бюджетного года, предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет с уведомлением Министерства РФ по налогам и сборам. 11. Организовывать формирование за счет средств федерального бюджета, федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставлять помощь за счет средств этого фонда в порядке и размерах утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год; 12. Выдавать в случаях, предусмотренных законодательством РФ, ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам РФ на покрытие временных кассовых разрывов с погашением этих ссуд в рамках бюджетного года; 13. Предоставлять отсрочки платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке предусмотренном законодательством РФ, с уведомлением налоговых органов и ведением соответствующего реестра; 14. Выступать по поручению Правительства РФ официальным корреспондентом международных финансовых организаций, в котором состоит РФ, а также других иностранных контрагентов по финансовым операциям Правительства РФ; 15. Осуществлять лицензионную деятельность в соответствии с законодательством РФ и получать отчеты о деятельности соответствующих организаций. Минфин осуществляет финансовый контроль за: ü целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов; ü поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности; ü доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ; ü обеспечением платежеспособности страховщиков; ü формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ; ü использованием и хранением драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними; ü расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом; ü качеством аудиторских проверок. В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств, проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов. Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджетным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия по результатам контроля – при установлении фактов нецелевого использования взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем, Минфин уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в федеральный бюджет. Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации, самостоятельности финансовой деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления в установленных законодательством пределах, их ответственностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов. Однако, отметим, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств. Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения Министерства финансов РФ соответственно их компетенции. Однако Минфин имеет в совей структуре и специальные подразделения, предназначены именно для проведения финансового контроля: Департамент государственного финансового контроля и аудита, Департамент страхового надзора. В его ведении находятся Федеральное казначейство, Пробирная палата и др. органы. Департамент государственного финансового контроля и аудита создан на основании постановления Правительства РФ на базе нескольких упраздненных структурных подразделений Минфина России, в том числе контрольно-ревизионного управления и Департамента организации аудиторской деятельности. В задачи этого Департамента входит контроль за: - исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, - организацией денежного обращения, - использованием кредитных ресурсов, - состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, - предоставлением налоговых льгот и преимуществ. Департамент государственного контроля и аудита организует и проводит самостоятельно и с привлечением территориальных КРУ ревизии и проверки; контролирует использование федеральных средств, в том числе в иностранной валюте; организует контроль за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок. В случае установления нарушений использования федеральных средств, израсходованных незаконно или не по целевому назначению средства, а также доходы от их использования, по предписанию Департамента, подлежат возмещению в течение одного месяца после выявления нарушений. Территориальные контрольно-ревизионные органы осуществляют последующий финансовый контроль на территории соответствующего субъекта РФ. В частности, они: - контролируют целевое использование средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
- проводят документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов; - в ряде случаев на договорной основе проводят ревизии и проверки поступления и расходования средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
- контролируют своевременное устранение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных управлением организаций, а также возмещение ими причиненного ущерба и т.д. Территориальные контрольно-ревизионные органы Минфина России имеют право: - проверять в ревизуемых организациях денежные, бухгалтерские и другие документы; - получать от должностных лиц ревизуемых организаций объяснения; - получать от органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций данные, необходимые для осуществления своих функций; - направлять предложения о приостановлении и прекращении финансирования ревизуемых организаций при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также непредставления ими бухгалтерских документов, связанных с использованием этих средств; - ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в нарушениях, передавать материалы проверок и ревизий в правоохранительные органы и т.д.
Заключение Нарушения и злоупотребления в финансовой, бюджетной сфере не имеют ни хронологической привязки, ни национальных корней. Во-первых, потребности любого государства, как правило, превышают его финансовые возможности, и у чиновников нередко возникает соблазн быстро, в обход парламента и закона, перераспределить средства в пользу «неотложных» нужд. Во-вторых, в любом обществе в той или иной степени проявляются как политические, так и коммерческие интересы различных компаний, кланов, групп, что приводит к лоббированию этих интересов в сфере экономики, приобретению различных преференций и льгот. Вот почему с тех пор как человечество стало осознавать себя организованным сообществом и до наших дней для любой страны остается актуальной задача создания и совершенствования системы гласного, всеобъемлющего контроля за состоянием «государственного кармана», за использованием бюджетных средств. История новейшего времени убедительно показывает, что либерализация экономики, развитие рыночных отношений отнюдь не отменяют для государства необходимости строго контролировать движение денежных ресурсов. Прозрачность финансов – один из существенных признаков реальной демократии. Это особенно важно для стран с ослабленной экономикой и связанной с этим острой нехваткой средств. Здесь проблемы, как правило, усугубляются снижением доверия населения к государству, что вызывает болезненную «утечку капиталов» в другие страны, нередко – с нарушением финансового и валютного законодательства. Наконец, контролировать бюджетный процесс в этих странах (а к ним приходится отнести и Россию) важно и для того, чтобы добиваться исполнения финансовых обязательств государства в социальной сфере.
Список использованной литературы 1. Гринкевич Л.С. Основы финансов (учебное пособие). – Томск, 2000. 2. Лукашев М.Г. Под контролем. – М.: Профиль, 2002. 3. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. Учебник. – М.: 2000. 4. Котлер Ф. Основы маркетинга. – Спб.: КОРУНА, ЛИТЕРАТУРА ПЛЮС, 2004. 5. Minfin.ru Официальный сайт Министерства финансов. 6. Начинкин Д.Н. Эволюция казначейской службы в России. – М.: Финансы, 2002. 7. Финансы. Учебник для вузов/ Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной – М., 2000. 8. Финансы. Учебник/ ред. Казак А.Ю. Сергеев Л.И. – Спб.: 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.