Содержание
1. Монетарный режим таргетирования основных показателей денежной сферы: уровень инфляции
2. Современная кредитная система Мексики
Список литературы
1. Монетарный режим таргетирования основных показателей денежной сферы: уровень инфляции
Накопленный опыт реализации инфляционного таргетирования позволяет классифицировать режимы инфляционного таргетирования на следующие — начальный, классический и высший. Критериями классификации являются: доверие к банковской системе и монетарной политике, прозрачность монетарной политики, устойчивость основных макроэкономических параметров (стабильный рост ВВП, устойчивая низкая безработица, длительно сохраняющася низкая инфляция, плавающий курс), гибкость реагирования денежной и финансовой системы на изменения инструментов монетарной и финансовой политики (важнейший из которых — ставка процента, или учетная, ставки по внутренним финансовым инструментам, ставки по международным финансовым инструментам типа LIBOR и другие), развитость и прочность финансовых институтов и политическая устойчивость (табл. 1).
Таблица 1 – Критерии классификации стран по режимам таргетирования
Режимы таргетирования/критерии
Высший
Классический
Низший
Доверие к банковской системе и монетарной политике
+
+
0
Экономические потрясения и колебания
-
-
+
Гибкость реагирования системы на изменения инструментов
+
0
-
Прозрачность монетарной политики
+
0
-
Прочность институтов и устойчивость власти
+
0
-
К группе (кластеру) стран с высшим режимом таргетирования относятся Япония, Сингапур, США, Швейцария и другие.
К группе стран с классическим режимом таргетирования — Южная Африка, Перу, большинство стран Центральной Европы.
К группе стран с начальным режимом таргетирования — Россия, Албания, Словакия, Уругвай и другие.
В Польше по этой классификации с 1995-го по 1998 год осуществлялся начальный режим инфляционного таргетирования. Его отличительными особенностями были положительные ставки процента на внутреннем рынке ссудного капитала, режим скользящей фиксации в рамках валютного коридора, границы которого постепенно расширялись, с заранее объявленным месячным процентом девальвации.
Одновременно в Польше осуществлялась многоплановая институциональная (законодательная, общеэкономическая, организационная, методологическая) подготовка к переходу на новую монетарную политику, которая обеспечила бы в течение нескольких лет достижение стратегической цели Польши — вхождение в ЕС на основе выполнения прежде всего основных критериев Маастрихстского соглашения.
В настоящее время инфляционное таргетирование применяют 23 страны, из которых 7 являются индустриальными и 16 — неиндустриальными. Из 88 неиндустриальных стран более половины заявили о желании перейти к инфляционному таргетированию. Политике инфляционного таргетирования предшестовала политика монетарного таргетирования (в большинстве индустриальных стран) либо курсового таргетирования (в большинстве стран с переходной экономикой).
В частности, в Конституцию Польши были внесены положения, запрещающие центральному банку финансирование государственного бюджета и ограничивающие общественный долг 60 процентами ВВП, а также расширяющие права Национального банка Польши в осуществлении монетарной политики. В среднесрочной перспективе предусматривалось снижение инфляции до уровня, не выше 4 процентов в год; коридор колебаний рыночного обменного курса злотого к евро не более 15 процентов в течение двух лет; поддержание средней долгосрочной процентной ставки на уровне, не более чем на 2 процентных пункта выше средней по трем странам — участницам ЕС с минимальным уровнем ставки.
С 1999—2000 годов в Польше перешли к классическому режиму инфляционного таргетирования по индексу потребительских цен. При этом была поставлена задача создать институциональную среду, в которой долгосрочные процентные ставки определяются рынком, что позволило бы органам монетарного регулирования, во-первых, воздействовать на ставки с помощью систематических операций на денежном рынке центрального банка, во-вторых, обеспечить действенный механизм влияния процентных ставок на спрос предприятий и населения в заемных средствах и, соответственно, на соотношение спроса и предложения на финансовом и товарном рынках, которое определяет инфляционные процессы.
С апреля 2000 года был официально введен режим свободного плавания обменного курса злотого. В 2000 году начал использоваться основной инструмент прогнозирования — так называемая малая макромодель, комплексно реализующая взаимосвязи денежного трансмиссионного механизма.
Высшая модель инфляционного таргетирования применяется с 2000 года в Швейцарии. Она содержит три основных элемента:
— эксплицитное определение ценовой стабильности (устойчивый годовой темп роста ИПЦ менее 2 процентов; погрешность измерения ИПЦ приблизительно 1 процент и диапазон неопределенности ± 1 процент; среднесрочный прогноз по инфляции в качестве номинального якоря для совокупности среднесрочных ориентиров денежно-кредитной политики; стабильные долгосрочные инфляционные ожидания);
— прогноз инфляции как основной индикатор для решений Швейцарского национального банка в сфере денежно-кредитной политики (публикуется ежеквартально с горизонтом на 3 года (средний лаг трансмиссионного механизма);
— использование 3-месячной процентной ставки LIBOR как оперативной цели. Выбор ставки LIBOR в качестве оперативной цели обусловлен тем, что Швейцария является чистым экспортером капитала, интегрированным в мировые финансовые рынки. Швейцарский национальный банк оказывает влияние на 3-месячную ставку LIBOR через операции РЕПО (от "овернайт" до 3 недель). Ширина целевого диапазона, как правило, составляет один процентный пункт, чтобы гарантировать определенную гибкость. Уровень внутри целевого диапазона (центральный, верхняя или нижняя часть) объявляется.
В качестве технико-методического обеспечения прогнозирования монетарных и макроэкономических показателей используется макромодель денежного трансмиссионного механизма, а также VAR-, SVAR-, ARIMA-модели.
Типичная структура модели инфляционного таргетирования содержит конечные и промежуточные, или операционные, цели монетарной политики.
В качестве конечной цели инфляционного таргетирования выступает стабильность цен (в той или иной форме).
В качестве промежуточных целей, как правило, используются:
— один из агрегатов денежной массы или один из параметров чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования;
— процентные ставки и доходность инструментов финансового рынка;
— обменный курс национальной валюты.
При выборе промежуточных целей центральные банки используют систему критериев, комплексная оценка которых зачастую является определенным компромиссом ввиду их разнонаправленности. Промежуточная цель может устанавливаться в мягкой форме (рекомендательной или с широким интервалом) и в жесткой форме (одним дискретным значением или с узким коридором).
При этом иногда устанавливаются не одна, а несколько промежуточных целей. Следует отметить, что цели не являются раз и навсегда заданными, особенно в странах с переходной экономикой, что обусловлено динамичностью развития макропроцессов и институциональных условий в этих странах.
Как правило, используется также та или иная модель трансмиссионного механизма, которая устанавливает связь между конечными, промежуточными целями и агрегатами совокупного спроса и предложения или производственного разрыва.
Как показывает анализ опыта применения инфляционного таргетирования различных стран, таргетирование возможно при организации системы основных институциональных условий. Сюда входят:
а) набор определенных структурных параметров зрелости банковской системы. К ним относятся прежде всего:
— уровень капитализации банков не ниже 20—30 процентов к ВВП;
— достаточно высокая доля иностранного капитала в банковской системе;
— устойчивая ликвидность банковской системы и рыночные механизмы рефинансирования. Для решения задачи совершенствования управления ликвидностью банковской системы и развития финансового рынка отмечалась необходимость секъюритизации задолженности правительства центральному банку;
б) определенная степень развития финансовых рынков, которая обеспечивает чувствительность финансовой системы к изменению процентной ставки (канал трансмиссии через процентную ставку).
в) определенный уровень притока иностранного капитала.
Кроме того, необходим набор следующих организационных и технологических предпосылок:
а) наличие особого "автократически-коллегиального" органа (как правило, внутри центрального банка), ответственного за проведение политики инфляционного таргетирования. Чаще всего это Совет по монетарной политике, возглавляемый руководителем центрального банка.
б) наличие в центральном банке специальных структурных подразделений, осуществляющих разработку сценариев и мер политики инфляционного таргетирования, а также несущих ответственность за их реализацию и наблюдающих за ходом реализации. Типичными подразделениями являются департамент макроэкономического и структурного анализа, центр или бюро макроэкономических исследований, группа макроэкономических экспертов.
в) техническое обеспечение инфляционного таргетирования включает использование структурных макроэкономических моделей (ARIMA, VAR, ECMOD). В качестве методологического обеспечения используется индекс монетарных условий, новая кривая Филипса и др.;
г) информационно-коммуникационное сопровождение режима инфляционного таргетирования предполагает выпуск ежемесячных прессрелизов, ежеквартальных отчетов по инфляции, ежегодных основных направлений денежно-кредитной политики, отчетов о реализации денежно-кредитной политики, написание финансовых планов и комментариев к закону о бюджете, выступлений и интервью членов Совета, проведение регулярных пресс-конференций. В некоторых странах (например, в Чехии) применяется мораторий на комментарии в течение недели после заседания совета управляющих центрального банка.
Исходными макроэкономическими условиями для осуществления инфляционного таргетирования, как правило, являются достаточно длительный период относительно низкой инфляции и стабильного регулируемого валютного курса (режим скользящей привязки и возможные валютные интервенции), а также низкая зависимость инфляции от изменений валютного курса (pass-through effect).
Как показывает мировой опыт, препятствиями для осуществления инфляционного таргетирования являются:
— государственное вмешательство в ценообразование, фискальное доминирование (высокая доля перераспределяемого через бюджет ВВП, высокий уровень косвенных налогов и т. п.);
— высокая степень огосударствления (монополизации) банковской системы;
— недостаточная самостоятельность центральных банков, неразвитость финансовых рынков, низкий уровень привлечения иностранных инвестиций, высокая степень долларизации экономики, низкая капитализация банков и предприятий, высокая доля немонетарных факторов инфляции и сильная зависимость инфляции от колебаний валютного курса.
Анализ международного опыта показывает как преимущества, так и риски, связанные с применением инфляционного таргетирования. Из преимуществ следует отметить следующие:
— четкую идентификацию целей и приоритетов денежно-кредитной политики;
— таргетирование инфляции помогает в большинстве случаев быстро снизить инфляцию, эффективно поддерживать ее низкие темпы и тем самым обеспечивать предпосылки устойчивого и сбалансированного экономического роста;
— таргетирование инфляции укрепляет фактическую независимость центрального банка, четко ориентируя его на одну цель (снижение инфляции и ее стабилизацию на низком уровне);
— введение инфляционного таргетирования также требует повышения профессионального уровня работников органов денежной и макроэкономической политики, прозрачности, информационной открытости и участия в принятии решений по важнейшим вопросам экономической политики, а также нового уровня макроэкономического анализа.
Одновременно с применением этого режима появляется ряд проблем, особенно на раннем этапе. Из них необходимо выделить следующие:
— трудности с точной реализацией заложенной инфляционной цели из-за влияния разных, трудно предсказуемых внешних (экзогенных) факторов. Это касается, например, изменений в мировых ценах на нефть и другие основные ресурсы, а также внутренних колебаний предложения и спроса на отдельных, нелиберализированных товарных рынках, например, на рынке продуктов питания;
— трудности, связанные с отказом от регулирования валютного курса;
— трудности, связанные с формированием нового канала трансмиссии по процентной ставке, который становится не слабым или неопределенно действующим, а основным. Под каналом трансмиссии понимается воздействие на показатель инфляции таких основных монетарных факторов, как объемы кредитования либо агрегаты денежной массы (прежде всего, денежной базы); изменения валютного курса; изменения процентных ставок денежного рынка.
Таким образом, существуют три канала трансмиссии: денежный, курсовой и процентный. В странах с переходной экономикой наиболее апробированы модели двух первых каналов трансмиссии, дающие количественные (измеряемые при помощи математических методов) зависимости инфляции от изменений денежных агрегатов и валютного курса, тогда как зависимость инфляции от изменений процентных ставок не улавливается по причине либо слабого воздействия ставки процента на поведение хозяйствующих субъектов в условиях относительно высокой инфляции, либо административного давления в сфере принятия решений.
Обычно для полного внедрения и аналитического освоения стратегии инфляционного таргетирования требуется как минимум 2—3 года. Отсутствие фактических данных на первых порах будет препятствовать формированию математических моделей прогноза, которые требуют временных рядов данных в сопоставимых условиях. Здесь придется столкнуться с определенным противоречием. Построение работающих аналитических и прогностических моделей невозможно до полного внедрения этой стратегии, иначе их основные параметры будут отражать логику предыдущих стратегий, мало полезную в новых условиях. А это значит, что проблемы переходного периода в этой части неизбежны.
2. Современная кредитная система Мексики
Финансовые системы развивающихся стран Америки имеют много общего и тесно связаны между собой. На крупнейшие страны региона — Бразилию, Мексику, Аргентину и Чили — приходится 90% его финансовой структуры. Согласно статистическим данным количество банков в этих странах превышает 400 единиц, их собственные капиталы составляют 50 млрд долларов, депозиты — 265 млрд долларов, кредиты — 300 млрд долларов. Банковская сеть включает 20 тыс. филиалов и обеспечивает работой 600 тыс. человек.
Являясь частью мировой финансовой системы, финансовая система региона, состоящего из развивающихся стран, в числе первых подвергается воздействиям различных неблагоприятных факторов. Ряд кризисов 1995—1998 годов оказал серьёзное воздействие на структуру и общее состояние финансовых и, в частности, банковских секторов латиноамериканских стран.
Для стран региона характерно парадоксальное сочетание низкого уровня банковского обслуживания экономических агентов наряду с перенасыщенностью финансовыми институтами, большинство из которых неконкурентоспособно в условиях рыночной экономики.
В первой половине 80-х годов мексиканская экономика находилась в кризисном состоянии, усугубленном острейшим кризисом внешней задолженности, нарастающей инфляцией и массовым бегством частных капиталов из страны. К тому же особенностью развития Мексики традиционно были довольно сильные позиции государства в экономике, жесткая регламентация режима деятельности иностранных банков, суровая централизованность государственного регулирования деятельности национальных банков. В этих условиях правительство начало проводить экономическую реформу.
В результате антикризисных мероприятий правительства начался поворот финансово-экономической политики в сторону модернизации и либерализации экономики, развития рыночных механизмов, а также большой "открытости" экономики и интегрированности ее в мировое хозяйство. Остановимся на основных моментах стабилизационной политики Мексики. Регулирование денежного обращения мексиканское правительство и центральный банк страны - Банк Мексики - старались использовать как инструмент реструктивной монетарной политики и придерживаться следующих положений: денежная масса в обращении не должна была превышать более чем в четыре раза стоимость официальных инвалютных резервов страны; лимиты финансирования, предоставляемого Банком Мексики, определялись "потолком" (максимальной суммой, который устанавливался конгрессом ежегодно при рассмотрении федерального бюджета. Кредитные рестрикции обеспечивались довольно жестким регулированием финансовых операций мексиканских коммерческих банков, особенно в форме режима "обязательных вложений", который применялся до недавнего времени. Помимо обычных резервных требований, для мексиканских банков был увеличен размер обязательных специальных депозитов в Банке Мексики, а также размер нормативов селективного отраслевого кредита и так называемый коэффициент обязательной ликвидности (покупка федеральных ценных бумаг). Вплоть до 1989 года регулированию подлежали ставки процентов по пассивным операциям коммерческих банков.
Денежно-кредитное регулирование в Мексике традиционно было довольно жестким и сложным. Кредитным учреждениям приписывалось обязательное кредитование приоритетных (с точки зрения государственных экономических программ) отраслей. Административному регулированию подлежали также ставки банковского процента и кассовая наличность банков. "Зарегулированность " банковской деятельности существенно ограничивала финансовую базу для активных операций, сужала маневренность банков. Поэтому в конце 80-х годов начинается постепенный переход к ослаблению государственной регламентации банковской сферы. Были "опущены" банковские ставки, также были отменены некоторые нормативы обязательного страхования. Однако при этом в 1990 году вводилась такая форма регулирования, как "коэффициент обязательной ликвидности" в национальной валюте в виде государственных ценных бумаг ("бон экономического развития").
В 1991 году ситуация в кредитной сфере заметно изменилась: началась активная приватизация банков, потребовавшая больших сумм наличности, и банковских кредитов. Спрос на кредит резко возрос. В таких условиях коэффициент обязательной ликвидности становился нежелательным ограничителем банковской маневренности. Отмене его (в октябре 1991 года) способствовал и такой фактор, как бездефицитный государственный бюджет, не требующий теперь принудительного вложения банковских средств в правительственные ценные бумаги. Отмена вышеуказанного инструмента банковского регулирования проводилась почти одновременно с введением другого регулирующего показателя- "коэффициента инвалютной ликвидности", который предписывал банкам держать часть своих пассивов в иностранной валюте в виде правительственных ценных бумаг. Данная политика была вызвана опасениями центральных банковских властей, что обильный приток в Мексику иностранных капиталов, а также частных мексиканских капиталов из-за рубежа, репатриация так называемых "беглых" капиталов из зарубежных банков могут иметь некоторый инфляционный эффект и влияние на денежную массу в обращении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехин Б.И. Кредитно-денежная политика. М. 2004.
2. Банковское дело: Учебник./Под редакцией Кроливецкой, Белоглазовой Г.Н - изд. 5-е, перераб. и дополненное.- М.: «Финансы и статистика», 2000.
3. Боровков А.Н. , И.К. Шереметьев. Мексика на новом повороте экономического и политического развития. – М.: ИЛА РАН, 1999.
4. Долан Э.Дж., Кэмпбэлл К.Д., Кэмпбэлл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. СПб. 1994.
5. Кондрашова М. И. . “Свет” и “тени” мексиканской реформы. - Латинская Америка, № 1, 1999.
6. Левченко Д.В. Выбор целей денежно-кредитной политики в условиях развития рыночных отношений. Автореферат дисс. к.э.н. М. 2002.
7. Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д. Современные деньги и банковское дело. М. 2000.
8. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М. 2005.
9. Поляков В.П., Московкина Л А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. М. 1996.
10. Рогова О.Л. Стратегический потенциал денежно-кредитной системы страны //Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию /Под. Ред. В.К. Сенчагова. М. 2004. С. 111-137.
11. Родионов С.С., Бабичева Ю.А. Денежно-кредитное регулирование капиталистической экономики. М. 1991.
12. Савин С.А. Денежно-кредитная политика: стратегия и тактика. Красноярск. 1999.
13. Селищев А.С. Макроэкономика. 3-е изд. СПб. 2005.
14. Соколов А.А, Основные принципы денежно-кредитной политики. М. 1927.
15. Сурков М.С., Яремчук Н.В. Институты и инструменты бюджетно-налогового и денежно-кредитного регулирования экономики. М. 2004.