Содержание:
1. Перечислите элементы системы финансового права.
2. Классифицируйте финансово - правовые нормы по выполненным в процессе правового регулирования операциям.
3. Докажите, что финансовое право связано с административным правом.
4. Раскройте роль Центрального банка РФ в финансовом контроле.
5. Какова характеристика и правовое регулирование государственного кредита в Российской Федерации?
Литература
1. Перечислите элементы системы финансового права.
Нормы финансового права различаются: по своему содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям и т. д. В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. В основе такого деления лежат разнообразие и специфика финансовых отношений.
Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты и подотрасли. Институты — это взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права. Подотрасль права — более крупная группировка норм права, регулирующих однородные общественные отношения, включающая несколько институтов права. Они существуют объективно. Порядок их расположения и изучения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен самой системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.
Поскольку финансово-правовые нормы — это установления государства, то все финансовое право состоит из двух частей — Общей и Особенной.
Финансовое право подразделяется на две части — Общую и Особенную.
В Общую часть включаются нормы финансового права, которые закрепляют: основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, финансово-правовой статус государственных и муниципальных органов, систему органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы финансово-правового статуса других субъектов, формы и методы финансового контроля, основания и порядок привлечения к финансово-правовой ответственности и т. д.
Нормы Общей части применяются ко всем финансово-правовым отношениям и действуют относительно всех сфер финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Конкретизируются нормы Общей части финансового права в его Особенной части, которая состоит из двух подотраслей и нескольких финансово-правовых институтов.
В Особенную часть финансового права входят следующие правовые общности: бюджетное право; налоговое право; правовое регулирование государственных доходов; правовое регулирование государственных расходов; государственные внебюджетные фонды; публичное банковское право; государственный и муниципальный кредит; обязательное государственное страхование; организация денежного обращения и расчетов; валютное регулирование и валютный контроль.
Так, основной подотраслью финансового права, несомненно, является бюджетное право, так как в бюджетной системе аккумулируются основные государственные финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (см. ст. 6 БК РФ). К централизованным финансам относятся также централизованные государственные внебюджетные фонды денежных средств, а нормы, регулирующие данные отношения, образуют институт, входящий в данную подотрасль. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.
Бюджет — это доходы и расходы государства, поэтому естественно, что самостоятельный раздел финансового права — государственные доходы, где основные нормы — это нормы, регулирующие налоговые отношения, складывающиеся в государстве в отношении как юридических, так и физических лиц и образующие вторую важнейшую подотрасль финансового права. К доходам государства относятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования.
Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и собранные деньги правильно направить и израсходовать. Поэтому следом за институтом государственных доходов идет институт расходов в государстве (бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию). Банковский кредит, является сложной категорией, так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются в государстве, а затем уже расходуются. Таким образом, банковский кредит может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов в государстве.
Поскольку финансовая деятельность — это деятельность, основывающаяся на деньгах и денежном обращении, то в систему финансового права входит институт «деньги и денежное обращение», а также валютное регулирование. Для финансовой деятельности государств большое значение имеет присутствие на финансовом рынке иностранной валюты, поэтому об институте валютного регулирования мы также поговорим.
Для банковской деятельности очень важен порядок расчетов, устанавливаемый в государстве, поэтому нормы, регулирующие расчеты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.
Таким образом, в системе финансового права нашла отражение объективно существующая финансовая система государства.
Построение системы финансового права на основе объективно существующих финансовых отношений дает возможность наиболее правильного применения финансово-правовых норм и таким образом содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом регулирующей и охранительной функций.
2. Классифицируйте финансово-правовые нормы по выполненным в процессе правового регулирования операциям.
Финансово-правовые нормы — это исходные элементы, из которых состоит финансовое право, как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли.
Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.
Это выражается в особенностях:
а) содержания финансово-правовых норм;
б) характера установления в них предписаний;
в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;
г) способов защиты прав участников финансовых отношений.
Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.
Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер.
Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.
Финансово-правовые нормы, как и все прочие правовые нормы, можно классифицировать по некоторым признакам.
В зависимости от функций, выполняемых финансовым правом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.
Регулятивные нормы направлены непосредственно на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Основная масса финансово-правовых норм является регулятивной, так как финансовое право, по существу, не является охранительной отраслью права, а призвано, прежде всего, отрегулировать определенную группу отношений, т.е. закрепить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях и т.д. К регулятивным финансово-правовым нормам, в частности, относятся нормы ст.51, 56 НК РФ, закрепляющие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица; определяющие порядок установления и использования льгот по налогам и сборам.
К охранительным финансово-правовым нормам относятся нормы, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения. К охранительным нормам, в частности, относятся нормы главы 16 Налогового кодекса РФ, в которой перечислены составы налоговых правонарушений и финансовые санкции.
Регулятивные финансово-правовые нормы, в зависимости от их юридического содержания и по способу воздействия на участников финансовых отношений, подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Финансово-правовые нормы могут быть классифицированы в зависимости от того, какую операцию они выполняют в процессе правового регулирования, т.е. на чем они специализируются. В связи с этим в науке выделяются так называемые специализированные нормы. Они не являются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношений, а как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам. Существуют следующие виды специализированных норм в финансовом праве: общие (общезакрепительные); оперативные; коллизионные; нормы-дефиниции; нормы-принципы.
Общие (общезакрепительные) нормы в обобщенном виде фиксируют определенные элементы регулируемых отношений. К ним относится норма ст.2 НК РФ, определяющая общие признаки отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В нормах-дефинициях в обобщенном виде закрепляются признаки какой-либо финансово-правовой категории. Большое число норм-дефиниций содержится в НК РФ. В частности, такова норма ст.8 НК РФ, закрепляющая понятие налога и сбора. Такие же нормы содержатся в ст.6 БК РФ. Ими определяются понятия бюджета, бюджетной системы РФ, субвенции, дотации и т.д.
В нормах-принципах сформулированы основные начала бюджетного, налогового и другого законодательства, финансовой деятельности тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления. Такие нормы закреплены в ст.3 НК РФ, определяющей основные начала законодательства о налогах и сборах.
Особенности отношений, составляющих предмет финансового регулирования, обусловливают наличие в системе финансово-правовых норм редкой разновидности норм - норм-расчетов, которые представляют собой количественное измерение объемов деятельности хозяйствующих субъектов и уровня развития. Это связано с денежным характером финансов, а значит, с требованием счета и фиксации. Примером норм-расчетов являются нормы законов о бюджетах, содержащие числовые показатели доходов и расходов бюджетов, государственного долга и т.д.
Оперативные финансово-правовые нормы определяют вступление в силу финансово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т.д. Таковы, например, нормы ст.1 и 2 ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 17 июля 1998 г.
Коллизионные финансово-правовые нормы указывают на законы, порядок, которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив). Например, коллизионной является норма, содержащаяся в ст.7 ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Она сформулирована так: "Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса".
3. Докажите, что финансовое право связано с административным правом.
Финансовое право охватывает своим воздействием определенный, специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность.
Имущественные отношения, которые возникают в процессе деятельности органов государственного управления в связи с накоплением денежных средств и распределением их на общегосударственные нужды, лишены стоимостного признака. В рамках указанных отношений деньги не выступают как мера стоимости, а выполняют функцию средства накопления. Их движение осуществляется по прямым безэквивалентным связям, не носящим взаимооценочного, а стало быть и стоимостного характера.
Поэтому указанные имущественные отношения регулируются нормами финансового права. Это нашло отражение в п. 3 ст. 2 ГК, в котором предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Вместе с тем между властным органом государственного управления и участником гражданского оборота могут складываться правоотношения, основанные не только на властном подчинении одной стороны другой, но и на юридическом равенстве сторон. В последнем случае к указанным правоотношениям применяются нормы гражданского, а не налогового, финансового или иного административного законодательства.
Так, в случае причинения вреда имуществу юридического лица работником налоговой полиции при исполнении им своих служебных обязанностей между соответствующим органом налоговой полиции и указанным юридическим лицом складывается имущественное правоотношение, в рамках которого орган налоговой полиции не обладает властными полномочиями и находится в юридически равном положении с организацией, которой был причинен имущественный вред работником налоговой полиции.
4. Раскройте роль Центрального банка РФ в финансовом контроле.
Центральный банк Российской Федерации
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышения роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля в системе государственного управления. Появление новых контрольных органов по обеспечению финансового мониторинга или «комитета финансовой разведки» - лишний раз тому подтверждение.
Государственный финансовый контроль – контроль за исполнением федерального бюджета; федеральными внебюджетными фондами; организацией денежного обращения использованием кредитных ресурсов; состоянием государственного внешнего и внутреннего долга, государственных резервов; предоставлением финансовых льгот и преимуществ; финансовыми результатами, полученными от использования государственного имущества, закрепленного за государственными органами, организациями, предприятиями, учреждениями, и иного имущества, находящегося в федеральной собственности.
Существует несколько принципов деления органов (или субъектов) государственного финансового контроля на группы.
· Первый принцип основан на разделении государственной власти на три самостоятельных ветви, что установлено Конституцией России. Согласно этому принципу выделяют контроль по линии законодательной власти, контроль по линии исполнительной власти и контроль по линии судебной власти. Отдельно выделяют контроль по линии президентской власти. Банк России относится к органам, которые осуществляют контроль по линии исполнительной власти.
· Второй принцип основан на степени значимости контрольных функций в деятельности субъектов государственного финансового контроля. Выделяют:
Субъекты ГФК первого уровня. Они выполняют контрольные функции для реализации тех функций, которые за ними закреплены непосредственно, т.е. для них контроль является сопутствующим видом деятельности.
Субъекты ГФК второго уровня. В их обязанности входит как контрольные, так и иные функции, но финансовый контроль является одним из основных видов или направлений деятельности.
Субъекты ГФК третьего уровня. В их обязанностях контроль является определяющим видом деятельности.
В соответствии с этим делением Центральный банк Российской Федерации относят к субъектам ГФК второго уровня.
Кроме данных принципов деления есть также способ деления на основе характера компетенции. Выделяют общую, отраслевую, межотраслевую и специальную компетенцию. Банк России относится к третьей группе, т.е. его компетенция имеет межотраслевой характер. Центральный банк Российской Федерации контролирует определенную сферу деятельности независимо от отраслевой принадлежности.
Роль Центрального банка Российской Федерации в системе государственного финансового контроля определяется возложенными на него полномочиями в сфере валютного регулирования и управления банковской системой. Согласно Конституции Российской Федерации главной целью деятельности Центрального банка Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля. В этой цели можно выделить также три направления: укрепление покупательной способности рубля по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы России, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Таким образом, контрольные функции Центрального банка Российской Федерации не ограничиваются сферой внутрибанковского контроля.
Выступая субъектом денежно-кредитной политики, Центральный банк Российской Федерации контролирует финансовые потоки, объем денежной массы в стране, работу кредитных организаций, воздействует на деловую активность и решение многих макроэкономических проблем. Центральный банк Российской Федерации влияет на объективные предпосылки формирования сбережений юридическими и физическими лицами и их последующей трансформации в инвестиции. Такими объективными предпосылками, находящимися в компетенции Центрального банка Российской Федерации, являются темпы роста инфляции, курс национальной валюты, уровень процентных ставок.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности, установленных ими обязательных нормативов. Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения (для обслуживания воинских частей), учебные заведения и др. предприятия, учреждения безопасности, а также Российское объединение инкассации, необходимое для осуществления деятельности Банка России.
Банк России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления. Он участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из заместителей участвуют в заседании Правительства Российской Федерации. Министр экономики Российской Федерации или по их поручению один из заместителей участвует в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса [8, c. 133].
В целях контроля за деятельностью кредитных организаций Центральный банк Российской Федерации получает необходимую информацию и разъяснения по ней, устанавливает правила составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности и проводит проверки кредитных организаций и их филиалов. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, комплексными и по отдельным направлениям, внезапными и с предварительным уведомлением руководителя соответствующей кредитной организации.
Банк России имеет право для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации запрашивать необходимую информацию у федеральных органов исполнительной власти; по результатам проверок направлять организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять установленные законом санкции по отношению к нарушителям [6, c.125].
Вопрос о роли Центрального банка Российской Федерации имеет три аспекта: контроль Счетной палаты Российской Федерации за деятельностью Центрального банка Российской Федерации, контрольные функции самого Центрального банка Российской Федерации и его взаимодействие с другими контролирующими организациями.
По мнению многих экономистов, контроль за деятельностью Центрального банка Российской Федерации недостаточен, и его следует расширить. Контроль за его деятельностью должен быть таким, чтобы Банк России не оказался самоконтролирующейся организацией. Но необходимо учитывать, что Центральный банк Российской Федерации имеет особый организационно-правовой статус в структуре федеральных органов государственного управления. Банк России относится к некоммерческим организациям и по характеру полномочий собственности фактически представляет собой федеральное государственное учреждение с правами юридического лица.
Центральный банк осуществляет оперативное управление уставным капиталом и иным имуществом, являющимся федеральной собственностью. Поэтому вопросы, связанные с прекращением права федеральной собственности на те или иные объекты, могут решаться только путем принятия соответствующих федеральных законов.
Вместе с тем, на деятельность Центрального банка Российской Федерации не распространяется федеральный закон «О некоммерческих организациях». Специфика задач Центрального банка Российской Федерации в структуре государственного управления делает его относительно самостоятельным учреждением, не зависящим от органов исполнительной власти. Руководство Центрального банка Российской Федерации всегда подчеркивает и тщательно оберегает независимый статус своей организации, но вместе с тем признает, что Банк России входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Все вышесказанное вполне естественно должно было привести к разработке и изданию специального закона, который бы регулировал деятельность Центрального банка Российской Федерации. Это было сделано в 1990 г. Закон так и назывался: «О Центральном банке Российской Федерации» (федеральный закон №394-1 от 02 декабря 1990 г.). В настоящее время деятельность Центрального банка Российской Федерации регулируется федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» №86-ФЗ от 10 июля 2002 г. (с изменениями, внесенными 10 января 2003 г. федеральным законом № 5-ФЗ). Кроме того, статус, цели, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются главным документом страны – Конституцией Российской Федерации.
По отношению к финансовым потокам в стране Центрального банка Российской Федерации обеспечивает (в пределах своей компетенции) общий контроль. Кроме того, он осуществляет специальный контроль за деятельностью банковской системы.
Общий контроль осуществляется с помощью:
· разработки и проведения во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
· эмиссии наличных денег и организации их обращения;
· установления правил осуществления расчетов с Российской Федерации;
· валютного регулирования, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, установление порядка расчетов с иностранными государствами;
· валютного контроля, осуществляемого непосредственно и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· участия в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса Российской Федерации;
· анализа и прогнозирования состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикации соответствующих материалов и статистических данных.
Пути осуществления специального контроля включают:
· организацию системы рефинансирования (Банк России является кредитором последней инстанции для кредитных организаций);
· установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
· государственную регистрацию кредитных организаций, выдачу и отзыв лицензий кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
· надзор за деятельностью кредитных организаций;
· регистрацию эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами.
По отношению к кредитным организациям Центральный банк Российской федерации выступает как орган пруденциального контроля и надзора, имеющий право получать сведения о состоянии дел в кредитной организации и в случае нарушений применять к ней меры принуждения.
Надзорные полномочия Банка России позволяют ему осуществлять предварительный и текущий контроль за деятельностью кредитных организаций. Эти полномочия включают: контроль за соблюдением кредитными организациями установленных Центральным банком Российской Федерации нормативов, полномочия в области антимонопольного и валютного контроля и иные полномочия.
Текущий контроль Банка России представлен в виде проверок кредитных организаций и их филиалов, последующий контроль – в виде анализа и прогнозирования состояния экономики страны в целом и по регионам, прежде всего состояния денежных, кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений.
Полномочия в области антимонопольного контроля состоят в том, что на приобретение более 20 % долей (акций) кредитных организаций одним лицом или взаимосвязанными лицами требуется согласие Центрального банка Российской Федерации, а в случае приобретения более 5 % акций – Банк России необходимо уведомить. В области валютного контроля Центральный банк Российской Федерации издает нормативные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов в Российской Федерации, проверяет валютные операции на предмет соблюдения порядка, сроков и полноты их проведения.
Таким образом, можно сказать, что Центральный банк Российской Федерации использует методы прямого и косвенного финансового контроля.
Методы прямого контроля имеют форму положений, требований, инструкций, издаваемых Банком России. Важнейшим методом косвенного контроля является установление ставок рефинансирования (платы коммерческих банков за кредиты Центрального банка Российской Федерации) и редисконтирования (платы, взимаемой Центральными банком Российской Федерации при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним).
Важным направлением контроля Центрального банка Российской федерации за деятельностью кредитных организаций является противодействие легализации незаконных доходов.
Таким образом, рассмотрение роли Центрального банка Российской Федерации в системе государственного финансового контроля позволяет сделать вывод, что Банк России обладает статусом, функциями и полномочиями, позволяющими контролировать денежный оборот в стране, систему расчетов, порядок приобретения иностранной валюты и проведение операций с ней (в рамках легальной экономической деятельности). Центральный банк Российской Федерации в состоянии осуществлять предварительный и текущий контроль за деятельностью кредитных организаций и состоянием денежно-кредитной сферы, а также корректировать ситуацию в ней, проводя определенную кредитно-денежную политику.
Центральный банк Российской Федерации взаимодействует с Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации и другими организациями государственного финансового контроля. Однако существующего законодательства не достаточно, чтобы осуществить превентивные меры и брать под контроль вероятные каналы финансовых нарушений и преступлений. Необходимо его совершенствовать, дабы повысить эффективность контрольных функций Центрального банка Российской Федерации в системе государственного финансового контроля.
5. Какова характеристика и правовое регулирование государственного кредита в Российской Федерации?
Государственный кредит как экономическая категория - это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория - это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.
В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:
1) по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (Закон РФ от 13 ноября 1992 г. "О государственном внутреннем долге РФ");
2) по праву эмиссии они делятся на:
· выпускаемые центральным правительством;
· выпускаемые правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;
3) по признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:
· только среди населения;
· только среди юридических лиц;
· как среди юридических лиц, так и среди населения;
4) по форме выплаты, доходов займы могут делиться на:
· процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
· выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, однако они сейчас в РФ не выпускаются;
· беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется;
5) по методам размещения займы делятся на: а) добровольные; б) размещаемые по подписке; в) принудительные. Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются;
6) по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.
Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.
Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.
В настоящее время государственный кредит регулируется Законом РФ от 13 ноября 1992 г. "О государственном внутреннем долге Российской Федерации". По этому Закону государственный внутренний долг РФ - долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.
Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Долговые обязательства РФ могут быть в форме:
· кредитов, полученных Правительством РФ;
· государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
· других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.
К основным методам управления государственным долгом следует отнести следующее.
Рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Конверсия - изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
Консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов.
Унификация - объединение нескольких займов в один.
Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.
Аннулирование долга - отказ государства от долговых обязательств.
Реструктуризация долга - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" под вкладом понимаются денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.
Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.
Важным аспектом сберегательного дела в любой стране является правовое регулирование банковской тайны. Вопросы банковской тайны наложения ареста и обращения взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации, урегулированы ст. 26 и 27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Так, в соответствии со ст. 26 названного Закона кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Библиографический список литературы
1. Апель А. Основы финансового права.2-е изд. - СПб: Питер, 2009.
2. Гладченко А.О. Основы финансового права. - М., 2008.
3. Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2010.
4. Додонов В.Н. и др. Финансовое и банковское право: Словарь - справочник. - М., 2011.
5. Крохина Ю.А. Финансовое право России. - М., 2010.
6. Финансовое право / под ред. Горбуновой О.Н. - М., 2009.
7. Финансовое право / под ред. Грачевой Е. Ю. - М., 2010.
8. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева - М.: Юристъ, 2009. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / Отв. ред. д. ю. н., проф.Н.И. Химичева. - М.: Норма, 2008.