Реферат по предмету "Финансы"


Коммерческие банки, их задачи и функции

Коммерческие банки, их задачи и функции Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские и дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового риска имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.
Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств. Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, например при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т.п. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных акций. Фиксированные по сумме долга обязательства несут в себе наибольший риск для посредников (банков), поскольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры, в то время как инвестиционная компания (фонд) все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров. Характерная особенность коммерческих банков, отличающая их от государственных банков второго уровня и кредитных кооперативов, заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли (в этом состоит их “коммерческий интерес” в системе рыночных отношений). В России создание и функционирование коммерческих банков основывается на Закона РСФСР “О банках и банковской деятельности в РСФСР”, принятом 2 декабря 1990 г. В соответствии с этим законом банки в России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств за третьих лиц, посреднические и доверительные операции и т.п. В Российской Федерации все кредитные организации банковского типа подразделяются на два вида: собственно банки и кредитные учреждения. Под банком понимается коммерческая организация, которая на основании лицензии ЦБР привлекает на условиях возвратности денежные средства и другие ценности юридических и физических лиц и размещает их на от своего имени на условиях срочности, платности и возвратности, а также осуществляет расчетные и другие банковские операции. Кредитные учреждения - это юридические лица, не являющиеся банками, с уставным фондом не менее 500 млн. руб., которым по лицензии ЦБР предоставляется право осуществлять отдельные банковские операции, за исключением денежных операций с физическими лицами. В названии кредитных учреждений не может использоваться термин “банк” и производные от этого термина. Банки осуществляют свою деятельность на основе лицензий нескольких видов: n лицензий на осуществление банковских операций (как правило, универсальных); n валютных лицензий 4-х видов на 1.06.98 - у 732 кредитных организации: n простых (без права самостоятельного установления корреспондентских отношений с иностранными банками и работу с валютой через банк, имеющий генеральную лицензию); n расширенных (с правом на установление корреспондентских отношений с 6 банками из развитых капиталистических стран); n генеральных (с правом на установление корреспондентских отношений с неограниченным количеством иностранных банков, правом на открытие своих филиалов и представительств в других странах). В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность создания банков, основанных исключительно на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Под банками с участием иностранных инвестиций в соответствии с Условиями открытия банков с участием иностранного капитала на территории Российской Федерации, утвержденными ЦБР 8 апреля 1993 г., понимаются: - совместные банки, т.е. банки, уставной капитал которых за счет средств резидентов - российских юридических и физических лиц и нерезидентов - иностранных физических и юридических лиц; - филиалы банков-нерезидентов. По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные и паевые. Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ (АО). Для АО характерно, что собственником его капитала выступает само общество, т.е. банк. А паевые коммерческие банки собственниками своего капитала не являются, поскольку каждый из пайщиков сохраняет право собственности на свою долю капитала, а не передает его банку. Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления АО. Главным органом управления банком является собрание акционеров. оно принимает важнейшие решения - утверждает устав, выбирает совет директоров, утверждает балансы и отчеты, направления и цели политики банков и т.п. В то же время собрание акционеров, как правило, недостаточно осведомлено о текущих делах банка и во многих случаях просто штампует решения, предлагаемые советом директоров. Основные вопросы деятельности банка решает совет директоров. Он является представительным органом владельцев банка, его акционеров и должен отстаивать их интересы. Совет директоров формирует высшие управленческие органы, которые ведут практическую деятельность согласно рекомендациям и указаниям совета. К числу высших должностных лиц банка, управляющих его повседневной деятельностью, относятся: председатель совета директоров, президент, казначей (главный бухгалтер) и два вице-президента. Коммерческие банки сегодня выполняют широкий круг операций для удовлетворения финансовых потребностей всех типов клиентов (до 300 операций). Основные виды операций: - ведение депозитных счетов; - безналичный перевод денежных средств; - прием сбережений; - предоставление различных видов ссуд; - трастовые операции; - операции с ценными бумагами и др.
Операции коммерческих банков представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике. В соответствии с российским законом “О банках и банковской деятельности” основные виды операций: 1. привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады до востребования и на срок;
2. предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств; 3. открытие и ведение счетов физических и юридических лиц; 4. осуществление расчетов по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов; 5. инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, кассовое обслуживание клиентов; 6. управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем средств; 7. покупка у юридических и физических лиц иностранной валюты в наличной и безналичной форме; 8. осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством; 9. выдача банковских гарантий. В законодательстве оговорено: небанковские кредитные организации вправе осуществлять банковские операции, за исключением операций, предусмотренных пунктами 1,2,3,9. Допустимое сочетание иных операций для небанковских кредитных институтов устанавливается Банком России. Коммерческие банки вправе осуществлять следующие сделки: · выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; · приобретение права требования по исполнению обязательств от третьих лиц в денежной форме; · оказание информационных и консультационных услуг; · предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или сейфов, в них находящихся для хранения документов или ценностей; · лизинговые операции. Кредитные операции вправе осуществлять иные сделки, присущие ей как юридическому лицу в соответствии с законодательством РФ. Коммерческим организациям, в том числе банкам запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (это небанковские операции). Одной из важнейших функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений. Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потерь денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадают с размерами и сроками потребности в них. Вторая важнейшая функция коммерческих банков - стимулирование накоплений в хозяйстве. Осуществление структурной перестройки экономики должно опираться на использование главным образом и в первую очередь внутренних накоплений хозяйства. Они, а не иностранные инвестиции должны составлять основную часть средств, необходимых для реформирования экономики. Между тем все ее предшествующее развитие не создавало у непосредственных производителей и других субъектов хозяйственной жизни, включая население, достаточных стимулов к сбережению и накоплению ресурсов. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовывать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но сформировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств на основе ограничения текущего потребления. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Третья функция банков - посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами - при переходе к рынку приобретает новое содержание. В условиях государственной монополии на общенародную собственность все расчеты между субъектами этой собственности проводились через единый государственный банк Соответственно и формы расчетов, порядок платежей, меры ответственности сторон были рассчитаны на безусловную концентрацию всех расчетов в одном банке и приспособление к ней. Гарантом совершения платежей при такой системе расчетов выступало государство. Оно принимало на себя все возможные риски, которые, однако, были очень незначительными. Создание системы независимых коммерческих банков привело к рассредоточению расчетов и повышению в связи с этим рисков, которые должны брать на себя коммерческие банки. Формы расчетов и платежные документы практически не изменились. Они по прежнему ориентированы на совершение расчетных операций между филиалами одного банка, а платежные документы по форме являются внутрибанковскими документами. Но ликвидация системы расчетов с использованием счетов МФО и переход на расчеты между банками через корреспондентские счета повышают их риски, поскольку расчеты проводятся не между филиалами одного банка, а между самостоятельными коммерческими банками. В этих условиях особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей. В связи с формированием фондового рынка получает развитие и такая функция коммерческих банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами. В отличие от некоторых развитых стран действия наших коммерческих банков на рынке ценных бумаг не ограничиваются. Они могут производить разнообразные операции с ценными бумагами. В соответствии с Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденным постановлением Правительства РСФСР 29 декабря 1991 г., банки имеют право выступать в качестве инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника (инвестиционного брокера); инвестиционного консультанта; инвестиционной компании и инвестиционного фонда. Финансовый механизм и его особенности Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Она направлена на обеспечение эффективного распределения и перераспределения имеющихся финансовых ресурсов государства для наилучшего удовлетворения потребностей воспроизводства и роста общественного богатства. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в финансовом механизме государства.
Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т.д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).
Под механизмом первого типа понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов. Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно: 1. Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Действительно, налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад. 2. Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике. К сожалению такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства. 3. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью создания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации. 4. Инертность склонности к потреблению. Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода. Несмотря на безусловно полезные способности налоговой системы к стабилизации, без целенаправленного воздействия правительства на экономическую ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому есть две причины: 1) Саморегулирования недостаточно при сильном изменении экономической ситуации, так как, продолжая изымать часть каждого дополнительного дохода, налоги, однако, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, при этом не учитывается эффект мультипликации, который существенно ослабляет действие стабилизатора. 2) Политические и другие внеэкономические соображения, препятствующие пассивным действиям правительства. С одной стороны, финансовый механизм включает в себя системы финансового планирования, регулирования и контроля, систему денежных расчетов, систему финансовых рычагов и стимулирования, финансовых норм и нормативов, показателей, государственные банковские и финансовые резервы. Также финансовый механизм можно представить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы: - Функционирование бюджетного механизма - Механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций - Механизм функционирования внебюджетных фондов - Механизм функционирования местных финансов - Функционирование страхового механизма - Механизм функционирования финансового рынка Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. Именно на основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы. Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленные цели и решать конкретные задачи. Также механизм функционирования должен быть инструментом согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей. Финансовое планирование, т.е. один из элементов управления финансами, объектом которого является распределительный процесс. Этот процесс охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов, образование и использование на их основе различных денежных фондов и осуществляется на основе производственных и финансовых показателей. В процессе финансового планирования определяются: - источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период - объемы денежных фондов, создаваемых на их основе - рассчитываются направления и структура использования средств денежных фондов, при этом решается задача наиболее эффективного их использования В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные, трудовые и финансовые резервы для роста финансовых ресурсов и сокращения непроизводительных расходов. Структура финансового механизма: 1. Финансовые методы 2. Финансовые рычаги 3. Правовое обеспечение 4. Нормативное обеспечение 5. Информационное обеспечение Финансовый метод – способ воздействия финансовых отношений на производственный процесс. Финансовые методы действуют в двух направлениях: 1. По линии управления движением финансовых ресурсов. 2. По линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Финансовые рычаги – приемы действия финансовых методов. 1. Прибыль – излишек выручки от продажи товара над затратами на их производство и реализацию. Финансовый результат деятельности предприятий, функционирующих на началах коммерческого расчета, представляет собой чистый доход, созданный прибавочным трудом. 2. Доходы. 3. Амортизационные отчисления – процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на стоимость производимых с их помощью продукции, работ и услуг в целях аккумуляции денежных средств для дальнейшего полного восстановления.
Правовое обеспечение: 1. Законы (Бюджетный кодекс, налоговый кодекс, Единая бюджетная классификация, Закон о Госбюджете и пр.) 2. Указы Президента РФ (по налогообложению) 3. Постановления Правительства РФ 4. Приказы и письма министерств и ведомств.
5. Устав юридического лица. Нормативное обеспечение: 1. Инструкции 2. Нормативы 3. Нормы 4. Методические указания 5. Другая нормативная документация (нормы естественной убыли, ставка рефинансирования, нормы амортизационных отчислений) Информационное обеспечение – информация различного вида и разного рода. Финансовые методы: - самофинансирование - планирование - прогнозирование - страхование - залоговые операции - лизинг - аренда - налоги Таким образом, механизм финансового регулирования дает возможность государству сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов фискальной, бюджетной, налоговой политики и др. Литература 1. Афанасьев А.И. Краткий экономический словарь. - Уфа, 1993 2. Банковское дело. / Под ред. В.И. Колесникова. - М., Финансы и статистика, 1995 3. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк, - М., 1994 4. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.:ЮНИТИ, 2001 5. Финансы. / Под ред.А.М. Ковалёвой. – М.: Финансы и статистика,1998. 6. Общая теория денег и кредита: Учебник. под ред. Е.Ф.жукова. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.