Содержание
Введение
1. Организационные основы деятельности коммерческого банка
1.1 Понятие, сущность коммерческого банка
1.2 Пассивные операции коммерческого банка
1.3 Активные операции коммерческого банка
2. Предоставление потребительских кредитов банком г. Оренбурга
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время изменяется деятельность банков: расширяются функции существующих и создаются новые финансово-кредитные институты, повышаются самостоятельность банков и их роль в экономике страны, совершенствуется система внутрибанковского и межбанковского обслуживания, осуществляется разграничение сфер деятельности и функций финансово-кредитных и банковских учреждений и т.д.
Банковская деятельность выступает как система, способствующая реализации воспроизводственных отношений в экономике, она становится основой функционирования финансово-кредитных отношений во всех сферах и катализатором научно-технического прогресса.
В то же время, несмотря на активное внедрение рыночных отношений, еще недостаточно разработаны многие теоретические вопросы: микроэкономическая организация банка как подсистема банковской деятельности, банковские инновации в воспроизведенном процессе, концепция построения банковских информационных технологий, вопросы управления банком, управление активами и пассивами и т.д.
Банки призваны аккумулировать денежные средства, выполнять функции кассиров хозяйствующих субъектов, осуществлять кредитование реальных запросов экономики и т.д. Вследствие этого банки могут оказывать значительное влияние на приток денежных средств в бюджет и курс национальной валюты.
Банковская система призвана, помимо всего прочего, обеспечивать удержание объема денежной массы в определенных пределах. Банки как посредники привлекают крупные денежные средства в виде депозитов и вкладов физических и юридических лиц. Однако банки и другие кредитно-финансовые учреждения обязаны располагать денежными средствами и поддерживать высокую пропорцию между собственным капиталом и активами.
В данной работе показано анализ проблем и перспектив развития банковской системы на основе обобщения опыта деятельности коммерческих банков.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМЕРЧЕСКОГО БАНКА
1.1 Понятие, сущность коммерческого банка
Банки – неотъемлемая часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связанна с потребностями воспроизводства. Будучи в центре экономической жизни, обслуживания интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки – это атрибут не отдельно взятого региона или какой-либо одной страны, сферах их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ: это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.
В ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности в РСФСР» № 395-1 от 02.12.90 г., он определяется как организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и введение банковских счетов физических и юридических лиц. (1).
Банк можно рассматривать как особый вид предприятий, но в кредитно-банковской сфере.
Банковский процесс, прежде всего – предпринимательский процесс, ибо предпринимательство как процесс создания нового, обладающего ценностью, предполагает принятие на себя, финансовой, моральной и социальной ответственности и получение в результате денежного дохода и личного удовлетворения достигнутым. Обе эти составляющие присуще и банковскому делу. Если собственно процесс предпринимательства состоит из четырех четко выраженных стадий: поиск новой идей и ее оценка, составление бизнес-плана, поиск необходимых ресурсов и управление созданным предприятием, то они свойственны и предпринимательству в банковском деле, как системообразующие факторы определения этого предприятия в качестве основного звена национальной экономики и самостоятельно хозяйствующего субъекта – кооперация, основанная на внутреннем разделении труда, а также реализация функций индивидуального воспроизводства и обособление кругооборота ресурсов. Следовательно, определение предприятия как экономической единицы, использующие факторы процесса производства для изготовления продукции с целью ее продажи, стремящиеся к максимилизации прибыли, самостоятельно принимающей решения, полностью применимо к банку.
Кроме того, необходимо обратить внимание на двойственность природы коммерческого банка, определяемую исходя из фундаментальных законов диалектики. Двойственность эта заключается в том, что, с одной стороны, банк - финансовый посредник, аккумулирующей денежные ресурсы и предлагающий их в ссуды, а с другой – предприятие, способное создавать платежные средства (2). В этой двойственности – вся природа коммерческого банка как участника воспроизводственного процесса.
Коммерческая деятельность охватывает организацию различных банковских услуг (кредитование, инвестирование, валютные, трастовые, другие активные операции). Сюда входит все, что связанно с обслуживанием клиентов на коммерческих (платных) началах. Это центральное звено, где зарабатываются банковские доходы. Сюда входят кредитное и операционное управление, управление операциями с ценными бумагами, валютными операциями и др.
Банковская услуга – посредническая деятельность банка, нацеленная на удовлетворение потребностей клиента при проведении банковской операции, не приводящая к изменению формы продукта труда.
Под банковским продуктом понимают результата логического осмысления банковской технологии, оформленный в виде завершенного документа и сохраняемый на определенном материальном носителе. Или «банковский продукт» - материальная часть оформления банковской услуги – карта, сберегательная книжка, дорожный чек.
Банковская операция – форма осуществления сделки между кредитной организацией и ее клиентом.
Необходимо отметить, что в современной экономической литературе можно встретить понятие «банковская триада», которое представляет собой сочетание трех уже известных нам понятий: банковского продукта, банковской услуги и банковской операций.
1.2 Пассивные операции коммерческого банка
Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, т.е. ресурсами.
Ресурсы коммерческих банков, или банковские ресурсы, представляют собой совокупность собственных и привлеченных средств, имеющихся в расположении и используемых для осуществления активных операций. По способу образования все ресурсы коммерческого бака подразделяются на собственные и заемные (привлеченные).
Пассивными называются операции, посредством которых банки формируют свои ресурсы для проведения кредитных и других активных операций. Пассивные операции играют важную роль для коммерческих банков. Именно с их помощью банки приобретают кредитные ресурсы на денежных рынках. Существуют три формы пассивных операций коммерческих банков:
1. взносы в уставной фонд;
2. отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов;
3. депозитные, внедепозитные операции.
С помощью первых двух форм пассивных операций формируется первая группа кредитных ресурсов – собственные. Другая форма образует вторую группу ресурсов – заемные или привлеченные ресурсы. Значение первых, прежде всего в том, чтобы поддерживать устойчивость банков, которые за счет них создают необходимые им резервы. Собственные ресурсы - главный источник вложений в долгосрочные активы (3).
Привлеченные средства банков покрывают до 90 % всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Выделяются три основные функции, выполняемые собственным капиталом банка: защитную, оперативную, регулирующую.
К пассивным кредитным операциям, прежде всего, относятся депозитные операции – это операции по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады на определенные сроки либо до востребования. На их долю приходится основная часть пассивов (4).
По срокам депозиты принято подразделять на: до востребования; срочные (с их разновидностями – депозитными и сберегательными сертификатами); сберегательные вклады.
Депозиты до востребования представлены различными счетами, с которых их владельцы могут получать наличные деньги по первому требованию путем выписки денежных и расчетных документов.
Преимуществом депозитных счетов до востребования для их владельцев является их высокая ликвидность. Деньги на такие счета зачисляются и снимаются по мере осуществления хозяйственных и других операций, отражаемых в денежном выражении на эти счетах. Основной недостаток – отсутствие уплаты процентов по счету или очень невысокий процент.
Срочные банковские депозиты – это денежные средства, внесенные в банк на фиксированной в договоре срок. По ним владельцам выплачиваются обычно более высокий процент, чем по депозитам до востребования и, как правило, имеются ограничения по досрочному изъятию, а в ряде случаев и по пополнению вклада.
Срочные депозиты по срокам хранения подразделяются на депозиты со сроком до 30 дней; от 31 до 90 дней; от 91 до 180 дней; от 181 дня до 1 года; от 1 года до 3 лет; свыше 3 лет. Они могут оформляться векселем банка, а также депозитными и сберегательными сертификатами.
Пассивные операции банков направлены на привлечение средств путем выпуска собственных бумаг.
Принципиально следует отличать выпуск эмиссионных ценных бумаг от выписки векселей и чеков (выполняют функции платежного документа), депозитных сберегательных сертификатов (подтверждают привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета).
Сегодня на рынке функционируют два вида векселей товарный (коммерческий) – его может выпускать любая организация, в основном используется для кредитно – товарных операций; финансовый (банковский), выпускаемый банками (он надежнее товарного).
1.3 Активные операции коммерческого банка
Принципы кредитования – это основополагающие условия, на которых выдается кредит заемщику: срочность, платность, возвратность. Если клиент способен нарушить один из них, то кредитная сделка не состоится.
Принцип срочности означает, что кредит выдается на четко указанный срок, который оговаривается в договоре. Кредитование производится на платной основе. Принцип платности означает, что деньги, даваемые взаймы выступают в качестве товара, за получение которого надо платить, т.е. кредит – это покупка денег в рассрочку. Процент за кредит – цена кредита. Принцип возвратности банковских ссуд заключается в том, что по окончании срока кредитного договора заемные деньги должны быть возвращены кредитору в полной сумме (основной долг) и с процентами.
Виды кредитов различаются не только по субъектам их получения, но и по другим критериям: связи кредита с движением капитала, сфере применения кредита, сроку кредита, обеспеченности кредита.
По связи с движением капиталов кредит можно разделить на ссуды денег и капитала. По сфере применения кредиты подразделяются на кредиты в сфере производства и обращения. В зависимости от срока банковские кредиты делятся на кратко-, средне -, и долгосрочные. Традиционно современное кредитное дело отличается преимущественно краткосрочным характером. Во многих странах рыночной экономики краткосрочные ссуды – это ссуды, срок пользования которыми не превышает одного года. В основном они обслуживают текущие потребности заемщика, связанные с движением оборотного каптала. Среднесрочными являются кредиты, срок пользования которыми находятся в пределах от 1 до 6 лет. К долгосрочным ссудам относятся кредиты, сроки погашения которых превышают 6 лет.
В разряде критериев классификации банковских суд не последнее место занимает платность кредита. Исходя из данного критерия можно выделить банковские ссуды с рыночной процентной ставкой, повышенной и льготной.
Важным элементом кредитования и критерием классификации банковских ссуд выступает их обеспеченность. В этой связи ссуды могут иметь прямое и косвенное обеспечение и не иметь его. В международной практике кредиты зачастую подразделяются на обеспеченные, необеспеченные и имеющие частичное обеспечение.
Банковские кредиты детализируются и по другим, более «мелким» признакам. Их подразделяют в зависимости от той валюты, которая используется в процессе кредитования (рубли, доллары, евро и т.д.), в зависимости от того, лимитируется или не лимитируется ссудная задолженность, на постоянно возобновляемее (револьверные) и прерываемые кредиты и т.п. (5)
Операции коммерческого банка с ценными бумагами в первую очередь можно классифицировать как операции с бумагами собственной эмиссии/выпуска (пассивные операции), торговые (инвестиционные) и традиционные банковские (активные операции), а также связанные с обслуживанием рынка ценных бумаг (в том числе депозитарные операции).
Пассивные операции банков проводятся с целью привлечения средств путем выпуска собственных бумаг. К торговым (инвестиционным) операциям на рынке ценных бумаг можно отнести любые активные операции банка с целью размещения собственных, а также привлеченных и заемных средств в ценные бумаги.
Традиционные банковские операции, связанные с обслуживанием рынка ценных бумаг включают: предоставление кредитов для приобретения ценных бумаг и банковских гарантий по выпускам облигаций и иных ценных бумаг; выполнение функций платежных агентов эмитентов, расчетно-кассовое обслуживание участников рынка ценных бумаг и осуществление денежных расчетов по итогам операций на этом рынке, ведение счетов владельцев ценных бумаг (депозитарная деятельность) (6).
2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КРЕДИТОВ БАНКОМ Г.ОРЕНБУРГА
Рассмотрим в сжатом виде условия предоставление кредита Банком «Центральное ОВК» (ОАО)
Условия предоставления потребительских кредитов на пополнение банковского специального счета Банка «Центральное ОВК» (ОАО)
I. Термины и определения
1. «Банк» - Банк «Центральное ОВК» (ОАО)
2. «Клиент»: - до момента заключения с Банком Кредитного договора - физическое лицо, имеющее намерение приобрести у Предприятия Товар с использованием средств потребительского Кредита, предоставляемое Банком;
- после момента заключения с Банком Кредитного договора – физическое лицо, заключившее с Банком Кредитный договор в соответствии с настоящими Условиями.
3. «Предприятие» - предприятие торговли или услуг, указанное в Заявлении Клиента, заключившее с Банком Генеральное соглашение о сотрудничестве по кредитованию клиентов Предприятия.
4. «Товар» - приобретаемые (ая) у Предприятия Клиентом с использованием Кредита для удовлетворения потребительских нужд вещь (вещи) или услуга (услуги), указанная (ые) в разделе «Данные о товаре» Заявления.
5. «Основной кредит» - денежные средства, представляемые клиенту банком на основе возвратности, платности, срочности и обеспеченности для приобретения товара на предприятии на условиях, указанных в заявлении клиентов.
6. «Анкета» - заполняемая клиентом для получения кредита «анкета на получение потребительского кредита»
7. «Заявление» - подписанное клиентом и предоставленное в банк заявление о предоставлении потребительского кредита, являющееся предложением (офертой) клиента о заключении с банком в соответствии с настоящими условиями: кредитного договора о предоставлении потребительского кредита на приобретение товара на предприятии и о предоставлении такого кредита, договора банковского счёта, и об открытии банковского счёта, используемого для осуществления расчётов по кредитному договору.
8. «Кредитный договор» - договор о предоставлении потребительского Кредита, заключаемый между Банком и Клиентом посредством направления Клиентом Заявления и ее Акцента Банком, на основании которого Банк предоставляет Клиенту Основной Кредит в соответствии с условиями Заявления, настоящими Условиями и действующими Тарифами Банка.
II. Режим Счета Клиента
1. Банк открывает Клиенту банковский счет для осуществления расчетов по Кредитному Договору. По Счету клиента Банк проводит следующие операции:
- зачисление Банком суммы Основного Кредита,
- зачисление поступивших от клиента ежемесячных взносов в погашение Кредитной Задолженности и иных платежей,
- выдача наличных денежных средств или перечисление их в безналичном порядке при условии полного погашения Клиентом Кредитной задолженности и иных платежей
2. Валюта Счета Клиента – рубли РФ,
3. Справки о состоянии Счета Клиента и проведенных операций выдаются Банком по требованию Клиента.
и т.п.
II. Предоставление основного кредита
1. Клиент в дату заключения Кредитного Договора предъявляет Банку выписанный(е) Предприятием товарный чек(и) на отплату Товара(ов), указанного(ых) в разделе 2 Анкеты.
2. Клиент предоставляет Банку заполненную анкету, заявление и оригиналы требуемых Банком документов.
3. Предоставленное в банк заявление Клиента следует рассматривать как предложение (далее оферту) Клиента на заключение Кредитного договора, договора банковского счета и договора о кредитовании счета. Учетные договоры считаются заключенными с момента одобрения Банком Заявления Клиента путем совершения Банком действия по открытию клиента счету клиента и зачислению суммы Основного Кредита на Счет клиента с учетом п-а … раздела ….настоящих условий. При этом у клиента возникает обязанность своевременного погашения кредитной задолженности перед Банком и т.д.
IV. Погашение основного кредита
1. Клиент обязан вернуть Основной Кредит и уплатить все начисленные на него проценты не позднее даты возврата кредита, указанной в разделе «Параметры кредитования» в части «Параметры Основного кредита» Заявление.
2. Кредитная задолженность погашается путем ежемесячного зачисления денежных средств на Счет Клиента в Банке в суммах и в сроки, указанные в Графике платежей.
3. Банк ежемесячно по истечении даты, указанной в Графике платежей, производит безакцептное списание денежных средств со Счета Клиента в погашение Кредитной Задолженности и иных платежей.
4. Клиент имеет право погасить Кредитную задолженность досрочно при условии ее полного погашения. Частичное досрочное погашение кредитной задолженности не допускается и т.д.
V. Обязанности сторон
1. Банк вправе передать полностью или частично свои права требования как кредитора по Кредитному договору третьему лицу с последующим уведомлением Клиента об этом факте.
2. Банк вправе самостоятельно устанавливать очередность погашения своих требований к Клиенту, если сумма произведенного Клиентом платежа будет недостаточна для использования его денежного обязательства полностью.
3. Клиент обязан своевременно и правильно осуществлять погашение Кредитной Задолженности и иных платежей.
4. В случае предъявления Банком Клиенту требования о досрочном возврате кредитной задолженности и погашении иных платежей Клиент обязан исполнить данное требование в полном объеме и в указанный в нем сроке и т.д.
Также на клиента заполняется Заявление о предоставление потребительского кредита на пополнение банковского специального счета.
В случае своевременного погашения и в полном объеме исполнения клиентом предусмотренных в Кредитном договоре обязанностей по погашению задолженности по основному кредиту в течение двух месяцев действия кредитного договора Банк вправе предоставить клиенту кредит на пополнение счета БСС – Овердрафт, в размере указанном в «Параметрах кредитования» в части «Параметра Овердрафта».
Заключение
Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в России. Задача усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются социальные: постоянно меняется законодательная база; разгул преступности в стране - как следствие - желание мафиозных структур прибрать к рукам такое высокодоходное в условиях инфляции дело, как банковское; стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль - как следствие - развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и кризисам банковской системы в целом (увлечение частными вкладами в прошлом году, обвал рынка МБК в этом году и т.п.)
Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника - хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время. Необходимо, путем вдумчивого изучения зарубежной практики, восстановить утраченные рациональные принципы функционирования кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире и опирающиеся на многовековой опыт рыночных финансовых структур.
В заключение можно отметить, что нормативная база способствует стабильности функционирования банковской системы, реализация защиты интересов вкладчиков, а также интересов самих кредитных организаций, их участников и акционеров.
Стратегическими направлениями развития национальной банковской системы России является геополитическая направленность ее движения в мировое банковское сообщество.
Должны быть организованны безналичные расчеты таким образом, чтобы существовал минимальный разрыв во времени между получением продукции покупателем и ее оплатой.
Стоит отметить, что специфика своевременной практики кредитования состоит в том, что российские банки в ряде случаев не обладают единой методической и нормативной базой организации кредитного процесса. Каждый коммерческий банк исходя из своего опыта вырабатывает свои подходы, свою систему кредитования, хотя есть общие организационные основы, отражающие международный и отечественный опыт и позволяющий коммерческим банкам существенно упорядочить свои кредитные отношения с клиентами, улучшить возвратность ссуд.
Список литературы
1. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР»№ 17 от 03.02.96 г. (с изм. и доп.)
2. Калтырин А.В. Проблемы и перспективы развития банковской системы. Ростов н/Д, 2000.
3. Банковское дело: Учебник / под ред. О.И. Лаврушина. М; 2000
4. Белоглазова Г.Н., Кровилецкая Л.П. Банковское дело: Учебник. М., 2003.
5. Лаврушин О.И. Банковское дело. М., 2001.
6. Банковское дело: Учебник / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. М., 2003.
7. Деятельность коммерческих банков: Учебное пособие / Под ред. проф., д.э.н. А.В. Калтырина – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384 с.