Доля собственных доходов в бюджете муниципального образования ниже плана, что приводит к дефициту бюджета муниципального образования, уменьшению дотаций из регионального и федерального бюджетов и как следствие не возможна в полном объеме реализация социально–экономических программ развития сельского поселения.
Цель исследования:
Выявить возможности повышения доходной части бюджета муниципального образования за счет собственных доходов.
Обосновать методы повышения доходной части бюджета муниципального образования за счет собственных доходов.
Задачи исследования:
1. Изучение доходной части бюджета муниципального образования в разрезе по его структуре. Структура доходной части бюджета муниципального образования состоит:
- налоговых доходов, которые включают в себя налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на доходы физических лиц;
- неналоговых доходов, которые включают в себя доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, доходы от деятельности административной комиссии;
- безвозмездных перечислений, которые включают в себя межбюджетные трансферты.
2. Выявление показателей в доходной части бюджета муниципального образования, по которым не выполняется план и причины его не выполнения.
3. Разработка практических рекомендаций по увеличению доходной части бюджета муниципального образования за счет собственных доходов.
Объект исследования:
Экономическое состояние муниципального образования.
Предмет исследования:
Система управления муниципальным образованием. Данная система управления относится к открытым системам, так как имеет множественные связи с внешней средой. Система управления характеризуется четкой иерархией и разделением труда, следовательно, относится к централизованным механистическим структурам.
Подход к исследованию:
Проблема пополнения доходной части бюджета муниципального образования будет рассматриваться в рамках структурно–функционального подхода, так как доходная часть бюджета муниципального образования имеет свою структуру, и выявить проблему нужно, разбивая целое на части, затем каждую часть надо проанализировать, следовательно, для исследования данной проблемы буду использовать метод анализа.
Гипотеза:
Согласно гипотезе, рост доходов в бюджете муниципального образования зависит от экономической активности жителей данного сельского поселения, от наличия природных ресурсов на данной территории, развитой ресурсной базы. Имеет так же значение выявление внутренних резервов экономии расходов.
Основная часть
Рассмотрим, из чего складывается доходная часть бюджета муниципального образования. Она состоит из трех частей:
1. Налоговые доходы;
2. Неналоговые доходы;
3. Безвозмездные поступления.
Налоговые доходы в свою очередь включают в себя местные налоги, принятые представительным органом местного самоуправления. К ним относятся:
- налог на имущество физических лиц;
- налог на землю;
- налог на доходы физических лиц (в бюджет муниципальных образований зачисляется 10% от НДФЛ).
К неналоговым доходам относят;
- доходы от использования муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности в частности арендная плата;
- доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями;
- доходы от деятельности административной комиссии.
Безвозмездные перечисления включают в себя межбюджетные трансферты.
Для выявления показателей в доходной части бюджета муниципального образования, по которым не выполняется план, обратимся к статистическому отчету за период с 2006 по 2008 год и проанализируем его.
Статьи доходов
% исполнения плана за 2006 г.
% исполнения плана за 2007 г.
% исполнения плана за 2008 г.
Налог на имущество физических лиц
43,8
45,7
59,7
Налог на землю
84,5
88,1
92,3
НДФЛ
93,0
94,2
95,1
Доходы от использования муниципального имущества в т.ч. арендная плата
22,7
32,6
42,4
Платные услуги оказываемые бюджетными учреждениями
84,1
85,0
86,7
Доходы от деятельности административной комиссии
21,3
25,6
31,2
Как видим из таблицы, наиболее приемлемым является выполнение плана по земельному налогу.
Не выполняется план по налогу на имущество физических лиц, но с 2006 года по 2008 год имеется небольшая тенденция к улучшению показателей по этому виду налога. Низкий процент выполнения плана по налогу на имущество физических лиц складывается из–за того, что многие потенциальные налогоплательщики данного налога не подают заявление на регистрацию права собственности на недвижимое имущество и земельные участки и соответственно не уплачивают налог по указанному имуществу, что приводит к значительным потерям местного бюджета муниципального образования.
Налог на доходы физических лиц на протяжении двух лет практически выполняется. Количество предпринимателей, проживающих на территории муниципального образования 11 человек, налог на доходы физических лиц уплачиваются своевременно, исключение составляют два человека имеющие задолженность по данному виду налога.
Также низкий процент выполнения плана на протяжении трех лет получает бюджет муниципального образования от использования муниципального имущества. Это связано с тем, что недостаточно эффективно используется муниципальное имущество, на протяжении двух лет не поступала плата за аренду площадей в двух муниципальных учреждениях.
Доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, подлежат зачислению в местный бюджет, процент выполнения по этому виду дохода ниже запланированного, с наметившейся тенденцией к увеличению. Низкий процент выполнения плана обусловлен тем, что расценки и тарифы на платные услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, устарели и занижены, т.е., ниже рыночных.
Доходы, поступающие от деятельности административной комиссии – это штрафы за административные правонарушения. Процент выполнения этого вида дохода низкий, так как административная комиссия за административные правонарушения ограничивается в основном предупреждениями, а не штрафами.
Практические рекомендации по увеличению доходной части бюджета муниципального образования за счет собственных доходов.
Одним из источников мобилизации доходов местного бюджета муниципального образования является увеличение поступлений от местных налогов. Это налог на имущество физических лиц и земельный налог.
Налог на имущество физических лиц имеет низкий процент поступления за последние три года в связи с этим необходимо организовать контроль за начислением и поступлением данного вида налога в бюджет муниципального образования, для этого необходимо:
1. Провести мероприятия по выявлению собственников земельных участков и недвижимого имущества с целью привлечения их к налогообложению;
2. Содействовать в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физических лиц;
3. Рекомендовать представительному органу местного самоуправления устанавливать экономические обоснованные налоговые ставки по местным налогам;
4. Органам местного самоуправления в целях обеспечения полноты учета налогоплательщиков необходимо и целесообразно провести работу по выявлению собственников имущества и земельных участков, не оформивших имущественные права в установленном порядке, а так же необходимо проводить разъяснительную работу с физическими лицами, которые являются потенциальными плательщиками налога на имущество физических лиц и на землю. При оформлении органами местного самоуправления разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов, застройщик обязан предоставить в органы местного самоуправления правоустанавливающие документы на земельный участок.
В целях увеличения доходной части бюджета муниципального образования необходимо разработать комплекс мер по поступлению неналоговых доходов в бюджет муниципального образования. Для увеличения доходов от использования муниципального имущества необходимо систематизировать сведения о его наличии и использовании. В связи с этим рекомендуются следующие мероприятия:
1. Проведение инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности с целью выявления неиспользованного (бесхозного) и установление направления по его эффективному использованию;
2. Определение и утверждения перечня, сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное пользование и распоряжение;
3. Выявление неиспользуемых основных фондов бюджетных учреждений и принятие мер по их продаже или сдаче в аренду.
В целях мобилизации доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями необходимо органам местного самоуправления предусмотреть установление заданий по объемам привлечения дополнительных средств муниципальными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, без ущерба размеру и качеству услуг, предоставляемых населения бесплатно. Так же необходимо пересмотреть установленные ранее расценки и тарифы по предоставляемым платным услугам в сторону их увеличения, так как данные расценки занижены.
Вывод
Системный анализ показал, что экономическая активность населения муниципального образования низкая, так как потенциальные налогоплательщики не оформляют право собственности на недвижимость и земельные участки, тем самым бюджет муниципального образования не получает доходы в нужном объеме от местных налогов и как следствие возможность по реализации социально – экономических программ развития сельского поселения уменьшается.
Органы местного самоуправления сельского поселения недостаточно используют свой потенциал по разъяснительной работе с населением по поводу оформления прав собственности на недвижимость и земельные участки. Имеет смыл привлекать населения к работам по благоустройству территории собственного поселения, организовывать субботники с целью увеличения экономической активности населения муниципального образования.
Также органам местного самоуправления необходимо систематизировать сведения о наличии и использовании муниципального имущества, провести его инвентаризацию и найти пути наиболее эффективного его использования.
Необходимо найти пути для более эффективной работы административной комиссии, необходимо регулярно проводить рейды членам административной комиссии и в качестве наказания прибегать не к предупреждениям, а штрафным санкциям.