ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА
Дефицит – превышение расходных обязательств бюджета ад его доходными поступлениями.
Виды дефицита бюджета:
I. Структурный: возникает, когда государство сознательно идет на увеличение дефицита. В целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства Правительство может принимать специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование создания новых рабочих мест), или может снижать налоги. В результате либо повышаются расходы бюджета, либо существенно снижаются его доходы. Возникает бюджетный дефицит.
II. Циклический: в меньшей степени зависит от бюджетно-налоговой политики государства и обусловлен общим спадом производства, который возникает на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В результате кризиса и спада производства снижаются доходы ФЛ и ЮЛ, следовательно, возникает недополучение бюджетом налоговых поступлений, следовательно, снижается уровень доходов государства и, как следствие, возникает дефицит бюджета.
III. Активный: возникает в результате непосредственного превышения расходов над доходными поступлениями.
IV. Пассивный: является следствием снижения налоговых ставок и уменьшения поступлений в бюджет (т.е. не связан с ростом расходов).
V. Краткосрочный: превышение расходов над доходами ограничено рамками одного финансового года и является отражением текущих изменений в экономической ситуации страны, которые не были учтены при составлении проекта бюджета.
Причины возникновения:
* отсутствие у органов власти необходимого опыта макроэкономического прогнозирования
* недостаточный учет возможных изменений целого ряда обстоятельств:
· Сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти не только из-за недополучения налогов, но и в результате падения экспортных цен;
· Сокращение объемов производства может быть гораздо ниже предусмотренного уровня;
· Необходим учет сдвигов в структуре спроса на производимую в стране продукцию и возможное снижение ее конкурентоспособности.
Увеличение дефицита бюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом гос. расходов в связи с ростом инфляции (сверх предусмотренной величины), с повышением предоставления налоговых льгот (популярная мера перед выборами).
VI. Долгосрочный: связан с увеличение разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлен причинами устойчивого характера. В большинстве стран мира тенденция к росту дефицита национальных бюджетов обусловлена следующими общими факторами:
· Увеличение числа социальных выплат населению и увеличение социальной нагрузки на бюджет;
· Неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со старением населения, в результате чего увеличиваются расходы на выплату пенсий, различных пособий и ассигнований на ЖКХ, транспортные услуги, здравоохранение и т.д.;
· Либерализация налогового законодательства и как следствие – снижения величины налоговых ставок без соответствующей корректировки статей расходов гос. бюджета;
· Возрастание объема внешней задолженности страны.
Состояние гос. бюджета и уровень его сбалансированности определяются 3 основными факторами:
1. долгосрочная тенденция в динамике налоговых поступлений и гос. расходов
2. стадия экономического цикла, в которой находится экономика страны в рассматриваемый период
3. текущая политика государства в области бюджетных доходов и расходов
Достаточно часто Правительство искусственно либо завышает, либо занижает искусственную цену бюджетного дефицита. Искусственное занижение может осуществляться с помощью следующих инструментов:
· «налоговая амнистия»: государство позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз сумму, равную определенной части общего налогового сбора;
· Проведение мероприятий по сбору просроченных налоговых платежей;
· Введение дополнительных или временных налогов;
· Отсрочка по выплате з/п работникам гос. сектора;
· Отсрочка по обязательной индексации з/п в связи с ростом уровня инфляции;
· Распродажа гос. активов.
Искусственное завышение размеров дефицита может происходит в результате следующих обстоятельств:
· При оценке величины гос. расходов не всегда учитывается амортизация в гос. секторе экономики;
· Зачастую величина % выплат по гос. долгу завышается за счет инфляционных выплат. При высоких темпах инфляции, когда различия в динамике номинальных и реальных % ставок весьма значительны, это завышение гос. расходов также может быть очень существенным. Возможны ситуации, когда реальный дефицит и долг уменьшаются, а номинальный (официальный) дефицит и долг растут, что существенно затрудняет оценку проводимой Правительством политики, поэтом при измерении бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на инфляцию, с учетом которой определяют
VII. Реальный бюджетный дефицит, т.е. разницу между номинальным дефицитом и величиной % по гос. долгу, умноженной на темп инфляции.
VIII. Операционный дефицит – общий дефицит бюджета, за вычетом инфляционной части % платежей.
Стратегической целью любого государства является достижение сбалансированного бюджета, однако, часто дефицит гос. бюджета рассматривается как важный инструмент экономической политики государства в части макроэкономического регулирования, грамотное обращение с которым позволяет государству решать достаточно большой круг социальных и экономических проблем (главное условие – недлительность дефицита).
Существуют разные взгляды на продолжительность деятельности государства по сбалансированию бюджета:
1. Теория ежегодно балансируемого бюджета. Согласно ей, Правительству следует добиваться равенства доходов и расходов бюджета ежегодно при составлении его проекта. Это позволяет национальным правительства проводить более ответственную экономическую политику, позволяет государству жить по средствам, не накапливать долги и не провоцировать инфляцию. Если происходит снижение доходов, государству следует либо повысить налоги, либо снизить расходы, и наоборот.
2. Теория циклического балансирования бюджета (была заложена Кейнсом в 30-е года). Эта теория отвергает необходимость ежегодного балансирования бюджета и фактически легализовывает дефицит для стимулирования экономики. Во время экономического спада для стимулирования экономического роста государство должно снижать налоги и увеличивать расходы. В течение фазы экономического подъема государство должно рассчитываться по возникшим долгам за счет повышенных ставок налогов или за счет введения новых налогов. Т.о. избыток бюджетных средств в фазе подъема экономики компенсирует дефицит в фазе кризиса. При этом большую роль теория отводи т.н. «встроенным стабилизаторам»: прогрессивная система налогообложения, трансфертные платежи государства (соц. выплаты, пособия и др.); с их помощью государство способно воздействовать на рыночную конъюнктуру, совокупный спрос и деловую активность.
3. Теория компенсирующего бюджета. Теория считает невозможным и вообще ненужным добиваться сбалансированности бюджета, т.к. в современных условиях действуют устойчивые экономические факторы, увеличивающие дефицит бюджета. Главный источник увеличения доходов бюджета – гос. кредит, который способен компенсировать разрыв доходов и расходов, привлечь сбережения хозяйствующих субъектов и инвестировать их в экономику.
В странах с развитой рыночной экономикой государство стремиться балансировать бюджет в более длительной перспективе на циклической основе. В странах с переходной экономикой, где экономическая ситуация наименее предсказуема, правительства вынуждены ежегодно балансировать бюджет.
Согласно БКРФ, фед., региональные и местные бюджеты не могут быть приняты с дефицитом или профицитом, т.е. должна осуществляться ежегодная балансировка. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом необходимо определить источники финансирования дефицита, которые различаются по уровню БС.
Источники финансирования дефицита фед. бюджета:
1. внутренние
· кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте;
· гос. займы в виде выпуска ц.б. от имени РФ;
· бюджетные ссуды от бюджетов других уровней БС РФ;
· поступления от продажи имущества, находящегося в гос. собственности;
· поступления от приватизации организаций, находящихся в гос. собственности;
· поступления от продажи государством принадлежащих ему акций различных организаций;
· поступления от реализации гос. запасов драгоценных металлов и камней
2. внешние
· гос. займы в виде выпуска ц.б. в иностранной валюте от имени РФ;
· кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций в иностранной валюте.
Источниками финансирования дефицита бюджета субъектов РФ и местных бюджетов могут быть внутренние источники в следующих формах:
· гос. займы путем выпуска ц.б. от имени субъекта РФ или МО;
· бюджетные ссуды от бюджетов других уровней БС РФ;
· кредиты, полученные от кредитных организаций;
· поступления от продажи имущества организаций, находящихся в собственности субъектов РФ или МО.
БК РФ устанавливает предельные размеры дефицита бюджета для каждого уровня:
1. Размер дефицита фед. бюджета на очередной финансовый год не должен превышать суммарного объема бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание гос. долга РФ.
2. Размер дефицита бюджета субъектов РФ не может превышать 15% объема его доходов без учета финансовой помощи фед. бюджета.
3. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% его дохода без учета финансовой помощи фед. и региональных бюджетов.
Если при подготовке проекта бюджета возникает профицит, органам власти необходимо:
1. сократить привлечение доходов от продажи гос. и муниципальной собственности (для фед. бюджета – продажа запасов, ресурсов);
2. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
3. увеличить расходы бюджета, в т.ч. за счет передачи части доходов бюджета других уровней в качестве финансовой помощи;
4. сократить налоговые поступления.
Способы финансирования дефицита бюджета:
I. Кредитно-денежная эмиссия (монетизация). Монетизация – способ увеличения количества денег в обращении, в т.ч. за счет банковского финансирования. Используется в исключительных случаях, т.к. является чисто инфляционным способом. Монетизация дефицита бюджета может сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а может проявляться в других формах: в виде расширения кредитов ЦБ го. Предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей, т.е. Правительство покупает товары и услуги, вовремя их не оплачивая; отсроченные платежи накапливаются, увеличивая общий дефицит бюджета; теоретически отсроченные платежи являются неинфляционным способом финансирования дефицита, но на практике это разделение условно.
Монетизация – высокорисковый способ финансирования, т.к. оказывает отрицательное воздействие на состояние платежного баланса: в результате роста предложения денег на руках у населения накапливается наличность, увеличивается спрос на товары и услуги, что неизбежно приводит к росту цен и давлению на платежный баланс.
Негативные инфляционные последствия монетизации могут смягчаться мерами жесткой денежно-кредитной политики. Если ЦБ сокращает кредитные возможности коммерческих банков путем повышения ставки рефинансирования, либо норма резервирования, и одновременно расширяет кредиты гос. сектору на финансирование дефицита бюджета, то внутренние рыночные ставки растут, сдерживая активность, в результате частных инвестиции и экспорт снижаются и инфляция уже не оказывает такого негативного воздействия на экономику.
В целом монетизацию можно применять в следующих случаях:
· Имеется очень большой внешний долг, что исключает финансирование дефицита из внешних источников;
· Возможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны;
· Валютные резервы ЦБ истощены, следовательно, регулирование платежного баланса – главная задача;
· Экономика способна выдержать высокую инфляцию и население уже привыкло к постоянному росту цен.
II. Долговое финансирование (внутреннее и внешнее) бюджета является более предпочтительным и управляемым. В результате него возникает внутренний и внешний долг государства. Необходимость долгового финансирования обусловлена постоянным ростом расходов на различные социальные нужды общества. Долговое финансирование приводит к значительно меньшим отрицательным последствиям для экономики.
III. Повышение налоговых поступлений в бюджет, также доходов от приватизации и продажи имущества (используется зачастую просто для привлечения доходов в бюджет).