Реферат по предмету "Финансы"


Дефицит бюджета

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА Дефицит – превышение расходных обязательств бюджета ад его доходными поступлениями. Виды дефицита бюджета: I. Структурный: возникает, когда государство сознательно идет на увеличение дефицита. В целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства Правительство может принимать специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование создания новых рабочих мест), или может снижать налоги. В результате либо повышаются расходы бюджета, либо существенно снижаются его доходы. Возникает бюджетный дефицит.
II. Циклический: в меньшей степени зависит от бюджетно-налоговой политики государства и обусловлен общим спадом производства, который возникает на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В результате кризиса и спада производства снижаются доходы ФЛ и ЮЛ, следовательно, возникает недополучение бюджетом налоговых поступлений, следовательно, снижается уровень доходов государства и, как следствие, возникает дефицит бюджета. III. Активный: возникает в результате непосредственного превышения расходов над доходными поступлениями. IV. Пассивный: является следствием снижения налоговых ставок и уменьшения поступлений в бюджет (т.е. не связан с ростом расходов). V. Краткосрочный: превышение расходов над доходами ограничено рамками одного финансового года и является отражением текущих изменений в экономической ситуации страны, которые не были учтены при составлении проекта бюджета. Причины возникновения: * отсутствие у органов власти необходимого опыта макроэкономического прогнозирования * недостаточный учет возможных изменений целого ряда обстоятельств: · Сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти не только из-за недополучения налогов, но и в результате падения экспортных цен; · Сокращение объемов производства может быть гораздо ниже предусмотренного уровня; · Необходим учет сдвигов в структуре спроса на производимую в стране продукцию и возможное снижение ее конкурентоспособности. Увеличение дефицита бюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом гос. расходов в связи с ростом инфляции (сверх предусмотренной величины), с повышением предоставления налоговых льгот (популярная мера перед выборами). VI. Долгосрочный: связан с увеличение разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлен причинами устойчивого характера. В большинстве стран мира тенденция к росту дефицита национальных бюджетов обусловлена следующими общими факторами: · Увеличение числа социальных выплат населению и увеличение социальной нагрузки на бюджет; · Неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со старением населения, в результате чего увеличиваются расходы на выплату пенсий, различных пособий и ассигнований на ЖКХ, транспортные услуги, здравоохранение и т.д.; · Либерализация налогового законодательства и как следствие – снижения величины налоговых ставок без соответствующей корректировки статей расходов гос. бюджета; · Возрастание объема внешней задолженности страны. Состояние гос. бюджета и уровень его сбалансированности определяются 3 основными факторами: 1. долгосрочная тенденция в динамике налоговых поступлений и гос. расходов 2. стадия экономического цикла, в которой находится экономика страны в рассматриваемый период 3. текущая политика государства в области бюджетных доходов и расходов Достаточно часто Правительство искусственно либо завышает, либо занижает искусственную цену бюджетного дефицита. Искусственное занижение может осуществляться с помощью следующих инструментов: · «налоговая амнистия»: государство позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз сумму, равную определенной части общего налогового сбора; · Проведение мероприятий по сбору просроченных налоговых платежей; · Введение дополнительных или временных налогов; · Отсрочка по выплате з/п работникам гос. сектора; · Отсрочка по обязательной индексации з/п в связи с ростом уровня инфляции; · Распродажа гос. активов. Искусственное завышение размеров дефицита может происходит в результате следующих обстоятельств: · При оценке величины гос. расходов не всегда учитывается амортизация в гос. секторе экономики; · Зачастую величина % выплат по гос. долгу завышается за счет инфляционных выплат. При высоких темпах инфляции, когда различия в динамике номинальных и реальных % ставок весьма значительны, это завышение гос. расходов также может быть очень существенным. Возможны ситуации, когда реальный дефицит и долг уменьшаются, а номинальный (официальный) дефицит и долг растут, что существенно затрудняет оценку проводимой Правительством политики, поэтом при измерении бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на инфляцию, с учетом которой определяют VII. Реальный бюджетный дефицит, т.е. разницу между номинальным дефицитом и величиной % по гос. долгу, умноженной на темп инфляции. VIII. Операционный дефицит – общий дефицит бюджета, за вычетом инфляционной части % платежей. Стратегической целью любого государства является достижение сбалансированного бюджета, однако, часто дефицит гос. бюджета рассматривается как важный инструмент экономической политики государства в части макроэкономического регулирования, грамотное обращение с которым позволяет государству решать достаточно большой круг социальных и экономических проблем (главное условие – недлительность дефицита). Существуют разные взгляды на продолжительность деятельности государства по сбалансированию бюджета: 1. Теория ежегодно балансируемого бюджета. Согласно ей, Правительству следует добиваться равенства доходов и расходов бюджета ежегодно при составлении его проекта. Это позволяет национальным правительства проводить более ответственную экономическую политику, позволяет государству жить по средствам, не накапливать долги и не провоцировать инфляцию. Если происходит снижение доходов, государству следует либо повысить налоги, либо снизить расходы, и наоборот. 2. Теория циклического балансирования бюджета (была заложена Кейнсом в 30-е года). Эта теория отвергает необходимость ежегодного балансирования бюджета и фактически легализовывает дефицит для стимулирования экономики. Во время экономического спада для стимулирования экономического роста государство должно снижать налоги и увеличивать расходы. В течение фазы экономического подъема государство должно рассчитываться по возникшим долгам за счет повышенных ставок налогов или за счет введения новых налогов. Т.о. избыток бюджетных средств в фазе подъема экономики компенсирует дефицит в фазе кризиса. При этом большую роль теория отводи т.н. «встроенным стабилизаторам»: прогрессивная система налогообложения, трансфертные платежи государства (соц. выплаты, пособия и др.); с их помощью государство способно воздействовать на рыночную конъюнктуру, совокупный спрос и деловую активность.
3. Теория компенсирующего бюджета. Теория считает невозможным и вообще ненужным добиваться сбалансированности бюджета, т.к. в современных условиях действуют устойчивые экономические факторы, увеличивающие дефицит бюджета. Главный источник увеличения доходов бюджета – гос. кредит, который способен компенсировать разрыв доходов и расходов, привлечь сбережения хозяйствующих субъектов и инвестировать их в экономику.
В странах с развитой рыночной экономикой государство стремиться балансировать бюджет в более длительной перспективе на циклической основе. В странах с переходной экономикой, где экономическая ситуация наименее предсказуема, правительства вынуждены ежегодно балансировать бюджет. Согласно БКРФ, фед., региональные и местные бюджеты не могут быть приняты с дефицитом или профицитом, т.е. должна осуществляться ежегодная балансировка. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом необходимо определить источники финансирования дефицита, которые различаются по уровню БС. Источники финансирования дефицита фед. бюджета: 1. внутренние · кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте; · гос. займы в виде выпуска ц.б. от имени РФ; · бюджетные ссуды от бюджетов других уровней БС РФ; · поступления от продажи имущества, находящегося в гос. собственности; · поступления от приватизации организаций, находящихся в гос. собственности; · поступления от продажи государством принадлежащих ему акций различных организаций; · поступления от реализации гос. запасов драгоценных металлов и камней 2. внешние · гос. займы в виде выпуска ц.б. в иностранной валюте от имени РФ; · кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций в иностранной валюте. Источниками финансирования дефицита бюджета субъектов РФ и местных бюджетов могут быть внутренние источники в следующих формах: · гос. займы путем выпуска ц.б. от имени субъекта РФ или МО; · бюджетные ссуды от бюджетов других уровней БС РФ; · кредиты, полученные от кредитных организаций; · поступления от продажи имущества организаций, находящихся в собственности субъектов РФ или МО. БК РФ устанавливает предельные размеры дефицита бюджета для каждого уровня: 1. Размер дефицита фед. бюджета на очередной финансовый год не должен превышать суммарного объема бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание гос. долга РФ. 2. Размер дефицита бюджета субъектов РФ не может превышать 15% объема его доходов без учета финансовой помощи фед. бюджета. 3. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% его дохода без учета финансовой помощи фед. и региональных бюджетов. Если при подготовке проекта бюджета возникает профицит, органам власти необходимо: 1. сократить привлечение доходов от продажи гос. и муниципальной собственности (для фед. бюджета – продажа запасов, ресурсов); 2. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; 3. увеличить расходы бюджета, в т.ч. за счет передачи части доходов бюджета других уровней в качестве финансовой помощи; 4. сократить налоговые поступления. Способы финансирования дефицита бюджета: I. Кредитно-денежная эмиссия (монетизация). Монетизация – способ увеличения количества денег в обращении, в т.ч. за счет банковского финансирования. Используется в исключительных случаях, т.к. является чисто инфляционным способом. Монетизация дефицита бюджета может сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а может проявляться в других формах: в виде расширения кредитов ЦБ го. Предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей, т.е. Правительство покупает товары и услуги, вовремя их не оплачивая; отсроченные платежи накапливаются, увеличивая общий дефицит бюджета; теоретически отсроченные платежи являются неинфляционным способом финансирования дефицита, но на практике это разделение условно. Монетизация – высокорисковый способ финансирования, т.к. оказывает отрицательное воздействие на состояние платежного баланса: в результате роста предложения денег на руках у населения накапливается наличность, увеличивается спрос на товары и услуги, что неизбежно приводит к росту цен и давлению на платежный баланс. Негативные инфляционные последствия монетизации могут смягчаться мерами жесткой денежно-кредитной политики. Если ЦБ сокращает кредитные возможности коммерческих банков путем повышения ставки рефинансирования, либо норма резервирования, и одновременно расширяет кредиты гос. сектору на финансирование дефицита бюджета, то внутренние рыночные ставки растут, сдерживая активность, в результате частных инвестиции и экспорт снижаются и инфляция уже не оказывает такого негативного воздействия на экономику. В целом монетизацию можно применять в следующих случаях: · Имеется очень большой внешний долг, что исключает финансирование дефицита из внешних источников; · Возможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны; · Валютные резервы ЦБ истощены, следовательно, регулирование платежного баланса – главная задача; · Экономика способна выдержать высокую инфляцию и население уже привыкло к постоянному росту цен. II. Долговое финансирование (внутреннее и внешнее) бюджета является более предпочтительным и управляемым. В результате него возникает внутренний и внешний долг государства. Необходимость долгового финансирования обусловлена постоянным ростом расходов на различные социальные нужды общества. Долговое финансирование приводит к значительно меньшим отрицательным последствиям для экономики. III. Повышение налоговых поступлений в бюджет, также доходов от приватизации и продажи имущества (используется зачастую просто для привлечения доходов в бюджет).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организационно-экономическая характеристика предприятия.
Реферат Организация и её роль в трудовой деятельности
Реферат Анализ организации маркетинга на примере предприятия "East-West Connection"
Реферат Инсайтно-креативное мышление в процессе творчества
Реферат Организация выхода предприятия на внешнеэкономический рынок
Реферат Организация и совершенствование стимулирования труда в учреждении
Реферат Формы ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях
Реферат Организация создания и функционирования венчурных фирм в строительстве
Реферат Амбигвы к Фоме, Преподобный Максим Исповедник
Реферат Особенности выращивания сельскохозяйственных культур
Реферат Организационное поведение: сущность и основные категории
Реферат Организация и структура малого битзнеса
Реферат Prejudgment Of The World Essay Research Paper
Реферат Организационные процессы власть и влияние
Реферат Проектирование информационно-аналитических систем в компьютерном салоне