Реферат по предмету "Финансы"


Денежные поступления и доходы предприятия строительного комплекса

Содержание Содержание 1. Денежные поступления и доходы предприятия строительного комплекса
1.1 Понятие и состав денежных поступлений и доходов предприятий 1.2 Выручка от реализации продукции (работ, услуг), особенности ее формирования в строительстве, значение выручки от реализации и факторы увеличения 1.3 Планирование и прогнозирование выручки от реализации 1.4 Оперативный контроль за поступлением выручки от реализации и ее распределение 2. Прибыль предприятий строительного комплекса 2.1 Прибыль, ее значение, факторы роста 2.2 Методы планирования и прогнозирования прибыли на предприятии 2.3 Распределение и использование прибыли 2.4 Рентабельность торгового предприятия, порядок исчисления, факторы роста в строительстве. Контроль за уровнем прибыли и рентабельности 3. Задача Список литературы

1. Денежные поступления и доходы предприятия строительного комплекса
1. 1. Понятие и состав денежных поступлений и доходов предприятия Под доходами предприятия признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, полученная в результате хозяйственной деятельности. Следует различать понятия доходов предприятия и поступлений де­нежных средств, на счета предприятий. Такие поступления денежных средств, как получение займа, кредита, залога, авансов в счет оплаты продукции и некоторые другие, при­водят к пополнению средств на расчетном счете, но не яв­ляются доходами предприятия, так как принадлежат треть­им лицам и не способствуют увеличению собственных ис­точников финансовых ресурсов. В то ЖС время увеличение источников средств у предприятия также не всегда отно­сится к его доходам. Например, дополнительные вложения в уставный фонд увеличивают размер собственных ресур­сов предприятия, но его доходом не являются. Денежные доходы предприятий формируются за счет следующих источников: 1) выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг); 2) операционных доходов; 3) внереализационных доходов. Перечисленные виды денежных доходов различаются по порядку формирования, способу учета, методике нало­гообложения, поэтому их разграничение должно быть четким и определенным. Соотношение между перечисленными видами денежных доходов предприятий может быть разным в разные перио­ды деятельности, но главным из них обычно остается вы­ручка от реализации продукции (работ, ус луг). Выручка от реализации продукции (работ, услуг) включает в себя денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученных или подлежащие полу­чению в результате реализации товаров, готовой продук­ции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с до­говорами. Следовательно, выручкой считаются и суммы де­биторской задолженности, образовавшейся при продаже продукции и товаров, выполнении работ и оказании услуг на условиях коммерческого займа, предоставляемого в ви­де отсрочки оплаты. Поступления выручки от реализации продукции (работ, услуг) учитываются в бухгалтерском учете на кредите сче­та 90 «Реализация». Эти суммы подлежат налогообложе­нию всеми оборотными налогами. Каждое предприятие вправе выбирать свой метод опре­деления и учета выручки от реализации продукции из двух возможных вариантов. Первый метод заключается в том, что реализация считается совершенной, когда деньги зачислены на счет предприятия или поступили наличными в кассу (кассовый метод). Второй метод состоит в определении выручки от ре­ализации по факту отгрузки продукции покупателю и предъ­явления ему расчетных документов (метод начислений). Выбор метода учета выручки от реализации влияет на исчисление и уплату косвенных налогов. Например, при кассовом методе учета выручки налог на добавленную сто­имость начисляется по факту ее поступления, но не позднее 60 дней после отгрузки. При учете выручки по отгрузке то­вара задержки в перечислении косвенных налогов в государственный бюджет не происходит. Операционные доходы предприятия получают от отдель­ных операций, не относящихся к видам его деятельности. К ним относятся доходы: - доходы, связанные с продажей и прочим выбытием (ликвидацией, списанием, передачей безвозмездно и других), принадлежащих организации основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов, в том числе активов, отличных от официальной валюты Республики Беларусь, а так­же для определения финансовых результатов от их выбытия; - доходы (включая амортизационные отчисле­ния), связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов орга­низации в соответствии с законодательством (когда это не яв­ляется предметом деятельности организации); - доходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышлен­ные образцы и другие виды интеллектуальной собственности (когда это не является предметом деятельности организации); - доходы (проценты), связанные с участием в ус­тавных фондах других организаций, а также доходы (процен­ты) и расходы по ценным бумагам (когда это не является пред­метом деятельности организации); - доходы, связанные с участием организации в совместной деятельности по договору простого товарищества; - доходы по операциям с тарой; - доходы (проценты), полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банками денежных средств, находящихся на счете организации в данном банке; - прочие доходы, признаваемые операционными [1 стр. 670-671] Как правило, поступления операционных доходов в отли­чие от выручки от реализации не носят регулярного характе­ра. Они отражаются в бухгалтерском учете на счете 91 «Операционные доходы и расходы». Налогообложение каждого из их видов в соответствии с законом происходит дифференци­рованно. Например, доходы от реализации основных средств и других активов из числа оборотных налогов облагаются только НДС, а проценты, выплачиваемые банком предпри­ятию, оборотными налогами не облагаются. В составе прибы­ли они облагаются налогом на прибыль и местными сборами. Внереализационными доходами являются доходы от операций, непосредственно не связанных с производствен­ной деятельностью предприятия. Как правило, это доходы, которым не соответствуют или для которых отсутствуют соответствующие расходы.
Внереализационными доходами и расходами являются: - штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора­, полученные, присужденные судом или признанные организ­ацией-должником к получению, начисленные в момент признания или получения; - стоимость безвозмездно полученных активов: основных средств и других амортизируемых активов, в том числе полу­ченных в качестве целевого финансирования - по мере начисления амортизации в сумме начисления амортизации в сумме начисленной амортизации, иных безвозмездно полученных активов - по мере их списания на счета учета затрат на производство продукции (работ, услуг), расходы на реализацию или на операционные расходы;
- прибыль прошлых лет, выявленные в отчетном ­году; - суммы кредиторской, депонентской и дебиторской задол­женности, по которым истек срок исковой давности; - излишки имущества, выявленные при инвентаризации; - суммы недостач, потерь, порчи активов в соответствии законодательством; - поступления в возмещение причиненных организации убытков; - суммовые разницы, возникающие в связи с погашение дебиторской, кредиторской задолженности, в том числе задолженности по полученным кредитам, полученным (выданным) займам; - сумма дооценки (уценки) активов; - разницы между числящейся стоимостью акций (доли) выкупленных у акционеров и их номинальной стоимости или продажной стоимостью при аннулировании или продаже указанных акций; - доходы, в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация, конфискация и т.п.); - прочие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией товаров, продукции (работ, услуг) и иного имущества, признаваемые внереализационными [1. стр. 675-676]. Внереализационные доходы учитываются на кредите счета 92 «Внереализационные доходы и расходы», который закрывается ежемесячно перенесением сальдо на счет 99 «Прибыли и убытки». Часть из них (штрафы, пени, неус­тойки, полученные за нарушение хозяйственных договоров и другие объекты, связанные с расчетами по оплате про­дукции, работ и услуг) облагаются налогом на добавлен­ную стоимость. Остальные внереализационные доходы в составе прибыли облагаются республиканским и местными налогами на прибыль.
1.2. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) , особенности ее формирования в строительстве, значение выручки от реализации и факторы увеличения Выручка от реализации продукции (работ, услуг) явля­ется главным источником доходов хозяйствующих субъек­тов. Ее значение в деятельности предприятий выражается в следующем. 1. Выручка от реализации служит основным оценочным показателем результативности работы предприятий, так как по ее поступлению можно судить о том, что выпускае­мая продукция по объему, качеству, цене соответствует ры­ночному спросу. В случае несоответствия товар оседает в остатках на складах производителя. Создается ситуация, когда объемы производства растут, а денежные средства на счетах предприятий отсутствуют. В остатках за­мораживаются оборотные средства, необходимые для обеспечения производства, отсюда возникают финансовые трудности, выражающиеся в неплатежеспособности пред­приятий, задержках выплаты заработной платы работни­кам, долгах поставщикам товарно-материальных ценно­стей, задолженности бюджету по налоговым платежам, банку по кредитам и процентам. Поэтому обеспечение бесперебойной реализации готовой продукции в рыночных условиях является главной заботой экономических и фи­нансовых служб предприятий. 2. За счет выручки от реализации предприятия покры­вают свои текущие затраты на производство и реализацию продукции и формируют прибыль. Поэтому ритмичное функционирование всей производственной системы, а так­же возможности расширения производства и материально­го стимулирования работников и акционеров предприятия зависят, прежде всего, от полного и своевременного по­ступления средств за реализованную продукцию. 3. Поступление выручки от реализации продукции на счета предприятий имеет не меньшее значение и для го­сударственного бюджета, так как она является источни­ком уплаты всех налоговых платежей и отчислений в це­левые государственные фонды, а для многих из них и базой для начисления налогов. Речь идет об оборотных на­логах, включаемых в законодательном порядке в отпуск­ную цену продукции (работ, услуг), и изымаемых в бюд­жет после их реализации. В составе доходов государ­ственного бюджета Республики Беларусь оборотные на­логи занимают около 60%. Большая роль выручки от реализации продукции (работ, услуг) в деятельности предприятий придает особую значи­мость работе по планированию поступлений выручки и обеспечению выполнения плана.
1.3. Планирование и прогнозирование выручки от реализации Планирование и прогнозирование поступлений выручки от реализации основывается на учете двух факторов: - емкости освоенного рынка продаж выпускаемой про­дукции и возможностей его расширения; - производственных мощностей предприятия, позволя­ющих выпускать такой объем продукции, который востре­бован рынком. В условиях жесткой конкуренции между товаропроиз­водителями первый фактор выступает в качестве определя­ющего и его необходимо учитывать при прогнозировании объемов продаж продукции прежде всего. Обоснованное прогнозирование объемов продаж про­дукции и поступлений доходов имеет особую важность в финансовом планировании, так как от него зависят расчет финансовых результатов деятельности предприятия и ре­альность большей части стратегических и тактических ре­шений по развитию бизнеса. Оценка будущих поступлений средств от реализации продукции составляет наиболее от­ветственную и одновременно сложную задачу, поскольку ее решение связано с необходимостью учета не только внутреннего потенциала предприятия, но также и множес­тва внешних условий, таких, как конъюнктура рынка, угроза появление на нем конкурентных товаров, динамика продажных цен на аналогичную продукцию и др. Ошибки в данных расчетах особенно ощутимы, так как они могут привести к невозможности реализации тех намерений, которые заложены в бизнес-плане. Чтобы застраховаться от крупных просчетов, следует составлять многовариантные планы объемов продаж, сори­ентированные на низший, наиболее вероятный и высший объем сбыта продукции по основным номенклатурным позициям. Расчет объемов продаж целесообразно начинать с наи­худшего варианта, когда возможны потери части рынка из-за конкуренции, появления на рынке нового более качественного продукта или же по внутренним причинам, на­пример, в связи со снижением объемов производства из-за недопоставок сырья, комплектующих и т. д. Следующий вариант расчета должен быть сориентиро­ван на наивысшие объемы продаж, когда предполагается расширение сегмента рынка, устранение конкурентов, при­влечение новых покупателей за счет хорошей рекламы, обеспечения высокого качества изделий, налаженной систе­мы послепродажного обслуживания.
Существенную трудность представляет расчет наиболее вероятных объемов продаж, так как он требует реальных оценок собственного потенциала и емкости рынка. Показа­тели вероятных объемов продаж окажутся средними между низшими и высшими прогнозами. Второй фактор, определяющий объемы продаж, связан с наличием производственных мощностей у предприятия. С учетом производственных ресурсов (оборудования, сырья, персонала) рассчитывается возможный выпуск товарной продукции на планируемый период.
Поскольку не вся произведенная в данном периоде продукция (Т) в нем же и реализуется, то при планиро­вании выручки от реализации учитываются также объ­емы переходящих ее остатков на начало (О1) и на конец (О2) планового года, т. е. используется формула реализации:
Р = О1 + Т – О 2 [2. стр. 102] При планировании выручки от реализации продукции пользуются двумя методами: прямого расчета и расчетным. Метод прямого расчета заключается в том, что по каждому производимому на предприятии изделию в отдельности по приведенной формуле рассчитывается объем реализации в отпускных ценах и результаты сумми­руются. Метод прямого расчета используется при небольшом ас­сортименте выпускаемой продукции и при наличии на нее гарантированного спроса. В производственных объединениях и на крупных пред­приятиях, выпускающих продукцию в большом ассорти­менте, выручка от реализации планируется расчеты, методом, исходя из общего выпуска товарной продукции в планируемом периоде в отпускных ценах и общей суммы входных и выходных остатков. Для пересчета переходящих остатков готовой продук­ции на начало планового года из производственной себе­стоимости в отпускные цены используют коэффициент пере­счета, исчисляемый как отношение объема производства продукции в IV квартале отчетного года в отпускных ценах к тому же объему по производственной себестоимости. При определении суммы выходных остатков готовой продукции в отпускных ценах на конец планового года учитывают ее выпуск в IV квартале планового года и установленную по предприятию норму запаса готовой продукции на складе и в отгрузке. Планирование выручки от реализации продукции не за­вершается расчетом объемов ее поступлений, а продолжает­ся в процессе выполнения плана путем оперативного регулирования плана с учетом изменений рыночной ситуации.
1.4. Оперативный контроль за поступлением выручки от реализации и ее распределение Выручка от реализации продукции (работ, услуг) явля­ется основным источником доходов предприятий. От ее по­ступлений зависят возможности финансирования плановых затрат, своевременность выплаты заработной платы персо­налу, погашения обязательств перед поставщиками, банком, государственным бюджетом. Поэтому обеспечение поступле­ний выручки от реализации в полном объеме и в срок явля­ется главной заботой финансового менеджера на предпри­ятии и проявлением степени его профессионализма. Контроль за поступлением выручки от реализации бази­руется на оперативных планах реализации продукции, ко­торые составляются на каждый месяц с разбивкой по дням нарастающим итогом с начала месяца. Такой подход позволяет отслеживать текущие отставания в поступлении средств, анализировать их причины и принимать меры к восполнению недополученных сумм в течение месяца. Оперативный план поступлений выручки от реализации продукции должен рассчитываться на основе оперативных планов ее производства, поступлений изделий на склад го­товой продукции, отгрузки и с учетом условий оплаты, предусмотренных договорами с покупателями. Только та­кой обоснованно составленный план позволяет реально оценивать величину ежедневных поступлений денежных средств и оперативно реагировать на возможные отстава­ния. Причины отставания от предусмотренного графика поступлений выручки могут быть внутренними, связанны­ми с недостатками в деятельности самого предприятия, и внешними, обусловленными изменениями рыночных усло­вий реализации. Анализ внутренних причин сводится к установлению и устранению фактов: невыполнения опера­тивного плана выпуска продукции в объеме и номенклату­ре, невыполнения графиков отгрузки товаров, предусмот­ренных договорами с потребителями, нарушений сроков оплаты отгруженной продукции покупателями. Для контроля за своевременностью и полнотой оплаты отгруженной продукции финансовые службы предпри­ятий должны вести специальную картотеку прохождения платежных документов от сдачи их в банк на инкассо до фактического поступления денег на счет предприятия. На основе применяемых по отношению к каждому поку­пателю форм расчетов определяется период оборота пла­тежных документов и тщательно отслеживается его со­блюдение. Например, продукция отгружена 2 марта поку­пателю в ближнее зарубежье. Платежные документы сда­ны в обслуживающий банк на инкассо 3 марта. Их поч­товый пробег к покупателю и в его банк занимает 2 дня. 1 день отводится банку покупателя на обработку посту­пившего от поставщика платежного требования. Соглас­но договору поставки, покупателю предоставляется 3 дня на акцепт счета. После этого деньги будут списаны со счета покупателя, перечислены поставщику и поступят на его счет, например, через 2 дня. Следовательно, ре­ально за продукцию, отгруженную 2 марта, с учетом все­го периода документооборота платежных документов вы­ручка должна поступить на счет предприятия-поставщи­ка не позднее 11 марта (2 + 1 + 3 + 2). Именно эта дата должна находиться под контролем его финансовой служ­бы. Если деньги к указанному сроку не поступили, в тот же день выясняются причины данного обстоятельства. Ими могут быть отказ покупателя от акцепта счета из-за нарушений поставщиком каких-либо пунктов договора поставок; недостаток денежных средств у покупателя и др. Во всех случаях договорные отношения должны быть отрегулированы в оперативном режиме, а к заведомо не­аккуратным плательщикам необходимо применять осо­бые методы воздействия, такие, как требование предва­рительной оплаты поставок, перевод на аккредитивную форму расчетов и т. д. В формировании доходов предприятий решающее значе­ние имеет обоснование цен на реализуемую продукцию (ра­боты, услуги). В соответствии с Законом Республики Бела­русь «О ценообразовании» свободные отпускные цены фор­мируются самими предприятиями-изготовителями продук­ции. Вместе с тем в этой сфере сохраняется значительная регулирующая и контролирующая роль государства, на­правленная на обуздание инфляции и социальную защиту населения. Процесс либерализации цен, отвечающий требо­ваниям рыночной экономики, происходит постепенно и со­четается с повышением ответственности товаропроизводите­лей за финансовые результаты реализации продукции. В соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов цены составляются предпри­ятиями на основе плановой себестоимости с включением всех видов налогов, предусмотренных законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, и с учетом ка­чества продукции и конъюнктуры рынка, Таким образом, уровень отпускных цен затрагивает одновременно интересы товаропроизводителя, потребителя товаров и интересы госу­дарства - через налоги с объема реализации продукции.
Более сложной работой финансового менеджера являет­ся планирование и оперативное регулирование поступле­ний выручки от реализации продукции с учетом изменений внешних факторов. Она требует глубокого изучения рын­ка, основ колебаний спроса покупателей на выпускаемые изделия, динамики цен и других обстоятельств реализации. Маркетинговые исследования должны носить постоянный характер, обеспечивать гибкость в управлении производ­ством и реализацией продукции, рост и бесперебойное по­ступление денежных средств на счета предприятий.
Денежные доходы предприятий состоят из выручки от реализации продукции (работ, услуг), операционных и внереализационных доходов. Порядок распределения и использования каждого из этих составляющих имеет свои особенности, которые необходимо знать, чтобы не допус­тить нарушений финансового законодательства. Главный источник денежных доходов связан с основной деятельностью предприятий и представляет собой выручку от реализации продукции (работ, услуг). Порядок ее рас­пределения и использования обусловлен соответствующи­ми законами о налогах и Законом «О предприятии». В соот­ветствии с ними поступающие на счета предприятий средс­тва за реализованную (отгруженную) продукцию в перво­очередном порядке направляются на уплату налогов и отчислений в государственный бюджет и государственные бюджетные и внебюджетные фонды. Затем предприятие покрывает затраты на производство продукции и формиру­ет собственную прибыль. Порядок распределения выручки от реализации можно изобразить схематически (рис. 1). Распределение выручки от реализации основных фон­дов характеризуется тем, что из нее уплачивается НДС, покрываются затраты, связанные с демонтажем и реализацией основных фондов, и оставшаяся часть составляет при­быль от реализации. Внереализационные доходы вообще не облагаются косвенными налогами (за исключением штрафов, полу­ченных от покупателей продукции в связи с нарушением ими договорных условий поставок, облагаемых НДС, они используются на покрытие внереализационных рас­ходов, а в оставшейся части формируют общую прибыль предприятия. Процесс распределения и использования выручки от реализации продукции, работ и услуг идет по следующим основным направлениям: уплата косвенных налогов (в объемах и последовательности, определенных налоговым законодательством государства); возмещение материально-денежных затрат производства (затраты сырья, энергии, материалов, начисление заработной платы); выявление прибыли как основы уплаты республиканских и местных налогов и сборов.




Рис.1 Распределение выручки от реализации продукции, работ и услуг

2. Прибыль предприятий строительного комплекса
2.1. Прибыль, ее значение, факторы роста Прибыль, с теоретической точки зрения, представляет собой сложное и неоднозначное понятие. В мировой науке до сих пор существуют разные подходы в трактовке ее про­исхождения и сущности. Марксистская теория трактует прибыль как одну из форм стоимости. В соответствии с ней труд - это един­ственный товар, стоимость которого выше затрат на его приобретение, и капиталист извлекает из этого прибавоч­ную стоимость, т. е. разницу между издержками произ­водства рабочей силы и ее реальной стоимостью. Однако марксистская философия не получила мировой поддержки и распространения. Она мало что объясняет в ситуации ны­нешней смешанной экономики, субъектами которой высту­пают предприятия, предприниматели, государство. Концепция прибавочного труда наиболее подходит, например, к такой ситуации, когда предприниматель ку­пил и тут же продал товар, получив при этом прибыль. Ее источником, естественно, является труд данного пред­принимателя. На предприятии же все выглядит гораздо сложнее. Там труд соединяется с капиталом и вместе они способны при­нести тот дополнительный доход, который превысит издержки труда и воспроизводства капитала. Отсюда следует, что прибыль - это экономическая ка­тегория, которая отражает доход, созданный в сфере хо­зяйственной деятельности. Она является результатом со­единения разных факторов производства: труда, капитала, при родных ресурсов, предпринимательской способности. В комплексе они приносят тот финансовый эффект, кото­рый именуется прибылью. Общий финансовый результат деятельности предприятия по бухгалтерскому учету отражается в общей прибыли. Общая прибыль включает: - прибыль от реализации продукции (работ, услуг); - прибыль от операционных результатов: реализации основных фондов, материальных и нематериальных акти­вов, ценных бумаг, дивидендов, процентов, арендной пла­ты и др. (сальдо счета 91 «Операционные доходы и рас­ходы»); - превышение внереализационных доходов над внереализационными расходами (сальдо счета 92). Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) представляет собой разницу между выручкой от их реали­зации в ценах за вычетом косвенных налогов и полными за­тратами на производство и реализацию. С учетом налогового законодательства Республики Бе­ларусь прибыль от реализации продукции (работ, услуг) (Пр) рассчитывается по формуле: Пр = В - НДС - Ор - Ом - А - Ср [2, стр. 114] где В - выручка от реализации продукции (работ, услуг); Ор - отчисления в Республиканский целевой бюджетный фонд; Ом - отчисления в местные целевые бюджетные фон­ды; А - акцизы; Ср - себестоимость реализованной про­дукции (работ, услуг). При расчете прибыли от реализации основных фондов (Пр.о.ф), материальных и нематериальных активов следует учитывать особенности налогообложения указан­ных оборотов. Поскольку от выручки от реализации основных фондов отчисления в целевые бюджетные фонды не производятся , прибыль будет исчислена по формуле: Пр.о.ф. = В - НДС - О - З, [2, стр. 115] где В - выручка от реализации продукции (работ, услуг); О - остаточная стоимость основных фондов; 3 - затра­ты на демонтаж и реализацию. Ввнереализационная прибыль исчисляется как разница между внереализационными доходами и внереализацион­ными расходами предприятия. Таким образом, из изложенного можно заключить, что с точки зрения получения экономических выгод прибыль предприятия состоит из двух главных компонентов: 1) результатов от основной деятельности (разница меж­ду выручкой и затратами); 2) доходов от владения активами (ценными бумагами, долговыми обязательствами, запасами, оборудованием). При этом во втором случае нужно принимать во внима­ние не только фактически полученные дивиденды на счет «Прибыли и убытки», но и потенциальную прибыль от рос­та стоимости активов (стоимость акций, основных фондов, оборотных средств). Именно такой подход позволяет оце­нить реальный финансовый эффект от предприниматель­ской деятельности и обоснованно планировать дальнейшее ее развитие. Итак, общая прибыль предприятия отражает всю сово­купность экономических выгод, полученных им от разных видов деятельности за определенный период. Чистая прибыль - это та часть общей прибыли, кото­рая остается в полной собственности предприятия после уплаты налогов. В налоговом законодательстве Республики Беларусь, помимо перечисленных общепринятых понятий прибыли, применяется еще понятие «прибыль, остающаяся в распо­ряжении предприятий». Оно введено в качестве базы для исчисления и уплаты в бюджет местных налогов и сборов. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприя­тий, - это общая прибыль после вычета из нее налога на недвижимость и налога на прибыль. Если из прибыли, ос­тающейся в распоряжении предприятий, вычесть все мест­ные налоги и сборы, уплачиваемые за счет нее, то остав­шаяся часть будет представлять собой чистую прибыль предприятия. Чистая прибыль предприятия и амортизационные отчис­ления являются по существу тем главным финансовым ре­сурсом, который определяет его экономический потенциал и способность к самофинансированию. Значение прибыли в деятельности хозяйствующих субъ­ектов можно конкретизировать по следующим основным направлениям. 1. Прибыль, прежде всего, является универсальным по­казателем, характеризующим эффективность хозяйствен­ной деятельности. Ее размер и уровень относительного вложенного капитала и произведенных затрат отражает успеш­ность бизнеса, возможности его дальнейшего развития и совершенствования. 2. Прибыль является главным источником расширения производства и наращивания производственного потенциа­ла, которые, в свою очередь, обеспечивают дальнейший рост прибыли. Расширение производства происходит за счет капитальных вложений в увеличение и модернизацию основных фондов, в рост оборотных средств. Кроме того, часть прибыли может быть инвестирована в ценные бумаги и также приносить их владельцу дополнительную прибыль. Все указанные направления использования прибыли про­изводятся за счет ее накопленной части. Эти средства не уходят из оборота предприятия, а наоборот, накапливаясь, приносят ему дополнительную прибыль. Искусство управ­ления прибылью состоит в разумной диверсификации вло­жений, приносящей максимальный финансовый эффект. 3. Прибыль служит источником повышения уровня оплаты труда работников и его материального стимулиро­вания. За счет прибыли может производиться: - премирование персонала сверх размеров выплат, предусмотренных законодательством по системам текущего премирования;
- выплата вознаграждений по итогам работы за год; - выплата материальной помощи; - оплата дополнительных отпусков сверх норм, преду­смотренных законодательством; - выплата надбавок к пенсиям, единовременной помо­щи пенсионерам предприятия; - предоставление бесплатного питания работникам или компенсация удорожания питания;
- оплата жилья, путевок на лечение и отдых работни­кам и их детям и другие виды материальной помощи. 4. Прибыль является источником финансирования рас­ходов предприятия на содержание социальной сферы, на­ходящейся на его балансе (поликлиник, здравпунктов, спорткомплексов, детских дошкольных и оздоровительных учреждений, клубов и др.). 5. Прибыль является источником выплаты дивидендов акционерам и владельцам предприятий и в этом аспекте служит главной мотивацией развития их предпринимательской инициативы. 6. В росте прибыли предприятий заинтересовано и само государство, так как от этого источника поступают на­логовые отчисления в государственный бюджет. Поэтому целью совершенствования налогового законодательства должно быть обеспечение условий для роста прибыльнос­ти отечественного бизнеса как главного фактора подъема государственной экономики и улучшения благосостояния населения. Факторы роста прибыли. Прибыль в деятельности предприятий является особым синтетическим показателем, в котором отражаются все факторы производства и сбыта продукции. Их учет и оцен­ка играют решающую роль в достижении коммерческого эффекта, поэтому анализ и прогнозирование изменений внутренних и внешних условий развития бизнеса является наиболее ответственной и самой сложной задачей менедж­мента, требующей высокого уровня квалификации финан­сового и управленческого персонала. Совокупность факторов, влияющих на динамику при­были предприятия, условно можно подразделить на две группы: 1) внутренние факторы, зависящие от деятельности предприятия; 2) внешние факторы, складывающиеся под воздействи­ем рыночной среды и не зависящие от деятельности пред­приятия. Первая группа факторов (внутренние) включает пять показателей, определяющих размер получаемой при­были и находящихся в сфере управления персонала пред­приятия: - объем производства и реализации продукции; - себестоимость продукции (работ, услуг); - установленная отпускная цена; - структура ассортимента выпускаемой продукции (ра­бот, услуг); - качественная структура выпускаемой продукции (ра­бот, услуг). В современных высоко конкурентных условиях все ука­занные внутрипроизводственные факторы зависят от пред­принимательской инициативы. Их мобилизация и транс­формация в прибыль требуют инноваций и высокой степе­ни оперативности в управлении бизнесом. Инновации определяют финансовый успех любого биз­нес-проекта, так как позволяют опередить конкурентов, за­воевать и расширить рынки сбыта продукции, заработать максимальную прибыль. Основными направлениями инновационной деятельности предприятий, обеспечивающими рост прибыли, могут быть: - производственный вектор: разработка и производ­ство нового товара или товара, отличающегося повышен­ным качеством; - коммерческий вектор: освоение нового рынка това­ров, нахождение новых покупателей на товар, прорыв на иностранный рынок. Следует при этом иметь в виду, что при завоевании новых рынков норма прибыли обычно не увели­чивается, даже может сокращаться из-за конкуренции цен, но потери компенсируются ростом объемов продаж; - технологический вектор: внедрение ресурсосбере­гающих технологий, повышение производительности тру­да, новые виды и источники сырья, снижение себестоимос­ти продукции; - организационно-управленческий вектор: внедрение прогрессивных управленческих технологий, организация полной сопряженности производственного процесса, науч­ная организация труда. Большое, а подчас определяющее, влияние на прибыль предприятия оказывает вторая группа факторов - внешние факторы рыночной конкурентной среды. К ним относятся: - конъюнктура рынка (ей менее подвержены крупные компании, которые сами создают конъюнктуру); - инфляция, которая искажает реальную прибыль, не позволяет составлять бизнес-прогнозы на перспективный период; - непредсказуемая налоговая, ценовая, валютная, та­моженная политика государства в условиях экономическо­го кризиса. Каждое предприятие в современных условиях хозяйствования активно заинтересовано в увеличении прибыли. Увеличение прибыли строительными трестами и объединениями может быть достигнуто по двум направлениям: 1) за счет увеличения объема строительно-монтажных работ, реализуемых в виде технологически законченных этапов или объектов. Это экстенсивный путь повышения прибыли или рентабельности; 2) за счет улучшения качественных показателей производства: роста производительности труда, снижения материалоемкости производства, сокращения сроков строительства и других показателей, способствующих в конечном итоге снижению себестоимости строительно-монтажных работ. Это интенсивный путь роста прибыли.
2.2. Методы планирования и прогнозирования прибыли на предприятии Поскольку прибыль является главным финансовым ре­сурсом предприятия, за счет которого осуществляются за­траты по расширению производства, материальному стимулированию персонала и другие, то ее реальное планирова­ние имеет особо важное значение для финансирования ука­занных затрат. Ошибки в плановых расчетах прибыли при­водят к необходимости корректировки многих бизнес-намерений, нарушают запланированную структуру финансово-хозяйственной деятельности. Предприятия планируют прибыль, используя в сочета­нии два метода расчетов: 1) метод прямо го детального счета; 2) аналитический метод, основанный на учете влияния различных факторов на величину прибыли. Метод прямого детального счета состоит в том, что на планируемый период прибыль от реализации исчисляется по каждому изделию или группам однородных изделий как разница между объемом их реализации в отпускных ценах (без косвенных налогов) и по полной себестоимости, а за тем результаты суммируются в целом по предприятию. При этом используется формула: П = В - НДС - Р - М - А - С [2, стр. 122] и П = О1 + Т - О2, [2, стр. 122] где П - прибыль от реализации продукции; В - выручка от реализации продукции в отпускных ценах; Р - отчисления в Республиканский целевой бюджетный фонд; М - отчисле­ния в местные целевые бюджетные фонды; А - акциз; С - полная себестоимость реализуемой продукции; О1 - при­быль в остатках готовой продукции на начало планируемого года; Т - прибыль в товарной продукции планируемого го­да; О2 - прибыль в остатках готовой продукции на конец планируемого года. Прибыль товарной продукции планируемого года опре­деляется исходя из плана Производства продукции по раз­вернутой номенклатуре, плановых калькуляций полной се­бестоимости, отпускных цен и сумм косвенных налогов в цене каждого изделия. Прибыль в переходящих остатках готовой продукции (О) обычно рассчитывается по всей их совокупности. По­скольку эти остатки в бухгалтерском учете учитываются не по полной, а по производственной се6естоимости, то и в расчете прибыли они принимаются по производственной себестоимости. Все коммерческие расходы условно отно­сятся на выпуск товарной продукции.
Для получения общей прибыли к прибыли от реализа­ции продукции (работ, услуг) прибавляют (вычитают) сальдо операционных и внереализационных доходов и рас­ходов. Метод прямого расчета прибыли на планируемый год достаточно нагляден и прост. Однако он отражает лишь за­данные производственно-экономические параметры и не выявляет факторов, влияющих на динамику прибыли.
Для выявления возможных резервов увеличения прибы­ли в практике используется также аналитический метод планирования, значение которого состоит в том, что расчет ведется по каждому фактору, влияющему на ее размер, в отдельности, а затем подводится общий результат. Таким образом, в процессе планирования появляется возможность оценивать различные ситуации и корректировать произ­водственную программу в направлении получения наиболь­шей прибыли. Наиболее простым аналитическим методом планирова­ния прибыли от выпуска товарной продукции (П) является ее расчет на планируемый год на основе показателя затрат на рубль товарной продукции по формуле: П = Т х (100 - 3) : 100, [2, стр. 124] где Т - товарная продукция в отпускных ценах за вычетом косвенных налогов; 3 - полная себестоимость товарной продукции. 3а базу расчета при таком методе планирования прини­маются затраты на рубль товарной продукции, сложивши­еся за отчетный год и которые корректируются с учетом предполагаемых изменений в плановом году стоимости по­требляемых материальных, энергетических ресурсов, уров­ня заработной платы и др. Для определения суммы прибыли от реализации про­дукции полученный результат корректируется в зависимо­сти от изменения прибыли в переходящих остатках готовой продукции. Метод планирования прибыли на основе затрат на рубль товарной продукции имеет ограниченное аналитиче­ское значение, так как в полученном результате отражается влияние сразу двух факторов: изменение объема произ­водства товарной продукции и изменение ее себестоимости. В условиях нестабильной экономики переходного пери­ода, когда в течение года хозяйственная ситуация может неоднократно и существенно изменяться, предприятия используют преимущественно данный метод планирования прибыли, с последующей корректировкой ее суммы в зави­симости от складывающихся обстоятельств. При стабильных хозяйственных связях рекомендуется использовать в планировании прибыли более эффективный аналитический метод расчета, основанный на показателе базовой рентабельности. Базовая рентабельность – это отношение прибыли от выпуска товарной продукции за прошлый год, скорректи­рованной на изменения отпускных цен, которые произой­дут в плановом году, к ее полной себестоимости. Для со­поставимости с условиями планового года из прибыли от­четного года исключается также та ее часть, которая при­ходится на продукцию, снимаемую в плановом году с про­изводства. Благодаря указанным действиям, рентабель­ность товарной продукции отчетного года приводится в со­поставимый вид с условиями работы предприятия в плано­вом году. На основе показателя базовой рентабельности исчисляет­ся прибыль на планируемый год только по сравнимой товар­ной продукции. Затем отдельно рассчитывается прибыль по несравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и, как результат, прибыль от реализации товарной продукции в плановом году. При расчете прибыли по сравнимой товарной продук­ции анализируется влияние на ее размер изменений по сравнению с отчетным годом каждого из следующих фак­торов в отдельности: объема производства, себестоимости продукции, ее ассортимента и качества, отпускных цен. Таким образом, в процессе планирования производится оцен­ка возможных ситуаций, позволяющих увеличить получаемую прибыль. Для исчисления общей прибыли по предприятию кроме прибыли от реализации товарной продукции рассчитыва­ются результаты от операционной и внереализационной де­ятельности. Процесс планирования прибыли на предприятии не за­канчивается определением ее суммы на предстоящий пери­од, а продолжается путем ее корректировки при изменении экономических ситуаций. Границей маневрирования в управ­ленческих решениях служит порог окупаемости затрат (точка безубыточности). Из выручки от реализа­ции продукции (без косвенных налогов) вычитаются услов­но-переменные затраты и получается маржинальная при­быль или сумма покрытия. Из маржинальной прибыли вы­читаются условно-постоянные расходы и определяется фи­нансовый результат - прибыль или убыток. Точка безубы­точности - это такой объем выручки от реализации, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка. После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага, т.е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не получив убытков. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще большему измене­нию прибыли, что обусловлено непропорциональным воз­действием условно-постоянных и условно-переменных за­трат на финансовый результат. Чем выше доля условно­ постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага, и, наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается. Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами, предприятие может воздейство­вать на оптимизацию величины прибыли. Сила воздей­ствия операционного рычага (С) определяется по формуле: С = В - Зпер х (Мп) / П [2, стр. 131] где В - выручка от реализации продукции в ценах без косвенных налогов, 3пер - переменные затраты, Мп ­- маржинальная прибыль, П - прибыль от реализации продукции. Таким образом, можно заключить, что при планирова­нии прибыли важно учитывать следующие моменты: - максимально использовать резервы увеличения вы­ручки от реализации продукции (работ, услуг); - рационально планировать не только величину теку­щих производственных затрат, но и их структуру, уделяя особое внимание динамике снижения у дельного веса посто­янных затрат.
2.3. Распределение и использование прибыли Общая прибыль предприятия синтезирует в себе все мно­гообразные результаты его хозяйственно- финансовой де­ятельности. При ее распределении и использовании должны быть учтены множественные нормативные акты, основан­ные на Законе о налоге на доходы и прибыль, Законе о предприятии, Законе об акционерном обществе и др. Полученная предприятием прибыль делит­ся на две части: прибыль, направляемую в государственный бюджет и остающуюся в распоряжении предприятия. Получив прибыль, предприятие в первоочередном по­рядке обязано перечислить из нее в государственный бюд­жет предусмотренные Законом налоговые платежи, в со­став которых входят: - налог на недвижимость; - налог на прибыль; - местные налоги и сборы. Следует учитывать, что в составе общей прибыли мо­жет находиться прибыль, полученная предприятием в виде операционных доходов, с которых у источника их получе­ния уже удержан налог на доход. Например, предпри­ятию, являющемуся акционером другого предприятия, на­числены дивиденды в сумме 100 млн. р., с которых исчис­лен и перечислен в государственный бюджет налог на до­ход в сумме 15 млн. р. На счет прибылей и убытков пред­приятия поступит сумма 85 млн. р., которая не подлежит дальнейшему налогообложению, а представляет собой чистую прибыль. В подобном случае при исчислении на­лога на прибыль из общей прибыли вычитаются: прибыль от дивидендов, налог на недвижимость, прибыль, не обла­гаемая налогом в результате предоставления льгот, и к ос­тавшейся сумме налогооблагаемой прибыли применяется установленная Законом ставка платежа.
Та часть прибыли, которая остается после уплаты нало­га на недвижимость и налога на прибыль, по белорусскому законодательству называется «прибылью, остающейся в распоряжении предприятия». Однако это название не вполне соответствует действительности, так как получен­ная сумма подлежит дальнейшему налогообложению мест­ными налогами и сборами в размере до 4%.
В налоговом учете, кроме того, предусмотрено, что за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уплачивается в государственный бюджет экологический налог, начисленный за превышение установленных норм вы­бросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду и (или) за сверхлимитную добычу природных ресур­сов; покрывается сверхнормативное расходование средств на оплату энергоресурсов на производство продукции (ра­бот, услуг), командировочных, консультационных и аудиторских услуг, рекламы и др. Таким образом, чистая прибыль предприятия - это та ее часть, которая остается после уплаты перечисленных пла­тежей и отчислений. Ее распределение и использование регулируется Уставом предприятия, решением собрания ак­ционеров и другими документами внутреннего пользова­ния. Например, собрание акционеров может принять реше­ние о направлении всей чистой прибыли на развитие про­изводства или на использование ее на удовлетворение жи­лищно-социальных потребностей всего коллектива без вы­плат дивидендов акционерам. Прибыль, направляемая на увеличение имущества, не уходит из хозяйственного оборота, а, наоборот, приумножа­ет богатство предприятия. Она может быть использована: - на капитальные вложения в расширение, обновле­ние, модернизацию основных фондов; - погашение долгосрочных банковских кредитов и уплату процентов по ним; - увеличение оборотных средств предприятия; - инвестиции в ценные бумаги, совместную деятель­ность; - приобретение новых технологий и другие инновации. Потребляемая прибыль полностью уходит из хозяй­ственного оборота, но может также приносить финансовую выгоду при обоснованном и рациональном использовании. Она направляется: - на выплату работникам вознаграждений за выслугу лет и по итогам года, материальной помощи; - выплату дивидендов акционерам предприятия. Прибыль и рентабельность предприятий невы­сока в Республике Беларусь, а значительные налоговые платежи и необходимость за счет прибыли поддерживать уровень оплаты труда, по­полнять оборотные средства не оставляет больших возмож­ностей для инвестиций. Отсутствие инвестиций, в свою очередь, не позволяет наращивать прибыль. По данным статистики, предприятия Беларуси перечисляют в бюджет более 40% полученной прибыли, в том числе около 2% в виде экономических санк­ций. Экономические санкции появляются не столько из-за умышленных нарушений налогового законодательства, сколько по причине отсутствия денег на счетах налогопла­тельщиков к сроку уплаты налогов. Значительные суммы пени забирают иногда всю заработанную прибыль, а при ее недостаточности вторгаются даже в оборотные средства не­доимщиков. Приведенные данные показывают, что проблема роста прибыли на предприятиях тесно связана с порядком ее распределения и требует государственного подхода.
2.4. Рентабельность торгового предприятия, порядок исчисления, факторы роста в строительстве. Контроль за уровнем прибыли и рентабельности. Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятель­ности, но не позволяет проанализировать достаточность по­лученного эффекта. Для его оценки используются относи­тельные показатели прибыльности, характеризующие отда­чу произведенных затрат на производство и реализацию продукции или отдачу вложенного в производство капита­ла, называемые рентабельностью. Рентабельность - показатель эффективности деятель­ности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве. Традиционно рентабельность измеряется двумя показа­телями: 1) рентабельность продукции; 2) рентабельность производства.
Рентабельность продукции (Рп) отражает соотноше­ние прибыли от ее реализации (Пр) и текущих затрат на производство и реализацию продукции, выступающих в форме полной себестоимости (С). Исчисляется по формуле Рп = Пр : С х 100. [2. стр. 118] Данным показателем можно измерять как рентабель­ность всей продукции, так и рентабельность каждого вы­пускаемого изделия. Рентабельность продаж (Рр) определяет процентное соотношение прибыли от реализации (Пр) и выручки от ре­ализации продукции (работ, услуг) в ценах без косвенных налогов (В): Рр = Пр : В х 100. [2, стр. 118] Рентабельность производства (РП) определяется по всему его объему, отражает отдачу авансированных в него средств и исчисляется как процентное отношение прибыли (П) к сумме основного (Оф) и оборотного (Ос) капитала: Рп = П х 100 : (Оф + Ос); [2, стр. 118] Приведенные показатели рентабельности являются ба­зовыми. В зависимости от целей, стоящих перед анализом финансовых результатов, они могут модифицироваться в различные варианты, например, в рентабельность активов, рентабельность основного капитала, рентабельность соб­ственных или отдельно заемных оборотных средств, рента­бельность акционерного капитала и др. Исчисление рентабельности позволяет сопоставлять плановые и фактические результаты деятельности, отсле­живать динамику их изменений за ряд периодов, выявлять складывающиеся тенденции, принимать обоснованные ре­шения по корректировке управленческих действий в целях максимизации прибыли. Белорусским предприятиям в рыночных условиях при­ходится прилагать значительные усилия, чтобы устоять в конкурентной борьбе и обеспечить нормальные условия хозяйствования. В данной ситуации решающее значение имеет повыше­ние уровня финансового менеджмента, умение управлен­ческого персонала предприятий мобилизовать все возмож­ные факторы роста прибыли и рентабельности. Таким образом, можно выделить следующие пути повышения рентабельности: снижение издержек производства; увеличение объема производства; рост производительности труда; экономия всех видов материальных ресурсов; сокращение административно-управленческих расходов. В каждой строительной организации необходимо сформировать целевые программы, направленные на повышение рентабельности производства. В них должны быть предусмотрены конкретные меры по сокращению затрат на производство, внедрению ресурсосберегающей техники и технологии выполнения работ, улучшению организации производства и труда, более производительному использованию транспорта и механизмов, повышению сменности работы наиболее производительной техники, экономному расходу материалов.
Задача Произвести расчеты основных финансовых показателей и составить финансовый план, в млн.руб. Таблица 1. Произвести группировку затрат по экономическим элементам. Рассчитать полную себестоимость реализуемой продукции на основании плановых затрат на производство и реализацию продукции.

Показатели
Вариант 3
1 Сырье и основные материалы
1011,0
2 Вспомогательные материалы
295,4
3 Топливо на технологические нужды
30,1
4 Электроэнергия покупная на производственные нужды
23,57
5 Заработная плата, выплачиваемая в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда
744,08
6 Выплаты по системам премирования в размерах, предусмотренных законодательством
5,74
7 Отчисления на социальные нужды
262,4
8 Амортизационные отчисления от балансовой стоимости основных производственных фондов
82
9 Земельный налог
13,56
10 Платежи за добычу природных ресурсов
7,24
11 Страховые взносы по обязательным видам страхования
17,1
12 Оплата услуг на проведение обязательных аудиторских проверок
2,3
13 Арендная плата
2,3
14 Оплата работ по сертификации продукции
3,57
15 Плата за сторожевую охрану
10,5
16 Расходы на оплату услуг связи
7,1
17 Коммерческие расходы
28,5 Полная себестоимость ТП
2546,46 Отчисления на социальные нужды: – в фонд социальной защиты населения (35%):
(744,08 + 5,74) ∙ 35/100 = 262,4 млн. руб. – чрезвычайный налог (3%) и отчисления в фонд содействия занятости (1%) с 2007 года отменены. Всего отчисления = 262,4 млн. руб.
Полная себестоимость (С) представляет собой сумму элементов 1-17 таблицы 1:
С = 1011+ 295,4 + 30,1 + 23,57 + 744,08 + 5,74 + 262,4 + 82 + 13,56 + 7,24 + 17,1 + 2,3 + 2,3 +3,57 +10,5 + 7,1 +28,5= 2546,46 млн. руб. Таблица 2. Определить сумму амортизационных отчислений на планируемый год

Показатели
Вариант 3
1 Стоимость основных фондов на начало планируемого года
846,42 в том числе:
а) стоимость оборудования, находящегося на реконструкции с полной остановкой
31,23
б) основные фонды полностью амортизированные
42,2
2 Ввод основных производственных фондов в плановом году: в феврале
53,78 в сентябре
29,4
3 Выбытие основных производственных фондов в плановом году: в апреле
7,34 в октябре
1,57 Средняя норма амортизации в %
10
4 Сумма амортизации
82 Среднегодовая стоимость основных фондов определяется по формуле:
ОФср = ОФнач + ОФ1 ∙ К1 / 12 – ОФ2 ∙ (12 – К2) / 12, где ОФнач – стоимость основных фондов на начало года, ОФ1, ОФ2 – стоимость вводимых и выбывающих основных фондов в отчетном году, К1 и К2 – количество полных месяцев, в течении которых вновь введенные и выбывающие основные фонды находились в эксплуатации.
ОФср = (846,42 – 31,23 – 42,2) + 53,78∙ 10/12 + 29,4 ∙ 3/12 – 7,34 ∙ (12 – 4)/12 – 1,57 ∙ (12 – 10)/12 = 820 млн. руб. Сумма амортизации:
820 ∙ 10/100 = 82 млн. руб. Таблица 3. Рассчитать выручку от реализации продукции в планируемом году

Показатели
Вариант 3
1 Остатки готовой продукции на складе на начало планируемого года в отпускных ценах
163,04
2 Товарный выпуск планируемого года в отпускных ценах
4225,8
3 Объем реализации продукции в IV квартале планируемого года в отпускных ценах
1521,288
4 Норма остатков готовой продукции на складе на конец планируемого года (дни).
12 Выручка от реализации продукции в планируемом году в отпускных ценах
4186,04 1. Рассчитаем однодневный объем реализации планового года:
Одн. объем реализации = РПIV / 90, где РПIV − объем реализованной продукции в 4 квартале планового года в отпускных ценах.
Одн. объем реализации = 1521,288/ 90 = 16,9 млн. руб. 2. Остатки готовой продукции на складе на конец планового года в отпускных ценах (ГПк):
ГПк = 16,9 ∙ 12 = 202,8 млн. руб. Баланс товарной продукции имеет вид:
ГПн + ТП = РП + ГПк, где ГПн, ГПк − остатки готовой продукции на складе на начало и конец планового года в отпускных ценах, ТП − товарный выпуск планового года в отпускных ценах, РП − объем реализованной продукции (выручка). Выручка от реализации продукции в планируемом году в отпускных ценах составит:
РП = ГПн + ТП − ГПк = 163,04 + 4225,8 – 202,8 = 4186,04 млн. руб. Таблица 4. Рассчитать прибыль от реализации продукции и общую прибыль предприятия в планируемом году

Показатели
Вариант 3
1 Выручка от реализации продукции в планируемом году в отпускных ценах
4186,04
2 Полная себестоимость реализованной продукции
2546,46
3 Ставка НДС (%)
18
4 Отчисления из выручки по единому нормативу в республиканские и местные бюджетные фонды
В соотв. с законода-ом
5 Прибыль от операционных видов деятельности
157,49
6 Штрафы и пени полученные предприятием за нарушение хозяйственных договоров
6,4 Прибыль от реализации продукции
448,8 Общая прибыль
1058,52 Отчисления из выручки: 1. НДС (18%):
4186,04 ∙ 18/(100 + 18) = 638,55 млн. руб. 2. Единый платеж (3%):
(4186,04 – 638,55) ∙ 3/100 = 106,42 млн. руб. Всего косвенные налоги = 638,55 + 106,42 = 744,97 млн. руб. Прибыль от реализации продукции: Преал = В – КН – С, где В – выручка от реализации продукции, КН – косвенные налоги, С себестоимость.
Преал = 4186,04 – 744,97 – 2546,46 = 894,61 млн. руб. Общая прибыль:
Побщ = Преал + Прибыль от операционных видов
деятельности + Штрафы и пени
Побщ = 894,61 + 157,49 + 6,4 = 1058,5 млн. руб. Таблица 5. Определить прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия и распределить ее на фонды накопления и потребления

Показатели
Вариант 3
1 Общая прибыль
1058,5
2 Сумма налога на недвижимость
36,85
3 Сумма налога на прибыль
277,06
4 Сумма местных налогов, уплачиваемых из прибыли
35,09
5 Отчисления в фонд накопления из прибыли (%)
60
6 Отчисления в фонд потребления из прибыли (%)
40 Сумма фонда накопления
425,7 Сумма фонда потребления
283,8 Чистая прибыль (ЧП):
ЧП = Побщ – Сумма налога на недвижимость – Сумма налога на прибыль – Сумма местных налогов, уплачиваемых из прибыли ЧП = 1058,5 – 36,85 – 277,06 – 35,09 = 709,5 млн. руб. Сумма фонда накопления = 709,5 ∙ 60/100 = 425,7 млн. руб. Сумма фонда потребления = 709,5 ∙ 40/100 = 283,8 млн. руб. Таблица 6. Составить сметы использования фондов накопления и потребления, сгруппировав данные таблицы 6 соответствующим образом

Показатели
Вариант 3
1 Сумма фонда накопления
425,7
2 Сумма фонда потребления
283,8
3 Финансирование капитальных вложений
98,0
4 Финансирование прироста норматива собственных оборотных средств
24,0
5 Материальная помощь работникам
67,0
6 Выплата процентов по долгосрочному кредиту
38,2
7 Осуществление НИОКР
20,45
8 Премирование работников за счет средств специального назначения
63,0
9 Единовременная помощь работникам
87,0
10 Прибыль направляемая на уменьшение суммы долгосрочного кредита
245,05
11 Прибыль направляемая на финансирование социально-культурной сферы
66,8 Смета использования фонда накопления:

Показатели
Вариант 3
1 Сумма фонда накопления
425,7
2 Финансирование капитальных вложений
98,0
3 Финансирование прироста норматива собственных оборотных средств
24,0
4 Выплата процентов по долгосрочному кредиту
38,2
5 Осуществление НИОКР
20,45
6 Прибыль направляемая на уменьшение суммы долгосрочного кредита
245,05 Прибыль, направляемая на уменьшение суммы долгосрочного кредита =
= 425,7– 98,0– 24,0 – 38,2 – 20,45= 245,05 млн. руб. Смета использования фонда потребления:

Показатели
Вариант 3
1 Сумма фонда потребления
283,8
2 Материальная помощь работникам
67,0
3 Премирование работников за счет средств специального назначения
63,0
4 Единовременная помощь работникам
87,0
5 Прибыль направляемая на финансирование социально-культурной сферы
66,8 Прибыль, направляемая на финансирование социально-культурной сферы:
283,8– 67,0– 63,0– 87,0= 66,8 млн. руб. Таблица 7. Определить совокупный норматив оборотных средств предприятия на планируемый год №
Показатели
Вариант 3
1 Норматив оборотных средств по вспомогательным материалам
15,0
2 Норматив оборотных средств по незавершенному производству
40,2
3 Норматив оборотных средств по готовой продукции
67,8
4 Данные для определения норматива оборотных средств по сырью и материалам
а) Расход сырья на производство в IV квартале отчетного года
315,0
б) Длительность документооборота (дни)
9
в) Среднее время транспортировки сырья и материалов к потребителю (дни)
20
г) Технологический запас (дни)
5
д) Длительность средневзвешенного интервала между поставками (дни)
36
е) Подготовительный запас (дни)
3 Норматив оборотных средств по сырью и материалам
161 Совокупный норматив в целом по предприятию
284 Норматив текущего запаса данного вида материала (Зт) равен произведению среднесуточного его по­требления (а) на половину интервала поставок в днях (И):
Зт = а ∙ И ∙ 0,5 Среднесуточное по­требление сырья (а) = 315 / 90 = 3,5 млн. руб.
Зт = 3,5 ∙ 36 ∙ 0,5 = 63 млн. руб. Норматив страхо­вого запаса (Зс) принимается в размере 50 % от норматива текущего запаса (Зт).
Зс = 0,5 ∙ 63 = 31,5 млн. руб. Транспортный запас учитывает длительность пребывания оп­лаченных грузов в пути. Норматив транспортного запаса (Зтр) определяется по формуле:
3тр = а (В1 − В2) где В1 - время нахождения материала в пути, дни; В2 – время оборота платежных документов, дни.
3тр = 3,5 ∙ (20 – 9) = 38,5 млн. руб. Технологический запас (Зтех) равен:
Зтех = 3,5 ∙ 5 = 17,5 млн. руб. Подготовительный запас (Зпод) равен:
Зп = 3,5 ∙ 3 = 10,5 млн. руб. Норматив оборотных средств по сырью и материалам:
ОСс.и м. = Зт + Зс + 3тр + Зтех + Зпод =
= 63 + 31,5 + 38,5 + 17,5 + 10,5 = 161 млн. руб. Совокупный норматив в целом по предприятию =
= 15 + 40,2 + 67,8 + 161 = 284 млн. руб. Таблица 8. Определить прирост норматива оборотных средств предприятия в планируемом году и источники его финансирования

Показатели
Вариант 3
1 Норматив оборотных средств на начало отчетного года
230
2 Норматив оборотных средств на начало планируемого года
284 Прирост норматива оборотных средств в планируемом году
54
3 Прибыль на финансирование норматива оборотных средств в планируемом году
66,8
4 Прирост кредиторской задолженности
30 Итоговая сумма источников
96,8 Прирост норматива оборотных средств в планируемом году =
= 284 – 230 = 54 млн. руб. Итоговая сумма источников = 66,8 + 30 = 96,8 млн. руб. Таблица 9. Определить источники финансирования капитальных вложений на плановый год.

Показатели
Вариант 3
I Объем капитальных вложений
940,0
II Источники покрытия капитальных вложений:
1 Амортизационные отчисления от балансовой стоимости основных производственных фондов
82
2 Прибыль, используемая на финансирование капитальных вложений
98
3 Средства юридических лиц, поступающие в порядке долевого участия в деятельности предприятия
201
4 Сумма долгосрочного кредита
559 Сумма долгосрочного кредита = 940 – 82 – 98 – 201 = 559 млн. руб. Таблица 10. На основании проведенных расчетов составить финансовый план предприятия по указанной форме

Финансовый план

Показатели
Вариант 3
I Доходы и поступления Общая прибыль
1058,5 Амортизационные отчисления от балансовой стоимости основных производственных фондов
82 Средства юридических лиц, поступающие в порядке долевого участия в деятельности предприятия
201 Долгосрочные кредиты на капвложения
559 Прирост кредиторской задолженности
30 Итого доходов и поступлений
1930,5
II
Расходы и отчисления Финансирование капитальных вложений
940,0 Финансирование пророста норматива оборотных средств
54 Выплата процентов по долгосрочному кредиту
38,2 Осуществление НИОКР
20,45 Материальная помощь работникам
67 Прибыль направляемая на уменьшение суммы долгосрочного кредита
245,05 Единовременная помощь работникам
87 Премирование работников за счет средств специального назначения
63 Прибыль, направляемая на финансирование социально-культурной сферы
66,8 Итого расходов и отчислений
1581,5
III
Платежи в бюджет Налог на недвижимость
36,85 Налог на прибыль
277,06 Другие налоги из прибыли
35,09 Итого платежей в бюджет
349
IV
Ассигнование из бюджета Итого ассигнований из бюджета
- Проверка: 1581,5 + 349 = 1930,5 млн. руб.
Список литературы
1. Дробышевский Н. П. «Бухгалтерский учет в строительстве». Учебное пособие. Мн: 2006 г. 2. Финансы предприятий. Под ред. Заяц Н.Е., Василевской Т.И. Мн.: Выш. шк., 2005. 3. Семенов В.М., Набиев Р.А., Асейнов Р.С. Финансы предприятий: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2006. 4. Финансы и кредит: учеб. пособие / под. ред. Плотницкого М.И. Мн.: Мисанта, 2005. 5. Экономика предприятия. Под ред. Ильина А.И., Волкова В.Г. М.: Новое знание, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономико-географическая характеристика страны на примере Испании
Реферат Администрация Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Реферат Fiber Optics Essay Research Paper ThesisSome of
Реферат Бенгальская лисица
Реферат Тройственная интервенция
Реферат Организация государственной власти в Республике Президент Республи
Реферат Правові та організаційні проблеми формування підрозділів протидії корупції в органах Державної п
Реферат Кавказ, Балтика, Белое море и Камчатка
Реферат Мораль и экология
Реферат Кактусы 2
Реферат Антропогенные загрязнения окружающей среды г.Севастополя
Реферат Функции религии в жизни общества
Реферат Цветовая лексика в стихотворном сборнике МЦветаевой Лебединый стан
Реферат Фолклендская лисица
Реферат Содержание, задачи и методы финансового планирования на предприятии