Реферат по предмету "Финансы"


Государственное кредитование внешнеэкономической деятельности

Содержание Введение 1. Экономическая сущность государственного кредита в сфере международных экономических отношений 1.1 Сущность и функции государственного кредита 1.2 Формы государственного кредита 1.3 Управление государственным кредитом
2. Анализ государственного кредитования развивающихся стран 2.1 Международное финансирование и кредитование развивающихся стран 2.2 Основные формы кредитования развивающихся стран 2.3 Государственные финансы в странах Центральной и Восточной Европы: потребность в повышении качества управления 3. Развитие кредитования внешнеэкономической деятельности в России 3.1 Система управления внешнеэкономической деятельностью в РФ 3.2 Основные формы кредитования ВЭД в России 3.3 Необходимость кредитования внешнеторговой деятельности в РФ Заключение Список использованной литературы
Введение Государственный кредит и его регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. Проводимая в последние годы политика бюджетного профицита помогла снизить остроту долговой проблемы. Однако государственный долг в настоящее время остается одной из наиболее острых проблем, сдерживающих социально-экономический рост страны. Государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности. Особое значение в современных условиях приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности. Одним из таких источников, наряду с налогами и иными доходами, являются государственные заимствования. Государственные заимствования являются важнейшим инструментом экономической политики государства, формирующим государственный долг. Государственное кредитование также активно используется в качестве инструмента регулирования экономики с целью поддержания тех или иных отраслей экономики, регионов, в некоторых случаях отдельных социально значимых предприятий и фирм. Использование международного кредита носит политический характер и служит обеспечению экономических и политических интересов России в современном мире. В этой связи необходимость рассмотрения и анализа государственного кредитования, которое оказывает непосредственное влияние на экономическое развитие страны, имеет важное значение. Важнейшим вопросом в исследуемой сфере остается вопрос управления государственным кредитом. В современный период, когда у Российской Федерации сохраняется государственный долг не вызывает сомнений, что он нуждается в организации, упорядочении, регулировании со стороны государства в целях поддержания его объема на безопасном для государства уровне, обеспечения исполнения обязательств в полном объеме, а также оптимизации стоимости обслуживания государственного долга. Не до конца решенными остаются вопросы субъектного состава управления госкредитом, а именно в сфере разграничения компетенции, ответственности за осуществляемые действия между государственными органами и специализированными кредитными организациями. Осуществление финансовой деятельности государства в сфере привлечения заимствований, предоставления государственных кредитов, а также осуществления управления долговым процессом вызвало необходимость разграничения в рамках государственного кредита категорий «государственный долг», «государственное кредитование», «управление государственным кредитом». Объектом данной работы являются теоретические и практические вопросы функционирования государственного кредита в целом, а предметом государственное кредитование развивающихся стран. Целью данной курсовой работы является анализ и обоснование тенденции формирования государственного кредита, оценка необходимости кредитования внешнеторговой деятельности. Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо раскрыть понятие, сущность, функции государственного кредита, изучить и проанализировать формы государственного кредитования в Российской Федерации, управление государственным кредитом, а также изучить опыт иностранных государств в сфере государственного кредитования.


1. Экономическая сущность государственного кредита в сфере международных экономических отношений
1.1 Сущность и функции государственного кредита Кредит - предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений [13]. Возникновение кредита связано непосредственно со сферой обмена, где владельцы товаров противостоят друг другу как собственники, готовые вступить в экономические отношения. Возможность возникновения и развития кредита связаны с кругооборотом и оборотом капитала. В процессе движения основного и оборотного капитала происходит высвобождение ресурсов. Средства труда используются в процессе производства длительное время, их стоимость переносится на стоимость готовой продукции частями. Постепенные восстановление стоимости основного капитала в денежной форме приводит к тому, что высвобождающиеся денежные средства оседают на счетах предприятий. Вместе с тем на другом полюсе возникает потребность в замене изношенных средств труда и достаточно крупных единовременных затратах. Аналогичные по своему характеру процессы происходят и в движении оборотного капитала. Более того, здесь колебания в кругообороте и обороте проявляют себя более разнообразно. Так, в силу сезонности производства, неравномерных поставок и другого происходит несовпадение времени создания и обращения продукции. У одних субъектов появляется временный избыток средств, у других - их недостаток. Это создаёт возможность возникновения кредитных отношений, то есть кредит разрешает относительное противоречие между временным оседанием средств и необходимостью, их использования в хозяйстве. Кредитные отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы стихийно складывались еще на первом этапе развития кредита, а в дальнейшем нашли прямое отражение в общегосударственном и ме- ждународном кредитном законодательствах. Возвратность кредита
Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком. Он находит свое практическое выражение в погашении конкретной ссуды путем перечисления соответствующей суммы денежных средств на счет предоставившей ее кредитной организации (или иного кредитора), что обеспечивает возобновляемость кредитных ресурсов банка как необходимого условия продолжения его уставной деятельности.
Срочность кредита Он отражает необходимость его возврата не в любое приемлемое для заемщика время, а в точно определенный срок, зафиксированный в кредитном договоре или заменяющем его документе. Нарушение указанного условия является для кредитора достаточным основанием для применения к заемщику экономических санкций в форме увеличения взимаемого процента, а при дальнейшей отсрочке (в нашей стране — свыше трех месяцев) — предъявления финансовых требований в судебном порядке. Частичным исключением из этого правила являются так называемые онкольные ссуды, срок погашения которых в кредитном договоре изначально не определяется. Платность кредита. Ссудный процент. Этот принцип выражает необходимость не только прямого возврата заемщиком полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование. Экономическая сущность платы за кредит отражается в фактическом распределении дополнительно полученной за счет его использования прибыли между заемщиком и кредитором. Практическое выражение рассматриваемый принцип находит в процессе установления величины банковского процента, выполняющего три основные функции: o перераспределение части прибыли юридических и дохода физических лиц; o регулирование производства и обращения путем распределения ссудных ка - питалов на отраслевом, межотраслевом и международном уровнях; o на кризисных этапах развития экономики — антиинфляционную защиту денежных накоплений клиентов банка. При рассмотрении вопроса размера платы за кредит, банки должны учитывать следующие факторы: - ставка рефинансирования ЦБ РФ; - средняя процентная ставка привлечения (ставка привлечения межбанковских кредитов или ставка, уплачиваемая банком по депозитам различного вида); - структура кредитных ресурсов (чем выше доля привлеченных средств, тем дороже должен быть кредит); - спрос на кредит со стороны потенциальных заемщиков (чем меньше спрос, тем дешевле кредит); - срок, на который испрашивается кредит, вид кредита, а точнее степень его риска для банка в зависимости от обеспечения; - стабильность денежного обращения в стране (чем выше темп инфляции, тем дороже должна быть плата за кредит, т.к. у банка повышается риск потерять свои ресурсы из-за обесценивания денег). Обеспеченность кредита Этот принцип выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств и находит практическое выражение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или под финансовые гарантии. Особенно актуален в период общей экономической нестабильности, например, в отечественных условиях. Дифференцированность кредитования Этот принцип означает, что коммерческие банки не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита своим клиентам, претендующим на его получение. Ссуда должна предоставляться только тем, кто в состоянии его своевременно вернуть. Поэтому дифференциация кредитования должна осуществляться на основе показателей кредитования, под которыми понимается финансовое состояние предприятия, дающее уверенность в способности и готовности заемщика возвратить кредит в обусловленный договором срок. Эти качества потенциальных заемщиков оцениваются посредством анализа их баланса на ликвидность, обеспеченность хозяйства собственными источниками, уровень рентабельности на текущий момент и в перспективе. Степень кредитоспособности (или уровень кредитоспособности) клиента является показателем индивидуального или частного кредитного риска для банка, связанного с конкретным клиентом, конкретной ссудой, выданной клиенту. Место и роль кредита в экономической системе общества определяются также прежде всего выполняемыми им функциями. Перераспределительная функция В условиях рыночной экономики рынок ссудных капиталов выступает в качестве своеобразного насоса, откачивающего временно свободные финансовые ресурсы из одних сфер хозяйственной деятельности и направляющего их в другие, обеспечивающие, в частности, более высокую прибыль. Ориентируясь на дифференцированный ее уровень в различных отраслях или регионах, кредит выступает в роли стихийного макрорегулятора экономики, обеспечивая. удовлетворение потребностей динамично развивающихся объектов приложения капитала в дополнительных финансовых ресурсах. Однако в некоторых случаях практическая реализация указанной функции может способствовать углублению диспропорций в структуре рынка, что наиболее наглядно проявилось в России на стадии перехода к рыночной экономике, где перелив капиталов из сферы производства в сферу обращения принял угрожающий характер, в том числе с помощью кредитных организаций. Именно поэтому одна из важнейших задач государственного регулирования кредитной системы — рациональное определение экономических приоритетов и стимулирование привлечения кредитных ресурсов в те отрасли или регионы, ускоренное развитие которых объективно необходимо с позиции национальных интересов, а не исключительно текущей выгоды отдельных субъектов хозяйствования. Экономия издержек обращения Практическая реализация этой функции непосредственно вытекает из экономи- ческой сущности кредита, источником которого выступают в том числе финан- совые ресурсы, временно высвобождающиеся в процессе кругооборота промышленного и торгового капиталов. Временной разрыв между поступлением и расходованием денежных средств субъектов хозяйствования может определить не только избыток, но и недостаток финансовых ресурсов. Именно поэтому столь широкое распространение получили ссуды на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств, используемые практически всеми категориями заемщиков и обеспечивающие существенное ускорение оборачиваемости капитала, а следовательно, и экономию общих издержек обращения. Ускорение концентрации капитала Процесс концентрации капитала является необходимым условием стабильности развития экономики и приоритетной целью любого субъекта хозяйствования. Реальную помощь в решении этой задачи оказывают заемные средства, позволяющие существенно расширить масштаб производства (или иной хозяйственной операции) и, таким образом, обеспечить дополнительную массу прибыли. Даже с учетом необходимости выделения части ее для расчета с кредитором привлечение кредитных ресурсов более оправдано, чем ориентация исключительно на собственные средства. Следует, однако, отметить, что на стадии экономического спада (и тем более в условиях перехода к рыночной экономике) дороговизна этих ресурсов не позволяет активно использовать их для решения задачи ускорения концентрации капитала в большинстве сфер хозяйственной деятельности. Тем не менее, рассматриваемая функция даже в отечественных условиях обеспечила определенный положительный эффект, позволив существенно ускорить процесс обеспечения финансовыми ресурсами отсутствующих или крайне неразвитых в период плановой экономики сфер деятельности.
Обслуживание товарооборота В процессе реализации этой функции кредит активно воздействует на ускорение не только товарного, но и денежного обращения, вытесняя из него, в частности, наличные деньги. Вводя в сферу денежного обращения такие инструменты, как векселя, чеки, кредитные карточки и т.д., он обеспечивает замену наличных расчетов безналичными операциями, что упрощает и ускоряет механизм экономических отношений на внутреннем и международном рынках. Наиболее активную, роль в решении этой задачи играют коммерческий кредит как необходимый элемент современных отношений товарообмена.
Ускорение научно-технического прогресса В послевоенные годы научно-технический прогресс стал определяющим фактором экономического развития любого государства и отдельного субъекта хозяйствования. Наиболее наглядно роль кредита в его ускорении может быть отслежена на примере процесса финансирования деятельности научно-технических организаций, спецификой которых всегда являлся больший, чем в других отраслях, временной разрыв между первоначальным вложением капитала и реализацией готовой продукции. Именно поэтому нормальное функционирование большинства научных центров (за исключением находящихся на бюджетном финансировании) немыслимо без использования кредитных ресурсов. Столь же необходим кредит и для осуществления инновационных процессов в форме непосредственного внедрения в производство научных разработок и технологий, затраты на которые первоначально финансируются предприятиями, в том числе и за счет целевых средне - и долгосрочных ссуд банка. Итак, кредит - это экономические отношения, возникающие между кредитором и заемщиком по поводу стоимости, предаваемой во временное пользование. В условиях рыночной экономики кредит выполняет следующие функции: а) аккумуляция временно свободных денежных средств; б) перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата; в) создание кредитных орудий обращения (банкнот и казначейских билетов) и кредитных операций; г) регулирование объема совокупного денежного оборота.
1.2 Формы государственного кредита При осуществлении внешнеэкономической деятельности в большинстве случаев возникает потребность в кредитных ресурсах. С точки зрения российских предпринимателей, эта потребность носит в целом односторонний характер, поскольку именно им, как правило, необходимы дополнительные средства, а не зарубежным партнерам. Кредитование внешнеэкономической деятельности в России, как и в других странах осуществляется в различных формах. Классификацию кредита традиционно принято осуществлять по нескольким базовым признакам. К важнейшим из них относятся категория кредитора и заемщика, а так же форма, в которой предоставляется конкретная ссуда. Исходя из этого, следует выделить следующие достаточно самостоятельные формы кредита, каждая из которых, в свою очередь, распадается на несколько разновидностей по более детализированным классификационным параметрам. Государственный кредит Особое место занимает кредит, получаемый государствами путем выпуска займов. Поскольку государственные займы размещаются через банки, государственный кредит переплетается с банковским. Причина роста государственного кредита - дефицитность бюджетов государств, ставшая в современных условиях хронической. Для покрытия бюджетных дефицитов государства прибегают к выпуску займов. Характерная черта государственного кредита — непроизводительное использование государством мобилизованных путем займов средств. Эти средства расходуются в основном на содержание чиновничьего аппарата, армии, а также на экономические и социальные цели. Временно давая государству дополнительные доходы, займы, в конечном счете, влекут за собой рост государственных расходов, так как по ним выплачиваются проценты и погашения. Для выплат по займам государство повышает налоги с населения, и в первую очередь с трудящихся. Сумма процентных платежей по государственным займам растет вместе с разбуханием государственных долгов. Средства для уплаты процентов по займам черпаются главным образом из сумм, полученных за счет налогового обложения трудящихся. Основным получателем этих процентов являются крупные банки, сосредоточившие в своих руках подавляющую часть облигаций займов. Государственный кредит подразделяется на долгосрочный и краткосрочный. Первый выражается в выпуске государственных займов, подлежащих погашению по истечении многих лет, второй — в выпуске казначейских векселей, подлежащих погашению через один или несколько месяцев. Банки извлекают выгоды из государственных займов не только потому, что присваивают проценты по ним, но и потому, что значительную часть средств, полученных путем выпуска займов, капиталистические государства затрачивают на предоставление корпорациям высокоприбыльных заказов. Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный) государственный долг [1 с. 168]. Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. В то же время международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими достижениями, необходимость оказания финансовой помощи иностранным государствам обуславливают развитие международного государственного кредита, то есть осуществление государственно-кредитных отношений в иностранной валюте. Внутренний государственный кредит Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: - государственные займы; - обращение части вкладов населения в государственные займы; - заимствование средств общегосударственного ссудного фонда; Государственные займы Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке. Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами цен- ных бумаг – облигациями и казначейскими обязательствами (векселями). Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты). Облигация имеет номинальную стоимость – обозначенную сумму долга – и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу. Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях: – наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;
– доверие кредиторов государству; – заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству; – возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход. Источниками погашения государственных займов могут выступать: – доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;
– дополнительные поступления от налогов; – экономия средств от сокращения расходов; – эмиссия денег; – привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга). Обращение части вкладов населения в государственные займы Посредником в этой операции выступает уполномоченный коммерческий банк, который передает средства без ведома реальных владельцев через покупку особо ценных бумаг - сберегательных сертификатов, казначейских обязательств и др. В качестве примера можно привести Сберегательный банк РФ.; Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда ЦБ РФ предоставляет часть своих кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства, не опосредуя операцию покупкой государственных ценных бумаг; Целевые бюджетные кредиты являются источниками финансирования отраслевых программ инвестиционного характера, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств предприятий и др. Бюджетные кредиты предусматриваются в бюджете на текущий год. Но поскольку их выделение связано с финансированием мероприятий долгосрочного характера, то возникает необходимость в преемственности программ кредитования на протяжении нескольких финансовых лет. Государственная гарантия- способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование – гарант дает письменное обязательство отвечать полностью ил частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства пред третьими лицами. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственно гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Гарант, исполнивший обязательства получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения в полном объеме сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии. Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в национальной валюте и верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в иностранной валюте. Общая сумма, предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств включается в состав государственного долга РФ как вид долгового обязательства. Законом о федеральном бюджете утверждаются гарантии, выдаваемые отдельному субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу. Государственные гарантии РФ предоставляются Правительством РФ. Государс- твенные гарантии субъектов РФ и муниципальные гарантии предоставляются субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. Государственные гарантии за счет средств Бюджета развития РФ являются поручительством Правительства РФ и предоставляются российским инвесторам на конкурсной основе под заемные средства для реализации инвестиционных проектов. Основные цели предоставления государственных гарантий — стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств инвесторов для развития российской экономики по ключевым направлениям. К рассмотрению принимаются инвестиционные проекты претендентов, имеющих устойчивое финансовое положение и способных вернуть кредит с начисленными на него процентами и срок и в полном объеме. Проекты должны иметь положительную величину чистого дисконтированного дохода в расчетный период, определяемую путем сложения за все годы дисконтированных показателей чистой прибыли и амортизации и вычитания из полученной суммы объема инвестиций, предназначенных на реализацию данного проекта. Критерием отбора инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки служит величина дохода, который получит государство в результате реализации проекта. Принятые к рассмотрению проекты ранжируются в соответствии с показателем бюджетной эффективности. Этот показатель определяется как отношение суммы дисконтированной величины налоговых поступлений и обязательных платежей к размеру государственной гарантии. Размер государственных гарантий, выдаваемых кредиторам, составляет до 40% от фактически предоставляемых ими средств для реализации конкретного инвестиционного проекта. Внешний государственный кредит Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму внешних государственных займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
1.3 Управление государственным кредитом Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком ишироком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны. Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокийгосударственный долг характерны на современном этапе для большинствапромышленно развитых государств. В результате кредитной экспансиигосударства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления США и стран Европейского Союза как одна из наиболее актуальных задач. Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимаетсясовокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещениюдолговых обязательств государства, регулированию рынка государственныхценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга,предоставлению ссуд и гарантий. В процессе управления государственным кредитом решаются следующиезадачи: - минимизация стоимости долга для заемщика; - недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
Государственные долговые обязательства, обращающиеся на фондовом рынке, подвержены тем же процессам, что и прочие ценные бумаги, и их курс не совпадает с их номинальной стоимостью. Номинальная стоимость облигаций — это цена, обоз­наченная на ценной бумаге и удостоверяющая, что она представляет определенный капитал, используемый ее эмитентом. Эта сумма включа­ется в долг территориальной единицы, выпустившей долговые обязательства, и выплачивается держателям в момент их погашения.
Курсом называется рыночная цена ценной бумаги, т.е. та цена, по которой она покупается и продается на фондовом рынке. Под воздействием многочисленных факторов курс отклоняется вверх или вниз от номинала. Резкие колебания курса свидетельствуют о нестабильности рынка и могут привести к его нарушению. Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возла­гается совместно на Министерство финансов. Специфика категории государственного кредита определяет и особенности опе-ративного управления им. Обычно оно возлагается совместно на Министерствофинансов и Центральный Банк. Управление государственным долгом должно обеспечивать: 1. эффективное использование мобилизованных средств и кон­троль за целевым использованием выделенных кредитов; 2. обеспечение своевременного возврата кредитов; 3. максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.
2. Анализ государственного кредитования развивающихся стран.
2.1 Международное финансирование и кредитование развивающихся стран Развивающиеся страны при всем своем разнообразии характеризуются определенными сущностными чертами, позволяющими рассматривать их как более или менее единую группу с определенными однотипными или совпадающими интересами в области экономики и политики. Выделяют следующие признаки: - зависимое положение в системе мирового капиталистического хозяйства, нахождение в системе производственных отношений мирового капитализма; - переходной характер внутренних социально-экономических структур, производственных отношений в целом; - низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности, сельского хозяйства, производственной и социальной инфрастуктуры. Низкий экономический уровень развивающихся стран основывается на низкой производительности, когда преобладает ручной труд, слабая машинизация индустриального и сельскохозяйственного труда. Отсюда и колоссальный разрыв в эффективности труда. Экономическая зависимость развивающихся стран от развитых стран проявляется прежде всего в том, что развитые страны являются "чистыми" экспортерами капитала в развивающиеся страны, тогда как развивающиеся страны являются, по существу, их должниками. Во внешней торговле экономическая зависимость проявляется не только в общей асимметрии экспорта и импорта, но прежде всего в товарной структуре этих составных. В экспорте развивающихся стран в основном преобладают сырье и полуфабрикаты. Экономическая зависимость развивающихся стран, как и экономическая отсталость, имеет свои конкретные проявления. Во-первых, молодые освободившиеся страны находятся в непосредственной зависимости от реализации своей сырьевой продукции на мировых рынках. Во-вторых, в экономике большинства этих стран ключевые позиции занимает иностранный капитал. Сама по себе экономическая отсталость препятствует преодолению экономической зависимости от цивилизованного гражданского общества и современного предпринимательства. Значительную часть иностранных ресурсов эти страны получают в форме льготных кредитов и безвозвратных субсидий. Отбор стран, которые могут претендовать на льготные кредиты и субсидии, осуществляется преимущественно в зависимости от уровня экономического развития. Наибольшими льготами пользуется категория наименее развитых стран, и, наоборот, кредитование динамично развивающихся новых индустриальных стран по своим условиям в гораздо меньшей степени отличается от кредитования западных заемщиков. Однако льготные кредиты им также предоставляются исходя из политических и военно-стратегических мотивов. Не существует универсальной системы международного кредитования разнородных развивающихся государств. Для каждой страны формируется механизм международного кредитования в зависимости от уровня ее развития. экономической конъюнктуры (особенно платежеспособности). отношений с ведущими странами-донорами и международными валютно-кредитными и финансовыми институтами. репутации на мировом рынке ссудных капиталов и т.п. Современная мировая кредитная система адаптирована к специфическим условиям развивающихся стран, интегрированных в мировое хозяйство. Это относится не только к официальному (двухстороннему и многостороннему) кредитованию и субсидированию, но и кредитам частных банков. Основную массу кредитов и субсидий развивающиеся страны получают непосредственно от промышленно развитых стран. Международных валютно-кредитных и финансовых институтов, где главными донорами являются развитые государства. а также на мировом рынке ссудных капиталов. По этому международное кредитование развивающихся стран сводится преимущественно к отношениям между центром и периферией мирового хозяйства. Лишь небольшая часть международных кредитов и субсидий предоставляется в рамках взаимного сотрудничества развивающихся стран. Некоторое развитие получили также кредитные отношения развивающихся стран с государствами, входившими ранее в СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи.)

2.2 Основные формы кредитования развивающихся стран В таблице 2.1 представлена сложившаяся структура внешнего кре­дитования и финансирования развивающихся стран [6 с. 54]. Однако эта система под вилянием внутренних и внешних факторов находится в постоянном движении. В связи с этим можно выделить следу­ющие периоды. Таблица 2.1 ПОТОКИ ДОЛГОСРОЧНЫХ ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ*
2003
2005 млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу Всего 111,9 100 354,3 100 I. «Официальное финансирование развития» 60,2 53,7 53,2 15,0 в том числе: 1) субсидии 24,7 22,0 29,3 8,2 2) кредиты 35,5 31,7 23,9 6,7 из них: а) двухсторонние 17,3 15,4 7,8 2,2 6) многосторонние 18,2 16,2 16,1 4,5 II. Частные ресурсы 51,7 46,2 301,1 84,9 в том числе: 1) кредиты коммерческих банков 5,7 5,0 52,1 14,7 2) облигации 3,2 2,8 78,9 22,2 3) прочие долговые обяза­тельства (включая экс­портные кредиты) 12,0 10,72 10,0 2,8 4) портфельные инвести­ции в акции 4,2 3,7 41,5 11,7 5) прямые инвестиции 26,6 23,7 118,6 33,4 * Данные представлены по показателю нетто-потоков (валовые потоки минус погашение основной суммы долга). Первый период — с момента окончания второй мировой войны до середины 50-х годов. В то время мировой рынок ссудных капиталов был дезорганизован. Основным источником кредитова­ния как развивающихся, так и развитых стран были официальные ресурсы. Структура притока внешних ресурсов в развивающиеся страны включала: 63% — официальные кредиты и субсидии, 28% — прямые инвестиции, 8% — частные кредиты. Приток ресурсов в эти страны был крайне ограничен. Большое значение при их распределении играли политические интересы стран-до­норов.
Второй период — с середины 50-х годов до начала 70-х годов. Наиболее характерная его черта — быстрый рост потока офици­альных ресурсов, вначале преимущественно на двухсторонней, а затем и на многосторонней основе. Преобладание официальных ресурсов в финансовых потоках придавало системе устойчивость. Кризисы платежеспособности имели локальный характер и проис­ходили нечасто. Третий период — с начала 70-х годов до августа 1982 г., т.е. до вспышки глобального долгового кризиса. Основные черты его — уменьшение потока официальных ресурсов и резкий рост банковс­кого кредитования. На рынке синдицированных кредитов доля развивающихся стран достигала 1/2. Сложившейся в то время системе кредитных отношений была присуща большая гибкость в отличие от предшествующей системы, основанной на официаль­ных ресурсах, привлечение которых обставлено множеством пре­пон. Однако усилилась зависимость многих стран, привлекавших в больших размерах банковские кредиты, от конъюнктуры миро­вого рынка ссудных капиталов. Однако далеко не все страны по отмеченным выше причинам наладили прочные связи с междуна­родными банками. Четвертый период — с августа 1982 г. до начала 90-х годов. Характеризуется резким сокращением притока частных ресурсов, особенно банковских кредитов. Доля последних в общем притоке ресурсов в 1980 г. достигла 38%, а в 1990 г. упала до 3%, а доля всех частных ресурсов уменьшилась соответственно с 65 до 40%. К концу 80-х годов чистый приток ресурсов в развивающиеся страны в неизменных ценах сократился почти в два раза. В центре внимания международных финансовых и других институтов нахо­дилась проблема долгового кризиса, который принял глобальный характер. Формы кредитования развивающихся стран в основном определяются схемой, принятой Комитетом содействия развитию стран, входящих в организацию по экономическому сотрудничеству и развитию [24]. КСР координирует кредитную политику ведущих стран-доноров и кредиторов в отношении развивающихся стран. Это организация осуществляет сбор и публикацию статистических данных по международному кредитованию развивающихся стран. Классификация кредитов и субсидий развивающимся странам I. Официальное финансирование развития (ОФР). 1.Официальная помощь развитию (ОПР), в том числе двухсторонняя и многосторонняя. 2.Прочее ОФР, в том числе двухстороннее и многостороннее. II. Экспортные кредиты. III. Частные кредиты и субсидии. 1.Международное банковское кредитование. 2.Эмиссия ценных бумаг. 3.Безвозмездные субсидии неправительственных организаций. Рассмотрим некоторые формы. Официальное финансирование развития - ссуды и субсидии, предоставляемые на основе двусторонних государственных соглашений (двустороннее финансирование) или международными институтами (многостороннее финансирование). Получатели этих средств - развивающиеся страны и государства с переходной экономикой. Большая часть ресурсов выделяется либо на безвозвратной основе (субсидии), либо на льготных условиях. Этот вид финансирования называется «официальная помощь развитию» (ОПР). Термины «официальное финансирование развития» и «официальная помощь развитию» были введены в употребление Комитетом содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который координирует стратегию помощи, обобщает статистические и иные материалы, публикует их. Комитет относит к ОПР субсидии и кредиты, имеющие грант-элемент (элемент субсидии) не ниже 25%. Данный показатель рассчитывается с учетом стоимости кредита, его срока и льготного периода. Двухсторонняя ОПР - специфический финансово-кредитный механизм перераспределения ресурсов в мировом масштабе. сложившийся в послевоенный период и цементирующий отношения между центром и периферией мирового хозяйства. Это финансирование не связано с состоянием мирового рынка ссудных капиталов, поскольку средства поступают из государственных бюджетов. При выделении их правительства и парламенты руководствуются преимущественно не коммерческими, а социально-экономическими, политическими и военно-стратегическими соображениями. Однако они реализуется в рамках общей стратегии Запада, которая разрабатывается Комитетом содействия развитию при ОЭСР. Принципы распределения ОПР являются объектом противоречий между странами-донорами и получателями (реципиентами). ОПР оказывает не однозначное, но в целом позитивное воздействие на социально-экономические процессы в развивающихся странах, способствуя преодолению экономической отсталости и смягчению. Важную роль в ОФР на многосторонней основе играет группа МБРР, которая с 60-х годов кредитует только развивающиеся страны, выступая как посредник между ними и мировым рынком ссудных капиталов. МБРР, пользуясь высокой репутацией, размещает свои ценные бумаги на мировом финансовом рынке. выплачивая примерно по 7% годовых, и взимает по своим кредитам 5%, т.е. меньше, чем частные международные банки. Но для беднейших развивающихся стран такие кредиты дороги, и они не осуществляют заимствование в МБРР. Основная задача МБРР - кредитование конкретных объектов (обычно инфраструктуры). которые тщательно отбираются и проходят серьезную экспертизу. При этом МБРР берет на себя только расходы в конвертируемых валютах, а затраты в местной валюте несет кредитуемая страна. С 1980 г. МБРР стал предоставлять кредиты на структурную адаптацию под программы экономических реформ, направленные на стимулирование частного предпринимательства, рыночных отношений, адаптации к мировому хозяйству. Эти перемены во многих развивающихся странах протекают болезненно и не всегда успешно. Экспортные кредиты Экспортные кредиты - кредиты, предоставляемые фирмами-экспортёрами, банками или правительствами иностранным предприятиям и государствам в целях закупки последними товаров в стране-кредиторе [13]. При капитализме экпортному кредиту содействует товарный экспорт, он служит орудием борьбы за внешние рынки сбыта и тем самым за поддержание или ускорение темпов развития национальной экономики, низким уровнем доходов. Экспортные кредиты выступают в двух основных формах: "кредит поставщика" (экспортная фирма - покупателю) и "кредит покупателю, или финансовый кредит" (кредитный институт страны-экспортёра - иностранному покупателю). Первая форма характерна для краткосрочных кредитов (с отсрочкой платежа на 2-6, реже 9-12 месяцев), предоставляемых по процентным текущим ставкам денежного рынка в основном в сфере торговли сырьевыми и потребительскими товарами. Краткосрочные экспортные кредиты составляют большую по объёму часть экспортного кредита. В форме "кредита покупателю" выступают главным образом средне- (от 5 лет, во Франции - до 7 лет) и долгосрочные кредиты, с помощью которых финансируется торговля машинами и оборудованием. При краткосрочных экспортных кредитах государство выдаёт гарантии по кредитам, которые делают переводные векселя "первоклассными" бумагами, переучитываемыми банками по низким ставкам. При предоставлении средне- и долгосрочных экспортных кредитов государство может участвовать в кредитовании сделки, гарантировании или страховании кредита, а также покрывать разницу между рыночными процентными ставками и более низкими ставками по экспортному кредиту.
Для развивающихся государств наибольшее значение имеют долгосрочные синдицированные банковские кредиты. Однако в связи с интеграцией развивающихся рынков в мировой ры­нок значительно возросли потоки краткосрочных кредитов [10]. Таблица 2.2
Международное кредитование развивающихся стран
(млрд долл.)
2000
2003
2005 Долгосрочные кредиты Краткосрочные кредиты
+157,3
+64,7
+343,3
+115,8
+389,3
+128,4 Всего
+222,0
+459,1
+517,7 Развивающиеся страны, не обремененные большим внешним долгом, начали про­цесс независимого развития. Однако затем произошло быстрое наращивание его, поскольку, форсируя экономическое развитие, многие страны были вынуждены прибегать к крупным внешним заимствованиям. Соответственно росли также платежи по обслу­живанию долга. Самые крупные должники Мексика, Китай, Индия, Индонезия, Аргентина. Приведенные данные (как и данные табл. 2.3) включают только долг по банковским кредитам и ссудам официальных институтов [18 с.145]. Статистика, которая отражала бы весь долг зарубежным кредиторам, включая долговые инструменты, размещенные на мировых рынках, и ценные бумаги по внутреннему долгу, приобретенные нерезидентами, отсутствует. Таблица 2.3 Внешний долг развивающихся стран и платежи его по обслуживанию (млрд долл.)
Годы
Внешний долг
Платежи по обслуживанию долга
В том числе проценты
1960
2
-
-
1970
66
9
2
1980
603
85
48
1990
1443
148
70
2001
2171
269
103
2005
3047
470
138 К наиболее крупным должникам относятся государства, об­ладающие высоким экономическим потенциалом. Поэтому раз­мер внешнего долга мало о чем свиде- тельствует. Для оценки платежеспособности необходимо иметь представление об эконо­мической ситуации в стране, которая в конечном итоге определяет платежеспособность. Решающее значение имеет достигнутый уро­вень экономического развития, измеряемый объемом ВВП в аб­солютном выражении и в расчете на душу населения. Но посколь­ку платежи по обслуживанию долга осуществляются обычно в иностранной валюте, то страны с развитым экспортным сек­тором экономики находятся в лучшем положении. Степень уча­стия страны в международном разделении труда определяется экспортной квотой (соотношением экспорта с ВВП). Платежес­пособность зависит от темпа роста ВВП и экспорта. Если они превышают темп увеличения внешнего долга, то платежеспособ­ность страны будет укрепляться даже при быстром росте долга. Кризисы платежеспособности имеют тяжелые социально-эко­номические последствия. Свертывается производство, сокращают­ся капиталовложения, падает жизненный уровень населения. Ста­билизация и структурная перестройка, необходимые для выхода из кризиса, вынуждают проводить непопулярные меры, которые не­редко сопровождаются социально-политическими потрясениями.
2.3 Государственные финансы в странах Центральной и Восточной Европы: потребность в повышении качества управления
Общая оценка качества управления в Центральной и Восточной Европе Среди основных факторов, сдерживающих рост кредитоспособности региональных и местных органов власти (РМОВ) в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), нередко отмечается низкое качество управления. Усилия РМОВ по повышению качества управления операциями и финансами могут самым непосредственным образом привести к повышению кредитоспособности и кредитных рейтингов. В то же время такие кредитные риски, как низкая предсказуемость и негибкость доходов и расходов бюджета, изменения системы межбюджетных отношений, экономическая концентрация, наоборот, находятся за пределами сферы влияния РМОВ. Хотя средний уровень квалификации администраций РМОВ в регионе ЦВЕ за последние 10 лет повысился, качество управления еще не соответствует лучшим международным стандартам. Такое положение объясняется как внешними, так и внутренними факторами. Внешние факторы - это, в частности, низкая финансовая предсказуемость в связи с проводимыми реформами, медленные темпы разработки национальных стандартов бухгалтерского учета, небольшая степень свободы в управлении доходной и расходной частями бюджета. Внутренние факторы связаны с низким уровнем подотчетности администрации. В результате четко определенные финансовые приоритеты, долгосрочное финансовое планирование, методы упреждающего управления долгом, применение учета по методу начислений и аудита финансовой отчетности, полная управленческая, информационная и операционная прозрачность, надлежащая система сдержек и противовесов до сих остаются "привилегией" небольшого числа центрально- и восточноевропейских РМОВ. Органы власти в ЦВЕ существенно различаются по качеству управления. Во-первых, это объясняется необходимостью соответствовать более высоким стандартам в новых странах Европейского союза (ЕС). Во-вторых, качество управления зависит от открытости РМОВ. Регионы и города, которые стремятся как привлечь прямые инвестиции, так и выпустить долговые обязательства, должны приложить определенные усилия для того, чтобы повысить прозрачность и качество долгосрочного планирования. Улучшение показателей задолженности и ликвидности Одним из важнейших критериев оценки кредитоспособности администрации является ее способность обеспечивать контроль над уровнем долговой нагрузки. Наличие надежных систем управления рисками повышает вероятность того, что РМОВ выдержит внешние потрясения и удержит свою задолженность на умеренном уровне.
Наиболее активные эмитенты долговых обязательств в странах ЦВЕ, стремящи- еся соответствовать жестким требованиям своих кредиторов, уже достигли неплохого уровня управления долгом. У многих РМОВ в странах ЦВЕ неэффективность управления долгом связана с их нежеланием разумно решить проблему спорных долгов, а также с кредитной культурой, которая остается низкой. Хотя Прага, Татарстан, Ямало-Ненецкий АО разрешили проблему просроченной задолженности, в прошлом они не были достаточно активны в разрешении вопроса о спорных долговых обязательствах. Многих российские регионы не исполнили свои обязательства, а впоследствии боролись за восстановление репутации платежеспособного заемщика и получение доступа к рынкам капитала. Как положительный следует расценивать и тот факт, что российские РМОВ начали вести долговые книги, куда они записывают все свои заимствования, раскрывают сведения о непогашенных обязательствах и всех движениях долга, начиная с 2000 г., когда был введен Бюджетный кодекс. Однако лишь немногие регионы раскрывают ситуацию со своей задолженностью в документах открытого доступа. Лишь города Москва и Санкт-Петербург публикуют сведения об уровне и структуре своих долговых обязательств как минимум раз в квартал. В качестве положительного примера можно упомянуть и город Бухарест, который начал (правда, лишь с 2004 г.) консолидировать и раскрывать движения долга в своей регулярной отчетности.
Качество управления повысится, но разрыв увеличится Под влиянием инвесторов, кредиторов и просто граждан, требующих улучшения прозрачности и более эффективного управления долгом, РМОВ и соответствующие центральные правительства прилагают все больше сил к повышению открытости и качества административной работы. Ожидается, что уровень финансового менеджмента в городах ЦВЕ будет повышаться по мере замедления хода реформ межбюджетных отношений и роста квалификации сотрудников администраций. В России, Украине, Турции и Болгарии, где масштабы административных реформ особенно значительны, этот процесс может протекать немного медленнее. В результате разрыв между наиболее и наименее благополучными с точки зрения качества управления РМОВ в странах ЦВЕ может еще более увеличиться. Это, в свою очередь, может привести к увеличению разрыва в уровнях кредитных рейтингов.
3. Развитие кредитования внешнеэкономической деятельности в России 3.1 Система управления внешнеэкономической деятельностью в РФ Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации. Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия. Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров. На Министерство торговли возложены такие регулирующие функции: · выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами ; · разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики; · осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров; · сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД; · координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами; · осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД. Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в от- ношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями [20]. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций. За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и на межгосударственном уровне, в странах Европейского сообщества. Прежде всего это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции. При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами. В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю, тем не менее высшие государственные законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы по регулированию торговли, ратифицируют государственные договоры. Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран.
3.2 Основные формы кредитования ВЭД в России Международная торговля всегда была связана с кредитом вследствие несовпа- дения во времени и неодинаковой продолжи­тельности процесса производства и обращения различных това­ров, а также стремления экспортера повысить конкурентоспо­собность своих товаров за счет предоставления импортерам более при- емлемых условий платежа. Неизмеримо возросли масштабы и формы кредитования ВЭД в современных условиях. Виды кредитов во внешней торговле. Кредиты, применяемые во внешней торговле, можно класси­фицировать по нескольким главным признакам, характеризу­ющим отдельные стороны кредитных отношений [18].
В зависимости от того, кто выступает в качестве кредитора, различают кредиты: - частные, предоставляемые главным образом фирмами и банками, значительно реже посредниками (брокерами); - правительственные, предоставляемые, как правило, госу­дарственными специализированными кредитными учреждени­ями;
- смешанные, в которых вместе с государством участвуют частные структуры; - кредиты международных и региональных банков и других кредитных и валютно-финансовых организаций, таких как группа всемирного банка, МВФ, ЕБРР и др. Наиболее распространенной формой международного креди­та являются частные экспортные кредиты, которые, в свою очередь, принято подразделять на коммерческие (их еще назы­вают фирменными кредитами или кредитами поставщиков), предоставляемые иностранным покупателям непосредственно экспортерами, а также прямые банковские кредиты (их часто называют кредитами покупателю), которые предоставляются банком страны экспортера непосредственно импортеру или его банку. С другой стороны, фирменные кредиты можно подразде­лить на кредиты, финансирующие внешнеторговую операцию в период от заключения контракта до отгрузки товара (так называемые покупательские авансы) и в период после поставки товара до получения платежа (рассрочка платежа). Товарные и валютные кредиты. Еще одно подразделение кредитов во внешней торговле зависит от вида (формы, а иногда говорят «наполнения») их предоставления: товарные кредиты предоставляются в основном экспортерами своим покупателям; валютные кредиты предоставляются банками в денежной фор­ме: в национальной или иностранной валюте. Обеспеченные и необеспеченные кредиты. Кредитование ВЭД осуществляется в основном против передачи должником обеспечения: товаров, товарораспорядительных документов, других коммерческих документов, а также ценных бумаг, векселей, недвижимости, прочих ценностей. Залог товара для получения кредита осуществляется в трех основных формах: твердый залог, при котором определенная товарная масса закладывается в пользу банка; залог товара в обороте, при котором учитывается остаток товара соответствующего ассортимента на определенную сумму, залог товара в обороте, когда из заложенного товара можно изготавливать изделия, но передавая их в залог банку. Необеспеченный, бланковый кредит выдается под обязательство должника погасить его в определенный срок. Кредиты наличные, акцентные и другие. С точки зрения техники предоставления различают: - наличные кредиты, когда предоставляемые средства зачисляются на счет должника в его распоряжение; - акцептные кредиты, которые предоставляются в форме акцепта тратты импортером, чаще банком, что облегчает учет тратты в банке заемщика; - облигационные займы, которые широко используются при привлечении средств на долгосрочной основе; - консорциальные кредиты, широко практиковавшиеся в 70-80-х гг., позволяющие заемщику мобилизовать особо крупные суммы на длительный срок, поскольку кредитором выступает не один банк, а несколько – консорциум.

3.3 Необходимость кредитования внешнеторговой деятельности в РФ Кредит играет важную роль в развитии международ­ного товарооборота. Создавая дополнительный спрос на рынке со стороны заемщиков, он способствует увеличе­нию объемов мировой торговли.Условия кредитования экспорта являют- ся важным фактором конкурентной борь­бы отдельных фирм и государств за рын ки сбыта. Особенно активно кредитование внешней торговли стало развиваться в послевоенный период. С начала 60-х годов экспортный кредит стал нормой международной торговли многими видами товаров, и в первую очередь маши­нами и оборудованием. По некоторым оценкам, долгосроч­ный международный кредит в той или иной форме обслу­живает в настоящее время до 80 % экспорта машин и оборудования. В последние годы во внешней торговле России существенно возросло значение кредита, т. е. предоставление заемных средств в денежной или товарной форме на условиях срочности, возвратности и платности для осуществления внешнеторговых сделок или для содействия экспорту и импорту товаров. Под воздействием жесточайшей конкуренции фирмы вынуждены ограничивать минимальными размерами основной капитал и максимально ускорять оборачиваемость средств, мобилизуемых для осуществления их деятельности. В целях повышения эффективности вложенного капитала (получения максимального дохода на вложенный капитал) производственные и внешнеторговые предприятия и организации широко используют возможности кредитования своей деятельности. И это позволяет им формировать их оборотный капитал за счет кредитов, получаемых под залог проданных товаров на весь период их продвижения от продавца к покупателю и до завершения расчетов между ними. Это, в свою очередь, дает возможности получать соответствующую долю прибыли банкам, участвующим в мобилизации временно свободного капитала на денежном рынке этих стран. В качестве кредиторов внешнеторговой сделки могут выступать экспортеры, импортеры, банки и другие кредитно - финансовые организации, а также государство. На практике, однако, финансирование внешнеторговых сделок прямо или косвенно осуществляется коммерческими банками, а экспортер (или импортер) выступает в качестве инициатора и ответственного лица за своевременное погашение кредита и связанных с этим расходов. На международном рынке ссудных капиталов выработаны практикой определенные обычаи в оформлении и порядке исполнения кредитных операций. Любая выходящая на внешний рынок организация должна использовать существующие организационные формы кредитования экспорта (или импорта) при формировании условий внешнеторговой сделки. Так, в современных условиях фирменный кредит является преимущественной формой кредитования внешнеторговой деятельности и в зарубежной практике, и в России. Поскольку поиск источников финансирования для российских предпринимателей является главной проблемой, то и процессы кредитования представляют большой интерес в предпринимательской практике. Знание процесса кредитования (виды кредита, этапы и условия его предоставления) как для продавцов, так и для покупателей является ключевым моментом для осуществления экспортно-импортных операций. Для экспортера коммерческая выгода кредитования поставок товара определяется, во-первых, тем, насколько это способствует увеличению сбыта его товаров, а во-вторых, стоимостью экспортных кредитов и возможностью покрыть расходы по кредитованию из выручки за проданный товар. Для импортеров же довольно частый и приемлемый вариант внешнеторговой сделки - сочетание покупки за наличные и в кредит. Кредиты, применяемые во внешнеторговой практике, можно классифицировать по нескольким главным признакам и видам, характеризующим отдельные аспекты кредитных отношений сторон: объектам кредита (валютные и товарные), кредиторам (фирменные, банковские, брокерские, правительственные, предоставляемые международными валютно-финансовыми организациями), срокам кредитования (долго-, средне- и краткосрочные), целевому назначению (на завершение производства экспортного товара, хранение, складирование и т.д.), условиям реализации (наличные или акцептные), способу предоставления
(выдача аванса, отсрочка или рассрочка платежа), способу обеспечения (обес- печенные и бланковые) и т.д.
Заключение В результате проведенного исследования государственного кредитования ВЭД получены следующие выводы: политика проводимая в нашей стране на данный момент, направленная на развитие и совершенствование кредитной системы, является не достаточно эффективной. На сегодняшний день кредитная политика в России слабо стимулирует развитие экономики. В основном выдаются краткосрочные кредиты на проведение торгово-посреднических операций.
Кредит способен оказывать активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег. Вызывая к жизни различные формы кредитных денег, он может обеспечить в период перехода России к рынку создание базы для ускоренного развития безналичных расчетов, внедрения их новых способов. Все это будет способствовать экономии издержек обращения и повышению эффективности общественного воспроизводства в целом. Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление фермерских хозяйств, предприятий малого бизнеса, внедрение других видов предпринимательской деятельности на внутригосударственном и внешнем экономическом пространстве. Кредитная система, в первую очередь, представлена банковским, коммерческим, государственным и международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования. Реализуют и организуют эти отношения специализированные учреждения, образующие кредитную систему во втором (институциональном) понимании. Ведущим звеном институциональной структуры кредитной системы являются банки. Кредитование во внешнеэкономической деятельности России может преследовать следующие цели: - активизация российского экспорта и импорта - стабилизация экономического положения в стране - расширение рынков сбыта - устранение каких-либо препятствий на пути развития российского рынка С точки зрения государственных целей, развитие сферы экспортно-импортных операций и объем внешнеторговых сделок непосредственно влияют на насыщен- ность российского товарного рынка и приток иностранной валюты в страну. Необходимо уделять большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние страны в значительной мере зависит от состояния кредитной системы. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере. Необходимо проводить реформу всей кредитной системы, направленную на развитие в нашей стане новых форм кредитов, таких как потребительский, коммерческий, различные формы аренды, в частности лизинг. В настоящее время кредит обслуживает большинство видов внешнеэкономических связей - внешнюю торговлю, обмен услугами, зарубежную инвестиционную деятельность, производственные и научно-технические связи и т.д. Особенности государственного кредита: 1) Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-нибудь ее доход. 2) На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива. 3) Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок. Так, Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (№ 3877 – 1 от 13 ноября 1992 г.) предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Кредит играет специфическую роль в экономике: он не только обеспечивает не- прерывность производства, но и ускоряет его.
Список использованной литературы 1. Бабич А.М. Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник для ВУЗов. М.: ЮНИТИ. 2002г. 2. Балацкий Е., Свистунов В. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки. // Мировая экономика №5, 2004г. 3. Белозеров С.А. Финансы в вопросах и ответах. Проспект. 2007г. 4. Вешкин Ю.Г. Банковские системы международных стран. Экономистъ. 2004г. 5. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. – М.: ЮНИТИ. 2002г. 6. Гончарова О. «Торговые барьеры на пути к свободной международной торговле // Российский экономический журнал №8. 2002г. 7. Дьякова М.Л. Финансы и кредит. КНОРУС. 2007г. 8. Загладин Н. Новый мировой беспорядок и внешняя политика России. // Мировая экономика и международные отношения. - №1, 2001. 9. Звонова Е.А. Международное внешнее финансирование в современной экономике. Экономика. 2002г. 10. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х частях. Часть 2. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. Учебное пособие для ВУЗов. - Международные отношения. 2001г. 11. Кириченко В. Государственный долг. //Российский экономический журнал.-№12, 2006г. 12. Котелкин С.В. Международная финансовая система. Экономистъ. 2004г. 13. Красавина Л. Н. Международные финансовые и валютно-кредитные отношения. Финансы и статистика. 2001г. 14. Лапуста М.Г. Современный финансово-кредитный словарь. – М.: ИНФРА-М. 2004г. 15. Мовсесян А.Г. Международные валютно-кредитные отношения. – М.: ИНФРА-М. 2005г. 16. Никулина О.В. Развитие банковской деятельности. Учебное пособие. Про- свещение – ЮГ. Краснодар 2006г. 17. Никулина О.В. Развитие деятельности всемирного банка в системе междуна- родных экономических отношений. Научное издание. Просвещение-ЮГ. Краснодар 2006г. 18. Покровская В. Организация и регулирование ВЭД. Учебник. – М.: 2001г. 19. Рубинская Э. Управление внешнеэкономической деятельностью. – М.: Контур, 2001г. 20. Свиридов О.Ю. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие. МарТ. 2007г. 21. Стровский Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Учебник. – М.: 2002г. 22. Шкваря Л.В. Мировая экономика в схемах и таблицах. - М; 2005г. 23. Шмелев В.В. Международные банковские расчеты. МГИМО. 2006г. 24. Шмырева А.И. Международные валютно-кредитные отношения. ПИТЕР. 2002г. 25. Шумилов В. М. Международное финансовое право. Международные отношения. 2005г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.