АВТАРКИЯ (от греч. autarkeia — самоудовлетворение), создание замкнутого хозяйства в рамках отдельной страны, полная независимость (киники).
АГНОСТИЦИЗМ, сомнение в познаваемости мира.
АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia — ценность и .логия), учение о духовных ценностях (добро, зло, красота, смерть).
АНТИСЦИЕНТИЗМ (от греч. anti- — противи лат. scientia — наука), абсолютизация роли философии в системе культуры, в духовной жизни общества.
АПАТИЯ (от греч. apatheia — бесстрастие), одно из основных понятий этики стоицизма, полная свобода души от страстей и аффектов. Выдвинуто Стилпоном (мегарская школа), развито стоиком Зеноном из Китиона, Эпиктетом.
АПЕЙРОН (греч. apeiron — бесконечное, беспредельное), термин древнегреческой философии; у ранних философов — свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев — синоним материи. Анализ понятия дан Аристотелем в «Физике».
АПРИОРИ (от лат. apriori — из предшествующего), понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) — условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.
АРХЕ, космический воздух. (Анаксимен, Мелецкая школа).
АСКЕТИЗМ (от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике философских школ (напр., киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.).
АТЕРОКСИЯ, невозмутимость состояния духа, соблюдение природной меры.
ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas — воля; термин введен Ф. Теннисом в 1883), направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у Шопенгауэра.
ГИЛОЗОИЗМ (от греч. hyle — материя и zoe — жизнь), философское учение о всеобщей одушевленности материи; термин введен в 17 в. Р. Кедвортом. Гилозоизм характерен для ранней древнегреческой философии (ионийская школа, Эмпедокл), отчасти стоицизма, для натурфилософии эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно, Т. Парацельс), ряда французских материалистов 18 в., в т. ч. Д. Дидро, натурфилософской школы Ф. Шеллинга и др.
ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis — познание и .логия), учение о познании.
ГНОСТИЦИЗМ, полное признание познаваемости мира.
ГОМЕОМЕРИЯ (греч. homoiomereia, от homoios — подобный и meros — часть), термин древнегреческой философии. Гомеомеричными или подобочастными Аристотель называл качественно однородные вещества, у которых любые части подобны по своим свойствам друг другу и целому (напр., органические ткани, металлы, однородные минералы и т. п.).
ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio — выведение), вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия.
ДЕИЗМ (от лат. deus — бог), религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума (см. Естественная религия). Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в 17-18 вв.
ДИАЛЕКТИКА [от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления; искусство спора (Сократ), метод мышления, противоположный метафизике (Гегель).
ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал — духа и материи.
ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. idea — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно.
ИНДИВИДУАЛИЗМ, тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу. Индивидуализм включает широкий диапазон ориентаций — от принципов свободного развития личности до эгоизма и анархического нигилизма.
ИНДУКТИВНАЯ ЛОГИКА, логика индукции, совокупность теорий, в которых изучаются выводы из посылок, необходимых, но недостаточных для логической дедукции, а также математические критерии для степени оправдания следствий из таких посылок
КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение), термин «Поэтики» Аристотеля, очищение духа при помощи «страха и сострадания» как цель трагедии. Понятие катарсиса имело многочисленные толкования.
КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria — высказывание; признак), в философии — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания (материя и сознание, пространство и время, причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность, и др.).
ЛОГОС (греч. logos), одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»). Введено Гераклитом : логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня.
МАЙЕПТИКА, рождение истины. Термин ввел Сократ.
МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis — вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление — свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы.
МЕТАФИЗИКА (греч. meta ta qysica . букв. то, что после физики), философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия; учение о развитии (ученики Гегеля, XXв.), способ мышления, противоположный диалектике (Гегель, XIXв.).
МЕТОДОЛОГИЯ (от метод и .логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности;
МИРОВОЗЗРЕНИЕ (миросозерцание) (дел на материализм, идеализм и дуализм), система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
МИРООЩУЩЕНИЕ (этика, религия и эстетика), эмоционально-психическая сторона мировоззрения.
МИФОЛОГИЯ (от греч. mythos — предание, сказание и .логия), это донаучный и дофилософский способ освоения мира.
НИГИЛИЗМ, отрицание бытия.
НУС (греч. nus — ум, мысль, разум), одно из центральных понятий древнегреческой философии, дух, разум, смысл, мысль. Учение о нусе как мироустрояющем принципе было сформулировано Анаксагором.
ОНТОЛОГИЯ (от греч. on, род. п. ontos — сущее и .логия), раздел философии, учение о бытии.
ПАНЛОГИЗМ (от пан . и логос), идеалистическое воззрение, полагающее основой всего разум (логос) и видящее в мире осуществление разума (предст. Гегель).
РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus — относительный), признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.
РЕФЛЕКСИЯ (от позднелат. reflexio — обращение назад), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
СОЗНАНИЕ. соотнесенность знаний (со-знание), т.е. первичных различий и ориентаций, определяющих многообразные отношения человека к миру, включая отношение к другим и к самому себе, определяемое иерархией первичных различий и ориентаций.
СОЛИПСИЗМ, отрицание познаваемости мира.
СОЦИОМОРФИЗМ (дословно «обществоподобный»), совпадение законов общества и природы.
КОСМОЦЕНТРИЗМ, главный объект философии космос.
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе), объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого. Термин введен Аристотелем.
СЦИЕНТИЗМ (от лат. scientia — наука), абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества.
ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. telos, род. п. teleos — цель и .логия), философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию), которые или устанавливаются Богом (Х. Вольф), или являются внутренними причинами природы (Аристотель, Г. В. Лейбниц).
ФИЛОСОФИЯ – это максимально мыслимый предмет (Аристотель).
ФИЛОСОФИЯ (от фил . и греч. sophia — мудрость), форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека.
ЦИНИЗМ (от греч. kynismos — учение киников), нигилистическое отношение к человеческой культуре и общепринятым правилам нравственности.
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ, учение, признающее постепенное изменение без появления нового
ЭМЕРЖЕНТИЗМ, учение, признающее скачкообразное развитие без подготовительных этапов.
ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. entelecheia — завершение, осуществленность), понятие философии Аристотеля, означающее осуществление какой-либо возможности бытия (см. Акт и потенция), а также движущий фактор этого осуществления (напр., душа как энтелехия тела), и выражающее единство четырех основных принципов бытия: формы и материи, действующей причины, цели.
ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей.
ЭТИКА (греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.