Реферат по предмету "Философия"


Общественно-философские взгляды Жусупа Баласагына

Оглавление. Название Введение 1.Поэма «Кутадгу Билиг» как выражение общественно- политических взглядов.
2. Круг мировоззренческих проблем «Кутадгу Билиг». 3. Проблема познания. 4. Справедливый правитель в «Благодатном Знании». 5. Нравственное воспитание людей. Заключение Список использованной литературы.


Введение. Несомненно, Юсуф Баласагуни – это крупнейший мыслитель прошлых веков, сыгравший значительную роль в развитии философской мысли средневековых тюркских народов, в частности кыргызского. Он был не только талантливым деятелем в области литературы и языка, но и выдающимся философам, видным ученым своей эпохи. В творческом наследии Юсуфа Баласагуни нашли свое отражение история развития тюркских племен, проблемы семьи, государства, права, морали, исто­рия международных отношений. В них глубокие раздумья мыслителей о явлениях природы, о жизни общества, челове­ка, о разуме, нравственности людей. Анализ его творений свидетельствует о том, что Юсуф Баласагуни был привержен реалистической традиции: ему свой­ственны желание понять сущность различных явлений и про­цессов действительности, глубокое уважение человеческого разума, достижений передовой культуры и образования, стрем­ление связать теорию и практику и рационально обосновать возможность разрешения социальных проблем, характерных для общества того времени. Изучению наследия Юсуфа Баласагуни и Махмуда Кашга­ри посвящен ряд работ историков, литературоведов и языко­ведов. Определенный вклад в исследование трудов мысли­телей внесли также философы. В этой связи следует выде­лить труды таких ученых, как А.А. Алтмышбаев, А.И. Нарынбаев, O.K. Козубаев и другие. Юсуф Баласагуни был одним из видных просветителей своего времени, неутомимым проповедником реалистических идей. Его жизнь прошла в основном в культурных центрах Караханидского каганата - Баласагуне (он был расположен вблизи нынешнего города Токмок) и Кашгаре. Там он получил образование, приобретя глубокие знания по математике, аст­рономии, медицине, арабо-персидской литературе, теории риф­мы, истории и географии. Был высокообразованным челове­ком в области философии. Исследуя идейное содержание на­следия мыслителя, можно убедиться в осведомленности его о трудах аль-Фараби, Бируни, Ибн Сины (Авиценны), об их мировоззрении вообще, философских взглядах в частности, а также через их работы - о трудах таких представителей древнегреческой философии, как Арасту (Аристотель).
I. Поэма «Кутадгу Билиг» как выражение общественно-философских вглядов.
Поэма «Благодатное знание» - выдающееся произведение ранней тюркоязычной литературы (11 век). По жанру труд Юсуфа Баласагуни относится к широко распространенным на Востоке сочинениям назидательно-дидкатического характера, произведениям этико-моралистической направленности. «Кутадгу Билиг» написано в жанре месневи, т.е. стихами, каждый из которых состоит из двух полустиший, рифмующихся между собой. Такие стихи в арабской литературе называются бейтами, (арабск. bajt – дом). Общее число бейтов в «Благодатном знании» - 6645 в основной части сочинения и 77 в стихотворном предисловии. Все описанное в «Благодатном знании» зиждется на основах ортодаксального ислама и морально-правственных предписаниях шариата – свода уложений, регклировавших юридические и морально-этические отношения мусульман. Поэма Юсуфа Баласагуни "Кутадгу билиг" ("Благодатное знание") как этико-дидактическое произведение представляет собой один из крупнейших тюркоязычных памятников светской литературы восточного средневековья. Она написана на тюрк­ском языке в форме назидания для государей. В ней подни­маются не только социально-этические, но и многие философ­ские проблемы, характерные для духовных исканий мыслите­лей средневековья. В связи с этим А.Н. Кононов справедливо отмечал: «При всей своей моралистической направленности "Кутадгу билиг" не является и не может считаться, как иногда ка этом настаивают, книгой сухих этико-дидактических на­ставлений и поучений. Это - философское произведение, в котором анализируются смысл и значение человека в обще­стве». Аналогичную мысль высказал А. Эркебаев: «В поэти­ческих текстах "Дивана" обнаруживается не только мусуль­манское восприятие мира, но и более глубокое, более фунда­ментальное осмысление бытия, которое впоследствии прокла­дывает путь к философскому контексту "Кутадгу билиг" Ю. Баласагунского ». Конечно, религия, в частности суфизм, как религиозное течение, сыграла большую роль в формировании философ­ской мысли Юсуфа Баласагуни. Поэтому его раздумья о ми­роздании, морали, судьбе человека не отличались последова­тельностью: реалистические элементы в них причудливо пе­реплетались с идеалистическими, утопическими. Однако поэму "Кутадгу билиг" не следует рассматривать как произведение, оторванное от реальной жизни. Юсуф Бала­сагуни попытался в основном с реалистических позиций ос­мыслить вопросы государственного управления, политики, смысла жизни человека, научно подойти к проблемам матема­тики, астрономии. Мыслитель в своей поэме широко и раци­онально использовал народную мудрость, тюркский фольклор, пословицы, поговорки, крылатые слова. В своей этике Юсуф нередко проповедует мораль именно земного человека, прав­диво описывает его переживания, призывает стремиться к счастью.
II. Круг мировоззренческих
проблем «Кутадгу Билиг». Круг мировоззренческих проблем, затрагиваемых в поэме "Кутадгу билиг", чрезвычайно широк и разнообразен. Это преж­де всего вопросы бытия, мышления, смысла жизни, смерти и бессмертия, происхождения Вселенной, ее устройства. Они рассматривались мыслителем через понятия "бог" и "мир", которые в философии мусульманского средневековья тракто­вались как теологически ориентированная и философски ори­ентированная тенденции. Понятие бога в творчестве Юсуфа Баласагуни не иден­тично мусульманскому пониманию бога, согласно которому он, как абсолютный феномен, выступает противоположностью сотворенному им же самим миру. По утверждению мыслите­ля, бог - весь мир, все окружающее его бытие, и сам он является частью этого мира. Бог - субстанция. Он выступает в качестве безличной первопричины мира: Он создал веленьем своим все земное, Зажег над вселенной он солнце с луною. Вертящийся он сотворил небосвод, Оот века свершающий круговорот.
Одни звезды в небе подобны узорам, Другие - высоты обходят дозором. Высоко и низко - тьма звездных огней, Одни из них ярче, иные - темней. Юсуф Баласагуни рассматривает бога в неразрывной связи с сотворенным им миром вещей. Это приводит его к пантеиз­му, "растворяющему" творца в его творениях, отождествляю­щему бога с природой. Бог есть первопричина действительно­сти и занимает определяющую роль в существовании и чере­довании всего сущего.
Юсуф в своей поэме акцентирует внимание на единстве бога и человека. По его мнению, человек создан богом со всеми его желаниями и потребностями, удовлетворение кото­рых естественно и закономерно. Если для некоторых суфий­ских мыслителей мирские заботы - лишь ненужная трата времени, суета, отвлекающая человека от его истинного пред­назначения - служения богу, то по Юсуфу Баласагуни - чело­век служит богу не отрешенностью от мира, не уходом от земных проблем, а добрыми делами во благо ближнего. Истинно праведная жизнь ценится тогда, когда она не для себя, не в собственном спасении, а для людей, т.е. смысл жизни - в подвижничестве на благо людей: Не тот - человек, кто себя лишь блюдет, А тот, кто о людях исполнен забот. И добрый не тот - кто избрал тихий кров, А тот - кто с людьми и помочь им готов. Во многих местах поэмы сугубо теоретическая проблема смысла жизни увязывается с проблемой смерти и бессмер­тия. Подход к ней также существенно отличается от ее рели­гиозно-провиден циалистской интерпретации. Для мыслителя жизнь отдельного человека имеет конец, тогда как жизнь вообще бесконечна. Человек смертен, но имя бессмертно. А "чье имя бессмертно, тот сам бесконечен", - утверждает он. Анализ идейного содержания поэмы "Кутадгу билиг" пока­зывает, что в ней большое место занимают проблемы космо­логического характера. Проявляя хорошую осведомленность в вопросах естествознания своего времени, Юсуф Баласагуни, в контексте проблем человеческого бытия, размышлял о стро­ении Вселенной, о движении небесных сфер, Земли, об окру­жающей действительности, о человеческом теле. И в связи с этим высказывал мысли рационалистического характера. Так, рассуждения мыслителя о небесных сферах восхо­дят к геоцентрической космологии античных ученых, в частно­сти к птолемеевской картине мира2. Однако "соглашаясь с многими положениями древнегреческих ученых, он в то же время подверг сомнению утверждение Птолемея, что небес­ные тела движутся в одной плоскости . Поэт выдвигает кон­цепцию: звезды находятся от земли на различном расстоя­нии; земля шарообразна и вращается вокруг своей оси". К этой же реалистической традиции античности восходят и его размышления о материальной структуре мира и человеческо­го тела. Для него весь мир, в том числе живые существа, состоят из следующих элементов: из огня, воды, воздуха и земли, т.е. из тепла и холода, влажного и сухого4. И человек, как живое существо, состоит из них. Таким образом, мысли­тель выражал идею о материальном единстве мира. Проявляя свою приверженность к реалистической мысли восточного перипатетизма, к научным представлениям о мире и человеке, Юсуф Баласагуни утверждал, что мир безграни­чен, бытие едино, оно объективно и не зависит от человеческого индивидуума. Человек существует в мире, природе. От других конкретных вещей и частиц природы человек отли­чается тем, что он - самое совершенное и ценное существо, обладающее способностью мыслить и познавать. Согласно Юсуфу Баласагуни, единый в своей взаимосвя­зи мир не статичен, он находится в вечном изменении, в постоянном движении. Однако время предшествует всякому движению и изменению. Все существующие явления причинно обусловленны и относятся к области возможного, бытия. Не­обходимо сущим является только бог, который создал мир. Стихийно-диалектические представления мыслителя об измен­чивости жизни человека и жизни вообще ярко проявляются, например, в следующих его размышлениях: Где взлет - там паденье, Где высь - там закат. Где радость - там горе, Где сладость - там яд1. Таким образом, по мнению поэта, все переходит в свою противоположность. Разрешение диалектического противоре­чия действительности всегда приводит к изменению и движе­нию как в материальном мире, так и в духовной жизни обще­ства.
III. Проблема познания. Особое место в философских раздумьях Юсуфа Баласа­гуни занимает проблема познания - его природа, неисчерпае­мость и бесконечность. В гносеологическом аспекте анализ поэмы "Кутадгу билиг" показывает, что гуманное отношение к человеку, стремление связать его с природой и хотя бы несколько улучшить его положение является исходным пунк­том теории познания мыслителя. Он утверждал, что действи­тельность содержит в себе неисчислимые богатства и являет­ся наличным, реальным, достоверным источником благ чело­века. Она может дарить человеку настоящее счастье. Сущ­ность человека - в познании: В науке - все благо, в познаниях - величье, Наука и разум - основа всех дел. Несомненно, философские размышления Юсуфа Баласагуни о процессе познания непосредственно вытекают из тео­рии познания восточных перипатетиков. Впрочем, в самом названии поэмы "Кутадгу билиг" ("Благодатное знание") уже декларирован основной принцип гносеологии восточного пери­патетизма - тождественности познания и добродетели. Конечно, значительное влияние на теорию познания Юсуфа Баласагуни оказал суфизм. Однако мыслитель в своей гносеологии вышел за его рамки. Особенно показательно в этом отношении его мнение о правильном, объективном ото­бражении действительности. В этом он видел одну из основ­ных задач познавательного процесса. Для него природа по­лезна именно в том виде, в каком она существует. Он пытал­ся объяснить необходимость тесной связи человека с реаль­ной действительностью, использования богатств природы для создания счастливой жизни на земле. Юсуф Баласагуни является также сторонником идеи о возможности и необходимости познания окружающего мира во всем его многообразии. Познание законов бытия должно сопровождать деятельную жизнь человека. Признание позна­ваемости мира лежит в основе его гносеологической теории и поэтому естественно стремление "познать загадки семи­ярусного неба"1. В этом отношении поэт-мыслитель близок к теориям познания представителей школы Ибн Сины, утверж­давших, "что рациональным путем можно познать все без исключения, начиная от сущности и причины ощущаемых, конкретных вещей до сущности самого высшего порядка и причины самой последней инстанции"2. Вера в силу человеческого разума, в способности челове­ка познать все многообразие мира находилась в противоре­чии с ортодоксальным исламом, который принижал роль разу­ма в угоду вере. Юсуф Баласагуни в своих философских воззрениях не ставит никаких границ человеческому разуму, его способности проникать в сущность вещей. Познание действительности окружающего мира, по его мнению, представ­ляет собой неисчерпаемый и бесконечный процесс:
Познание - море без края и дна, как воду не черпай, она не уйдет! Конечно, названные выше гносеологические идеи Юсу фа Баласагуни, проникнутые глубоким гуманизмом, были высоко-прогрессивны для его эпохи. Однако в силу исторических условий они страдают известной непоследовательностью и ограниченностью. Процесс познания у Юсуфа носит в основ­ном иррациональный характер, т.е. он понимал его метафизи­чески, лишь как прямое, непосредственное отражение пред­метов и явлений в сознании человека. Весь процесс познания сводится мыслителем к простому количественному накопле­нию знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
Вместе с тем Юсуф Баласагуни выдвигал мысль о реша­ющей роли познания в жизни людей, был сторонником воз­можности и необходимости познания объективной реальности. Его идеи о способности человека к познанию окружающего мира во всем его многообразии в условиях средневековья являлись принципиально смелыми, ибо высшая оценка значе­ния разума, в противовес всяким попыткам его дискредита­ции, была прогрессивным явлением. Конечно, поэма "Кутадгу билиг" - прежде всего этико-дидактическое произведение. Поэтому в ней наиболее обсто­ятельно раскрыты этические проблемы. Их особенности зак­лючаются в том, что основные понятия морали персонифици­рованы в образах главных героев поэмы: Кюн-тогды-элик (Солнцем рожденный правитель) -символ справедливости, Аи Толды (Полнолуние) -символ счастья, Огдулмыш (Восхвален­ный) - символ разума и Огдурмыш (Пробужденный) - символ Довольства и благополучия. Таким образом, «Баласагуни выч­леняет важнейшие этические категории, делает попытку сис­тематизировать кардинальные добродетели, соотнося их с остальными этическими понятиями. Подобно четырем элемен­там Вселенной, Юсуф в "социальном космосе" также выделяет четыре "первоначала , т.е. человеческие ценности, кото­рые организуют и цементируют человеческое общежитие». При оценке названных этических добродетелей Юсуфа Баласагуни, которые не только имеют отношение к этике, но и связаны с общефилософскими вопросами бытия, существо­вания и жизни человека, следует иметь в виду следующие обстоятельства. Как отмечалось выше, во времена мыслите­ля - времена безраздельного господства религиозной идеоло­гии - религиозная мораль стремилась регламентировать все области жизни, вплоть до семейных отношений. Не могла она не наложить отпечаток и на мировоззрение самого мыслителя. Этим и следует объяснить, что в целом ряде нравоучитель­ных высказываний Юсуфа Баласагуни встречаем проповедь неизбежности судьбы, отказа от мирских благ и т.п. Однако ни религиозность мыслителя, ни его иррациональные раз­мышления, не могут считаться главными в идейном наследии поэта-мыслителя. Судьбу идейного наследия, в частности эти­ческих воззрений Юсуфа Баласагуни, определяет его гума­низм.
IV. Справедливый правитель в «Благодатном Знании». Как известно, проблема справедливого правителя - цент­ральная для автора поэмы "Кутадгу билиг". Видимо, поэтому понятие "справедливость" составляет абсолютную и объек­тивную основу социально-этического учения Юсуфа Баласагу­ни. Остальные этические понятия являются как бы производ­ными от него, относительными и субъективными по характе­ру. Справедливость в понимании Юсуфа - наилучшая из всех добродетелей, проявляющаяся прежде всего в гуманном от­ношении к человеку. Справедливость - движущая сила разви­тия общества. Общество, основанное на началах справедли­вости, всегда процветает. Свет справедливости - всевидя­щий, всеблагий, под этим светом все в общественной жизни расцветает. Понятие "справедливость" он рассматривает в основном в социальном плане. В этом отношении справедливость пред­полагает исполнение и главой государства, и членами обще­ства своих обязанностей друг перед другом, выполнение каж­дым своего долга, основанного на разделении труда в соответствии с общественным и политическим положением каждо­го. В связи с этим нужно заметить, что размышления Юсуфа Баласагуни на тему справедливости больше всего отражали его идеи о справедливой форме правления. Он был против­ником тиранического образа правления и не раз в открытой или иносказательной форме осуждал произвол и насилие деспотов. Мыслитель утверждал, что справедливость в свет-ско-рационалистической этике - первейшее условие управле­ния государством: Для власти - во всем справедливость основа, И власть лишь по правде жива и здорова. Мыслитель стремился морально воздействовать на пра­вителей, призывая их соблюдать нормы справедливости. Он пытался создать образ справедливого правителя, но его поис­ки в этом направлении закончились изложением его думы об идеальном общественном строе, утопическими размышления­ми об улучшении общественного порядка2. Эти идеи Юсуфа Баласагуни во многом созвучны с основополагающими прин­ципами организации идеального общества Фараби, который видел в моральных качествах правителя гарантию осуществ­ления закона и торжество справедливости3. Конечно, социальное учение Юсуфа Баласагуни в опре­деленной степени выражало интересы того класса, к которо­му принадлежал он сам и к которому была обращена его назидательная поэма. Во многих связанных с жизнью обще­ства концепциях поэта проявились взгляды типичного предста­вителя господствующего класса. При этом Юсуф Баласагуни высказывал прогрессивные взгляды и мысли о совершенство­вании государственной власти, о взаимообусловленности бла­гополучия, процветания страны и мудрости ее правителей. Например, поразительно реалистически звучит его принципиальное положение о зависимости правителей, благополучия страны от материального благополучия подданных. Важное место в этическом учении Юсуфа Баласагуни занимает взгляд на счастье. Счастье, считает мыслитель, до­стижимо для человека многими путями и средствами, в том числе и путем нравственного совершенствования. Счастье человека определяется добротой, правдивостью и честностью общества" в целом, и каждого человека: И счастлив народ при владыке правдимом, И радостен бек при народе счастливом. По мнению мыслителя, счастье изменчиво, оно выступает в качестве недостижимой мечты, подобной вечной неудовлет­воренности человека в поисках гармонии духовного и физи­ческого, небесного и земного. В понятие "изменчивость сча­стья" мыслитель-гуманист вкладывает как философский, так и социальный смысл. Значительное место в своем этическом учении Юсуф Баласагуни отводил знанию. Знание, полагает он, тождественно добродетели, оно - основа всех человеческих успехов. Зна­ние не нуждается в благочестии и несовместимо с человечес­кими пороками. Знание - важный фактор формирования иде­альной личности и общества. Поэтому, лишь обладая зна­ниями, человек способен достичь совершенства. С помощью просвещения можно оздоровить нравственный климат эпохи. Мыслитель пишет: "Кто мудр и учен - благородством велик", "Очнись от неведенья - станешь счастливым". По убеждению Юсуфа Баласагуни, человек, желающий быть счастливым, должен всемерно проявлять живой интерес к знанию, с помощью его использовать и подчинять себе силы природы. Для него знание - важное средство научить человека добродетельным поступкам, оно определяет всечеловечес­кое поведение. Только с помощью знания (т.е. став ученым) человек может подняться до великих людей и оставить после себя доброе имя:
Хочу я, о мудрый, о слове сказать – Ученья и знанья воспеть благодать. Ученьем и знаньем достигнешь высот, И два этих блага приносят почет. Бездумным невеждам неведома честь.
Необходимо отметить, что само понятие "богатство" у Юсуфа отчетливо разделяется на материальные и духовные ценности. По его мнению, настоящее богатство - это богат­ство души, и только духовное богатство облагораживает чело­века и достойно стремления к нему. Материальные блага, рос­кошь, равно как и само желание разбогатеть, по мнению поэта, ведут к нравственному разложению личности. Ок при­зывает людей не соблазняться материальной роскошью брен­ного мира сего, а стремиться к образованию, воспитывать в себе чистые, бескорыстные моральные качества и искренне верит, что таким путем можно избавиться от социальной несправедливости и достичь всеобщего благоденствия. Правы А.И. Нарынбаев и А. Касымов, когда пишут: "Он (Юсуф Баласагуни) считал, что в будущем добродетельном обще­стве все люди, независимо от их общественного положения, будут счастливыми только тогда, когда они пойдут по един­ственно правильному пути - будут совершенствовать образо­вание и осваивать научные знания". По мнению мыслителя, к различным отраслям знаний люди стремятся не ради самих знаний, ценность их измеряется практической направленностью, повышением роли науки в общественной жизни. С полной уверенностью можно сказать, что знание он осознает как необходимое средство для нор­мального функционирования человека и общества в целом.
V. Нравственноевоспитание людей. Безусловно, наиболее ценным в этических воззрениях Юсуфа Баласагуни являются его размышления над пробле­мами нравственного воспитания людей. При этом особое вни­мание он обращает на воспитание молодежи, ее нравствен­ное формирование. По мнению поэта-мыслителя, нравствен­ное совершенство - основа образа жизни человека. В воспи­тании и образовании должно быть тождество внутреннего и внешнего совершенства человека, единство его физической и духовной красоты. Формирование нравственных качеств детей, считает Юсуф, обусловлено влиянием родителей и окружающей среды. Тем самым он подчеркивает идею всеобщей детерминированности и явлений природы, и общественных явлений и процессов. Воспитание индивида продуктивнее осуществляется в дет­ском возрасте. Функция родителей заключается в правильном и гармоничном воспитании детей: Внушай сыну с детства благие науки, Кто с детства учен, все дано ему в руки. Ведь то, что в младенчестве познано, дети Не смогут забыть, пока живы не свете! Развивая эту тему, Юсуф Баласагуни утверждает, что чрезвычайно велика воспитывающая роль примера, подража­ния, поэтому в воспитатели следует брать людей достойных -"хорошего и правдивого нрава". Он обращает особое внима­ние на эти принципы домашнего воспитания. Роль воспитате­ля состоит в том, чтобы прививать добрые привычки. В этой связи следует сослаться на теорию так называемого имитаци­онного поведения, которое настолько властно, что действует помимо сознания и на глубинные слои подсознания. Таковы черты философской мысли Юсуфа Баласагуни. Его взгляды на природу и общество несут в себе элементы позитивизма, для них характерны рационалистический подход к осмыслению процессов, происходящих в природе и обще­стве, признание важной роли материальных факторов. Мировоззрение поэта-мыслителя - синтез культурных до­стижений XI в. Оно отразило в себе сильные и слабые сторо­ны этого периода. Пантеистическое учение, развитое мысли­телем, насыщенное реалистическими идеями, рациональными подходами и явлениям природы и общества, содержало в себе большие возможности для отрицания иррациональных идей. Вместе с тем следует заметить, что в решении многих вопросов философской и социологической мысли Юсуф Бала-сагуни колебался, допуская немало ошибок и далеко не всегда был свободен от влияния теологии и мистики.
Заключение. Несмотря на ограниченный характер мировоззрения Юсуфа Баласагуни, его нравственная дидактика не только имела широкое распространение, но и оказала значительное влия­ние на мировоззрение последующих прогрессивных мыслите­лей как тюркских, так и других народов Востока. А.А Алтмышбаев писал: "Влияние творческого наследия Юсуфа Баласагунского на развитие реалистической культуры вообще, на развитие передовой общественно-политической и философ­ской мысли тюркоязычных народов несомненно и значитель­но. Его гуманистические назидания отразились как в фолькло­ре, так и в письменной литературе народов Средней Азии и, пожалуй, не только данного региона. Влияние творческой мысли великого мыслителя средневековых тюрков прослежи­вается в киргизской передовой общественной мысли". Юсуф Баласагуни, внес бесценный вклад в развитие общечеловеческой цивилизации. Его наследие оказало большое влияние на развитие философской мысли тюркоязычных народов, в том исле и кыргызов.
Литература. 1. Алтмышбаев А.А. Очерк истории развития общественно-политической и философской мысли в дореволюционной Киргизии. -С. 67-83 2. НарынбаевА И. Из истории общественной мысли древних и средневековых уйгуров.-С. 130-161 3. Кононов А.Н. Поэма Ю. Баласагунского "Благодатное знание" // Баласагунский Юсуф. Благодатное знание. -М., 1983.-С. 504. 4. Эркебаев А. Малоизученные страницы истории киргизской литературы. -С. 68 5. Болтаев М.И. Вопросы гносеологии и логики в произведениях Ибн Сины и его школы.-Душанбе, 1965.-С. 587 6. Касымжанов А.Х., Мажиденова Д.М. Очарование знания.-С. 97. 100 7. Нарынбаев А.И., Касымов А. Мировоззрение Юсуфа Хаджиба Бапасагуни /Общественно-философская мысль народов Средней Азии.- Бишкек, 1991. -С. 113 8. С.М. Мукасов, Традиции социально-философской мысли в духовной культуре кыргызского народа с.91-106 9. Юсуф Баласагунский, Благодатное знание, под ред. С.Н. Иванова, М-83.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вигодовування дiтей першого року жития
Реферат Проект мероприятий и апробация введения новых образовательных программ в МДОУ 165 г Новокузнецка
Реферат Автоматизированное рабочее место учителя
Реферат Валовой внутренний доход источники образования, распределения и использования
Реферат Роль внесюжетных персонажей в пьесе Островского "Гроза"
Реферат Особенности функционирования юридической ответственности
Реферат Психологические особенности возрастного развития юнешей и девушек
Реферат 1. Будіть дитину спокійно; коли вона прокинеться, мусить побачити вашу усмішку І почути ласкавий голос
Реферат Аннотация основной профессиональной образовательной программы специальности 030912 «право и организация социального обеспечения»
Реферат Jackie Robinson 2 Essay Research Paper On
Реферат Изображение народа и о6разы в произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева
Реферат Методологічні проблеми історії філософії
Реферат 1. Начало обучения День 1 Внаше подразделение пришел полковник и объявил, что мы будем учиться диверсионному делу по новой программе
Реферат Анализ и оценка стоимости кредитного портфеля банка
Реферат Субєкти оперативно-розшукової діяльності