Оглавление.
Название
Введение
1.Поэма «Кутадгу Билиг» как выражение общественно- политических взглядов.
2. Круг мировоззренческих проблем «Кутадгу Билиг».
3. Проблема познания.
4. Справедливый правитель в «Благодатном Знании».
5. Нравственное воспитание людей.
Заключение
Список использованной литературы.
Введение.
Несомненно, Юсуф Баласагуни – это крупнейший мыслитель прошлых веков, сыгравший значительную роль в развитии философской мысли средневековых тюркских народов, в частности кыргызского. Он был не только талантливым деятелем в области литературы и языка, но и выдающимся философам, видным ученым своей эпохи.
В творческом наследии Юсуфа Баласагуни нашли свое отражение история развития тюркских племен, проблемы семьи, государства, права, морали, история международных отношений. В них глубокие раздумья мыслителей о явлениях природы, о жизни общества, человека, о разуме, нравственности людей. Анализ его творений свидетельствует о том, что Юсуф Баласагуни был привержен реалистической традиции: ему свойственны желание понять сущность различных явлений и процессов действительности, глубокое уважение человеческого разума, достижений передовой культуры и образования, стремление связать теорию и практику и рационально обосновать возможность разрешения социальных проблем, характерных для общества того времени.
Изучению наследия Юсуфа Баласагуни и Махмуда Кашгари посвящен ряд работ историков, литературоведов и языковедов. Определенный вклад в исследование трудов мыслителей внесли также философы. В этой связи следует выделить труды таких ученых, как А.А. Алтмышбаев, А.И. Нарынбаев, O.K. Козубаев и другие.
Юсуф Баласагуни был одним из видных просветителей своего времени, неутомимым проповедником реалистических идей. Его жизнь прошла в основном в культурных центрах Караханидского каганата - Баласагуне (он был расположен вблизи нынешнего города Токмок) и Кашгаре. Там он получил образование, приобретя глубокие знания по математике, астрономии, медицине, арабо-персидской литературе, теории рифмы, истории и географии. Был высокообразованным человеком в области философии. Исследуя идейное содержание наследия мыслителя, можно убедиться в осведомленности его о трудах аль-Фараби, Бируни, Ибн Сины (Авиценны), об их мировоззрении вообще, философских взглядах в частности, а также через их работы - о трудах таких представителей древнегреческой философии, как Арасту (Аристотель).
I. Поэма «Кутадгу Билиг» как выражение общественно-философских вглядов.
Поэма «Благодатное знание» - выдающееся произведение ранней тюркоязычной литературы (11 век). По жанру труд Юсуфа Баласагуни относится к широко распространенным на Востоке сочинениям назидательно-дидкатического характера, произведениям этико-моралистической направленности. «Кутадгу Билиг» написано в жанре месневи, т.е. стихами, каждый из которых состоит из двух полустиший, рифмующихся между собой. Такие стихи в арабской литературе называются бейтами, (арабск. bajt – дом). Общее число бейтов в «Благодатном знании» - 6645 в основной части сочинения и 77 в стихотворном предисловии.
Все описанное в «Благодатном знании» зиждется на основах ортодаксального ислама и морально-правственных предписаниях шариата – свода уложений, регклировавших юридические и морально-этические отношения мусульман.
Поэма Юсуфа Баласагуни "Кутадгу билиг" ("Благодатное знание") как этико-дидактическое произведение представляет собой один из крупнейших тюркоязычных памятников светской литературы восточного средневековья. Она написана на тюркском языке в форме назидания для государей. В ней поднимаются не только социально-этические, но и многие философские проблемы, характерные для духовных исканий мыслителей средневековья. В связи с этим А.Н. Кононов справедливо отмечал:
«При всей своей моралистической направленности "Кутадгу билиг" не является и не может считаться, как иногда ка этом настаивают, книгой сухих этико-дидактических наставлений и поучений. Это - философское произведение, в котором анализируются смысл и значение человека в обществе».
Аналогичную мысль высказал А. Эркебаев:
«В поэтических текстах "Дивана" обнаруживается не только мусульманское восприятие мира, но и более глубокое, более фундаментальное осмысление бытия, которое впоследствии прокладывает путь к философскому контексту "Кутадгу билиг" Ю. Баласагунского ».
Конечно, религия, в частности суфизм, как религиозное течение, сыграла большую роль в формировании философской мысли Юсуфа Баласагуни. Поэтому его раздумья о мироздании, морали, судьбе человека не отличались последовательностью: реалистические элементы в них причудливо переплетались с идеалистическими, утопическими.
Однако поэму "Кутадгу билиг" не следует рассматривать как произведение, оторванное от реальной жизни.
Юсуф Баласагуни попытался в основном с реалистических позиций осмыслить вопросы государственного управления, политики, смысла жизни человека, научно подойти к проблемам математики, астрономии. Мыслитель в своей поэме широко и рационально использовал народную мудрость, тюркский фольклор, пословицы, поговорки, крылатые слова. В своей этике Юсуф нередко проповедует мораль именно земного человека, правдиво описывает его переживания, призывает стремиться к счастью.
II. Круг мировоззренческих
проблем «Кутадгу Билиг».
Круг мировоззренческих проблем, затрагиваемых в поэме "Кутадгу билиг", чрезвычайно широк и разнообразен. Это прежде всего вопросы бытия, мышления, смысла жизни, смерти и бессмертия, происхождения Вселенной, ее устройства. Они рассматривались мыслителем через понятия "бог" и "мир", которые в философии мусульманского средневековья трактовались как теологически ориентированная и философски ориентированная тенденции.
Понятие бога в творчестве Юсуфа Баласагуни не идентично мусульманскому пониманию бога, согласно которому он, как абсолютный феномен, выступает противоположностью сотворенному им же самим миру. По утверждению мыслителя, бог - весь мир, все окружающее его бытие, и сам он является частью этого мира. Бог - субстанция. Он выступает в качестве безличной первопричины мира:
Он создал веленьем своим все земное,
Зажег над вселенной он солнце с луною.
Вертящийся он сотворил небосвод,
Оот века свершающий круговорот.
Одни звезды в небе подобны узорам,
Другие - высоты обходят дозором.
Высоко и низко - тьма звездных огней,
Одни из них ярче, иные - темней.
Юсуф Баласагуни рассматривает бога в неразрывной связи с сотворенным им миром вещей. Это приводит его к пантеизму, "растворяющему" творца в его творениях, отождествляющему бога с природой. Бог есть первопричина действительности и занимает определяющую роль в существовании и чередовании всего сущего.
Юсуф в своей поэме акцентирует внимание на единстве бога и человека. По его мнению, человек создан богом со всеми его желаниями и потребностями, удовлетворение которых естественно и закономерно. Если для некоторых суфийских мыслителей мирские заботы - лишь ненужная трата времени, суета, отвлекающая человека от его истинного предназначения - служения богу, то по Юсуфу Баласагуни - человек служит богу не отрешенностью от мира, не уходом от земных проблем, а добрыми делами во благо ближнего. Истинно праведная жизнь ценится тогда, когда она не для себя, не в собственном спасении, а для людей, т.е. смысл жизни - в подвижничестве на благо людей:
Не тот - человек, кто себя лишь блюдет,
А тот, кто о людях исполнен забот.
И добрый не тот - кто избрал тихий кров,
А тот - кто с людьми и помочь им готов.
Во многих местах поэмы сугубо теоретическая проблема смысла жизни увязывается с проблемой смерти и бессмертия. Подход к ней также существенно отличается от ее религиозно-провиден циалистской интерпретации. Для мыслителя жизнь отдельного человека имеет конец, тогда как жизнь вообще бесконечна. Человек смертен, но имя бессмертно. А "чье имя бессмертно, тот сам бесконечен", - утверждает он.
Анализ идейного содержания поэмы "Кутадгу билиг" показывает, что в ней большое место занимают проблемы космологического характера. Проявляя хорошую осведомленность в вопросах естествознания своего времени, Юсуф Баласагуни, в контексте проблем человеческого бытия, размышлял о строении Вселенной, о движении небесных сфер, Земли, об окружающей действительности, о человеческом теле. И в связи с этим высказывал мысли рационалистического характера.
Так, рассуждения мыслителя о небесных сферах восходят к геоцентрической космологии античных ученых, в частности к птолемеевской картине мира2. Однако "соглашаясь с многими положениями древнегреческих ученых, он в то же время подверг сомнению утверждение Птолемея, что небесные тела движутся в одной плоскости . Поэт выдвигает концепцию: звезды находятся от земли на различном расстоянии; земля шарообразна и вращается вокруг своей оси". К этой же реалистической традиции античности восходят и его размышления о материальной структуре мира и человеческого тела. Для него весь мир, в том числе живые существа, состоят из следующих элементов: из огня, воды, воздуха и земли, т.е. из тепла и холода, влажного и сухого4. И человек, как живое существо, состоит из них. Таким образом, мыслитель выражал идею о материальном единстве мира.
Проявляя свою приверженность к реалистической мысли восточного перипатетизма, к научным представлениям о мире и человеке, Юсуф Баласагуни утверждал, что мир безграничен, бытие едино, оно объективно и не зависит от человеческого индивидуума. Человек существует в мире, природе. От других конкретных вещей и частиц природы человек отличается тем, что он - самое совершенное и ценное существо, обладающее способностью мыслить и познавать.
Согласно Юсуфу Баласагуни, единый в своей взаимосвязи мир не статичен, он находится в вечном изменении, в постоянном движении. Однако время предшествует всякому движению и изменению. Все существующие явления причинно обусловленны и относятся к области возможного, бытия. Необходимо сущим является только бог, который создал мир. Стихийно-диалектические представления мыслителя об изменчивости жизни человека и жизни вообще ярко проявляются, например, в следующих его размышлениях:
Где взлет - там паденье,
Где высь - там закат.
Где радость - там горе,
Где сладость - там яд1.
Таким образом, по мнению поэта, все переходит в свою противоположность. Разрешение диалектического противоречия действительности всегда приводит к изменению и движению как в материальном мире, так и в духовной жизни общества.
III. Проблема познания.
Особое место в философских раздумьях Юсуфа Баласагуни занимает проблема познания - его природа, неисчерпаемость и бесконечность. В гносеологическом аспекте анализ поэмы "Кутадгу билиг" показывает, что гуманное отношение к человеку, стремление связать его с природой и хотя бы несколько улучшить его положение является исходным пунктом теории познания мыслителя. Он утверждал, что действительность содержит в себе неисчислимые богатства и является наличным, реальным, достоверным источником благ человека. Она может дарить человеку настоящее счастье. Сущность человека - в познании:
В науке - все благо, в познаниях - величье,
Наука и разум - основа всех дел.
Несомненно, философские размышления Юсуфа Баласагуни о процессе познания непосредственно вытекают из теории познания восточных перипатетиков. Впрочем, в самом названии поэмы "Кутадгу билиг" ("Благодатное знание") уже декларирован основной принцип гносеологии восточного перипатетизма - тождественности познания и добродетели.
Конечно, значительное влияние на теорию познания Юсуфа Баласагуни оказал суфизм. Однако мыслитель в своей гносеологии вышел за его рамки. Особенно показательно в этом отношении его мнение о правильном, объективном отображении действительности. В этом он видел одну из основных задач познавательного процесса. Для него природа полезна именно в том виде, в каком она существует. Он пытался объяснить необходимость тесной связи человека с реальной действительностью, использования богатств природы для создания счастливой жизни на земле.
Юсуф Баласагуни является также сторонником идеи о возможности и необходимости познания окружающего мира во всем его многообразии. Познание законов бытия должно сопровождать деятельную жизнь человека. Признание познаваемости мира лежит в основе его гносеологической теории и поэтому естественно стремление "познать загадки семиярусного неба"1. В этом отношении поэт-мыслитель близок к теориям познания представителей школы Ибн Сины, утверждавших, "что рациональным путем можно познать все без исключения, начиная от сущности и причины ощущаемых, конкретных вещей до сущности самого высшего порядка и причины самой последней инстанции"2.
Вера в силу человеческого разума, в способности человека познать все многообразие мира находилась в противоречии с ортодоксальным исламом, который принижал роль разума в угоду вере. Юсуф Баласагуни в своих философских воззрениях не ставит никаких границ человеческому разуму, его способности проникать в сущность вещей. Познание действительности окружающего мира, по его мнению, представляет собой неисчерпаемый и бесконечный процесс:
Познание - море без края и дна, как воду не черпай, она не уйдет!
Конечно, названные выше гносеологические идеи Юсу фа Баласагуни, проникнутые глубоким гуманизмом, были высоко-прогрессивны для его эпохи. Однако в силу исторических условий они страдают известной непоследовательностью и ограниченностью. Процесс познания у Юсуфа носит в основном иррациональный характер, т.е. он понимал его метафизически, лишь как прямое, непосредственное отражение предметов и явлений в сознании человека. Весь процесс познания сводится мыслителем к простому количественному накоплению знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
Вместе с тем Юсуф Баласагуни выдвигал мысль о решающей роли познания в жизни людей, был сторонником возможности и необходимости познания объективной реальности. Его идеи о способности человека к познанию окружающего мира во всем его многообразии в условиях средневековья являлись принципиально смелыми, ибо высшая оценка значения разума, в противовес всяким попыткам его дискредитации, была прогрессивным явлением.
Конечно, поэма "Кутадгу билиг" - прежде всего этико-дидактическое произведение. Поэтому в ней наиболее обстоятельно раскрыты этические проблемы. Их особенности заключаются в том, что основные понятия морали персонифицированы в образах главных героев поэмы: Кюн-тогды-элик (Солнцем рожденный правитель) -символ справедливости, Аи Толды (Полнолуние) -символ счастья, Огдулмыш (Восхваленный) - символ разума и Огдурмыш (Пробужденный) - символ Довольства и благополучия. Таким образом, «Баласагуни вычленяет важнейшие этические категории, делает попытку систематизировать кардинальные добродетели, соотнося их с остальными этическими понятиями. Подобно четырем элементам Вселенной, Юсуф в "социальном космосе" также выделяет четыре "первоначала , т.е. человеческие ценности, которые организуют и цементируют человеческое общежитие».
При оценке названных этических добродетелей Юсуфа Баласагуни, которые не только имеют отношение к этике, но и связаны с общефилософскими вопросами бытия, существования и жизни человека, следует иметь в виду следующие обстоятельства. Как отмечалось выше, во времена мыслителя - времена безраздельного господства религиозной идеологии - религиозная мораль стремилась регламентировать все области жизни, вплоть до семейных отношений. Не могла она не наложить отпечаток и на мировоззрение самого мыслителя. Этим и следует объяснить, что в целом ряде нравоучительных высказываний Юсуфа Баласагуни встречаем проповедь неизбежности судьбы, отказа от мирских благ и т.п. Однако ни религиозность мыслителя, ни его иррациональные размышления, не могут считаться главными в идейном наследии поэта-мыслителя. Судьбу идейного наследия, в частности этических воззрений Юсуфа Баласагуни, определяет его гуманизм.
IV. Справедливый правитель в «Благодатном Знании».
Как известно, проблема справедливого правителя - центральная для автора поэмы "Кутадгу билиг". Видимо, поэтому понятие "справедливость" составляет абсолютную и объективную основу социально-этического учения Юсуфа Баласагуни. Остальные этические понятия являются как бы производными от него, относительными и субъективными по характеру. Справедливость в понимании Юсуфа - наилучшая из всех добродетелей, проявляющаяся прежде всего в гуманном отношении к человеку. Справедливость - движущая сила развития общества. Общество, основанное на началах справедливости, всегда процветает. Свет справедливости - всевидящий, всеблагий, под этим светом все в общественной жизни расцветает.
Понятие "справедливость" он рассматривает в основном в социальном плане. В этом отношении справедливость предполагает исполнение и главой государства, и членами общества своих обязанностей друг перед другом, выполнение каждым своего долга, основанного на разделении труда в соответствии с общественным и политическим положением каждого.
В связи с этим нужно заметить, что размышления Юсуфа Баласагуни на тему справедливости больше всего отражали его идеи о справедливой форме правления. Он был противником тиранического образа правления и не раз в открытой или иносказательной форме осуждал произвол и насилие деспотов. Мыслитель утверждал, что справедливость в свет-ско-рационалистической этике - первейшее условие управления государством:
Для власти - во всем справедливость основа,
И власть лишь по правде жива и здорова.
Мыслитель стремился морально воздействовать на правителей, призывая их соблюдать нормы справедливости. Он пытался создать образ справедливого правителя, но его поиски в этом направлении закончились изложением его думы об идеальном общественном строе, утопическими размышлениями об улучшении общественного порядка2. Эти идеи Юсуфа Баласагуни во многом созвучны с основополагающими принципами организации идеального общества Фараби, который видел в моральных качествах правителя гарантию осуществления закона и торжество справедливости3.
Конечно, социальное учение Юсуфа Баласагуни в определенной степени выражало интересы того класса, к которому принадлежал он сам и к которому была обращена его назидательная поэма. Во многих связанных с жизнью общества концепциях поэта проявились взгляды типичного представителя господствующего класса. При этом Юсуф Баласагуни высказывал прогрессивные взгляды и мысли о совершенствовании государственной власти, о взаимообусловленности благополучия, процветания страны и мудрости ее правителей. Например, поразительно реалистически звучит его принципиальное положение о зависимости правителей, благополучия страны от материального благополучия подданных.
Важное место в этическом учении Юсуфа Баласагуни занимает взгляд на счастье. Счастье, считает мыслитель, достижимо для человека многими путями и средствами, в том числе и путем нравственного совершенствования. Счастье человека определяется добротой, правдивостью и честностью общества" в целом, и каждого человека:
И счастлив народ при владыке правдимом,
И радостен бек при народе счастливом.
По мнению мыслителя, счастье изменчиво, оно выступает в качестве недостижимой мечты, подобной вечной неудовлетворенности человека в поисках гармонии духовного и физического, небесного и земного. В понятие "изменчивость счастья" мыслитель-гуманист вкладывает как философский, так и социальный смысл.
Значительное место в своем этическом учении Юсуф Баласагуни отводил знанию. Знание, полагает он, тождественно добродетели, оно - основа всех человеческих успехов. Знание не нуждается в благочестии и несовместимо с человеческими пороками. Знание - важный фактор формирования идеальной личности и общества. Поэтому, лишь обладая знаниями, человек способен достичь совершенства. С помощью просвещения можно оздоровить нравственный климат эпохи. Мыслитель пишет:
"Кто мудр и учен - благородством велик",
"Очнись от неведенья - станешь счастливым".
По убеждению Юсуфа Баласагуни, человек, желающий быть счастливым, должен всемерно проявлять живой интерес к знанию, с помощью его использовать и подчинять себе силы природы. Для него знание - важное средство научить человека добродетельным поступкам, оно определяет всечеловеческое поведение. Только с помощью знания (т.е. став ученым) человек может подняться до великих людей и оставить после себя доброе имя:
Хочу я, о мудрый, о слове сказать –
Ученья и знанья воспеть благодать.
Ученьем и знаньем достигнешь высот,
И два этих блага приносят почет.
Бездумным невеждам неведома честь.
Необходимо отметить, что само понятие "богатство" у Юсуфа отчетливо разделяется на материальные и духовные ценности. По его мнению, настоящее богатство - это богатство души, и только духовное богатство облагораживает человека и достойно стремления к нему. Материальные блага, роскошь, равно как и само желание разбогатеть, по мнению поэта, ведут к нравственному разложению личности. Ок призывает людей не соблазняться материальной роскошью бренного мира сего, а стремиться к образованию, воспитывать в себе чистые, бескорыстные моральные качества и искренне верит, что таким путем можно избавиться от социальной несправедливости и достичь всеобщего благоденствия. Правы А.И. Нарынбаев и А. Касымов, когда пишут: "Он (Юсуф Баласагуни) считал, что в будущем добродетельном обществе все люди, независимо от их общественного положения, будут счастливыми только тогда, когда они пойдут по единственно правильному пути - будут совершенствовать образование и осваивать научные знания".
По мнению мыслителя, к различным отраслям знаний люди стремятся не ради самих знаний, ценность их измеряется практической направленностью, повышением роли науки в общественной жизни. С полной уверенностью можно сказать, что знание он осознает как необходимое средство для нормального функционирования человека и общества в целом.
V. Нравственноевоспитание людей.
Безусловно, наиболее ценным в этических воззрениях Юсуфа Баласагуни являются его размышления над проблемами нравственного воспитания людей. При этом особое внимание он обращает на воспитание молодежи, ее нравственное формирование. По мнению поэта-мыслителя, нравственное совершенство - основа образа жизни человека. В воспитании и образовании должно быть тождество внутреннего и внешнего совершенства человека, единство его физической и духовной красоты.
Формирование нравственных качеств детей, считает Юсуф, обусловлено влиянием родителей и окружающей среды. Тем самым он подчеркивает идею всеобщей детерминированности и явлений природы, и общественных явлений и процессов. Воспитание индивида продуктивнее осуществляется в детском возрасте. Функция родителей заключается в правильном и гармоничном воспитании детей:
Внушай сыну с детства благие науки,
Кто с детства учен, все дано ему в руки.
Ведь то, что в младенчестве познано, дети
Не смогут забыть, пока живы не свете!
Развивая эту тему, Юсуф Баласагуни утверждает, что чрезвычайно велика воспитывающая роль примера, подражания, поэтому в воспитатели следует брать людей достойных -"хорошего и правдивого нрава". Он обращает особое внимание на эти принципы домашнего воспитания. Роль воспитателя состоит в том, чтобы прививать добрые привычки. В этой связи следует сослаться на теорию так называемого имитационного поведения, которое настолько властно, что действует помимо сознания и на глубинные слои подсознания.
Таковы черты философской мысли Юсуфа Баласагуни. Его взгляды на природу и общество несут в себе элементы позитивизма, для них характерны рационалистический подход к осмыслению процессов, происходящих в природе и обществе, признание важной роли материальных факторов.
Мировоззрение поэта-мыслителя - синтез культурных достижений XI в. Оно отразило в себе сильные и слабые стороны этого периода. Пантеистическое учение, развитое мыслителем, насыщенное реалистическими идеями, рациональными подходами и явлениям природы и общества, содержало в себе большие возможности для отрицания иррациональных идей. Вместе с тем следует заметить, что в решении многих вопросов философской и социологической мысли Юсуф Бала-сагуни колебался, допуская немало ошибок и далеко не всегда был свободен от влияния теологии и мистики.
Заключение.
Несмотря на ограниченный характер мировоззрения Юсуфа Баласагуни, его нравственная дидактика не только имела широкое распространение, но и оказала значительное влияние на мировоззрение последующих прогрессивных мыслителей как тюркских, так и других народов Востока. А.А Алтмышбаев писал: "Влияние творческого наследия Юсуфа Баласагунского на развитие реалистической культуры вообще, на развитие передовой общественно-политической и философской мысли тюркоязычных народов несомненно и значительно. Его гуманистические назидания отразились как в фольклоре, так и в письменной литературе народов Средней Азии и, пожалуй, не только данного региона. Влияние творческой мысли великого мыслителя средневековых тюрков прослеживается в киргизской передовой общественной мысли".
Юсуф Баласагуни, внес бесценный вклад в развитие общечеловеческой цивилизации. Его наследие оказало большое влияние на развитие философской мысли тюркоязычных народов, в том исле и кыргызов.
Литература.
1. Алтмышбаев А.А. Очерк истории развития общественно-политической и философской мысли в дореволюционной Киргизии. -С. 67-83
2. НарынбаевА И. Из истории общественной мысли древних и средневековых уйгуров.-С. 130-161
3. Кононов А.Н. Поэма Ю. Баласагунского "Благодатное знание" // Баласагунский Юсуф. Благодатное знание. -М., 1983.-С. 504.
4. Эркебаев А. Малоизученные страницы истории киргизской литературы. -С. 68
5. Болтаев М.И. Вопросы гносеологии и логики в произведениях Ибн Сины и его школы.-Душанбе, 1965.-С. 587
6. Касымжанов А.Х., Мажиденова Д.М. Очарование знания.-С. 97. 100
7. Нарынбаев А.И., Касымов А. Мировоззрение Юсуфа Хаджиба Бапасагуни /Общественно-философская мысль народов Средней Азии.- Бишкек, 1991. -С. 113
8. С.М. Мукасов, Традиции социально-философской мысли в духовной культуре кыргызского народа с.91-106
9. Юсуф Баласагунский, Благодатное знание, под ред. С.Н. Иванова, М-83.