Введение.
Теория исихазма - это религиозное философское творчество, которое глубоко уходит своими корнями в религиозную стихию древней России и является проявлением богословско-мистической традиции. Очень часто встречается мнение, что в основе русского восприятия христианства с самого начала был преувеличенный аскетизм и скрытое в нем гнушение миром. Хотя аскетизм глубоко вошел в русскую душу, тем не менее, по мнению выдающегося православного мыслителя и богослова Василия Зеньковского - это мнение не верно. Он считал, что аскетизм у русских людей всегда был явлением производным, что чрезвычайно характерно для исторической оценки «русской веры». И тот факт, что богомольство Запада, с его острым дуализмом, с его напряженной погруженностью в проблему зла почти совершенно не заразило русского религиозного сознания, несмотря на географическую близость его к России, на постоянные и обильные связи с Болгарией, на наличность очень значительного влияния южных славян на церковное сознание в России. Он говорил, что русский аскетизм восходит не к отвержению мира, не к презрению плоти, а совсем к другому - к тому яркому видению небесной правды и красоты, которое своим сиянием неотразимо ясной неправду, царящую в мире, и зовет к освобождению от плена.
«В основе аскетизма лежит не негативный, а положительный
момент: он есть средство и путь к преображению и освящению
мира. Видение небесной правды и красоты вдохновляет к
аскетизму . Отсюда становится понятным, почему так
излюблен в русском ' церковном сознании образ «света». Свою
веру народ любит называть «пресветлое Православие»»
-говорит Зеньковский.
Он считает, что корень того мотива космичности, который
связывает русскую религиозность с святоотеческой: мир
воспринимается, как весь озаренный и пронизанный светом
Божиим. Следовательно, не случайно праздник Пасхи, это
торжества света над тьмой, получил исключительное место в
богослужебной жизни русской Церкви, — и верно то, что
когда-то подчеркнул Гоголь, что нигде (даже на православном
Востоке), этот праздник не празднуется так, как в России.
Восприятие мира в лучах пасхальных переживаний лежит в
самом центре русского религиозного сознания,— без этого не
понять его. Обличения житейской неправды, составляющие
главное содержание церковной литературы XII—XIV веков,
никогда, поэтому не поселяют отречения от жизни, но всегда
соединяются с верой в преображение жизни силой Божьей.
Зеньковский пишет: «Как любопытны в этом отношения
духовные етихи, в которых так четко выражено смиренное
сознание людской греховности и в то же время светлое
ожидание милости Божией! В духовном стихе «Плач земли»
Господь утешает землю (которая «расплакалась» перед
Господом, удрученная людскими грехами):
«Речет сам Господь сырой земле: Потерпи же ты, матушка, сыра земля, Потерпи же ты несколько времячка, сыра земля! Не придут ли рабы грешные к самому Богу. С чистым покаянием? Ежели придут, прибавлю им свету вольного
Царство небесное;
Ежели не придут ко мне, ко Богу, Убавлю им свету вольного».».
Зеньковский считал, что учение о страшном суде, о
предстоящем обнажении перед лицом Божиим всякой
неправды, всякого греха было твердой основной точкой во всех
религиозных и философских размышлениях русских людей,
охраняя их от смешения правды земной и правды небесной,
стихии человеческой и божеской. Но уберегая от их смешения,
идея страшного суда не вела вовсе к их разделению. Поэтому
русское церковное сознание вовсе не отходило от основной
теократической концепции христианства,—однако, все же ис-
толковывало ее совсем иначе, чем это случилось на Западе. Он
подчеркивал, что в русском религиозном сознании нигде не
встречается того искажения христианского учения, которое
вытекает из одностороннего аскетизма. Даже те крайние фор
мы аскетизма, которые привели в расколе к частым сожжениям,
вытекали вовсе не от отречения от мира, а от навязчивой идеи
о том, что пришел Антихрист .
Для русского восприятия христианства действительно очень
существенно трезвое чувство «нераздельности», но и «несли-
янности» мира божественного и человеческого. Это определи
прежде всего, по отношении церковного сознания к государст
венной власти .
Рассмотрим русскую иконопись и ее значению в оценке
духовной жизни России в XIV—XVII веках Справедливо было
сказано одним историком, что «русская икона с вещественной
бесспорностью свидетельствует о сложности и глубине, о
подлинном изяществе древне-русского духовного
опыта».Действительно, иконопочитание было не только
исключительно дорогим для русских людей, но вместе с .тем,
оно запечатлевало для сознания и хранило в себе тайну
Богочеловечества. «Нет ни одного русского богословско
-полемического трактата,—замечает Цветаев",—в котором не
защищалось бы иконопочитание, столь дорогое русскому
человеку». Когда однажды было высказано мнение, что «от
красоты священных изображений бывает соблазн», то против
этого было написано горячее возражение Иосифа «Изографа»
Иконопочитание, столь дорогое сердцу и уму церковных
людей, было формой богомыслия , в котором эстетический мо
мент тонул в «восхищении ума». Зеньковский призывает
прочитать, напр., житие преподобного Сергия, его отроческую
безраздельную отданность Богу, чтобы прикоснуться к этим
характерным для русских людей струнам души. Здесь
интуитивно усваивается то, что в раздельном мышлении
можно выразить так: все вещественное служит средством
выражения высшей истины, высшей красоты. Если выразить
это в философских терминах, то здесь имеем дело с
мистическим реализмом, который признает всю
действительность эмпирической реальности, но видит за ней
иную реальность; обе сферы бытия действительны, но
иерархически неравноценны; эмпирическое бытие держится
только благодаря «причастию» к мистической реальности. В
том и состоит теократическая .идея христианства, что она
утверждает необходимость просветления всего видимого, всего
эмпирического через связывание его с мистической сферой, —
все историческое бытие, все в жизни личности должно быть
освящено через это преображающее действие Божией силы в
эмпирической сфере .
Также нужно особо отметить русский «максимализм»,
проходящий красной чертой через всю историю духовной
жизни в России. Несомненно, этот максимализм сам по себе не
религиозного происхождения, — он связан с «природными»
особенностями русской души, создававшимися на всем
протяжении русской истории. Безмерность русских
пространств, отсутствие внутри России высоких гор, все
«геополитические» влияния определяли эти особенности
русской души. Но будучи «природными» и определяя стиль и
формы духовной жизни, эти особенности русской души
получили для себя особое подкрепление в некоторых
основных чертах христианства, с которыми они глубоко
срослись. Здесь Зеньковский имеет в виду мотив
«целостности», который придает христианству оттенок
радикализма; он учит бояться всякой «серединности» и
умеренности, всякой теплохладности. Христианство, по
самому ведь существу своему, обращено ко всему человеку,
хочет обнять его всего, хочет просветить и освятить всю его
душу. Конечно, этот мотив играл и играет громадную роль и в
западном христианстве (как в католичестве, так и в
протестантских исповеданиях), так как он связан с самой
сущностью христианства. В русской же душе он получил
особую силу; антитеза «все или ничего», не сдержанная
житейским благоразумием, не контролируемая вниманием к
практическим результатам, оставляет душу чуждой житейской
трезвости. Но духовная трезвость, наоборот, очень высоко
ценится в религиозном сознании русских людей. Эта духовная
трезвость решительно противится тому, чтобы дать простор в
духовной жизни воображению: она одинаково чуждается, как
религиозной мечтательности, так и впадению в «прелесть»
через власть воображения. Любопытно отметить, что русские
святые, не боявшиеся самых тяжелых подвигов, никогда не
знали тех форм духовной жизни,которые на Западе привели к
«стигматам», к необычайным видениям, к мистическим
культам («сердца Иисусова»), к «подражанию» Христу. Все это
русским святым и подвижникам решительно чуждо. Чуждаясь
власти воображения в духовной жизни и строго блюдя
духовную трезвость, русские святые и подвижники вовсе не
отвергали идеи «воплощения» духовных сил, но в тонком
вопросе о соотношении духовного и материального,
божественного и земного начала избегали обеих крайностей —
смешения и разделения двух сфер бытия. Все, что могло бы
дать хотя бы небольшой перевес материальному началу (т. е.
послужить недолжному смешению их), воспринималось уже,
как огрубление духовного бытия, — отсюда, например, отказ
от скульптуры в храме и, наоборот, безоговорочное
поклонение иконописи. Точно так же надо толковать
противление инструментальной музыке в храме и постепенное
развитие церковного пения . Можно разно толковать эти
явления русской религиозности, но все это, конечно, от Логоса,
а не вне его, все это насыщено глубокими- и плодотворными
интуициями. Пренебрежение житейской трезвостью, которая
могла бы сдерживать природный максимализм, восполнялось
этим принципом «духовного такта», в котором так явно
выступает эстетический момент.
Но во всем этом были и есть свои соблазны. Мистический
реализм, ищущий надлежащего равновесия в сочетании ду
ховного и материального, может подпадать соблазну увидеть
его там, где его нет. Здесь возможно неожиданное пленение
сознания той или иной утопией — так, напр., надо понимать
страстное искание церковными русскими людьми священного
смысла в царской власти. Политическая идеология в XVI и XVII
веках всецело создавалась именно церковными кругами
—совсем не для того, чтобы «помочь» государству, а во имя
внутрицерковных мотивов, во имя искания освященности
исторического бытия. Поспешное усвоение священного смысла
царской власти, вся эта удивительная «поэма» о «Москве —
третьем Риме» — все это цветы утопизма в плане
теократическом, все это росло из страстной жажды
приблизиться к воплощению Царствия Божия на земле. Это
был некий удивительный миф, выраставший из потребности
сочетать небесное и земное, божественное и человеческое в
конкретной реальности. Из глубин мистического реализма
церковная мысль сразу восходила к размышлениям о тайне
истории, о сокровенной и священной стороне во внешней
исторической реальности .
Исихазм.
-течение мистического православия, распространенное в основном в Византии. В узком смысле под исихазмом понимается религиозно-философское учение византийского богослова Григория Паламы.
Григорий Палама: ((1296, Константинополь, - 14.11. 1359, Салоники), византийский богослов и церковный деятель, поборник и систематизатор мистического учения, давший ему философское оформление. В полемике с представителями теологического рационализма (Варлаам Калабрийский, Акиндин, Григора) отстаивал тезис, согласно которому аскет-исихаст в состоянии экстаза непосредственно воспринимает несотворённое и невещественное излучение бога (т. н. "Фаворский свет", который, согласно Евангелию, видели апостолы на горе Фавор). Отмежёвываясь от пантеизма, развил в духе идеалистической диалектики Аристотеля учение о различии сущности бога и его "энергий", или самовыявлений: сущность пребывает в себе и недоступна, энергии пронизывают мир и сообщаются человеку, однако таким образом, что "простота" и неделимость божества при этом не нарушаются и единство сущности остаётся единством в многообразии энергий. После долгой борьбы это учение было в 1351 признано официальной доктриной византийской церкви. Антропология Григория Паламы, подчинённая практическим целям аскетической работы над собой, включает сложные психологические наблюдения. Идеал его - такое "просветление" духа, которое распространилось бы и на тело: согласно его взглядам, человеческий дух богоподобен именно в силу своей способности "животворить" плоть, в отличие от бестелесного духа ангелов. Г. П. оказал сильное влияние на традицию поздневизантийской мистики. В 1368 причислен к лику святых).
В более широком смысле Исихазм-это этико-аскетическое учение о пути человека к единению с богом, созданное египетскими и синайскими аскетами Макарием Египетским, Евагрием Понтийским, Иоанном Лествичником в 4-7 вв. Оно понималось аскетами как благодатное искусство, «Художество из Художеств», основой которого является особый метод внутренней (духовной) молитвы, передававшийся ученику устно, на примере, под духовным руководством учителя. Впервые письменно изложено в трактате 11в. ,приписывается Симеону Новому Богослову , позднее излагался в сочинении Никифора-Монаха (13), в трудах Григория Синаита(14в.) и др. Метод Исихазма направлен на достижения путем сосредоточенности ума или духа божественной любви и познания духовных вещей. Сосредоточенность достигается особым положением тела , регуляцией (задержкой) дыхания, обращением всего внимания на короткую, с каждым вздохом повторяемую молитву: « Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». В результате, молитва становится как бы второй природой монаха, его сердце очищается от любых мыслей, всего внешнего и на определенном этапе сфера психического, где ум еще в движении, оставляется и начинается молитва созерцательная, без слов, в которой сердце в молчании, в абсолютном покое и «восхищении» раскрывается перед Богом. Это полное слияние человека с Богом, когда человек уже не знает, в этом ли он веке или в жизни вечной, иногда называют исступлением, экстазом. Во время молитвы запрещено предавать Божеству какой-либо образ ( ибо это начало «прельщения»), чтобы ум себе познал начертание благовидного образа и усмотрел мысленную и неизреченную доброту и любовь Бога. Эта сообщаемая душе человека любовь есть Божественная энергия, прямое приобщение человека к Божественному свету. Признаком приобретения истинной любви к Богу является «любовь к ближнему своему». В дальнейшей духовной практике экстаз сменяется постоянным переживанием опыта божественной реальности. Метод исихазма имеет много общего с духовной практикой мусульманского суфизма ,йоги, буддизма и др. Восточных религиозных учений и может быть определен как православная медитация. Исихазм оказал заметное влияние на учение ряда русских мыслителей-отшельников. Большой интерес к нему проявлял Сергий Радонежский, который посылал на Афон своего ученика. Наиболее очевидное влияние греч. Исихазм оказал на скитский образ жизни и мистико-аскетическое учение главы нестяжателей старца Нила Сорского и его последователей.
Нил Сорский: ((в миру - Николай Майков) (около 1433 - 1508), русский церковный и общественный деятель, главанестяжателей. Постригся в монахи Кирилло-Белозерского монастыря, затем странствовал по Востоку, побывал в Константинополе и Афоне, где, изучал патристическую литературу . Вернувшись на родину, основал вблизи Кирилло-Белозерского монастыря, у реки Соры, обитель, где поселился со своими единомышленниками. Учение Н. С. отличалось от авторитарного и внешнеобрядового направления в русском православии. В своих сочинениях Н. С. развивал мистико-аскетические идеи в духе исихазма Григория Синаита, требуя сосредоточения верующего на своём внутреннем мире, личного переживания веры как непосредственного единения верующего с богом. Опираясь на высказывание из послания Павла "не трудящийся да не ест", Н. С. требовал от монахов участия в производительном труде; он выступал за реформу монашества на началах скитской жизни. По отношению к еретикам Н. С. рекомендовал отказ от насилия и гонений. Учение Н. С. противостояло воинствующей церкви, идеологом которой являлся Иосиф Волоцкий. ).
Оплотом исихазма на Руси стал Кирилло-Белозерский монастырь на новгородской земле, с которым были связаны Нил Сорский и его последователи,который славился строгостью дисциплины и полным нестяжанием.по мнению Нила Сорского главный подвиг монашеской жизни-борьба со страстями, сохранение ума и «сокровенного сердца человека», глубин сердца, «без дурных помыслов, в целомудрии и чистоте», а важнейшим средством достижения этого является созерцательное исихиастическая молитва, противопоставляемая молитве обыкновенной, словесной, читаемой в ходе церковной службы.»Кто молится только устами, не заботясь об уме, тот воздуху молится: Бог внимает уму».Внутреннюю молитву считал он нельзя нарушать ничем внешним, даже пением или чтением псалмов, поскольку Бог является человеку в безмолвии и покое »Умное « молитва , в понимании Нила Сорского не только очищает тело, душу и ум человека, но и является высшей целью монашеского самосовершенствования, поскольку она выше всех добродетелей. Таким образом, следования моральным предписаниям оказывается только начальным и вспомогательным средством для мистической практики. Вся внешняя религиозная обрядовость, а также искусственные приемы монашеского аскетизма (умерщвление плоти) оцениваются им как нечто второстепенное, уводящее от истинного пути. Поэтому идеи Нила Сорского оказались практически в стороне от преобладающего церковно-обрядового направления православия в России. Инок, в его понимании, должен отрекаться от всех своих прежних привычек , привязанности от всего мирского, Внешняя жизнь инока должна сводиться к духовно-нравственным наставлениям и советам, а монастырей-к реализации себя как религиозно нравственных центров, источником духовного»слова». Идеи Нила Сорского, в отличие от господствовавших, предполагали большую личную свободу, терпимость, самостоятельное мышление и сближались с идеями религиозного протеста («ересями»), стремившимся к евангельской чистоте. Они оказались предтечей идей Максима Грека, послужили общей основой учения Матвея Башкинаи т.д. В 18 веке дело Нила Сорского продолжил Паисий Величковский, издавший в России энциклопедию христианского аскетизма-«Добротолюбия», его имя связано с историей Оптиной пустыни. «Оптинское» движение оказало влияние на творчество Гоголя, Достоевского и др., воспринявших саму суть теории и практики исихазма как пути внутреннего духовного перерождения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Для входящих стезей человеческого дерзновения исихазм предстает как целокупное учение-действие, направленное на стяжание Святого Духа и обожения души и тела. Это учение-действие затрагивает все сферы человеческой жизни: умопостигаемую, уготовляя в подвижнике ум Христов, и раскрываясь как исихастское богословие и практическое учение о методах и способах богопостижения; чувственную, очищая ее от скверны страстей через разработанную практику борьбы с грехами и наполняя светом благодатных переживаний;
Исихазм обладает мощным зарядом творческой созидающей силы, поэтому можно и должно говорить об исихастской инициации истинного творчества в различных областях искусства и деятельности. Такое творчество несет в себе пророческую харизму и глубинный, сокровенный смысл. И наконец, исихазм, развернутый во времени и пространстве, имеет свою богатую лицами и событиями историю, через которую просвечивает ткань метаисторического процесса земного становления Церкви.
Известный мистик и святой VII века преп. Исаак Сирин сказал, что молчание - таинство будущего века. Исихазм открыт Грядущему в вечности и уже в веке сем позволяет приобщиться таинству священнобезмолвия.