1. О сущности демократии.
В поcтоянных рассуждениях о гос-ве делается та ошибка , а именно забывают , что уничтожение гос-ва есть уничтожение так же и демократии , что отмирание гос-ва есть отмирание демократии . Демократия не тождественна с подчинением меньшинства большинству . Демократия есть признающее подчинение меньшинства большинству гос-ва ,т. е. организация для систематического насилия одного класса над другим , одной части населения над другой . Но стремясь к социализму будет исчезать надобность в насилии над людьми вообще .
2. О соотношении демократии и диктатуры .
Оппортунизм не доведёт признания классовой б-бы как раз до самого главного периода перехода от капитализма к коммунизму , до периода свержения буржуазии и полного её уничтожения . Этот период является периодом ожесточённой классовой б-бы , следовательно и гос-ва этого периода неизбежно должны быть гос-вами по-новому демократическими и диктаторскими . Формы буржуазн. гос-ва очень разнообразны , но их суть одна : все эти гос-ва являются так или иначе , но в последнем счёте обязательно диктатурой буржуазии .
Переход от капитализма к социализму , конечно , не может не дать громадного обилия и разнообразия политических форм , но сущность при этом будет неизбежно одна - диктатура пролетариата .
3. Отношение рабочего класса к формам государства .
“Свободное народное гос-во” было программным требованием немецкого с.-д. 70-х годов .Мы за демократическую республику , как наилучшую для пролетариата форму гос-ва при капитализме , но мы не в праве забывать , что наёмное рабство есть удел народа , и в самой демократической буржуазной республике . Всякое гос-во есть “особая сила для подавления” угнетаемого класса . Поэтому всякое гос-во несвободно и ненародно .
В критике парламентаризма Маркс писал , что всеобщее избирательное право должно служить народу , организованному в коммуну , чтобы подыскивать рабочих , надсмотрщиков , бухгалтеров , как индивидуальное избирательное право служит для этой цели всякому другому работодателю .
А Ленин говорил , что выход из парламентаризма , конечно же не в уничтожении представительных учреждений а в превращении представительных учреждений в “работающие” . Коммуна должна была быть не парламентским учреждением ,а работающим в одно и то же время законодательным и исполнительным .
4. Соотношение пролетарской и буржуазной демократии.
Коммуна смогла в несколько недель начать строить новую пролетарскую гос-ю политику , проводя указанные меры к большому демократизму и искоренению бюрократизма .
Возможность такого разрушения обеспечена тем , что социализм сократит рабочий день , поставит большинство населения в условие , позволяющее всем без изъятия выполнить гос. ф-ии . , а это приведёт к полному отмиранию всякого гос-ва .
А мы будем бороться за разрушение всей старой гос . машины , так , чтобы сам пролетариат был правительством . Весь сознательный пролетариат будет с нами в борьбе за разрушение буржуазного парламентаризма , за демократическую республику коммуны или республику советов рабочих и солдатских депутатов , за революционную диктатуру пролетариата .
5. О судьбе демократии.
У Энгельса речь идёт о “засыпании” и “отмирании” демократии . Буржуазное гос-во может “уничтожить” только революция . Гос-во вообще , т. е. самая полная демократия . Развитие демократии до конца , изыскание форм такого развития , испытание их практикой , всё это - одна из составных частей б-бы за социальную революцию.
6. Борьба против бюрократизма.
Чиновники и постоянная армия - это паразит на теле буржуазного общества. Господствующий оппортунизм считает взгляд на гос-во , как на паразитирующий организм . Громадное число крестьян унижено правительством и жаждет свержения его . Осуществить это может только пролетариат и осуществляет это , делая вместе с тем шаг к социалистическому переустройству .
К. Маркс “ К критике политической экономии. ”
Я рассматриваю систему буржуазной политической экономии в следующем порядке : капит. земельная собственность , наёмный труд , гос-во , внеш. торг. , мировой рынок .
Первая работа - критический разбор гегелевской философии права , последовательно привели к тому , что правовые отношения так же прочны , как и форма гос-ва .
Общий результат может быть кратко сформулирован так : в общественном производстве своей жизни люди отступают от определений , необходимые от их воли , не зависящие отношения - производственные отношения.
Совокупность этих отношений составляет экономич. сист. общества , реальный базис , в котором обозначаются политическая и экономическая надстройка , и которому составляет определение формы общественного сознания . Не сознание людей определяет их бытие , а наоборот , их общественное бытие определяет их сознание . Человечество ставит себе только такие задачи , которые оно может разрешить ,т.к. при ближайшем рассмотрении всегда оказывается , что сама задача возникает лишь тогда , когда мат. условия имеются на лицо . В недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем мат. условия для разрешения этого .
Потому буржуазной общ. формой завершае5тся предыстория общества .
В. И. Ленин “Социализм и религия”.
В современном обществе всё построено на эксплуатации громадных масс рабочего класса . Экономическое унижение неизбежно порождает виды политического унижения . Религия есть один из видов духовного гнёта . Бессилие униженных также порождает лучшую загробную жизнь . Религия должна быть объявлена частным делом .
Полное отделение церкви от государства - вот то требование , которое предъявляет социалистический пролетариат современному гос-ву и церкви .
Русская революция должна осуществить это требование , как необходимую составную часть политической свободы .
Единство этой действительно революционной борьбы униженного класса за создания рая на земле важнее для нас , чем единство пролетариев о рае на небе . Революционный пролетариат добьётся того , чтобы религия стала действительно частным делом для гос-ва .
В. И. Ленин “Об отношении рабочей партии и религии”.
Интерес ко всему , что связано с религией охватил мировые круги “общества” . Религия - это опиум для народа , - это изречение Маркса есть поучительный камень всего мировоззрения марксизма в вопросе о религии .
Марксизм есть материализм . В кач-ве такового он враждебен религии . Борьбу с религией нельзя организовать абсолютно идеологической проповедью .
В совершенных кап. странах это корни главным образом социальные . Атеистическая пропаганда с.-д. д. б. её основной задачей развитию классовой б-бы эксплуатируемых классов против эксплуататоров .
Пролетариат есть вождь нашей буржуазно- дем. революции . Его партия должна быть единым вождём в б-бе со всяким средневековьем .
Заявить с трибуны , что религия есть опиум народа , Франция поступила правильно и создала таким образом прецедент , который должен послужить основой для всех выступлений по вопросу о религии . Следовало ли идти дальше ? Развивал ещё подробнее атеистические выводы . Мы думаем , что нет . Это могло бы преувеличением б-бы с религией со стороны политической партии пролетариата . Это могло бы привести к стиранию грани между буржуазной и социалистической б-бой с религией .
Письма В. И. Ленина А. М. Горькому .
Философией заниматься в горячке революции приходилось мало . В тюрьме , в начале 1906 г. Богданов написал ещё одну вещь ,- кажется 3-й выпуск “Эмпириомонизма” . Летом 1906 г. он мне презентовал её я засел внимательно за неё. Прочитав , озлился и взбесился необычайно : для меня ещё яснее стало то. Что он идёт архиневерным путём , не марксистским . Я написал ему тогда “объяснение в любви” , письмецо по философии в размере трёх тетрадок . Выяснил я там ему там , конечно , что я рядовой марксист в философии , но чуть но что именно его ясные полумерные , превосходно написанные работы убеждают меня окончательно в его неправоте по существу и правоте Плеханова . Сии тетрадочки показал я нескольким друзьям ( Луначарскому в том числе ) и подумывал было напечатать под заглавием “Заметки рядового марксиста о философии” , но не собрался . Теперь я жалею о том , что тогда тотчас не напечатал . Написал на днях в Питер с просьбой разыскать и прислать мне тетрадки .
Теперь вышли “очерки по философии марксизма” . Я прочёл статьи , кроме суворовской ( её читаю ) , и с каждой статьёй прямо бесновался от негодования . Нет , это не марксизм ! И лезут наши эмпириокритики , эмпириомонисты и эмпириосимволисты в болото . Уверять читателя , что “вера” в реальность внешнего мира есть “мистика” ( Базаров ) , спутывать самым безобразным образом материализм и кантианство ( Базаров и Богданов ) , проповедовать разновидность агностицизма и идеализма ,- учить рабочих “религиозному атеизму” и “обожанию” высших человеческих потенций ( Луначарский ) ,- объявить мистикой энгелесовское учение о диалектике ( Берман ) , - черпать из вонючего источника каких-то французских “позитивистов” - агностиков или метафизиков , чёрт их подерёт , с “символической теорией познания” ( Юшкевич ) ! Нет , это уж через чур !
Конечно мы , рядовые марксисты , люди в философии не начитанные ,- но зачем уж так нас обижать , что подобную вещь нам преподносить как философию марксизма ! Я себя дам скорее четвертовать , чем соглашусь участвовать в органе или в коллегии , подобные вещи преподающей .
25 февраля 1908 г.
--------------
“ Получил сегодня ваше письмо и спешу ответить . Ехать мне бесполезно и вредно : разговаривать с людьми , пустившимися проповедовать соединение научного социализма с религией я не могу и не буду . Время тетрадок прошло . Спросить нельзя , трепать нервы глупо . Надо отделить от партийных дел философию : к тому обязывает решение БЦ .
Я уже писал в печать самое что ни на есть формальное объявление войны . Конечно , не в худшем смысле говорю о дипломатии , а в хорошем . “Хорошая дипломатия” с вашей стороны , дорогой А. М. , должна была бы состоять в отделении наших общих ( т. е. меня считая в том числе ) дел от философии . Беседа о других делах , кроме философии , не выгорит теперь : неестественно выйдет . Впрочем , если действительно эти другие дела , не философские , а “Пролетарий” например , требует беседы именно теперь , именно сейчас , и именно у вас . Я мог бы приехать ( не знаю , найду ли дни ) , но повторяю , только на условии ,что о философии и о решении я не говорю .”
16 апреля 1908 г.
“Анти- Дюринг” . Отдел первой философии гл. 9. Мораль и правовечные истины.
Если мы не сдвинулись с места уже в вопросе об истине и заблуждении , то ещё хуже дело обстоит с добром и злом . Эта противоположность вращается исключительно в области относящейся к истории человечества , а здесь окончательные истины в последней инстанции рассыпаны как раз наиболее редко. Представления о добре и зле менялись часть от народа к народу . Какая мораль проповедуется нам сейчас? Прежде всего христианство феодальное , унаследованное от прежних времен , оно опять-таки распадается на католическое и протестантское .
Все люди черпают свои нравственные воззрения из экономических отношений , в которых совершается производство и обмен . Все три теории морали имеют одну историческую основу .
Всякая теория морали является продуктом данного экономического положения общества .
Мораль , стоящая выше классовых противоположностей , действительно человеческая мораль , станет возможной тогда , когда противоположность классов будет преодолена и забыта в жизненной практике .
Теория насилия . Отдел второй , политэкономия , гл. 2.
Не всякий раб приносит пользу . Чтобы быть в состоянии извлечь из него пользу , нужно располагать вещами двоякого рода : во-первых , орудиями и предметами труда и , во-вторых , средствами для скудного содержания раба . Следовательно , чтобы равенство стало возможным , . , уже достигнута известная ступень развития производства и известная ступень в неравенстве распределения .
А для того , чтобы рабский труд стал господствующим , требуется гораздо более значительное повышение пр-ва , торговли , и накопления богатств . В первобытных общинах рабство либо вообще не существовало , либо играло весьма подчинённую роль .
“Анти-Дюринг” . Отдел 3 , гл. 5 . Государство , семья , воспитание .
Религия воспрещается . Но ведь религия является фантастическим отражением в головах людей внешних сил , которые господствуют над ними в их повседневной жизни , отражением , где земные формы принимают формы неземных .
В начале объектами этого отражения явл. силы природы , но вскоре вступают и общественные силы - силы , которые противостоят человеку в качестве столь же чуждых , столь же необъяснимых , и , подобно последним , господствуют над ними с той же кажущейся естественной необходимостью . На дальнейшей ступени развития вся совокупность природных общественных атрибутов , множество богов переносится на одного бога , который в свою очередь , является отражением абстрактного человека . Возникает монотеизм . В этой форме религия может продолжать своё существование , как непосредственная , т. е. эмоциональная форма отношений людей к господствующим над ними чуждым силам , природным и общественным до тех пор , пока люди фактически не окажутся во власти этих сил . До сих пор ещё в ходу поговорка : человек предполагает , а бог располагает .
Чтобы подчинить общественные силы господству общества , необходимо действие . И когда это действие будет совершено , когда общество , взяв во владения всю совокупность средств пр-ва , и планомерно управляя ими , освободит этим путём себя и своих членов от того рабства , в котором нынче их держат , но противостоящие им в качестве непреодолимой чуждой силы , средства пр-ва , тогда следовательно человек будет не только предполагать , но и располагать , исчезнет последняя чуждая сила , которая до сих пор ещё выражается в религии , а вместе с тем исчезнет и само религиозное отражение по той простой причине , что тогда уже нечего будет отражать .
Ф. Энгельс “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”.
Фейербах был отпрыском гегелевской философии . При разложении гегелевской философии образовалось ещё одно направление . Это направление главным образом связано с именем Маркса . Разрыв с философией Гегеля произошёл и здесь путём возврата к материалистической точке зрения . Люди этого направления решили принимать действительный мир таким , какой он есть на самом деле .
Гегель не был просто отброшен в сторону . Революционная его сторона философии была восстановлена и одновременно освобождена от тех идеалистических оболочек , которые у Гегеля затрудняли её последовательное поведение.
Старый метод исследования и мышления Гегель называет “метафизическим” . Предмет надо было исследовать прежде , чем можно стало изучать процессы совершающиеся в природе . Оно двинулось гигантскими шагами вперед , благодаря трём великим открытиям :
а) открытию клетки .
б) открытию закона сохранения энергии .
в) открытию Дарвином своей эволюционной теории .
Благодаря этим открытиям мы можем увидеть связь между отдельными областями природы .
Но история развития общества в одном пункте существенно отличается от развития природы . В истории общества действуют люди , одарённые сознанием . Каков бы ни был ход истории , люди делают его так: преследуют свои цели . Возникают классы . Как они возникают ? Доказано , что каждая политическая б-ба есть б-ба классов . Гос-во политич. стран является подчинённым , а гражданское общество - решающим элементом .
Гос-во и гос. право определяется экономическими отношениями и теми же отношениями определяется и гражданское право .
В лице гос-ва выступает первая идеологическая сила над человеком . Но став самостоятельной силой , по отношению к обществу , гос-во порождает новую идеологию .
Религия , возникнув , сохраняет запас представлений от прежних времен .
За философией , изгнанной из природы и из истории , остаётся ещё царство частной мысли , поскольку она : учение о законе самого процесса , диалектика .
После революции 1848 г. , образованная Германия дала отставку теории и перешла на практическую почву . И только в среде рабочего класса продолжает жить интерес к теории . Немецкое рабочее движение является наследником немецкой классической философии .
В. И. Ленин “Великий почин”.
Печать сообщает много примеров героизма красноармейцев . Героизм трудящихся масс , сознательно приносящих смерть делу победы социализма .
Не меньшего внимания заслуживает героизм рабочих в тылу . Это начало переворота , более трудного , более существенного - это победа над собственной распущенностью , мелкобуржуазным эгоизмом .
Диктатура пролетариата не есть только насилие над эксплуататорами . Это источник силы и залог неизбежной победы коммунизма .
Диктатура пролетариата - философское выражение на более простом языке означает вот что именно : городские заводские и фабричные рабочие в состоянии руководить массой трудящихся в борьбе за свержение капиталистов , за полное уничтожение классов .Чтобы победить , чтобы создать и упрочить социализм , пролетариат должен решить одну задачу : во-первых , увеличить своим беззаветным героизмом революционной б-бы против капитала всю массу трудящихся , организовать её , руководить ею для свержения буржуазии . Во-вторых , повести за собой всю массу трудящихся и эксплуатируемых , а так же все мелкобуржуазные слои на путь новой общественной связи , новой организации труда .