СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Анатомо-физиологические особенности организма подростков
1.2. Физическая подготовка юных футболистов
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема развития физических качеств у школьников приобретает в настоящее время всё большую актуальность в связи с частыми стрессами, гиподинамией, ухудшением экологической обстановки, что неизбежно ведёт к снижению физической и умственной работоспособности /1, 46/.
Одним из эффективных средств физического воспитания школьников, начиная с 9-летнего возраста, считаются спортивные игры и в частности - футбол, который является одним из самых популярных и увлекательных видов спорта. В ряде исследованиях показано /8, 9, 13/, что занятия футболом воспитывают у школьников такие качества, как воля, мужество, решительность, смелость, самообладание, чувство товарищества и др. Кроме того, занятия футболом способствуют повышению физической подготовленности школьников - развитию силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, координационных способностей. В последние годы проведены некоторые исследований по проблеме влияния занятий футболом на уровень развития перечисленных физических качеств /27, 29, 38/.
В то же время подавляющее большинство исследований посвящено развитию физических качеств у квалифицированных футболистов, и не достаточно внимания в научно-методической литературе уделяется вопросу развития физических качеств у школьников, занимающихся футболом в школьных спортивных секциях. Кроме того, практически не изученной остаётся проблема развития физических качеств у детей 12-13 лет занимающихся футболом с использованием метода круговой тренировки.
Применение «круговой тренировки» может улучшить уровень общей физической подготовленности спортсменов, т.к. этот метод позволяет существенно повысить моторную плотность учебно-тренировочных занятий (до 30-40%), что обеспечивает возрастание объема и интенсивности выполняемой тренировочной работы /8, 30, 48/.
Однако до сих пор нет полной ясности об эффективности применения кругового метода при воспитании физических качеств юношей на занятиях в школьной секции футбола. По этой причине изучение данной проблемы можно считать своевременным и актуальным.
Гипотеза. Предполагалось, что использование кругового метода на занятиях футболом в школьной секции будет способствовать более эффективному воспитанию основных физических качеств мальчиков 12-13-летнего возраста.
Объект исследования – процесс физического воспитания школьников 12-13-летнего возраста.
Предмет исследования - круговой метод как средство воспитания физических качеств мальчиков группы начальной подготовки, занимающихся футболом в школьной секции.
Целью работы являлась проверка эффективности кругового метода при воспитании основных физических качеств мальчиков 12-13-летнего возраста на занятиях в школьной секции футбола.
Для достижения поставленной в нашей работе цели предстояло решить следующие задачи:
1. Выяснить мнение специалистов по вопросу физического воспитания школьников, особенностей их организма и эффективности применения кругового метода при развитии двигательных качеств.
2. Определить уровень физической подготовленности подростков, занимающихся в школьной секции футбола.
3. Разработать методику круговой тренировки, направленной на воспитания основных физических способностей юных футболистов и экспериментально проверить её эффективность.
Научная новизна. В результате проведенного исследования были получены новые данные об эффективности применения кругового метода при воспитании физических качеств подростков 12-13-летнего возраста на занятиях футболом в школьной секции.
Практическая значимость работы заключается в возможности учета наших рекомендаций тренерами-преподавателями при планировании процесса воспитания физических способностей учащихся общеобразовательных школ.
Структура, содержание и оформление работы соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам специалиста /31, 51, 52/. Она состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Работа содержит четыре таблицы, а её общий объем составил 52 страницы компьютерного текста. Библиографический указатель насчитывает 50 литературных источников на русском языке, из которых 15 – за последние пять лет и 7 – работы преподавателей КГУФКСТ.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Анатомо-физиологические особенности организма подростков
Ведущая роль в развитии функций организма принадлежит центральной нервной системе, и, прежде всего, ее высшему отделу - коре головного мозга. Анатомическое развитие нервной системы ко времени полового созревания почти полностью завершается. Процесс созревания двигательного анализатора в мозге заканчивается к 12-13 годам.
Перестройка функций коры больших полушарий находит свое отражение в поведении детей, в их психике. В подростковом возрасте общий психический облик детей меняется особенно резко. Начинается процесс самоутверждения ребенка. У подростков появляется стремление проверить свои силы в той или другой деятельности, добиться каких-либо достижений. Интересы подростка становятся более разнообразными, но не обладают еще достаточной стойкостью.
В возрасте 8-12 лет существенные изменения происходят в мышлении и памяти. В процессе обучения и воспитания развивается способность к логическому рассуждению и абстрактному мышлению.
Проявляется критический подход к изучаемым движениям. Изменения в работе памяти выражаются в том, что припоминание идет не от конкретных явлений к обобщению, как это было в более младшем возрасте, а от общего представления к восстановлению в памяти отдельных деталей конкретных явлений действительности. Поэтому изучение техники футбола в этом возрасте целесообразно вести целостным методом с некоторым акцентом на детали его выполнения.
Память на движение у детей с возрастом изменяется как в количественном, так и в качественном отношении. Способность к запоминанию у детей весьма быстро растет в период от 7 до 12 лет. В этот период координация произвольных движений значительно улучшается. Движения выполняются с относительно меньшей, чем прежде, затратой энергии, становятся более точными и быстрыми. Мальчики 9-10 лет сравнительно легко овладевают простыми приемами игры в футбол, причем их дальнейшее совершенствование в более старшем возрасте происходит весьма успешно. У подростков 12-14 лет при изучении сложных по координации движений заметно тормозящее влияние пубертатного периода. Тренерам и педагогам, работающим с детьми, следует учесть, что двигательные навыки, соответствующие возможностям занимающихся, формируются тем быстрее и легче, чем раньше дети начнут занятия футболом.
При правильной методике спортивные занятия в детском возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма. Это влияние проявляется двояко: морфологическими изменениями в виде повышенного прироста антропометрических признаков и функциональными сдвигами в виде повышения работоспособности.
Особенно заметно влияние физических упражнений на развитие костной системы, которая в детском возрасте еще претерпевает глубокие изменения. Так, многие исследования говорят о большей податливости детского позвоночника и о возможных искривлениях при неправильных положениях, сопровождаемых длительными напряжениями. Наибольшей подвижностью обладает позвоночник детей 8-9-летнего возраста. К началу школьного периода у детей формируются шейный и грудной изгибы. Поясничный изгиб полностью формируется только к периоду совершеннолетия. Наибольшее количество нарушений осанки, сопровождающихся искривлением позвоночника, происходит в возрасте 11-15 лет. Очень важно в этом возрасте давать упражнения, способствующие укреплению позвоночных мышц, с тем чтобы развитие позвоночного столба происходило без отклонений.
Надо учитывать, что процессы окостенения в детском возрасте еще не завершены. К 9-11 годам обычно заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее, к 10-13 годам, - запястья и пястья. К 14-16 годам появляются зоны окостенения в эпифизарных хрящах, в межпозвоночных дисках. Полное сращение костей таза заканчивается только к 20-21 году. Окостенение ключицы, лопатки, костей плеча и предплечья завершается к 20-25 годам, фаланг пальцев ног, костей плюсны и предплюсны соответственно к 15-21 и 17-21 годам.
В подростковом возрасте отмечаются высокие темпы роста и увеличения веса тела. Рост тела в длину у юношей в основном заканчивается к 17-18 годам. Поэтому резкие толчки во время приземления с большой высоты, толчки плечо в плечо при единоборствах за мяч, резкие остановки и повороты, неравномерная нагрузка на правую и левую ногу могут вызвать смещение костей плечевого пояса и таза, неправильное их срастание. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, если процессы окостенения не закончились, приводят к появлению плоскостопия.
Интенсивное развитие скелета детей тесно связано с формированием их мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата.
Вес мышц мальчика в 8 лет составляет 27% веса тела, в возрасте 12 лет -29,4%; 15 лет -32,6%, а к 18 годам - до 44,2%. Одновременно с увеличением веса мышц совершенствуются и их функциональные свойства.
Функциональные свойства, мышц существенно изменяются в возрасте от 7 до 10 лет. Мышцы 14-15-летнего подростка по своим функциональным свойствам мало отличаются от мышц взрослого человека. Увеличение силы мышц у футболистов в период с 11 до 19 лет происходит неравномерно. Наибольший прирост силы наблюдается с 1 до 15 лет. Показатели становой силы увеличиваются с 73,2 до 103,2 кг т. е. на 30 кг. В 15-17 лет абсолютная мышечная сила изменяется в меньшей степени, и только к 16-20 годам она достигает уровня, свойственного взрослому человеку. Величина становой силы у 17-19-летних футболистов достигает соответственно 126; 136,3; 159,1 кг,
Среднегодовой прирост показателей становой силы у футболистов составляет 12,3 кг. Максимальной величиной прироста мышечной силы с 12 до 18 лет характеризуются мышцы стопы (в 2,5 раза).
Возрастная динамика развития быстроты у юных спортсменов имеет свои особенности. В возрасте от 7 до 12 лет интенсивно растет темп движений. Скорость и произвольная частота движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14-15 годам достигают значений, близких к предельным. У футболистов прирост, результатов в беге на 60 м наблюдается между 12-15 годами, а после 15 лет намечается тенденция к некоторой их стабилизации, что в дальнейшем может привести к образованию «скоростного барьера». Если результат в беге на 60 м с 11 до 18 лет улучшается на 1,4 сек., то на период с 12 до 15 лет он составляет максимальную величину - 1,16 сек. В последующие годы улучшение результатов незначительно (0,24 сек.).
Организм детей и подростков хорошо приспосабливается к скоростным нагрузкам. Поэтому возраст от 8 до 15 лет является наиболее благоприятным для развития быстроты и повышения скорости движений. Развитие скоростно-силовых качеств также неуклонно повышается с возрастом. Уровень развития их в наибольшей степени повышается с 13 до 16 лет. Ежегодный прирост результатов в прыжках в высоту с места в эти периоды соответственно равен 3,7 и 6,2 см. В период с 11 до 19 лет высота прыжка увеличивается на 24 см.
Возрастное развитие ловкости у детей до 10 лет протекает более интенсивно. В последующие годы ловкость значительно прогрессирует за счет резкого повышения функциональных возможностей двигательного аппарата.
Для развития гибкости наиболее благоприятен младший школьный возраст (7-11 лет). Именно в это время наблюдаются оптимальные соотношения между подвижностью в суставах и тоническим сопротивлением мышц.
Наибольший прирост выносливости, определяемый по длительности бега со скоростью 75% от максимальной, наблюдается в 13-14-летнем возрасте, в 15-16 лет выносливость снижается. Это объясняется приростом максимальной скорости и увеличением вследствие этого мощности работы. К 17 годам у юношей выносливость вновь повышается.
Следует подчеркнуть, что под влиянием занятий физическими упражнениями, и в частности футболом, биологические закономерности развития физических качеств у юных спортсменов не изменяются. Активное педагогическое воздействие способствует их развитию на более высоком уровне. Важно не снижать нагрузку в возрасте, когда происходит преимущественное развитие того или иного качества. Двигательная деятельность обусловливается не только развитием опорно-двигательного аппарата, но и функциональными возможностями внутренних органов и систем, обслуживающих этот аппарат.
Важное значение с точки зрения регламентации физических нагрузок представляют собой данные об особенностях роста и развития детского организма в период полового созревания. Этот период характеризуется индивидуальными колебаниями не только в сроках наступления полового созревания, но и в интенсивности его протекания у лиц, относящихся к одной и той же возрастной группе. Индивидуальные темпы полового развития подростков одного года рождения оказывают существенное влияние на уровень общего соматического развития двигательной функции, а также на характер адаптации сердечно-сосудистой системы к стандартной мышечной работе. Среди 14-летних футболистов можно встретить как сформировавшихся юношей, достигших статуса взрослого человека, так и мальчиков с детскими стадиями формирования признаков созревания. Поэтому для определения величины нагрузки или нормативных требований необходимо учитывать биологический возраст спортсмена, одним из основных критериев которого является степень развития вторичных половых признаков.
Изменение голоса происходит в среднем в 12,5 года. Волосы на лобке появляются в 13 лет. Пубертатные изменения сосков и хрящей гортани в среднем происходят соответственно в 13,5-14 лет. Последними появляются волосы в подмышечных впадинах - в среднем в 14 лет 1,5 месяца. О функциональных возможностях вегетативных систем организма детей можно судить по характеру реакции этих систем на мышечную работу. Период врабатываемости у детей в среднем короче, чем у взрослых, поэтому разминка в тренировочном занятии по времени не должна быть длительной. Это обусловливается функциональными особенностями центральной нервной системы и функционально-морфологическими особенностями мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Отмечая способность детей 9-12 лет быстро приспосабливаться к совершаемой работе, необходимо указать на некоторые особенности вегетативной деятельности юных спортсменов. Так, сердце ребенка при физической нагрузке затрачивает больше энергии, чем сердце взрослого, так как увеличение минутного объема крови происходит у 13-14-летних подростков в основном за счет учащения сердечной деятельности при незначительном увеличении ударного объема. У детей за период с 8-9 до 16-18 лет частота сокращений сердца снижается на 30%, а энергетические затраты в состоянии покоя - на 40-45%. При большой физической нагрузке эти показатели у более старших детей растут значительнее, чем у младших.
Учитывая, что дети быстро утомляются при однообразной деятельности, целесообразно своевременно изменять характер занятий. Для сохранения высокого уровня работоспособности перерывы в тренировках по футболу должны быть частыми, но не продолжительными. Длительное бездействие снижает интерес детей к занятиям и отрицательно сказывается на результатах обучения. Короткие перерывы во время занятий оправданы физиологически, так как утомление у детей проходит быстро, поскольку восстановительный период после работы у детей короче, чем у взрослых. Наименьший восстановительный период наблюдается у мальчиков 11-12 лет.
В тесной связи с сердечно-сосудистой системой функционируют органы дыхания. Размеры и функциональные возможности дыхательного аппарата с возрастом увеличиваются. Окружность трудно клетки и размеры при дыхательных движениях прогрессивно возрастают. У мальчиков в возрасте от 7 до 12 лет окружность трудно клетки увеличивается с 59,9 до 67,8 см, жизненная емкость легких возрастает с 1400 мл до 2200 мл.
Развитие силы дыхательных мышц детей обеспечивает большую глубину дыхания, создает возможность значительного увеличения легочной вентиляции, необходимой во время интенсивной мышечной работы. У мальчиков сила дыхательных мышц с возрастом изменяется, однако наибольшее ее увеличение наблюдается в возрасте от 9 до 11 лет. У детей при мышечной работе потребление кислорода на 1 кг веса выше, чем у взрослых. В связи с этим занятия футболом, проводимые на открытом воздухе, имеют большое значение для улучшений работы органов дыхания и для всего организма в целом.
1.2. Физическая подготовка юных футболистов
Особенности воспитания силы
На этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации основное внимание при воспитании силы должно быть сосредоточено на укреплении мышечных групп всего двигательного аппарата. Необходимо учитывать, что у детей в процессе естественного роста обычно слабо развиты мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра и приводящие мышцы нижних конечностей. Поскольку силовые возможности детей невелики, воспитание силы следует осуществлять весьма осторожно, используя кратковременные силовые напряжения, в основном динамического характера. Упражнения на развитие силы должны сопровождаться минимальными напряжениями, исключающими натуживание, а также значительные длительные напряжения.
В занятиях с футболистами применяют главным образом упражнения с отягощением относительно небольшого веса, выполняемые с большой скоростью. Детям 9-11 лет доступны упражнения с отягощением, равным 30% собственного веса, подросткам 12-13 лет - упражнения с отягощением, равным 50% собственного веса.
На этапе начальной спортивной подготовки для воспитания силы целесообразно применять подготовительные комплексы упражнений.
На этапе углубленной тренировки широко используются силовые упражнения, направленные на развитие мышечных групп всего двигательного аппарата. Вместе с тем применяют также упражнения, позволяющие избирательно воздействовать на отдельные группы мышц, от которых главным образом зависит мощность развиваемых усилий. В частности, к таким упражнениям относятся упражнения, которые по структуре и характеру нервно-мышечных усилий сходны с целостным воздействием футбола (сопряженный метод), а также упражнения, направленные на развитие мышечных групп, несущих основную нагрузку.
Для развития мышечных групп всего двигательного аппарата, а также отдельных мышечных групп, от которых главным образом зависит эффективность проявляемых футболистом усилий, применяют в основном динамические силовые упражнения, которые подразделяются на две группы: собственно-силовые и скоростно-силовые.
Чтобы повысить общий уровень силовых возможностей юных футболистов, применяют преимущественно метод повторных усилий. Относительно большой объем мышечной работы при этом методе вызывает значительные сдвиги в обмене веществ. Активизация трофических процессов положительно отражается на росте силы юношей. Кроме того, при использовании метода повторных усилий уменьшается возможность чрезмерного натуживания.
В возрасте 13-16 лет недопустимы максимальные по величине напряжения при работе с тяжестями. Поэтому при определении оптимального веса отягощения надо учитывать не максимальные возможности, а собственный вес юного футболиста.
Кроме упражнений с отягощениями на занятиях целесообразно использовать парные и групповые упражнения с сопротивлением, снарядовую гимнастику, подвижные игры и др. Удельный вес тех или иных силовых упражнений определяется в каждом отдельном случае в зависимости от возраста и подготовленности занимающихся.
На этапе спортивного совершенствования в занятиях с футболистами 17-18 лет большое внимание уделяется развитию мышечных групп, несущих основную нагрузку. Разумеется, при этом не прекращается работа над укреплением мускулатуры всего тела спортсмена.
Воспитание у юношей старшего возраста силы основных мышечных групп имеет некоторые особенности. С этой целью применяют разнообразные динамические силовые упражнения. Одним из эффективных скоростно-силовых упражнений являются прыжки, выполняемые после предварительного прыжка в глубину, так называемые прыжки с отскоком (с высоты 75-100 см). Можно также использовать собственно-силовые упражнения: на гимнастических снарядах, акробатические, приседания с партнером, упражнения со штангой значительного веса, выполняемые в относительно невысоком темпе. Упражнения со штангой следует выбирать так, чтобы они способствовали развитию силы мышц и скорости их сокращения в соответствии со структурой, характером и величиной усилий, проявляемых в футболе.
Величину отягощения при тренировке силы проще всего дозировать в процентах к весу тела и по количеству повторений упражнений в одном подходе.
При методе повторных усилий используют упражнения с большими и умеренно большими сопротивлениями. Если сила юного футболиста увеличивается в процессе занятий настолько, что он может выполнить движения более 8-12 раз, упражнение надо усложнить до степени, позволяющей выполнить его 4-7 раз. Не следует при воспитании силы доводить число повторений в одном подходе до 50 раз. Столь большое число повторений целесообразно лишь при воспитании выносливости.
Особенности воспитания быстроты
На этапе предварительной подготовки в работе с юными футболистами целесообразно использовать комплекс средств, направленных на приобретение всесторонней физической подготовленности, укрепление здоровья и гармоническое развитие, овладение разнообразными навыками и умениями, обучение начальным основам техники и тактики футбола.
Задачи физической подготовки в это время состоят, прежде всего, в формировании двигательной функции юных футболистов, основными компонентами которой являются сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость, а также умение управлять своими движениями во времени, пространстве и по степени мышечных усилий. Значительное внимание надо уделять воспитанию быстроты движений, поскольку в детском и подростковом возрасте имеются широкие возможности для воспитания этого важнейшего физического качества.
Следует подчеркнуть, что на этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации быстрота воспитывается в тесной связи с ловкостью, что создает необходимую основу для успешного овладения рациональной техникой передвижения. В возрастном диапазоне 8-12 лет значительное повышение максимальной скорости бега обусловлено естественным ростом быстроты движений, а в возрасте 12-14 лет скорость повышается главным образом благодаря возрастанию скоростно-силовых качеств и мышечной силы.
Поэтому при воспитании быстроты надо стремиться к максимальному увеличению темпа бега и частоты движений, не требующих больших мышечных усилий. Предпочтение следует отдавать естественным движениям. Неоценимую помощь могут оказать спортивные и подвижные игры, упражнения, выполняемые в игровой форме, в форме соревнований.
Выполнение игровых упражнений заставляет юных футболистов проявлять максимум усилий для достижения победы. Игровой материал должен занимать до 50% общего времени занятий. Каждое упражнение выполняется кратковременно (10-15 секунд), в виде нескольких серий, интервал отдыха 2-3 мин. Важное значение имеет повторный бег с максимальной скоростью, выполняемый в виде эстафет на отрезках до 20 м. Кроме эстафет рекомендуется включать в занятия контрольные упражнения в беге на 10-15 м. Для развития сложной двигательной реакции и частоты движений следует широко использовать скоростные упражнения из различных стартовых положений, с изменением направления бега, по разнообразным зрительным сигналам. Это дает возможность избирательно реагировать с ответным действием на каждый из сигналов, моделируя сложные ситуации, возникающие в процессе игры.
На этапе начальной спортивной специализации помимо применения в широком масштабе игр, игровых упражнений можно использовать специальные подготовительные комплексы упражнений для развития основных физических качеств, прежде всего быстроты и силы.
Это создает благоприятные предпосылки для обеспечения прочной базы всесторонней физической подготовленности. Комплексы с преимущественной направленностью на воспитание быстроты надо применять в начале основной части урока, затем следуют игры, также способствующие совершенствованию этого качества. Значительно меньше времени отводится на комплексы упражнений силового характера с соответствующими играми и игровыми упражнениями, а также на комплексы игр, требующих проявления выносливости. Они проводятся соответственно в середине и конце урока.
Многообразие средств, включающих игры и специальные подготовительные комплексы упражнений, помогает лучше совершенствовать общую физическую подготовленность детей и подростков и на ее фоне специализированно развивать их основные физические качества.
На этапе углубленной тренировки и спортивного совершенствования большое внимание уделяется воспитанию быстроты, которая наиболее трудно поддается развитию. Чтобы избежать преждевременной стабилизации достигнутого уровня развития быстроты, нужно наряду с повторным бегом с максимальной скоростью широко использовать скоростно-силовые и собственно-силовые упражнения, т. е. повысить скорость бега в основном за счет динамической силы. При воспитании способности к быстрому проявлению силы целесообразно применять метод динамических усилий, когда предельное силовое напряжение обеспечивается путем перемещения легкого груза с максимальной скоростью.
Упражнения, выполняемые с максимальной интенсивностью, являются сильным средством, вызывающим быстрое утомление. Поэтому упражнения с акцентом на развитие максимальной скорости надо проводить часто, но в относительно небольшом объеме. Чтобы правильно определить дозировку упражнений, направленных на воспитание быстроты движений, надо учитывать число повторений упражнения, когда они выполняются без снижения скорости, а также длительность непрерывной тренировочной работы, выполняемой без снижения предельной или около предельной скорости. Выполнение упражнений, направленных на воспитание быстроты, прекращают в тот момент, когда субъективные ощущения юного футболиста, внешние признаки утомления или показания секундомера будут свидетельствовать о снижении, скорости передвижения. Это снижение служит первым сигналом («критерием достаточности») для прекращения на данном занятии работы над воспитанием быстроты.
В качестве средств развития быстроты используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью. В первую очередь применяют три группы упражнений: общеразвивающие (на «быстроту»), специальные упражнений «своего» вида спорта и упражнения других видов спорта (Н. Г. Озолин, 1970). При этом надо учитывать, по меньшей мере, три требования:
1. Упражнения должны выполняться на предельной скорости.
2. Упражнения должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения.
3. Продолжительность упражнения (или длина дистанции) должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления (В. М. Зациорский, 1966).
Особенности воспитания выносливости
К воспитанию выносливости у юных футболистов целесообразно приступать с. 12-15 лет. В этом возрасте заканчивается анатомо-физиологическое формирование подростка, и его большая двигательная активность дает большой прирост развития выносливости.
Воспитание общей выносливости
На этапе начального обучения предпочтение отдается воспитанию общей выносливости. Методы воспитания общей выносливости являются общими для различных спортсменов - выбор их не зависит от специализации, квалификации и индивидуальных особенностей футболистов.
Главным средством воспитания общей выносливости служат длительный мало интенсивный бег, а также циклические виды спорта: плавание, лыжи и т. п.
В занятиях с футболистами 11-12 лет основным средством воспитания общей выносливости является спокойный длительный бег. Продолжительность бега постепенно увеличивается с 10 до 30 мин. при частоте пульса 140-150 уд/мин. Этот метод тренировки называется равномерным. Он имеет ряд преимуществ: во-первых, создаются благоприятные условия для гармонической и постепенной настройки на работу всех систем организма; во-вторых, снижается возможность перетренировки. При этом организм спортсмена работает в аэробном режиме.
На этапе углубленной тренировки для воспитания общей выносливости футболистов целесообразно применять равномерно-переменный метод тренировки. Данный метод характерен тем, что нагрузка делится на несколько «порций», чередуемых с промежутками пассивного или активного отдыха, что позволяет применять более интенсивные упражнения, которые более остро воздействуют на организм занимающихся.
Упражнения, выполняемые равномерно-переменным методом, способствуют воспитанию у футболиста умения «терпеть», позволяют совершенствовать технику в условиях, близких к соревновательным. Этот метод по своему воздействию на организм является аэробно-анаэробным.
Тренировку по равномерно-переменному методу надо проводить в соответствующем режиме. Например, при выполнении бега на 1000 м дается следующее задание: 200 м бежать равномерно, 20-30 м рывок и т. д. Пользуясь равномерно-переменным методом тренировки для воспитания общей выносливости, необходимо учитывать следующие основные характеристики выполняемой работы:
1. Интенсивность выполнения упражнения должна быть приблизительно такой, чтобы частота пульса к концу его выполнения была 160-170 уд/мин.
2. Продолжительность выполнения упражнений определяется в пределах 45-90 сек.
3. Интервал отдыха от 15 до 45 сек., при этом к концу пауз частота пульса должна снизиться до 120-140 уд/мин.
4. Число повторений подбирается с таким расчетом, чтобы все серии выполнялись при сравнительно устойчивом режиме.
5. Отдых между тренировочными отрезками пассивный.
Воспитание специальной выносливости
Наряду с общей выносливостью футболисты должны развивать специальную выносливость. Применительно к футболу специальная выносливость будет проявляться в способности игрока поддерживать заданный темп игры до последней минуты матча.
Разновидностью специальной выносливости является скоростная выносливость. При высоком развитии этого качества футболист сохраняет максимальную скорость рывков и ускорений, эффективно выполняет технические приемы на протяжении всей игры.
Проявление специальной выносливости зависит от некоторых физиологических и психических факторов. Основным физиологическим фактором являются анаэробные возможности футболиста. Для совершенствования анаэробных механизмов при воспитании скоростной выносливости применяются повторный, переменный, интервальный соревновательный методы.
Целесообразно использовать и круговую тренировку. Преимущество ее заключается в том, что в ней удачно сочетается строгая регламентация нагрузки с ее индивидуализацией. Индивидуальная мера нагрузки определяется с помощью так называемого «максимального теста», т. е. испытанием на максимальное выполнение отдельных упражнений (число повторений, скорость) по каждому упражнению, включенному в комплекс круговой тренировки.
Создание фундамента специальной выносливости юных футболистов при круговой тренировке проходит по переменно-интервальном методу с жестким интервалом отдыха.
Упражнения круговой тренировки, выполняемые на каждой отдельной «станции», в техническом отношении должны быть несложными. Комплекс упражнений должен включать в основном упражнения рекомендуемые для развития двигательных качеств футболистов а также вспомогательные упражнения из других видов спорта.
Нагрузки при выполнении упражнений должны быть сугубо индивидуальными. Скорость выполнения упражнений - 80-85% от максимальной, при этом к концу выполнения упражнений частота пульса должна быть в пределах 175-180 уд/мин. Интервалы отдыха – не менее 45-90 сек. и не более 3-4 мин.
Для удобства контроля за нагрузкой на организм юных футболистов все упражнения по частоте пульса можно разделить на три группы интенсивности (низкая, средняя, высокая).
К упражнениям низкой интенсивности относятся те, при выполнении которых частота пульса достигает 120-130 уд/мин. Скорость выполнения упражнений – 50-65% от максимальной. К упражнениям низкой интенсивности следует отнести простой бег по кругу, ходьбу в различных положениях, ведение мяча без ускорения, различные гимнастические упражнения, удары по воротам из статических положений, передачи мяча в парах на месте, обучение новым техническим приемам и т. д.
К упражнениям средней интенсивности относятся те, при Выполнении которых частота пульса достигает 130-165 уд/мин при скорости выполнения упражнений 70-85% от максимальной. Например, различный бег из различных стартовых положений, разнообразные ускорения (20-30 м) и рывки (10-15 м), прыжки в длину с места, прыжки вверх с одновременным подтягиванием бедер к груди, а также передача мяча после ведения, ведение мяча на ограниченной площадке, разно- образные эстафеты с мячом, ведение мяча на скорости.
К упражнениям высокой интенсивности относятся те, при выполнении которых частота пульса достигает 170-190 уд/мин при максимальной скорости выполнения упражнения. Например, «челночный» бег в виде соревнований, игра в «пятнашки» на ограниченной площадке, выпрыгивание из положения приседа, удар по мячу в цель после рывка 8-10 м с сопротивлением противника, игра со специальным заданием (держать высокий темп, сократить количество игроков в команде), игра на ограниченных площадках.
Тренировка в упражнениях на выносливость с большой нагрузкой может проводиться для футболистов 15-16 лет не чаще 1 раза в неделю, а для 17-18-летних - 2 раза в неделю.
Умение тренера четко определить энергетическую «стоимость» каждого включенного в тренировочное занятие упражнения по физической, технической и тактической подготовке дает возможность более правильно и целенаправленно подбирать средства и методы тренировки.
Для определения уровня выносливости рекомендуется использовать тест шестиминутного бега. С этой целью круг, по которому производится бег, размечается через каждые 10 м. Чтобы правильно распределить силы, выбрать оптимальный темп, юные футболисты должны 3-5 раз «опробовать» дистанцию. Уровень выносливости определяется по длине пробегаемой дистанции.
Таблица 1
МПК/кг
Скорость бега, м/сек
Скорость бега, км/час
Длина пути в тесте шестиминутного бега, м
40—44
3,1
11
1100
45—49
3,3
12
1200
50—54
4,0
14,5
1350
55—59
4,2
15
1500
60—64
4,4
16
1600
65—70
4,8
17,5
1750
Так, например, считается хорошим показателем, если 13-летние футболисты пробегают за 6 мин. 1410-1450 м, а 14-летние соответственно 1530-1550 м.
В таблице 1 приведены показатели длины дистанции, которую должен пробежать юный футболист на уровне 85-90% от своих предельных аэробных возможностей и индивидуальных величин МПК/кг, чтобы тренировать системы кислородного обеспечения организма.
Пробегание в каждом тренировочном занятии, а также в индивидуальных тренировках предлагаемых дистанций наряду с использованием других рекомендованных здесь упражнений должно значительно повысить выносливость юных футболистов.
Особенности воспитания ловкости и гибкости
Воспитание ловкости и гибкости на этапах предварительной подготовки и начальной специализации создает основу для успешного овладения сложными по координации двигательными действиями. Типичными упражнениями здесь являются подвижные игры, упражнения с мячом, акробатические упражнения, бег с преодолением несложных препятствий, прыжки, упражнения в равновесии на небольшой высоте. Большое значение имеют упражнения в беге с дополнительны- ми заданиями на внезапные остановки, повороты, с изменением направления и с требованием быстроты выполнения.
Естественную эластичность мышц и подвижность в суставах следует поддерживать с помощью упражнений с движениями большой амплитуды без отягощения, сохраняя оптимальную меру гибкости.
На этапах углубленной тренировки и спортивного совершенствования целесообразно обновлять и варьировать упражнения, выполнять их в новых, более сложных, условиях. Особое значение приобретают спортивные игры (баскетбол, гандбол, хоккей).
При воспитании гибкости используют упражнения без предметов и с легкими предметами, выполняемые с большой амплитудой, упражнения на гибкость в сочетании с упражнениями, укрепляющими суставы и связки, а также с упражнениями на расслабление мышц.
В занятиях с юными футболистами применяют специальные достаточно эффективные упражнения на гибкость с полной амплитудой движения (в парах и с отягощением), заканчивающиеся двумя-тремя легкими пружинящими рывками.
Круговая тренировка как средство физического воспитания
Система круговой тренировки была разработана в университете Лидса на севере Англии после второй мировой войны. Она предназначалась для подготовки школьников старших классов, студентов колледжей и даже спортсменов высокого класса /50/.
В наши дни круговая тренировка является популярным методом общей физической подготовки. Она позволяет воспитывать такие физические качества как сила, быстрота, выносливость и комплексные формы их проявления – силовую, скоростную, скоростно-силовую выносливость /13/.
Наряду с этим круговая тренировка позволяет решать ряд воспитательных задач, таких как настойчивость в достижении цели, добросовестности, стремление к физическому совершенству.
Физические упражнения относятся к произвольным движениям, в основе которых лежат рефлекторные механизмы. И.М. Сеченов рассматривал произвольные движения как заученные, сознательные и подчиненные воле человека, возникшие под влиянием условий жизни и воспитания. И.П. Павлов указывал, что произвольность этих движений обусловливается суммарной деятельностью коры головного мозга. Без мышечных движений невозможна практическая деятельность человека и, значит, его совершенствование в процессе воспитания /2/.
Таким образом, воздействие физических упражнений тесно связано с деятельностью мышц, органов чувств, внутренних органов, коры головного мозга /2, 44/.
Организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием круговой тренировки, обладает многими достоинствами и заслуживает самого широкого распространения в работе учителей. Однако эта форма дает эффект, если применять ее правильно. Наблюдения же показали, что многие учителя понимают под круговой тренировкой мелкогрупповой поточный метод. Он, несомненно, повышает плотность урока. Но круговую тренировку с присущими ей особенностям не следует смешивать с проведением любых упражнений поточным способом, так как это снижает ее значение /50/.
В методической литературе и практике учителей известен такой способ проведения упражнений, как поточный мелкогрупповой. Класс делят на несколько небольших групп (5 - 6 человек), в каждой из которых задания выполняются потоком. Даются любые задания - повторение разученного движения с целью закрепления его техники, выполнение специально подобранных упражнений для развития двигательных качеств и т. д.
Термин «круговая тренировка», обозначает иной способ проведения упражнений. В основе организации учеников для выполнения упражнений по круговой тренировке лежит тот же мелкогрупповой поточный способ. Но должна быть разработана четкая методика выполнения упражнений. Назначение упражнений тоже строго определено - для комплексного развития двигательных качеств. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств. Одна из важнейших особенностей этой формы занятий - четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее. Есть и другие особенности круговой тренировки. Раскроем каждую из них /8, 13, 30, 50/.
Для проведения занятий по круговой тренировке составляют комплекс из 8 - 10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма.
В зависимости от числа упражнений в комплексе класс делят на 6 - 8 групп по 3 - 5 человек.
Заранее (перед уроком) размечают места (станции) для выполнения упражнения. Для более четкой организации занятий у каждой станции ставят указатель (стойка с укрепленным на ней плотным листом бумаги 25х30 см) с графическим изображением и кратким описанием упражнения, выполняемого на этом месте.
Последовательность прохождения станций устанавливается по кругу, прямоугольнику или квадрату; в зависимости от того, как более рационально использовать площадь зала и оборудование. Нужно стараться использовать все снаряды и подручный инвентарь, который есть в зале. Например, можно давать подтягивание в висе и на верхней жерди разновысоких брусьев; прыжки в глубину с платформ (80х80 см), укрепленных на гимнастической стенке, на разной высоте; как отягощение применять штанги, гимнастические скамейки и т.д. Учитель указывает каждой группе, на каком месте она начинает упражняться и в каком порядке переходит от станции к станции. В дальнейшем сохраняется тот же порядок /12/.
Особенности физических упражнений, используемых
в комплексах круговой тренировки
Организационную основу круговой тренировки составляет циклическое проведение различных целевых комплексов физических упражнений, подбираемых в соответствии с учебной программой и профессиональной направленностью физического воспитания. Применяя структуру круговой тренировки, можно приближать эффект общеразвивающих упражнений к специфическим требованиям /50/.
Предлагаемые упражнения для круговой тренировки подобраны с учетом анатомической классификации - для рук, туловища, ног и т.п. наряду с этими упражнениями подобраны упражнения по педагогическому принципу с учетом преимущественного развития специфических качеств. Рисунки для круговой тренировки выполнены по стилизованной схеме, так называемому символу круговой тренировки, показывающие основные положения выполнения упражнения. Для организации занятий предлагается большой набор разнообразных упражнений, охватывающий все основные мышечные группы и направленный на преимущественное воспитание и совершенствование физических качеств, закрепление навыков и умений прикладного характера. Упражнения в комплексах подобраны из технически несложных движений. Учащимся рекомендуется предварительно изучить их в подготовительной части урока в виде отдельных общеобразовательных упражнений, выполняемых фронтальным или поточным способом. Предлагаемые упражнения в своем большинстве имею ациклическую структуру, но в круговой тренировке им дается искусственно-циклический характер путем слитных повторений. Простота подобранных упражнений позволяет повторять их многократно и комплексно, как одну целостную тренировочную работу. В отличие от элементарных гимнастических упражнений круговой тренировки входящие в учебно-методические плакаты станций, представляют, как правило, простые и постепенно усложненные действия. Они подбираются из различных видов спорта, а также из повседневной практической деятельности. Благодаря своей конкретности, целенаправленности такие упражнения доступны пониманию учащихся и выполняются свободно. Каждый решает поставленную задачу по-своему, в соответствии со своими возможностями. Особое значение для разностороннего развития верхних конечностей приобретают упражнения с различными предметами, снарядами посильного для учащегося веса. Движения бросания и ловли, передачи и приема, размахивания, вращения и т.п. развивают ловкость, сноровку в обращении с предметами разной формы и веса, вырабатывают быстроту двигательной реакции. Учащиеся приобретают важные для практической и трудовой деятельности умения и навыки /13/.
К комплексам упражнений круговой тренировки относятся также некоторые упражнения, выполняемые на снарядах и тренажерах. В отличие от упражнений на снарядах в спортивной гимнастике они выполняются в обусловленной самой двигательной задачей экономной форме. Некоторые гимнастические снаряды - скамейки, лестницы и другие используются как средства, дополняющие и усложняющие выполнение самих упражнений на станциях круговой тренировки. Объединенные и специализированные комплексы, эти упражнения успешно могут использоваться как для общефизической, так и для профессионально-прикладной подготовки на уроках физического воспитания /34/.
Благодаря разнообразию методических вариантов, неограниченному количеству тренировочных средств и точном нормированию нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями учеников, комплексы круговой тренировки имеют широкую сферу применения как для общефизической и профессионально-прикладной целевой подготовки, так и лих совершенствования в отдельных видах спорта, входящих в учебную программу по физическому воспитанию. Кроме круговой тренировки применяются несколько упрощенные способы организации и проведения занятий, которые являются подготовительной ступенью к самой круговой тренировке /50/.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения поставленных в работе задач нами использовались следующие методы исследования:
1. Контент-анализ научно-методической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Педагогическое тестирование.
4. Методы математической статистики.
Контент-анализ научно-методической литературы
Контент-анализ научно-методической литературы проводился с целью выяснения вопросов, связанных с физическими качествами и их воспитанием различными методами. На основании этого анализа была разработана методика, направленная на повышение уровня общей физической подготовленности школьников, занимающихся футболом, средствами круговой тренировки.
Контент-анализ научно-методической литературы позволил нам аргументировать актуальность выбранной темы, сформулировать гипотезу и цель, выбрать адекватные методы исследования.
Педагогический эксперимент
Для подтверждения поставленной в работе гипотезы был проведён педагогический эксперимент, цель которого заключалась в исследовании динамики показателей уровня общей физической подготовленности учащихся 7-х классов занимающихся в секции футбола под воздействием круговой тренировки и без ее использования. Всего в эксперименте приняло участие 28 школьников.
Педагогический эксперимент продолжался один учебный год и был по цели констатирующим, по условиям проведения - естественным, по осведомленности исследуемых - открытым, по направленности сравнительным, по логической схеме доказательства – параллельным /4/.
Были определены две группы: контрольная и экспериментальная. В контрольной группе учащиеся занимались физической подготовкой по методике, рекомендуемой программой для ДЮСШ /5/. В экспериментальной группе дополнительно была использована предложенная нами методика, направленная на повышение уровня общей физической подготовленности с акцентированным применением кругового метода при воспитании основных физических качеств (приложения 1, 2).
Педагогическое тестирование
Педагогическое тестирование проводили для определения уровня общей физической подготовленности подростков, принявших участие в нашем исследовании. При этом были соблюдены основные правила и требования, предъявляемые к процедуре тестирования /6, 21, 23, 42/.
Уровень физической подготовленности определяли по тестам школьной комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов /33/:
1. Бег на 30 м. В забеге участвовало по два человека. Время бега определили с точностью до 0,1 секунды.
2. Челночный бег (3 х 10 м). В забеге участвовало по два человека. Перед началом бега на линию старта для каждого бегуна клали два кубика. По команде "На старт!" мальчики подходили к линии старта. По команде "Внимание!" наклонялись и брали первый кубик. По команде "Марш!" они бежали к финишу, клали кубик на линию, не останавливаясь, возвращались за вторым кубиком, который тоже клали на линию финиша. Бросать кубики запрещалось. Секундомер включали по команде "Марш!" и выключали в момент касания пола вторым кубиком. Результаты фиксировали с точностью до 0,1 секунды.
3. Прыжки в длину с места. Перед прыжковой ямой проводили линию отталкивания и перпендикулярно ей закрепляли рулетку. Учащиеся становились около линии, не касаясь её носками, и выполняли толчком двух ног прыжок в длину с места. Расстояние определяли от линии до сзади стоящей пятки любой ноги. Выполнялось три попытки, лучший результат фиксировали в протоколе с точностью до одного сантиметра.
4. Подтягивание на перекладине. Этот тест учащиеся выполняли в условиях спортивного зала, школьники выполняли подтягивание из виса на высокой перекладине. Засчитывали максимальное количество правильно выполненных подтягиваний.
5. 6-минутный бег. Бег осуществляли по кольцевой дорожке школьного стадиона. Старт - высокий. Протяженность пройденной дистанции определяли с точностью до 1 метра.
6. Наклон вперёд. К гимнастической скамейке вертикально прикрепляли линейку, совмещая нулевую отметку с плоскостью скамейки. Испытуемый становился ногами на скамейку и выполнял наклон вперёд, ноги при выполнении прямые. Исследователь по линейке регистрировал величину гибкости. Делали две попытки, в протокол вносили лучшую из них. Результат определяли с точностью до 0,5 см.
Методы математической статистики
Математическая обработка полученных в исследовании результатов осуществлялась по общепринятым в педагогике методикам /4, 15, 22, 25, 26/.
Рассчитывали следующие показатели:
- среднюю арифметическую величину (х):
где, Σ – знак суммирования;
xi – полученные в исследовании значения (варианты);
n – число вариант.
- среднее квадратическое отклонение ():
- среднюю ошибку среднего арифметического (m):
- сравнение данных осуществляли по t-критерию Стьюдента:
Уровень достоверности определяли по таблицам.
С целью проверки достоверности различий был выбран 5% уровень значимости (РПри нашем количестве испытуемых (28 человек) границы доверительной вероятности были следующими /4/:
5% при t= 2,1 – 2,9;
1% при t = 3,0 – 3,8;
0,1% при t = 3,9 и более.
Организация исследования
Исследование проводилось в три этапа:
На I этапе (сентябрь – октябрь 2003 г.) была выбрана тема исследования, проведен контент-анализ научно-методической литературы, определены цель, задачи и методы исследования, проведено первичное педагогическое тестирование.
На II этапе (октябрь 2003 - май 2004 г.) проводили педагогический эксперимент.
На III этапе (май - сентябрь 2004 г.) проводили повторное педагогическое тестирование, осуществляли анализ полученных результатов, затем были сделаны выводы, разработаны практические рекомендации, написана и оформлена выпускная квалификационная работа.
Педагогическое тестирование и педагогический эксперимент проводили на базе средней общеобразовательной школы № 6 ст. Полтавской, в которой имеется секция футбола. В качестве контрольной была привлечена группа начальной подготовки юных футболистов из СОШ №3.
В исследовании принимали участие школьники 7-х классов СОШ №6 и СОШ №3 в количестве 28 человек, которые были по заключению врача здоровы, допущены к занятиям футболом, а их родители дали согласие на участие своих детей в исследовании.
Из вышеназванного количества школьников были сформированы контрольная и экспериментальная группы, первая из которых состояла из мальчиков группы начальной подготовки, занимающиеся в секции футбола СОШ №3, вторая - из школьников, занимающихся в группе начальной подготовки в секции футбола СОШ №6. В обеих группах было по 14 мальчиков.
Цель исходного педагогического тестирования в начале учебного года заключалась в определении уровня общей физической подготовленности учащихся 7-х классов общеобразовательной школы, занимающихся футболом в школьной секции.
Тестирование в конце учебного года было необходимо для сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп с последующим анализом и оценкой на его основе эффективности предлагаемого нами кругового метода.
Контрольная группа в течение всего педагогического эксперимента занималась физкультурой по традиционной методике согласно программе для ДЮСШ /5/. Учащиеся экспериментальной группы дополнительно использовали специально разработанную методику, направленную на повышение уровня общей физической подготовленности по методу круговой тренировки /7, 12, 13, 17, 24, 32, 34, 35, 41, 42, 48, 50/ на основе широкого использования средств спортивных игр, легкой атлетики и гимнастики /16, 37, 40, 43, 49, 53/.
Традиционная и экспериментальная методики предполагали проведение тренировочных занятий три раза в неделю, продолжительностью по 90 минут.
Основным способом развития физических качеств в экспериментальной группе был круговой метод. В подготовительной части занятия, в зависимости от времени года и состояния погоды, были использованы легкоатлетические или гимнастические упражнения, направленные на развитие физических качеств по круговому методу. Выносливость развивали в конце основной части тренировочного занятия.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ полученных результатов после проведённого в начале учебного года педагогического тестирования в контрольной и экспериментальной группах у мальчиков показал (табл. 2), что по всем тестам, характеризующих уровень физической подготовленности достоверных различий между группами не выявлено.
Так, среднегрупповые результаты в тесте "бег 30 м" у мальчиков контрольной и экспериментальной групп были равны соответственно 5,8 ± 0,26с и 5,67 ± 0,27с, различий нет - t = 0,48; Р > 0,05; в "прыжке в длину с места" - 184 ± 13,7см и 185,7 ± 9,1см, различий также нет - t = 0,10; Р > 0,05.
Результаты в "6-минутном беге" соответственно - 1088 ± 49,2м и 1110 ± 43,3м, различий нет - t = 0,34; Р > 0,05.
В тесте "челночный бег 3 х 10 м" результаты в группах были равны соответственно - 9,11 ± 0,47с и 9,04 ± 0,34с, различия не достоверны при t = 0,12; Р > 0,05.
Таблица 2
Сравнение показателей уровня общей физической подготовленности у
мальчиков контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента
№№
Тесты
Контрольная группа
х ± m
Экспериментальная группа
x ± m
t
Р
1
Бег 30 м,
С
5,8 ± 0,26
5,67 ± 0,27
0,48
> 0,05
2
6-минутный бег,
с
1088 ± 49,2
1110 ± 43,3
0,34
> 0,05
3
Челночный бег 3 х 10 м, с
9,11 ± 0,47
9,04 ± 0,34
0,12
> 0,05
4
Подтягивание в висе, кол-во раз
5,4 ± 0,25
5,1 ± 0,37
0,67
> 0,05
5
Прыжки в длину с места, см
184 ± 13,7
185,7 ± 9,1
0,10
> 0,05
6
Наклон вперёд,
см
7,07 ± 0,28
6,87 ± 0,36
0,95
> 0,05
В "наклоне вперёд" различий также не выявлено, в контрольной группе результат составил 7,07 ± 0,28см, в экспериментальной - 6,87 ± 0,36см; t = 0,95; Р > 0,05.
В подтягивании на перекладине прослеживается аналогичная картина: показатель достоверности различий у мальчиков контрольной и экспериментальной групп не достигает достоверных величин. Результаты в группах соответственно - 5,4 ± 0,25 кол-во раз и 5,1 ± 0,37 кол-во раз (t = 0,67; Р > 0,05).
Таким образом, для проведения педагогического эксперимента данные группы как однородные могут быть использованы: одна контрольная, другая - экспериментальная.
Результаты педагогического тестирования показали, что уровень физической подготовленности обследованных семиклассников в основном соответствовал средним показателям по комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов /33/. Это дало нам основание ставить целью своей работы повышение уровня физической подготовленности детей путем совершенствования применяемых или разработки новых более эффективных методик.
Педагогический эксперимент был направлен на проверку разработанного кругового метода, применяемого для воспитания физических качеств мальчиков, и проводился в течение одного учебного года.
После завершения педагогического эксперимента было проведено повторное педагогическое тестирование, цель которого заключалась в проверке эффективности разработанной методики круговой тренировки, направленной на повышение уровня общей физической подготовленности учащихся 7-х классов, занимающихся футболом.
Анализ полученных в итоговом тестировании среднегрупповых результатов в контрольной и экспериментальной группах у мальчиков 7-х классов показал (табл. 3), что по ряду тестов, характеризующих уровень общей физической подготовленности, между группами появились достоверные различия.
Так в "беге на 30 м" результаты на конец педагогического эксперимента составили: в контрольной группе 5,74 ± 0,25с, в экспериментальной - 4,81 ± 0,15с, различия достоверны - t = 3,2; Р В "прыжках в длину с места" различия среднегрупповых результатов не достигли достоверных значений - t = 0,80; Р > 0,05.
Также нет различий и в тесте “подтягивание на перекладине” - t = 0,25; Р > 0,05. Это говорит о том, что в обеих группах достаточно эффективно были применены методы воспитания силовых и скоростно-силовых качеств.
Однако в "челночном беге 3 х 10 м", характеризующем координационные способности, превосходство мальчиков экспериментальной группы вновь достоверно (t = 2,32; Р Таблица 3
Сравнение показателей уровня общей физической подготовленности у
мальчиков контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента
№№
Тесты
Контрольная группа
х ± m
Экспериментальная группа
х ± m
t
Р
1
Бег 30 м,
с
5,74 ± 0,25
4,81 ± 0,15
3,2
2
6-минутный бег,
с
1120 ± 45,0
1240 ± 34,7
2,11
3
Челночный бег 3 х 10 м, с
9,03 ± 0,42
7,87 ± 0,28
2,32
4
Подтягивание в висе, кол-во раз
6,2 ± 0,28
6,3 ± 0,15
0,31
> 0,05
5
Прыжки в длину с места, см
185,3 ± 13,6
198,0 ± 8,2
0,80
> 0,05
6
Наклон вперёд,
см
7,73 ± 0,24
8,80 ± 0,21
3,34
В "6-минутном беге", тесте на выносливость, результаты в контрольной группе составили 1120 ± 45,0м, в экспериментальной - 1240 ± 34,7м. Различия достоверны - t = 2,11; Р Наибольшая разница результатов между группами оказалась в тесте, характеризующем активную гибкость - наклоне вперед, здесь t-критерий Стьюдента составил 3,34, при Р Таким образом, динамика результатов исходного и итогового тестирования такова, что дети экспериментальной группы превзошли своих сверстников из контрольной группы по таким физическим качествам как быстрота, выносливость, ловкость и гибкость.
В скоростно-силовых качествах (прыжок в длину с места) и в силе (подтягивание на высокой перекладине) достоверных различий между средне групповыми результатами не выявлены, что можно расценивать как равноценность используемых методик при воспитании данных способностей.
Ни в одном тесте дети контрольной группы не показали результаты лучше, чем дети экспериментальной группы. Данные результаты позволяют нам утверждать, что использование кругового метода воспитания физических качеств в этом возрасте является эффективным при развитии быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
Для более детального анализа динамики результатов тестирования, полученных в педагогическом эксперименте, мы провели сравнение среднегрупповых показателей по всем тестам в каждой группе.
В результате чего оказалось, что в контрольной группе (табл.4) достоверный прирост имеет место лишь в двух показателях – силе и гибкости. Здесь t-критерий составил соответственно 2,16 и 2,06, при Р По-видимому, традиционная методика проведения занятий в секции футбола в большей степени способствует росту силы гибкости и в меньшей – остальных физических качеств. Возможно также, что в данном случае оказалась недостаточной продолжительность педагогического эксперимента.
Таблица 4
Динамика показателей уровня общей физической подготовленности у
мальчиков контрольной группы
№№
Тесты
До
эксперимента х ± m
После
эксперимента
х ± m
t
Р
1
Бег 30 м,
с
5,8 ± 0,26
5,74 ± 0,25
0,17
> 0,05
2
6-минутный бег,
м
1088 ± 49,2
1120 ± 45,0
0,48
> 0,05
3
Челночный бег 3 х 10 м, с
9,11 ± 0,47
9,03 ± 0,42
0,13
> 0,05
4
Подтягивание в висе, кол-во раз
5,4 ± 0,25
6,2 ± 0,28
2,16
5
Прыжки в длину с
места, см
184,0 ± 13,7
185,3 ± 13,6
0,07
> 0,05
6
Наклон вперёд,
см
7,07 ± 0,28
7,73 ± 0,24
2,06
Динамика показателей уровня общей физической подготовленности у мальчиков экспериментальной группы имеет другую тенденцию (табл. 5). Почти по всем показателям тестов произошли достоверные изменения:
- в беге с низкого старта на 30 м - t = 2,87; Р - в подтягивании на перекладине - t = 3,00; Р
- в челночном беге 3 х 10 м - t = 2,66; Р - в 6-минутном беге - t = 2,34; Р
Однако достоверных значений не достиг результат в прыжках в длину с места, характеризующий скоростно-силовые способности, здесь t = 1,01; Р > 0,05.
Таким образом, результаты, полученные в ходе педагогического исследования, экспериментально подтверждают эффективность разработанной методики, направленной на повышение уровня общей физической подготовленности средствами круговой тренировки в школьной секции футбола.
Таблица 5
Динамика показателей уровня общей физической подготовленности у
мальчиков экспериментальной группы
№№
Тесты
До
эксперимента х ± m
После
эксперимента
х ± m
t
Р
1
Бег 30 м,
с
5,67 ± 0,27
4,81 ± 0,15
2,87
2
6-минутный бег,
м
1110 ± 43,3
1240 ± 34,7
2,34
3
Челночный бег 3 х 10 м, с
9,04 ± 0,34
7,87 ± 0,28
2,66
4
Подтягивание в висе, кол-во раз
5,1 ± 0,37
6,3 ± 0,15
3,00
5
Прыжки в длину с
места, см
185,7 ± 9,1
198,0 ± 8,2
1,01
> 0,05
6
Наклон вперёд,
см
6,87 ± 0,36
8,80 ± 0,21
4,59
На основании вышеизложенного анализа полученных результатов можно утверждать, что выдвинутая нами в начале исследования рабочая гипотеза получила в педагогическом эксперименте свое полное подтверждение. Круговой метод показал свою эффективность при воспитании физических способностей юных футболистов – мальчиков 12-13-летнего возраста.
ВЫВОДЫ
1. Анализ научно-методической литературы позволил нам получить представление о процессе физической подготовки и о круговом методе как эффективном, но не достаточно изученном способе воспитания физических способностей у школьников.
2. Исходное тестирование семиклассников показало, что их результаты, характеризующие физическую подготовленность, соответствуют в основном среднему уровню по нормам комплексной школьной программы.
3. Итоговое тестирование показало, что в контрольной группе у юных футболистов по большинству показателей (кроме силы и гибкости) не было достоверных изменений (Р > 0,05); в экспериментальной группе у мальчиков по большинству тестов (кроме прыжка в длину с места) произошли достоверные положительные изменения (Р 4. Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты говорят об эффективности предложенной экспериментальной методики, основанной на круговом методе и направленной на повышение уровня общей физической подготовленности учащихся 7-х классов, занимающихся в школьной секции футбола.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. С целью повышения уровня общей физической подготовленности мальчиков, занимающихся футболом, рекомендуется широко применять метод "круговой тренировки", как наиболее эффективный.
2. Метод "круговой тренировки" можно одинаково эффективно использовать как в подготовительной, так и в основной части тренировочного занятия по футболу в школьной секции.
3. Следует проводить занятия по круговому методу не реже двух раз в неделю, что способствует эффективному повышению уровня общей физической подготовленности. Упражнения могут состоять из бега, ходьбы, прыжков или специальных, направленных на развитие отдельных физических качеств юных футболистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аганянц Е.К. Физиологическая характеристика двигательной деятельности детей и подростков / Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью. – Краснодар: КГИФК, 1991. – С.5-16.
2. Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Демидова Е.В. Физиологические особенности развития детей, подростков, юношей: Учебное пособие. – Краснодар: КубГАФК, 1999. - 70с.
3. Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Трембач А.Б. Очерки физиологии спорта: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. - Краснодар,2001. - 203с.
4. Андреев С.Н. Футбол - твоя игра: Книга для учащихся старших и средних классов. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.
5. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. – Киев: Здоровье, 1985. – 147 с.
6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
7. Вильчковский Э.С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке // Физкультура в школе. – 1971. - №7. – С.12-14.
8. Вихров К.Л. Футбол в школе: Учебно-методическое пособие. - Киев: Рад. школа, 1990. - 192 с.
9. Гриндлер К., Пальке Х., Хеммо Х. Физическая подготовка футболистов. Пер. с нем. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – С.12-26.
10. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – С.6-23.
11. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Вышэйшая школа, 1980. - 255 с.
12. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: Вышэйшая школа, 1985. - 256 с.
13. Джармен Д. Футбол для юных. Пер. с англ. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – С.22-30.
14. Динер В.Л. Основы теории и методики физического воспитания. Учебное пособие для студентов физической культуры. Краснодар: КубГАФК, 1999. - 239 с.
15. Жужиков В.Г. Наиболее приемлемый. Об организации занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки. // Физическая культура в школе. – 1971. - №11. – С.6-8.
16. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200с.
17. Золотарёв А. П. Подготовка спортивного резерва в футболе. - Краснодар, 1996. - 78с.
18. Золотарёв А.П., Родионов В.И., Костюков В.В. Основы обучения игре в футбол: Учебно-методическое пособие. - Краснодар, 1998. - 90с.
19. Калинкин А.А. Развивая двигательные качества // Физическая культура в школе. - 1990.- №6. – С.16-18.
20. Локтев С.А., Алексанянц Г.Д., Сулимова Т.Г. Особенности тестирования общей физической работоспособности у детей и подростков. //Теория и практика физической культуры. – 1991. - №10. – С.53.
21. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М.: Педагогика, 1998. – 128с.
22. Максюта С.П. Развитие выносливости на уроках в 5-8 классах // Физическая культура в школе. - 1998. - №5. - С.18-19.
23. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учеб. для инст. физкультуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. - 586с.
24. Медведев В.А., Коледа В.А. О критериях оценки функционального состояния учащейся молодежи // Физическая культура. – 2000. - №4. – С.11-13.
25. Мейксон Г.Б., Любомирский Л.Е. Методика физического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1989.- 143с.
26. Мирончук Б.А. Развиваем силу и другие необходимые качества // Физкультура в школе. – 1997. - №2. – С.31-35.
27. Михайлина Т.М. Основы теории вероятности и математической статистики. Учебное пособие. Краснодар: КГАФК, 2003. – 138с.
28. Михайлина Т.М., Лысенко В.В. Основы спортивной метрологии / Учебное пособие. – Краснодар: КГАФК, - 1999. – 189 с.
29. Настольная книга учителя физической культуры/ Авт. - сост. Г.И. Погодаев. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2000. – 496с.
30. Николаева Л.В. Знаете ли Вы, что такое круговая тренировка. – Физическая культура в школе. – 1967. – №7. – С.11-15.
31. Петров П.К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные работы. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 112 с.
32. Сапин М.Р., Брыкина З.Г. Анатомия человека: Учеб. пособ. для студентов. - М.: Просвещение: Владос, 1995.- С.18-19.
33. Соловьёва И.А. Домашние задания по методу круговой тренировки // Физическая культура в школе. – 2000. - №5. – С.22-28.
34. Суслов Ф.П. Круговая тренировка в физическом воспитании учащихся профессиональных учебных заведений. – М.: Просвещение, 1994. – С. 17.
35. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – С.329-356.
36. Уроки физической культуры в 7-8 классах средней школы / Под ред. Г.П. Богданова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1986.- С.37-40.
37. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1996. – 257с.
38. Филин В.П. Вопросы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1967. - 232с.
39. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1972. – С.45-58.
40. Футбол. Учебник для физ. ин-тов. Под ред. Казакова П.Н. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 256 с.
41. Футбол: Учебник для институтов физической культуры. Под ред. Полишкиса М.С., Выжгина В.А. – М.: Физкультура, образование и наука, 1999. – 254 с.
42. Холодов Ж.К Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Физкультура и спорт, 2000. – С.84-96.
43. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учеб. пособ. для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1990. - 236 с.
44. Чернышенко Ю.К., Осик В.И., Банникова Т.А., Синицын Ю.Н. Физическое воспитание и здоровье детей и подростков. - Краснодар: КГАФК, 2000. - 132 с.
45. Чуйко Ю.И. Физическая культура в общеобразовательной школе (теория, методика, практика). Учебно-методическое пособие. – Краснодар: Изд-во КубГАФК, 2003. – 230 с.
46. Шварцман А.Е. О занятиях по методу круговой тренировки в VIII классе. Рассказывает А.Е. Шварцман, школа №1, г.Киев // Физическая культура в школе. – 1971. - №8. – С.15-17.
47. Шестаков М.М., Красюк Г.В. Футбол. Методические основы учёта индивидуальных особенностей игроков при планировании нагрузки: Учебно-методическое пособие. - Краснодар: КГАФК, 1995. - 24 с.
48. Шолих М. Круговая тренировка: Теоретические, методические и организационные основы одной из современных форм использования физических упражнений в школе и спортивной тренировке / Пер. с нем. Л.М. Мирского. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 166 с.
49. Шпитальный В.Б., Фомиченко С.В., Романенко Н.В. Методические основы научно-исследовательской работы в физической культуре и спорте. / Учебное пособие для вузов физ. культуры. – Краснодар: КубГАФК, 1998. – С. 18-19, 24-26.
50. Шульгатый Л.П., Шестаков М.М., Фомиченко Н.Г., Фомиченко С.В. Выпускная квалификационная работа бакалавра и специалиста физической культуры и спорта. Методические рекомендации для студентов и преподавателей вузов физической культуры. - Краснодар: КубГАФК, 1997. – 33 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
МЕТОДИКА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ ПРИ ВОСПИТАНИИ
СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ
ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ ФУТБОЛА
(аналогичные комплексы с другими упражнениями применяли для
воспитания быстроты и скоростно-силовых качеств)
Во второй половине учебного года юношей экспериментальной группы делили на четыре-пять подгрупп, каждая из которых получала отдельное задание на станции, после выполнения которого подгруппы менялись станциями последовательно по кругу. Время и содержание каждого задания оговаривались в каждом конкретном случае. Оборудование и инвентарь был в таком количестве, чтобы была возможность выполнять упражнения всеми юношам.
Примерный комплекс силовых упражнений на одном занятии:
Подгруппа 1 – сгибание – разгибание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты в коленях под углом 900, партнер удерживает ноги, три подхода, выполнять упражнение в каждом подходе до отказа, отдых между подходами 60-100 секунд.
Подгруппа 2 – подтягивание из виса на перекладине, три подхода, выполнять упражнение в каждом подходе до отказа, отдых между подходами 60-100 секунд.
Подгруппа 3 – сгибание - разгибание рук в упоре лежа (при достаточной подготовленности с отягощением или партнером малого веса на плечах), три подхода, выполнять упражнение в каждом подходе до отказа, отдых между подходами 60-100 секунд.
Подгруппа 4 – наклоны с партнером на плечах, три подхода, выполнять упражнение в каждом подходе до отказа, отдых между подходами 60-100 секунд.
Приложение 2
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДУ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ
Выделяют экстенсивно-интервальный метод как наиболее приемлемый для группы начальной подготовки /17/. Сущность его заключается в том, что движения выполняются в оптимальном темпе, точно, с большой амплитудой, на упражнения и на отдых планируется одинаковое время - по 30 секунд. Стандартная продолжительность работы и отдыха обеспечивает на уроке порядок, дисциплину, позволяет следить за точностью выполнения заданий. Последовательное чередование работы и отдыха при систематическом повышении нагрузки совершенствует комплексное развитие двигательных качеств - силовую выносливость, скоростную силу.
В комплекс обычно включают 10 упражнений (станций), на каждое тратится одна минута (30 секунд на выполнение, 30 секунд на отдых), значит, на весь комплекс (один круг) уйдет 10 минут.
Комплекс может состоять также из 8 упражнений (сокращенный круг).
Упражнения выбирают наиболее простые, чтобы в течение 30 секунд каждое можно было выполнить 10 - 30 раз. Поэтому подтягивание в висе, например, целесообразно заменить сгибанием рук в висе лежа, а сгибание рук в упоре лежа давать на повышенной опоре (бревно, скамейка).
В комплекс включают по два упражнения для развития мышц ног, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины и два общего воздействия.
Необходимо планировать в основной части урока выполнение упражнений по методу круговой тренировки с целью развития силы, быстроты, силовой и скоростной выносливости.
Примерный комплекс упражнений:
1. (I станция) Сидя верхом на скамейке, встать, стать ногами (поочередно) на скамейку, сойти со скамейки, вернуться в исходное положение.
2. (II станция) Согнуть и разогнуть руки из виса лежа, согнувшись, одновременно выпрямляясь в тазобедренных суставах.
3. (III станция) Лежа на спине, ноги закреплены (ступни под скамейкой), поднять туловище, вернуться в исходное положение.
4. IV станция) Лежа на груди, руки вверх ладонями на пол, поднять туловище, руки и ноги (прямые), вернуться в исходное положение.
5. (V станция) Стоя, палка горизонтально вниз хватом сверху на ширине плеч, продеть правую ногу между палкой и руками и выпрямиться, вернуться в исходное положение. То же, левой ногой.
6. (VI станция) Из упора лежа, руки на скамейке. Девушки: согнуть руки, одновременно опуститься на колено; разгибая руки, вернуться в исходное положение. Юноши: переставить руки (поочередно) на пол, вернуться в исходное положение (так же поочередно переставляя руки).
7. (VII станция) Стоя боком к гимнастической стенке, рукой взяться за рейку на высоте пояса, присесть на правой ноге, левую вперед, вернуться в исходное положение. То же на левой.
8. (VIII станция) Из виса на гимнастической стенке поднять согнутые ноги, вернуться в исходное положение.
9. (IX станция) Из полу приседа, руки на коленях, выпрыгнуть вверх, приземлиться в исходное положение.
10.(X станция) Из основной стойки, палка горизонтально внизу, хватом сверху, шире плеч. Наклониться вперед, одновременно поднять палку вверх (спина прямая, палка выше головы, смотреть на палку), вернуться в исходное положение.
Комплекс рекомендуется выполнять на 8-10 занятиях подряд, что составит законченный цикл занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки. Такие циклы целесообразно повторять 3 - 4 раза в течение года.
Размечая станции, нужно учитывать, что упражнения для одних мышц должны чередоваться с упражнениями для других, что для выполнения упражнений целесообразно использовать снаряды, находящиеся в зале, причем так, чтобы не передвигать их далеко.
В зале размером 6х18 метров можно расположить 10 станций комплекса.
Поскольку одна из основных особенностей круговой тренировки - выполнение с индивидуальной дозировкой, желательно заготовить личные карточки занимающихся для учета физической нагрузки и показателей реакции на нее.
Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений юными спортсменами и контролем за ее воздействием на систему организма.
Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям.