Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Физическая подготовка спортсмена

В спортивном движении действуют такие мотивы занятий спор­том, как стремление к всестороннему гармоническому развитию лично­сти, полноценной подготовки к трудовой деятельности, желание в неистовой вклад в прогресс спорта и др. Эти мотивы являются стержнем всей системы воспитания в спорте, включая и спортивную тренировку. На этой основе решаются проблемы мотивации спортивной деятельности, спортивно-этического воспитания, воспитания «спортивного» характе­ра и т. д. Спортивная деятельность, занимая существенное место в жиз­ни человека, становится одним из основных факторов его нравственно­го воспитания и самовоспитания. Одновременно она ставит сложные воспитательные проблемы. Дело в том, что формирующее влияние спорта на личность реализуется в условиях особых межличностных от­ношений, выходящих далеко за рамки чисто педагогических.
Спорт, рассматриваемый в аспекте влияния его на моральный об­лик спортсмена, не может расцениваться только как позитивный или только негативный фактор. Его конкретный воспитательный эффект в решающей мере зависит от условий социально-педагогической органи­зации спортивной деятельности. Направленное формирование личности спортсмена - результат совместного действия многих факторов и звеньев социальной системы воспитания, в том числе семьи, школы, коллектива, педагогов, других лиц и организаций, осуществляющих воспитательные функции. Явля­ясь воспитателем в полном и точном смысле слова, тренер не ограни­чивает свои воспитательные функции лишь руководством поведения спортсмена во время тренировки и соревнований. Он становится одним из основных духовных наставников спортсмена, во многом формирует образ его мыслей и поведения, оказывает существенное влияние на весь процесс его становления как личности. Индивидуальные потребности и мотивы, которые при водят к за­нятиям спортом, разнообразны. С общественно-педагогической точки зрения нередко, особенно у детей, первоначальные мотивы приобщения к спорту случайны или малосущественны. Первая воспитательная зада­ча тренера в том и состоит, чтобы, опираясь на исходные мотивы, инте­ресы и потребности спортсмена, развить их в глубоко осознанную уст­ремленность, основанную на высокой цели и твердых нравственных принципах. Формирование мотивов спортсмена обязательно связано о ус­тановкой на спортивное достижение. Факт достижения намеченного ре­зультата становится для спортсмена подтверждением реальности по­ставленной задачи и одновременно источником его ориентации на оче­редные результаты, определяющие степень субъективного запроса («уровень притязаний»). В этом заключается значение достижений как мотивационного фактора спортивной деятельности. Посредством ори­ентации на конкретные результаты тренер конкретизирует задачи спортсмена и таким образом направленно влияет на формирование его спортивных мотивов. Одна из самых важных задач тренера – раскрыть спортсмену суть связи между величиной достижения и мерой «вклада»в тренировку, сделать ее очевидной для него и воспитать устремления, которые выразились бы в спортивном трудолюбии. Мотивы и установ­ки спортсмена в процессе многолетних занятий спортом конкретизи­руются, детализируются и видоизменяются в зависимости от его воз­можностей, этапов спортивного совершенствования, условий жизни и деятельности. Наиболее общие и существенные мотивы спортивной деятельности основываются на осознанном стремлении к всесторонне­му гармоническому развитию личности, приобретению и совершенст­вованию всего, что определяет ценность человека как активного участ­ника общественного прогресса. Спортивная этика - совокупность норм поведения, регулирующая отношения людей в сфере спортивной деятельности. Задачи спортивно­ этического воспитания заключаются в конкретизации применительно к спортивной деятельности тех же самых этических норм, которые фор­мируются всей системой воспитания в обществе. Причины отклонений от норм кроются зачастую отнюдь не в незнании того, что есть нравст­венно и что безнравственно в спорте, а в отсутствии твердых убежде­ний и прочных навыков нравственного поведения, выработанных при­менительно к особенностям спортивной деятельности. Спортивные состязания являются, кроме прочего, наиболее дей­ственной формой проверки верности спортсмена спортивной этике, что определяет их роль в спортивно-этическом воспитании. Эта сторон воспитания должна быть постоянно представлена в тренировке. Здесь она особенно тесно связана с содержанием тактической, специальной психической подготовки спортсмена и с тренировочными формами со­ревновательной практики. 2. Воспитание волевых качеств В числе основных волевых качеств спортсмена обычно выделяют целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, само­обладание, настойчивость и стойкость. Независимо от вида спортивной деятельности, спортсмену нужны в совокупности все развитые волевые качества, и поэтому всестороннее воспитание их должно входить в ос­новное содержание подготовки спортсмена. Вместе с тем известно, что проявление воли в различных видах спорта специфично, так как каж­дый из них предъявляет свои требования к волевым качествам, опреде­ляемым особенностями условий и форм деятельности, характером труд­ностей, возникающих в процессе ее осуществления. Преломляя сказанное к задачам волевой подготовки спортсмена, отметим, во-первых, что они органически сливаются с задачами полно­ценной мотивации поведения спортсмена, формирования нравственных и интеллектуальных основ спортивной деятельности, взятыми в их практическом аспекте; во-вторых, что решение их должно содейство­вать общему всестороннему развитию волевых качеств как постоянных черт характера и обеспечить максимально высокую степень их прояв­ления в форме способностей, отвечающих специфическим требованиям избранной спортивной деятельности. Основы методики. Для воспитания волевых и связанных с ними качеств характера спортсмена используется, наряду с общими фактора­ ми воспитания весь комплекс основных средств и методов тренировки. Решающее значение при этом имеет ориентация деятельности спорт­смена на преодоление возрастающих трудностей. При этом система тренировочных нагрузок представляет и систему факторов развития во­ли. Практической основой методики волевой подготовки в спортивной тренировке являются: - регулярное приучение к обязательной реализации тренировоч­ной программы и соревновательных установок; - системное введение дополнительных трудностей; - использование соревновательных начал и отношений; - последовательное усиление функций самовоспитания. З. Специальная психическая подготовка спортсмена Психической подготовкой называют обычно всю совокупность воздействий на психику спортсмена, обеспечивающих формирование психической готовности к достижению. Специальная психическая под­готовка охватывает те аспекты подготовки спортсмена, которые имеют прямое отношение к оперативному управлению его психическими со­стояниями, обеспечивающему оптимальную готовность к состязанию и к выполнению особо трудных тренировочных заданий. Специфически­ми компонентами психической подготовки являются:
- формирование актуальных мотивов и установок, мобилизующих на достижение цели; - оперативная «настройка» к действию; - регулирование психических состояний, обусловленных ожида­нием ответственного соревнования (типа «предстартовых состояний») или «настройкой» на предстоящее тренировочное занятие, а также ре­гуляция эмоционально-волевых проявлений в ходе состязаний или тре­нировки;
- оптимизация восстановительных процессов и общего состояния спортсмена средствами «психорегулирующего» воздействия. Наряду о постоянными, устойчивыми мотивами, составляющими побудительную основу спортивной деятельности, непосредственная мобилизация на выполнение трудной тренировочной или соревнова­тельной задачи связана с формированием так называемых актуальных или ситуационных мотивов, которые более динамичны, обусловлены меняющимися личными установками спортсмена и зависят от значимо­сти поставленной задачи, внешних условий ее достижения, уровня под­готовленности спортсмена и его конкретного состояния. Оперативная психическая «настройка» спортсмена, кроме соответствующих воздей­ствий тренера, предполагает активное и умелое использование ряда способов само сосредоточения и само мобилизации, которые должны быть предварительно освоены путем специальной психической подго­товки. В настоящее время разработка таких способов идет по пути со­вершенствования традиционных приемов «самонастройки», идеомоторной разминки и др. " Многие ситуации в "спорте еще до того, как спортсмен фактически столкнется с ними, могут вызвать у него состояние повышенной психи­ческой напряженности, подобное эмоциональному или психическому стрессу. Наиболее известные из них - предстартовые состояния типа«стартовой лихорадки» и «стартовой апатии». Задачи нормализации психически напряженных состояний разли­чаются в зависимости от характера состояний. В случае «стартовой апатии» необходимо преодолеть депрессию, обеспечить мобилизаци­онную готовность, создать уверенное и оптимистическое настроение, в случае же «стартовой лихорадки» - уменьшить ее степень, но не в ущерб эмоциональному подъему. Подход к решению этих задач всегда должен быть комплексным. С педагогических позиций надо иметь в виду как минимум следующие факторы и отдельные средства, методы и условия, позволяющие в ком­плексе целесообразно воздействовать на психическое состояние спорт­смена. 1. Общие факторы воспитания и самовоспитания спортсмена. В комплексе их. особенно существенное влияние как на всю динамику развития, так и на конкретные психические состояния спортсмена ока­зывают: - мотивирующие воздействия тренера и его постоянные духовные контакты со спортсменом; - атмосфера дружбы, оптимизма, целеустремленности и делови­тости в спортивном коллективе; - систематическое воспитание и самовоспитание волевых качеств. 2, Специальная ориентация средств, методов и форм построения спортивной тренировки в аспекте психической подготовки. Такая ори­ентация выражается чаще всего в применении различных вариантов специализированной разминки. Системное регулирование психическо­го состояния спортсмена с помощью факторов тренировки обеспечива­ется не отдельными упражнениями, а общей структурой тренировочно­го процесса. 3. Адаптация к условиям соревнований и регулирование психиче­ской напряженности соревновательных нагрузок. 4. Специальные методы психической регуляции и само регуляции, которые представлены «психорегулирующей тренировкой» (включая «аутогенную тренировку»), идеомоторными упражнениями. 5. Условия естественной среды, гигиенические и другие средовые факторы, содействующие оптимизации психического состояния.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :