Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельнос­ти. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.
Физическая культура и спорт как социальные феномены
Физическая культура — часть общечеловеческой культуры Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развива­ются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятель­ность. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяю­щих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспо­собность. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, меди­цинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурино-спортивной деятельности, и др. И развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно -показательные выступ­ления и др.). Результатом деятельности в физической культуре является физи­ческая подготовленность и степень совершенства двигательных уме­ний и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортив­ные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное раз­витие. Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по ис­пользованию, распространению и приумножению ценностей физичес­кой культуры. Спорт — явление культурной жизни Спорт — часть физической культуры. В нем человек стре­мится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрели­ще, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специаль­ная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психичес­ких и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спор­тивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом стано­вятся физической и духовной необходимостью. Компоненты физической культуры Физическое воспитание. Включенное в систему образова­ния и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характери­зует основу физической подготовленности людей — приобретение фонда жизненно важных двигательных умении и навыков, разносто­роннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движении, система гимнастических упражнении и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность ко­ординировать их в разных сочетаниях; система упражнений для раци­онального использования сил при перемещениях в пространстве (ос­новные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.). Физическое развитие — это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, ок­ружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, лов­кость и др.). Физическое развитие управляемо. С помощью физических упраж­нений, различных видов спорта, рационального питания, режима груда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приве­денные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возраст­ной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей ор­ганизма в различные возрастные периоды: становления и роста, наи­высшего развития форм и функций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства ор­ганизма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных за­конов. Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие. Благодаря профессионально-прикладной физической культуре со­здаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие уп­ражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утом­ление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.
Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеничес­кую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками)г и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздорови­тельные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффек­ивна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.
В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена — распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.
Физическая культура в структуре профессионального образования Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении. Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее, значимы.

Физическая культура студента Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положи­тельное эмоциональное отношение к физической культуре, сформиро­ванную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личнос­ти, познавательную и практическую деятельность по овладению цен­ностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование. Кругозор личности в сфере физической культуры определяют зна­ния. Их можно разделить на теоретические, методические и практи­ческие. Теоретические знания охватывают историю развития физичес­кой культуры, закономерности работы организма человека в двига­тельной деятельности и выполнения двигательных действий, физичес­кого самовоспитания и самосовершенствования. Эти знания необхо­димы для объяснения и связаны с вопросом «почему?» Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «как ис­пользовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической куль­туры?» Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигатель­ное действие?» Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Прежде всего это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих ин­тересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и обра­зует самооценку личности. Она имеет две стороны — содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом. В результате выносится суждение, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу. Таким образом, самооценка — это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как само­уважение, тщеславие, честолюбие. Самооценка имеет ряд функций: сравнительного познания себя (чего я стою); прогностическая (что я могу); регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоува­жение, иметь душевный комфорт). Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притяза­ний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициати­ву и активность личности в физическом совершенствований; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы. Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личнос­ти в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становят­ся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность. Потребности в физической культуре — главная побудительная, на­правляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоут­верждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных заня­тий, в комфорте и др. Потребности тесно связаны с эмоциями — переживаниями, ощуще­ниями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия. Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение — отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции. Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявле­ние активности. Можно выделить следующие мотивы: ♦ физического совершенствования, связанный со стремлением ус­корить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения; ♦ дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вмес­те с друзьями, общаться, сотрудничать с ними; ♦ долженствования, связанный с необходимостью посещать заня­тия по физической культуре, выполнять требования учебной про­граммы; ♦ соперничества, характеризующий стремление выделиться, само­утвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего; ♦ подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной дея­тельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;
♦ спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов; ♦ процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на ре­зультате деятельности, а на самом процессе занятий; ♦ игровой, выступающий средством развлечения, нервной разряд­ки, отдыха;
♦ комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др. В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спор­том важны и интересы. Они отражают избирательное отношение че­ловека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной при­влекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преоб­ладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отра­жаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если по­требность вызывает желание обладать предметом, то интерес — позна­комиться с ним. В структуре интереса различают эмоциональный компонент, по­знавательный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Его показателями могут быть: удовольствие, удов­летворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я и др. Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удов­летворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, не­обходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его показа­телями могут быть: убежденность в необходимости занятий физичес­кой культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и др. В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребности. В за­висимости от активности поведенческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у чело­века осознанного, активного интереса. Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны: ♦ с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоцио­нальность, новизна, разнообразие, общение и др.); ♦ с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действия­ми, испытание себя, улучшение результата и др.); ♦ с перспективой занятий (физическое совершенство и гармонич­ное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоро­вья, повышение спортивной квалификации и др.). Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней. Отношения задают предметную ориентацию, определяют социаль­ную и личностную значимость физической культуры в жизни. Выде­ляют активно-положительное, пассивно-положительное, индиффе­рентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательное отноше­ния. При активно-положительном отношении ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регуляр­ность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий. Пассивно-положительное отношение отличается расплывчатыми мотивами, неясностью и неконкретностью целей, аморфностью и не­устойчивостью интересов, эпизодическим участием в физкультурно-спортивных мероприятиях. Индифферентное отношение — это без­различие и безучастность, мотивация в этом случае противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутству­ют. Пассивно-отрицательное отношение связано со скрытым негати­визмом части людей к физической культуре и спорту, они для таких лиц не имеют никакого значения. Активно отрицательное отношение проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении за­нятиям физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеют никакой ценности. Ценностные ориентации выражают совокупность отношений лич­ности к физической культуре в жизни и профессиональной деятель­ности. Эмоции — важнейший компонент ценностных ориентации, наибо­лее глубоко характеризующий их содержание и сущность. С помощью эмоций выражаются: удовольствие, удовлетворение, величина потреб­ности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я. В связи с тем что эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознанность причины их проявления, можно выделить: настроения (слабо выраженные устойчивые эмоци­ональные состояния); страсть (быстро возникающее, стойкое и силь-1 roe чувство, например к спорту); аффект (быстро возникающее крат­ковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например при победе) эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при за­нятиях физкультурно-спортивной деятельностью. Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями. Воле­вая активность определяется силой мотива: если я очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное, и более длительное во­левое усилие. Волевое усилие направляется разумом, моральным чув­ством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная дея­тельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стрем­ление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание, под которым понимают сме­лость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность по­давлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; со­бранность (сосредоточенность) как способность концентрировать вни­мание на выполняемом задании несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая мини­мальным временем принятия решения в значимой для человека ситуа­ции, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответ­ственности за принимаемое решение. Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляет­ся воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физи­ческой культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеж­дений. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготов­ленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство от­ражает такую степень физических возможное гей личности, ее пласти­ческой свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятель­ности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершен­ное качество.
Физическое совершенствование правомерно рассматривать как ди­намическое состояние, характеризующее стремление личности к це­лостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее многофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а не­обходимым элементом его личностной структуры.
Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты — один их эффективных механизмов слияния общественно­го и личного интересов, формирования общественно необходимых ин­дивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются от­ношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обо­гащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личнос­ти и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целост­ный характер такой деятельности делает ее мощным средством по­вышения социальной активности личности. Физическая культура личности проявляет себя в трех основных на­правлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отра­жает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социаль­ным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физичес­кая культура — основа самодеятельного, инициативного самовыраже­ния будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личнос­ти, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельнос­ти, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.

Профессиональная направленность физического воспитания Профессиональная направленность физической культуры — это основа, объединяющая все остальные ее компоненты. Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся: ♦ степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения; ♦ интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельнос­ти (затрачиваемое время, регулярность); ♦ характер сложности и творческий уровень этой деятельности; ♦ выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявле­ний личности в физкультурно-спортивной деятельности (само­стоятельность, настойчивость, целеустремленность, самооблада­ние, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность); ♦ степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятель­ности; ♦ проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразова­ния, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре; ♦ уровень физического совершенства и отношение к нему; ♦ владение средствами, методами, умениями и навыками, необхо­димыми для физического совершенствования; ♦ системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности; ♦ широта диапазона и регулярность использования знаний, уме­ний, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональ­ной деятельности. Таким образом, о сформированности физической культуры лич­ности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме прояв­ляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера твор­ческого самовыражения в ней. В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней прояв­ления физической культуры личности. Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовле­творенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием за­нятий и внеучебной деятельности, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педа­гогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной актив­ности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным матери­алом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной под­готовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индиф­ферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным. Номинальный уровень характеризуется индифферентным отноше­нием студентов к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элемента­ми — утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность — личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педа­гога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студен­тов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не про­являют инициативы в заботе о своем-здоровье, физическом состоянии. В основе потенциального уровня — положительно осознанное отно­шение студентов к физической культуре в целях самосовершенствова­ния и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые зна­ния, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамот­но выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. Познавательная активность проявляется как в сфере спортив­ных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы. Направленность «на себя». Большое значение придают эмоцио­нальному общению и самовыражению в процессе занятий. Использу­ют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной де­ятельности лишь при побуждении извне (педагоги, общественность, деканат). После окончания вуза проявляют физкультурно-спортив­ную активность, лишь попадая в благоприятную среду. Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в цен­ностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физичес­кой культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семей­ную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодея­тельности во многих сферах жизнедеятельности.
Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответст­вие между современными требованиями к профессионально-личност­ному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры.
Организационно-правовые основы физической культуры и спорта Высокая социально-экономическая значимость физичес­кой культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедея­тельности законодательные основы. Президентом Российской Феде­рации 27 апреля 1993 г. были подписаны «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте». Этот доку­мент направлен на то, чтобы обеспечить всестороннее развитие чело­века, утвердить здоровый образ жизни, сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболева­ний, вредных привычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпий­ское движение в России, его деятельность координируется Олимпий­ским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию во всех мероприя­тиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом. Система физической культуры направлена на то, чтобы организо­вать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской Федерации. Система существует в государственных и об­щественных формах деятельности. Физическое воспитание в образо­вательных учебных заведениях и дошкольных учреждениях происхо­дит на основе государственных образовательных программ (не менее пяти часов в неделю), также используется внеучебная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, занятия проводятся в рамках индивидуальной программы реабилитации. В физическом воспитании населения при­нимают участие учреждения дополнительного образования: спортив­ные школы, секции, клубы и другие внешкольные и внеучебные физ­культурно-оздоровительные и спортивные организации. Администрации учреждений, организаций, предприятий и объеди­нений обязаны создавать работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные, профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-мас­совую работу, спортивно-оздоровительный туризм. Муниципальные органы создают условия для занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха. Администрация санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз обязана создавать условия для использования в процессе отдыха и лечения различ­ных компонентов физической культуры в целях укрепления здоровья отдыхающих, профилактики и лечения заболеваний. Физическая под­готовка военнослужащих и личного состава правоохранительных ор­ганов должна обеспечить выполнение ими воинского долга и основ­ных служебных обязанностей. Командованием создаются необходи­мые для этого условия. Развитие физической культуры и спорта среди инвалидов направ­лено на повышение их двигательной активности. Это непременное условие их всесторонней реабилитации и социальной адаптации. Этим снимаются образовательные учреждения, учреждения здравоохране­ния, социального обеспечения и организации физической культуры и спорта. Органы управления здравоохранением (государственные, на пред­приятиях, в учреждениях) используют физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний; осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом; организуют и проводят подготовку и повышение квалификации специалистов здравоохранения, создают центры и пункты оздоровления и реабилитации ( средствами физической культуры, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры. Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий, не наносить пред здоровью и ущерб чести и достоинству участников и зрителей, не проявлять жестокости и насилия. Чтобы подготовить спортсменов высокого класса, создаются специализированные организации (государственные, муниципальные, негосударственные, в том числе частные и общественные). Граждане имеют право заниматься профессиональным спортом в качестве спортсменов или судей. Нельзя использовать с целью достижения спортивных результатов приемы, способы и средства, запрещенные в спорте регламентирующими документами, утвержденными спортив­ными организациями и объединениями. К профессиональной педагогической деятельности в области физи­ческой культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ ус­тановленного образца о профессиональном образовании по специаль­ности, выданный образовательным учреждением, или разрешение, вы­данное государственным органом управления физической культурой и спортом. К профессиональной деятельности в области лечебной фи­зической культуры допускаются лица, имеющие профессиональное образование по специальности «Физическая культура и спорт» или медицинское образование.

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении В соответствии с государственным образовательным стан­дартом высшего профессионального образования физическая культу­ра с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного об­разовательного цикла. Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократи­ческое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чув­ством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и форми­руемая в ее процессе личностная культура студента определяют свой­ства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и иници­ативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.

Гуманитарная значимость физической культуры Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную лич­ность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизиро­вать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здо­ровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространст­ва вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в каче­стве главной ценности педагогического процесса.
Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и твор­ческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разре­шать противоречия между природой и производством, трудом и отды­хом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включен­ность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.
Физическая культура выступает как социокультурный слой прак­тики, направленной на освоение природных сил студентов и опосре­дованных их культурным отношением к своим физическим возмож­ностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, осо­бых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процес­са подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоцен­ность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при ко­тором становятся возможными и необходимыми социальные и инди­видуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершен­ствования, самоуправления, самоопределения. Они отражают наибо­лее действенные и долговременные результаты образования по физи­ческой культуре.
Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удов­летворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности. В сфере физической культуры ценности по качественному крите­рию могут быть представлены как: ♦ материальные (условия занятий, качество спортивной экипиров­ки, льготы со стороны общества); ♦ физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и на­выки, физические качества, физическая подготовленность); ♦ социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализа­ции, рекорды, победы, традиции); ♦ психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки); ♦ культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качест­ва, общение, авторитет). Ценностные ориентации студентов рассматриваются как способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятель­ности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, по­знавательными и волевыми ее сторонами; образующими содержа­тельную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чув­ственную), другие — познавательную, третьи — поведенческую ак­тивность. Исследования М.А. Арвисто позволили выделить три ранга цен­ностных ориентации студентов в физкультурно-спортивной деятель­ности. Ценностные ориентации представлены с точки зрения различных компонентов регуляции деятельности. Эмоциональный компонент основывается на привлекательности, а рациональный на полезности, они дополняют друг друга и деятельность регулируют вместе, хотя между ними существует определенное несоответствие. Данные таблицы показывают, что ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с функциональным содержанием деятельности (высокая подвижность, физические на­грузки, эмоциональные переживания), с актуализацией (успех, само­выражение, самоутверждение), с морально-волевыми качествами (воля, настойчивость), с чувством долга, составляют главный ранг. Поэтому в физкультурно-спортивной деятельности этим ценностям необходимо уделять особое внимание, чтобы не ослабевала ориента­ция на эту деятельность.

Основы организации физического воспитания в вузе Физическая культура в вузе выполняет следующие соци­альные функции: ♦ преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготов­ку ее к профессиональной деятельности; ♦ интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организа­ции, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятель­ности; ♦ проективно-творческую, определяющую возможности физкуль­турно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей; ♦ проективно-прогностическую, позволяющую расширить эруди­цию студентов в сфере физической культуры, активно использо­вать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотно­сить эту деятельность с профессиональными намерениями; ♦ ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формиру­ются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование; ♦ коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культур­ного поведения, общения, взаимодействия участников физкуль­турно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоцио­нально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, ток­сикомании; ♦ социализации, в процессе которой происходит включение инди­вида в систему общественных отношений для освоения социо­культурного опыта, формирования социально ценных качеств. Изучение социальных функций физкультуры в вузе позволит глуб­же понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом. Примерной она назва­на потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-терри­ториальных, социокультурных, климатических факторов, а также осо­бенностей подготовки профессиональных кадров, материально-техни­ческих условий. Чтобы достичь цели физического воспитания — сформировать фи­зическую культуру личности, важно решить следующие воспитатель­ные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:
♦ понимать роль физической культуры в развитии личности и под­готовке ее к профессиональной деятельности; ♦ знать научно-практические основы физической культуры и здо­рового образа жизни; ♦ формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
♦ овладеть системой практических умений и навыков, обеспечива­ющих сохранение и укрепление здоровья, психическое благопо­лучие, развитие и совершенствование психофизических способ­ностей и свойств личности, самоопределение в физической куль­туре; ♦ обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии; ♦ приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профес­сиональных целей. Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых пред­усмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала: ♦ физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; ♦ социально-биологические основы физической культуры; ♦ основы здорового образа и стиля жизни; ♦ оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика); ♦ профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Теоретический материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и со­циальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессиональ­но-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональ­ной и социокультурной деятельности. Содержание обязательных лек­ций представлено в настоящем учебнике. Практический раздел учебного материала состоит из двух подраз­делов: методико-практического и учебно-тренировочного. Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и спо­собами физкультурно-спортивной деятельности для достижения лич­ностью учебных, профессиональных и жизненных целей. Примерная тематика занятий может включать: ♦ методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания; ♦ методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью; ♦ основы методики самомассажа; ♦ методику корригирующей гимнастики для глаз; ♦ овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения; ♦ методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей темати­ки лекций. Важное условие закрепления и совершенствования этих методов — многократное воспроизведение в условиях учебных занятий, во вне-учебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе. Освоение второго учебно-тренировочного подраздела помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте. Содержание заня­тий базируется на широком использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства физической культуры, использовать спор­тивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультур­но-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального физического развития, учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овла­девают средствами профессионально-прикладной физической подго­товки. В процессе занятий создаются условия для активизации позна­вательной деятельности студентов в области физической культуры, для проявления их социально-творческой активности в пропагандист­ской, инструкторской, судейской деятельности. Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовлен­ности студентов. Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий по­зволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформиро­ванное™ физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки. Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо вы­полнить обязательные тесты по общефизической и профессионально- прикладной физической подготовке (не ниже оценки «удовлетвори­тельно»), предусмотренные в течение последнего семестра обучения. Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию программы. Студент, завер­шающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен: ♦ понимать роль физической культуры в развитии человека и под­готовке специалиста; ♦ знать основы физической культуры и здорового образа жизни; ♦ иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни. Важны физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы. Освоить содержание дисциплины «Физическая культура» необхо­димо за 408 учебных часов, его можно дополнить элективными (по вы­бору) и факультативными курсами различной направленности, учи­тывающими индивидуальность студента, его мотивы, интересы, по­требности. Для практических занятий студентов распределяют по учебным от­делениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не до­пускаются. В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отде­ление зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, пола. Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических заня­тий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы.
В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов ос­новной медицинской группы, показавших хорошую общую физичес­кую и спортивную подготовленность и проявивших желание углуб­ленно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе. Сту­денты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалифика­цию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением в установленные сроки зачетных требо­ваний.
Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учеб­ного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на ос­нове медицинского заключения может производиться в любое время учебного года. При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематичес­кую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы. В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме: ♦ теоретических, практических, контрольных; ♦ элективных методико-практических и учебно-тренировочных за­нятий; ♦индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций; ♦ самостоятельных занятий по заданию и под контролем препода­вателя; Внеучебные занятия организуются в форме; ♦ выполнения физических упражнений и рекреационных меро­приятий в режиме учебного дня; ♦ занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам; ♦ самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; ♦ массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных меро­приятий.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.