Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Технологические основания физкультурной тренировки старших дошкольников

Разработанная совместно с профессорами В.К. Бальсевичем (Москва), Г.Г. Наталовым, Ю.К. Чернышенко (Краснодар) модель конверсии высоких технологий спортивной подготовки, адаптированная к потребностям современного дошкольного физического воспитания, безусловно, является позитивным фактором, инициирующим развитие инновационных процессов на рациональной методологической основе. При этом рассматриваемая концепция конверсии предлагает абсолютно конкретный механизм рациональной и эффективной реализации достижений спортивной культуры в физическом воспитании дошкольников.
В течение трех лет в условиях ДОУ № 129 г. Краснодара реализуется система физкультурной тренировки старших дошкольников (5-7 лет) в структуре годичного цикла. Основой системы являются физкультурно-тренировочные занятия четырех типов: академические, учебно-тренировочные, тренировочные, соревновательные, характеристики которых представлены в табл. 1. В структуре года выделяется 2 полугодовых периода по 4,5 месяца, в каждом из которых имеется подготовительный, соревновательно-игровой, переходный периоды и отдельно летний период, имеющий преимущественно рекреационную направленность (поддерживающий игровой период). Подготовительный период состоит из трех этапов: 1 - общеподготовительного; 2 - специальной физической подготовки на основе учебно-тренировочных микроциклов (СФП-1); 3 - специальной физической подготовки на основе физкультурной тренировки (СФП-2). Продолжительность каждого этапа составляет 3-4 недельных микроцикла. Микроциклы представляют собой отрезок учебно-воспитательного процесса, состоящий из трех занятий одного типа в структуре недели, которые решают конкретную задачу на данном этапе и в определенном периоде. Общеподготовительный этап состоит из трех базовых микроциклов, к которым в начале года добавляется один модельно-соревновательный микроцикл для решения задач контроля за исходным уровнем физической подготовленности. На этом этапе решаются задачи изучения и повторения техники двигательных действий. Контроль за уровнем физической подготовленности можно начинать с третьего базового микроцикла и осуществлять в четвертом - модельно-соревновательном, контрольном. Этап СФП-1 состоит из четырех учебно-тренировочных микроциклов и решает следующие задачи: - овладение умениями выполнять ОРУ (элементарные движения, их соединения, равновесия, прыжки и др.) в виде комбинаций по типу вольных упражнений на месте или с небольшим продвижением; - реализация элементов эстетического воспитания - выполнение движений красиво с изменением скорости и амплитуды; - закрепление техники основных движений и расширение объема двигательных навыков. Этап СФП-2 состоит из четырех тренировочных микроциклов. На этом этапе решаются задачи преимущественного воспитания ловкости путем выполнения комбинаций основных движений в форме комбинированных эстафет, полос препятствий, игровых заданий. Продолжается развитие скоростно -силовых и силовых способностей на основе применения круговой тренировки. Таблица 1. Характеристика особенностей физкультурных занятий для дошкольников Тип занятий Блоки занятия и их основное содержание 1 2 3 4 5 6 Академическое Вводная часть: организация группы Подготовительная часть: ходьба, бег, ОРУ Основная часть Заключительная часть занятия Изучение техники двигательных действий 1 Изучение техники двигательных действий 2 Развивающая игра Учебнотренировочное Подготовка организма к основным нагрузкам Комбинации ОРУ Закрепление техники основных движений Развитие быстроты при выполнении основных движений Развитие скоростносиловых способностей в процессе формирования основных движений (ОД) Снижение функциональной активности организма Тренировочное Подготовка организма к основным нагрузкам Поточное выполнение комплексов ОРУ по типу ритмической гимнастики Развитие координационных способностей в процессе выполнения ОД Развитие быстроты и ловкости в процессе выполнения ОД Развитие скоростносиловых способностей методом круговой тренировки Снижение интенсивности нагрузок Соревновательное Разминка - функциональная подготовка организма к основной физической нагрузке Соревновательноигровые задания на развитие координации Соревновательноигровые задания на развитие быстроты Соревновательноигровые задания для развития скоростносиловых способностей Соревнования на развития ловкости Заминка - приведение организма в обычное состояние Соревновательно-игровой период состоит из трех соревновательных микроциклов. В начале периода предлагаются задания на лучшее выполнение комбинаций по типу вольных упражнений, в середине - соревнования в основных движениях, завершается период соревнованиями по играм, эстафетах, проведением физкультурного праздниках. По календарю первый переходный период совпадает с новогодними, второй - с майскими праздниками. В эти периоды решаются задачи активного отдыха, общей физической подготовки, изучения и проведения спортивных и подвижных игр, развития гибкости, осуществляется подготовка к следующему этапу тренировки (в мае - к переходу на летний режим занятий, табл. 2). Контроль за уровнем интенсивности нагрузки, выполняемой старшими дошкольниками на физкультурно -тренировочных занятиях, а также за интенсивностью нагрузки при выполнении упражнений детьми дошкольного возраста осуществляется по величине ЧСС. Нагрузка на занятиях характеризуется средней величиной ЧСС и варьируется от 140 до 160 уд/мин. Исходя из этих рекомендаций предлагаются следующие градации интенсивности нагрузки на занятиях:
- малая - ЧСС от 140 до 145 уд/мин; - средняя - от 145 до 150 уд/мин; - большая - от 150 до 160 уд/мин. Объем нагрузки определяется моторной плотностью занятий. Моторная плотность зависит от задач занятия и изменяется в диапазоне от 65 до 90%. Исходя из этого величину объема нагрузки на занятии предлагается определять моторной плотностью по следующим градациям:
- малый объем - 70 %; - средний объем - 80 %; - большой объем - 90 %. По утверждению Н.Г. Озолина (2002), наиболее распространенное соотношение интенсивности и объема нагрузки в микроцикле в подготовительном периоде таково: интенсивность от начала к концу микроцикла снижается, а объем - увеличивается. В соответствии с этим в физической тренировке дошкольников с начала общеподготовительного этапа до середины этапа СФП-1 применяются следующие параметры изменения нагрузки в микроциклах: объем увеличивается от средних до высоких значений. Во второй половине этапа СФП-1 и на протяжении всего этапа СФП-2 в микроциклах объем нагрузки увеличивается от малого до большого, а интенсивность снижается от больших до малых значений. В соревновательно-игровом периоде интенсивность большая, а объем малый, в переходном периоде соотношения объема и интенсивности нагрузки такие же, как и на общеподготовительном этапе (табл. 3). Дозировка при выполнении упражнений варьируется с помощью предполагаемого объема и интенсивности, применения различных методов выполнения упражнений и ограничивается регламентом занятия и его задачами. При проведении занятий с высокой интенсивностью и малым объемом возникающие паузы заполняются выполнением дыхательных и релаксационных упражнений. Пилотажный эксперимент применения системы физкультурной тренировки дошкольников в полугодовом периоде с октября 2000 г. по март 2001 г. позволил получить выраженный прирост показателей скоростно-силовых, координационных способностей и гибкости. Этот факт обусловил проведение эксперимента по применению системы физкультурной тренировки дошкольников в годовом цикле, включающем 2 полугодовых периода с сентября 2002 г. на базе МДОУ № 129 г. Краснодара. Таблица 2. Задачи, средства и методы физической тренировки дошкольников в полугодовом периоде тренировки дошкольников Задачи, средства и методы тренировки Подготовительный период Соревновательноигровой период Переходный период общеподготовительный этап этап СФП-1 этап СФП-21 недели 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 1 2 3 Общая физическая подготовка 1. Активизация внимания, подготовка организма: - строевые, общеподготовительные упражнения - ритмическая гимнастика X X X X X X X - повторный метод X X X X X X X - игровой метод X X X X 2. Развитие координационных способностей и гибкости: - ОРУ - гимнастические упражнения X X X X - ритмическая гимнастика X X X X - повторный метод X X X X X X X 3. Развитие скоростно-силовых и силовых способностей: - ОРУ и элементы основных видов движений (ОВД) - игровой метод X - повторный метод X - круговая тренировка X X 4. Повышение уровня быстроты и ловкости: - упражнения с мячом X X X X - упражнения со скакалкой X X X X - подвижные и спортивные игры X X X X X - игровой метод X 5. Развитие общей выносливости: - длительный или кроссовый бег X X X X - игры на местности X X X 6. Обучение технике основных видов движений X X Специальная физическая подготовка 7. Создание специального фундамента двигательных действий X X X X 8. Совершенствование скорости движений: - выполнение ОВД в облегченных условиях X X X X 9. Развитие скоростно-силовых качеств: - выполнение ОВД в затрудненных условиях X X X X 10. Повышение ловкости движений: - выполнение ОВД в различных сочетаниях. X X X X Соревновательно-игровая подготовка 11. Формирование качества движений и координационных способностей: - гимнастические упражнения - координационные двигательные задания - метания К К X X X 12. Совершенствование скоростно-силовых способностей К К X X 13. Соревнования по различным видам двигательной активности: - физкультурно-спортивные праздники X X X 14. Отдых и восстановление: - дыхательные упражнения - релаксационные упражнения - повторный метод X X X X X X X X X X X X - игровой метод X X X X X X Условные обозначения: К - контроль; Х - применение средств или методов на занятии Таблица 3. Соотношение объема и интенсивности нагрузки на занятиях микроцикле Величина нагрузки
Общеподг. этап и ОПФ-1 Этап СФП-1 и СФП-2 Соревновательноигровой период Переходный период Занятия: 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 Интенсивность С С М Б С М Б Б Б С С М Объем М С C М С Б М М М М С C Условные обозначения: М - малая величина; С - средняя; Б - большая величина.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.